Проект по овз в детском саду по фгос
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Шинкарева Надежда Петровна
Населенный пункт: Тамбовская область, город Мичуринск
Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.
Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Поэтому сегодня мы много говорим об инклюзивной модели образования.
Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена в следующих документах:
· Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об
· Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.
Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех образовательных ступенях - от детского сада до общего и профессионального образования.
Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.
Организация инклюзивного образования в ДОУ строится по следующим принципам :
Принцип обеспечения индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.
Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка
Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Принцип междисциплинарного подхода требует комплексного подхода в определении и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), работающие в группе, при участии старшего воспитателя, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.
Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
Принцип динамического развития образовательной модели детского сада предполагает возможность изменения модели детского сада, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ. Программа коррекционной работы в инклюзивной группе включает в себя взаимосвязанные направления:
● диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
● комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;
● планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
● организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;
● мониторинг инклюзивного образовательного процесса.
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
● Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
формы организации активности детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.
● Фронтальные Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.
● Праздники, экскурсии, конкурсы - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.
На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:
● позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента);
● разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие – путешествие; занятие– игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие –экскурсия и др.
● многофункциональные средства обучения: дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, игрушки-головоломки;
● наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка, карта дляПпутешествия, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);
● смена обстановки, использование физкультминуток, чередование динамических поз;
● использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность).
Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психолого - педагогическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ним, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. Некоторым категориям детей положен отдельный тьютор, который помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.
Реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ ) осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, в нем оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы
Грамотное составление ИОМ воспитанника является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.
Таким образом инклюзивное образование по федеральным государственным стандартам предполагает:
- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом они должны получать специализированную помощь;
- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.
Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
1. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.
2. Инклюзивное образование в России. М., 2011.
3. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М. ,2009.
4. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
5. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Итоговое задание по курсу
Проект инклюзивной среды в ДОУ
Пояснительная записка
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к инклюзивному образованию, который обеспечит возможность получения качественного образования детям с ОВЗ.
Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются.
Данный проект необходим, так как он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, потому что задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
В тоже время сам процесс включения детей с ОВЗ в образовании оказывается очень сложным, как в организации, так и в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования:
Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование и надеются на более широкие возможности общения их детей с их развивающимися сверстниками. Цели семьи:
- Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.
- Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.
- Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения со сверстниками.
- Возможность доступа к основной программе обучения.
- Доступ к многообразию способов обучения.
Возможность инклюзивного образования в ДОУ обусловлена:
- Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
- Положительным опытом реализации в детском саду разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.
- Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.
- Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
Актуальность
В ведение инклюзивного образование обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
- осознание себя частью общества;
- предоставление возможностей для развития навыков и талантов человека;
- возможность учиться друг у друга;
- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
В нашем детском саду появился ребенок с ОВЗ. Но для детей с ОВЗ не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан психолого медико-педагогический консилиум (ПМПк) из двух педагогов, медсестры, логопеда и психолога.
Коллектив детского сада состоит из 25 педагогов. С детьми с ОВЗ в 2017/2018 учебном году будут работать 6 педагогов.
Анализ организации обучения детей с ОВЗ доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.
Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.
В ходе реализации проекта планируется:
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;
Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации.
Задачи: - программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.
- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
- Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов.
В работе с семьей:
- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
- Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов.
- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность.
Материально-техническое обеспечение:
- 12 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- 2 кабинета учителей-логопедов
- 1 кабинета педагогов-психологов
- 1 медицинский кабинет
- 1 спортивный зал
- 1 музыкальный зал
- 12 игровых площадкок
- 1 спортивные площадки
Музыкальный зал: Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы.
Физкультурный зал: Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.)
Кабинет учителя-логопеда:
- Диагностический материал для обследования речи.
- Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).
- Учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы.
- Справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии.
Кабинет педагога-психолога:
- Диагностический материал для обследования, дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, оборудование для релаксации и пескотерапии.
- Стол для рисования на песке.
Групповые помещения:
- Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей.
- Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада).
- Инвентарь и оборудование для физической активности детей.
Медицинский кабинет:
- Динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг).
- Таблица для определения остроты зрения.
- Тонометр с детской манжеткой.
- Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе.
Кадровое обеспечение:
Наличие в ДОУ специалистов:
старшие воспитатели - 1
учителя - логопеды – 2
инструкторы по ФИЗО - 1
музыкальные работники – 2
Образование:
Среднее специальное- 2
Наличие категории:
Высшая категория - 4
1-я категория - 18
Соответствие занимаемой должности -3
Педагогический стаж:
От 0 до 5 лет - 10
От 5 до 10 лет - 8
От 10 до 15 лет- 4
15 лет и более- 3
От 25 до 29 лет - 3
От 30 до 49 лет -18
От 50 до 54 лет - 2
От 55 до 59 лет- 2
Методическое обеспечение
- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.
- Успешно реализуются разные формы интеграции.
- Разработана система диагностики развития детей с ОВЗ (нарушения речи).
- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.
Ожидаемые результаты
- Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с нарушением речи.
- Устойчивое продвижение детей с нарушением речи в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.
- Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с нарушением речи и межведомственному сопровождению по ее внедрению.
- Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с нарушением речи.
- Расширение работы методической службы ДОУ.
- Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
- Повышение качества образовательного процесса.
В работе с семьей:
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Стойкое продвижение детей в развитии.
- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.
В работе с педагогами:
- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
Этапы реализации проекта
I этап реализации проекта (организационный)
1.Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ
- Выявить количество детей с ОВЗ (нарушения речи), нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ПМПК)
2. Провести анализ условий:
-Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).
-Кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).
-Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании
-Разработать положение оработе с детьми с ОВЗ.
-Скорректировать должностные обязанности персонала.
-Разработать форму договора с родителями.
-Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.
4.Разработать программно-методическое обеспечение
-Разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.
-Сформировать пакет диагностических методик.
-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
5.Сформировать группу детей с разными возможностями
- Заключить договоры с родителями.
-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.
-Провести родительское собрание.
II этап реализации проекта (практический)
Создание специальных образовательных условий
1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
- Форма обучения – очная.
- Режим – полный день.
- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.
- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
Работа психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)
-Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в детском саду.
-Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
- Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
- Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк
Члены ПМПк: - педагог-психолог;
- педагоги, работающие с детьми.
Структура организации деятельности ПМПк
ПМПк плановые – проводятся 1 раз в квартал.
Задачи: - определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;
- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;
- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса
Задачи: - решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;
- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Прием детей на консилиум осуществляется
- по запросу родителей
- по инициативе педагогов
- по медицинским показаниям
Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.
Этапы работы ПМПк:
1 этап – подготовительный
2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума
3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи
4 этап – направление ребенка на ПМПК, подготовка документов
5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе
6 этап – реализация рекомендаций ПМПК
7 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы
Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы
Формы работы
Цели и задачи
Содержание работы
Индивидуальные:
- Изучение микросоциальных условий воспитания
- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию
- Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта
- Социальная характеристика семьи
- Адекватность оценки состояния ребенка
- Степень инициативы в плане сотрудничества
- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций
-Успехи и проблемы в развитии ребенка
Групповые формы:
- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы
- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка
- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений
- Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку
- Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи)
- Навыки наблюдения за ребенком
- Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж, и т.п.
- Развивающие игры в коррекционной работе
- Грамматика общения с детьми с ОВЗ
- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)
- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)
- Помоги себе сам (домашний логопед)
- Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями
- Проблемы развития речи и пути их решения
- Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями
- Психология семейных отношений
- Готовность детей с ОВЗ к школе
Наглядные формы просвещения: Презентации
Информация на стенде
Устный журнал (информация на сайте учреждения)
III этап реализации проекта (итоговый)
1 ЭТАП Получение информации о ребенке, диагностика
2 ЭТАП Формулирование основных проблем развития ребенка
3 ЭТАП Выявление ресурсов развития ребенка
5 ЭТАП Постановка позитивной цели
6 ЭТАП Выбор техник и средств, режим их использования
2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ
Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:
-образовательная модель обучения и воспитания,
-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.
Структура среды состоит из 3-х компонентов: предметно-развивающая, коррекционно-развивающая и коммуникативная.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.
Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.
Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.
Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.
Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.
Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.
Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.
Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.
- дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
- полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.
Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.
Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию
Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:
- охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
- представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
- обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
- оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.
Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ
Наличие соответствующих специалистов
Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.
Материально-технологические условия
Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.
Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.
Реализация программ дошкольного образования
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.
Для этого необходимо:
- создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
- применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
- привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
- — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
- проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
- сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.
Инклюзия
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:
- образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
- разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
- направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.
Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.
Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.
Адаптированная образовательная программа ДОУ
Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ
Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.
Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.
Индивидуальная карта развития ребенка
Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.
Работа с семьей ребенка с ОВЗ
Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.
Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.
Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ
Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ
Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:
- проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
- развивать моторику пальчиков;
- прививать культурные и гигиенические навыки;
- организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
- создать благоприятную атмосферу в группе;
- консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.
Работа няни с ребенком с ОВЗ
Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.
Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ
Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:
- организует взаимодействие учителей;
- работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
- корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
- разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
- повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
- консультирует родителей малыша.
Работа логопеда с ребенком с ОВЗ
- диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
- разрабатывать индивидуальные планы обучения;
- проводить индивидуальные занятия;
- консультировать педагогический состав, включая родителей.
Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ
Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.
Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ
- занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
- подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
- использует инструменты музыкальной терапии.
Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ
- проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
- осматривают детей;
- контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)
Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.
Наталья Белокопытова,
Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения общества к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей для самореализации в обществе.
Основная идея проекта
Создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ. Соблюдение прав этих детей, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ. Повысить квалификацию специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Организовать разъяснительную и просветительскую работу с родителями и педагогами по организации развития и образования детей–инвалидов и детей с ОВЗ.
Актуальность проблемы
Всегда, особой проблемой являлось ограничение доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития ребёнка в обществе. Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.
Анализ практики свидетельствует, что муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов. А повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщённости. Более того, доступная среда в жизнедеятельности является необходимым условием адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обществе.
Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и РФ
От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.
Внедрение данного проекта позволит:
- Удовлетворить потребности и права детей в области образования.
- Создать условия для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
- Повысить качество и доступность обучения и пребывания в ДОУ.
- Организовать работу с родителями и социальными организациями по проблемам воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
- Формировать толерантное отношение социума к особенным детям.
- Разработка модели доступной среды.
-Разработка плана культурно–оздоровительных мероприятий для социализации детей в ДОУ.
Новизна проекта
- Сотрудничество с социальными организациями по защите прав детей с ОВЗ.
- Открытость детского сада для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей.
- Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
-Создание модели построения развивающей среды в рамках инклюзивного образования.
Цель проекта
Создание условий для совместного пребывания и обучения детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушений здоровья или развития.
Ключевые задачи проекта
- Развитие инфраструктуры ДОУ с точки зрения её доступности.
- Реализация принципов инклюзивного образования в ДОУ.
- Осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
- Сохранение физического и психического здоровья воспитанников.
- Систематизация различных форм, методов и приёмов работы с особенными детьми.
Ожидаемые результаты проекта
- Создание комфортных условий для совместного пребывания детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушения здоровья или развития.
- Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
- Организация разъяснительной и просветительской работы с родителями и педагогами.
- Позитивная динамика адаптации, социализации детей с проблемами здоровья.
- Разработать плана культурно-оздоровительных мероприятий с учётом специфики нарушений здоровья детей.
- Толерантное отношение воспитанников к особым детям.
Ожидаемые эффекты проекта
- Привлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
- Личная готовность всех участников образовательного процесса открыть самого себя в различных видах деятельности, мероприятиях, общении.
- Установление прочных связей между ДОУ и другими образовательными и социальными организациями района.
- Сформировать у родителей чувства ответственности за своих детей.
- Стойкое продвижение детей в развитии.
- Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.
- Снижение уровня заболеваемости.
- Выявление творческих способностей у детей с ОВЗ и их дальнейшее развитие.
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области
- Позитивный эффект качества обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе;
- Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников;
- Создание и реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования;
- Успешное использование проекта всеми ДОУ, работающими в инновационном режиме;
- Внедрение новых коррекционных и педагогических технологий, программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка методических рекомендаций обобщающих опыт работы ДОУ и семьи по адаптации детей в социуме;
- Создание доступной среды в ДОУ.
Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам
Этап
Наименование мероприятия
Краткое конкретное описание содержания мероприятия
Сроки или период (в мес.)
Ожидаемые результаты
Предшествующие мероприятия
Исполнители
Механизм контроля
Создаваемые объекты интеллектуальной собственности
Подготовка к планированию и внедрению проекта.
Выявление существенных ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательной организации
Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы.
Положение о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнёрами.
сентябрь 2018 – ноябрь 2018
Выработка плана мероприятий по созданию условий для организации доступной среды в ДОУ.
Читайте также: