В чем заключается особенность организации обучения в педагогическом процессе детского сада

Обновлено: 05.07.2024

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Педагогический процесс – это специальное организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.

Как видно из определения, ведущими характеристиками педагогического процесса являются целенаправленность, целостность, наличие связей между участниками, системность и процессуальность (деятельностный характер).

Цели педагогического процесса детского сада в первую очередь связаны с развитием целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия. Педагогический процесс становится совокупностью или комплексом педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром людей и культурой.

Проблема дошкольного образования оказалась в поле зрения исследователей лишь в самое последнее время. Выполнен ряд исследований (Н. В. Войниленко, И. Б. Едакова, Л. Л. Иванова, Е. С. Комарова, Е. Ф. Купецкова, С. Г. Молчанов,Т. И. Оверчук,И. А. Рыбалова и др., в которых выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования.

Однако специальных исследований по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления качеством дошкольного образования до настоящего времени не проводилось. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственной образовательной деятельности.

Непосредственная образовательная деятельность - это совместная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.

Основные формы образовательной деятельности : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач.

Главная особенность организации образовательной деятельности в дошкольном общеобразовательном учреждении - это уход от занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Для решения определенных задач развития и обучения в различных видах детской деятельности необходимо выделить форму совместной деятельности - это образовательная ситуация.

Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка.

Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т. д., так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Комплексный подход к построению к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада.

Образовательные ситуации могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях. Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения.

Таким образом, основные тезисы организации совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова: включенном ближнем воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без дисциплинарного принуждения); свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства)

Цели образовательной деятельности в режиме дня: охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; формирование у детей основ безопасности собственной жизни деятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира). Освоение первоначальных представлений социальных отношений. Формирование у детей положительного отношения к труду.

Целостность педагогического процесса понимается как целостность процессов социализации и индивидуализации дошкольника, сохранение природы ребенка и ее развития в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.

Характер связей между участниками педагогического процесса

Организация взаимодействия как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и предполагает максимально возможный учет субъектных позиций участников педагогического процесса, то есть субъект-субъектные отношения педагога и детей.

При таком типе взаимодействия педагогом предлагаются способы и формы, учитывающие индивидуальные интересы, отношения, склонности детей и предлагающие широкую палитру ролевых взаимоотношений и сотрудничества.

Педагогический процесс ДОУ представляет собой пример системного объекта – совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Для педагогического процесса как системы характеры следующие признаки:

целостность, проявляющаяся во взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса.

структурность. Структура педагогического процесса включает следующие основные компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный;

открытость. Педагогический процесс детского сада – открытая для социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека;

множественность описания. Педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.

В ходе организации педагогического процесса педагог решает разные по содержанию, уровню сложности, масштабности результатов задачи. Это и задачи, которые заранее проектируются по результатам развития ребенка, и задачи, которые возникают ситуативно в ежедневной жизнедеятельности детей.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Особенности дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада.

Вместе с тем соотношение игровых и реально-практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах, несомненно, преобладание игровой формы ситуаций. В старшем дошкольном возрасте значительно усиливается роль реально-практических образовательных и условно-вербальных ситуаций. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, поэтому игровые образовательные ситуации продолжают включаться в организованную образовательную деятельность, но они приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Задача данного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей (2).

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Справедливо отмечено, что основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь дошкольников интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций (23).

В организации педагогического процесса в детском саду большое значение имеет вопрос о своеобразии воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Дошкольное воспитание содержит такие задачи, которые имеют не только воспитательное, но и образовательное значение. К этим задачам надо отнести формирование у детей правильных представлений об окружающем развитие речи, счета, приобретение навыков в рисовании, лепке и т.д.

Разработано значительное число форм и средств образовательной работы с детьми дошкольного возраста, в том числе занятия, дидактические игры и материалы. Каждое из этих средств обладает различными возможностями по отношению к воспитательно-образовательным задачам.

Дошкольная педагогика избирательно подходит к средствам образовательной работы с детьми, сообразуясь с задачами детского сада, основанными на требования активного руководства развитием каждого ребенка, обеспечение высокого уровня всестороннего развития всех детей, воспитывающихся в детском саду.

Среди средств дошкольной образовательной работы обучение обладает большими преимуществами, так как оно обеспечивает организованную обучающую роль взрослого, что делает обучение весьма эффективным.

Обучение, будучи применено к различному образовательному содержанию – ознакомлению с окружающим, формированию речи, развитию математических представлений, музыкальных способностей, развитию движений, рисованию, лепке и т.д., оказывает на детей глубокое воспитательное влияние, развивает способности, интересы: расширяет кругозор, обогащает умения и навыки в различных видах деятельности, совершенствует внимание. Обучение дает возможность поднять развитие всех детей в группе на более высокий уровень, содействует в значительной мере смягчению неравномерности развития детей, наблюдающейся в практике.

В процессе обучения и под его непосредственным влиянием у детей формируется учебная деятельность – способность ребенка производить умственную работу определенного направления и в связи с этим слушать и слышать, смотреть и видеть, воспринимать и познавать. Это первые шаги в развитии способности учиться (23).

Учебная деятельность вносит значительные изменения в поведение ребенка. Он становится более собранным, легче откликается на слово взрослого, привыкает выслушивать подробности. Становится более внимательным. И все это сообщает поведению детей организованный характер и делает их более воспитанными.

Обучение обладает большим воспитательным воздействием также и потому, что оно обеспечивает детям посильные для них движения вперед, дает возможность достичь определенного результата и пережить удовлетворение от работы. А это стимулирует формирование детских интересов, воли, характера.

Всякое обучение имеет общие черты. Вместе с тем эти общие черты конкретизируются для каждой возрастной ступени своеобразно. Такими общими чертами является то, что:

б) обучение опирается на обучающую роль взрослого (учителя, воспитателя);

в) обучение носит организованный характер: имеет определенную программу и форму организации детей.

В целях планомерного и систематического влияния воспитателя на всех детей в группе обучение в детском саду строится как организованный процесс и протекает в форме занятий с группой детей определенного возраста.

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитания организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу. Главная роль в обучении отводится занятиям.

Занятия – это форма организации обучения в детском саду. Они обязательны для всех дошкольников: для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками. Содержание учебного материала постепенно усложняется. На занятиях используется материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

Так как решающая роль на занятии принадлежит личному влиянию воспитателя на детей, то оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития. От взрослого требуется очень хорошее овладение разнообразной деятельностью (рисование, ритмические движения, пение, умение наблюдать и т.д.), поскольку обучение ребенка происходит на образцах личного примера воспитателя.

В методическом отношении на занятиях используются дидактические материалы и пособия, разработанные с учетом задач и возрастных особенностей детей (красочность, динамичность и т. д.). Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

В дошкольном учреждении проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, физкультурное, музыкальное, человековедение, валеология, этика и эстетика и тренинги.

Обучение основано на воспитании произвольного активного внимания, умении активно действовать, достигать результатов в своих действиях – все это требует от детей известного умственного и физического напряжения. Правильно установленная мера такой работы возможна только тогда, когда обучение ведется в форме дидактически целесообразных занятий.

Имея дело с детьми дошкольного возраста, нервная система которых находится в периоде формирования необходимо проявлять величайшую заботливость в отношении правильной учебной нагрузки детей.

Важным вопросом поэтому является установление времени занятий, их места в общем режиме, длительности, частоты и регулярности.

Рассматривая обучение как систему постоянно повторяющихся воздействий на ребенка, образующих у него определенные дидактический стереотип, необходимо особо требовательно подходить не только к отдельным элементам процесса обучения, но и к организации строгой периодичности занятий, правильного чередования с играми, нормирование их определенным временем. Это требование важно соблюдать как в дидактических целях, так и для формирования у ребенка таких качеств, как собранность, организованность (23).

Занятия, как форма организации обучения призвана обслуживать разнообразное его содержание. Сделано это может быть только при условии достаточной гибкости этой формы и соответствия ее содержанию. Так как принципом нашего обучения является работа со всей группой одновременно, то и занятия по своей организации должны отвечать этому требованию.

Анализируя организацию педагогического процесса в дошкольном учреждении можно отметить следующее:

1. В организации педагогического процесса в дошкольном учреждении большое значение имеет проблема своеобразия учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Разработано значительное число форм и средств учебной работы с дошкольниками, в том числе занятия, дидактические игры, дидактические материалы.

3. Учебные занятия в дошкольных учреждениях имеют свою специфику:

- имеют большое значение для подготовки детей к школе; дети овладевают навыками учебной деятельности, становятся более собранными, организованными;

- на занятиях развивается устойчивое внимание, сосредоточенность, способность к волевым усилиям;

- при систематическом проведении занятий формируются познавательные интересы;

- при совместной работе на занятиях дети влияют друг на друга – это способствует созданию дружного детского коллектива и формирует умение жить и работать в нем.

Глава ІІ. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников в процессе учебных занятий в дошкольном учреждении

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 117670
Количество таблиц: 9
Количество изображений: 5

Автор: Изотова Ирина Анатольевна

Населенный пункт: Республика Коми, г. Ухта

Раннее детство – особый период в жизни ребёнка. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.

Воспитание и развитие детей раннего возраста предусматривает личностно-ориентированный подход во взаимодействии с детьми, создание в детском саду условий, обеспечивающих психологический комфорт и всестороннее развитие каждому ребенку.

Для правильной организации педагогической работы с малышами в ДОУ необходимо знать возрастные особенности детей раннего возраста, которые отличают их от детей более старшего возраста и от взрослых.

Остановимся на основных особенностях работы с маленькими детьми.

Особенность первая.

Необходимость включения в детскую деятельность.

Особенность вторая.

Необходимость личной обращенности к ребенку.

Необходимость индивидуального подхода педагога к каждому ребенку очевидна во всех возрастах. Однако в раннем возрасте индивидуальный подход имеет решающее значение не только потому, что все дети разные, но еще и потому, что маленький ребенок может воспринять только то воздействие взрослого, которое адресовано лично ему.

Особенность третья.

Неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Важнейшая особенность работы с детьми раннего возраста - неэффективность любых вербальных методов воспитания.

Любые инструкции, объяснения, призывы к послушанию по отношению к ним оказываются бесполезными. Дети этого возраста живут только настоящим. Воздействие ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) является для них гораздо более сильным побудителем, чем значение слов взрослого. Это вовсе не значит, что с маленькими детьми не нужно говорить. Но слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.

Особенность четвертая.

Необходимость принимать ребенка.

Крайне важно позитивное принятие и доброжелательность к детям, которое подразумевает положительное отношение независимо от того, что и как он делает.

Особенность пятая.

Необходимость эмпатии.

Важным условием педагогического общения с маленькими детьми является эмпатия, т. е. сочувствие и сопереживание. Эмпатия требует умения слушать другого и не только его слова, но и то, о чём он умалчивает или чего даже не осознаёт.

Из всего сказанного можно сделать вывод: все эти требования необходимо соблюдать каждому дошкольному педагогу, однако относительно раннего возраста они имеют особую значимость, поскольку в этот период отношения ребенка со взрослым в воспитательном процессе выходят на первый план.

Образовательная деятельность с детьми раннего возраста осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.

  • Совместная деятельность педагога с детьми.
  • Образовательная деятельность в режимных моментах.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Организованная образовательная деятельность.

Главная особенность организованной образовательной деятельности детьми раннего возраста заключается в том, что при организации взаимодействия педагога с детьми должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая стимулирование активности каждого ребенка, формирование определенных знаний, умений и навыков, желание действовать, общаться, играть.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, организуемая деятельность должна быть:
— событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);
— ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);
— процессуальна (развитие навыков в бытовых и игровых процессах).

Ведущим направлением в ФГОС по развитию и воспитанию детей раннего возраста является комплексное сопровождение индивидуального развития ребёнка, способствующего формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей.

Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые мы используем для организации совместной деятельности детей с педагогом либо самостоятельной деятельности малышей.

- сюжетно – отобразительные игры;

- конструктивные игры и др.

Рассматривая конкретное содержание у казанных в стандарте 5 образовательных областей, следует отметить, что оно зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

В соответствии с ФГОС дошкольного образования основными видами деятельности для детей раннего возраста являются:
— предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
— экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.);
— общение с взрослым;
— совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
— самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
— восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
— двигательная активность.
1. Предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками.

Предметно-игровая деятельность с составными и динамическими игрушками является основной в формировании познавательной активности, в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей.
К составным игрушкам относятся пирамидки, матрёшки, различные шнуровки, составные и разрезные картинки, кубики, пазлы (крупные), конструкторы (крупные), и др.
К динамическим игрушкам относятся юла, волчки, неваляшки, заводные игрушки, то есть те, в основе которых происходят разнообразные виды движения: кручение, кувыркание, вращение.
В предметно-игровой деятельности очень важен результат действия ребенка (особенно с составными игрушками). Познавательный интерес детей как раз и поддерживается за счет понятных им собственных результативных действий. Таким образом, происходит усвоение способов действий.

Задачи педагога:
— развивать познавательный интерес к окружающим предметам и способствовать активным действиям с ними;
— формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители;
— формировать умение подражать игровым действиям взрослого.

В предметно – игровой деятельности показываем детям правильные способы действий, поддерживаем познавательную активность, заинтересованность, побуждаем к самостоятельности.

2. Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.).

Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В ходе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования. Не забывайте напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться), а также о правилах игры с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот).

Задачи педагога:
— знакомить с обобщенными способами исследования различных объектов из окружающей жизни ребенка;
— поддерживать познавательную активность и познавательный интерес в процессе экспериментирования;
— побуждать к самостоятельному экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами;
— обогащать непосредственный чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

3. Общение со взрослым.

Общение – это важнейшее событие в раннем возрасте и основная форма воспитания. Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Речь взрослого является образцом для подражания. Для развития общения используем вопросы, словесные поручения, создание проблемно-речевых ситуаций, ролевые и коммуникативные игры, чтение стихотворений и сказок, опыты, драматизации, наблюдения.

Задачи педагога:
— способствовать обогащению словаря;
— формировать умение спросить, ответить, попросить, подать реплику;
— развивать потребность в речевом общении.

4. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.

Так как детям раннего возраста еще сложно самостоятельно включаться в игры со сверстниками, педагог целенаправленно организует игровую деятельность. Для совместных игр рекомендуются коммуникативные, сюжетно-отобразительные, музыкально-ритмические игры, а также игры и упражнения с дидактическим материалом.

Задачи педагога:
— способствовать формированию опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;
— обучать позитивным способам общения и разрешения конфликтов в процессе игры;
— развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

5. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

Простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности формируются в процессе режимных моментов. При этом обязательным условием является соблюдение принципа постепенного включения ребенка в какую-либо деятельность по приобретению навыков самообслуживания. Необходимо эмоциональное вовлечение малыша к действиям с бытовыми предметами-орудиями, поэтому обучение должно происходить в игровой форме.

Задачи педагога:
— формировать элементарные навыки самообслуживания;
— формировать навыки культуры поведения, соответствующие нормам и правилам;
— формировать предметные действия;
— развивать самостоятельность в бытовом поведении.

6. Восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок.

Желательно организовать цикл игровых образовательных ситуаций, направленных на развитие эмоционального мира ребенка. Особое значение в восприятии детей раннего возраста имеет наглядность. Поэтому чтение, рассказывание, слушание музыки сопровождается показом картинок, картин и игрушек.

Задачи педагога:
— формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации;
— формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки, потешки, сказки и рассказы;
— развивать способность эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.

7. Двигательная активность.

Помимо организации подвижных игр и упражнений педагогом должны быть созданы условия для развития самостоятельной двигательной активности детей. Для этого необходимо обогатить развивающую среду игрушками-каталками, тележками, автомобилями и др., а также спортивным инвентарем и оборудованием.

Задачи педагога:
— развивать двигательную активность детей во всех видах игр;
— содействовать развитию основных движений;
— создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

Таким образом, при организации взаимодействия педагога с детьми раннего возраста необходимо:
— включать несколько различных видов деятельности, которые последовательно сменяют друг друга;
— организовать деятельность так, чтобы избежать возникновения переутомления у малышей;
— обогащать личный опыт детей в бытовых и игровых процессах.

Выполнение всех требований к построению воспитательно-образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях ДОУ, к организации развивающей предметно-пространственной среды способствует решению одного из главных принципов дошкольного образования – проживание ребенком всех этапов детства, конкретно – раннего возраста.

Читайте также: