В чем убеждает нас поведение раскольникова во время убийство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения;

Формировать логическое мышление путем сопоставления героев;

Развивать речь учащихся;

Развивать творческое мышление.

Формировать умение анализировать, оценивать поступки героев (события и факты);

Мультимедиопроектор, презентация к уроку.

Перечитать страницы романа о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты.

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3

1.Огр. момент. Повторение .

-В чем убеждает нас поведение Раскольникова во время и после убийства?

Вступительное слово учителя . Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем?

2. Работа по новой теме урока:

В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” исследователи насчитывают около 90 персонажей. На предыдущих уроках мы сосредоточились в основном на одном из них – Родионе Романовиче Раскольникове. А какова же роль других героев, окружающих бывшего студента? Помогают более полно раскрыть душевные метания Раскольникова так называемые двойники героя.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам Раскольникова?

Ответ: Лужин и Свидригайлов.

Давайте вспомним, что же есть портрет в литературе.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Найдите в произведении портрет Лужина и зачитайте его вслух.

«Это был господин немолодых лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивал взглядами: „Куда ж это я попал?…“ …Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон… Даже волосы… расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж

Ну вот мы и познакомились с Лужиным. Давайте ответим на следующие вопросы.

-В связи с чем появляется в романе Лужин?

-Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

-Почему появление Лужина в романе затянуто?

-Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

-Что у Лужина общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

Найдите в произведении портрет Свидригайлова и зачитайте его вслух.

Ответ: глазами автора в начале романа:

Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутуловатый вид. Был он щегольски и комфортно одет и смотрел осанистым барином. В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках. Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень ещё густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве с проседью, а широкая, густая борода, спускавшаяся лопатой, была ещё светлее головных волос. Глаза его были голубые и смотрели холодно-пристально и вдумчиво; губы алые. Вообще это был отлично сохранившийся человек и казавшийся гораздо моложе своих лет…

Глазами Раскольникова ближе к концу романа:

Это было какое-то странное лицо, похожее как бы на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжёл и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице. Одежда Свидригайлова была щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём. На пальце был огромный перстень с дорогим камнем…

- В чем сложность и противоречивость этого образа?

- Почему появление Свидригайлова связано с Лужиным?

- Что мы узнаем о его прошлом?

- Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником?

- Чем привлекает Свидригайлов Раскольникова?

- Как объяснить его отношение к Дуне и детям Мармеладова?

- Почему он кончает жизнь самоубийством?

-Что у Свидригайлова общего с Раскольниковым, а в чем их различия?

Почему Лужин и Свидригайлов являются двойниками Раскольникова?

Все эти герои – эгоисты, самоутверждающиеся за счет других. Сталкивая их, автор опровергает теорию Раскольникова о праве сильной личности. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что Раскольников не может принять мир людей, живущих по его же теории.

1ВАРИАНТ. Петербург Достоевского(улицы,дома,жилища,люди)

2ВАРИАНТ Семья Мармеладовых

3 Вариант Дети на страницах романа (сцена с пьяной девочкой (ч.1, гл.4); дети Катерины Ивановны: сцена молитвы (ч.2, гл.7); Катерина Ивановна с детьми на улице (ч.5,гл.5).

Чтение и проблемный анализ опорных глав романа (часть I, гл. 1-5; часть II, гл. 6,7; часть III, гл. 4; часть IV, гл. 4; часть V, гл. 4-5; часть VI, гл. 6,7).

Раскольников продумал преступление хладнокровно и тщательно, задолго до убийства теоретически обосновал его необходимость. Но сам эпизод (действия) противоречит подготовке. Идя на преступление, Родион не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Нелепо его поведение в дверях квартиры, стихийность в самом убийстве (почти машинально опустил топор на голову. ) Забыл приготовить заранее спрятанный топор, забыл сменить шляпу на фуражку, менее заметный головной убор, забыл про расчеты времени. На мгновение ему захотелось все бросить и уйти. Затем показалось, что старуха ожила, и Родион возвращается в комнату.. . Долго возится с ключами, забыв о наблюдениях "на пробе". Вынужден убить Лизавету, превратившись при этом вопреки расчетам не в благодетеля, а во врага слабых людей (ради которых допускал "кровь по совести"). Так Достоевский показывет несоответствие между теорией и пратикой, подчеркивает, что невозможно "рассчитат жизнь" теорией, жизнь сложнее "арифметически". "Идея" привела героя к расколу с окружающими и с самим собой. Для общества подобные "идеи" могут иметь страшные последствия.

В том, что герой не является преступником по своей сущности, а его теория - не органична для него, а надуманна. Он не способен полностью отключиться от сопереживаний жертве, не обладает достаточной черствостью и моральной глухотой, характерной для преступников.

Почему Раскольников, вопреки сомнениям, совершил убийство?

Причин подтолкнувших Родиона Раскольникова к совершению убийства было несколько.

Одной из них было крайне трудное материальное положение главного героя. Убийство процентщицы с попутным грабежом помогло Раскольникову решить денежную проблему.

Второй причиной стало желание Родиона Романовича проверить свою теорию, и выяснить, к какой из групп людей он относиться, способен ли он "перешагнуть" через жизнь другого человека.

Ещё одной причиной, приблизившей раскольникова у убийству стало воздействие окружающей обстановки: несколько дней в городе стояла духота, нагнетающая внутреннее состояние героя.

Раскольников, в такие дни, сильнее ощущал нищету вокруг него и неизменность положения.

Родион Романович осознал, что, если не совершить ЭТО, так и останется, с постоянной нехваткой денег. Но стоит ему "переступить" через чужую жизнь, и обстановка вокруг него начнет меняться. Всё это в совокупности с удачно подвернувшимся шансом вынудило Раскольников убить старушку процентщицу.

Сопоставить "правду" Раскольникова и "правду" Сони Мармеладовой.

Каждый человек имеет право на свою "правду". Родион Раскольников и Соня мармеладова, переступили через закон, согрешили. Каждый из них оправдывал поступки, по своему. Проведя линию сравнения между правдами Мармеладовой и Раскольникова можно понять, что оба героя пошли на преступления для улучшения материального положения, а именно, что бы выйти из крайней нищеты. Но Родион Раскольников убил человека ради себя, что бы спасти своё положение, но в итоге он так и не воспользовался украденными деньгами. Соня же перешагнула нормы морали ради обеспечения своей семьи. Раскольников оправдывал себя своей Теорией, и был убеждён, что убив старушку процентщицу он сделал всем лучше. Соня является верующей, и обладает высокоморальными качествами такими как: сострадание, доброта, умение прощать. Соня не отрицает ужасности своих поступков, и оправдывает себя тем, что у неё не оставалось другого выхода.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Разговор в трактире 2-х солдат повлиял на решение Раскольникова.суть этого разговора заключается в том,что одна смерть-и много счастливых судеб,что означает эта одна ничтожная жизнь старухи-проценщицы.Раскольников довольно долго обдумывал план убийства,точный расчёт+ бред Раскольникова сыграли свою роль,удар,который нанёс Раскольников,как замечается в романе пришёлся прямо в темя,но 1 раза как показалось Раскольникову было мало ,и он " изо всей силы ударил ещё раз,всё обухом,и всё по темени",Раскольникову было всё равно,что с ним будет,он убил 2-х людей,и только по воле случая,он избегает кары..но это мало спасает его,всё оставшееся время он мучается,и жизнь его-это просто пытка.

1)герой поэмы "мертвые души, инвалид,вернувшийся со службы, бедный и никому не нужный
2)я думаю, что с наполеоном ( т.к. сам копейкин был именно ветераном 1812 года этой войны)
3)разбойником
4)какой то намек на пословицу "жизнь-копейка", вечно пытается наживиться, и чаще всего нечестным путем
5)почтейстер Иван андреевич

Наш учитель очень строг,
Не пошли мы на урок!
Уж как радовался он,
Что от нас освобожден.
*********
На уроках мы болтали
Ничего не замечали.
А потом искали долго
В Гималаях нашу Волгу.
**********
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует,кто поёт,
Лишь бы не учиться.
********
Я тащу портфель тяжелый
В пятом классе я учусь.
Да пока окончу школу,
От учебы надорвусь.
********
Тот,кто физику не знает,
Тот несчастный человек:
Все законы прозевает,
Будет неучем вовек!
*******
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Чему учат волшебные сказки

В обычном городе в обычной семье был самым млатшим Максим он был ленивым и не хотел делать уроки и в один день он зашол в библиотеку и ему дали книжку про "Волшебные сказки" он заинтересовался и пошел домой. На следующее субботнее утро он прочитал и понял что хочет писать сказки. Прошли года и он учился только на 5 родители радовались и не понимали что вдруг он захотел писать сказки.Он вырос и стал писать сказки детям и взрослым, на выставке к нему подошел мальчик и спросил может ли он написать про него сказку, он сказал зайди в библиотеку и возьми книжку "Волшебные сказки" и скоро сам будеш писать стихи он ему подмигнул и ушел.

Читайте также: