Семейный клуб как форма организации взаимодействия доу и семьи

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Семейный клуб - это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Поэтому формирование социально-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества.

Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Вся деятельность семейного клуба подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Основными целями работы семейного клуба являются:

объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;

оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям;

повышение педагогической компетенции родителей;

обмен опытом семейного воспитания;

укрепление детско-родительских отношений;

предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

В ходе организации семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи, рассматриваются различные подходы к определению понятия социально-педагогической культуры родителей.

Посещение семей ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интерес, который часто отличается от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и· взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Выбор тематики и планирование работы клуба согласовывается с результатами опроса родителей (анкетирование) и годовыми задачами ДОУ.

Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:

решение педагогических ситуаций;

обмен опытом семейного воспитания;

видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

организация совместной деятельности детей и родителей.

Занятия семейного клуба проводятся в помещении детского сада 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты (педагоги дополнительного образования детского дома творчества, работники городской детской библиотеки и другие) в соответствии с выявленными предварительно запросами.

К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.

Педагоги-организаторы стремятся к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараются отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Положительный эмоциональный фон встреч помогают создать видеопросмотры, показы, выставки, музыкальное оформление, радость и чувство удовлетворения от совместной деятельности. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.

Стремление педагогов к сотрудничеству с семьей приносит свои плоды: доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, высокий рейтинг нашего ДОУ в микрорайоне.

Направления деятельности родительского клуба:

Просветительское (представление информации для повышения социокультурной компетентности родителей);

практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что способствует раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Вся деятельность клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей. Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.

Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, интереса и любви к своей малой Родине. А так же использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культурных и общечеловеческих ценностей. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать каждому ребенку условия для полной реализации его возможностей, сохранения и укрепления его физического и психического здоровья.

Родные люди, окружающие ребенка, особенно значимы для него в силу его биологической и психологической зависимости от них. Именно родители с первых дней жизни малыша создают ту уникальную совместную атмосферу, в которой он живет и развивается. Поведение детей поведение родителей взаимозависимы; психологически комфортное окружение способствует гармоничному развитию личности, порождает в ребенке чувство защищенности и безопасности.

Создание единой, педагогически целесообразной, комфортной среды является необходимым условием полноценного физического, психического и социального здоровья дошкольников.

Психологически комфортная среда, с нашей точки зрения, должна отвечать следующим условиям:

- наличие семейных ценностей и традиций;

- интересная совместная деятельность всех членов семьи;

- внимание и уважение к интересам, потребностям и желаниям каждого члена семьи;

- взаимопомощь и забота друг о друге;

- удовлетворение жизненно необходимых физиологических потребностей;

- возможность личностного роста.

Многолетний опыт нашей педагогической деятельности показал, что такие формы работы как традиционные родительские собрания, консультации, информационные стенды недостаточно эффективны. Для того, чтобы заинтересовать родителей, вовлечь их в воспитательно-образовательный процесс, повысить их педагогическую компетентность нужны другие активные формы сотрудничества. Родителям зачастую не хватает практических знаний и умений в общении с собственными детьми, они недооценивают значение положительного эмоционального самочувствия в развитии ребенка. Но наряду с этим, у современных родителей есть желание всему этому научиться.

Все выше сказанное приводит к необходимости поиска новых походов и форм сотрудничества педагогов и психолога с семьями воспитанников.

Одной из действенных форм сотрудничества педагогов дошкольного учреждения и семьи является Семейный клуб.

Основным направлением работы Семейного клуба в текущем учебном году стало создание единой психологически комфортной среды в семье и образовательном учреждении.

Семейный клуб позволяет педагогам, психологу, специалистам ДОУ успешно решать следующие задачи:

  1. создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблему друг друга;
  2. установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка;
  3. внедрение активных форм взаимодействия;
  4. активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение психолого-педагогической культуры воспитывающих взрослых;

Было выделено несколько этапов развития социального партнерства:

I этап – Организационный

II этап - Практический

III этап – Рефлексивный

На первом этапе был проведен психолого-педагогический мониторинг каждой семьи, собрана информация о семье посредством наблюдения, бесед, анкетирования, посещения семей.

• Социальный статус семьи (служащие, рабочие и пр.)

• формы семейных взаимоотношений (диагностика стиля семейных отношений – авторитарный, демократический, либеральный и попустительский методом анкетирования, интервью.) Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) / Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин – М., 2001, Т.2., С.144-152.

• отношение к образовательному учреждению и прочее.

Изучив педагогические установки, мы определили дифференцированные группы родителей, различающихся по запросам, отношению к воспитанию ребенка в ДОУ и семье.

Типичные группы родителей:

I Родители, принимающие активное участие в воспитании ребенка в ДОУ и семье;

II Родители, интересующиеся жизнью ребенка в ДОУ, но не принимающие в ней участия;

Помимо этого, мы выявили группу родителей, чрезмерно опекающих своего ребенка, постоянно проявляющих тревогу за ребенка, требующих от воспитателя пристального внимания и особого отношения к своему ребенку. На основе полученных данных, был составлен план работы Семейного Клуба, определены актуальные темы и формы взаимодействия.

II Практический этап .

Встречи в Семейном Клубе организуются 1-2 раза в месяц. Они проходят в теплой, дружеской атмосфере, способствующей раскрепощению и взаимному обогащению участников.

Вместе с родителями приходят бабушки, дедушки, сестры и братья, специалисты ДОУ, гости-врачи, библиотекари и др. Тематика таких встреч разнообразна, она отвечает интересам и запросам родителей, форма проведения предлагается психологом и воспитателями группы.

Цель встречи – формирование у взрослых поведенческих навыков, связанных с выбором формы наказания в семье.

Предварительно был проведен опрос детей в ходе которого были заданы вопросы:

- Как тебя наказывают дома и в детском саду?

- За что тебя наказывают?

- Что ты чувствуешь, когда тебя наказали?

- Будешь ли ты наказывать своих детей, когда станешь взрослым?

Впоследствии родителям были предложены вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказания?
  2. За что в семье вы наказываете своего ребенка?
  3. Как ребенок ведет себя, когда его наказали?
  4. Какие меры наказания в Вашей семье исключены?
  5. Как Вы наказываете своего ребенка?
  6. Вы наказываете своего ребенка в одиночку или принимаете совместное решение (с другими членами семьи?)

Помимо этого темой диалога стали, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в семье.

В процессе совместного творчества дети и взрослые учатся договариваться, слышать друг друга, помогать и сообща добиваться результата. А главное, получать удовольствие от телесной и эмоциональной близости. В ситуации, когда родители перегружены работой и домашними делами и мало уделяют внимание ребенку – это крайне важно.

Одной из эффективных современных форм сотрудничества педагогов и родителей являются интерактивные игры. Их применение позволяет создать комфортную обстановку взаимодействия, где каждый участник чувствует себя успешным и интеллектуально состоятельным. Из зрителей и слушателей родители превращаются в активных участников.

Родителям было предложено встать в круги, передавая свечу, друг другу, назвать самое главное качество, которое они хотели бы воспитать в своем ребенке.

В увлекательной форме они рассказали о любимых занятиях членов семьи, видах совместного отдыха.

Была создана теплая домашняя атмосфера, столь необходимая для эмоционального развития ребенка.

Анализируя опыт сотрудничества педагогов и родителей, мы утверждаем, что Семейный клуб – современная и эффективная форма взаимодействия.

III Рефлексивный этап

Результатом деятельности являются следующие показатели:

• активная включенность родителей в воспитательно-образовательном процессе, высокая степень доверия педагогами и специалистами ДОУ;

• приобретение родителями необходимых знаний и воспитательных умений для полноценного общения с детьми;

• изменение родительских установок, повышение степени уверенности в своих педагогических возможностях;

• создание единого образовательного пространства в ДОУ и семье;

• сплочение педагогов и большинство родителей в единый коллектив с общими ценностно-целевыми ориентирами и образовательными смыслами.

С нашей точки зрения, совместная деятельность педагогов, родителей и детей в рамках Семейного Клуба позволяет опосредованно влиять на создание психологически комфортной среды пребывания ребенка в ДОУ и семье, что позитивно отразится на его физическом и психическом здоровье.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Опыт работы с семьей.


"Семейный клуб как форма гармонизации отношений семьи и ДОУ"

Проект, направленный на приобщение родителей к участию в жизни детского сада, социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

Презентация "Семейный клуб -как форма взаимодействия с родителями"


Доклад из опыта работы по взаимодействию с родителями в младшей разновозрастной группе.


Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьями с ОВЗ в форме семейного клуба представляет собой интересную эффективную модель работы. Данная форма сотрудничества учитывает потребности семьи, по.


В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из главных задач, стоящих перед современной дошкольной организацией является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. При этом организация взаимодействия детского сада с семьей в современном обществе должна строиться на основе партнерских взаимоотношений, которые предполагают равные взаимоуважительные права и обязанности обеих сторон.

Одной из эффективных современных форм, позволяющих решить эту проблему, является детско-родительский клуб.

Организация родительских клубов, как одной из форм работы с семьями дошкольников относится к традиционным в дошкольной педагогике. Еще в советский период истории России использование родительских клубов в целях пропаганды передовых педагогических идей считали необходимым Н. К. Крупская, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. [5]

Современная модель сотрудничества с семьей понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. [2]. И идея организации в современном детском саду подобных клубов имеет несколько иное содержание, другие цели и задачи и предполагает участие в них не только родителей, но и детей, педагогов дошкольной организации и представителей социума.

В современных публикациях Е. П. Арнаутовой, Т. А. Марковой, Т. Данилиной, Л. М. Клариной, Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и др. широко представлены вопросы взаимодействия семьи и ДОУ, даны рекомендации по построению различных форм работы [6], в том числе и в детско-родительских клубах.

– первое направление — просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу;

– второе направление — организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

В первом направлении наиболее распространенными являются лекции, индивидуальное и подгрупповые консультации, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т. п. Цель работы педагогов дошкольной организации в этом направлении — предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, акцентирования совместной деятельности детского сада и семьи [2]. К работе в клубе в этом направлении привлекаются не только узкие специалисты детского сада (музыкальный руководитель инструктор по физической культуре учитель-логопед), но и специалисты муниципальных организаций по социальной защите населения, представители органов полиции, управления образования, здравоохранения и культуры.

Особая роль отводится педагогу — психологу дошкольной организации. В его компетенцию входят задачи выявления проблемных вопросов, как среди педагогов, детей, так и родителей; определение наиболее эффективных методов и приемов построения заседаний клуба; непосредственное участие в организации психолого-педагогических мероприятий с участниками клуба.

Результатом работы клуба в этом направлении является вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, и их усвоение непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Следствием такой организации педагогического взаимодействия является активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и группы в целом.

– короткие детско-родительские рассказы об участниках ВОВ;

Важно, что сценарии заседаний предполагают не только активное участие родителей, педагогов и детей, но и довольно большую подготовительную работу. Это: подготовка музыкальных выступлений, театральных миниатюр, заучивание стихотворений, подготовка аудиозаписей и видеороликов, педагогических ситуаций, папок-передвижек, конкурсов, изготовление коллажей, стенгазет, фотовыставок, организация выставок детско-взрослых работ продуктивной деятельности и др. И цель этой предварительной работы не только в подготовке к основному мероприятию, но и создание положительной эмоциональной мотивации, предвкушения праздника, радости от совместной деятельности, осознания причастности к общему делу. Координатор всей подготовительной работы — творческая группа, членами которой являются не только педагоги образовательной организации, но и родители воспитанников.

Работа в детско-родительском клубе позволяет в полной мере решать вопросы построения партнерских отношений между дошкольной образовательной организации и семьями воспитанников.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, детско-родительский клуб, ребенок, семья, дошкольная организация, клуб, направление, родитель, совместная деятельность, межличностное общение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Современный ритм жизни, увеличение количества неполных, конфликтных семей, занятость родителей наряду с низким уровнем их психолого-педагогической культуры существенно искажают характер детско-родительских отношений. Это проявляется в объединении и формализации контактов родителей с ребенком, исчезновении совместных форм деятельности, в дефиците теплоты и внимательного отношения друг к другу. Поэтому формирование социально-педагогической культуры родителей является одной из важнейших задач современного общества.

Большинство родителей - люди грамотные, читающие литературу по вопросам воспитания и развития детей, но, даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, они не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагогов, которые способны теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком.

Сегодня речь уже идёт не просто об обмене информацией между родителями и педагогами детских садов о развитии, успехах и трудностях ребёнка. Социальное партнерство детского сада и семьи означает совместную деятельность обеих сторон образовательного процесса в условиях открытости и сотрудничества. Сотрудничество предполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Вся деятельность семейного клуба подчинена идее оптимизации влияния семьи на ребенка через оказание родителям разнообразной профессиональной помощи.

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:

1. Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологического климата, особенностями поведения ребенка в семье.

2. Определение уровня педагогической культуры родителей.

3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.

4. Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения.

5. Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

В ходе организации семейного клуба в рамках взаимодействия детского сада и семьи,

рассматриваются различные подходы к определению понятия социально-педагогической культуры родителей

Посещение семей ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Видя ребенка в семейной среде, воспитатель более глубоко познает его интерес, который часто отличается от интересов в детском саду, имеет возможность ближе подойти к самому ребенку. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и· взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Встречи за "круглым столом" расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы

Таким образом, использование различных методов активизации родителей способствует повышению гибкости родительской позиции матерей и отцов, дает им возможность пересмотреть привычные способы взаимодействия с ребенком. Они начинают самостоятельно анализировать свои затруднения, реалистичнее оценивают свои отношения с ребенком, чувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери

Читайте также: