План урока рельеф земли равнины 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна. Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500м.

Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200м.

Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (температуры, влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)

Впадины – более или менее замкнутое понижение земной поверхности относительно окружающей местности в пределах суши, дна океанов и морей

Низменность – участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью

Возвышенность – высокая гористая или холмистая местность

Плоскогорье - обширный участок горного рельефа с абсолютной высотой до 1000 м и более с преобладанием плоских или слабоволнистых водораздельных поверхностей.

Обязательная и дополнительная литература по теме

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Как часто в повседневной жизни вы используете слово рельеф?

Мы можем использовать это слово для характеристики поверхности ткани, для характеристики архитектур и строений, а также это слово можно встретить в словосочетании рельефные мышцы. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое рельеф поверхности Земли.

На уроке мы узнали, как образуются горы и равнины.

Основные рельефы суши – горы и равнины, а рельеф дна океана – подводные хребты и котловины. Горы представляют собой обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров. Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200 метров. Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин - внешние.

Равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Горы различаются абсолютной высотой и размерами занимаемой площади

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС

Тема урока : Рельеф Земли. Равнины. Описание равнин по плану.

Цели урока : сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа; сформировать понятие “равнина”, дать представление об изменении равнин во времени; сформировать знания о видах равнин; развивать умение давать описание равнины по плану.

Планируемые результаты обучения.

Предметные : формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о рельефе Земли, о равнинах – одной из форм рельефа; формирование умений и навыков использования географических знаний для составления описания равнины по плану.

Метапредметные : формирование умений : определять понятия; создавать схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть устной и письменной речью.

Личностные : развитие познавательного интереса к разнообразию форм рельефа Земли на основе изучения материала параграфа.

Оборудование : учебники, настенная физическая карта мира, интерактивная доска и ноутбук (5-А,5-Б,5-Г,5-Д), телевизор и ноутбук (5-Е,5-Ж).

Тип урока : комбинированный.

1. Организационный момент (подготовка обучающихся к уроку).

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Рубрика “Это я знаю”

2.Почему происходит извержение вулканов?

3.В чем сходство между землетрясениями и вулканизмом?

4.Гейзер-это горячий источник, периодически выбрасывающий из недр : а)грязевые потоки; б)горячую воду и пар; в)газы и пепел.

(спросить устно 2 обучающихся)

3. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с формирования понятия “рельеф”.

Обучающиеся глядя на слайд п ытаются своими словами дать определение понятию “ рельеф ” .

Обращаясь к фрагменту параграфа 24 “Как образуются горы и равнины?” обучающиеся в тетради составляют план-конспект в виде схемы :


Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как внутренних, так и внешних сил.

Используя рис.53 учебника и [СЛАЙД 2] обучающиеся выясняют, как изменяется рельеф во времени, концентрируют внимание на процессе выветривания.

Учитель акцентирует внимание на том, что так образуется большинство равнин мира.

Физкультминутка ( компас ).

Далее обучающиеся знакомятся с понятием РАВНИНА, записывают его в тетрадь.

Составляют мини-схему “Виды равнин”

НИЗМЕННОСТИ ------ РАВНИНЫ ----- ВОЗВЫШЕННОСТИ

После этого составляют в тетради список равнин Земли (по карте стр.176-177).

Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что равнины наиболее заселенные участки суши.

Демонстрация [ СЛАЙД 3 ] [ СЛАЙД 4 ] [ СЛАЙД 5 ]

Завершаем изучение нового материала составлением описания одной из равнин по плану.

Рубрика “Шаг за шагом” (стр.83).

ОПИСАНИЕ РАВНИНЫ

1.Называем равнину. Находим ее на карте и определяем, на каком материке, в какой его части и в какой стране она находится.

2.Опеделяем примерную протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

3.Определяем, как расположена равнина отностиельно других объектов (гор,рек,морей).

4.Определяем среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.

5.Определяем характер рельефа: плоский, холмистый.

6.По направлению течения рек определяем, в каком направлении происходит понижение рельефа.

7.Определяем, какие крупные реки, озера, города находятся на равнине.

4. Закрепление изученного материала.

Несколько обучающихся работают у настенной карты полушарий (находят на ней названия равнин).

5. Рефлексия. Итоги урока. Домашнее задание.

Рефлексия :

-что нового я узнал на уроке ?

- что мне было непонятно ?

- какие факты мне были известны?

Итоги урока (объявление оценок за урок)

Д/з. Изучить параграф 24. Рубрика “Откройте атлас ” (устно).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

5 класс, география

Тема: Рельеф Земли. Равнины

Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли.

Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа.

Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа. Определять по физическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения.

Метапредметные: Уметь формулировать цель урока под руководством учителя, ставить учебные задачи и уметь выполнять их, анализ объектов с целью выделения признаков, умение структурировать знания; сотрудничество со сверстниками и учителем.

Личностные: Развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Тип урока: открытие новых знаний

Средства обучения: учебник, тетрадь, к/презентация, ноутбук, проектор.

Деятельность учителя

Деятельность

Организационный момент

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места

Проверка д/з

Почему происходят извержения вулканов?

В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом?

На карте найдите вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи

(фронтальный опрос)

Отвечают на вопросы.

Подготовка к работе на основном этапе

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний:

- На доске висят ксерокопии картин всемирно известных художников:

- Как вы думаете, что объединяет эти картины?

- Учащиеся называют тему урока

Целеполага-ние и мотивация

Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.

Что такое рельеф?

Виды рельефа: равнины и горы

Какие бывают разновидности равнин (по форме, по высоте, по происхождению

- выводят цели урока;

Изучение нового материала и первичное закрепление

1. Рельеф (работа с термином)

Рельеф – неровности земной поверхности.

2. Равнины (работа с термином)

Равнины – это относительно ровные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот.

3. Разнообразие равнин по форме поверхности, по высоте, по происхождению (работа с к/презентацией, оформление опорного конспекта)

Равнины по форме поверхности:

Плоские. Поверхность их ровная, на ней нет заметных подъёмов и спусков.

Холмистые. Там поъёмы чередуются со снижениями. Однако такие неровности незначительны.

Равнины по высоте бывают :

Низменности. Имеют абсолютные высоты до 200 м.

Западно - Сибирская равнина.

Есть низменности, которые лежат ниже уровня моря.

Прикаспийская низменность (на 28 метров лежит ниже уровня моря).

Возвышенности. Это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров.

Среднерусская возвышенность.

Плоскогорья. Это равнины, только очень высокие – свыше 500 м над уровнем моря.

Средне - Сибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.

Равнины по происхождению бывают:

Первичные. Равнины образуются вследствие поднятия участков морского дня и освобождения их от воды.

Это происходит в результате вертикальных движений земной коры.

Причерноморская низменность (когда-то была частью дна Чёрного моря).

Вторичные. Есть равнины, образованные наносами рек (песками, суглинками), которые длительное время накапливались в понижениях земной коры. Их поверхность плоская и слабоволнистая.

Месопотамская низменность (образованная отложениями рек Тигра и Евфрата).

- Равнины могут образоваться на месте гор, когда под действием внешних процессов разрушаются их вершины и склоны, а котловины заполняются обломками. Тогда горная местность постепенно выравнивается и превращается в холмистую равнину.

-Составление опорного конспекта

-Работа с картой

Применение знаний и умений

Учащиеся наносят основные формы рельефа (равнины) на контурную карту:

Восточно-Европейскую, Великую Китайскую равнины, Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую низменности, Среднерусскую возвышенность, плоскогорья Декан, Бразильское и Среднесибирское

План - конспект урока по географии В 5 классе

Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли.

Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа.

Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.

Планируемые результаты:

Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа. Определять по физическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения.

Метапредметные: Уметь формулировать цель урока под руководством учителя, ставить учебные задачи и уметь выполнять их, анализ объектов с целью выделения признаков, умение структурировать знания; сотрудничество со сверстниками и учителем.

Личностные: Развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Тип урока: открытие новых знаний

Средства обучения: учебник, тетрадь, к/презентация, ноутбук, проектор.

Деятельность учителя

Деятельность

Организационный момент

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места

Проверка д/з

Ø Почему происходят извержения вулканов?

Ø В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом?

Ø На карте найдите вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи

(фронтальный опрос)

Отвечают на вопросы.

Подготовка к работе на основном этапе

Ø Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний:

- На доске висят ксерокопии картин всемирно известных художников:

- Как вы думаете, что объединяет эти картины?

- Учащиеся называют тему урока

Целеполага-ние и мотивация

Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.

1. Что такое рельеф?

2. Виды рельефа: равнины и горы

3. Какие бывают разновидности равнин (по форме, по высоте, по происхождению

- выводят цели урока;

Изучение нового материала и первичное закрепление

1. Рельеф (работа с термином)

Рельеф – неровности земной поверхности.

2. Равнины (работа с термином)

Равнины – это относительно ровные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот.

3. Разнообразие равнин по форме поверхности, по высоте, по происхождению (работа с к/презентацией, оформление опорного конспекта)

Ø Равнины по форме поверхности:

Плоские. Поверхность их ровная, на ней нет заметных подъёмов и спусков.

Холмистые. Там поъёмы чередуются со снижениями. Однако такие неровности незначительны.

Ø Равнины по высоте бывают :

Низменности. Имеют абсолютные высоты до 200 м.

Западно - Сибирская равнина.

Есть низменности, которые лежат ниже уровня моря.

Прикаспийская низменность (на 28 метров лежит ниже уровня моря).

Возвышенности. Это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров.

Среднерусская возвышенность.

Плоскогорья. Это равнины, только очень высокие – свыше 500 м над уровнем моря.

Средне - Сибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.

Ø Равнины по происхождению бывают:

Первичные. Равнины образуются вследствие поднятия участков морского дня и освобождения их от воды.

Это происходит в результате вертикальных движений земной коры.

Причерноморская низменность (когда-то была частью дна Чёрного моря).

Вторичные. Есть равнины, образованные наносами рек (песками, суглинками), которые длительное время накапливались в понижениях земной коры. Их поверхность плоская и слабоволнистая.

Месопотамская низменность (образованная отложениями рек Тигра и Евфрата).

- Равнины могут образоваться на месте гор, когда под действием внешних процессов разрушаются их вершины и склоны, а котловины заполняются обломками. Тогда горная местность постепенно выравнивается и превращается в холмистую равнину.

-Составление опорного конспекта

-Работа с картой

Применение знаний и умений

Учащиеся наносят основные формы рельефа (равнины) на контурную карту:

Восточно-Европейскую, Великую Китайскую равнины, Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую низменности, Среднерусскую возвышенность, плоскогорья Декан, Бразильское и Среднесибирское

Читайте также: