Организационно управленческая деятельность в доу

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АСПЕКТЫ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОО ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечело- веческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, приро- дой, техническими устройствами, искусством и, конечно, с самим собой.

Успех развития системы управления успешной социализацией детей дошкольного возраста в ДОО зависит от потенциала руководителя и всей административной команды. Важным при этом явля- ется знание сильных и слабых сторон педагогического коллектива, умение обучать новому коллег, а также организация консультирования, разработка соответствующих проектов и программ.

При реализации данных направлений важную роль играет система управления, основной функ- цией которой становится не только координация усилий всех участников воспитательно- образовательного процесса, но и оптимизация педагогической и финансово-экономической деятельно- сти. Особое значение в связи с этим имеет функционирование методического совета учреждения, ме- тодических объединений, а также рабочих и творческих групп [1].

Ведущая роль в управлении процессом создания эффективной системы социализации воспитан- ников в ДОО, безусловно, принадлежит руководителю. Именно он определяет стратегию деятельности дошкольной образовательной организации, проводит систематическую работу по определению общей цели и плана деятельности, заключает договоры с различными организациями о сотрудничестве на добровольной основе по вопросам эффективной социализации дошкольников и осуществляет кон- троль за их выполнением. Заведующий детским садом осуществляет управление качеством процесса социализации воспитанников. Эффективность этого процесса зависит от авторитета руководителя в социуме, его мобильности и дальнозоркости, коммуникабельности, уровня сформированности различ- ных управленческих умений, в том числе информационно-аналитических, мотивационных, прогности- ческих, рефлексивных и др. [7].

Одной из основных задач руководителя является формирование готовности всего коллектива дошкольной образовательной организации к работе по социализации дошкольников, так как это реша- ющее условие качества и эффективности работы в данном направлении. И прежде всего сам руково- дитель должен быть готов. У него должен быть достаточный уровень подготовки к планированию, ко- ординации и управлению качеством этого процесса. Безусловно, очень важна готовность структурных подразделений и каждого отдельного педагога в сфере организации социального партнерства ДОО. Это и мотивационная, и коммуникативная, и организационная, и методическая готовность, которая формируется и развивается на основе понимания необходимости и важности этой работы.

Эффективность работы напрямую зависит от управленческой компетентности всех педагогиче- ских работников, скоординированности в действиях, управленческих решениях на всех уровнях управ- ления дошкольной образовательной организации; оптимального, рационального и четкого распределе- ния функций и обязанностей; четкого алгоритма и плана деятельности; комплексного и систематиче- ского мониторинга качества социального партнерства. В структуре управления дошкольной образова- тельной организацией принято выделять три уровня управления - стратегического, тактического и опе- ративного. Мы сделаем акцент и обозначим некоторые функциональные обязанности субъектов управ- ления двух первых уровней в контексте социализации на основе структуры, разработанной Е.В. Губа- нихиной, Н.В. Замятниной (рисунок 1) [4].

Особенностью данных функций управления является их взаимосвязь:

информационно-аналитическая функция предполагает повышение эффективности уп- равленческой деятельности в условиях демократизации на основе отбора информации по вопросам успешной социализации дошкольников, которая должна быть полной по своему объему и конкретной; в результате педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательной ор- ганизации формируются управленческие действия руководителя;

мотивационно-целевая предполагает стремление к достижению желаемого результата (способ- ствует тому, чтобы все члены коллектива выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, соотнося потребности в достижении собственных и коллективных целей);

Рис. 1. Обязанности руководителей ДОО различного уровня по управлению процессом социализации воспитанников.

планово-прогностическая обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования ДОО по вопросам успешной социализации дошкольников;

организационно-исполнительская относится к каждому циклу управления и предполагает реали- зацию личностно ориентированной модели к организации деятельности в ДОО, практическое распре- деление обязанностей, рациональную организацию труда;

контрольно-диагностическая предполагает сочетание административного и общественного кон- троля внутри ДОО с самоанализом участников педагогического коллектива (взаимопосещения при ор- ганизации различных видов детской деятельности среди педагогов, дни открытых дверей, анкетирова- ние родителей и т.д.);

регулятивно-коррекционная функция предполагает внесение корректив в управление ДОО с по- мощью оперативных линий [5].

Работа руководителя ДОО по развитию системы управления успешной социализацией детей дошкольного возраста включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодей- ствие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и кон- струирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной дея- тельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

Управленческая работа с педагогами дошкольного образовательного учреждения по вопросам социализации дошкольников должна быть направлена на решение следующих задач:

1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме.

2. Разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ, в которых раскрывалась бы суть накопления и становления социального опыта ребенка, методы и пути его оптимизации.

3. Поддержка инновационных форм работы, инновационных программ в обозначенном направлении.

4. Организация тренингов и семинаров для педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленных на изменение стиля взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.

5. Поддержка инициативы педагогов и оказание им методической помощи в разработке соб- ственного методического пакета для программ социально-личностного развития детей.

6. Организация обмена опытом между ДОУ, углубленно работающими по данной проблеме, с целью поиска новых оптимальных путей ее решения.

8. Разработка методики мониторинга результатов социально-личностного развития детей. От- слеживание эффективности этого процесса.

9. Распространение передового педагогического опыта в области социального развития детей среди дошкольных учреждений, в интернете, передовой печати [3].

Основные задачи руководства коллективом ДОО по вопросам успешной социализации дошкольников: мотивировать персонал к активной деятельности по обеспечению требуемого качества воспита-

целенаправленно воздействовать на деятельность сотрудников организации средствами стиму- лирования;

обеспечивать разработку материалов и организацию механизмов внутреннего аудита и обмена информацией по вопросам менеджмента качества;

внедрять механизм внутреннего аудита через определенные интервалы времени [3].

Большое значение в работе коллектива ДОО по вопросам успешной социализации дошкольни- ков имеют:

обмен опытом с педагогическими коллективами других ДОО, методическим обеспечением и ин- новационными технологиями;

создание информационной базы по обмену инструментарием мониторинга;

постоянное повышение результативности работы и соответствие требованиям менеджмента ка- чества;

разработка модели выпускника и определение уровня готовности к обучению в школе; повышение квалификации сотрудников ДОО и разработка модели личности воспитателя; определение мер по поддержанию обратной связи с потребителями (родителями и детьми) вос-

питательно-образовательных услуг [6].

Политика ДОО по вопросам успешной социализации дошкольников должна быть направлена: на обеспечение соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС ДО;

обеспечение соответствия воспитательно-образовательного процесса, присмотра и ухода за детьми требованиям и ожиданиям родителей;

непрерывное улучшение методов и средств организации воспитательно-образовательного процесса; налаживание долгосрочных партнерских отношений с организациями дополнительного образо- вания, медицинскими учреждениями, общественными организациями, высшими учебными заведения-

создание имиджа ДОО, обеспечивающего конкурентные преимущества; создание коммуникационно-информационной системы ДОО;

создание системы общения администрации ДОО с педагогами, педагогов между собой по во- просам эффективной социализации дошкольников [2].

Для полноценной социализации воспитанников необходимо построить проект деятельности в данном направлении на обозримую перспективу, учитывающий структуру ДОО и механизм поэтапного преобразования ее составляющих.

Таким образом, организационно-управленческие аспекты работы руководителя ДОО по развитию системы управления успешной социализацией детей дошкольного возраста включают в себя работу по формированию осознанной готовности педагогов ДОУ к работе по социализации дошкольников в соответствии с ФГОС ДО; формирование субъектной позиции педагогов ДОО, повышение професси- ональной компетентности педагогов; активизацию педагогической рефлексии собственной профессио- нальной деятельности; самореализацию педагога в профессиональной деятельности.

1. Антонова Т. Социальная компетентность ребенка-дошкольника: показатели и методы выявле- ния // Детский сад от А до Я. - 2014. - №5. - С. 54 -69.

2. Бозина Н.А., Савина Н.М. Теоретические основы развития профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. -№6 - С.67-70.

3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов выс- ших учебных заведений Текст. - СПб.: Речь, 2014. - 272 с.

4. Губанихина Е. В., Замятнина Н. В. Организационно-педагогические условия управления орга- низацией социального партнёрства дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 444-446.

5. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительно- стью: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 1998.- 439с.

6. Троян А.Н. Управление дошкольным образовательным учреждением: Учеб. Пособие. – Маг- нитогорск: МаГУ, 2011. – 123 с.

Читайте также: