План урока по теме паронимы

Обновлено: 28.06.2024

1) усвоение лексического понятия “паронимы”;
2) формирование умений:

а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова;
б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок).

3) развитие творческого воображения учащихся.

I. Работа с текстом. Выход на понятие “паронимы”.

- Спишите текст, выберите из скобок слово или словосочетание, наиболее подходящее для данного контекста.

Объясните свой выбор.

Под старыми фресками вы не найдете подписи мастера. Считалось, что (сохранить, сберечь) в сердце люди должны его (произведения, творения), а не имя. Чтобы роспись храма стала близка и дорога созерцающему её человеку, мастеру необходимо было (вжиться в сюжет, понять сюжет) будущей фрески, искусно подобрать краски.

- Объясните орфограммы и пунктограммы.

- Как называются слова, заключённые в скобках?

- Найдите однокоренные слова в тексте. (Подпись, роспись) Как они называются с точки зрения лексики? (Дети, пользуясь моделями синонимов, омонимов, омографов, приходят к выводу, что данные слова не соответствуют ни одной модели, значит, они не синонимы, не омонимы, не омографы.)

- Как же называются эти слова с точки зрения лексики? Отгадайте кроссворд и узнайте их название. (Можно разрешить пользоваться толковым словарём учебника.)

Вы сейчас узнали тему урока. Сформулируйте сами цель нашего урока.

(Должны узнать, что такое паронимы и научиться их использовать в речи.)

Итак, первый вопрос “Что такое паронимы”? (Обмен мнениями) (В случае затруднения предлагаем послушать текст)

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

- Составим модель слов “рыбный”, “рыбий” и “роспись”, “подпись”. (Работа в парах)

Сформулируйте, что такое паронимы, каково происхождение этого слова? (Работа с этимологическим словарём)

Паронимы (гр. para – возле+onyma – имя) – это однокоренные слова, которые похожи друг на друга по звучанию, но различные по значению.

Слова “рыбий” и “рыбный”, “подпись” и “роспись” - паронимы.

- Какие из слов в кроссворде являются паронимами?

Паронимы часто смешивают, употребляя одно слово вместо другого. Что нужно знать, чтобы избежать смешение паронимов? (Лексическое значение каждого слова, уместное его употребление)

II. Знакомство со “Словарём паронимов современного русского языка” Ю.А. Бельчикова и М.С. Панюшева.

III. Тренировочные упражнения:

1. Послушайте разговор одноклассников. Выскажите свое мнение по поводу предмета разговора.

Настя Кувшинчикова говорит:

- Паронимы, по-моему, просто-напросто ехидные слова. Им бы только сбить человека! Ножку подставить! Вот эти: Представить и предоставить. Я их всегда путаю…

Вова Бутузов внушительно сказал:

- Ну, и не надо их употреблять. Вот я, например: если вижу, что кто-то ехидный, то я с ним не вожусь. С такими словами ты, Настя, не знайся. Пусть они по себе, а ты сама по себе. [1]

(В результате обмена мнениями создаётся мотивация изучения темы: паронимы надо изучать, чтобы не смешивать в речи)

- В каком случае вы употребите слово “представить”, в каком “предоставить”? (В случае затруднения предлагаем обратиться к толковому словарю или словарю паронимов)

Предоставить - дать возможность пользоваться чем-либо, позволить пользоваться. Представить - предъявить, показать.

2. Спишите, вставляя нужные глаголы (представить, предоставить):

Вы мне . решать это самому.

Контролеру я . свой пропуск.

Я . ему полную свободу действий.

Вы не навязывайте нам своего мнения, а . нам самим делать выводы.

(Самостоятельное выполнение задания, коллективная проверка).

Дать в помощь два словосочетания:

Буква Н в каждой фразе употребляется один только раз? Либо в первом, либо во втором слове. Если человека (Надежду), то одеть, если вещь (одежду), то надеть.

Игра “Одеть или надеть”

Условия игры: один ученик называет существительное в В.п. (например, шубу) и указывает на другого ученика. Тот быстро подбирает пароним “надеть шубу”. Правильный ответ даёт право назвать существительное в винительном падеже. Могут быть использованы самые разные слова: брата, семью, коньки, парик, куклу, манекен и т.д.

4. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок. (При необходимости обращайтесь за помощью к словарю).

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, рассудительность, таблица).

Удачливый - удачный (день, охотник, дело, торговец.)

5. Дано существительное, к нему подберите подходящее по смыслу прилагательное из скобок:

Занятия (практические или практичные); поход (удачный или удачливый); мастер (искусный или искусственный); человек (скрытный или скрытый).

6. Писатели, поэты иногда тоже используют паронимы, но с художественной целью. Послушайте стихотворение Д. Голубкова и выпишите паронимы:

- Хочешь поезжай ты любой глухоманью
Лошадь конюшню нюхом найдет.
Лошадь - первейшая по обаянью…
- По обонянью, дядя Федот.
- Я и сказал тебе: по обаянью.
Н-но ты, пропада! Ступай веселей!
Рощею едем мы росною ранью.
Лошадь хвостом отгоняет слепней.
Старая, с грязной свалявшейся гривой,
С вылой печалью слезящихся глаз.
Ночка бежит легко и красиво,
Будто лишь в оглобли впряглась.
Будто за век свой она не устала
И не устанет в работе и впредь,
Будто бы сразу ее не хлестала,
Не унижала хозяйская плеть.
Тащит она и телегу, и сани,
Служит, покуда не упадет.
Лошадь - первейшая по обаянью,
Ты не ошибся, дядя Федот.

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

- Какие паронимы выписали? (обаянье, обонянье). Каково значение каждого из них?

- Почему поэт сначала поправляет путника, а потом соглашается с ним?

- Верно ли употребляет дядя Федот слово “обаянье”?

- С какой целью автор использует здесь паронимы? (Скорее всего, автор здесь, как и дядя Федот, сливает в слове “обаянье” оба значения: обонянье и обаянье. Любит лошадь - и поэтому хвалит ее, за нюх будто бы, а на самом деле его слова имеют более глубокий смысл - чувство благодарности к лошади, к живому существу, доброму и чуткому.)

Итог урока: Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?

I. Из ряда паронимов выбрать одну-две-три пары, объяснить значение каждого слова (можно пользоваться словарем), придумать предложение с каждым словом, чтобы в нем ясно проявилось значение каждого паронима.

Понятливый – понятный, соседний - соседский, сытный - сытый, обидный - обидчивый, адресат - адресант, зачинатель – зачинщик, невежественный – невежливый, линючий - линялый, жесткий – жестокий, абонент – абонемент, безответный – безответственный, праздный – праздничный.

II. Выполните одно из 2-х заданий:

1). Объясни, почему в одном случае употреблен глагол одеть, в другом - надеть?

Мама песню нап. вала,
Одевала доч…ку,
Одевала – над…вала
Белую сороч…ку.

2). К именам существительным добавьте подходящие по смыслу прилагательные из скобок, согласуя их друг с другом.

Воздух, край (лесной, лесистый);
луг, кинофильм (цветной, цветистый);
вдох, вздох (неожиданный, сильный).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русский язык 5 класс ФГОС

Тема: Паронимы.

Цель урока: дать понятие паронимов и их роли в речи.

- развивающие: развивать умение подбирать паронимы к данному слову, использовать паронимы в речи, развивать монологическую речь учащихся; пропедевтика лексических ошибок, связанных с употреблением паронимов;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли паронимов.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Структура и ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

- Начнём наш урок ( проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).

Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях

УУД: личностные, коммуникативные .

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Лексический диктант

Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь.

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Совокупность графических знаков буквенной системы письма.

Краткая дословная выдержка из художественного произведения или научного труда.

Слова, одинаковые или близкие по значению, но разные по звучанию и написанию.

Раздел лингвистики, изучающий лексику.

Слова, имеющие одно лексическое значение.

Слова, имеющие несколько лексических значений.

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Ответы: антонимы, алфавит, цитата, синонимы, лексикология, однозначные, многозначные, омонимы.

Самостоятельно записывают слова, а затем осуществляют самоанализ и взаимопроверку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 5 классе. Урок: 80.

Цели: усвоение лексического понятия “паронимы”; формирование умений: а) разграничивать по значению и употреблению близкие по форме, но разные по значению однокоренные слова; б) использовать их в речи как средство художественной выразительности (наблюдение над текстами, включающими паронимы, исправление лексических ошибок); развитие творческого воображения учащихся.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Скворёнушка – небольшая лесная река. Она протекает по дну глубокого оврага, течёт и течёт себе по камушкам. Жизнь у неё своя, на других непохожая. Зной стоит на земле, высыхают зелёные травы, прячется от жары всё живое, а у Скворёнушки в овраге прохлада. Зелени разной, и цветам, и малиннику – всему привольно расти возле Скворёнушки.

Своя – 2 слога, [свай'а]

Словарный диктант.

Раздаваться в вышине, появиться внезапно, освещать комнату, вязнуть в грязи, удивляться лазури неба, разделять на части.

Синтаксический разбор.

Распустилась черёмуха, и над самой водой позеленели кусты смородины. (Повеств., невоскл., сложн., союзн.)

Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр., осложнено однор.сказуемыми.)

Работа по теме урока.

Беседа. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на эти два слова: виноватый – виновный. Похожие слова, правда? Почти одинаковые. И если вы попробуете объяснить, в чём разница, то может получиться не сразу. Зато если Вы захотите образовать с ними словосочетания, будет легче. Например, как Вы скажете: взгляд виноватый или виновный? Конечно, виноватый! А теперь закончите: Подсудимый признаётся… виновным!

- Посмотрим на другую пару: ёлочный – еловый. Это, безусловно, однокоренные слова, но не синонимы. Если мы говорим об иголках, то употребим слово еловые. Но игрушки на новогодней ёлке мы назовём ёлочными, а не еловыми.

- Такие слова: однокоренные, сходные и по написанию, и по звучанию, но различные по значению называются паронимы. Пусть вас не обманывает название: паронимов может быть не пара, но и тройка, и четвёрка… Например: вырастить – нарастить – отрастить. Или рыболовецкий – рыболовный – рыбацкий.

- Употребление одного паронима вместо другого – распространённая ошибка! Чаще всего это связано с тем, что человек недостаточно точно знает лексическое значение этих слов или их сочетаемость с другими.

- Как этого избежать? Обратиться к словарю паронимов или к толковому словарю, внимательно прочитать значение слова и примеры употребления.

- Ребята, прослушайте небольшой текст.

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится

за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный. Рыбьими только хвосты бывают, - возразил Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

- Кто, по-вашему, прав?

Возможные версии:

1) Оба правы. Можно говорить суп “рыбий” и “рыбный”. Это одно и тоже. Оба слова образованы от слова “рыба”.
2) Хотя эти два слова однокоренные и образованы от слова “рыба”, но они отвечают на разные вопросы: суп (какой?) рыбный, а хвост (чей?) рыбий. Значит, прав Витя.
3) Суп (какой?) рыбный, то есть сварен из рыбы, а хвост (чей?) “рыбий”, он принадлежит рыбе. У этих слов разные лексические значения.

Вывод: Действительно, это разные слова, потому что у них разные лексические значения.

- А почему Павлик перепутал эти слова? (Они похожи по звучанию)

Посмотрите на предложение: Какой искусственный пианист!

Если мы хотим подчеркнуть, что кто-то замечательно играет на пианино, то нам нужно использовать слово искусный вместо искусственный, так как искусственный означает ненастоящий, ненатуральный, а слово искусный – умелый, знающий своё дело. Таким образом, обратившись к словарным статьям, мы смогли выбрать из пары паронимов нужный и не допустить ошибки в их употреблении.

Посмотрим на другое предложение.

Начинается отборный/отборочный матч по футболу.

- Итак, для того, чтобы правильно использовать паронимы в своей речи, будьте внимательны и уточняйте лексическое значение слов в толковом словаре.

Чтение теоретического материала - §67, с. 187-188.

Творческая работа.

Задание. Составьте и запишите словосочетания “прилаг. + сущ.”, подобрав для этого подходящее по смыслу существительное из скобок.

Понятливый - понятный (собеседник, ученик, текст, заявление, собака, письмо).

Расчетливый - расчетный (купец, счет, ум, таблица, рассудительность, месяц).

Удачливый - удачный (человек, день, охотник, дело, торговец, покупка).

Ответ. Понятливый собеседник, понятливый ученик, понятливая собака; понятный текст, понятное письмо.

Расчётливый купец, расчётливый ум, расчётливая рассудительность; расчётный счёт, расчётная таблица, расчётный месяц.

Удачливый человек, удачливый охотник, удачливый торговец; удачный день, удачное дело, удачная покупка.

***Расчётливый - действующий с расчётом, ведущий себя осмотрительно, проявляющий бережливость, экономность. Расчётный - относящийся к расчётам, служащий для вычислений. Удачливый – такой, которому всё удаётся, у которого всегда удача. Удачный – заверившийся удачей, удавшийся.

Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Упр. 397 – устно.

Упр. 398 – комментированное письмо.

Заплатить рабочим; заплатить за обучение; оплатить расходы; оплатить счёт в банке; заплатить за услуги; заплатить за питание; оплатить билет в кассе.

Упр. 403 – распределительный диктант.

Жестокий – беспощадный; удачный – успешный.

Добрый – злой; горевать – радоваться.

Зелёный (лук) – натянутый (лук); дождевик (плащ) – дождевик (гриб).

Благодарный – благодарственный; невинный – невиновный.

Подведение итогов урока.

- Что такое паронимы? Как избежать смешение паронимов?

Домашнее задание: §67, упр. 401; контр. вопросы и задания на с. 190.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы работы: исследовательский, эвристический.

Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

  • Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

Учитель: Рассмотрите таблицу. Что общего в предлагаемых к

рассмотрению словах первой, второй и третьей группы

и чем они различаются? Работаем в группах.

студёный ключ -

стальной ключ

печальный, грустный, унылый

одевать ребёнка -

надевать плащ

горький лук -

тугой лук

и т. п.

праздничный день –

праздная жизнь

Изучение таблицы. Обобщение. Выводы.

Ученики предлагают свои варианты определения.

Выполнение творческого задания.

Ученики работают в парах, в случаях затруднений обращаются за помощью к толковым словарям паронимов (словари находятся на партах), читают составленные словосочетания.

Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдений:

Рефлексивная пауза. Осмысление учебных действий.

Учитель: Давайте подумаем, как мы пришли к выводу по теме урока?

Что мы для этого делали?

Закрепление. Творческая работа.

Ученики выполняют задание индивидуально.

Учитель: В литературе известен приём паронимического

противопоставления. Предлагаю для языкового анализа

четверостишие поэта К.Ваншенкина:

Пусть и впредь в нашей долгой судьбе

Гордость с нами идёт, как доныне.

Я желаю тебе и себе –

Больше гордости, меньше гордыни.

ГОУ гимназия № 1582

Разработка урока русского языка

для учащихся 6 класса

Тема урока: «Лексика. Паронимы. Разграничение значений

Автор урока: учитель русского языка и литературы

Тип урока: урок-исследование

Цель урока: научить различать значения паронимов и правильно употреблять

воспитывать чувство восхищения красотой грамотной русской речи;

развивать образное и абстрактное мышление, совершенствовать

Задачи урока:

обучение грамотной речи;

обучение правильному лексическому анализу;

обучение правильному формулированию проблемы;

развитие навыка планирования учебных действий;

пополнение и активизация словаря;

развитие монологической речи.

Виды учебной деятельности:

поисковая, познавательная деятельность;

чередование индивидуальной и групповой работы;

решение лингвистических задач; сопоставление;

работа со справочной литературой (с «Толковым словарём паронимов

Методы работы: исследовательский, эвристический.

Обоснование выбора технологии обучения на уроке:

практика преподавания русского языка показывает, что решать проблему разграничения значений и употребления паронимов возможно при условии осознания детьми этой проблемы, поэтому выявление проблемы, её постановка, разработка учебных действий - важные составляющие такого урока. Наблюдение над примерами употребления паронимов, соотнесение примеров правильного употребления с ошибочными вариантами, построение выводов являются необходимыми компонентами урока поисковой лаборатории.

Начало урока. Подготовка к восприятию, наблюдению и исследованию.

ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ!

«Знающий язык своего народа писатель не спутает пустошь и

Читайте также: