В чем выражается национальный характер эпоса кратко

Обновлено: 07.07.2024

В эпос это широкое повествование о герое и его приключениях, событиях, имеющих большое значение для населения. Как правило, это написано длинными стихами (гексаметром) или прозой. Он рассказывает историю, имеющую большое значение и вызывающую интерес у подавляющего большинства из-за величия рассказанных событий, полных героизма.

Эпос - литературный поджанр, который считается одним из старейших среди эпических рассказов. Он отличается националистической концепцией и обычно подчеркивает монархию, демонстрируя ее с честью и значимостью в обществе.

В этих историях освещаются великие приключенческие события, выделяется герой или фантастическое событие для определенного места. Гордость, которую они вызывают, когда к ним прислушиваются, заставляет их говорить из поколения в поколение. Следовательно, их легко поддерживать в течение долгого времени.

Многие древние эпосы полны фантастических и сверхъестественных аспектов. Это нормально, учитывая эпоху их развития, времена, когда существовали известные воины, а боги и религии играли важную роль в обществе.

Эти рассказы также часто показывают эпические битвы и чудесные путешествия, которые отметили историю населения.

Историческое происхождение эпоса

Месопотамия и Гильгамеш

Эпопея берет свое начало в древней месопотамской цивилизации и считается одной из первых литературных выставок в истории человечества. Вначале это происходило устно, они воплощались в рассказах о подвигах великих героев, которые были гордостью населения.

Первый письменный эпос, о котором мы знаем, относится ко II тысячелетию до нашей эры. C. Речь идет о знаменитых Эпос о Гильгамеше развит в Месопотамии. Он также известен как самый старый рассказ, и он был написан на глиняных табличках.

Греция и Илиада

Известные эпосы были созданы и в Древней Греции. Они полны мифологических сказок, сказок о великих богах и фантастических путешествий. Величайшим представителем греческого эпоса был Гомер. Он считается таковым за свои работы Илиада и Одиссея.

Средние века и песни о делах

В тот период именно менестрели отвечали за передачу этих эпических историй через свои песни. Поскольку продолжительность эпоса всегда была большой, те, кто рассказывал истории устно, использовали формулы предложений, которые помогали им запомнить всю историю и сохранить размер в структуре эпоса.

Эти истории впоследствии были переписаны, что позволило передавать эпосы из поколения в поколение.

Выделяться, быть заметным Беовульф, в Песня Хильдебрандо, в Песня о нибелунгах, в Песня Рольдана или Пой о моем Сиде.

Неиспользование эпоса

В настоящее время эти формы повествования больше не используются, а заменены реалистическими романами или обычными героями. В них общие темы - политика и высшие социальные классы. Важно отметить, что в этих новых форматах честь не имеет такого же значения.

Характеристики эпоса

У эпоса есть ряд характеристик, которые отличают его от других литературных жанров:

Это может быть написано стихами или прозой

Структура эпоса обычно состоит из прозаических или гексаметровых стихов, состоящих из шести футов (блок греческого стиха, который содержит от двух до четырех длинных и коротких слогов).

Эпосы часто содержат обширные сравнительные образы и эпитеты, а язык зачастую сложен.

Вначале былины писались исключительно в стихах. Когда была изобретена письменность, стихотворная форма сохранилась, но была добавлена ​​прозаическая структура, как еще один способ рассказывания эпоса.

Большое расширение

Эпосы длинные. Причина такой большой длины в том, что повествование довольно подробное.

Акцент сделан на подробном описании характеристик персонажей, окружения, подвигов и всех ситуаций, с которыми сталкиваются главные герои эпоса.

Повествование в СМИ

Это означает, что история начинается в середине истории. По мере развития сюжета сопрягаются и другие события.

Может основываться на фактах или вымыслах

Истории, рассказанные в эпосах, могли быть взяты из реальности или созданы писателем.

Однако в любом случае повествование о событиях отличается преувеличением. То есть факты всегда превозносятся, будь они реальными или мнимыми.

Рассказывает о подвигах героя

Характерные сюжеты эпоса вращаются вокруг персонажа, который должен пройти через ряд обстоятельств и препятствий, чтобы выполнить миссию.

Ценности этого главного героя высоки, и в своей героической работе он пытается выделить достоинства и принципы, которые имеют большое значение для конкретного общества. Герой рассказа всегда преодолевает все препятствия и становится победителем.

Обычно его окружают сверхъестественные элементы.

Поскольку сюжет эпопеи обычно преувеличен и идеализирован, действия героя обычно осуществляются в сверхъестественном контексте. В эпосах герой обычно взаимодействует с богами и другими мифологическими персонажами.

Эти сверхъестественные актеры активно вмешиваются в историю, мешают действиям героя или помогают ему выполнить свою миссию.

Всеведущий рассказчик

Тот, кто рассказывает историю в эпосе, - всеведущий рассказчик; то есть повествует о событиях от третьего лица.

Рассказчик не участвует в приключениях в настоящее время, но рассказывает историю в виде хроники: структура построена так, что рассказчик подразумевает, что рассказ, которым он делится с читателем, соответствует тому, чем он сам жил.

Используемый язык предполагает, что рассказчик делится своим опытом в качестве наблюдателя.

Множество сценариев

Когда дело доходит до рассказа истории, нет никаких ограничений. В нем могут присутствовать многие провинции и страны. Фактически, они могут развиваться по всему миру и даже по всей Вселенной. Воображение - это предел.

Возвышение ценностей

В эпосах всегда стараются подчеркнуть хорошие ценности, которыми обладало общество того времени. Эти истории имеют высокую степень нравственности и принципиальности персонажей, особенно главного героя.

Обычно выделяются такие великие черты героя, как щедрость, честность, любовь и настойчивость. Эти качества придают повествованию ценность помимо развлечения.

Культура

В историях этого типа также отражается высокая степень культуры и обычаев рассматриваемого региона. Возвышены традиции и религиозные верования, характерные для того времени, когда разворачивается сюжет.

Какова функция эпоса?

Роль эпоса, помимо развлекательного, глубоко поучительна. Этот литературный поджанр предназначен для иллюстрации действий, важных для группы людей, и обеспечения того, чтобы эта информация сохранялась с течением времени и была доступна будущим поколениям.

В сюжете эпоса могут быть философские положения, которые, вероятно, заложили моральные основы поколения. Посредством эпоса можно научить этим ценностям.

Ценности, которым уделяется больше внимания в эпосах, среди прочих добродетелей - это верность, честь, честность, сила, любовь, ум и настойчивость.

И, помимо ценностей, эпосы были способом заявить о проявлениях, связанных с обществом. Благодаря этим литературным конструкциям стало возможным передавать их культурные выражения от одного поколения к другому.

Структура эпоса

Структура эпоса обычно делится на разные части:

Введение или изложение темы

Он поднимает основной контент, который будет представлен в эпосе и который будет развиваться по мере его развития. В основном литературный ресурс используется в СМИ (повествование начинается в середине рассказа).

Призыв богов

Это обычное дело для воззваний к божествам или полубогам. Персонажи делают это, чтобы попросить защиты от трудностей, с которыми они столкнутся во время сюжета. Благодаря этому им удается побеждать в битвах и успешно завершать разработанные путешествия.

Морской узел

Это самая важная часть в эпопее и, конечно же, самая продолжительная. Именно там показаны персонажи, контекст, в котором будут представлены факты. В этом пространстве подробно описаны пространства, окружение и сюжет истории.

Результат

Здесь разворачивается сюжет о ранее возникших в истории сражениях или переправах. Это может быть победный финал для главного героя или трагический финал, в котором побеждает несчастье.

Эпилог

Это кульминация эпоса. Здесь описаны события, произошедшие после развязки.

Примеры известных эпосов

Поэма Гильгамеша (2500 - 1400 гг. До н.э.)

Он основан на жизни царя Урука Гильгамеша. В нем рассказывается о столкновениях и приключениях императора. Одна из главных тем - бессмертие. Это первая письменная эпопея в истории.

Одиссея (8 век до н.э.)

Илиада (8 век до н.э.)

Это эпическая поэма, основанная на нападении ахейцев на Трою. Атака ловушки была предназначена для спасения Елены (жены монарха Менелая). В результате этого события возникла война между троянцами и ахейцами. Это тоже произведение Гомера, и в нем 24 песни, основанные на последних годах противостояния.

Махабхарата (3 век до н.э.)

Это эпопея, основанная на противостоянии индуистской семьи. Добро и зло представлены двумя братьями (сыновьями короля Панду). В Индии он считается священным текстом. Его написал Кришна Дуайпаиана Виаса. Считается самым длинным литературным текстом в мире, насчитывающим 18 книг.

Энеида (1 век до н.э.)

Можно сказать, что это римское продолжение истории произведений Гомера (Илиада Y Одиссея). Он основан на Троянской войне и основании Рима. Его написал Вергилий, получивший приказ от императора Августа выполнить его. В нем 12 книг, которые можно разделить на две части по шесть книг в каждой.

Это эпическая поэма, написанная на староанглийском языке, основанная на приключениях Беовульфа (немецкого вождя). Главный герой сражается с монстром, чтобы спасти свой народ. История полна необычных ситуаций, в которых участвуют фантастические существа. В эпосе 3182 стиха.

ВПой о моем Сиде (12-13 века нашей эры)

Этот эпос основан на жизни Родриго Диаса де Вивара и его набеге на завоевание Пиренейского полуострова. Речь идет о восстановлении чести главного героя, что для того времени имеет огромное значение. Считается первым обширным произведением испанской литературы. Он разделен на 3 части, а его автором был Пер Аббат.

Божественная комедия (14 век нашей эры)

Это эпическая поэма, повествующая о прохождении Данте через ад и чистилище, чтобы наконец достичь рая. В своем путешествии он может оценить последствия греха в душах людей. Предполагается, что он был написан между 1304-1308 годами. Его автор - Данте Алигьери.

Лусиады (18 век нашей эры)

Это эпос, написанный на португальском языке Луисом Ваз де Камоэнсом. В нем рассказывается о первом путешествии Васко де Гамы на Восток и о триумфе Лузитанской империи. Произведение состоит из десяти частей и разбито на октавы. Он признан одним из лучших эпосов эпохи Возрождения и наиболее представительным произведением португальской литературы.

Яростный Орландо (18 век нашей эры)

Это эпическое произведение о религиозном противостоянии христиан и мавров. Он также имеет любовный тон, подчеркивая сентиментальные отношения между Анжеликой и Орландо. Текст отличается своей длиной, так как в нем почти 40 000 стихов, разбитых на 46 частей. Это было написано в октавах.

Народный героический Эпосвозник в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.

Основные черты античного эпоса

1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);

2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);

5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;

6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.

5. Иллиада и её герои. Черты эпоса в поэме.

Илиа́да — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Поэма описывает события Троянской войны. Кроме того, в основу поэмы, вероятно, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев.

Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнонпохитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл выступает с критикой Агамемнона. Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду, которая принадлежит Ахиллу. 9-летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады: Аргос (под началом Диомеда), Аркадия (под началом Агапенора), Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого), Итака и Эпир (под началом Одиссея), Крит (под началом Идоменея), Лакедемон (спартанцы Менелая), Микены,Родос (под началом Тлеполема), Фессалия (мирмидоняне Ахилла), Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр. На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения дарданцев (под началом Энея), карийцев, ликийцев,меонов, мизы, пафлагонцев (под началом Пилемена), пеласгов, фракийцев и фригийцев.

Поскольку троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим — Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников он считается недействительным. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, троянцам Аполлон, Арес и Афродита. Однако пятая песньповествует как в жестокой сече даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся. Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишьПосейдон остается им верен. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла — друга Ахилла. Контратакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под управлением Патрокла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах. Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдаватьотцу погибшего для погребения.

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп, на которой восседает верховный бог Зевс сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. У Зевса упомянут брат черновласый Посейдон, который однозначно поддерживает ахейцев (XIII, 351). У Зевса есть жена Гера (также дочь Кроноса, которая и Океана почитает отцом — XIV, 201) и божественные дети: Аполлон (обителью которого назван Пергам), Арес, светлоокая Афина Паллада,Афродита, Гефест. Гера и Афина выступают на стороне ахейцев, а Аполлон и Афродита — на стороне троянцев.

ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Поэмы отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.

6. Одиссея героическая поэма странствий.

Герои и героика гомеровских поэм — едины и целостны, многосторонни и сложны, как целостна и многостороння жизнь, увиденная глазами сказителя, умудренного опытом всей предшествующей традиции эпического познания мира.

О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен "Одиссеи". Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев. Ночью, после того, как троянцы втащили чудовищного коня внутрь крепостных стен, ахейские воины вышли из конского чрева, захватили и разрушили "священную" Трою. Известно, что у древних греков были апокрифичные поэмы, в которых подробно описывались дальнейшие события троянской войны.

Там говорилось о смерти доблестного Ахилла, погибшего от стрелы Париса, виновника троянской войны и о сооружении рокового для троянцев деревянного коня. Известны названия этих поэм - "Малая Илиада", "Разрушение Илиона", но до нашего времени они не дошли.

Основным содержанием "Одиссеи" являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет. В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течение первых трех лет.

Вначале Одиссей со своими спутниками попадает в страну диких людей - киконов, потом к мирным лотофагам, затем на остров киклопов, где киклоп Полифен, дикарь и людоед, съел нескольких спутников Одиссея и чуть было не уничтожил его самого.

Далее Одиссей попадает к богу ветров Эолу, потом попадает к разбойникам лестригонам и к волшебнице Кирке, которая удерживала его в течение целого года, а потом направила его в подземное царство для узнавания его будущей судьбы.

Путем особого хитрого приема Одиссей проезжает мимо острова Сирен, полуженщин, полуптиц, завлекавших к себе всех путников своим сладострастным пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея пожирают быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться домой на Итаку. В течение нескольких песен описываются все приключения Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.

В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.

Несмотря на то, что путешествие Одиссея домой длилось 10 лет, "Одиссея" охватывает еще меньше времени, чем "Илиада" и действие развертывается в течение 40 дней.

"Одиссея" тоже может излагаться по отдельным дням, в течение которых происходят изображаемые в ней события.

Совершенно очевидно, что составитель или составители поэмы разделяли изображение происходящего по дням, хотя у Гомера это разделение кое-где не вполне точно выражено.

Если подвести итог распределению действия по дням в "Одиссее", то необходимо отметить, что из 40 дней, по крайней мере, 25 дней не находят для себя подробного изложения. Т.е. из 10 лет странствования Одиссея поэма изображает только последние дни перед Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.

Несомненно, что "Одиссея" куда более сложное произведение античной литературы, чем "Илиада".

Исследования "Одиссеи" с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

В результате обзора критики "Одиссеи" можно придти к следующим выводам:

1. В "Одиссеи" обнаруживается соединение элементов двух самостоятельных поэм. Из них одну можно назвать собственно "Одиссеей", а другую "Телемехией".

2. "Одиссея" представляла возвращение Одиссея от Калипсо через Схерию на родину и его месть женихам в заговоре с сыном так, как она изображена в XVI песне. Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им перебиты.

3. Автор этой древней "Одиссеи" уже сам пользовался более древними песнями: он соединяет отдельную песнь "Калипсо", свободную фантазию на тему "Кирка", с "Феакидою", заметна его переработка рассказа в третьем лице в рассказ самого Одиссея.

4. В "Телемахии", рассказывающей о путешествии Телемаха в Пилос и Спарту, замечается упадок искусства композиции по сравнению с "Одиссеей". Соединение "Калипсо" с "Феакией" сделано настолько искусно, что связность и последовательность рассказа вполне безукоризненна. Напротив в "Телемахии" само путешествие Телемаха и рассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны с остальным действием поэмы и для внимательного читателя здесь открываются даже прямые противоречия.

5. Эпилог "Одиссеи" представляет контаминацию отдельных частей двух вышеупомянутых поэм и более древнего происхождения, чем окончательная редакция "Одиссеи".

6. Деятельность последнего редактора "Одиссеи" заключалась в соединении частей древней "Одиссеи", "Телемахии" и той обработке эпилога, о которой было упомянуто. Вставки редактора характерны некоторыми особенностями языка, заимствованием многих стихов из древних поэм, неясностью и непоследовательностью изложения. В некоторых случаях вставки составлены по отрывкам древних источников. Также редактор вносит в "Одиссею" содержание циклических поэм.

7. Дидактический эпос Гесиода.

8. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности.

Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива. Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами. Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.

Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую.

Декламационная лирика включает в себя элегию и ямб.

Элегия – это заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительным, побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах.

Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса:

Существует легенда о том, как во время П Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы попросили у афинян полководца. Афиняне в насмешку прислали одноглазого и хромого Тиртея, школьного учителя и поэта, но он своими воинственными элегиями так вдохновил спартанцев, что они победили. Известна и легенда о том, как афинский законодатель Солон, из знатного рода, разорился, много путешествовал и вернулся в Афины, когда мегарцы отвоевали у афинян остров Саламин. Под видом безумца Солон встал на площади и стал взывать к чести и патриотизму афинян, после чего, по Плутарху, афиняне вернули Саламин. Элегии Солона носят гномический, т.е. нравоучительно-афористический характер.

Представителем любовной элегии был Мимнерм (ок.600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений, называл любовь “золотой Афродитой” и воспевал любовь к флейтистке Нанно. Он мечтал, чтобы человек жил всего 60 лет, но без болезней и забот. На что Солон возражал, что если уж без забот и болезней, то почему не 80? Мимнерм считается и первым представителем эротической элегии. Сочетание общественной и личной тематики отмечается в лирике Феогнида из Мегары. Из его 1400 стихов только 150 составляют любовные элегии. Феогнид – ярый и злобный враг демократии, он делит людей на “добрых” – аристократов, и “подлых” – демос. Отдельный сборник стихов Феогнида составляют наставления в благочестии мальчику Кирку.

На земледельческих праздниках плодородия, характеризующихся разгулом и сквернословием, исполнялись насмешливые песни, направленные против отдельных лиц – ямбы, как средство выражения личных чувств. Ямбы метрически составлялись собственно ямбом ( ~ – ) и трохаями, т.е. хореем ( – ~ ).

Симонид Аморгский воспевал бодрость перед лицом бедствий жизни. Он выделяет 10 типов женщин, происшедших от 10 животных, причем хорошими считает только тех, кто произошел от пчелы. Гиппонакт считается отцом пародии, творит на языке улицы и притонов, изображает себя нищим попрошайкой,он высмеивает богов, живописцев, женщин.

Поэта Архилоха сопоставляли с Гомером.Сын аристикрата и рабыни, т.е. “деклассированный”, он в качестве наемного воина участвовал в сражении с фракийцами, позже погиб в бою. Известен его неудачный роман с Необулой, дочерью Ликамба, которого Архилох своими ямбами довел до самоубийства. Кроме ямбов, он писал элегии (веселые, отважные, жизнерадостные), эпиграммы, эпитафии, музыкальные сочинения для флейты. Он воин, женолюб, “гуляка праздный” и философ, остроумный и беспощадный к врагам.

Монодическая лирика представлена тремя великим поэтами. Это Алкей, Сапфо и Анакреонт.

Алкей – поэт эпохи борьбы демоса против аристократии, бежавшей с материковой Греции на острова, в частности на остров Лесбос. Он повествует о превратностях своей судьбы. Государство изображается в виде корабля в бушующих волнах (этот образ впоследствии заимствовал Гораций). Настроение его агрессивно, ощущение жизни – трагично, при этом его любимые темы – природа, любовь, женщины и вино. Вино – средство от всех горестей, “зеркало для людей”, в нем – единственное утешение. Известно его четверостишие, посвященное “фиалкокудрой” Сапфо.

На Лесбосе мужчины и женщины составляли замкнутые содружества и проводили время вне семьи. Во главе женского содружества – “дома служителей Муз” – стояла поэтесса Сапфо (или Сафо). Круг интересов содружества составлял и тематику ее поэзии – женские культы, любовь, ревность. По одной легенде, она бросилась со скалы от любви к юноше Фаону. По другой – дожила до старости, была замужем, имела дочь Клеиду. Несмотря на существуюшие домыслы о нравственности Сапфо, Алкей называл ее “чистой". Сапфо писала гимны к Афродите, плачи по Адонису. Известны ее эпиталамы – свадебные песни после пира, перед спальной молодых, девушки жалуются, что жених отнял у них подругу, хвалят ее, затем и его.

Анакреонт примыкает в лесбийской лирике Алкея и Сапфо ( П пол VI века). Его поэзия полна веселого, изящного и игрового эротизма. Он описывает игры Эрота, любовное безумие. Анакреонт фиксирует один момент, без философских рассуждений. Характерные черты его поэзии – живость, ясность, простота, изящество послужили примером для подражаний во все века.

Хоровая лирика возникла из гимнов богам – это ном, пеан, просодий (Во время процессий), парфений (девичья песнь), гиперхема (в честь Аполлона), пиррихия (в честь Ареса).

В конце VI – начале V века, в эпоху расцвета хоровой лирики наиболее распространенным жанрами были дифирамб (порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из 50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски), эпиникий (песнь в честь победителя на ежегодных спортивных состязаниях) и энкомий (песнь в честь определенного лица).

Наиболее известными представителями хоровой лирики были Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар и Вакхилид.

Стесихор писал гимны, пеаны, буколические и эротические стихи. Существует легенда о том, что он изобразил Елену Прекрасную в дурном свете и ослеп, потом написал, чыо это был призрак Елены – и прозрел.

Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания.

Симонид Кеосский воспевал героические события греко-персидской войны. Известно, что он победил Эсхила в состязании эпиграмм в честь погибших при Марафоне. Он писал эпиникии, френы (похоронные плачи), дифирамбы, эпиграммы. Его выражения в виде афоризмов цитировали Ксенофонт, Платон, Аристофан: “ Все – игра, и ни к чему не стоит относиться слишком серьезно”, “я не ищу того, чему невозможно быть”.

Пиндар – самый знаменитый из всех классических лириков. До нас дошли 4 книги его эпиникиев, в каждой из которых воспеваются победител разных игр: олимпийских, пифийских, немейских и истмейских. Стиль Пиндара – торжественный, величавый, особенно в патриотической лирике.

Вакхилид – племянник Симонида Кеосского – писал оды, дифирамбы (его “Тезей” – единственный дифирамб, дошедший до нас целиком). Вакхилиду чужд непреклонный аристократизм Пиндара, он восхваляет доблесть человека вообще.

9. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Для эпоса характерно повествование, воспроизведение различных действий, которые разворачиваются во времени и пространстве.

Эпос, по сравнению с другими родами литературы, владеет самыми широкими способностями в изображении времени и пространства.

Произведения эпоса не ограничиваются объемом, количеством сюжетных линий и персонажей.

Для эпического повествования характерен образ повествователя, коим может быть либо сам автор, либо вымышленный образ рассказчика. Повествователь иллюстрирует картины прошлого, часто совмещая их с собственными размышлениями.

Для эпоса характерно как описание действий и подробностей, касающихся персонажей, места и времени действия, так и диалогические и монологические высказывания.

Эпические произведения используют различные изобразительные средства: портрет, характеристика, поступки, жест, мимика, интерьер, пейзаж и др.

Крупные эпические жанры

Эпопея – это родовое обозначение крупных эпических, а также сходных с ними произведений.

Существует два определения эпопеи:

  • Это обширное повествование в прозе или стихах о каком-либо выдающемся национально-историческом событии
  • Продолжительная, сложная история чего-либо, включающая ряд крупных событий.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Эпос как литературный род 420 ₽ Реферат Эпос как литературный род 280 ₽ Контрольная работа Эпос как литературный род 250 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Еще одним крупным эпическим жанром является роман – прозаический жанр, предполагающий повествование о развитии личности и жизни главного героя или героев произведения в переломный, нестандартный период жизни.

Название жанра возникло в средине 12 века вместе с жанром рыцарского романа, в противопоставление историографии на латинском языке. Несмотря на популярное мнение, такое название изначально относилось не к любому сочинению на народном языке (лирика трубадуров, героические песни никогда не называли романами), а к тому произведению, которое было возможно хотя бы отдаленно противопоставить латинской модели – басне, историографии, видению.

В этом смысле возникновение романа занимает несколько эпох, начиная с эпохи Античности и заканчивая 18 веком. При этом большое значение имели процессы конвергенции – поглощение и усвоение нарративных типов и классов из соседних литературных рядов.

Жанры

В жанровом своеобразии эпоса выделяются малые, средние и большие формы.

К большим формам эпоса относятся эпопея, роман.

К средним эпическим формам относятся повесть, хроника.

К малым формам эпоса относятся рассказ, новелла, очерк, фельетон, памфлет, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание.

Малые, средние и большие жанры эпоса

Рис. 1. Малые, средние и большие жанры эпоса.

Лиро-эпический род литературы

Иногда в произведения эпических жанров писатели добавляют лирические черты. В случае с повестью основную часть дополняют предисловием (прологом) и послесловием (эпилогом). В них автор высказывает своё мнение о сложившихся обстоятельствах или разъясняет моменты, которые могли ввести читателя в заблуждение. Примеры лиро-эпических жанров:

Трубадуры поют баллады

  1. Баллада. Представляет сюжетный рассказ фантастического, сатирического, исторического, мифического или легендарного характера в поэтической форме. Балладу также относят к фольклору. Она строится на основе диалога героев. Сюжету несвойственно самостоятельное значение, однако изложение ярко окрашено лирическими приёмами. Произведения характеризуются наличием повторов (рефренов) и строгим ритмом. В балладах могут содержаться признаки, характерные для других жанров.
  2. Поэма. Крупное или среднее по объёму многочастотное стихотворение принадлежит конкретному автору. Сочинение отличается повествовательным или лирическим сюжетом. Произведение может быть романтического, героического, сатирического или критического характера.
  3. Стихотворение в прозе. Лирическое произведение в прозаической форме отличается небольшим объёмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием ритмической организации. Такое стихотворение выражает чувства, переживания и впечатления героя.

В разных жанрах эпоса авторы могут использовать любые художественные средства. Хоть большинство трудов охватывает глобальные проблемы общества, эпические произведения способствуют глубокому проникновению во внутренний мир человека. Литературные работы в жанре эпоса играют немаловажную роль в формировании навыков речи у учащихся.

Что мы узнали?

Эпос – род литературы, изображающий внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Для эпоса характерно неограниченное воспроизведение различных действий, разворачивающихся во времени и пространстве. С помощью образа повествователя рисуются картины прошлого, которые касаются персонажей, их поступков и диалогов, места и времени действия. Эпос предполагает наличие малых (рассказ, новелла, очерк, фельетон, памфлет, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание), средних (повесть, хроника) и больших (эпопея, роман) жанровых форм.

Специфическая же черта эпоса

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.


Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 183.

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 183.

В русской литературе выделяются три рода: эпос, драма, лирика. В данной статье рассмотрим, что такое эпос, каковы его отличительные черты, в чем заключается его жанровое своеобразие.

Определение

Эпос – род литературы, отличающийся своей изобразительностью.

Эпос изображает внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним.

Особенности

Для эпоса характерно повествование, воспроизведение различных действий, которые разворачиваются во времени и пространстве.

Эпос, по сравнению с другими родами литературы, владеет самыми широкими способностями в изображении времени и пространства.

Произведения эпоса не ограничиваются объемом, количеством сюжетных линий и персонажей.

Для эпического повествования характерен образ повествователя, коим может быть либо сам автор, либо вымышленный образ рассказчика. Повествователь иллюстрирует картины прошлого, часто совмещая их с собственными размышлениями.

Для эпоса характерно как описание действий и подробностей, касающихся персонажей, места и времени действия, так и диалогические и монологические высказывания.

Эпические произведения используют различные изобразительные средства: портрет, характеристика, поступки, жест, мимика, интерьер, пейзаж и др.

Жанры

В жанровом своеобразии эпоса выделяются малые, средние и большие формы.

К большим формам эпоса относятся эпопея, роман.

К средним эпическим формам относятся повесть, хроника.

К малым формам эпоса относятся рассказ, новелла, очерк, фельетон, памфлет, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание.

Малые, средние и большие жанры эпоса

Рис. 1. Малые, средние и большие жанры эпоса.

Что мы узнали?

Эпос – род литературы, изображающий внешние по отношению к автору события через рассказ о человеке и происходящем с ним. Для эпоса характерно неограниченное воспроизведение различных действий, разворачивающихся во времени и пространстве. С помощью образа повествователя рисуются картины прошлого, которые касаются персонажей, их поступков и диалогов, места и времени действия. Эпос предполагает наличие малых (рассказ, новелла, очерк, фельетон, памфлет, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание), средних (повесть, хроника) и больших (эпопея, роман) жанровых форм.

Читайте также: