В чем выражается ум кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ум - способность думать, способность находить решение жизненных задач, способность видеть и предсказывать последствия своих действий. Противоположность ума - глупость, отсутствие​​​​​​​ ума - слабоумие.

Умный человек - это человек, умеющий думать, пользующийся своей головой (это делают не все и не всегда) и имеющий для этого необходимый материал (предметные знания).

Думать - понимать и анализировать происходящее, принимать адекватные решения, учитывать последствия и делать выводы, способный активно и самостоятельно решать жизненные или ситуативные задачи.

В бытовом понимании умный человек - это тот, кто много знает. Но это не вполне верно, поскольку умный - не то же самое, что начитанный или образованный. В части общества сложился стереотип, что умный человек обязательно должен знать физику, математику и тому подобные дисциплины. Однако, если человек знает много, это говорит лишь о его хорошей памяти и, возможно, о его стремлении что-то узнать. Умным же корректнее называть человека, который может пользоваться своими знаниями, на основе которых он может вырабатывать свою точку зрения по тем или иным вопросам, делать какие-то логические умозаключения и принимать решения. Умозаключения могут делаться как шаблонно, так и нетривиально, но в большинстве случаев приводят к правильному результату. Умный человек видит дальше своего носа (глядит в перспективу), в отличие от большинства людей. Он способен анализировать события и отличать существенное от несущественного.

Люди не всегда пользуются умом; в повседневной жизни его с разной степенью успешности заменяют когда наработанные привычки и автоматизмы, когда образованность, а когда-то люди просто выключают голову и полагаются на свои эмоции и чувства. Конкретный анализ показывает, что, похоже, большинство людей думает едва ли более 10% времени. Люди делают глупости нередко вовсе не из-за недостатка ума, а из-за отсутствия привычки им пользоваться. Не все люди любят думать, не всегда это принято, и по крайней мере большинство женщин большую часть времени живут, руководствуясь не умом, а чувствами. Можно сказать, что умный человек - это жестко контролирующий свое сознание на высокой ноте концентрации в строго заданной точке.

Ум - не то же самое, что образованность. Образование обогащает и оттачивает ум, но его не заменяет, и среди высокообразованных людей иногда можно встретить людей не сильно умных. Ум - не то же самое, что интеллект, если интеллект понимать как способность быстро отвечать на вопросы тестов, решать логические задачи и головоломки. Ум - это не только способность думать (мыслить), это и жизненный опыт, предполагающий использование готовых решений, это также хитрость, сообразительность и другие способы нахождения нужного решения.

Любопытно, что человек думает не только головой, в решении жизненных задач у человека задействовано все его тело: когда-то помогая ему, когда-то мешая. Умного человека от глупого можно отличить по выражению глаз, по интонации и даже по походке. На ум влияет и гормональная ситуация в организме: увеличение уровня тестостерона (мужского полового гормона) улучшает сообразительность и способность к пространственному (топографическому) мышлению. продолжение

Одна из участниц моих тренингов, Вера, была на удивление умной - с хватким, четким, очень логичным умом. Но голос ее был мужской, грубоватый, манеры - немного мужские, а на верхней губе черные усики. Это было нехорошо, и Вера пошла на гормональное лечение. Гормональное лечение уменьшило у нее уровень мужских гормонов, кожа лица стала гладкой, чистой и без усиков, манеры у Веры стали более женственными - но и вдруг все заметили, как Вера (в сравнении с Верой прежней) поглупела. Стала - как все.

Определенно, что ум - это не только знания, ум формируется характером ведущей деятельности человека и окружающей его культурой в целом. Так, Б.М. Теплов писал об особенностях ума полководца, И.П. Павлов - об особенностях русского ума.

Ум связан с психологическими особенностями человека. Можно много знать, но с кривыми верованиями, неадекватными программами и позициями быть при этом дураком. В связи с личностными составляющими ум может быть ленив, лукав или боязлив. Женщины в целом ничуть ни глупее мужчин, но в деловых ситуациях, связанных с понятийным мышлением и принятием ответственных решений, мужчины действуют обычно умнее, поскольку реже ведутся на эмоции.

Мужской ум (иногда его называют просто ум) - это привычка думать самому, искать решение прямое, без уверток и хитростей. Женский ум - другой, женщины при возможности выбора чаще предпочитают включить хитрость и решить вопрос обходным путем, причем по возможности не ломая собственную голову. Действительно, зачем думать самой, если можно сделать беспомощные глазки, доверчиво попросить помощи, и мне все подскажут мужчины? Нужно учесть и то, что многие мужчины не любят слишком умных женщин, и понимающие это женщины когда-то выбирают быть не слишком умными, чтобы удачнее выйти замуж.

Разновидностью ума является сообразительность. Сообразительность отличается как от мужского, так и от женского ума поиском редких, неочевидных или обходных путей.

Ум - только начало разума, его первая ступенька. Ум работает из нулевой либо в лучшем случае из первой позиции восприятия, у него есть только одна (своя) точка зрения и одна задача - вот есть Я и вот есть то, что мне нужно. Когда же у человека вырабатывается способность и привычка использовать разные позиции восприятия, думать не только с точки зрения своей точки зрения, но и с точки зрения других людей, а также с позиции объективного рассмотрения, системного подхода и позиции Ангела, у него развивается разум. Осваивая позиции восприятия, человек свой ум развивает до уровня разума, а к разуму прибавляя опыт, становится мудрым.

Сам по себе ум не гарантирует ни счастья, ни любви, ни денег или карьеры. Чтобы все это получить, нужно провести инвентаризацию своих верований и ценностей, наработать волю, выстроить тело. - нужно действительно еще много чего. Впрочем, если умный человек поставит себе такие задачи, он добьется успеха быстрее других, не таких умных. Начинайте работать над собой?

Можно ли поумнеть? Как развивать свой ум?

Чтобы умнеть, нужно учиться. Но - чему и как? Школа и вуз развитию ума способствует, но ничего не гарантирует: умный в процессе учебы умнеет, глупый только забивает свою голову ненужной ерундой. Умный не столько тот, кто все знает, а тот, кто учит себя нужному и знает, где какие знания как применить. Ум развивается в первую очередь в окружении умных людей и при самостоятельном решении жизненных задач, когда человека учит жизнь. Ум во многом похож на мышцы нашего тела: он поддерживается постоянными тренировками и без тренировки постепенно атрофируется.​​​​​​​​​​​​​​

Ум - одна из самых странных вещей в мире. Его нельзя найти, потрогать, но можно с ним родиться, а можно также развить. Это в какой-то степени есть у многих людей, но все же. что такое ум? Рассмотрим ответ ниже.

что такое ум

Определение

Вообще, ум - это совокупность способности человека к таким вещам, как мышление, познание, восприятие, запоминание, логика и другие. Он определяется ощущениями, желаниями, памятью, эмоциями, характером, должным воспитанием в детстве и многими другими факторами. Ум и интеллект - это, как правило, два неразрывных и очень связанных между собой понятия. Уровень интеллектуальных способностей очень сильно влияет на человека. Стать умнее своими силами все же реально и зависит от человека больше, чем от генетики. И стоит учесть, что для проявления ума необходим только здоровый мозг человека.

В обычном понимании умным называют человека способного думать, отличающегося разумностью, хорошей памятью и эрудицией. У него, как правило, широкий кругозор, высокий интеллект и способность выходить из запутанных ситуаций как и в жизни, так и в шахматах или математических задачах, например.

ум человека

Признаки ума

Все проявления умственных способностей - вещь очень неуловимая. Дело в том, что это все тоже может быть разным и проявляться в разных вещах. Никто не даст однозначного ответа, что такое ум. Потому что у кого-то он проявляется в знании нескольких языков, у других - в умении очень хорошо запоминать, у третьих - в том, что прекрасно играют в шахматы, а у четвертых в том, что могут прекрасно разбираться в математике, и т. д. Причем все это сугубо индивидуально и часто в человеке сочетается между собой. Также умными часто называют таких людей, которые очень легко находят контакт с любыми людьми, разговорчивы, очень социально направлены, про них думают, что они многого добьются.

Что же касается того, как человек определяет, обладает ли другой умом? Тут все уже зависит только от субъективного мнения. Обычно умными нам кажутся люди с серьезным отношение ко многим вещам, говорящие очень убедительно, рассказывающие много интересных вещей, о которых мало кто знает. Но по большей части большинство обращает внимание на образ в целом. Например, кому-то кажутся умными люди с очками или те, кто много молчит.

ум и интеллект

Теперь, когда мы узнали, что такое ум, перейдем к разновидностям сознания.

Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.

  • Так называемый первичный вид ума - это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
  • А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума - все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.

Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет - кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.

Известные умнейшие люди

В истории человечества было много невероятно умных личностей. Многие из них были изобретателями, первооткрывателями, новаторами в области чего-либо. Например, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Аристотель, Платон, Никола Тесла, Галилей, Архимед. Этот список можно продолжать до бесконечности. Рассмотрим лишь некоторых умнейших в мире людей.

умнейшие люди в истории

Стивен Хокинг - невероятно известный в мире физик. Он разработал теорию струн, но это далеко не единственное его достижение.

Есть такие умные люди, которые по показателям своего IQ являются рекордсменами в книге рекордов Гиннеса. Например, корейский вундеркинд Ким Унг-Йонг. У него показатель уровня интеллекта - 210. В 4 года он уже знал несколько языков и разбирался в математике. Он очень рано окончил университет, а в возрасте 8 лет его пригласили в НАСА на учебу.

Еще один известный математик-вундеркинд - Теренс Чи Шен Тао. Он в 13 лет получил первое место в международной математической олимпиаде. А в 20 уже получил докторскую степень. По некоторым данным, его IQ - 230.

А вот Кристофер Хирата - астрофизик. В 13 лет он победил в международной олимпиаде по физике. Его IQ к тому времени составляло 230. В 16 лет окончил университет.

Эндрю Джон Уайлс еще в детстве начал увлекаться недоказанной теоремой Ферма. Он не смог доказать ее в детстве, но у него получилось, уже будучи взрослым. За это он удостоился Абелевской премии.

Как развить умственные способности у ребенка?

Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.

Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.

Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик. А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать.

ум ребенка

Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу. Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.

Как развить ум, будучи взрослым?

Есть целый ряд советов, которые помогут любому человеку стать умнее и эрудированнее:

  • Решение логических задач - тут все просто: это помогает развить логику.
  • Тренировка памяти - для этого нужно выбрать то, что вы действительно хотите запомнить и стараться выучить. Например, стихи (прямо как в школе). Или же вас интересует вопрос запоминания сюжетов книг или вовсе хотите с помощью игровых упражнений "натренироваться" - все это в любом случае будет полезным.
  • Размышления над сложными вопросами, попытки найти необычный выход из ситуации.
  • Нелишним будет вводить в свою жизнь то, к чему мозг не привык. Например, пойти домой непривычным путем и чистить зубы другой рукой.
  • Известно, что очень помогают развить ум различные игры. Это могут быть шахматы, карты или же компьютерные, над которыми надо много думать (квесты, логические и т. д.).

признаки ума

Ум и знания тоже очень сильно между собой связаны, но чтобы получить второе, нужно развиваться и узнавать много нового. Для расширения кругозора и для общей эрудиции очень помогают путешествия, чтение новостей, общение с другими людьми и, конечно же, чтение книг. Они помогают не только узнавать новое, испытывать эмоции, но и влияют на память, на общую зрелость и на многие другие вещи. Есть много книг также, которые посвящены развитию ума. Их мы и рассмотрим.

Полезные книги

Есть пособия, которые рассказывают о работе мозге, об интеллекте и о том, как развить ум.

ум и знания

Вместо заключения

Что такое ум? Это мыслительные способности человека вместе с логикой, интеллектом, памятью и другими важными составляющими. К счастью, это можно развить и в зрелом возрасте.

мальчик на фоне доски

Умный человек: кто это

Для того чтобы понять, кто такой умный человек, необходимо определиться с понятиями.

Ум — это совокупность таких познавательных способностей, как сознание, воображение, восприятие, мышление, язык и память, принятие решений, понимание и т. д.

В мировой философии сложилось два подхода к пониманию ума: дуализм и монизм. Представители первого уверены, что ум — это нечто отдельное от человеческого тела, не зависимое от него.

Монисты же считают, что нельзя считать тело и разум принципиально различными сущностями, поскольку состояние тела влияет на мыслительные способности. Например, ученые установили, что чем выше уровень гормона тестостерона в организме, тем выше способность к пространственному мышлению и лучше сообразительность. Также на мыслительные способности способны влиять голод, боль и ряд других факторов.

Нередко говорят о женском и мужском уме, подразумевая, что представители противоположных полов мыслят по-разному, у них отличается построение доказательств, логика и способ формирования выводов.

Известно, что ум человека устроен так, чтобы экономить энергию и совершать как можно меньше мыслительных операций. Для этого он вырабатывает автоматизмы — действия, выполняемые без контроля сознания. Как правило, они формируются у профессионалов, которые изо дня в день занимаются одним и тем же делом.

Ученые утверждают, что умственная лень — это фактор эволюции и подавляющее большинство изобретений человечества связано с тем, чтобы избавить людей от необходимости прилагать излишние умственные и физические усилия.

Возможно, поэтому в обыденном сознании умный человек — это тот, кто хорошо образован и обладает обширными, почти энциклопедическими знаниями. По сравнению с остальными ему не лень тратить умственные усилия на поиск и обработку информации.

Однако эрудиция не равнозначна уму. Она свидетельствует лишь о хорошей памяти и стремлении к знаниям, так же, как образование не является показателем ума. Оно лишь свидетельствует о том, что человек приспособился к системе образования и выполнял все, что от него требовалось.

Исследователи полагают, что умный человек способен на основе полученной информации выработать аргументированно точку зрения по определенным вопросам, способен сделать обоснованные умозаключения и на их основе принимать взвешенные решения.

Существует теория множественного интеллекта, согласно которой ум — это не общая способность, а проявление мышления в конкретных обстоятельствах. Иными словами, мозг человека может быть настроен на определенный вид деятельности, например общение, музыку, логику и т. д.

Таким образом, человек может проявлять ум в определенной сфере, но быть некомпетентным в другой. Например, нередко ученые-гении не способны выстраивать социальные контакты или наладить свой быт.

Интеллектуалом принято считать человека, который размышляет о социальных проблемах, предлагает их решение и пользуется общественным авторитетом. Как правило, выделяют три типа интеллектуалов:

  • ученый-эрудит, вырабатывающий абстрактные теории и идеи;
  • ученые в сфере философии, литературы, социологии, юриспруденции, медицине и других науках;
  • художники, осмысляющие общество и мир через образы.

Определение интеллектуала связано с определенными видами деятельности и влиянием в обществе.

Умный человек: ученые назвали 10 признаков интеллектуалов

Признаки умного человека

  • Способность к критическому мышлению и взвешенным оценкам.

Умный человек не выносит оценочных суждений по какому-либо вопросу, пока не изучит несколько источников информации и не проанализирует аргументы за и против. Умные люди рассматривают любую проблему с разных сторон. Поэтому им сложно навязать какие-либо суждения.

  • Умный человек ищет истину, а не доказательства собственной правоты.

Психологам известна системная ошибка человеческого мышления, называемая предвзятость подтверждения. Люди склонны искать и принимать за истину лишь ту информацию, которая доказывает правоту их точки зрения, и игнорируют данные, которые противоречат их убеждениям. Иными словами, верующий будет искать знаки чудес Господа, а атеист — информацию, подтверждающую, что мир материален.

Умного человека отличает непредвзятое отношение к информации. Более того, умные люди ошибаются, как и все остальные, но они способны признать свою неправоту под давлением аргументов.

  • Умный человек способен держать свои эмоции под контролем.

Ученые выяснили, что умные люди редко выходят из себя. Им не свойственны крайние проявления эмоций вроде агрессии или паники. В критической ситуации они не паникуют, способны проанализировать свое положение и найти из него выход с минимальными потерями.

  • Умные люди обладают развитым эмоциональным интеллектом.

Как не удивительно, но ум и эмоции связаны между собой. Умные люди способны не только держать под контролем собственные эмоции, но и понимать их, а также понимать чувства других людей. Также умные люди обладают развитой эмпатией — способностью к сопереживанию другим.

Умные люди не осуждают других. Они не склонны к проявлению нетерпимости по отношению к кому бы то ни было. Более того, умные люди никогда не ищут виновников вовне. Они способны осознать, что лишь они несут ответственность за то состояние, в котором оказались.

Современному человеку сложно остаться наедине с собой. Даже если нет компании, ее заменяют гаджеты. Умные люди способны к рефлексии. Для них не составляет проблемы остаться в одиночестве, помедитировать, осознать собственные мысли. Они предпочитают читать, а не смотреть телевизор или проводить время в интернете.

  • Умные люди способны вести аргументированный диалог.

Умный человек всегда выслушает аргументы собеседника. Он не будет перебивать, повышать тон. Он тщательно анализирует все сказанное и лишь потом выскажет свою точку зрения. Даже если умный человек не согласен с оппонентом, он относится к нему с уважением. Он критикует не личность собеседника, а те аргументы, которые он высказал.

Нередко умные люди страдают от синдрома самозванца. Они не уверены в собственной компетенции и в том, что они обладают достаточными знаниями, чтобы высказаться по тому или иному вопросу. Джастин Крюгер и Дэвид Данниг в 1999 году выдвинули гипотезу о том, что уровень компетентности и самоуверенности связаны между собой. Чем ниже компетенция человека, тем больше он уверен в собственном профессионализме. Умный человек всегда терзаем сомнениями, даже если достиг многого на профессиональном поприще.

Юмор — одно из проявлений развитого вербального интеллекта. Он строится на двузначности и словесных парадоксах. Поэтому умение шутить требует развитых умственных способностей. Умные люди прекрасно понимают юмор, ценят его и способны шутить.

  • Умные люди способны контролировать свое время.

Умные люди склонны к планированию. Они ставят цели, тщательно планируют свое рабочее и свободное время, проводят анализ достигнутого за день, неделю и так далее. Они четко знают, что будут делать в каждый из промежутков времени.

Умный человек: ученые назвали 10 признаков интеллектуалов

Чем умный человек отличается от остальных

Вот ключевые из них:

Умный человек: ученые назвали 10 признаков интеллектуалов

Можно считать себя умным, но без внешнего признания и доказательств высокого интеллекта это будет лишь субъективное мнение. Существует множество признаков, которые позволяют судить об интеллекте человека, но ни один из них не является единственным. Поэтому найти и определить умного человека не так легко.

необузданный ум - враг живого существа

Внутри каждого человека находят своё отражение разнообразные стремления, желания, настроения, чувства и эмоции. Центром активности разнообразных проявлений психоэмоциональной сферы является ум. Именно в уме зарождаются все желания и стремления, именно в зависимости от того, в каком состоянии находится ум и насколько он обуздан – будет проявляться степень контроля. Ум является двигателем всякой деятельности, так как побуждает к действию из-за желаний и потребностей, которые он создает с помощью воображения и стремления к наслаждению. И очень важно понять – является ли ум другом или врагом.

Что такое ум? Функции ума

Для определения правильного способа взаимодействовать со своим умом важно определить как то, чем он является, так и то, какие функции он в себе несёт. Определив это, станет очевидно как можно задействовать активность ума в правильном направлении.

Ум – это элемент психики, который отвечает за восприятие, оценку, мышление и психоэмоциональную сферу.

Главным свойством ума является постоянное стремление к наслаждению и избегание страданий. Ум делит все на хорошее и плохое. Хорошее приносит наслаждение и избавляет от страданий. Плохое наоборот приносит страдания и лишает возможности наслаждаться.

5 основных функций ума

  • восприятие
  • оценка
  • мышление
  • психоэмоциональная сфера
  • память

Восприятие – это процесс взаимодействия чувств (осязания, обоняния и т.д.) с окружающим миром. Ум воспринимает не объекты внешнего мира, а ощущения, которые исходят из восприятия. Ум воспринимает ощущения, которые превращаются в впечатления. Приятные ощущения создаются хорошие впечатления, неприятные – плохие.

Оценка – это способность ума придавать воспринимаемому предмету определенные параметры, качества и свойства, исходя из которых становится возможно взаимодействовать с предметом. В основном, ум оценивает большинство предметов на три группы

  • способные принести наслаждение
  • способные принести страдания
  • неспособные принести ни того, ни другого.

В зависимости от того, как был расценен предмет, ум автоматически будет желать или избегать данный предмет. В результате возникают такие феномены восприятия как принятие и отторжение. Это работает всегда и на достаточно глубоком, почти бессознательном уровне.

Мышление – это постоянный поток мыслей, образов и внутренней речи. Мышление может затрагивать образы которые не существуют, это будет воображением, или образы которые были в прошлом – это воспоминания. Также, мышление может анализировать происходящее здесь и сейчас. В ходе мышления ум воспринимает различные объекты, что порождает как побуждение к действию, так и совокупность впечатлений. Например, если человек вспоминает о чем-то хорошем, то он будет побужден повторить действие, которое привело его к позитивным эмоциям.

Психоэмоцильная сфера – это совокупность эмоций, настроений, впечатлений, опыта и прочих факторов, которые могут создать положительный или отрицательный психологический фон. Именно ум создает и регулирует психоэмоциональную сферу. Именно в зависимости от его состояния, одна и та же ситуация будет восприниматься по-разному. Поход к друзьям в хорошем настроении дело приятное, в состоянии печальном – неприятное.

Хорошее состояние этой сферы будет проявляться в положительных состояниях и настроениях:

  • радости
  • счастье
  • удовлетворенности
  • бодрости
  • интересу
  • веселью

Плохое состояние, наоборот, повлечет за собой частые сбои, перемены и негативные состояния:

  • апатия
  • лень
  • печаль
  • депрессия
  • неудовлетворенность
  • инерция

Эмоции всегда возникают в уме как реакция на впечатление. Мы можем получить приятное впечатление от вкусной пищи и испытывать от этого положительные эмоции, или можем получить неприятные впечатления от общения и эмоциональный фон станет негативным. Впечатления являются причиной эмоций, но ум может черпать впечатления из прошлых воспоминаний или предвещая какие-либо события. А желания и страхи являются двигателями, которые направляют человека совершать деятельность или общаться, чтобы получить впечатлений. В зависимости от желаний и страхов рождаются стремления, которые обуславливают жизнь в определенный образ, подводя к необходимости достигать желаемого и необходимого, а также избегать неприятного и вызывающего страх.

Память – это способность сохранять и воспроизводить воспоминания, знания и впечатления. Память ума – это способность воспроизводить впечатлений, концентрироваться на них и удерживать в сознании. Ум важен для памяти также и тем, что память намного легче формируется относительно предметов и событий, которые важны, интересны или носят эмоциональный характер для человека. Структурированная память знаний и представлений – это память разума.

Ум – лучший друг или заклятый враг?

Является ли ум врагом или другом для человека? Ответ на этот вопрос зависит от множества факторов. И следует понимать что для разных людей, которые находятся в разных обстоятельствах, ум, при прочих равных, может быть как другом, так и врагом.

Основными факторами определения полезности или вреда активности ума являются:

Ум, который не поддается контролю, будет побуждать к разнообразной, хаотичной деятельности, порождать множество желаний, которые часто просто невозможно исполнить. Такой ум также будет создавать различные настроения, частые перемены которых негативно сказываются на образе жизни и способности действовать целенаправленно.

С духовной точки зрения, негативное влияние ума заключается в привязанности к материальной деятельности и процессу наслаждения материальными объектами, что отвлекает от духовной деятельности и привязывает к определенному образу жизни и источникам наслаждения. Быть независимым от наслаждений и страданий – означает быть свободным внутри самого себя.

С помощью ума человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать, опускаясь в низшие формы жизни. Ум может быть и другом обусловленной души, и её врагом.

Для того, кто обуздал ум, он становится лучшим другом, а для того, кому это не удалось, ум остается злейшим врагом.

Бхагавад-Гита. 6. 5-6.

Как ум влияет на человека?

Центром нашей деятельности и её источником является ум. Он побуждает нас действовать, создавая стимулы, образы, стремления и желания в нашем сердце. Исходя из этих стимулов, побуждений и настроений человек будет действовать определенным образом, а также будет испытывать неприязнь к иному виду деятельности.

Для того, кто обуздал ум он становится лучшим другом, а для того, кто его не обуздал он становится злейшим врагом.

Если ум является человеку врагом, то он будет побуждать человека к чрезмерным наслаждениям, ради которых человеку придется действительно тяжко трудиться полностью отдавая этому свою жизнь. Ум также будет создавать и страхи, которые также будут побуждать человека окунуться в круговорот деятельности, из которого крайне тяжело выбраться. Желанием и страхом, подобно прянику и кнуту, ум будет контролировать человека, вынуждая его действовать определенным образом. Если ум человека не обуздан, то и в отношениях человек будет постоянно несчастлив испытывая чувство недовольства и неудовлетворенности, постоянно находя в своём партнере недостатки и, соответственно, провоцируя ссоры.

Обузданный ум будет мощным подспорьем для построения гармоничной деятельности и отношений как с окружающими, так и самим собой. Ум, являющийся другом, будет действовать в согласии с волей, разумом и целями, помогая их достигать, убирая преграды и вдохновляя человека изнутри. Активность ума, в таком случае, является естественной причиной появления полезных и важных привычек, делающих человека свободнее и счастливее.

Как ум порождает желания и страхи?

Взаимодействуя с объектами восприятия, в уме рождаются определенные ассоциативные связи. Впечатления, порожденные опытом взаимодействия человека с определенными событиями, людьми, вещами, порождает опыт, исходя из которого человек будет действовать в дальнейшем. Ассоциативные связи всегда будут вызывать приятые чувства при воспоминании о чём-то приятном, и неприятные чувства, когда речь идёт о неприятных вещах.

Таким образом появляется двойственность, откуда произрастают такие понятия как: «счастье и горе«, «успех и неудача«, ведь именно смотря на всё через призму ума, мы характеризуем события как хорошие или плохие. И хотя на самом деле сами события не несут в себе какой-то определенной окраски, в зависимости оттого как их воспринимает наш ум, они будут приносит нам разные чувства. Например, склонность ума идентифицировать себя через принадлежность к разным группам будет заставлять нас испытывать счастье и страдание, когда эта группа будет находится в более лучшем или в более худшем положении.

Колебания ума – это единичный импульс, из которого зарождается желание, стремление, страх, беспокойство, тревога и так далее. Этот импульс является практически бессознательным и осознается человеком уже как оформленное желание или нежелание что-либо делать. Пример с которым знакомы все – это попытка встать утром с постели. Уму явно неприятна необходимость покидать мягкую, приятную и теплую кровать, ради каких-то там целей или обязанностей. И именно ум, колебаясь, производит множественное нежелание покидать кровать, которое перекрывается страхом, желанием или волевым усилием.

Колебания ума, в самом проявленном виде, это мысли, которые побуждают к действию или бездействию. Сомнения, отвлечения, спонтанные и импульсивные желания – это колебания ума. Колебаниями ума являются и те импульсы, которые побуждают к жадности, гневу, вожделению и прочим интересным вещам.

Человек, искренне желающий продвигаться на духовном пути, не должен деградировать и опускаться до животного уровня, побуждаемый своим умом. Напротив ум следует обуздать, стремясь к освобождению от пагубного влияния желаний.

Ум может стать причиной рабства, а может и привести к освобождению. Поглощенный мыслями об объектах чувств, ум превращает человека в раба, а отрешенный от этих объектов, освобождает его

Амрита-бинду-упанишад, 2.

Как обуздать ум?

В Ведах описывается четыре метода обуздания чувств: дхьяна, карма, бхакти и гьяна.

Карма

Цари, такие, как Джанака, достигли совершенства единственно исполнением предписанного долга. Поэтому, хотя бы ради воспитания людей ты должен исполнять своё дело.

Бхагавад-Гита. 3.20

Исполняя свой долг, свои предписанные обязательства, человек способен достичь совершенства. Разумеется, в понятие совершенства входит и возможность обуздания ума и его контроля.

Дхьяна

Дхьяна – метод механической медитации, которая очищает ум живого существа. Чистое сознание достигается путем упражнения в медитации, которое приводит к способности контролировать мысли и сам ум, а также не воспринимать внешние объекты как источник счастья и страдания. Такой образ действий очищает ум и позволяет его контролировать. В свою очередь, обузданный ум и чистое, незамутненное восприятие, становится источников осознания истины.

Контроль чувств происходит с помощью практики медитации и силы воли, которая заключается в сознательном отказе от взаимодействия с объектами чувственного наслаждения. Есть даже архетипичный пример такого действия: «Втягивать свои чувства внутрь, подобно черепахи, которая втягивает свою голову в панцирь«.

Однако, эта практика невероятно трудна и, в полной мере, вряд ли реализуема для человека нашего времени, так как требует невероятных усилий и ухода от внешнего мира.

Арджуна сказал: О Мадхусудана, практика йоги, которую Ты описал, кажется мне непосильно, ибо ум мой беспокоен и неустойчив. Ум неугомонен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер.

Бхагавад-Гита.

Несмотря на то, что полное обуздание ума с помощью практики механической медитации невероятно трудно, это упражнение служит прекрасным подспорьем для возможности подавлять колебания ума и механически контролировать мысли и эмоции. Контроль ума может достигнуть практически полного автоматизма, но для этого следует прилежно упражняться в этом. Полного обуздания ума достичь будет трудно, но большинство проблем эта практика способна решить. Таким образом метод дхьяны – медитации служит хорошим, но не абсолютным инструментом в обуздании ума.

Гьяна

Гьяна – метод аналитического и философского определения Абсолютной истины. Обуздание ума с помощью этого метода объясняется очень просто: человек понял мир и с помощью логики осознал что приносит счастье, а что страдания. Когда мы говорим о обуздании ума, то чаще всего имеем ввиду то, что необузданный ум доставляет множество беспокойств и страданий. С помощью метода гьяна-йоги возможно умиротворить ум путём приобретения знаний.

Знания будут направлены на то, чтобы определить что является иллюзорной материальной природы, а что относиться к вечной духовной жизни. Также метод гьяна-йоги направлен на то, чтобы осознать свою духовную природу через философские знания. Обладая этим знанием, мудрец может видеть всё в истинном свете, а потому воздействие материального мира над ним не властно. Соответственно, ум находится под полным контролем человека именно через осознания неспособности получить счастье от внешних, материальных стимулов и признания прихода к чистому счастья через духовный путь.

О могучерукий Арджуна, осознав свое превосходство над материальными чувствами, умом и разумом, человек должен обуздать ум с помощью одухотворённого разума.

Бхагавад-Гита. 3.43.

Этот метод также называют путём «аналитического поиска Абсолютной истины«. Это метод выявления качества материальной и духовной природы в этом мире, таким образом, чтобы стало очевидно чему стоит следовать, а от чего стоит отказаться. Материальная природа является источником как наслаждений, так и страданий. Духовная природа является источником постоянного и устойчивого счастья.

Именно через глубокое понимание рождается возможность свободного отказа от чего-либо, контроля и обуздания своего ума. А также сознательное действие ради достижение высшего блага.

Однако, когда человека озаряет знание, разрушающее неведение, оно открывает ему все, подобно тому, как днем все освещается солнцем.

Бхагавад-Гита. 5.16

Знания, которые можно применить для философского суждения о бренном и вечном, содержаться в священных писаниях. Обретя эти знания становится доступно не только обуздание ума и освобождение от влияния трех гун материальной природы, но и достижение Высшей цели – Абсолютной истины.

Бхакти

Бхакти-йога – метод преданного служения Верховному Господу. Этот метод считается в ведической традиции самым авторитетным и эффективным. Господь считается Повелителем материальной энергии, а для того, кто желает освободиться из-под её влияния и обуздать ум, нет лучшего пути, кроме как возможности получить такое благословление от самого Верховного Господа. Получение такого благословления возможно через практику преданного служения. Хотя, на самом деле, в ходе практики преданного служения человек естественным образом освобождается от влияния материального мира.

Преодолеть влияние материальной природы невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под её власти.

Бхагавад-гита. 7.14.

Когда разум, ум, вера и надежда человека сосредоточены на Всевышнем, тогда он полностью освобождается от тревог, благодаря совершенному знанию, и ,таким образом, прямо следует по пути освобождения

Бхагавад-Гита. 5.17

Процесс обуздания ума в преданном служении проявляется как обретение вкуса к чистой, духовной жизни. В ведических текстах часто приводит пример того, как человек, осознавший свою духовную природу, с лёгкостью отказывается от чувственного наслаждения, подобно тому, как вкусивший нектар бессмертия больше не захочет пить из лужи. Трансцендентальное счастье получаемое от процесса преданного служения, осознания своей истинной природы, приводит человека к возможности спокойно отказаться от всяких страхов и желаний.

Именно страхи и желания в уме являются камнями преткновения в процессе обуздания ума. И то, что в остальных методах обуздания ума достигается тяжелым трудом, в преданном служении обретается естественным образом – само собой. Это можно сравнить с обретением тепла холодной ночью – вы можете пытаться прыгать и растирать своё тело, но лучшим вариантом будет разжечь костёр. Костёр является источником тепла, а Господь является источником счастья, знания и бессмертия.

Такого освобожденного человека не влечет к материальным чувственным удовольствиям. Он всегда пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Таким образом, самореализованная личность наслаждается беспредельным счастьем, ибо она сосредоточена на Всевышнем.

Бхагавад-Гита. 5.21

Ум – друг или враг человека?

До тех пор пока человек не обуздает ум, все его занятия духовной практикой будут лишь пустой тратой времени. Тот, кто не может совладать с умом, живет бок о бок со своим злейшим врагом и потому впустую проживает жизнь, так и не достигнув её цели.

Комментарий Шрилы Прабхупады. Бхагавад-Гита 6.6.

Дисциплинированный и контролируемый ум становится другом человеку. Находясь под дисциплиной разума, он может помогать достигать цели, исполнять обязанности, заниматься деятельностью. Именно ум может мотивировать человека к развитию и отказу от низших побуждений, стремясь к чему-то более возвышенному и чистому. Когда наши чувства добровольно соглашаются действовать вместе с нами, тогда внутри человека начинается мир и покой. Но до этих пор внутри человека война, ибо он совершает, под влиянием ума, те поступки, которые человек совершать не хочет.

Обуздать чувства – значит быть не подверженным таким эмоциям как гнев, раздражение, вожделение, ненависть, алчность, сомнения, страх, лень, апатия, вина, гордости. Это также значит иметь спокойный ум, обладая которым мы можем иметь хорошую интуицию и здравый смысл. Обузданный ум это также здоровье, потому что от отрицательных эмоций и переживаний возникает очень много болезней. Чувства, которые находятся под контролем, избавляют нас от многих страданий, что дает нам возможность пребывать постоянно в хорошем настроении. Но такой ум надо поддерживать, дисциплинировать и постоянно следить за ним.

Читайте также: