В чем заключается художественно эстетическое и духовное богатство пушкинской любовной лирики кратко

Обновлено: 08.07.2024

Каждый поэт старается донести до читателя определенные чувства, которые должны пробуждаться с помощью магических рифм, определенного размера, ритма.
В творчестве любого поэта присутствуют “вечные темы”, он затрагивает те вопросы, которые его волнуют, пытается найти истину.
Главные вопросы, которые решают все поэты, формулируются следующим образом: кто такой поэт и в чем его предназначение?
А. С. Пушкин тоже задавался

этими вопросами, и свое мнение он выразил в одном из последних стихотворений “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”, где поэт подводит итоги всему творчеству и говорит о назначении “пиита” в мире:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Таким образом, читатель понимает, что главное назначение поэта в мире – пробуждать в людях “чувства добрые”. Пушкин оказался верен своему предназначению и в своем творчестве обращался к таким темам, как свобода, любовь, дружба, осмысление

философских категорий; и стихи, посвященные этим вопросам, направлены на пробуждение “чувств добрых” у читателя.
Пушкин в равной степени уделял внимание всем этим темам, но я хочу подробнее остановиться на любовной лирике.
Любовная лирика традиционна для русской поэзии, и каждый поэт вкладывает в нее свои собственные переживания, свой опыт, поэтому такая лирика является наиболее субъективной.
Конечно, Пушкин следует определенным традициям, осмысливая тему любви, но в то же время вносит свое, новое, видение этой темы.
Для Пушкина любовь – прежде всего основное содержание жизни, так как без этого прекрасного чувства она не имеет смысла, в ней отсутствуют движение, развитие.
В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” поэт говорит о том, что любовь – это всегда благо, какой бы она ни была (безответной или взаимной), потому что она всегда облагораживает душу человека. Кроме того, один из принципов любовной лирики – использование мотивов расставания, потому что в этот момент все чувства человека обострены. И если у других поэтов разлука – это боль, то у Пушкина расставание лишено трагизма, так как любовь – всегда благо.
Возвращаясь к самому стихотворению, нужно сказать, что состояние лирического героя характеризуется эпитетами “грустно и легко”, “печаль моя светла”. Кажущийся на первый взгляд парадокс оправдан: печаль порождена любовью, и именно поэтому она “светла”. Влюбленные расстаются, но чувство все равно переполняет лирического героя.

Однако состояние без любви длится всего лишь мгновение, в противном случае, остановится сама жизнь. Лирический герой уже стоит на пороге нового чувства:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может.
Пушкин говорит о том, что если любви нет, то нет и жизни, поэтому герой снова влюбляется и живет.
Продолжает эту тему стихотворение “Я помню чудное мгновение…”, посвященное Анне Петровне Керн. В стихотворении прослеживается та же мысль о необходимости любви в жизни.
Появление любимой женщины для лирического героя – это “чудное мгновенье”. В творчестве Пушкина существуют культ женщины и культ красоты, но последняя понимается не как совершенство внешнее, а как совершенство внутреннее, как некая чистота, поэтому любимая воспринимается как “гений чистой красоты”.
В стихотворении рассказана история двух встреч влюбленных людей, между которыми проходит определенное время. Каждая из встреч – миг, а время между ними – вечность, когда движение жизни замедляется, а сама она лишается внутреннего содержания, потому что лишена любви. Пушкин пять раз повторяет предлог “без”, подчеркивая тем самым отсутствие в окружающей действительности даже намека на некий смысл.
Стихотворение имеет кольцевую композицию. Вторая встреча пробуждает лирического героя, он опять видит “гения чистой красоты” и испытывает миг восторга. Возвращение любви наполняет жизнь героя смыслом, и пятикратное повторение союза “и” указывает на то, сколь много возвращается к герою вместе с любовью:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Образцом русской, а возможно, и мировой любовной лирики является стихотворение “Я вас любил…”. Всего восемь строчек, а какая концентрация смысла! Чувство прошло, лирический герой чувствует, что он больше не любим, однако в его интонации нет ни нотки упрека в адрес любимой женщины.

Горечь утраты и сила чувства, испытываемого героем, становятся понятны читателю из-за троекратного повторения им фразы “Я вас любил…”. Однако он не хочет причинять своей любовью беспокойство женщине, которая эту любовь по отношению к нему больше не испытывает.
В двух строчках Пушкину удается выразить все то, что переживал лирический герой в процессе любви: “…безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим…”. Душа героя болит, но сердце ликует, потому что может любить.
Лирический герой проявляет удивительное благородство натуры: он желает счастья возлюбленной, желает, чтобы кто-то другой любил ее так же сильно, как он сам, ведь только сам человек знает силу своего чувства.
Стихотворение “Мадонна” было написано после женитьбы поэта на Наталье Николаевне Гончаровой и посвящено ей.
В первой части лирический герой описывает свою мечту – самое сокровенное желание, то, что недоступно, несбыточно. И эта мечта – повесить в своей обители изображение Мадонны с младенцем. Конечно, мечты редко сбываются, но это тот самый редкий случай: она становится явью.

Поэт сравнивает любимую женщину с Мадонной.
Пушкин говорит о том, что любовь – дар божественный, она освящена небесами. Мадонна для него – идеал красоты, поэтому поэт использует прилагательное “чистый” в превосходной степени: “Чистейшей прелести чистейший образец”. Образ Мадонны – это образец для подражания.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из самых прекрасных чувств, которое воспевает Пушкин, была любовь. При этом нужно отметить особый взгляд поэта на нее, его оригинальное восприятие этого чувства. Ведь до него никто из поэтов не считал, что можно воспеть в стихах момент расставания, пожелать любимой женщине найти счастье с другим человеком (стихотворение “Я вас любил…”).

Такое новаторство, несомненно, было необычным для русской поэзии XIX века. Пушкин действительно пробуждает в сердцах читателей “чувства добрые”, которые он и сам испытывал. Для него любовь – это неотъемлемая часть жизни, и каждый человек должен испытывать, по мнению поэта, это прекрасное чувство.

Особое место в русской литературе занимает тема любовной лирики Пушкина. Он стал своеобразным новатором, который с помощью стихотворений смог передать свойственное всем людям чувство любви.

Место любовной лирики в творчестве

Тема любви – одна из центральных во всем творчестве А. С. Пушкина. Это и любовь к женщине, и любовь к музе, и любовь к друзьям.

Большое количество стихотворений посвящено реальным возлюбленным писателя, многие лирические произведения посвящены чувству любви в целом. Автор рассуждает по поводу любви в жизни каждого человека.

Чувство любви никогда не покидало А. С. Пушкина, поэтому все оттенки эмоций отображались все в новых и новых стихотворениях. В теме любви писатель ищет вдохновения, так как само чувство любви сопровождает его каждую минуту.

Мотивы

Любовная лирика А. С. Пушкина отличается мотивами счастливой любви. Автор через чувства лирического героя показывает, что любовь – это только положительное чувство, ведь оно способно действительно на многое. Даже если стихотворение наполнено грустью и тоской по прошлой любви, оно написано в радостных тонах, ведь все, что было с лирическим героем – счастье.

Каждое пушкинское стихотворение на тему любви носит в себе какой-либо оттенок: страсть, робость, нежность, грусть, безнадежность, ревность, досада, впечатлительность. Все это характеризует чувство любви с разных сторон. Чувство любви к одной женщине, как показывает А. С. Пушкин, отличается от этого чувства к другой женщине. В этом и заключается ее прелесть. Человек с каждой новой любовью может открывать себя с новой стороны.

Любовь – это то, что приносит в жизнь человека новые чувства и эмоции, то, ради чего хочется жить и творить. Возлюбленные являются настоящими музами, ради которых создаются новые лирические произведения.

Несмотря на новые влюбленности и завершенность прошлых отношений, А. С. Пушкин доказывает, что любовь не может исчезнуть навсегда. Человек рано или поздно вновь испытает это чувство. Писатель утверждает, что человек не может не любить.

Даже безответная любовь не способна на то, чтобы человек отрекся от любви и чтобы он навсегда отказался от этого чувства.

Произведения

Тема любви является излюбленной темой А. С. Пушкина. В стихотворениях любовь и лирика Пушкина соединяется воедино.

Пушкин смотрел на мир с любовью - во многих его стиха присутствует нотка благосклонности ( любви). он умел передавать свою любовь и свое самовыражение через стихи и другие произведения. любовь - это и есть основное духовное богатство, которым Пушкин восхищался. именно любовью его стихи и богаты.

А что делать объясни

. Но после слов Отиса призрак громко застонал и бросил бутылек со словами :
- Да что же это такое?! Неужели меня здесь никто не боится?
И покинул Мистера Отиса.
На утро мистер Отис рассказал жене о случившемся, но увы она ему не поверила. Ночью жена (допустим) Маргарет тоже услышала странный звон цепей и стоны. Она последовала на звук и увидела странного вида мужчину закованного в оковы и побежала к мужу, чтобы рассказать ему обо всём.
На следующую ночь Отис решил не спать, и выгнать этого жалкого призрака. Ночью в особняке послышался стон и голос :
- Неужели эти люди не боятся меня?
Отис решил подойти к призраку со спины и схватить его. Ему удалось.
Так Отис и выяснил, что призрака в доме держит проклятье, а спасти его может лишь любой, кто его полюбит и пожалеет.
На следующую ночь плач и стоны услышала дочь Отиса. Она решила пойти на первый этаж и узнать, кто же это плачет. И там на кресле сидел старик. Она решила спросить, может ли она ему помочь, тот ей и рассказал, что спасти его может лишь пожелавший и полюбивший его человек, девочка пожалела его и тогда проклятье разрушилось и призрак покинул Кентервильсвий особняк.
Вот так и закончилась эта история.

Любовная лирика Пушкина

Литература

Александр Сергеевич Пушкин в своем видении творчества был новатором. Его поэтическая душа тонко ощущала и воспринимала все вокруг. Особенностью любовной лирики Пушкина считается не только безупречная передача человеческих порывов, мыслей, страданий и счастья. Любовь в понимании поэта может быть разной: страстной и нежной, открытой и спрятанной от чужих глаз. Он точно описывал чувства как между мужчиной и женщиной, так и к родителям, друзьям, отчизне, природе.

Основные мотивы

Практически в любом творческом сочинении Пушкина заметно, что он наслаждается любовью. Автор умел видеть прекрасное и передавал это читателю. В его понимании любовь великолепна во всех проявлениях. Даже если текст казался пропитанным грустью, ревностью, тоской, Александр Сергеевич всегда показывал эти чувства в романтическом и светлом тоне. В арсенале поэта много любовной лирики:

Стихотворений о любви у автора более сотни, если учитывать его раннее творчество (лицейские годы). Пушкин верил в любовь, для него она была вечной, пронизывала его жизнь и стихотворения. При этом поэт не ставит ограничений на безоговорочной верности и пожизненной привязанности к одному человеку. Он показывает, что после одной нежной и настоящей любви может прийти вторая, третья. И каждый раз она открывается с новой стороны. Даже безответная любовь в его своеобразии и интерпретации — это путь к осознанию себя, своих ошибок.

Хоть многие его лирические произведения посвящены конкретным людям, музой для него служило ощущение счастья, бушующие эмоции. Именно поэтому стихотворения, написанные одним и тем же автором, настолько же разнообразны, насколько отличаются ощущения человека.

При разборе лирических произведений Пушкина видно, как легко он находит эпитеты, сравнения, определения этим ощущениям, насколько ярко описывает происходящее. Благодаря этому читателям несложно проникнуться переживаниями, поставить себя на место лирических героев. Это критически важно для чувственной и открытой поэзии Пушкина.

Воплощение чувств автора в поэзии

Любовь к Екатерине Павловне Бакуниной

Красу невинности небесной,

Надежды робкие черты,

Улыбку душеньки прелестной

И взоры самой красоты.

Мои хладеющие руки

Тебя старались удержать;

Томленья страшного разлуки

Мой стон молил не прерывать.

Анна Алексеевна Оленина

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Увлечений в жизни поэта было много. Он нравился женщинам, и в большинстве случаев они отвечали ему взаимностью. Анализ истории его влюбленностей можно сделать по некоторым произведениям:

Ветреность или истинные отношения

Исследователи темы любви в творчестве Пушкина и его поклонники видят, насколько много романов было у Александра Сергеевича. Но был ли он ветреным и неверным? Поэт умел любить, хотел испытывать это чувство. Его душа требовала постоянного насыщения этими страданиями, радостями, ревностью, переживаниями и признаниями.

Дамы сердца Пушкина

Любил он так же широко и многогранно, как и творил. Современники отмечают, что каждые его отношения, даже небольшие интрижки или легкие флирты, выглядели как начало чего-то великого, постоянного, яркого. Он горел в любви, но больше сгорал без нее. Пушкин был поэтом и со свойственным своей натуре романтизмом видел в отношениях всю полноту и разнообразие чувств.

Произведения Александра Сергеевича и сейчас признаются литераторами и читателями образцом мировой любовной лирики. К его творчеству невозможно относиться безразлично, в нем отражено все, что было важно для самого автора.

Читайте также: