Укажите чем законодательно определяется содержание обучения в доу

Обновлено: 04.07.2024

Предметом регулирования ФГОС дошкольного образования являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Зачем нужен стандарт?

ФГОС ДО – это совокупность обязательных требований к структуре образовательной программы (далее Программа) и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе стандарта разрабатываются образовательная программа, вариативные примерные образовательные программы дошкольного образования, нормативы финансового обеспечения реализации образовательной программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации, формирования содержания профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации. ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования, обеспечению равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, обеспечению государственных гарантий качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации, структуре и результатам освоения образовательных программ и сохранению единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также может использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

О требованиях к Программе

ФГОС ДО включает требования к структуре и объему Программы, условиям реализации и результатам освоения Программы.

Законом об образовании в РФ (статья 12) определено, что Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией в соответствии с ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

Программа должна состоять из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение 60% и 40% соответственно.

Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех взаимодополняющих образовательных областях.

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть разработана самостоятельно или использованы выбранные участниками образовательных отношений программы, методики, направленные на развитие детей в одной или нескольких областях. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

Если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования.

О требованиях к условиям реализации Программы

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Во ФГОС ДО сформулированы требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации программы дошкольного образования, развивающей предметно-пространственной среде.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: уважение к человеческому достоинству детей, использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) должна проводиться квалифицированными специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только с согласия их родителей (законных представителей).

Требования к развивающей предметно-пространственной среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в том числе и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу): соответствие действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладание основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

Требования к материально-техническим условиям: оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания.

Требования к финансовым условиям реализации Программы заключаются в том, что финансовое обеспечение должно обеспечивать возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы, реализацию как обязательной части Программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений.

О требованиях к результатам освоения Программы

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

· целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

· целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

Целевые ориентиры не могут являться основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров, оценку качества образования, оценку итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, оценку выполнения муниципального (государственного) задания, распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

О требованиях к работе с родителями

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества, а также обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

· информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности;

· обеспечить открытость дошкольного образования;

· создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

· поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

· обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

· создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Методические рекомендации Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.pdf (скачать) (посмотреть)

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.pdf (скачать) (посмотреть)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 июля 2020 года N 373

2. Признать утратившими силу:

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года.

в Министерстве юстиции

31 августа 2020 года,

регистрационный N 59599

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 31 июля 2020 года N 373

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования

I. Общие положения

1. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей (далее - образовательная организация).

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

3. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.

4. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка.

При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения дошкольного образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают.

5. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенного вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

6. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.

7. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

8. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

9. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

10. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

11. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).

Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации.

12. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

Содержание дошкольного образования определяется Основной образовательной программой дошкольного образования и (или) Адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной и утвержденной дошкольным учреждением самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образованияс учетом Примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

Что такое примерная программа?

ПАООП является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают Адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

МБДОУ самостоятельно в осуществлении образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в ДОУ осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями образовательной деятельности.

Обучение и воспитание в ДОУ ведутся на русском языке. В ДОУ создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

Содержание образовательного процесса в ДОУ (содержание образования) определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Образовательная программа дошкольного образования в ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.

Планируемые результаты (итоговые и промежуточные) освоения детьми, посещающими ДОУ, основной общеобразовательной программы дошкольного образования, система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования и периодичность такого мониторинга предусматриваются в образовательной программе дошкольного образования ДОУ.

ДОУ реализует дополнительную общеразвивающую программу дошкольного образования:

  • художественно- эстетической направленности(нормативный срок освоения 4 года);
  • социально- педагогической направленности (нормативный срок освоения 3 года);

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах комбинированной направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой ДОУ, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В ДОУ устанавливаются следующие продолжительность образовательной деятельности и максимальный объем нагрузки детей в неделю:

2) Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ, составляет:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – 2 часа 45 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – 4 часа;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – 6 часов 15 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – 8 часов 30 минут.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не более 15 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – не более 20 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – не более 25 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет не превышает 30 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет не превышает 40 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет не превышает 45 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет не превышает 1,5 часа.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности составляют 10 минут. Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3-х раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводится физкультминутка.

Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей указанная непосредственно образовательная деятельность может сочетаться с образовательной деятельностью, направленной на физическое и художественно-эстетическое развитие детей.

3) Работа по физическому развитию в Учреждении проводится в соответствии с требованиями СанПиНа с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

Режим дня в ДОУ должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3-х лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4-4,5 часов. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15°C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4-х лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже минус 20°C и скорости ветра более 15 м/с.

Для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет дневной сон в МБДОУ организуется однократно продолжительностью не менее 3-х часов. Для детей в возрасте старше 3-х лет дневной сон в МБДОУ организуется однократно продолжительностью 2,0-2,5 часа. Во время сна детей в спальне присутствует воспитатель или помощник воспитателя (младший воспитатель). Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) занимает в режиме не менее 3-4-х часов.

Общественно полезный труд детей в возрасте от 5 до 6 лет и в возрасте от 6 до 7 лет проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день. Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50 % общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.

Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (занятия с учителем-логопедом, с педагогом-психологом и другие) регламентируются индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями. Содержание коррекционной работы в ДОУ направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии, посещающими ДОУ, и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В ДОУ проводятся занятия по дополнительному образованию детей (студии, кружки, секции и т.п.):

для детей в возрасте от 3-х до 4-х лет – не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут;

для детей в возрасте от 4-х до 5 лет – не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

для детей в возрасте от 5 до 6 лет – не чаще 2-х раз в неделю продолжительностью не более 25 минут;

для детей в возрасте от 6 до 7 лет – не чаще 3-х раз в неделю продолжительностью не более 30 минут.

Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября: если это число приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Учебный год в ДОУ завершается 31 мая. В середине года (январь) для детей, посещающих ДОУ, организуются недельные каникулы, во время которых проводится непосредственно образовательная деятельность только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводятся. В эти периоды времени в ДОУ могут проводиться спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие мероприятия, может увеличиваться продолжительность прогулок.

Читайте также: