В чем выражалось нарушение принципа свободы предпринимательства история 8 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свобода предпринимательства заключается в том, что каждый человек может заниматься тем, чем хочет, продавать те вещи, которые он хочет (если, конечно, они не запрещены государством или не имеют жесткого контроля). А государство должно ему способствовать в этом создавая такие условия, чтобы человек мог получать прибыль и нормально работать. Свобода предпринимательства, это создание своей фирмы, наем необходимого количества сотрудников, покупка оборудования и тому подобное. Это важный элемент рыночной экономики.

Первый шаг навстречу мелким предпринимателям и купцам Екатерина II сделала в 1762 году — упразднив монополии на производство и промышленность введённые Петром Великим. На момент становления русской промышленности указ Петра I позволил оградить её от конкуренции внутри государства, а извне – защищали жесткие таможенные тарифы. С течением времени, монополии стали тормозом экономики, как внутренней, так и внешней.

sAeP-mUj93Q (700x502, 150Kb)

Кроме очевидной необходимости реформирования устаревающей монопольной системы предприятий и производств, существовала еще одна основная причина – крестьянско-казацкая война 1773-1775 года. Одно лишь укрепление власти и полицейского надзора, произведенное в рамках Губернской реформы, не могло дать гарантии предотвращения возможных бунтов.

Дата подписания и суть манифеста

17 марта 1775 года – в результате подписания манифеста, было объявлено о снятии налогов и сборов на большое количество промыслов, перерабатывающих производств, а также объявлены определенные привилегии и послабления в налоговой политике, относящейся к купечеству.

Dwu3OCtXgAAov_s (548x700, 125Kb)

Ключевые пункты:

- Купцы, имеющие капитал свыше 500 рублей, освобождались от подушной подати – вместо нее вводился налог в 1% с капитала.

- Отменялись дополнительные сборы с промысловых и мелких производственных родов деятельности, монополии на добычу и обработку ресурсов. Добыча зверя, пушнины, рыбы, кузнечное дело, выделка камня, пивоварни, маслобойни – всё кустарное производство, которое раньше было крестьянам либо запрещено, либо облагалось налогом.

- Прекращение уголовных дел, имевших срок более 10 лет, освобождение из тюрем, заключенных по таким делам.

- Прощение крепостных, государственных, дворцовых и приписных беглых крестьян, в случае их возвращения на положенное место в течении 1775-1776 года.

Манифест был дополнен именным указом императрицы от 25 мая 1775 года, вводящим конкретные границы объема капиталов, определяющих принадлежность к той или иной гильдии купечества.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Идеи индустриального общества.ppt

Идеи индустриального общества § 4 Л.А. Синяева Рабочая программа, учебник А.С.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Идеи индустриального общества § 4 Л.А. Синяева Рабочая программа, учебник А.С.

Идеи индустриального общества § 4 Л.А. Синяева Рабочая программа, учебник А.С. Медякова, Д.Ю. Бовыкина * МБОУ СОШ № 3 пос. Эльбан

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ХІХ в. Задание: 1) дайте определение пон.

Интересы различных групп в обществе отражает идеология Идеология - ? Словарь.

Интересы различных групп в обществе отражает идеология Идеология - ? Словарь С.И. Ожегова с.305. Система взглядов и идей О чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока! Тема: ИДЕИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА КАКАЯ ПРОБЛЕМА ВЫТЕКАЕТ ИЗ ТЕМЫ УРОКА? Проблема: КАКАЯ ИЗ ИДЕЙ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНАЯ? Наше историческое расследование

Историческое расследование ведут учащиеся 8Д класса в 5 группах: 1-я группа –.

Историческое расследование ведут учащиеся 8Д класса в 5 группах: 1-я группа – либералы 2-я группа – консерваторы 3-я группа – социалисты (утописты) 4-я группа – марксисты 5-я группа – национальная идеология Время исторического расследования – ХІХ век

Либералы 1-я группа (лат. liberalis - свободный) - общественно-политическое и.

Консерваторы 2-я группа Консерваторы - (от лат. conserve - сохраняю, охраняю).

Консерваторы 2-я группа Консерваторы - (от лат. conserve - сохраняю, охраняю) – политическое движение, противостоящие социальным изменениям, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Социологический словарь Основные идеи общественно-политических учений XIX в. ограниченная реформы Свобода собственникам и образованным людям Реформировать, сохраняя Порядок, традиции неограниченная Против другого устройства общества и революции Как вы думаете, сохранилась ли актуальность учения консерваторов сегодня? Вопросы для сравненияЛиберализмКонсерватизм Роль государства в экономической жизни Пути решения социальных проблем Пределы индивидуальной свободы общее

ФИЗМИНУТКА

Социалисты (утописты) 3-я группа Социализм утопический Концепции социального.

Марксисты 4-я группа Марксизм неограниченная в форме диктатуры пролетариата С.

Национальная идеология 5-я группа Нация Исторически сложившаяся устойчивая об.

КАКАЯ ИЗ ИДЕЙ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНАЯ? Либерализм Консерватизм Социализм Маркс.

КАКАЯ ИЗ ИДЕЙ ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНАЯ? Либерализм Консерватизм Социализм Марксизм Национальная идея Анархизм Интересы различных групп в обществе отражает идеология Конституция РФ Другие идеи ПРОБЛЕМА

Статья 13 1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2.

Статья 13 1.В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2.Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ С. 23 Базовый уровень: В. 1 Повышенный уровень: в. 3 (.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ С. 23 Базовый уровень: В. 1 Повышенный уровень: в. 3 (выбор) Домашнее задание: § 4 в. 1-3 Выбор: синквейн, презентация

Оцени свою работу

Оцени свою работу

Уильям Гладстон дворяне буржуазия рабочие Использованные источники Карта Лати.

Уильям Гладстон дворяне буржуазия рабочие Использованные источники Карта Латинская Америка

Выбранный для просмотра документ Новое общество. Новые идеи.doc

Воспитанный на идеях Просвещения и на опыте американской революции, Сен-Симон с радостью принял события 1789 г. Первые годы революции он провел в маленьком городке неподалеку от бывшего родового поместья. О потере поместья он не сожалел, а от графского титула и древнего имени официально отказался и принял имя гражданина Бонома (фр. — простак, мужик). В 1791 г. он переехал в Париж, занимался земельными спекуляциями, разбогател, но потом потерял состояние и ушел с головой в занятия наукой. Последние 20 лет жизни Сен-Симона были полны лишений, борьбы и творчества.

В мае 1825 г. граф Анри Сен-Симон де Рувруа умирает, до последнего вздоха не теряя надежды на то, что его призывы к ненасильственному переустройству общества приведут к установлению золотого века.

Мечтал о переустройстве общества и знаменитый социальный утопист Шарль Фурье (1772—1837). Шарль Фурье родился в г. Безансоне (Франция) в семье богатого купца, но отец умер, когда мальчику исполнилось всего 9 лет. Родственники смотрели на него как на продолжателя отцовского дела, а мальчик испытывал отвращение к торговле, считая ее обманом. Юноша закончил иезуитский коллеж и мечтал получить образование инженера, но вынужден был уступить требованию семьи и начать службу учеником в большом торговом доме в Лионе. Получив в 1792 г. долю наследства отца, Шарль открыл собственное торговое дело. Однако в период якобинской диктатуры он теряет свое состояние и после недолгой службы в армии работает разъездным агентом торговой фирмы, а затем посредником в торговых сделках. В эти годы Фурье пришлось много разъезжать по стране, он видел, что господство в обществе от аристократии перешло к новым богачам, а развитие машинного производства породило новые бедствия.

Фаланга имеет школы, театры, библиотеки, организует праздники и т. д. Фурье считал, что не только Франция, но и весь мир будет состоять из таких фаланстер.

Известный английский утопист Роберт Оуэн (1771—1858) начинал свою общественную деятельность как филантроп, надеясь решить все социальные противоречия путем улучшения условий труда и быта наемных рабочих.

Роберт Оуэн родился в небогатой семье мелкого лавочника. Учиться в школе ему пришлось всего два года. Он служил учеником и приказчиком в мануфактурных магазинах. Книги удавалось читать урывками. Скопив немного денег и одолжив у брата недостающую сумму, Оуэн создал небольшую мастерскую, изготовлявшую прядильные машины. Затем молодой человек стал совладельцем текстильной фабрики и ее управляющим в Нью-Лэнарке, где начал претворять в жизнь свои идеи. Прежде всего ему хотелось доказать, что угнетение рабочих не является обязательным условием эффективного производства. На своей фабрике Оуэн создал для рабочих хорошие условия труда и быта: он ограничил рабочий день десятью с половиной часами, открыл при фабрике школу, детский сад, построил для работников образцовую деревню. Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их труда позволили достигнуть высокой производительности труда.

Постепенно филантропия перестает удовлетворять Оуэна, и он вырабатывает план переустройства общества на основе отмены денег и частной собственности, введения совместного труда. Мыслитель верил, что власть имущие и богатые поймут преимущества нового устройства общества, но ни американский президент, ни русский царь Александр I, ни парижские банкиры, к которым он обращался, ему не ответили.

Таким образом, разорение предприятий, основанных на принципах социализма и уравнительного коммунизма, доказывает несбыточность, утопичность этих учений. Практика доказала эффективность рыночной экономики.

Дальнейшее развитие учение о создании нового общества получило в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Учебник содержит достаточно материала по этому вопросу.

Особого внимания требует вопрос о зарождении ревизионизма. Учитель говорит, что в 90 е гг.XIX в. произошли большие изменения в жизни государств, народов, политических и общественных движений. Мир вступил в новую полосу развития — эпоху империализма. Это требовало теоретического осмысления. Учащиеся уже знают об изменениях в экономической жизни общества и его социальной структуре. Революции ушли в прошлое, социалистическая мысль переживала глубокий кризис, а социалистическое движение — раскол.

О причинах ревизии марксизма в учебнике сказано достаточно. Суть же теории Э. Бернштейна можно свести к следующим положениям:

1. Он доказал, что растущая концентрация производства не ведет к уменьшению числа собственников, что развитие акционерной формы собственности их число увеличивает, что наряду с монополистическими объединениями сохраняются средние и мелкие предприятия.

2. Он указывал, что классовая структура общества усложняется: появились средние слои населения — служащие и чиновники, число которых в процентном отношении возрастает быстрее, чем число наемных рабочих.

3. Он показал усиливающуюся неоднородность рабочего класса, существование в нем высокооплачиваемых слоев квалифицированных рабочих и рабочих неквалифицированных, труд которых оплачивался крайне низко.

4. Он писал о том, что на рубеже XIX—XX вв. рабочие еще не составляли большинства населения и не были готовы к тому, чтобы взять на себя самостоятельное управление обществом. Отсюда он делал вывод о том, что еще не созрели условия для социалистической революции.

Все указанное поколебало уверенность Э. Бернштейна в том, что развитие общества может идти только революционным путем. Стало очевидно, что переустройство общества может быть достигнуто путем экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически избранные органы власти. Социализм может победить не в результате революции, а в условиях расширения избирательных прав. Э. Бернштейн и его сторонники считали, что главное — это не революция, а борьба за демократию и принятие законов, обеспечивающих права рабочих. Так возникло учение реформистского социализма.

Бернштейн не рассматривал развитие в сторону социализма как единственно возможное. Пойдет ли развитие по этому пути, зависит от того, хотят ли этого большинство людей, и от того, смогут ли социалисты привести людей к желаемой цели.

При наличии времени можно использовать дополнительный материал об анархизме.

Создание государства Кропоткин объяснял возникновением собственности на землю. Поэтому к федерации свободных коммун, по его мнению, можно было перейти только через революционное разрушение того, что разъединяет людей — государственной власти и частной собственности.

Кропоткин считал человека добрым и совершенным существом, а между тем анархисты все чаще использовали террористические методы, в Европе и США гремели взрывы, погибали люди.

В конце уроков учащиеся проверяют заполненную таблицу и обсуждают варианты решения познавательных заданий.

Любая форма урока предполагает заполнение таблицы, способствующей систематизации знаний учащихся. Но если при проведении комбинированного урока задание может быть выполнено в урочное время, то при проведении урока-презентации оформление таблицы завершается дома, а в классе участники презентации могут сделать черновые наброски. В законченном виде таблица может выглядеть следующим образом:

Основные идеи общественно-политических учений XIX в.

Деятельность государства ограничена законом. Существование трех ветвей власти.

В экономической жизни: свободный рынок и свободная конкуренция. Государство обеспечивает свободу частного предпринимательства и как можно меньше вмешивается в рыночные отношения

Власть государства практически неограничена и направлена на сохранение старых традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, порядка и т. д.
В экономической жизни: государство может регулировать экономику, если это надо для сохранения традиционных ценностей (но без покушения на частную собственность)

Неограниченная деятельность государства в форме диктатуры пролетариата.
В экономической жизни: уничтожение частной собственности, свободного рынка и конкуренции. Государство полностью регулирует экономическую жизнь

Позиция по социальному вопросу и пути решения социальных проблем

Личность свободна и сама несет ответственность за собственное благосостояние. Путь преобразования общества и решения социальных проблем — реформы, проводимые властью. Новые либералы пришли к выводу о необходимости проведения социальных реформ во имя обеспечения классового мира

Все люди должны иметь равные права и равные блага. Решение социальных проблем путем насильственной социалистической революции, уничтожающей сословия и классы собственников. Уничтожение имущественного неравенства. Государство само решает все социальные проблемы, обеспечивая трудящимся политические и личные права

Пределы индивидуальной свободы

Государство, обладающее сильной властью, подчиняет себе личность. Свобода личности выражается в соблюдении ею традиции

Свобода личности ограничена государством диктатуры пролетариата. Труд обязателен, частная предпринимательская деятельность и частная собственность запрещены

hello_html_4686b7ca.jpg

1 Урбанизация — процесс сосредоточения населения и экономической жизни в городах.

2 Галлон — единица объема и емкости (вместимости). Галлон (жидкости) в США — 3,8 л.

В США в середине XVIII в. утверждались идеи Просвещения, которые провозглашали естественные права человека: право на жизнь, свободу, собственность. Уровень жизни колонистов в целом был значительно выше, чем у жителей метрополий (даже бедняки в колониях жили лучше, чем бедняки в Англии, да и было их значительно меньше).

2. Укажите, какие положения Декларации независимости и Конституции США написаны под влиянием идей Просвещения.

Декларация независимости США провозглашала принципы народного верховенства и естественного равенства людей, народного суверенитета. Она провозглашала равенство людей и такие неотчуждаемые права человека, как жизнь, свобода и стремление к счастью. Конституция США предусматривала разделение судебной, законодательной и исполнительной власти. Она же предусматривала создание демократической республики, в которой должны были действовать политические свободы и законность.

3. Составьте одну таблицу с причинами Французской революции в экономической, политической, социальной сферах и другую с её итогами. Сравните их между собой. Удалось ли в годы революции решить те проблемы, из-за которых она начиналась?

Экономические причины Финансовый кризис 1780-х гг.; дороговизна хлеба из-за неурожая; сохранение средневековых организаций ремесла и торговли; крестьянское малоземелье
Политические причины Вовлечение в политическую борьбу широких слоев общества; недовольство неспособностью власти решить насущные проблемы; критика государственного строя
Социальные причины Сословное неравенство; сохранение привилегий у высших сословий; требование равенства в правах
Экономические итоги Утверждение неприкосновенности частной собственности и свободы предпринимательства; ликвидация обременительных крестьянских повинностей; было закреплено мелкое крестьянское землевладение; усложнение поиска средств для проведения промышленного переворота; усугубление отставания Франции от Англии
Политические итоги Абсолютная монархия сменилась конституционной, затем республикой; новое административно-территориальное деление; усиление отставания Франции от Великобритании
Социальные итоги Ликвидация сословных привилегий и неравенства

Революция не смогла решить многих проблем, из-за которых она началась. В экономике закрепилось мелкое крестьянское землевладение, усугубилось отставание Франции от Англии. В политической сфере удалось достичь важных изменений – абсолютная монархия сменилась конституционной. В социальной сфере были ликвидированы сословные привилегии и неравенство, что было успехом революции.

4. Как вы полагаете, чего больше принесла революция Франции – бед и несчастий или блага и процветания? Используя дополнительные источники информации и интернет-ресурсы, обоснуйте свой ответ.

Свобода, равенство всех перед законом, презумпция невиновности, закон един для всех, народный суверенитет, выборность – все это стало базой не только для Франции, но и базой для европейской политической модели 14 .

5. Выберите событие, которое видится вам наиболее важным в истории Французской революции и сделайте о нём презентацию. В ходе презентации обоснуйте, почему вы выбрали именно этот сюжет.

Взятие Бастилии 14 июля 1789 г. – начало Французской революции.

https://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/3826/content_01.jpg

26 августа 1789 г. Учредительное собрание одобрило Декларацию прав человека и гражданина. Она покончила с абсолютной монархией во Франции, что привело к созданию конституционной монархии. Декларация объявляла естественными и неотъемлемыми правами человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению. Она закрепляла свободу слова, печати и вероисповедания и упраздняла сословия и титулы. Фактически, они покончила со старыми порядками.

Декларация Прав Человека и Гражданина

Свобода, Равенство и БРАТСТВО

Диктатура монтаньяров – высший этап развития революции.

Зачем нужна была диктатура монтаньяров? Во Франции к моменту установления диктатуры монтаньяров 20 департаментов из 83 подчиняется центру, идет гражданская война, идут крестьянские восстания, роялистские восстания, интервенты движутся на Париж. Комитет общественного спасения, якобинская диктатура (или диктатура монтаньяров) смогла мобилизовать все силы, ввести государственное регулирование экономики, принять декреты по аграрным вопросам, пообещав землю крестьянам, и, благодаря огромному напряжению сил, они победили. Во многом это действительно так. Монтаньяры смогли выполнить свое историческое предназначение – они смогли поставить под ружье более миллиона человек, чем спасли Францию. Однако политической программы у монтаньяров не было. Диктатура монтаньяров пала, во многом из-за террора, который был основным инструментом власти. Таким образом, диктатура монтаньяров играет важную роль в ходе Французской революции, так как имела своей главной целью мобилизовать государство в борьбе с врагами внешними и внутренними. Это позволило объединить страну, что стало безусловно высшим этапом развития революции.

Стр. 199

Творческие работы и проекты

Символы играли большую роль для распространения идей революции. Символы были противопоставлением старым порядкам, в них выражались основные идеи революции.

Читайте также: