В чем выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания кратко

Обновлено: 04.07.2024

15. Какое место занимала физическая культура в средние века?

а) существовал культ атлетизма, олимпийские игры продолжались;

б) палестры и гимнасии были центрами физического воспитания; в) существовал культ аскетизма, олимпийские игры были преданы забвению.

16. Какие наиболее популярные виды физических упражнений существовали в средние века?

а) рыцарские турниры, разнообразные игры крестьян и горожан;

б) гладиаторские бои, скачки колесниц; в) спортивные соревнования по

программе античных олимпийских игр.

17. Ян Амос Коменский – это:

а) чешский педагог, сделавший физическое воспитание частью школьной программы обучения; б) немецкий рыцарь, слывший непобедимы

В системе А.В. Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка,

воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его

направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов,

П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся

в Отечественной войне 1812 г. Однако, с окончанием этой войны и созданием

были преданы забвению.

В конце 1830-х гг. делались попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во-первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения. Поражение императорской России в Крымской войне в середине 50-х гг. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск. Реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народных школах физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр.

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями.

Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами,

верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Она дополнялась

народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.




В системе А.В. Суворова важное место занимали морально-волевая подготовка,

воспитание преданности Родине, мужества, смелости. После А.В. Суворова его

направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов,

П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры и генералы, прославившиеся

в Отечественной войне 1812 г. Однако, с окончанием этой войны и созданием

были преданы забвению.

В конце 1830-х гг. делались попытки внести кое-какие изменения, направленные на улучшение физической подготовки в армии. В некоторых военных соединениях стали проводиться специальные занятия по гимнастике и фехтованию. Физическая подготовка начала выделяться в самостоятельную форму проведения армейских занятий. В 1838 г. была разработана инструкция по применению гимнастики в армии. Гимнастические упражнения должны были, во-первых, обеспечить физическое развитие солдат и укрепление их здоровья и, во-вторых, способствовать лучшему освоению боевых приемов с оружием. Занятия проводились в специальном гимнастическом городке, оборудованном различными снарядами (канаты, лестницы, шесты, брусья и др.). Но эта передовая для своего времени форма физической подготовки в армии не получила широкого распространения. Поражение императорской России в Крымской войне в середине 50-х гг. XIX в. вскрыло существенные недостатки в боевой и физической подготовке войск. Реформы XVIII в. не оказали существенного влияния на физическое воспитание народных масс Российской империи. В народных школах физическое воспитание отсутствовало. В такой обстановке единственным средством физического воспитания неимущих слоев населения оставались самобытные формы физических упражнений и игр.

Игры и физические упражнения народов нашей страны отражали производственную деятельность людей (охоту, земледелие, скотоводство, рыболовство и др.), военный и семейный быт народа. Особой популярностью в народе пользовались физические упражнения и игры, имевшие спортивную направленность. К ним относились игры и упражнения без предметов (борьба, кулачный бой, прыжки, бег наперегонки, горелки, гуси-лебеди и др.) и с предметами (городки, бабки, чижик, лапта, свайка, игры с мячом, шаром, жгутом и др.). Кроме того, в народном быту широкое распространение имели ходьба на лыжах, катание на санках и деревянных коньках с металлическими полозьями.

Продолжали бытовать и развиваться плавание, гребля, хождение под парусами,

верховая езда и стрельба из лука. Весь этот комплекс игр и упражнений составлял самобытную народную систему физического воспитания. Она дополнялась

народными средствами закаливания с использованием естественных сил природы: купания в холодной воде или обтирания снегом.

1. Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах.

3. Создание основ военно-физической подготовки в русской армии и военно-морском флоте (Петр 1, Румянцев П.А., А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков).

4. Вопросы ФВ в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма (Авиценна).

5. Введение ФВ в учебные заведения.

Физическая культура в Русском государстве (9-12 в.в.). Самобытная народная система ФВ на Руси

Древние славяне. Физическое воспитание у древних славян отличалось своеобразием. В своем развитии восточные славяне, жив­шие на территории европейской части нашей страны, прошли при­сущий всем другим народам путь от первобытного состояния до раз­ложения родового строя и разделения его на классы. Однако рабов­ладельческие отношения у восточных славян не получили полного развития, как это было в Закавказье, Средней Азии и в Крыму. В VI—VII вв. восточные славяне еще жили родовым строем. Они за­нимались скотоводством, ремеслами, земледелием, охотой, борт­ничеством. Жили в городищах, укрепленных поселках.

Воспитание детей у славян осуществлялось всей родовой общи­ной. Девочек и девушек воспитывали женщины, а мальчиков и юно­шей — мужчины. Каждый славянский мальчик знал, что он должен вырасти воином. Военная подготовка славянина начиналась с двух лет, в четыре года его сажали на коня. Сначала мальчика приучали к игрушечному оружию. В 10 лет он под руководством отца должен был в совершенстве владеть деревянным оружием, знать все приемы фехтования. К 12 годам мальчик овладевал основными приемами борьбы — бросковой и ударной техникой. В 12 лет подросток начи­нал овладевать боевым оружием. В 16 лет он проходил посвящение в воина.

Восточные славяне были искусными пловцами и гребцами. На своих лодках-однодеревках они пускались в плавание по Днепру в Черное море. В VII в. славянский флот доходил до Крита и южных берегов Италии, осаждал Царьград.

Самобытная народная система физического воспитания на Руси. На русских землях народ бережно сохранял и продолжал развивать само­бытные формы физического воспитания, которые служили ему сред­ством подготовки сильных, выносливых воинов — чудо-богатырей.

Народы Сибири, Урала, Средней России с давних времен при­меняли лыжи. В процессе труда (охоты) использовались охотничьи лыжи, подбитые мехом. Они хо­рошо скользили и при подъеме не откатывались назад. В бытовой жизни применялись лыжи, по сво­ей конструкции близкие к совре­менным гоночным лыжам. Об этом свидетельствуют археологические раскопки древнего Новгорода, при которых были обнаружены экземп­ляры таких лыж. С середины XV в. лыжи начали применять в военном деле. Никоновская летопись сооб­щает, что в 1444 г. лыжная рать русских воинов была направлена против татар под Рязань. Лыжные рати сражались и в отрядах Ермака. В начале XVII в. русский полко­водец М.В.Скопин-Шуйский ус­пешно применял лыжные отряды в войне против поляков.

2. Физическая подготовка в княжеских и боярских дружинах

Начиная с X в. в княжеских и боярских домах появляются специальные лица для воспитания и обучения детей. Это были, главным образом, вы­ходцы из народа, владеющие воспитательным мастерством. Воспи­тывая и обучая детей, они использовали народные формы физичес­кого воспитания. В юном и зрелом возрасте молодежь совершен­ствовала свою военно-физическую подготовку, находясь на службе в старшой боярской дружине, а также и в быту, на охоте, конных ристаниях (турнирах, состязаниях), военных играх и потехах (раз­влечениях).

Тяжелая конница, которую составляли князья и наиболее подго­товленная часть их дружины, как правило, была одета в полирован­ные доспехи, латы, поножи, или кольчужные панталоны, наручи. На голове — шлем с флажком — принадлежность к княжеству. На плечи всадника спускалась металлическая бармица, лицо предохра­няла металлическая маска. Всадник был вооружен палицей — бое­вым молотом, пользоваться которым можно было лишь обладая не­дюжинной физической силой.

В быту значительное место занимали игры с мячом, катание на качелях и с гор на санях, игры в шахматы и в шашки. Нередко в целях развлечения царей, князей, бояр и дворян устраивались поте­хи, на которых выступали скоморохи, борцы с медведями, акроба­ты, кулачные бойцы, фехтовальщики.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Физическая культура и олимпийское движение в России Выполнил учитель физическ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Физическая культура и олимпийское движение в России Выполнил учитель физическ.

Возникновение физических упражнений и игр у народов России относится к первоб.

Возникновение физических упражнений и игр у народов России относится к первобытному строю. Они отражали бытовую и военную деятельность древнего человека. Самобытная народная система физического воспитания сложилась на Руси в IX –XVII вв. Среди народов Руси популярностью пользовались борьба, верховая езда, стрельба из лука, кулачный бой.

Реформы в России в XVII – XVIII вв. способствовала значительному улучшению фи.

Реформы в России в XVII – XVIII вв. способствовала значительному улучшению физического воспитания. Оно было введено в качестве обязательного предмета во многие учебные заведения.. Была создана система военно-физической подготовки русской армии, в развитие которой большой вклад внесли Пётр I, А.В.Суворов, М.И.Кутузов, П.И.Багратион.

Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на созд.

Военные реформы конца XVII и начала XVIII в. оказали решающее влияние на создание системы военно-физической подготовки в русской армии. Вес началось с организации Петром I Семеновского и Преображенского потешных полков. В первое время основное внимание уделялось военным потехам (играм). В ходе потех совершенствовалась боевая выучка солдат, развивались проворство, ловкость, выносливость, сила, быстрота. Вся военно-физическая подготовка и учения проводились в условиях, приближенных к боевым. Значительное время отводилось овладению штыковым боем, поскольку часто в боевой обстановке приходилось применять рукопашную схватку. Во время игр и походов солдаты учились брать искусно построенные крепости, преодолевать препятствия.

Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды ру.

Суворов начал службу простым солдатом и поэтому прекрасно знал быт и нужды русского войска. Будучи хилым от рождения, он систематически закалял себя. Суздальский полк под его командованием значительно выделялся своей военной и физической подготовкой из числа других. Вопросы морального и физического воспитания русского бойца стояли у него на первом плане. Физическая подготовка солдат велась Суворовым весьма разнообразно. Он учил быстроте перестроений, меткому огню. Каждое ученье заканчивалось штыковым боем, которому он придавал решающее значение. Знаменитый суворовский военный переход через Альпы стал возможен лишь потому, что и в мирное время Суворов придавал большое значение физической выносливости. Во время тренировок солдат учили проходить через густые леса, бегу, лазанию по лестнице, переходам через валы и рвы. Суворов сам подавал пример физической закалки и выносливости, проделав в 69 лет труднейший в истории военного искусства Швейцарский поход. “Учить не рассказом, а показом” – было основное правило Суворова. Его методика обучения солдат, подытоженная в книжке “Наука побеждать”, сводилась к следующему: “Экзерцирование мое было не на караул и не на плечо, но прежде торопливость, затем различное марширование, а потом уже приемы, скорый заряд и конец – удар в штыки”. Вопросам гигиены и здоровья солдат Суворов уделял большое внимание. В русской армии ежегодная убыль солдат от болезней достигала колоссальной цифры. Суворов в 1796 г. добился того, что смертность его солдат составляла 0,012%.


После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развив.

После А.В. Суворова его направление военно-физической подготовки войск развивали М.И. Кутузов, П.И. Багратион и другие прогрессивные офицеры, и генералы, прославившиеся в Отечественной войне 1812г. Однако с окончанием этой войны и созданием "Священного союза" (1815) в русской армии снова наступает полоса реакции. Суворовские методы военно-физического воспитания солдат и офицеров предаются забвению. Царское правительство насаждает в армии муштру, шагистику, изучение бессмысленных артикулов (приемов), палочную дисциплину. Все это ослабляло боеспособность армии.

Во второй половине XIX – начале XX в. Крупнейший учёный в области анатомии и.

В 1894 г. В Париже на первом Международном атлетическом конгрессе генерал А.Д.

В 1894 г. В Париже на первом Международном атлетическом конгрессе генерал А.Д.Бутовский был избран первым членом МОК для России. В 1908 г. Первая группа русских спортсменов участвовала в Олимпийских играх, хотя на тот период в России ещё не было Олимпийского комитета. Первым олимпийским чемпионом среди россиян стал Н.Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках. В 1911 г. был создан Российский олимпийский комитет. Первое официальное участие России состоялось в Олимпийских играх 1912 г. в Стокгольме. Абсолютно все спортсмены были мужского пола, большое количество были уроженцами прибалтийских губерний: Эстляндской и Лифляндской, а также Санкт-Петербурга.Выступление сборной нельзя назвать успешным, так как было выиграно только 5 наград и среди них ни одной золотой. Во многом такой результат был связан со слабой подготовкой российских спортсменов. Но вместе с тем за сборную выступал прославленный фигурист, чемпион Олимпиады 1908 по фигурному катанию Николай (в стрельбе), лучший российский теннисист начала XX века Сумароков-Эльсон, борец Мартин (проведший почти 12-часовую схватку с фином Альфредом Асикайненом, великий князь Дмитрий Павлович и другие выдающиеся спортсмены.

В 1913г. производится учет всех спортивных организаций России, ведь их было о.

В 1913г. производится учет всех спортивных организаций России, ведь их было около 360 и об их деятельности систематизированных и четких сведений не было. Практическим шагом к более успешной подготовке к участию в международных соревнованиях было принятие решения о проведении до 1916г. двух крупных комплексных соревнований по типу Олимпийских игр — Российских олимпиад. Итак, I Российская олимпиада состоялась в 1913 г. в Киеве, а II — в 1914 г. в Риге. Планировалось провести и III Олимпиаду — в Петербурге, и IV — в Москве. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществить эти намерения.

В 1928 году в Москве состоялась Всесоюзная Спартакиада, в которой приняли уча.

В 1928 году в Москве состоялась Всесоюзная Спартакиада, в которой приняли участие спортсмены всех союзных республик и иностранные участники. В 1930-е гг. в стране были созданы программно-нормативные основы системы физического воспитания, прошла реорганизация всей физкультурно-спортивной работы, созданы новые органы управления, прошли преобразования в учебных заведениях. Достаточно сказать, что с 1931 по 1940 г. испытания на значок БГТО выдержало около 1,5 млн. учащихся, ГТО I ступени - более 7 млн. человека и ГТО II ступени - более 134 тысяч человек. Физкультурный комплекс по праву стал программно-нормативной основой советской системы физического воспитания. Огромной популярностью предвоенные годы в СССР пользовались также комплексы на значок "Ворошиловский стрелок", "Готов к противовоздушной и химической обороне" (ПВХО), "Альпинист СССР", "Парашютист СССР", "Турист СССР" и др. Советские физкультурные организации приближали свою работу к нуждам обороны Родины. Началось преодоление "тепличности" в процессе обучения и тренировки. В 30-е годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ "Юный динамовец" и "Юный спартаковец". К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по видам спорта. 1935-1937 гг. создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс, тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было введено также почетное звание "Заслуженный мастер спорта" и "Мастер спорта" (1934-1935 гг.).


В 1951 г. Прошла первая Спартакиада народов СССР, которая стала традиционной.

В 1951 г. Прошла первая Спартакиада народов СССР, которая стала традиционной и проводилась как по летним видам спорта, так и по зимним. В 1952 году СССР впервые принял участие в летних Олимпийских играх в Хельсинки. Команда СССР в составе 295 спортсменов приняла участие во всех видах программы (кроме хоккея на траве) и сразу же заняла 2-е место в общем зачёте Игр по системе, принятой МОК и по системе НКЗ. В 1956 году СССР впервые принял участие в зимних Олимпийских играх в Кортина-д'Ампеццо и занял 1-е место в общем зачёте Игр. В 1988 году советская делегация впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. Дебютанты Параолимпиад заняли двенадцатое место в общем зачёте. Олимпийский комитет СССР прекратил существование 12 марта 1992 года вслед за распадом СССР в декабре 1991 года. В 1992 году спортсмены бывшего СССР участвовали в Летней Олимпиаде-1992 в Барселоне и Зимней Олимпиаде-1992 в Альбервиле объединённой командой стран СНГ под олимпийским флагом. Спортсмены СССР завоевали второе после США самое большое количество медалей за всю историю Олимпийских игр — 1204 всего, в том числе 473 золотых. При этом СССР занимает второе место по количеству золотых, серебряных и бронзовых наград как в сумме по итогам всех летних и зимних Игр, так и отдельно по итогам летних Игр и зимних Игр.


Всероссийский олимпийский комитет был создан в 1989г., первым председателем е.

Вопросы для самоконтроля. 1.В чём выражается самобытность русской национальн.

Вопросы для самоконтроля. 1.В чём выражается самобытность русской национальной системы физического воспитания с первобытного строя до XVII в.? 2.Назовите особенности развития физической культуры в России в XVIII-XIX вв.? 3.Когда был создан Российский олимпийский комитет и какая организация представляет сегодня Россию в МОК? 4.Когда состоялось первое официальное участие российских спортсменов в Олимпийских играх?

Читайте также: