Методические основы информационно просветительной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности.

2. Социальная информация

3. Средства массовой информации и учреждения досуга

4. Зарубежный опыт организации информационно-просветительской деятельности.

5. Современные информационно-просветительские технологии

Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности.

В современных условиях развития нашей страны, когда об­щество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.

К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.

Особое значение в информационных процессах имеет инфор­мация о достижениях в области науки и техники, в результате че­го возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изу­чение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.

Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений соци­ально-культурной сферы, на которые и возлагается задача ин­формирования населения об изменениях и прогрессе в социаль­ной сфере, способах государственного и общественного развития общества.

Работники учреждений социально-культурной сферы долж­ны правильно выбирать необходимые формы культурно-досуговой работы, чтобы в полной мере донести до аудитории точ­ную оценку свершаемых событий и помогать на практике реализовывать насущные интересы людей.

Итак, современная информационно-просветительная дея­тельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

В мировом рекреационно-досутовом опыте одним из важ­нейших направлений социально-культурной деятельности насе­ления является прикладная педагогика досуга, в которой наибо­лее полно реализуется образовательный и воспитательный по­тенциал свободного времени.

Культурно-информационные ценности могут усваиваться как стихийно, на основе саморазвития личности, так и целена­правленно - с помощью специалистов, способных квалифициро­ванно передавать эти ценности другим людям. Поэтому всегда базовыми понятиями культуры были образование, воспитание и социальная адаптация личности.

Сегодня социальная ценность досуга возрастает, и для того чтобы человек любого возраста и общественного положения осознанно предпочитал конструктивные, социально оправдан­ные занятия, в свободное время необходимо:

• последовательно обучать его навыкам самоорганизации досуга;

• создавать условия для овладения новейшими информа­ционно-просветительскими технологиями на уровне поиска, об­работки и трансляции информации;

, • включать в интерактивные формы потребления знаний, развития навыков.

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне.

По мнению Е.И.Григорьевой, содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государ­ственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих зако­номерностей внешней и внутренней политики государства.

Основными задачами историко-культурного направления является привлечение населения для участия в охране и освое­нии историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере произ­водственных и внепроизводственных отношений.

Особенностями нравственного просвещения являются по­иск методов ненасильственного развития личности и возвраще­ние человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.

Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди кото­рых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие

Социальная информация

Информация - это знания, но не все знания, которыми рас­полагает человечество, а лишь та его часть, которая использу­ется для ориентировки, активного действия и управления.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

Особенности социально-культурной информации:

• актуальность, злободневность, своевременность;

• возможность использования самых разнообразных средств воздействия; таких, как - живое слово, печатные, на­глядные, художественные, электронные, синтетические средства;

• возможность и потребность выносить на общественное мнение проблемы частного (локального) и общего (глобального) значения.

1) разрядить экологическую и психическую напряженность от переизбытка автомобильной техники;

2) частично снять проблемы гиподинамии, приучив жите­лей города ходить пешком, больше двигаться физически;

3) провести разнообразные акции гражданской, правовой, политической культуры, зрелищные мероприятия, не отменяя специально движение транспорта.

Безграничны возможности средств искусства в информацион­но-просветительской работе с населением

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления;

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура. Возникнув много веков назад, традиционная культура стала своеобразной системой жизнеобес­печения, т.к. пронизывает все сферы жизнедеятельности челове­ка и выполняет как утилитарные, так и эстетические функции. К тому же традиционная культура - это один из основных элемен­тов социальной памяти.

При этом следует отметить, что система передачи социаль­ной информации осуществляется по принципам:

• преемственности, т.е. естественного включения ребенка в общественную и личную жизнь;

• целостности, т.е. через разнообразные виды деятельно­сти, начиная от общения и отдыха и заканчивая трудом;

. • комплексности, т.е. когда одни и те же сведения, нормы и ценности передаются с помощью разнообразных форм народ­ного творчества. Это сказки, обряды, фольклорные произведе­ния, декоративно-прикладное творчество

Культура как результат представляет собой совокупность основных норм, ценностей, идей и традиций, а также знаковых систем, которые характерны для социальной общности. Поэтому социальная информация, как и культура, не только создает тра­диции, нормы, ценности, но и осваивает их, сохраняет и превращает во внутренние качества личности.

Свойства социальной информации:

• первое, обязательное условие - это наличие у информации содержательной, смысловой структуры, наличие ценност­ных свойств;

• во-вторых, социальная информация должна быть относительно независима как от плана содержания, так и плана выражения;

• в-третьих, информация имеет такое свойство, как кумулятивность (накопление, концентрация, способность к уп­лотнению);

• четвертое свойство информации - это дискретность, т.е. прерывность потока-информации.

Все эти свойства учитываются при создании информационно-поисковых систем и организации информационного обеспечения.

Социальная информация всегда должна быть объективной, достоверной, актуальной и наиболее полной, пере­даваемой способами адекватными содержанию, адресату, целям и задачам, общественного развития.

3.Средства массовой информации и учреждения досуга

Как отмечает Е.И.Григорьева СМИ - вполне самостоятельная социально-культурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ­единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об­щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле­дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

3) тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

4) практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

5) освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

6) развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки.

7) создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаоб-разовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

В информационном процессе важна роль модератора-посредника культурно-информационного обмена в живом или эфирном общении. Например, очень популярна в Америке телеведущая и актриса Опре Уинфри. Эта 46-летняя темнокожая женщина имеет колоссальное влияние на общественное мнение всех Соединенных Штатов. Ее телешоу собирает более 150 млн. зрителей каждую неделю. Ее годовой доход - до 200 млн. долла­ров в год.

Для того чтобы деятельность учреждения культуры была содержательной, интересной, эмоционально насыщенной, специалистам следует максимально овладеть методикой культурно-досуговой деятельности, то есть совокупностью методов, способов, приемов и действий целенаправленного достижения к поставленной цели.

Успех деятельности клубного учреждения зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности. Содержание деятельности определяется:

- интересами и запросами аудитории;

- спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение;

- обычаями и традициями, бытующими в данной местности;

- знаменательными и памятными датами в жизни общества;

- календарём государственных праздников;

- годовым кругом народных праздников;

- уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально - техническими и финансовыми возможностями.

Форма работы клубных учреждений - это способ реализация их деятельности, а также способы и приёмы организации клубной аудитории.

При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие:

Форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно. Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно - досуговой деятельности.

Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организации культурно - досуговой деятельности.

Под формами — программами культурно — досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания.

Формы работы клубных учреждений — это способы и приёмы организации клубной аудитории.

Методы - это пути достижения поставленной цели, способы и приёмы практической реализации деятельности. Это так, называемые родовые методы, которые включают в себя: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Предназначение этих методов - предельно донести информацию, заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в него аудиторию. Можно обратиться к самым современным формам, методам и средствам работы, использовать всё многообразие средств, но если не знать во имя чего и в какой логической последовательности действовать, то в итоге вряд ли можно достигнуть поставленной цели.

Культурно-массовые мероприятия

Мероприятие считают массовым, если оно адресовано и доступно неопределенному числу граждан. Массовое мероприятие – это организованная, активная форма деятельности или отдыха большого количества людей в общественных местах, способ удовлетворить политические, культурные, религиозные и другие потребности граждан. Поэтому признаками массового мероприятии можно считать:

- большое количество людей;

Условно массовые мероприятия делят на общественно-политические, культурно-массовые, спортивно-зрелищные и религиозные обряды. Их отличают назначение, характер, структура, место проведения. К массовым формам относятся зрелищные программы, рассчитанные на большое количество зрителей и участников.

Культурно – массовые мероприятия можно поделить на культурно-досуговые и информационно-просветительские.

Культурно – досуговые мероприятия:

Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть государственными, национальными, традиционными, профессиональными, семейными, города, микрорайона, села, улицы, фольклорный, спортивный:

Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);

Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);

Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);

Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);

Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).

Вечер – тематический, чествования, отдыха, знакомства, встречи, выпускной, литературный, поэзии, музыкальный.

Концерт – публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе. Может бытьт тематическим, театрализованным, отчетным, сольным.

Программа – игровая, шоу, развлекательная, познавательная.

Фестиваль – массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников. Фестиваль искусств, кино, народного творчества, национальностей, дружбы.

Конкурс, смотр –В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие, рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя. Может быть - профессиональный, игровой, творческих коллективов.

Бал – собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. Бал выпускной, костюмированный, новогодний маскарад. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.

Карнавал, шествие, манифестация

Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.

Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.

Народное гулянье, обряд, ритуал в соответствии с местными обычаями и традициями – национальными, семейными, гражданскими.

Ярмарка – регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой. Может быть традиционной, ремесел, вакансий.

Презентация, викторина, лотерея, аукцион.

Спектакль – произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение — пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре — сочинение музыкально-драматическое.

Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов).

Дископрограмма – танцевальная, тематическая, ретро.

Разные виды игровых программ:

Игра познавательная - игра, нацеленная на познавательную деятельность её участников.

Игра ролевая – средство моделирования отношений и ситуаций. Посредством ее участники дела становятся героями ситуации (по выбору), моделируют ее, вынося на суд коллектива.

Игра семейная – игра, между двумя или несколькими семейными командами.

Игра-конкурс – мероприятие, совмещающее в себе игровые моменты с конкурсными заданиями.

Игра-представление – комплексное мероприятие, совмещающее в себе игру и театрализованное представление.

Игры-путешествия - мероприятия в игровой форме. При подготовке путешествия необходима стилизация дороги или путешествия с обязательными остановками - станциями, опушками, островами, тропинками, домиками.

Игра-экскурсия – экскурсия с игровыми моментами.

Игротека – мероприятие с набором игр, на одну или разные темы.

Демонстрация кинофильмов, видеопрограмм, мультимедийных проектов.

Спортивно-оздоровительное мероприятие.

Представление – театрализованное, цирковое, новогоднее.

Перечень форм культурно – массовых мероприятий можно самостоятельно расширить или сократить в зависимости от вида учреждения, спроса населения на подобные услуги, муниципального задания и от того, какие специалисты есть в учреждении.

Информационно-просветительские мероприятия

Это мероприятия, которые несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).

Выставка (экскурсия) — это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении для удовлетворения потребностей. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Выставки, которые проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.

Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия. В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.

Тематическая программа – её содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).

Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий.

Лекции – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.

Тренинги – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Мастер-классы – форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков. Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований.

Гостиная – литературно-музыкальная, поэтическая, видеогостиная.

Встреча с деятелями культуры, науки, литературы, лидерами общественных организаций.

Конференция – проходит в виде собраний (научных, читательских, итоговых). Любой вид конференции требует тщательной подготовки: определение темы и сроков проведения, оповещение участников, разработка программы, списки литературы для подготовки, формулирование дискуссионно проблемных вопросов и т.д.

Конференция читательская - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей, обсуждение прочитанного, проводится, как правило, по группе изданий, объединенных серией, жанром или темой, реже по одной книге или по творчеству отдельных авторов.

Симпозиум, съезд, собрание.

Круглый стол - форма коллективной дискуссии, позволяющая максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. К участию в дискуссии могут приглашаться авторитетные специалисты, теоретики и практики, научные сотрудники, представители властей, общественных организаций и другие заинтересованные лица.

Дискуссия – специально организованный обмен мнениями (спор единомышленников) по какому-либо вопросу (проблеме). Структура: определение темы, представление участников, объяснение условий дискуссии, выступление основных участников не более 20 минут, приглашение к обсуждению других людей, подведение итогов и краткий анализ высказываний. Необходимо соблюдение регламента и повестки дня, приличий во время дебатов.

Вебинар, видеолекция, курсы дистанционного обучения.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основополагающий принцип здравоохранения — профилактическая направленность. Важнейший раздел профилактической работы — формирование здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни, пропаганда гигиенических и медицинских знаний, популяризация достижений медицинской науки, воспитание сознательного отношения населения к охране и укреплению здоровья — важнейшие задачи учреждений здравоохранения.

Работа по санитарному просвещению, гигиеническому обучению и воспитанию и формированию здорового образа жизни обязательна в каждом ЛПУ. Это составная часть профессиональных обязанностей всех медицинских работников независимо от специальности и занимаемой должности.

В основе работы по санитарному просвещению лежат:

государственный характер, т.е. государство финансирует деятельность учреждений по гигиеническому обучению и воспитанию населения, обеспечивает развитие их материально-технической базы, подготовку кадров, правовую основу деятельности учреждений службы;

научность: соответствие пропагандируемых медицинских и гигиенических, знаний современному состоянию науки и практики;

массовость: участие в работе по гигиеническому обучению и воспитанию, формированию здорового образа жизни всех медицинских работников; вовлечение специалистов других ведомств и общественных организаций в пропагандистскую, воспитательную и оздоровительную работу;

доступность: при изложении материала нужно избегать непонятных медицинских терминов, речь должна быть четкой, доступной для понимания;

целенаправленность: работу следует проводить по выбранному направлению дифференцированно с учетом различных групп населения;

оптимистичность: для достижения эффекта важно подчеркивать возможность успешной борьбы с заболеваниями, пропагандировать знания по профилактике тяжелых заболеваний;

актуальность: выбор направления работы должен быть актуальным в данный момент времени.

СЛУЖБА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию населения и формированию здорового образа жизни осуществляется Службой формирования здорового образа жизни. Она включает в себя:

• республиканский, областные, городские центры здоровья;

• кабинеты здоровья лечебно-профилактических учреждений;

• кабинеты формирования здорового образа жизни центров гигиены и эпидемиологии.

Службу возглавляет заместитель министра здравоохранения — главный государственный санитарный врач республики. Организационно-методическое руководство осуществляет отдел гигиены, эпидемиологии и профилактики Министерства здравоохранения.

Основными задачами Службы являются:

• координация деятельности различных органов и учреждений здравоохранения по внедрению принципов здорового образа жизни; участие в реализации территориальных и отраслевых программ по укреплению здоровья различных групп населения;

• вовлечение всех медицинских работников, специалистов других министерств и ведомств в воспитательную работу;

• предоставление адекватной информации, позволяющей делать выбор с позиции укрепления здоровья;

• постоянное повышение качества, эффективности и интенсивности работы по обучению населения ведению здорового образа жизни с широким привлечением к этой работе средств массовой информации;

• формирование общественного мнения, поднимающего престиж здоровья;

• организация и проведение мероприятий по коррекции образа жизни населения и предупреждению факторов риска заболеваний.

Учреждения Службы действуют на основании положений о них, утвержденных Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Организационным, координирующим и методическим учреждением по проблемам формирования здорового образа жизни населения является Центр здоровья. Им руководит главный врач, который назначается начальником управления здравоохранения административной территории. Он является одновременно внештатным главным специалистом территориального органа здравоохранения по медицинским аспектам формирования здорового образа жизни населения (валеологии). Структура и штаты Центра утверждаются в соответствии с действующими штатными нормативами и типовыми штатами.

Центр здоровья имеет следующие подразделения:

Основными задачами Центра являются организационно-методическая, пропагандистская, издательская, оздоровительная работа.

Региональные центры здоровья организуют работу учреждений здравоохранения и координируют деятельность других ведомств по вопросам гигиенического обучения и воспитания населения, профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Центры здоровья являются организаторами обучения принципам и методам гигиенического воспитания населения как среди медицинских работников, так и среди специалистов других секторов (педагогов, работников культуры, общественных организаций). Они анализируют состояние работы по формированию здорового образа жизни в регионе, организуют и проводят семинары, конференции, совещания по актуальным вопросам, обобщают и распространяют передовой опыт по пропаганде здорового образа жизни среди населения.

• участвуют в организации и проведении массовых мероприятий среди населения, направленных на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, повышение работоспособности и достижение активного долголетия;

• внедряют новые формы и методы пропагандистской работы: праздники здоровья, Дни здоровья, декадники охраны природы, дни информирования, акции здоровья, передвижные выставки и т. д.

• широко используют факультативные формы обучения населения (школы здоровья, клубы по интересам, школы материнства и детства и т. д.);

• организуют мероприятия по формированию общественного мнения, поднимающего престиж здоровья, через каналы массовой информации (телевидение, радио, печать, кино);

• проводят социологические исследования по медико-социальным проблемам формирования здорового образа жизни и выполняют функции пресс-центра областного (городского) управления здравоохранения.

Издательская деятельность Центров здоровья предусматривает разработку и издание методических, информационных и наглядных материалов, научно-популярной литературы, пропагандирующих здоровый образ жизни.

Оздоровительную деятельность проводят совместно Центры здоровья, лечебно-профилактические учреждения и оздоровительные центры по следующим вопросам: физическая активность, рациональное питание, личная гигиена, психогигиена, гигиена семьи и брака, профилактика вредных привычек, коррекция факторов риска заболеваний и т. д. На базе Центров здоровья могут функционировать консультативно-оздоровительные отделения по принципу хозрасчета или за счет бюджетных средств. В консультативно-оздоровительных отделениях услуги населению оказывают врачи по лечебной физкультуре, наркологи, психотерапевты, специалисты по геронтологии, иглорефлексотерапии, массажу и другим безмедикаментозным методам.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Основными предпосылками эффективной работы по гигиеническому обучению и воспитанию населения являются знание и правильное использование соответствующих методов и средств. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания можно разделить следующим образом (схема 14):

1) методы индивидуального воздействия;

2) методы воздействия на группу лиц;

3) методы массовой коммуникации.

Кроме того, методы гигиенического обучения и воспитания можно разделить так (схема 15):

1) метод устной пропаганды;

2) метод печатной пропаганды;

3) метод изобразительной пропаганды;

4) комбинированный метод.


Лекцию ведут в форме монолога. Она обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Задача введения — ознакомить слушателей с темой лекции. Введение должно заинтересовать слушателей, что способствует установлению контакта лектора с аудиторией.

Материал основной части лекции должен быть доступным, наглядным, аргументированным, излагаться в логической последовательности. Раскрываемые положения надо подкреплять примерами из практики. Лектор должен пользоваться цифровым материалом, обосновывать его научными данными. При изложении материала необходимо правильно произносить слова, избегать иностранных и специальных медицинских терминов и расшифровывать их, если это необходимо. Эффективность лекции повышается, если в ней используются наглядные пособия (таблицы, рисунки, схемы, слайды, муляжи). Важно не читать лекцию с листа.

В заключении формулируются выводы, акцентируется внимание на конкретных профилактических советах.

Продолжительность лекции не должна превышать 40—60 мин.

Наиболее распространенное средство гигиенического воспитания — групповая или индивидуальная беседа. Особенностью беседы является коллективное обсуждение вопроса при ведущей роли руководителя. Она сопровождается вопросами ко всей аудитории или персонально к отдельным слушателям. В процессе беседы допускается высказывание сомнений, возражений, которые умело используются медицинским работником для переубеждения слушателей.

Памятки в отличие от листовок имеют конкретного адресата (будущие мамы, школьники, диспансеризуемые, больные определенной нозологической формой заболевания и т. д.). В них даются советы здоровым и больным. Памятки можно вручать после лекции, на приеме в поликлинике, после беседы с врачом, после инструктажа. Они обычно являются дополнением к указаниям медицинского работника и помогают закрепить полученные знания.


Медицинские работники широко используют в работе по гигиеническому воспитанию санитарный бюллетень. Он посвящается отдельной узкой теме, имеет название. Информационный материал должен носить профилактический характер и излагаться доступным языком. Текст делится на несколько частей и иллюстрируется. Соотношение между текстом и рисунками - 1:2. Основная цель санитарного бюллетеня — привлечение внимания к советам врача, выработка твердой уверенности в необходимости применения этих советов на практике.

Метод изобразительной пропаганды (или наглядный) располагает наибольшим числом средств, позволяющих получить целостное представление о предмете. Зрительный образ обычно дает сразу представление о целом и воспринимается быстрее и лучше.

Средства наглядного метода можно разделить на 3 группы (см. схему 15):

3) натуральные (подлинные).

Средства изобразительной пропаганды широко используются для иллюстрации материала лекции или беседы, при организации выставок или витрин различного типа, для проведения занятий в кружках, при подготовке печатных изданий.


Эффективными средствами пропаганды и агитации, обучения и воспитания являются кино, телевидение, радио, печать. Их значение в современных условиях все более возрастает. Целесообразно комбинировать методы и средства пропаганды.

Различные группы населения в зависимости от возраста, профессии, образования, условий жизни предпочитают пользоваться определенными средствами информации. Это свидетельствует о необходимости дифференциации содержания и методики гигиенического обучения и воспитания, проводимых по различным каналам информации.

Работа по гигиеническому обучению и воспитанию проводится:

1) среди населения обслуживаемой территории (на участках, в общежитиях, на предприятиях и др.);

2) среди больных в поликлинике и стационаре (в амбулатории, диспансере и др.), а также среди членов их семей;

3) среди общественного актива здравоохранения.

1. Социальная гигиена и организация здравоохранения. Учеб. / Под. Ред. И.Б. Зеленкевича, Н.П.Пилипцевича. – Мн.; Вышэйшая школа, 2000. Стр. 214-228.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Эфендиева Карина Арсеновна преподаватель информатикиКОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ Т.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Эфендиева Карина Арсеновна преподаватель информатикиКОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ Т.

Эфендиева Карина Арсеновна

преподаватель информатики
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭКОНОМИКИ

Методологические и теоретические основы информационно – просветительской и консультационной работы

Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельностиВ.

Сущность и основные направления информационно-просветительской деятельности
В современных условиях развития нашей страны, когда общество перешло на рыночные отношения, информационным процессам уделяется все большее внимание.
К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, можно отнести социально-культурные, социально-экономические и технические, которые в полной мере обеспечивают процесс информации.
Особое значение в информационных процессах имеет информация о достижениях в области науки и техники, в результате чего возрастает роль научно-библиографической информации по отдельным отраслям научного знания, способной обеспечить изучение проблем государственного права, политики, экономики и т.д. Таким образом, возрастает значение библиотек.
Сегодня особое внимание должно уделяться информационно-просветительной и пропагандистской работе учреждений социально-культурной сферы, на которые и возлагается задача информирования населения об изменениях и прогрессе в социальной сфере, способах государственного и общественного развития общества.
Итак, современная информационно-просветительная деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике насущные интересы людей.

Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельностиВ сов.

Основные направления информационно-просветительной деятельностиПолитическое п.

Основные направления информационно-просветительной деятельности
Политическое просвещение;
Историко-культурное направление;
Экономическое просвещение;
Нравственное просвещение;
Художественное и эстетическое просвещение.
Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди которых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.
Социальная информация – это информация взаимодействий, циркулирующая в общественных системах, в социальном управлении. Она обеспечивает нахождение, хранение, передачу важной, программирующей поведение индивидов информации от поколения к поколению (вертикальный обмен информацией), а также обмен информацией между людьми одного поколения (горизонтальный обмен информацией).
Социальную информацию подразделяют на три больших класса:
1) информация о прошлом (историческая);
2) информация о настоящем;
3) информация о будущем.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельн.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

Консультативная работа Консультативная работа обеспечивает непрерывность спец.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Консультационно-просветительская деятельность В этой деятельности принима.

Можно выделить три направления просветительской деятельности. Первое связа.

Можно выделить три направления просветительской деятельности.

Схема работы консультативно – просветительской деятельности

Схема работы консультативно – просветительской деятельности

Консультативное направлениеВ рамках данного направления осуществляетсяПопуляр.

Консультативное направление
В рамках данного направления осуществляется
Популяризация и распространение новейших педагогических исследований в области профильного образования
Организация и проведение всеобуча по информационным технологиям
Организация научно- консультативной работы для педагогов, внедряющих профильные программы
Консультирование педагогов, родителей, обучающихся по вопросам профильного обучения

Заключение Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельн.

Заключение
Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе.
В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

Читайте также: