Проект по овз в детском саду по фгос

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Шинкарева Надежда Петровна

Населенный пункт: Тамбовская область, город Мичуринск

Одна из наиболее актуальных проблем образования в настоящее время – организация совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников в условиях массовых образовательных учреждений. Как считает большинство отечественных и зарубежных коррекционных педагогогов и психологов, все дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками.

Введение ФГОС обеспечивает детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Поэтому сегодня мы много говорим об инклюзивной модели образования.

Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Нормативно-правовая база, инклюзивного образования закреплена в следующих документах:

· Приказ Минобрнауки России № 1014 от 30 августа 2013 г. «Об

· Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (далее ФГОС ДО).

С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, поэтому вопрос об инклюзивном образовании является актуальным.

Достичь своей цели инклюзивное образование сможет только тогда, когда оно будет реализовано на всех образовательных ступенях - от детского сада до общего и профессионального образования.

Первая общественная образовательная система, в которую попадает любой ребёнок - это система дошкольного образования. И если для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое, то для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может стать местом, где их ребенок будет полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт даёт шанс улучшить перспективы детей. Ведь получать образование перед школой крайне полезно каждому ребёнку, а детям с ОВЗ — особенно. С его помощью они учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

Организация инклюзивного образования в ДОУ строится по следующим принципам :

Принцип обеспечения индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике его функционального состояния и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью активного включения детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода требует комплексного подхода в определении и разработке методов и средств воспитания и обучения детей с ОВЗ. Специалисты (воспитатель, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), работающие в группе, при участии старшего воспитателя, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада предполагает возможность изменения модели детского сада, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

Основные направления работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ. Программа коррекционной работы в инклюзивной группе включает в себя взаимосвязанные направления:

● диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;

● комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы;

● планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;

● организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы;

● мониторинг инклюзивного образовательного процесса.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

● Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.

формы организации активности детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.

● Фронтальные Детско-родительские группы. Это комплексные занятия для детей и родителей, включающие в себя игры, творческие занятия, музыкальные занятия.

● Праздники, экскурсии, конкурсы - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада.

На коррекционно-развивающих занятиях используются специальные методы и приемы, которые помогают сделать обучение эффективным:

● позитивный эмоциональный фон занятия (положительная мотивировка, задание темы занятия с помощью сюрпризного момента);

● разнообразные формы организации учебного процесса: занятие – сказка; занятие – путешествие; занятие– игра; занятие – соревнование; занятие - викторина, занятие – прогулка; занятие –экскурсия и др.

● многофункциональные средства обучения: дидактические игры, проблемные ситуации, задания на сообразительность и смекалку, логические задачи, шифровки, игрушки-головоломки;

● наличие занимательных атрибутов (волшебная палочка, карта дляПпутешествия, маски животных, овощей, героев сказки и т. д.);

● смена обстановки, использование физкультминуток, чередование динамических поз;

● использование в обучении интерактивных средств (просмотр тематических презентаций, видеороликов, проектная деятельность).

Сопровождение ребёнка - это, в первую очередь, мониторинг его состояния. Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в ДОУ, важно провести полное всестороннее психолого - педагогическое обследование. Понаблюдать, побеседовать с ним, диагностировать проблемные и успешные зоны развития и только затем работать над индивидуальным подбором заданий и занятий. Некоторым категориям детей положен отдельный тьютор, который помогает решать ребёнку проблемы, при необходимости успокаивает, поддерживает.

Реализация индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ ) осуществляется командой педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения. В его составлении участвуют все педагоги, работающие с ребёнком: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и другие. ИОМ включает в себя весь комплекс необходимых ребенку мероприятий, в нем оптимально планируется и распределяется нагрузка на ребенка. Благодаря этому повышается эффективность коррекционно-развивающей работы

Грамотное составление ИОМ воспитанника является одним из наиболее важных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе и социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в развитии.

Таким образом инклюзивное образование по федеральным государственным стандартам предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

1. Гулидов П. В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений / П. В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012 № 7, с. 42-45.

2. Инклюзивное образование в России. М., 2011.

3. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М. ,2009.

4. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.

5. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М., 2006.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Итоговое задание по курсу

Проект инклюзивной среды в ДОУ

Пояснительная записка

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к инклюзивному образованию, который обеспечит возможность получения качественного образования детям с ОВЗ.

Инклюзия — это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создание образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Получив возможность выбора обучаться в соответствии со своими способностями и возможностями, в дальнейшем не все дети с тяжелыми нарушениями речи продолжают обучение в специализированных учреждениях, многие из них идут в общеобразовательную школу и успешно обучаются.

Данный проект необходим, так как он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, потому что задачи, темы, содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

В тоже время сам процесс включения детей с ОВЗ в образовании оказывается очень сложным, как в организации, так и в содержательном компоненте. Поэтому необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена задачами государственной политики в сфере образования:

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование и надеются на более широкие возможности общения их детей с их развивающимися сверстниками. Цели семьи:

- Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания.

- Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные.

- Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения со сверстниками.

- Возможность доступа к основной программе обучения.

- Доступ к многообразию способов обучения.

Возможность инклюзивного образования в ДОУ обусловлена:

- Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет педагога - психолога, кабинет учителя-логопеда; музыкальный и физкультурный залы) и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.

- Положительным опытом реализации в детском саду разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

- Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ.

- Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

Актуальность

В ведение инклюзивного образование обусловлено объективными факторами: рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

- осознание себя частью общества;

- предоставление возможностей для развития навыков и талантов человека;

- возможность учиться друг у друга;

- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

В нашем детском саду появился ребенок с ОВЗ. Но для детей с ОВЗ не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей. Создан психолого медико-педагогический консилиум (ПМПк) из двух педагогов, медсестры, логопеда и психолога.

Коллектив детского сада состоит из 25 педагогов. С детьми с ОВЗ в 2017/2018 учебном году будут работать 6 педагогов.

Анализ организации обучения детей с ОВЗ доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования.

Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство детского сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию.

В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки;

Цель проекта: Разработка модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и создание условий ее реализации.

Задачи: - программное обеспечение образовательного процесса для детей с ОВЗ.

- Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

- Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

- Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов.

В работе с семьей:

- Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических знаний и представлений.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.

- Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.

- Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

- Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов.

- Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.

- Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность.

Материально-техническое обеспечение:

- 12 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- 2 кабинета учителей-логопедов

- 1 кабинета педагогов-психологов

- 1 медицинский кабинет

- 1 спортивный зал

- 1 музыкальный зал

- 12 игровых площадкок

- 1 спортивные площадки

Музыкальный зал: Наборы народных музыкальных инструментов и атрибутов для игр, театрализации, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по музыкальному воспитанию, костюмы.

Физкультурный зал: Стандартное и нетрадиционное оборудование, необходимое для ведения физкультурно-оздоровительной работы (мячи всех размеров, предметы для выполнения общеразвивающих упражнений, гимнастические стенки, скамейки, кольца для метания, музыкальный центр, тренажеры и др.)

Кабинет учителя-логопеда:

- Диагностический материал для обследования речи.

- Программно-методический комплекс "Логопедическое обследование детей 4-8 лет" (Методика В.М. Акименко).

- Учебные пособия и дидактический материал для развития речи и коррекционной работы.

- Справочная и методическая литература по логопедии, дефектологии.

Кабинет педагога-психолога:

- Диагностический материал для обследования, дидактический материал для коррекционно-развивающих занятий, оборудование для релаксации и пескотерапии.

- Стол для рисования на песке.

Групповые помещения:

- Подбор мебели для детей проведен с учетом антропометрических показателей.

- Разнообразные материалы для развивающих игр и занятий (в соответствии с материалами и оборудованием для детского сада).

- Инвентарь и оборудование для физической активности детей.

Медицинский кабинет:

- Динамометр ручной детский (до 10 кг, до 30 кг).

- Таблица для определения остроты зрения.

- Тонометр с детской манжеткой.

- Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе.

Кадровое обеспечение:

Наличие в ДОУ специалистов:

старшие воспитатели - 1

учителя - логопеды – 2

инструкторы по ФИЗО - 1

музыкальные работники – 2

Образование:

Среднее специальное- 2

Наличие категории:

Высшая категория - 4

1-я категория - 18

Соответствие занимаемой должности -3

Педагогический стаж:

От 0 до 5 лет - 10

От 5 до 10 лет - 8

От 10 до 15 лет- 4

15 лет и более- 3

От 25 до 29 лет - 3

От 30 до 49 лет -18

От 50 до 54 лет - 2

От 55 до 59 лет- 2

Методическое обеспечение

- Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.

- Успешно реализуются разные формы интеграции.

- Разработана система диагностики развития детей с ОВЗ (нарушения речи).

- Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

Ожидаемые результаты

- Разработка и введение модели инклюзии в процесс совместного обучения и воспитания детей с нарушением речи.

- Устойчивое продвижение детей с нарушением речи в развитии за счет вариативности организационных форм сопровождения в системе дошкольного образования.

- Разработка методических рекомендаций по содержанию разделов индивидуальной программы реабилитации для детей с нарушением речи и межведомственному сопровождению по ее внедрению.

- Разработка программно-методического обеспечения по сопровождению детей с нарушением речи.

- Расширение работы методической службы ДОУ.

- Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

- Повышение качества образовательного процесса.

В работе с семьей:

- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

- Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.

- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.

- Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Этапы реализации проекта

I этап реализации проекта (организационный)

1.Изучить потребности в образовательных услугах ДОУ для детей с ОВЗ

- Выявить количество детей с ОВЗ (нарушения речи), нуждающихся в создании специальных образовательных условиях (направления ПМПК)

2. Провести анализ условий:

-Материально-технических (выявить потребности в специальном оборудовании).

-Кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов).

-Научно-методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

3. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

-Разработать положение оработе с детьми с ОВЗ.

-Скорректировать должностные обязанности персонала.

-Разработать форму договора с родителями.

-Разработать модели взаимодействия с детьми и родителями.

4.Разработать программно-методическое обеспечение

-Разработать примерную адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи.

-Сформировать пакет диагностических методик.

-Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.

5.Сформировать группу детей с разными возможностями

- Заключить договоры с родителями.

-Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

-Провести родительское собрание.

II этап реализации проекта (практический)

Создание специальных образовательных условий

1. Реализация примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

- Форма обучения – очная.

- Режим – полный день.

- Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.

- Индивидуальные и подгрупповые занятия со специалистами: учителем – логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.

Работа психолого-медико-педагогического консулиума (ПМПк)

-Проведение углубленной психолого-медико-педагогической диагностики ребенка на протяжении всего периода его пребывания в детском саду.

-Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

- Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности воспитательно-образовательного процесса.

- Создание климата психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

В состав ПМПк входят: Председатель ПМПк

Члены ПМПк: - педагог-психолог;

- педагоги, работающие с детьми.

Структура организации деятельности ПМПк

ПМПк плановые – проводятся 1 раз в квартал.

Задачи: - определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии;

- выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута ребенка;

- динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.

ПМПк внеплановые – собираются по запросам участников образовательного процесса

Задачи: - решение вопроса о принятии каких-либо экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

- изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.

Прием детей на консилиум осуществляется

- по запросу родителей

- по инициативе педагогов

- по медицинским показаниям

Родители дают письменное согласие на обследование ребенка.

Этапы работы ПМПк:

1 этап – подготовительный

2 этап – индивидуальное обследование специалистами консилиума

3 этап – коллегиальное обсуждение, определение образовательного маршрута и коррекционной помощи

4 этап – направление ребенка на ПМПК, подготовка документов

5 этап - согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе

6 этап – реализация рекомендаций ПМПК

7 этап – оценка эффективности коррекционно- развивающей работы

Интеграция специалистов и законных представителей ребенка в ходе коррекционно-развивающей работы

Формы работы

Цели и задачи

Содержание работы

Индивидуальные:

- Изучение микросоциальных условий воспитания

- Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин, препятствующих развитию

- Разъяснение конкретных мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта

- Социальная характеристика семьи

- Адекватность оценки состояния ребенка

- Степень инициативы в плане сотрудничества

- Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций

-Успехи и проблемы в развитии ребенка

Групповые формы:

- Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы

- Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка

- Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их педагогических знаний и представлений

- Изменение родительской позиции и отношения к своему ребенку

- Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей (с тяжелыми нарушениями речи)

- Навыки наблюдения за ребенком

- Приемы коррекционно-развивающей работы: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, массаж, и т.п.

- Развивающие игры в коррекционной работе

- Грамматика общения с детьми с ОВЗ

- Коррекция эмоциональной сферы (совместные детско-родительские тренинги)

- Растим детей здоровыми (развитие моторной сферы)

- Помоги себе сам (домашний логопед)

- Особенности психофизического развития детей с тяжелыми речевыми нарушениями

- Проблемы развития речи и пути их решения

- Формирование познавательной активности ребенка с тяжелыми речевыми нарушениями

- Психология семейных отношений

- Готовность детей с ОВЗ к школе

Наглядные формы просвещения: Презентации

Информация на стенде

Устный журнал (информация на сайте учреждения)

III этап реализации проекта (итоговый)

1 ЭТАП Получение информации о ребенке, диагностика

2 ЭТАП Формулирование основных проблем развития ребенка

3 ЭТАП Выявление ресурсов развития ребенка

5 ЭТАП Постановка позитивной цели

6 ЭТАП Выбор техник и средств, режим их использования

2. Модель образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ

Характеристиками образовательного процесса в ДОУ с детьми с ОВЗ являются:

-образовательная модель обучения и воспитания,

-функции и позиции взрослого по отношению к ребенку.

Структура среды состоит из 3-х компонентов: предметно-развивающая, коррекционно-развивающая и коммуникативная.

Предметно-развивающая среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка с ОВЗ, функционально моделирующая содержание его обучения, воспитания и развития.

Коррекционно-развивающая среда предполагает создание искусственной среды со специально организованной деятельностью, соответствующей выявленному уровню развития ребенка с ОВЗ, т.е. это среда, в которой деятельность ребенка будет успешной.

Коммуникативная среда – совокупность условий, позволяющих ребенку, педагогу и взрослому (субъекты среды) реализовывать желание и необходимость обмена информацией путем прямого обращения друг к другу.

Образовательная модель обучения и воспитания представляет собой показатели психического, физического, умственного и социального здоровья детей с ОВЗ, которые являются ведущими в модели, объединяющими все элементы в целостное единство.

Функции и позиции взрослого по отношению к ребенку представлены в виде управляющих действий. Управляющие действия идут в направлении от педагога и взрослого к ребенку, коррекционно-рефлексивные действия осуществляются в обоих направлениях.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию и возможностям. Составляющие развития ребенка с ОВЗ (физическое, психическое, умственное и социальное) представлены как целевой ориентир, сформированный в процессе обучения и воспитания его в ДОУ в соответствии с возможностями ребенка.

Если у ребенка диагностировали ограниченные возможности здоровья, при прохождении специальной комиссии с участием психологов, педагогов, логопедов, его направляют в соответствующую группу. На ранних стадиях нарушений есть возможность провести их коррекцию, позволяющую устранить ОВЗ навсегда. В данной статье указаны основные аспекты данных отклонений у ребенка, и как они корректируются. Итак, какая же работа проводится с детьми с ОВЗ в ДОУ, читайте в этой статье.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Ребёнок считается инвалидом, если он не достиг совершеннолетнего возраста и имеет устойчивые нарушения одной или нескольких функций организма. Согласно семейному кодексу Российской Федерации, определённая группа инвалидности есть у человека с дефектами, патологиями либо последствиями от травмирования, по причине которых он не способен выполнять все без исключения процессы жизнедеятельности и утратил осознанность собственного положения в социуме.

  • дети, потерявшие способность движения, не контролирующие своё поведение, не имеют возможности обучаться;
  • полностью либо частично не выполняющие функции по самообслуживанию.

Медицинская справка, подтверждающая инвалидность предоставляется, на основе заключения здравоохранительными государственными учреждениями областного либо городского направления.

Дети с ОВЗ и дети с инвалидностью: в чем разница

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в отличие от инвалидов, имеют определенные нарушения физического, а также психического и эмоционального развития. Подобные нарушения создают больному препятствия по изучению образовательных программ и сложности выполнения функций, если отсутствуют соответствующие условия. ОВЗ считается более простой формой нарушений. Дети с данным диагнозом могут совершать жизнеспособные действия, но для них необходимо соблюдение специальных требований.

Как работать с детьми с ОВЗ в ДОУ по ФГОС: нормативные документы

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию

Федеральные государственные образовательные стандарты по дошкольному образованию состоят из перечня соответствующих задач, требующих выполнения. Они разработаны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством, учитывая Конвенцию организации объединённых наций по правам детей. К этим задачам относится:

  • охранять и укреплять физическое, психическое здоровье ребёнка, включая его эмоциональное благополучие;
  • представлять равные возможности, позволяющие развиваться любому малышу в дошкольное время, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого требуются благоприятные условия, где ребенок может развиваться, согласно своим особенностям и сохраняя собственное самоуважение;
  • обеспечить вариантами и разнообразием основ и форм по дошкольным образовательным программам, с возможным формированием методик различных направлений, учитывая потребности образования, способности и состояние здоровья каждого ребёнка;
  • оказать семьям поддержку психологов и педагогов, повысить знания, умения близких родственников по вопросам обучения, поддержания, а также лечения малыша.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования разработаны, учитывая индивидуальные нужды всех детей, согласно жизненным ситуациям, а также их здоровьем. ФГОС определяет соответствующие условия предоставления ребёнку обучения, особенных образовательных потребностей, отдельным категориям детей и малышей с ОВЗ — индивидуальных специальных требований.

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. К необходимым для занятий с малышами, имеющих ОВЗ условиям, согласно ФГОС, относится: наличие соответствующих специалистов, соответствие потребностям материально-технической базы, организация инклюзивных групп в ДОУ

Какие условия нужно создать для детей с ОВЗ согласно ФГОС ДО

Наличие соответствующих специалистов

Это работа педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, специально подготовленных инструкторов по физическим занятиям. Специалисты и родители малыша должны понимать друг друга и находить компромиссы в любых ситуациях.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Материально-технологические условия

Поскольку сопровождение воспитания, развития и обучение детей с ОВЗ в ДОУ требует особого оснащения, должны быть предусмотрены и особые технологические условия для создания безбарьерной среды.

Чтобы реализовать положения федеральных государственных образовательных стандартов в ДОУ для малышей с ограниченными возможностями здоровья и Концепцию ФГОС для обучающихся с ОВЗ, необходимо задействовать финансовые средства, которые предоставлены государством для осуществления специальной программы, при условии соответствия бюджетной смете.

Реализация программ дошкольного образования

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Программы по дошкольному образованию, методы, приёмы и формы педагогической деятельности, которые способствуют поэтапному развитию малыша дошкольного возраста в разных направлениях, если требуются, должны быть организованы особенные образовательные потребности. Данные методики направлены на сохранение и укрепление психофизического состояния ребёнка.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Для этого необходимо:

  • создать и использовать целевые дидактические материалы, учебные пособия;
  • применить актуальные средства получения образования и воспитывать, соответствующие физиологические возможности детей с ОВЗ. Хороший пример — карточки, на которых знаками обозначены буквы. Для их оформления используют шрифт Брайля, который подходит для малышей со слабым или полностью лишённых зрения;
  • привлекать ассистентов, оказывающих технические услуги, помогая дошкольникам, при необходимости.
  • — проводить индивидуальные и групповые коррекционные занятия с логопедом, дефектологом и психологом.
  • проектировать и создавать безопасную, доступную среду, которая обеспечивает всем детям одинаковый доступ на территорию, помещения, учебные материалы, игрушки.
  • сократить группу малышей дошкольного возраста, равномерно распределяя педагогическую нагрузку и максимально создать возможность индивидуального воспитания.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Инклюзия

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ. Создание воспитательно-образовательных мероприятий для групп комбинированных направлений, которые занимаются инклюзивным образованием включает в себя:

  • образовательные процессы в рамках учебной программы дошкольного учреждения и индивидуальные занятия с малышами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Они составляются в соответствии с типовыми, специальными, коррекционными, адаптированными либо авторскими методиками, учитывая возраст, сложность, выраженность и характер состояния здоровья ребёнка;
  • разработку специалистами технологий, методов и форм занятий с малышами, имеющих ОВЗ, учитывая психическое и физическое развитие, индивидуальные возможности, характер нарушений. В согласовании данных методик обязательно участие психолого-медико-педагогического консилиума;
  • направление ребёнка с ОВЗ на ПМПК, если родители дают свое согласие и обязательное консультирование со специалистами соответствующего профиля.

Инклюзивное образование должно соблюдать стандарты образовательных областей ФГОС ДО.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в ДОУ.

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Данная программа, согласно ФГОС реализует проведение обучения и воспитания малышей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в соответствии с их развитием, особенностям, индивидуальным возможностям. Кроме этого она корректирует, если требуется, проблемы с адаптацией ребёнка в социальном обществе.

Адаптированная образовательная программа ДОУ

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Общие методики по дошкольному образованию подходят не для всех обучающихся. Одним — достаточно сложно заниматься по такой программе, другим, наоборот, недостаточно знаний для дальнейшего развития. По этой причине разрабатываются новые системы обучения, которые учитывают все индивидуальные качества всех малышей в отдельности. Они представлены в виде индивидуального образовательного маршрута детям с нарушениями здоровья в дошкольном образовательном учреждении.

Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут для ребенка с ОВЗ

Его разрабатывают специалисты, поэтапно расставляя цели, задачи, используя педагогические ресурсы, методические приёмы и результаты занятий индивидуальных образовательных методик.

Индивидуальная карта развития ребенка

Воспитатель должен вести контроль интеллектуального и эмоционального развития каждого ребёнка, с помощью индивидуальной карты развития. В карту заносят все наблюдения за воспитанником воспитатели, психологи, логопеды и прочие специалисты, изучающие его поведение, особенности, знания, навыки и достижения с начала поступления в дошкольное учреждение и до момента выпуска. Карта помогает отслеживать динамику, в нужное время отмечать изменения в индивидуальном развивающем плане, рассчитанном на каждого воспитанника и разработанном его педагогом.

Индивидуальная карта развития ребенка

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Каждый детский сад должен создать атмосферу взаимопонимания, взаимоуважения, честности, открытости родителей и специалистов. Эти отношения необходимо сохранять, не взирая на возникающие обстоятельства.

Работа с семьей ребенка с ОВЗ

Дети с ОВЗ нуждаются в помощи не только наставников, но и родителей. В этих целях предусматривается обязательное участие близких родных ребёнка в коррекционно-воспитательную программу.


Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа с детьми с ОВЗ в ДОУ

Работа воспитателя с ребенком с ОВЗ

Воспитатель, составляя индивидуальный план занятий с ребёнком должен основываться на проведённую беседу с ним и родителями, очень подробное изучение детской медицинской карты, психические и физические обследования здоровья малыша. Дальнейшая работа воспитателя с ребенком, имеющим ОВЗ, проводится строго по индивидуальному плану. Воспитатель должен выполнять следующие мероприятия:

  • проводить занятия, касающиеся продуктивных видов деятельности с каждым ребёнком отдельно либо объединяя детей в соответствующие группы;
  • развивать моторику пальчиков;
  • прививать культурные и гигиенические навыки;
  • организовывать индивидуальные занятия с малышами, учитывая рекомендации логопедов и психологов;
  • создать благоприятную атмосферу в группе;
  • консультировать родителей на тему создания знаний по культуре и гигиене, как необходимо развивать мелкую моторику детей и их особенности состояния здоровья.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Няня в дошкольном учреждении для детишек с нарушениями здоровья помогает одевать, кормить малыша, если необходимо, грамотно общаться с ним, знать, как оказывается первая медицинская помощь. В том числе она должна сопровождать малышей на прогулке, присматривать за ними на занятиях, организовывать им полноценный отдых.

Работа няни с ребенком с ОВЗ

Работа педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Педагог — психолог в дошкольном образовательном учреждении выполняет следующие задачи:

  • организует взаимодействие учителей;
  • работает с малышами по психопрофилактическим и психодиагностическим особенностям;
  • корректирует работу с каждым ребёнком, находящимся в группе риска;
  • разрабатывает коррекционные программы по индивидуальному развитию малыша;
  • повышает уровень психологических знаний воспитательского состава;
  • консультирует родителей малыша.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

  • диагностировать уровень экспрессивного и импрессивного произношения слов и букв;
  • разрабатывать индивидуальные планы обучения;
  • проводить индивидуальные занятия;
  • консультировать педагогический состав, включая родителей.

Работа логопеда с ребенком с ОВЗ

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Он проводит мероприятия, позволяющие укрепить здоровье ребёнка и улучшить психомоторные навыки детей.

Работа инструктора по физической культуре с ребенком с ОВЗ

Работа музыкального работника с ребенком с ОВЗ

  • занимается развитием у детей музыкальных и эстетических навыков;
  • подбирает материал, позволяющий проводить занятия, согласно физическим, речевым, психологическим способностям детей;
  • использует инструменты музыкальной терапии.

Работа медицинского персонала ДОУ с ребенком с ОВЗ

  • проводят оздоровительные и лечебно-профилактические мероприятия;
  • осматривают детей;
  • контролируют выполнения правил по санитарным и эпидемиологическим нормам. СанПиН для детских садов(читайте ЗДЕСЬ)

Предоставление детям, имеющим ограниченные возможности здоровья возможность развиваться, общаться со сверстниками — это основное и неотъемлемое условие ответственного участия в общественном благополучии. Это позволяет эффективно самореализоваться в профессиональных и социальных областях. Следовательно, осуществление прав малышей с нарушениями здоровья — это наиболее важная задача государства по вопросам образования и социально — экономической политики.

Наталья Белокопытова,

Проект

Создание доступной среды в ДОУ для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; формирование толерантного отношения общества к особенным детям; развитие адаптивных способностей личности у таких детей для самореализации в обществе.

Основная идея проекта

Создание в ДОУ специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ. Соблюдение прав этих детей, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Выявление особых образовательных потребностей у детей с ОВЗ. Повысить квалификацию специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Организовать разъяснительную и просветительскую работу с родителями и педагогами по организации развития и образования детей–инвалидов и детей с ОВЗ.

Актуальность проблемы

Всегда, особой проблемой являлось ограничение доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и, как следствие, социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсутствия перспектив для дальнейшего развития ребёнка в обществе. Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.

Анализ практики свидетельствует, что муниципальная система образования пока ещё слабо приспособлена к нуждам детей-инвалидов. А повышение доступности окружающей среды может стать существенным стимулом для снижения социальной разобщённости. Более того, доступная среда в жизнедеятельности является необходимым условием адаптации и интеграции детей-инвалидов и детей с ОВЗ в обществе.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования Московской области и РФ

От того, насколько включены дети с ограниченными возможностями здоровья в повседневную жизнь общества, зависит их социальное благополучие, отношение к ним окружающих.

Внедрение данного проекта позволит:

- Удовлетворить потребности и права детей в области образования.

- Создать условия для реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

- Повысить качество и доступность обучения и пребывания в ДОУ.

- Организовать работу с родителями и социальными организациями по проблемам воспитания детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

- Формировать толерантное отношение социума к особенным детям.

- Разработка модели доступной среды.

-Разработка плана культурно–оздоровительных мероприятий для социализации детей в ДОУ.

Новизна проекта

- Сотрудничество с социальными организациями по защите прав детей с ОВЗ.

- Открытость детского сада для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их родителей.

- Использование интерактивных форм взаимодействия с семьями воспитанников.

-Создание модели построения развивающей среды в рамках инклюзивного образования.

Цель проекта

Создание условий для совместного пребывания и обучения детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушений здоровья или развития.

Ключевые задачи проекта

- Развитие инфраструктуры ДОУ с точки зрения её доступности.

- Реализация принципов инклюзивного образования в ДОУ.

- Осуществление эффективного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

- Сохранение физического и психического здоровья воспитанников.

- Систематизация различных форм, методов и приёмов работы с особенными детьми.

Ожидаемые результаты проекта

- Создание комфортных условий для совместного пребывания детей вне зависимости от их способностей, наличия у них нарушения здоровья или развития.

- Повышение квалификации специалистов и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.

- Организация разъяснительной и просветительской работы с родителями и педагогами.

- Позитивная динамика адаптации, социализации детей с проблемами здоровья.

- Разработать плана культурно-оздоровительных мероприятий с учётом специфики нарушений здоровья детей.

- Толерантное отношение воспитанников к особым детям.

Ожидаемые эффекты проекта

- Привлечение детей-инвалидов и детей с ОВЗ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

- Личная готовность всех участников образовательного процесса открыть самого себя в различных видах деятельности, мероприятиях, общении.

- Установление прочных связей между ДОУ и другими образовательными и социальными организациями района.

- Сформировать у родителей чувства ответственности за своих детей.

- Стойкое продвижение детей в развитии.

- Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

- Снижение уровня заболеваемости.

- Выявление творческих способностей у детей с ОВЗ и их дальнейшее развитие.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта для системы образования Московской области

- Позитивный эффект качества обучения и воспитания детей инвалидов и детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе;

- Реабилитация и сохранение физического и психического здоровья воспитанников;

- Создание и реализация модели развивающей предметно пространственной среды в рамках инклюзивного образования;

- Успешное использование проекта всеми ДОУ, работающими в инновационном режиме;

- Внедрение новых коррекционных и педагогических технологий, программ работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разработка методических рекомендаций обобщающих опыт работы ДОУ и семьи по адаптации детей в социуме;

- Создание доступной среды в ДОУ.

Календарный план реализации проекта с указанием сроков реализации по этапам

Этап

Наименование мероприятия

Краткое конкретное описание содержания мероприятия

Сроки или период (в мес.)

Ожидаемые результаты

Предшествующие мероприятия

Исполнители

Механизм контроля

Создаваемые объекты интеллектуальной собственности

Подготовка к планированию и внедрению проекта.

Выявление существенных ограничений и барьеров, препятствующих доступности среды для детей-инвалидов в образовательной организации

Анализ ресурсного обеспечения, возможных рисков и способов их преодоления. Создание инициативной группы.

Положение о ведении инновационной деятельности и инициативной группе. Установление взаимосвязей с заинтересованными организациями и социальными партнёрами.

сентябрь 2018 – ноябрь 2018

Выработка плана мероприятий по созданию условий для организации доступной среды в ДОУ.

Читайте также: