Как управлять рабами краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

От автора

Я ожидаю, что российская читающая публика сумеет по достоинству оценить те качества, которые присущи Марку Сидонию Фалксу. Это решительный администратор, которому не свойственны слабости сегодняшних западных руководителей. Он хорошо понимает, что надо делать, чтобы подчинённые его уважали, как поддерживать порядок в доме и в хозяйстве. Если для достижения этих целей придётся с кем-то обойтись жёстко, ну что ж — такова суровая жизненная необходимость.

Не увлекайтесь построением команды

Стоит предупредить вот о чём: не покупайте слишком много рабов из одной и той же среды или одной и той же национальности. Хотя на первый взгляд может показаться заманчивым иметь работников, которые способны к сотрудничеству, легко находят общий язык друг с другом (поскольку говорят на одном языке), в дальнейшем это может породить очень большие проблемы. В лучшем случае они будут подбивать друг друга передохнуть, посидеть и поболтать, стащить что-нибудь, в худшем — начнут спорить и рассуждать, противодействовать, сговариваться: чтобы либо сбежать, либо даже убить вас.

Обращайте внимание на характер, а не только на навыки

Стоит уделить внимание характеру раба, которого вы намереваетесь купить. Не кажется ли он вам нерешительным и безвольным или, напротив, бесшабашным и дерзким? Для работы больше всего подходят те, которые не являются ни крайне забитыми, ни слишком смелыми: с теми и другими вы потом намаетесь. Те, которые слишком смирные и затюканные, вряд ли смогут проявить активность и упорство в работе, а теми, кто не имеет тормозов и демонстрирует свою удаль, трудно управлять.

Избегайте рабов, которые постоянно находятся в состоянии печали и тоски. Быть рабом — не самая завидная доля, и те, кто склонен к депрессии, только усугубят таковую.

Помните, что есть вещи, которые вы можете делать сами

Остерегайтесь показухи и хвастовства. Нет ничего более вульгарного, чем социальный парвеню, использующий целый сонм совершенно не нужных рабов, занятых всякими глупостями, просто в целях демонстрации своего непомерного богатства. Один богатый вольноотпущенник, знакомый мне, держал раба, чьей функцией было напоминать господину имена людей, которых он принимает.

Заставьте рабов полюбить вас

Многие из начинающих рабовладельцев попадают в ловушку, думая, что можно обойтись одним кнутом. Те из нас, чьи семьи обладали рабами на протяжении нескольких поколений, знают, что такое обращение изнуряет и изматывает рабов, завершаясь полной их непригодностью к дальнейшему использованию. Если вы прибегаете к насилию, выходящему за рамки ваших разумных обязанностей, вы кончите тем, что сделаете ваших подопечных замкнувшимися в себе и неуправляемыми. Такие рабы — не рабы, а муки адовы. Жестокость — это палка о двух концах, и больнее всего она ударяет не по рабу, а по хозяину.

Усердный труд надо вознаграждать. Хороших рабов очень деморализует, если они видят, что всю тяжёлую работу делают они, а еду приходится делить пополам с теми, кто отлынивал. Важно также, чтобы каждый раб имел четко определённую долгосрочную цель.

Организация работы важна

Каждый раб должен иметь чёткие обязанности. Это создаёт ясную систему отчётности и обеспечивает напряжённую работу, потому что рабы знают, что, если какая-то часть работы не будет выполнена, за это ответит вполне определённый работник.

Вы должны разбить рабов на группы человек по десять (за группами такого размера легче всего наблюдать. Более крупные объединения создают проблемы для надсмотрщиков). Эти группы вы должны распределить по всему имению, и работа должна быть организована таким образом, чтобы работники не оставались по одному или в парах: за ними не уследить, если они так разбросаны. Ещё одна проблема с большими группами заключается в том, что люди не чувствуют личной ответственности: она растворяется в общей массе работников. Команда же правильно подобранного размера заставляет конкурировать друг с другом, а также выявляет тех, кто работает спустя рукава.

Уделите внимание воспитанию начальников

Я обучаю своих новых управляющих следующим вещам, которые, я считаю, помогут им стать более нравственными. Я запрещаю им использовать рабов для иных дел, чем те, что связаны с интересами хозяина. Иначе вы можете обнаружить, что новые руководители используют своё положение, заставляя рабов выполнять их личные поручения, в то время как рабы должны работать на благо имения в целом. Управляющие не должны питаться отдельно от подчинённых; пусть едят ту же пищу, что и работники. Ничто так не раздражает усталого раба, как созерцание начальника работ, поглощающего вкусную и роскошную еду, когда сам раб получит только обычный скудный паёк.

Отдыхайте вместе с рабами

Какое именно участие примете в празднествах вы, зависит только от вас. У меня есть друг, жуткий зануда и учёный сухарь, — так он в разгар торжества удаляется в тихую комнату, чтобы не слышать шума домашней вечеринки. Он говорит, что находит это восхитительным — пересидеть там Сатурналии, подождать, пока все перебесятся (все прочие в доме охвачены весёлым буйством, отовсюду слышны радостные вопли празднующего люда). Он утверждает, что так лучше всего: он не мешает их веселью и ни в чем их не ограничивает. А кроме того, и они не отвлекают его от учёных занятий. Вот идиот! Нет, я думаю, лучше разделить с людьми их настрой. Вы будете удивлены, насколько меняется в лучшую сторону отношение к вам рабов, если вы принимаете участие в празднике. Лично я напиваюсь допьяна, кричу, играю в игры и швыряю кости, обнажаюсь, исполняю эротические танцы, а иногда даже — с лицом, измазанным сажей, — бросаюсь очертя голову в холодную воду. Домашним это нравится.

Что важно, так это чтобы на следующий день после праздника не допустить его продолжения. Я советую вам с утра принять самое строгое выражение лица. Это самое время поставить на место бездельника — возможно, как раз того, кто слишком увлёкся преимуществами свободы, предоставляемой праздником, и каким-то образом обидел вас. Однако когда всё вошло в норму, полезно остаться в дружеских отношениях с вашими рабами — насколько это возможно, конечно, в рамках, требуемых для поддержания авторитета и уважения.

Не превращайтесь в раба своих рабов

Есть целый ряд вещей, которые ваши рабы могут делать, чтобы одержать маленькие победы над вами в повседневной жизни. Именно с таким мелким неповиновением вам предстоит встречаться постоянно. Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или обманывать по мелочам, заявляя, будто что-либо стоит десять сестерциев, когда на самом деле оно стоит восемь. Они станут притворяться больными, чтобы не работать, испуская такие стоны, что вы будете обеспокоены, выживут ли они вообще, а они просто устраивают представление, чтобы избавиться от трудных заданий. Они будут стоять на кухне у печи, чтобы пропотеть, а потом демонстрировать вам эти капли пота как признак тяжёлой лихорадки. И если вы поверите этой лжи, вскоре каждая работа потребует вдвое больше времени, чем нужно на самом деле. Вот как действуют рабы. Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. И вам придётся постоянно урезать вашу власть, пока она не будет полностью съедена рабами, которые станут относиться к вам со всё большим презрением.

Не думайте, что всё это вас не касается

Так как ничего в моей жизни пока не происходит, окромя "депрессий глубинных" и редких вспышек активности, которые я, впрочем, успешно пресекаю, решила написать об одной очень интересной и поучительной книге под названием "Как управлять рабами", автора Джерри Тонера. Приведу немного любимых цитат и мыслей, а также выскажу свои.

Не забудь поставить лайк или подписаться, я старалась*

О чем

Книга представляет собой компиляцию античных источников по теме рабства (это не я такая умная, это кусочек одной из рецензий, он передает лучше всего смысл того, что я бы расписала на 4 абзаца). Скажу сразу, дабы поддержать таких же рассеянных во внимании людей, как и я, до меня сначала не дошло - реально это записано со слов патриция древнеримского Марка Сидония Фалкса, или это какое-то художественное произведение, или 50/50. Бываю малость отсталой, да.

В общем, восхитилась я работой крайне бескрайне и очень хочу поделиться.

Джерри Тонер, автор книги - доктор наук, руководитель исследований по античной филологии в Кембриджском университете.

Произведение содержит всего 11 глав, но каждую можно перечитать с большим удовольствием, так как, помимо практичных советов и инструкций, там множество историй, мыслей и высказываний великих людей и философов, что приводит рассказчик + кусочки истории Древнего Рима, что ппц как цепляет лично меня (видимо по причине отсутствия хорошего образования, интересно читать о том, чего не знала).

Истории о гомосексуализме.

Ну как истории, упоминания. Автор переодически говорит о красивых мальчиках-фаворитах, и о том, где их искать, либо упоминает об отношениях рабов одного пола. Но не делает на этом акцента, ведь то есть обыденность, просто отношения или связи, как и гетеросексуальные. Норма.

Не знаю, насколько книга может быть полезна менеджерам и всяческим управленцам. То, что здесь описано известно и знакомо давно. Принципы управления в смысле. Ну не все, конечно, ладно.

И все таки, по-моему ее стоит читать именно ради того, чтобы осознать кто ты сейчас и кем хочешь быть в итоге. Возможно кому-то книга откроет глаза. Брать её для повышения своего КПД я бы не стала.

Скажу от себя лично, было дико не приятно узнать в рабах древнего мира саму себя, свои повадки и образ мышления. Хотя я все прекрасно понимала и до прочтения книги.

Праздник Сатурналий.

Очень занятная тема праздников, эмоциональной разрядки для рабов и правителей (в меньшей степени). Во время Сатурналий мир переворачивался с ног на голову. Рабы могли сидеть за столом с хозяевами, те им иногда даже прислуживали. Считалось, что подобные вещи поддерживают сложившиеся устои и помогают сохранить расслоение, так как во время праздника, что шел кстати несколько дней , рабы могли, не боясь наказаний, высказать своему владельцу, что он м*дак, а тот в свою очередь. ничего, в общем-то. Во время празднеств он и остальные "госпОды" просто продолжали морально разлагаться : развратничать, чревоугодничать, переодически выблевывая все и снова набивая желудок, дурачиться, ну и т.д.

Некоторые рецензенты сравнивают данный праздник с корпоративами. Сближение в неформальной обстановке, видимость равенства, возможность рассмотреть в злостном начальнике человека.

Празднуешь себе и вроде как все норм: все мы люди, все друзья - работаем дальше, и "относимся с пониманием" ко всем невзгодам, типа задержек зп.

Если вас пугают такие высказывания как "низкокачественный человеческий материал" или советы о том, как найти кастрированного раба - запаситесь валерьянкой или виски перед началом прочтения. Книга довольно жесткая, а от осознания того, что все, о чем там идет речь было обыденностью, случается локальная мини-депрессия где-то далеко, в розовых далях твоего нежного Я.

Про внимание к рабам

Понравилась мысль про внимание к рабам и их проблемам, проявление интереса к их жизни, что располагает к себе и заставляет работать более добросовестно. Вспомнила случай, когда во времена работы в Iqos у меня начались проблемы с продажами, ну как проблемы. супервайзер прознала, что я не продаю, а просто стою и жду когда подойдут клиенты. Они подходили первые пару месяцев, а потом все. И нагрянула проверка. Помню, как начальница меня домой возила, спрашивала как дела, интересовалась книгами, что я читаю, при том на лице была не то что явная неискренность, там даже и попыток что-либо отыграть не было! Она просто спрашивала, временами выплевывая "ага", "я тоже" или "интересно..". Как будто что-то анализировала, допрашивая. Так как она была убежденная карьеристка, мне показалось, что в какой-то из книг по управлению персоналом, ей посоветовали попрактиковать неформальное общение или что-то в этом роде, и она тупо пошла по инструкции (возможно набор вопросов был оттуда же). А может, поинтересоваться моей рабской жизнью, рекомендовал ей сам Марк Сидоний в данном сборнике советов. Книжка известная, почему нет.

В любом случае все зря, явное нае**лово, то есть лицемерие, с ее стороны меня вымораживало, как и сами продажи. Ненавижу продавать.


Я думаю, книга популярна именно потому, что у нее заманушная обложка, и ее покупают по угару. Это книжка, которую один топ подарит другому топу в качестве шутки или подколки с намеком на его деспотизм.

Из нее можно узнать немного исторических фактов, что делает ее полезной в графе "Повышение кругозора". Например, интересно описано восстание Спартака.

Но также в книге много отвратительного обращения с людьми, пыток и сексуальных утех.

Актуальность

Это самый главный вопрос к этой книге. Рабство уже давно в прошлом, и подчиненные - не рабы, и управляются они совсем не так. И поэтому материал устарел. Но для меня эта книга показалась актуальной, именно поэтому я и начал ее читать, а вовсе не из-за смешной обложки.


Римский рабовладелец благородного происхождения. Пять лет служил в римской армии легионером, участвуя в военных операциях, после чего вернулся в Рим - управлять своими земельными владениями.

Прочитав книгу, у меня сложилось четко негативное мнение о нем как о личности. Жадный, завистливый, коррумпированный и оборзевший. Вдобавок ко всему, еще и любил 14-летних мальчиков.

Стиль письма

Она написана очень странным языком. Этот древний римлянин пишет как современный человек, и мне это не нравится. Я не ощущаю никакого римского стиля речи автора. Как говорится, "НЕ ВЕРЮ!". Это плохой перевод. Например, переводчик написал, а корректор пропустил фразу "Я не должен никому ни копейки". Ну какие еще копейки в древнем Риме? Ну неужели ж нельзя было написать "Я не должен никому ни гроша"?. И вот так криво-косо вся книга.

Что же советует римлянин

Нужно быть высокомерным

Чтобы рабы уважали нужно вести себя как господин. Не вздумать дружить с рабами, не вздумать им улыбаться.

Круговая порука

По их закону, если один из рабов убивает своего хозяина, то к смерти приговариваются все рабы этого хозяина, сколько бы их ни было. Это сделано для того, чтобы заставить всех рабов среди своих предотвращать заговоры.

Также, рабов казнили, если на хозяина напали какие-то враги, и рабы его не защитили. Если хозяин совершал самоубийство в присутствии рабов, их тоже казнили за то, что не предотвратили.

Покупать рабов из разных мест, а не из одного

Для того, чтобы они говорили на разных языках и не могли болтать друг с другом или сговориться между собой на побег или восстание. Рабам нужно затруднить сотрудничество между друг другом. Где-то я такой подход уже видел. В армии. Призывают отовсюду и отправляют куда попало.

Кнут и пряник. Причем, буквально

От хозяйств, где трудятся рабы, римляне получали меньше прибылей, чем от хозяйств, где работали свободные граждане. Причина в том, что у раба нет стимула работать хорошо. Он работает за еду, и сколько бы он ни работал, все равно получит только еду. Но есть несколько методов, чтобы замотивировать рабов:

1. Обеспечьте рабов едой настолько, чтобы они могли работать, но не настолько, чтобы они обленились. Людьми невозможно управлять, не вознаграждая их усилий. Рабы работают плохо в том случае, если хорошая работа не приносит преимуществ, а за плохую не наказывают. Поэтому следите за поведением ваших рабов и выделяйте еду соответственно.

2. Дать рабу долгосрочную цель. (посулить карьерный рост до свободного человека). Свобода как награда за лояльность и трудолюбие. Если раб поверит, что цель достижима , он будет работать усердно.

3. Дать что-то, что раб не захочет потерять. Например, позволение рабу иметь детей. Если они заимеют детей, то смогут наслаждаться семейной жизнью, но если вы будете недовольны ими, вы можете продать их детей другому владельцу.

4. За высокую производительность предоставлять хорошим рабам выходные.

5. В ваших интересах обращаться с рабами великодушно. Если они работают хорошо, вы в отношениях с ними всегда должны проявлять воспитанность и корректность. Не следует позволять им быть наглыми и всюду соваться со своим мнением, но если они занимают управленческие позиции, вы должны обращаться с ними уважительно. Автор пишет, что рабы хорошо реагируют на такое обращение и работают потом с большим энтузиазмом. Такие рабы готовы умереть за своего хозяина, настолько велика их преданность. Они могут говорить с хозяином, но молчат под пытками врага, пытающегося выбить из них сведения, которые повредят хозяину.

Четкие обязанности

За каждую часть работы должен отвечать вполне определенный работник, т.к. в противном случае никто конкретно ни за что не отвечает и тогда работа идет плохо.

Назначить главного раба

На должность типа исполнительный директор. Он будет за всем следить и управлять. Но меня удивляет, что на эту должность он ставит одного из своих рабов, а не нанимает свободного гражданина Рима за деньги.


Нельзя полностью полагаться на главного раба

Нужно часто наведываться в свои имения. Иначе управляющий продаст что-нибудь или вырубит все деревья, чтобы половину дохода от этого отдать вам под видом прибыли от его эффективного управления, а другую половину положить себе в карман.

Рабы, даже во главе с управляющим, оставленные без присмотра, приведут хозяйство в упадок. Они отдадут скот напрокат, животных будут держать впроголодь, землю вспашут как попало и сделают вид, что семена пошли на посев, в то время как на самом деле они половину семян продали, положив деньги себе в карман. А урожай совсем растает из-за их воровства. Вы обнаружите, что управляющий, и наиболее влиятельные рабы находятся в сговоре, поскольку все они от этого выигрывают. В проигрыше будете только вы, хозяин.

Приезжайте без предупреждения.

Сколько у тебя рабов, столько у тебя врагов

Они будут лгать вам по поводу того, сколько пищи они съели, или заявлять, будто что-либо стоит дороже, когд на самом деле оно стоит дешевле. Они станут притворяться больными, чтобы не работать. Они будут стоять на кухне у печи, чтобы пропотеть, а потом демонстрировать вам эти капли пота как признак тяжелой лихорадки.

Они будут растягивать на весь день работу, которую можно сделать за час.

Они постоянно испытывают вас, присматриваясь, что и где можно урвать. Они будут плевать вам в суп и прятать ваши книги просто чтобы досадить вам. Сделают вид, что споткнулись и прольют рыбный соус вам на голову.

Они будут распускать слухи между рабов из других хозяйств о том, какой вы жестокий, жадный и похотливый, и эти слухи дойдут до других рабовладельцев, которые на совместной трапезе будут подкалывать вас.

Забавные моменты

В книге написано, что у Диогена, который жил в бочке, оказывается, тоже был один раб. И он сбежал.

Рабский менталитет

Рабов в то время иногда освобождали в награду за хорошую службу. Так вот, автор с большим негодованием и досадой пишет о том, что у этих рабов вовсе не было никакого рабского менталитета (он не использовал это словосочетание). Автора бесило то, что освобожденные рабы с неиссякаемым упорством рвались к успеху. Политикой им заниматься было нельзя по закону (за что автор благодарит всех богов), поэтому они шли в торговлю и очень быстро становились богатыми. Их тяга к богатству и общественному положению была в 3 раза сильнее, чем у тех свободных граждан, которые никогда не были рабами. И автор находил это весьма возмутительным. Особенно то, что они начинали смотреть на знать как на равных.

Как-то раз автор встретился со своим бывшим рабом, которого когда-то освободил, а у того уже был свой бизнес. И начал этот рабовладелец давать ему советы, как ему свой бизнес вести. Но бывший раб его перебил, прервал его речь, от чего Марк Сидоний возмутился и надавал ему пощечин.

После этого он был просто в шоке от того, что этот бывший раб потащил его в суд, где заявил, что своими пощечинами он его обесчестил как свободного гражданина. Всё закончилось тем, что судья оказался знакомым Марка Сидония Фалкса, и заявил, что это абсурд, когда тот, кто совсем недавно являлся всего лишь частью имущества своего господина, заявляет о бесчестии, нанесенному ему бывшим хозяином. Как бывший раб, он никогда не имел никакой части в глазах хозяина, поэтому обесчестить его невозможно.


По крайней мере, прочитавшие эту книгу любители словосочетания "офисное рабство" или "работа от слова раб", увидят, какой жестью было рабство на самом деле. И поймут, что настоящие рабы согласились бы драться насмерть за возможность поменяться с ними местами.

Если поискать эту книгу в контакте, то видно, что в менеджерских пабликах ее нет, т.к. она бесполезна. Зато чей-то обзор на нее крайне популярен во всевозможных бизнес-цитатниках


Причем, я почему-то предполагаю, что книгу там читать никто не собирается, а только репостят.

Один и тот же пост об этой книге символ-в-символ скопирован, по-моему, во всех бизнес-цитатниках, что есть в контакте. Возможно, чтобы создать отвращение к наемному труду как к таковому, ассоциировав его с рабством. И сплотить этих успешных бизнесменов вокруг единой идеи.

Марк Фалкс - Как управлять рабами

Марк Фалкс - Как управлять рабами краткое содержание

Цепочка событий – не случайных, но не связанных между собой, – побудила римского патриция по имени Марк Сидоний Фалкс составить это пособие-наставление античного топ-менеджера. Во все века (а от времен, описываемых в книге, нас отделяет более двух тысячелетий) главное в искусстве управления – управление людьми. Труд Фалкса посвящен именно этому, и мудрость римлянина очень полезна нам, хоть отношения большинства работников с большинством работодателей и претерпели существенные изменения. Современному руководителю вряд ли будет полезно знание о том, где в столице Италии купить сотрудников-евнухов и как при найме отличить соискателя, которого долго морили голодом, от сытого и здорового, попавшего в плен после поражения в битве. Каждое слово, каждая деталь в повествовании автора (от лица римлянина Фалкса книгу записал известный британский историк Джерри Тонер) выверены по десяткам исторических источников – от Аристотеля до Катона.

Как управлять рабами - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Естественно, Сенат и народ Рима все больше проявляли обеспокоенность тем, что в подобных условиях невозможно формировать достаточное количество итальянских войск, а также тем, что такая масса рабов просто истребит своих хозяев. Но они также понимали, что отнять теперь эти огромные поместья у их владельцев будет столь же нелегко, сколь и несправедливо – ведь этими поместьями они владели уже в течение нескольких поколений. Как вы лишите человека права владения деревьями, которые своими руками посадил его дед? Некоторые из народных трибунов пытались законодательно ограничить размер таких поместий и заставить крупных землевладельцев нанимать на работу определенный процент свободных людей. Но никто не обращал внимания на такие призывы. Что же касается угрозы, исходящей от рабов, беспокойство вызывало не столько то, что они могут восстать, сколько то, что они могут на корню уничтожить свободнорожденных крестьян, на которых опиралась римская элита, ожидавшая от них, что они будут служить в армии и защищать ее интересы. Поэтому было принято постановление: ни один гражданин в возрасте от 20 до 40 лет не должен служить в армии за пределами Италии более трех лет подряд. Тем самым крестьянам был дан шанс сохранить контроль над своими небольшими участками у себя дома.

Семья и хозяйство – вот краеугольный камень общества и, в конечном счете, всей человеческой жизни. Никакое цивилизованное существование невозможно без усвоения тех необходимых вещей, которые может дать домохозяйство. Но домохозяйство – это просто дом, если в нем нет рабов. Чтобы иметь настоящую семью, нужно иметь жену и детей. Да, их труд приносит определенную пользу. Но основную часть работы по хозяйству выполняют рабы. Это особенно выгодно, поскольку означает, что хозяин домовладения не должен опираться на посторонних лиц для получения нужных услуг. Все мы знаем, как унизительно просить помощи и как скучно и утомительно привлекать к работе сторонних исполнителей. Они никогда не являются в оговоренный срок, могут запросить завышенную плату за услуги и, не имея потребности гордиться своим трудом, выполняют задания кое-как. Если же у нас есть рабы, мы можем быть уверены, что работа будет выполнена именно так, как мы этого пожелаем. Рабы, таким образом, превращают семейную ячейку в некую более значительную структуру – домохозяйство.

Домохозяйство – это государство в миниатюре: оно имеет собственную структуру, иерархию, управление, собственное чувство общности. Муж/жена, отец/сын, хозяин/раб – это основные строительные блоки социальной жизни. Таким образом, рабство является одним из ключевых принципов социальной организация. Раб находится в полном распоряжении хозяина домовладения, таким же образом гражданин повинуется требованиям государства. Но рабство – это состояние абсолютного подчинения. Раб не имеет родственников, он не может взять на себя права и обязанности брака, сама его идентичность определяется владельцем, дающим ему имя. В этом отношении рабство есть то же, что социальная смерть. Оно предполагает полное и безусловное подчинение. К сожалению, рабов иногда приходится принуждать к послушанию, используя жесткие методы. Необходимо сломить дух раба. Именно из-за присутствия духа некоторые гордые племена отказываются сдаваться, потерпев поражение в бою. Так, кантабры в Испании после подавления их восстания предпочли смерть порабощению.

У рабов отсутствуют юридические права. Но не следует считать, что их участь всегда – только тяжелый труд, недостойный свободного человека. На самом деле, как мы увидим, многие рабы занимали влиятельное положение при своих сильных хозяевах. В то же время свободные бедняки нередко должны были выполнять самую грязную и непрестижную работу, чтобы заработать кусок хлеба для своей семьи. Рабы также используются для выполнения разнообразнейших услуг: будь то старый охранник у входа, или мальчик, подносящий воду к столу, или миловидная девушка-рабыня, входящая в опочивальню; в большом хозяйстве рабы выполняют самые разные работы, удовлетворяя все потребности хозяина.

Мой отец учил меня, что рабы нужны также для того, чтобы представить себя в выгодном свете. Раб – это, в сущности, та же вещь, сам по себе он ничего не представляет, однако рабы формируют статус их владельца. Как хорошая лошадь создает образ ее всадника, так воспитанный и почтительный раб подчеркивает достоинства своего хозяина. И если домохозяйство насчитывает четыре сотни рабов – как же от этого возрастает авторитет владельца! Кто же, кроме занимающего самое высокое положение в обществе, может позволить себе такую впечатляющую и престижную свиту?!

Читайте также: