План урока рельеф земли равнины 5 класс
Обновлено: 02.07.2024
Горы – обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна. Океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500м.
Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200м.
Выветривание – процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (температуры, влажности, химических преобразований, жизнедеятельности организмов)
Впадины – более или менее замкнутое понижение земной поверхности относительно окружающей местности в пределах суши, дна океанов и морей
Низменность – участок суши значительной протяженности, расположенный не выше 200 м над уровнем моря, обычно с равнинной, иногда холмистой поверхностью
Возвышенность – высокая гористая или холмистая местность
Плоскогорье - обширный участок горного рельефа с абсолютной высотой до 1000 м и более с преобладанием плоских или слабоволнистых водораздельных поверхностей.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Как часто в повседневной жизни вы используете слово рельеф?
Мы можем использовать это слово для характеристики поверхности ткани, для характеристики архитектур и строений, а также это слово можно встретить в словосочетании рельефные мышцы. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, что такое рельеф поверхности Земли.
На уроке мы узнали, как образуются горы и равнины.
Основные рельефы суши – горы и равнины, а рельеф дна океана – подводные хребты и котловины. Горы представляют собой обширные, высоко поднятые над равнинами участки суши или дна океана с большими перепадами высот. Горы суши имеют абсолютную высоту более 500 метров. Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более 200 метров. Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин - внешние.
Равнины различаются по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Горы различаются абсолютной высотой и размерами занимаемой площади
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ГЕОГРАФИЯ 5 КЛАСС
Тема урока : Рельеф Земли. Равнины. Описание равнин по плану.
Цели урока : сформировать общее представление о рельефе и формах рельефа; сформировать понятие “равнина”, дать представление об изменении равнин во времени; сформировать знания о видах равнин; развивать умение давать описание равнины по плану.
Планируемые результаты обучения.
Предметные : формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о рельефе Земли, о равнинах – одной из форм рельефа; формирование умений и навыков использования географических знаний для составления описания равнины по плану.
Метапредметные : формирование умений : определять понятия; создавать схемы для решения учебных и познавательных задач; владеть устной и письменной речью.
Личностные : развитие познавательного интереса к разнообразию форм рельефа Земли на основе изучения материала параграфа.
Оборудование : учебники, настенная физическая карта мира, интерактивная доска и ноутбук (5-А,5-Б,5-Г,5-Д), телевизор и ноутбук (5-Е,5-Ж).
Тип урока : комбинированный.
1. Организационный момент (подготовка обучающихся к уроку).
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Рубрика “Это я знаю”
2.Почему происходит извержение вулканов?
3.В чем сходство между землетрясениями и вулканизмом?
4.Гейзер-это горячий источник, периодически выбрасывающий из недр : а)грязевые потоки; б)горячую воду и пар; в)газы и пепел.
(спросить устно 2 обучающихся)
3. Изучение нового материала.
Изучение нового материала начинается с формирования понятия “рельеф”.
Обучающиеся глядя на слайд п ытаются своими словами дать определение понятию “ рельеф ” .
Обращаясь к фрагменту параграфа 24 “Как образуются горы и равнины?” обучающиеся в тетради составляют план-конспект в виде схемы :
Объясняя, как образуются горы и равнины, учитель обращает внимание на то, что облик Земли формируется под влиянием как внутренних, так и внешних сил.
Используя рис.53 учебника и [СЛАЙД 2] обучающиеся выясняют, как изменяется рельеф во времени, концентрируют внимание на процессе выветривания.
Учитель акцентирует внимание на том, что так образуется большинство равнин мира.
Физкультминутка ( компас ).
Далее обучающиеся знакомятся с понятием РАВНИНА, записывают его в тетрадь.
Составляют мини-схему “Виды равнин”
НИЗМЕННОСТИ ------ РАВНИНЫ ----- ВОЗВЫШЕННОСТИ
После этого составляют в тетради список равнин Земли (по карте стр.176-177).
Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что равнины наиболее заселенные участки суши.
Демонстрация [ СЛАЙД 3 ] [ СЛАЙД 4 ] [ СЛАЙД 5 ]
Завершаем изучение нового материала составлением описания одной из равнин по плану.
Рубрика “Шаг за шагом” (стр.83).
ОПИСАНИЕ РАВНИНЫ
1.Называем равнину. Находим ее на карте и определяем, на каком материке, в какой его части и в какой стране она находится.
2.Опеделяем примерную протяженность равнины с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.
3.Определяем, как расположена равнина отностиельно других объектов (гор,рек,морей).
4.Определяем среднюю и максимальную абсолютные высоты равнины.
5.Определяем характер рельефа: плоский, холмистый.
6.По направлению течения рек определяем, в каком направлении происходит понижение рельефа.
7.Определяем, какие крупные реки, озера, города находятся на равнине.
4. Закрепление изученного материала.
Несколько обучающихся работают у настенной карты полушарий (находят на ней названия равнин).
5. Рефлексия. Итоги урока. Домашнее задание.
Рефлексия :
-что нового я узнал на уроке ?
- что мне было непонятно ?
- какие факты мне были известны?
Итоги урока (объявление оценок за урок)
Д/з. Изучить параграф 24. Рубрика “Откройте атлас ” (устно).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
5 класс, география
Тема: Рельеф Земли. Равнины
Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли.
Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа.
Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа. Определять по физическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения.
Метапредметные: Уметь формулировать цель урока под руководством учителя, ставить учебные задачи и уметь выполнять их, анализ объектов с целью выделения признаков, умение структурировать знания; сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные: Развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний
Средства обучения: учебник, тетрадь, к/презентация, ноутбук, проектор.
Деятельность учителя
Деятельность
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Проверка д/з
Почему происходят извержения вулканов?
В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом?
На карте найдите вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи
(фронтальный опрос)
Отвечают на вопросы.
Подготовка к работе на основном этапе
Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний:
- На доске висят ксерокопии картин всемирно известных художников:
- Как вы думаете, что объединяет эти картины?
- Учащиеся называют тему урока
Целеполага-ние и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
Что такое рельеф?
Виды рельефа: равнины и горы
Какие бывают разновидности равнин (по форме, по высоте, по происхождению
- выводят цели урока;
Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Рельеф (работа с термином)
Рельеф – неровности земной поверхности.
2. Равнины (работа с термином)
Равнины – это относительно ровные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот.
3. Разнообразие равнин по форме поверхности, по высоте, по происхождению (работа с к/презентацией, оформление опорного конспекта)
Равнины по форме поверхности:
Плоские. Поверхность их ровная, на ней нет заметных подъёмов и спусков.
Холмистые. Там поъёмы чередуются со снижениями. Однако такие неровности незначительны.
Равнины по высоте бывают :
Низменности. Имеют абсолютные высоты до 200 м.
Западно - Сибирская равнина.
Есть низменности, которые лежат ниже уровня моря.
Прикаспийская низменность (на 28 метров лежит ниже уровня моря).
Возвышенности. Это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров.
Среднерусская возвышенность.
Плоскогорья. Это равнины, только очень высокие – свыше 500 м над уровнем моря.
Средне - Сибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.
Равнины по происхождению бывают:
Первичные. Равнины образуются вследствие поднятия участков морского дня и освобождения их от воды.
Это происходит в результате вертикальных движений земной коры.
Причерноморская низменность (когда-то была частью дна Чёрного моря).
Вторичные. Есть равнины, образованные наносами рек (песками, суглинками), которые длительное время накапливались в понижениях земной коры. Их поверхность плоская и слабоволнистая.
Месопотамская низменность (образованная отложениями рек Тигра и Евфрата).
- Равнины могут образоваться на месте гор, когда под действием внешних процессов разрушаются их вершины и склоны, а котловины заполняются обломками. Тогда горная местность постепенно выравнивается и превращается в холмистую равнину.
-Составление опорного конспекта
-Работа с картой
Применение знаний и умений
Учащиеся наносят основные формы рельефа (равнины) на контурную карту:
Восточно-Европейскую, Великую Китайскую равнины, Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую низменности, Среднерусскую возвышенность, плоскогорья Декан, Бразильское и Среднесибирское
Цель: сформировать знания учащихся о неровностях земной поверхности – рельефе Земли.
Формировать умения учащихся при работе с контурными картами и картами атласа.
Расширить мировоззрение учащихся. Прививать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: Распознавать на картах разные формы рельефа. Определять по физическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин, особенности их географического положения.
Метапредметные: Уметь формулировать цель урока под руководством учителя, ставить учебные задачи и уметь выполнять их, анализ объектов с целью выделения признаков, умение структурировать знания; сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные: Развивать потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Тип урока: открытие новых знаний
Средства обучения: учебник, тетрадь, к/презентация, ноутбук, проектор.
Деятельность учителя
Деятельность
Организационный момент
Приветствует класс, определяет готовность рабочего места
Проверка д/з
Ø Почему происходят извержения вулканов?
Ø В чём сходство и различие между землетрясениями и вулканизмом?
Ø На карте найдите вулканы: Ключевская Сопка, Этна, Фудзияма, Везувий, Гекла, Кракатау, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи
(фронтальный опрос)
Отвечают на вопросы.
Подготовка к работе на основном этапе
Ø Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний:
- На доске висят ксерокопии картин всемирно известных художников:
- Как вы думаете, что объединяет эти картины?
- Учащиеся называют тему урока
Целеполага-ние и мотивация
Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели.
1. Что такое рельеф?
2. Виды рельефа: равнины и горы
3. Какие бывают разновидности равнин (по форме, по высоте, по происхождению
- выводят цели урока;
Изучение нового материала и первичное закрепление
1. Рельеф (работа с термином)
Рельеф – неровности земной поверхности.
2. Равнины (работа с термином)
Равнины – это относительно ровные участки земной поверхности с небольшими колебаниями высот.
3. Разнообразие равнин по форме поверхности, по высоте, по происхождению (работа с к/презентацией, оформление опорного конспекта)
Ø Равнины по форме поверхности:
Плоские. Поверхность их ровная, на ней нет заметных подъёмов и спусков.
Холмистые. Там поъёмы чередуются со снижениями. Однако такие неровности незначительны.
Ø Равнины по высоте бывают :
Низменности. Имеют абсолютные высоты до 200 м.
Западно - Сибирская равнина.
Есть низменности, которые лежат ниже уровня моря.
Прикаспийская низменность (на 28 метров лежит ниже уровня моря).
Возвышенности. Это равнины с абсолютными высотами от 200 до 500 метров.
Среднерусская возвышенность.
Плоскогорья. Это равнины, только очень высокие – свыше 500 м над уровнем моря.
Средне - Сибирское плоскогорье и плоскогорье Декан.
Ø Равнины по происхождению бывают:
Первичные. Равнины образуются вследствие поднятия участков морского дня и освобождения их от воды.
Это происходит в результате вертикальных движений земной коры.
Причерноморская низменность (когда-то была частью дна Чёрного моря).
Вторичные. Есть равнины, образованные наносами рек (песками, суглинками), которые длительное время накапливались в понижениях земной коры. Их поверхность плоская и слабоволнистая.
Месопотамская низменность (образованная отложениями рек Тигра и Евфрата).
- Равнины могут образоваться на месте гор, когда под действием внешних процессов разрушаются их вершины и склоны, а котловины заполняются обломками. Тогда горная местность постепенно выравнивается и превращается в холмистую равнину.
-Составление опорного конспекта
-Работа с картой
Применение знаний и умений
Учащиеся наносят основные формы рельефа (равнины) на контурную карту:
Восточно-Европейскую, Великую Китайскую равнины, Западно-Сибирскую, Амазонскую, Индо-Гангскую, Прикаспийскую низменности, Среднерусскую возвышенность, плоскогорья Декан, Бразильское и Среднесибирское
Читайте также: