На базе бизнес школы запускаем проект как организовать

Обновлено: 04.07.2024

Большинство родителей традиционно стараются дать своим детям сверх того, что дает классическая школьная программа. Многие из них убеждены, школьные знания обязательно пригодятся во взрослой жизни, независимо от дальнейшей профессии и статуса. Но при этом даже самый опытный педагог не всегда способен обеспечить индивидуальный подход каждому из 20 - 40 учеников.

Именно поэтому спрос на услуги детских образовательных центров всегда остается высоким. Цель дополнительных занятий - это, в первую очередь, найти себя в профессии, улучшить свои знания по выбранному предмету, а для ребят помладше - это возможность найти таланты в самых разных областях, разнообразить свой досуг и иметь мотивацию учиться.

После окончания педагогического университета Марина несколько лет проработала в гимназии, а сегодня задумалась об открытии своего центра дополнительного школьного образования. Основательницы частных детских центров поделились с Мариной рекомендациями, с чего стоит начать этот вид бизнеса и к каким аспектам стоит подходить очень внимательно.

Какую юридическую форму мне необходимо выбрать?

Первое что вам придется сделать - зарегистрировать свой бизнес. И здесь вам подойдет как индивидуальное предпринимательство, так и общество с ограниченной ответственностью. Следующим шагом станет выбор системы налогообложения. В сфере дополнительного образования наиболее удобными принято считать упрощенную или патентную системы. При патентной системе (ПСН) вам предложат платить налоги с условного годового дохода. Его ставка определяется отдельным региональным законом и составляет 6%, а также предусмотрены налоговые каникулы для впервые зарегистрировавшихся ИП - в этом случае ставка 0%. Выбирая упрощенную систему, налог будет уплачиваться с доходов, либо с выручки за вычетом расходов. Налоговые ставки на доход - 6%, на доход минус расход - 15%, но региональным законодательством они могут быть снижены до 1% и 5 %.

Основательница театральной студии "Юнона" Елена Яковлева рекомендует:

Если вы не собираетесь продавать долю в бизнесе или масштабироваться через создание франшизы, то вам подойдет индивидуальное предпринимательство. К тому же, индивидуальные предприниматели также, как и ООО, могут получать лицензию на этот вид бизнеса, при этом оформление ИП потребует от вас минимум документов.

Нужно ли мне лицензировать свой бизнес?

Если вы планируете оказывать образовательные услуги, без дальнейшей аттестации и выдачи дипломов и сертификатов, то лицензия на ваш бизнес не требуется. Если вы все же хотите выдавать документы об образовании, то вам предстоит получить лицензию на образовательную деятельность. Оформить документ вы можете в региональном органе управления образованием. Сразу стоит отметить, что процедура - непростая, и требует серьезного подхода к сбору необходимых бумаг. Так, вам понадобятся заверенные нотариусом копии учредительных документов и копии документов, подтверждающие, что у вас имеется помещение для работы, заявление на лицензию, учебный план, документы, подтверждающие кадровое обеспечение. Кроме того, вам предстоит пройти проверку контрольно-надзорных органов, после которой необходимо получить заключение пожарного и санитарно-эпидемиологического надзоров, без которых получение лицензии невозможно. В среднем, вам придется потратить около двух месяцев на ее оформление.


По данным Research and Markets, глобальный образовательный рынок к 2025 году достигнет показателя в 350 млрд долл. Пандемия подтолкнула отрасль к стремительному росту — например, в России есть компании, которые в 2020 году показали больше 600% увеличения выручки.

Если вы планируете открыть бизнес — присмотритесь к сегменту образования. У этой отрасли много преимуществ.

Вы можете сделать образование лучше

Это не прямой бизнес-показатель успеха, а скорее моральный фактор. Но государственное образование сейчас переживает не лучшие времена. Например, судя по исследованию Ipsos, 51% опрошенных из России уверены, что польза от высшего образования не стоит денег, которые нужно за него заплатить.

Мэттью Линч, доктор психологических наук и владелец Lynch Consulting Group, считает образовательный бизнес возможностью сделать отрасль лучше. Вы можете разработать новые программы, которые улучшат качество обучения. При этом вы не скованы регламентами, методичками и требованиями министерства образования. Вашим преподавателям не нужно тратить десятки часов в месяц на написание отчетов — это время они могут посвятить вашим клиентам, студентам.

Вы можете внедрять новые технологии

Образование сейчас активно развивается из-за массового перехода в онлайн:

  • Делайте VR/AR-стартапы — инвестиции в них они достигли 5,4 млрд долл. в год. Востребовано техническое или медицинское VR-образование. Например, вы можете разработать тренажер, с помощью которого хирурги будут тренироваться делать операции без потенциального вреда пациентам. Или помочь инженерам ремонтировать сложные конструкции — без воссоздания физических образцов или поездок на реальные объекты. Так делают в железнодорожной отрасли: можно изучать стрелки и пути, не приезжая на вокзал.
  • Используйте блокчейн, например, с помощью него можно выдавать дипломы, которые не получится подделать.
  • Развивайте сервисы для проверки заданий. Например, вы строите школу по изучению английского языка. Домашние задания может проверять программа — разработав ее, вы будете постоянно экономить деньги на преподавателях.

Технологии помогают экономить, улучшают образовательный процесс и в итоге помогают компании вырасти.

Вы можете сделать продукт один раз, а продавать его постоянно

Тенденция последних лет — видеообразование. Шон Бай, основатель F Learning studio, считает этот формат перспективным в 2021 году. Его любят студенты, ведь курс можно скачать сразу и смотреть в удобное время.

Рост спроса на видеокурсы — отличная новость для предпринимателей, ведь это экономически выгодно. Вы можете один раз арендовать студию, нанять преподавателя и записать ролики. И затем продавать видеокурс бесконечно.

В отличие от классических курсов, у вас нет множества расходов: не нужно постоянно платить учителям, тратить деньги на аренду. Сейчас не нужно тратиться даже на производство — покупателю не придется отправлять диск с контентом, достаточно ссылки на скачивание.

Итого: сделали один раз, а продаете бесконечно. Постоянные расходы только на рекламу и несколько сотен рублей в месяц на содержание сервера. Сравните с любым другим физическим бизнесом — образовательное предпринимательство очень выгодно с точки зрения окупаемости инвестиций и прибыльности с каждой продажи.

Вы можете получить много инвестиций

Например, в 2020 году, пишет Forbes, инвестиции в российскую образовательную платформу Smart School Pro составили 1,5 млн долл. Лидером по инвестициям в мире называют Yuanfudao — китайская компания привлекла 2,2 млрд долл. с общей оценкой в 15,5 млрд.

Вы можете не тратить много денег на старте

Делать образовательные продукты при желании можно даже в одиночку. Если вы известный эксперт или сможете привлечь такого в роли преподавателя, то вам достаточно:

  • Подготовить программу обучения в любой форме, например, сделать список тем лекций для видеокурса.
  • Сделать сайт. Например, одностраничный, на котором стоит рассказать о вашем преподавателе, уточнить, какими навыками должны обладать студенты, и оставить форму для покупки. Для этого можно использовать бесплатный тариф от любого конструктора сайтов — Tilda или Wix.
  • Запустить рекламу в социальных сетях на аудиторию известного преподавателя. Можно обойтись бесплатным постом на его странице, или потратить несколько тысяч рублей на показ рекламного объявления подходящей аудитории.
  • Деньги можно принимать через подходящий платежный сервис или обычную карту.
  • Заниматься этой деятельностью может ИП или самозанятый. Чтобы стать самозанятым, достаточно паспорта, ИНН и приложения в смартфоне. Налоги — 4% от дохода с продаж физлицам.

Конечно, такой подход нельзя назвать полноценным бизнесом, скорее, тестирование идеи. Но это неплохо для старта — вы можете выяснить, есть ли спрос, и заработать первые деньги, которые можно потратить на расширение — рекламные компании, новые преподаватели, получение образовательной лицензии.

Вы можете стать очень богатым

Образовательный бизнес, особенно онлайн, сейчас считается одним из самых перспективных. Как пишет РБК со ссылкой на Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech, российский EdTech-рынок стремительно рос во время пандемии. Например, по размеру выручки за второй квартал 2020 года компания Яндекс.Практикум выросла на 625%, Skillbox на 349%, а Нетология-групп — на 130%.

Частное образование, которое предоставляет бизнес, а не государство, все больше интересует людей. Судя по исследованию HH, чуть больше четверти опрошенных считают, что в ближайшие 10 лет их профессия исчезнет. При этом в те же 10 лет уже 51% респондентов планируют поменять профессию. Вряд ли все эти люди пойдут в вузы, учиться 4-6 лет, чтобы получить новую работу. Скорее всего, их заинтересуют частные, интенсивные курсы, где знания и навыки им дадут за полгода. Без лишней академической теории и посторонних предметов.

Следите за нашими обновлениями:


Instagram
Youtube
Facebook

Как заняться образовательным бизнесом практически без вложений

Попробовать себя в образовательном бизнесе можно и без запуска своего проекта — используйте для этого партнерские программы уже развитых компаний. Грубо говоря, вы становитесь посредником: продаете чужой образовательный курс и получаете за это свой процент.

Вот как это работает:

  • Вы договариваетесь с владельцем партнерской программы, подписываете договор. В нем должны быть указаны основные условия — где можно искать клиентов, где запрещено, какой процент вам полагается.
  • Затем начинаете продавать, например, через социальные сети или контекстную рекламу.
  • Клиенты переходят на сайт образовательной компании по вашей ссылке — это отслеживается аналитическими системами. Изучают продукты, выбирают и покупают.
  • После вы получаете от владельца программы свои комиссионные.

Размер вознаграждения зависит от договоренностей — в образовании это обычно 20-50% от полной стоимости курса. Чтобы зарабатывать больше, выбирайте партнерские продукты с высокой ценой.

Как работает экономика

Недорогой продукт. Например, вы можете взяться за продажу курсов по цене 5000 руб. Комиссионные — 20%, то есть 1000 руб. с продажи.

Вы тратите на рекламу 10 000 руб. — покупаете пост в каком-нибудь городском сообществе в соцсети. Там пост читают 10 000 человек, из которых 1%, а это 100 человек, интересуются продуктом. Покупают 10% от тех, кто заинтересовался, а 10 человек. Итого вы заработаете 10 000 руб. — сколько вложили, столько и получили.

Дорогой продукт. Теперь рассмотрим, что происходит с продуктом за 50 000 руб. и комиссией в 20%. Заинтересуются им меньше людей, пусть 0,5%. Купят тоже меньше — пусть 5 человек. Итого выручка — 250 000 рублей. Ваш доход — 50 000 рублей. Хотя расходы и действия те же.

Получается, что выгоднее продавать не много, а мало — если продукт дорогой и комиссия высокая.

Пример выгодной и надежной партнерской программы

Можем предложить нашу партнерскую программу — мы показываем в качестве примера именно ее, потому что можем гарантировать честность.

Мы готовы рассказать о партнерской системе продаж Русской Школы Управления подробнее. Свяжитесь с нами!

Проконсультироваться по вопросам порядка подключения к партнерской программе вы можете у Владимира Кулебакина:

Смотрите также: Преимущества Русской Школы Управления


Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы Управления

Мы думали, что у нас есть всё для построения федеральной сети детских садов: известное имя, возможности, очевидный спрос. Однако, получив реальный опыт, решили лучше бороться за качество в Москве, чем за количество в регионах.

До того, как мы заглянули в бездну управления педагогическим коллективом, мы думали, что главное при создании детского сада – набрать сто детей, и дело пойдет.

На самом деле все оказалось гораздо сложнее: нам пришлось полностью поменять свой подход к управлению, избавиться от иллюзий о благородных педагогах и смириться с потерями на первом этапе. Сегодня мы вышли на прямую, где мы уже хорошо ориентируемся в этом бизнесе и работаем с гораздо более высокой эффективностью, чем в начале, но путь к ней был непрост.

Опираясь на наш опыт, я могу дать следующие рекомендации начинающим предпринимателям.

1. Не переоценивайте силу имени или франшизы

Вначале часто хочется воспользоваться какой-то готовой схемой, но вывод, который мы сделали из своего опыта: не стоит рассчитывать на то, что известное имя сделает за вас всю работу.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Первый свой оздоровительный детский сад мы открыли в 2012 году вместе с известным детским врачом Евгением Комаровским. Формально у него была целая команда, включая доктора, который должен был аттестовывать наших врачей, и человека, который занимался франшизой.

В итоге последний оказался единственным, от кого мы видели хоть какое-то содействие, сам же Комаровский ограничился тем, что участвовал два раза в конференции по скайпу: первый раз перед открытием, по случаю которого мы снимали огромный зал в Останкино, второй раз с родителями, как было обещано в нашем контракте.

Дальше ничего путного мы не видели — ни помощи, ни поддержки.

Даже обещанные консультации на деле оказались поверхностными ответами: он мог не углубиться в случай, дать очень спорные рекомендации. Не спешил нас рекламировать: прежде чем мы просто даже оказались на его сайте, прошло почти два года.

Его имя в итоге не принесло нам ничего кроме названия, проблем и оплат по франшизе. У многих родителей имя Комаровского вообще вызывало негатив.

Если есть высокий спрос на услугу (а средняя очередь в детский сад в Москве — 11 человек), то можно развить бизнес с нуля и без известного имени.

2. Заранее будьте готовы к тому, что старт обойдется вам дороже, чем вы думали

Начиная свой бизнес, мы были немного идеалистами. Мы не торговались с арендодателями и умудрялись заключать договоры аренды в привязке к доллару, неверно бюджетировали практически все статьи затрат, тратились на неэффективную рекламу.

Сегодня мы понимаем, что многие убытки в период зарабатывания имени просто неизбежны. Этот опыт стоит денег. Я бы рекомендовала заранее очень внимательно отнестись к прогнозированию денежных потоков и источников финансирования (договорённости с инвесторами, открытые кредитные линии в банках — пусть даже на физических лиц) оборотного капитала на горизонте 12-15 месяцев.

3. Не связывайтесь с непрофильными помещениями

Когда хочется быстрее открыться, можно серьезно проколоться с помещениями. Мой совет: не берите непрофильные помещения, какими бы недорогими они не казались. Вы потратите на переделку куда больше, чем сэкономите.

Например, мы открыли первый филиал в Марьино, арендовав помещение офиса площадью 600 кв. м., и вложили в него порядка 15 млн рублей. Мы хорошо его оборудовали, но выручка этого филиала сегодня составляет всего 2,5 млн рублей в месяц (не считая субсидий), а заполняемость там самая низкая — 70%.

В дальнейшем, будучи уже умудренными опытом, мы снимали только профильные и соответствующие нашим нуждам помещения. Наши два других детских сада приносят при этом больше шести млн рублей в месяц каждый, наряду с тем, что потратили мы на них 40 и 50 млн рублей соответственно.

Подумайте, с кем можно разделить расходы. Наш директор и соучредитель Глеб Шурпик более десяти лет работает на руководящих позициях в Девелоперском бизнесе и активно использует свой business network, ведёт переговоры с застройщиками, чтобы часть затрат по отделке помещений возложить на них.

Заинтересованность застройщиков в этом есть — качественный детский сад или начальная школа давно стали важным элементом продуктологии жилых комплексов бизнес и премиум класса.

4. С первой секунды бизнес должен быть системным

Лишние траты неизбежны, но вы не сможете от них избавиться, если не будете все фиксировать. Описывайте процессы и закрепляйте в самом простом виде в нормативной документации, которая обязательно должна быть онлайн.

С первого заработанного, а лучше потраченного рубля ведите прозрачный и оперативный управленческий учёт. Сервисов для этого (в том числе бесплатных) множество.

Сейчас только ленивый не занимается продуктологией — выскажусь и я. Работайте над соотношением ценности, которую вы вкладываете в продукт и премией за неё на рынке.

5. Будьте готовы к тому, что люди вас подведут

Уход сотрудника в разгар работы может нанести серьезный ущерб. Ваша задача — максимально предвидеть этот момент и иметь автоматизированную систему, при которой вы сможете осуществить замену с минимальными потерями.

Самым большим сюрпризом для нас оказалось несоответствие реальности идеализированному образу педагога. Мы проводили собеседования: вроде бы хорошее резюме, профильное образование, располагающая внешность.

Нанимали человека, а потом удивлялись — как же так, это же педагоги, они не могут быть сумасшедшими интриганами и сплетниками. Особенно было неприятно, когда люди уходили как только работа налаживалась.

Года через два-три миф развеялся, и мы поняли, что надо создавать настоящую систему подбора, проверки и ассесмента персонала для минимизации разного рода человеческих рисков. И стараться максимально быть готовым к таким ситуациям. Например, если сотрудник вдруг не выйдет на работу.

Мы стали проводить собеседования в несколько этапов, организовывать тренинги и прочие практики, чтобы постоянно быть в курсе ситуации в команде и влиять на нее, если что-то идет не так. Женский коллектив опасен в плане возможных конфликтов, поэтому нужно все время стараться поддерживать мир и командный дух.

Мы также приняли решение об автоматизации — теперь любой новый или замещающий сотрудник может зайти в CRM-систему и быстро сориентироваться.

6. Не стремитесь выйти в регионы любой ценой

Масштабирование бизнеса через выход в регионы кажется очевидным, но надо понимать, что экономические показатели — это не единственный фактор. То, что у людей появились деньги еще не значит, что вас там ждут.

Поэтому прежде чем планировать расширение, оцените систему администрирования, наличие персонала, конкуренцию со стороны местного бизнеса, который наверняка будет куда лучше подстроен под свои реалии.

Мы решили выйти в регионы где-то на третий-четвертый год существования, но быстро отказались от этой идеи. Можно по-разному относиться к Собянину, но в Москве все сделано для людей — процедуры регистрации автоматизированы, максимально все ясно и понятно.

В регионах и законодательство, и люди-исполнители на местах настолько отстают по своему удобству и расторопности от Москвы, что развивать там бизнес может не иметь никакого смысла.

Как ни странно, там могут действовать и другие санитарные нормы, и другое субсидирование (а оно приносит +20-30% к выручке образовательного учреждения), и другая процедура лицензирования, но самое главное — во всём этом гораздо больше человеческого фактора.

Самое главное — мы поняли, что управлять таким бизнесом пришлось бы вручную, все время туда летая, чтобы все контролировать, потому что ни того уровня педагогов, как в Москве, ни привычного для нашей сети уровня питания там, увы, нет. Значит, мы не сможем обеспечить клиентам тот уровень качества услуг, за который можем поручиться в Москве.

7. Не замыкайтесь на своем концепте

Так бывает, что, начав бизнес в одной сфере, вы обнаруживаете другую нишу. Не упустите ее, возможно, она окажется даже более перспективной.

Так, мы стали открывать еще и начальные школы. Сегодня у нас пять филиалов — три детских сада и две школы. Выручка первой школы сейчас у нас составляет около 4 млн рублей в месяц, плюс мы рассчитываем на субсидию в 600 тыс. рублей. Заполняемость там 100% — лучше, чем в детских садах.

На наш взгляд это связано с тремя ключевыми причинами:

Вторая школа открылась только недавно, но набор там идет очень хорошо.

С того момента, как мы скорректировали план развития, бизнес, наконец, стал расти теми темпами, которых мы ждали. С 2017 по 2020 год выручка в среднем за год росла примерно на 43%, до 165 млн рублей в год. EBITDA margin составляет порядка 22%, кроме того у нас есть внутренний план/проект по увеличению ее к 2023 году до 30%.

Наш опыт показывает, что лучше строить прочный локальный бизнес, основанный на долгосрочных отношениях с клиентом, доверии и качестве, чем распыляться и идти туда, где тебя не ждут. Хотя конкуренция в Москве гораздо выше и нормы постоянно ужесточаются, нам оказалось гораздо комфортнее бороться за этот рынок, чем выходить за его пределы.

В 2014 году мне было 20 лет. Как раз тогда я заканчивал один из лучших технических ВУЗов нашей страны (к слову, образование почти не пригодилось, но об этом позже). В кармане было несколько тысяч рублей и беременная жена. Денег было впритык, жили в съемной комнате. То есть снимали-то мы трешку, но пересдавали две комнаты из трёх. В итоге получалось жить в комнате в центре Москвы всего за 9000 рублей, но это уже другая история.

В то время мы чем только ни занимались! Пересдача квартир, юридические услуги, продажа сайтов и всё подряд. Так вот, единственный навык, который пригодился мне за все время обучения в Бауманке, – это создание сайтов. Да и то, созданию сайтов я учился самостоятельно, а универ помог только развитием логического мышления.

Занимались мы и организацией частных уроков со школьниками, но совсем мало. Это был совсем маленький опыт в 2013 году: прием нескольких заказов на обучение и поиск преподавателей для их выполнения. Стоит ли и говорить о том, что заказы были от знакомых, и преподаватели тоже были знакомыми?

Сказано – сделано. За 4 дня я сделал сайт, настроил рекламу в Яндекс.Директе, подключил первую попавшуюся IP-телефонию, и мы начали работать.

Конверсия была вялая, но мы все-таки получали небольшое количество лидов. Сразу встал вопрос о помещении. Для этого мы нашли почасовую аренду в колледже. В колледже всё уже было оборудовано для занятий, да и ставка 400 рублей в час постоплатой очень радовала.

Закрывали мы тогда сделки на днях открытых дверей. Т.е. целью звонка было пригласить клиента посетить Центр. Пока я бился с рекламой и лидами, жена сделала шаблон договора, и мы были готовы к приходу клиентов.

Самый первый День открытых дверей (ДОД) мы с треском провалили. Все говорили разную информацию, размыто и непонятно. К тому же, люди хотели учить не только физику и математику, но и другие предметы.

Клиенты шли и платили. Мы отдали заемные 40 тысяч рублей и начали думать над учебным процессом. Профессор нашел 9 преподавателей (по всем предметам). Самой сложной задачей было составить расписание занятий. Но мы с этим справились, когда пригласили подругу для помощи (это стоило 10-15 тысяч). Договоры мы писали вручную, и на оформление 1 клиента уходило больше получаса.

1 октября мы открылись, запустили первые группы. И тут вдруг осознали, что 5000 рублей преподавателю за 1 урок длительностью 3 академических часа – это слишком много! Именно такую ставку набранных преподавателей обозначил нам наш партнер-профессор. Но тут мы узнали, что он договорился с преподами о зарплате в 2000 рублей за урок, а разницу они отдавали ему. Как только мы это узнали, то сразу расстались с профессором и за неделю заменили всех десятерых педагогов. Набирали экстренно по знакомым, я пригласил знакомых педагогов из лицея, который сам заканчивал, и ситуация нормализовалась.

Читайте также: