В чем трудности классификации политических режимов кратко

Обновлено: 01.07.2024

Раздел ЕГЭ: 4.4. Типология политических режимов

Политические режимы определяют способы взаимодействия общества и государства, принципы организации институтов власти, объём прав и свобод человека, стиль и методы политического управления.

Политический режим — совокупность методов осуществления власти на основе правил, ценностей и норм, характерных для определённых политических институтов и структур.

Политические ценности — собранные воедино цели и принципы совершения политических действий.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Политические нормы — определённые требования для осуществления политических действий, регулирующие отношения между различными социальными группами. Политические нормы определяют стиль и методы работы различных государственных органов, закрепляют соответствующие роли участников политического взаимодействия. Существуют различные классификации политических норм.

⊕ По способу фиксации:

  • формальные;
  • неформальные;
  • устные;
  • письменные;
  • явные;
  • латентные.

⊕ По степени обобщённости:

  • общие принципы политики;
  • конкретные образцы политического поведения.

⊕ По типу политического режима их функционирования:

  • демократические;
  • авторитарные;
  • тоталитарные.

Нормы могут выражать как позитивные (предписания), так и негативные (запреты) характеристики политического действия.

Проводить государственную политику можно различными методами и способами, средствами и приёмами. В зависимости от этого выделяют три политических режима:

  • демократический (Франция, Великобритания, США);
  • авторитарный (Иран);
  • тоталитарный (нацистская Германия).

В настоящее время некоторым государствам сложно полностью соблюдать принципы одного из политических режимов, поскольку они находятся на переходной стадии — смешанного режима.

Существующий политический режим показывает уровень политической свободы.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

Демократический режим по праву считается наиболее лояльным и ориентированным на население страны.

Характерные черты демократического режима

  • ориентация всей политики на удовлетворение нужд большинства населения, которое в свою очередь принимает и поддерживает демократические ценности;
  • во избежание диктата власть поделена между собой на ветви (законодательная, исполнительная, судебная), которые взаимно контролируют друг друга;
  • в обществе существуют и приветствуются различные взгляды на политические процессы, конкурирующие партии;
  • законы запрещают определённые действия (всё, что не прописано в законе, — разрешено);
  • государство практически не вмешивается в частное предпринимательство, которое является доминирующим;
  • поддержание порядка осуществляется специальными органами строго в соответствии с законами, а не приказами отдельных людей или институтов.

АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Авторитарный режим возникает, когда власть сосредотачивается в руках одного человека (группы людей), и имеет следующие черты:

  • контроль общественного порядка поддерживается государством;
  • государство опирается на традиционные социальные институты;
  • правящая партия отождествляется с государством, тем самым ставя другие партии намного ниже себя;
  • борьба с альтернативными политическими точками зрения;
  • вся политическая жизнь строго контролируется властями и подчинена им;
  • законы действуют не для отдельной личности, а в интересах государства;
  • экономика управляется государством с сохранением некоторых рыночных элементов;
  • существует официальная идеология, но другие не запрещены;
  • государство опирается на органы поддержания общественного порядка.

ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ

Тоталитарный режим основывается на полном контроле власти всех областей жизни государства. Для него характерно:

В современной литературе предложено великое множество клас­сификаций политических режимов. Например, Джеймс Коулмэн выделяет среди них соревновательные, полусоревновательные и ав­торитарные; Дэвид Аптер — диктаторские, олигархические, непря­мо представительные и прямо представительные; Эдуард Шилз — политические демократии, опекающие демократии, модернизирую­щиеся олигархии, тоталитарные олигархии и традиционные олигархии; Жан Блондель — либерально-демократические, эгали­тарно-авторитарные, традиционно-эгалитарные, популистские и ав-торитарно-инэгалитарные режимы. Список можно было бы продол-

64 Политические режимы

жать еще долго. С чем же связана эта разноголосица? Во-первых, классификации политических режимов конструируются в контексте более широких теорий, разделяемых исследователями, а такие теории могут различаться между собой. Во-вторых, построение классифи­кации редко выступает как самостоятельная исследовательская за­дача. Чаще это средство получить ответ на более конкретные воп­росы, и характер таких вопросов, конечно, накладывает печать на классификацию. В-третьих, классифицировать политические режимы способом, который удовлетворил бы все научное сообще­ство, — чрезвычайно сложная задача. А поскольку классификация относится к числу наиболее широко применяемых в сравнительной политологии познавательных процедур, стоит подробнее остано­виться на связанных с ней сложностях.

Проблема классификации политических режимов

66 Политические режимы

Таким образом, классификация политических режимов должна в максимально возможной степени сочетать теоретическую после­довательность с эмпирической адекватностью. Попытка решить эту проблему и предлагается на суд читателя. В качестве классификаци­онных оснований я стремился выделить измерения политической системы,соответствующие более или менее общепринятым в совре­менной политической теории представлениям (в частности, эти пред­ставления отразились в приведенной выше дефиниции политичес­кого режима). Другая — не менее важная — задача состояла в том, чтобы охватить рамками классификации все многообразиеописан­ных в литературе политических форм. При решении обеих задач я,

Проблема классификации политических режимов 67

конечно, опирался на уже существующие классификации. Читатель обратит внимание на то, что во многом я пытался следовать класси­ческому — аристотелевскому — образцу, а из современных авто­ров, оказавших особое влияние на предпринятую здесь попытку, хотелось бы отметить Жана Блонделя.

Для начала рассмотрим теоретические основания классифика­ции. Первое измерение—это характер борьбы за лидерство между различными фракциями властвующей элиты. Эта борьба может но­сить открытый и законный характер вследствие существования спе­циальных процедур, позволяющих выявить победителей и побеж­денных. Процедурой такого рода являются выборы, хотя возможны и другие варианты (например, жребий). Бывает и так, что оппози­ционная деятельность запрещена, а смена руководства происходит в форме наследования, кооптации или даже насилия. Описанные два способа борьбы за лидерство соответствуют открытым и закрытым политическим режимам. Разумеется, нередко встречаются промежу­точные случаи, когда оппозиция вынуждена приспосабливаться к режиму (как в современном Парагвае) или подавлена не полностью (как в Иордании).

Второе измерение— это характер элиты по признаку наличия или отсутствия внутренней дифференциации. В некоторых обще­ствах экономическая элита совпадает с властвующей, а внутри пос­ледней отсутствует разделение административных и собственно по­литических функций. Такую элиту мы будем называть монолитной,а ее противоположность — дифференцированной.Монолитный ха­рактер элиты влечет за собой несколько важных следствий. Одно из них — отсутствие борьбы за власть между фракциями властвующей элиты. Это не значит, что обществам с монолитной элитой борьба за власть в принципе незнакома. Но ведется она не между различ­ными политическими субъектами, а между индивидуальными состав­ляющими однородного целого. Вот почему невозможны открытые режимы с монолитной элитой. А среди закрытых режимов по этому признаку выделяются две разновидности.

Третье измерение—это уровень участия масс в политике. При­нятие ответственных решений — всегда дело немногих, элиты. И тем не менее есть группа режимов, которые не только допускают в той или иной форме политическую активность масс, но и рассмат­ривают ее как необходимую предпосылку стабильности существу-

Политические режимы

ющего строя. Такие режимы могут быть как открытыми, так и зак­рытыми; формы политического участия масс и его функции в про­цессе принятия решений могут существенно различаться. Независи­мо от этого, мы будем называть включающимивсе политические режимы, так или иначе обеспечивающие населению механизмы включения в политическую жизнь. Напротив, режимы, оставляю­щие массы вне политики, определяются как исключающие.

Режим Закрытый, с монолитной элитой Закрытый, с дифференцирова­нной элитой Открытый
И сключ а ютттий Традиционный Авторитарно-бюрократический Соревнователь­ная олигархия
Включающий Эгалитарно-авторитарный Авторитарно-инэгалитарный Либеральная демократия

Авторитарные режимы

Авторитарные режимы 69

Традиционный режим: закрытый, с монолитной элитой, исклю чающий

Через традиционные режимы прошли все страны мира, и не при­ходится удивляться, что они были очень разнообразны. Известный исследователь политических систем прошлого С. Эйзенштадт выде­ляет следующие основные их виды: родовые империи, империи ко­чевников или завоевателей, города-государства, феодальные систе­мы и централизованные бюрократические империи. Хронологически эта классификация охватывает государства, существовавшие с глу­бокой древности до наших дней. К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести Саудовскую Аравию, большинство княжеств Персидского залива, Бутан, Бру­ней, Свазиленд.

70 Политические режимы

Эта история может послужить хорошим уроком правителям тех немногих традиционных режимов, которые еще существуют в совре­менном мире. Их власть остается неприкосновенной, поскольку страна изолирована от внешнего мира. Внешние влияния слишком легко де­стабилизируют систему. Об этом свидетельствует, скажем, недавняя история Кувейта, правители которого пошли на введение некоторых элементов либеральной демократии лишь после иракского вторже­ния. В других случаях, однако, неспособность к самоизменению обо­рачивалась фатальным дефицитом средств самосохранения.

Соревновательная олигархия: открытый, исключающий режим

Авторитарные режимы 11

Соревновательная олигархия может существовать лишь на пас­сивной социальной базе, когда политический режим представляет собой проекцию конкурирующих между собой экономических элит. По мере изменения социальной структуры становятся неизбежны­ми дальнейшие политические сдвиги. В Великобритании и ряде дру­гих западноевропейских стран (Дании, Швеции, Бельгии) постепен­ное распространение избирательного права на экономически непривилегированные слои населения сочеталось с сокращением влияния монарха на процесс принятия решений. Так утвердилась либеральная демократия. В Латинской Америке путь к ней оказал­ся более извилистым: когда конфликты внутри элиты становились слишком острыми или массы под руководством сторонников реформ

72 Политические режимы

поднимались на борьбу за свои права, власть обычно захватывали военные. Лишь убедившись в собственном бессилии, они соглаша­лись на проведение демократических выборов (именно так обстоя­ли дела в Бразилии).

Авторитарно-бюрократический режим: закрытый, с дифферен­цированной элитой, исключающий

Авторитарные режимы 73

Военный режим— это форма авторитарного правления, где власть либо прямо принадлежит военным, либо они выступают как главная опора формально гражданской администрации. В слабо­развитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. Тогда военный режим оказывается не менее, но и не более репрес­сивным, чем любой возможный гражданский. Там, где уровень со­циально-экономического развития несколько выше, военный пере­ворот обычно сталкивается с сопротивлением. Это ведет к репрессиям и насилию. Чаще всего военный режим приобретает ха­рактер личной диктатуры (Мобуту в Заире, Амин в Уганде, Пино­чет в Чили), хотя иногда встречается коллективное руководство (Аргентина во второй половине 70-х-начале 80-х гг.).

Известный исследователь военных режимов Эрик Нордлингер выделяет следующие их разновидности: регулирующие, корректи­рующие и программные. Консервативные по своей ориентации, ре­гулирующие режимы долго играли заметную роль в Латинской Америке. Когда температура политической жизни страны доходи­ла до точки кипения, военные временно брали власть в свои руки, ссылаясь при этом на традиционное представление об армии как о хранительнице государственного очага. В данном случае военные выступали в роли конституционного арбитра, разводящего по раз­ные стороны ринга повздоривших политиков.

Иногда военные захватывают власть, чтобы реализовать дол­госрочную программу развития или национальной реконструкции. Однако и эти программные режимы редко добиваются успеха в до-

74 Политические режимы

Печальный опыт последних трех десятилетий заставляет думать, что военным нечего делать в президентских дворцах. Как будто к этой мысли начинают склоняться и сами генералы и полковники. Восьмидесятые годы ознаменовались массовым переходом латино­американских стран к гражданскому правлению, а сегодня эта тен­денция начинает сказываться и в Африке.

Авторитарные режимы 75

Популистские режимы основываются на одной (единственной легальной или доминирующей над остальными) партии, провозгла­шающей своей главной целью национальное развитие. Используемая такими режимами фразеология носит обычно националистический характер: данная нация изображается как вовлеченная в смертель­ную схватку с враждебными силами — транснациональными корпо­рациями, консерваторами, коммунистами или вообще сеющими сму­ту политиками. Хотя теоретически все граждане располагают гражданскими правами, фактически это далеко не так. Существуют многообразные способы не допустить открытой борьбы за лидерство: гражданам предоставляется свобода выбора кандидатов, но не партий; или не все партии допускаются к участию в выборах; или результаты голосования просто-напросто подтасовываются.

Старейший в мире популистский режим до 80-х гг. (когда нача­лась так называемая мексистройка) существовал в Мексике, где Институционно-революционная партия (ИРП) бессменно находит­ся у власти с 1921 г. Оппозиция действовала легально, но надежды оказаться в один прекрасный день у власти у нее было мало: соглас­но закону о выборах, партия, заручившаяся поддержкой относитель­ного большинства избирателей, получала подавляющее большин­ство мест в Конгрессе. А относительное большинство голосов ИРП получала всегда, ибо за семьдесят лет срослась с государственным аппаратом и, что не менее важно, пронизывала своей организаци­онной структурой все общество. В частности, нужные для ИРП ито­ги выборов на селе обеспечивали богатые землевладельцы, контро-

76 Политические режимы

Авторитарные режимы 77

Эгалитарно-авторитарный режим: закрытый, с монолитной эли­той, включающий

78 Политические режимы

Авторитарные режимы 79

В общественно-политических науках описаны три вида политико-правовых режимов: авторитарный, тоталитарный и либерально-демократический, при этом каждый из них имеет свои особые разновидности.

К тоталитарным режимам относят различные коммунистические режимы, национал-социалистический режим Гитлера, режим Муссолини, последних лет его правления. К либерально-демократическим режимам относят режимы большинства стран Западной Европы, США, Мексики, некоторых стран Азии. К авторитарным относят все остальные политические режимы, в том числе и в современной России.

К большому сожалению, в последнее время в системе наук, занимающихся изучением основ организации общественного и государственного строя, под влиянием привнесённых идеологических установок, виды политических режимов принято выстраивать в определённую схему, состоящую из двух частей – демократические и недемократические. Один из которых (недемократический), в свою очередь, подразделяется также на два – тоталитарный и авторитарный.

Признаками демократического или, вернее, либерально-демократического режима признаются:

1.свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках Конституции;

2. идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии;

3. формирование органов власти выборным путём;

4. наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаками недемократических (авторитарных и тоталитарных) режимов признаются:

1. запрет на деятельность демократических партий и организаций;

2. отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;

3. отсутствие органов власти, формируемых выборным путём;

4. отсутствие демократических прав и свобод;

5. массовый террор и власть беззакония в государстве[1].




Таблица 1. Формы осуществления государственной власти.

Поэтому одним из основных, но не главных критериев разграничения политико-правовых режимов является критерий формы осуществления государственной власти.

Немаловажным, но также вспомогательным критерием, позволяющим разграничить и понять природу политико-правовых режимов, является критерий по времени и особенностям возникновения. Авторитарный политический режим представляет собой режим, при котором человечество жило на протяжении почти всей своей истории. Тоталитарный и либерально-демократический режимы – явление истории сугубо XX века и XXI века.

Если пользоваться терминологией Л.Н. Гумилёва, то тоталитаризм и либерально-демократический режим есть стопроцентные химеры, порождённые антисистемами (системными целостностями людей с негативным мироощущением). Как и любые химеры, они недолговечны и во многом схожи друг с другом: они навязывают определённый стереотип поведения людей (через средства массовой информации), чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создают образ врага, псевдорелигиозный культ.

Стремление навязать людям определённый стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для тоталитаризма, и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества.

Согласно христианской традиции, природа человека искажена грехом, это падшая природа, изменённый грехом ум и искажённая воля, которые должны врачеваться и исправляться с помощью Божией благодати (энергии, которые человек может воспринять от Бога), а не лелеяться и поощряться.

Поэтому химеры тоталитаризма и либерал-демократизма не имеют исторической перспективы и обречены. Будущее за авторитаризмом. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определённая дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится. Авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом, если он не наносит вреда системе.

Гарантии прав и свобод личности при авторитаризме также высоки. Именно при авторитарных режимах (способных эффективно обеспечивать общественный порядок, сосредотачивая усилия на решении жизненно важных проблем) в Риме были разработаны основные принципы организации и функционирования международной правовой системы, которые эффективны до сих пор.

Подводя итог рассуждениям о проблемах классификации политико-правовых режимов, следует отметить, что культивирование тех или иных ценностей и отношение к традиции, традиционным ценностям общества, традиционным религиозным институтам является основным критерием, позволяющим разграничить и классифицировать политико-правовые режимы. Все остальные критерии являются второстепенными и формальными, применение которых обусловлено скорее укоренившимися в науке идеологическими установками и штампами, часто не позволяющими на практике отличить один режим от другого (См. Приложении 1). А значит, работа по классификации политико-правовых режимов и очистке науки от идеологии отнюдь не закончена и должна быть продолжена.

Приложение 1. Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и либерально-демократических режимов.

Характеристики видов политических режимов

1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: 1994.

2. Ильин И.А. Наши задачи. Собр. соч., т. 2, 1993.

3. История политических и правовых учений //учебник под ред. Нерсесянца В.С., М., 1997

4. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права, М.: 1994.

5. Махнач В.Л., Елишев С.О. Политика. Основные понятия. М.: 2008.

6. Махнач В.Л., Елишев С.О. Факты и смысл. М.: 2003.

7. Общая теория права и государства// учебник под ред. Лазарева В.В., М.: 1994.

8. Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. Изд-во: Университет, 2000.

[1]См.: Коваленко А.И., Краткий словарь-справочник по теории государства и права, М.: 1994.

[2]Судя по всему заимствованная по аналогии из работы К. Поппера (См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. М., 1992, Т. 1, С. 44), который выделял два типа режимов – демократию (когда правители мирно могут быть смещены своими подданными) и тиранию (когда избавиться от правителей без насилия и кровопролития не представляется возможным).

В общественно-политических науках описаны три вида политико-правовых режимов: авторитарный, тоталитарный и либерально-демократический, при этом каждый из них имеет свои особые разновидности.

К тоталитарным режимам относят различные коммунистические режимы, национал-социалистический режим Гитлера, режим Муссолини, последних лет его правления. К либерально-демократическим режимам относят режимы большинства стран Западной Европы, США, Мексики, некоторых стран Азии. К авторитарным относят все остальные политические режимы, в том числе и в современной России.

К большому сожалению, в последнее время в системе наук, занимающихся изучением основ организации общественного и государственного строя, под влиянием привнесённых идеологических установок, виды политических режимов принято выстраивать в определённую схему, состоящую из двух частей – демократические и недемократические. Один из которых (недемократический), в свою очередь, подразделяется также на два – тоталитарный и авторитарный.

Признаками демократического или, вернее, либерально-демократического режима признаются:

1.свободная деятельность различных партий, объединений, движений, функционирующих в рамках Конституции;

2. идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии;

3. формирование органов власти выборным путём;

4. наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаками недемократических (авторитарных и тоталитарных) режимов признаются:

1. запрет на деятельность демократических партий и организаций;

2. отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве;

3. отсутствие органов власти, формируемых выборным путём;

4. отсутствие демократических прав и свобод;

5. массовый террор и власть беззакония в государстве[1].

Таблица 1. Формы осуществления государственной власти.

Поэтому одним из основных, но не главных критериев разграничения политико-правовых режимов является критерий формы осуществления государственной власти.

Немаловажным, но также вспомогательным критерием, позволяющим разграничить и понять природу политико-правовых режимов, является критерий по времени и особенностям возникновения. Авторитарный политический режим представляет собой режим, при котором человечество жило на протяжении почти всей своей истории. Тоталитарный и либерально-демократический режимы – явление истории сугубо XX века и XXI века.

Если пользоваться терминологией Л.Н. Гумилёва, то тоталитаризм и либерально-демократический режим есть стопроцентные химеры, порождённые антисистемами (системными целостностями людей с негативным мироощущением). Как и любые химеры, они недолговечны и во многом схожи друг с другом: они навязывают определённый стереотип поведения людей (через средства массовой информации), чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создают образ врага, псевдорелигиозный культ.

Стремление навязать людям определённый стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для тоталитаризма, и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества.

Согласно христианской традиции, природа человека искажена грехом, это падшая природа, изменённый грехом ум и искажённая воля, которые должны врачеваться и исправляться с помощью Божией благодати (энергии, которые человек может воспринять от Бога), а не лелеяться и поощряться.

Поэтому химеры тоталитаризма и либерал-демократизма не имеют исторической перспективы и обречены. Будущее за авторитаризмом. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определённая дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится. Авторитаризм вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом, если он не наносит вреда системе.

Гарантии прав и свобод личности при авторитаризме также высоки. Именно при авторитарных режимах (способных эффективно обеспечивать общественный порядок, сосредотачивая усилия на решении жизненно важных проблем) в Риме были разработаны основные принципы организации и функционирования международной правовой системы, которые эффективны до сих пор.

Подводя итог рассуждениям о проблемах классификации политико-правовых режимов, следует отметить, что культивирование тех или иных ценностей и отношение к традиции, традиционным ценностям общества, традиционным религиозным институтам является основным критерием, позволяющим разграничить и классифицировать политико-правовые режимы. Все остальные критерии являются второстепенными и формальными, применение которых обусловлено скорее укоренившимися в науке идеологическими установками и штампами, часто не позволяющими на практике отличить один режим от другого (См. Приложении 1). А значит, работа по классификации политико-правовых режимов и очистке науки от идеологии отнюдь не закончена и должна быть продолжена.

Приложение 1. Различия и сходства авторитарных, тоталитарных и либерально-демократических режимов.

Характеристики видов политических режимов

1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: 1994.

2. Ильин И.А. Наши задачи. Собр. соч., т. 2, 1993.

3. История политических и правовых учений //учебник под ред. Нерсесянца В.С., М., 1997

4. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права, М.: 1994.

5. Махнач В.Л., Елишев С.О. Политика. Основные понятия. М.: 2008.

6. Махнач В.Л., Елишев С.О. Факты и смысл. М.: 2003.

7. Общая теория права и государства// учебник под ред. Лазарева В.В., М.: 1994.

8. Панарин А.С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе. Изд-во: Университет, 2000.

[1]См.: Коваленко А.И., Краткий словарь-справочник по теории государства и права, М.: 1994.

[2]Судя по всему заимствованная по аналогии из работы К. Поппера (См.: Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2-х т. М., 1992, Т. 1, С. 44), который выделял два типа режимов – демократию (когда правители мирно могут быть смещены своими подданными) и тиранию (когда избавиться от правителей без насилия и кровопролития не представляется возможным).

Политический режим – способы и методы осуществления политической власти, формы взаимодействия государственно-властных структур и населения. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе. Все перечисленное образует конкретный политический порядок данной страны на определенный период.

П.Р. относят к характеристике гос-ной власти, т.к. он влияет на общественную жизнь через гос. институты (парламент, правоохранительные органы, выборы). П.Р. возникает в обществе, в его политической системе, под влиянием многих факторов: целей, которые ставят перед собой находящиеся у власти социальные группы и партии; степени остроты противоречий в обществе; уровня политической культуры и традиций, сложившихся в обществе. Установление и функционирование политических режимов зависит от сложившейся внутриполитической обстановки и внешнеполитических задач.

Авторитаризм.
Функции власти сконцентрированы в руках группы лиц либо одного человека. При этом живы представительные органы, проводятся референдумы, формально народ принимает участие в жизни государства.
Методы авторитаризма:
1. Навязывание обществу какой-либо идеологии.
2. Ограничение демократических свобод.
3. Конституционные институты отменяются совсем либо существуют лишь формально.
4. Контроль власти над обществом.
5. Отсутствие оппозиции.
6. Цензура.

Тоталитаризм.
Тоталитаризм есть крайняя форма авторитаризма, это сравнительно молодой политический режим, возникший в 20-м веке. Государство стремится установить тотальный контроль над обществом и каждым человеком в отдельности, что совершается обычно силовыми методами.
Как распознать тоталитаризм:
1. Ограничение политических и экономических свобод.
2. Господство одной официальной идеологии и политической силы.
3. Государственная монополия на информацию.
4. Отсутствие (ликвидация) конституционных прав и свобод.
5. Репрессии в отношении инакомыслящих (оппозиции).

Политический режим: понятие, сущность, классификация

Политический режим – это устойчивая форма политического устройства государства, существующая на основе нормативных актов, идеологических ориентаций, а также уникальных методов реализации государственной политики. Т.е. можно сказать, что политический режим – это совокупность средств и способов осуществления политической власти в обществе.

Понятие политический режим включает в себя: порядок формирования представительных учреждений; положения и условия деятельности политических партий; правовой статус личности; права и обязанности граждан; условия функционирования карательных и правоохранительных органов; соотношения и регламентация разрешенного и запрещенного.

Специфика политического режима определяется наличием ряда показателей: характер отношений между государством и обществом, уровень участия граждан в политике, характер средств, используемых государственной властью в управлении, характер и способы формирования политической власти и элиты.

Тоталитарный режим Авторитарный режим Мультилитарный (демократический)режим
Экономика Плановая или полностью контролируемая государством Элементы рыночной экономики Рыночная экономика
Партийная система Монопартийная Полупартийная Бипартийная или мультипартийная
Тип политического поведения Конформистский Конформистский или партикулярный Гражданский
Политическая культура Подданническая Подданническая или патриархальная Активистская
Лидер Культ вождя Сильный национальный лидер Регулярно избираемый глава государства

Функции политического лидера, предложенные Р.Такером

Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер выделил 3 основные функции, которые выполняет лидер:

1) диагностическая функция: "Постановка диагноза" —период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки экспертов, лидер, и только он, ставит "диагноз" ситуации.

2) Директивная функция включает в себя определение направления действий: как и что конкретно надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.

3)Лидерство включает в себя также вовлечение в конкретную деятельность тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в политике выполняет важнейшую мобилизационную функцию. Вокруг лидера сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи политического лидерства считают, что разнообразные социальные интересы только с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры способны воодушевить и повести их за собой на реализацию самых сложных задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма. Таким образом, лидер - это авторитетный член организации или социальной группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений в политическом процессе и конкретных ситуациях. "Идеальное" лидерство есть сочетание трех основных функций: "постановки диагноза", определения направления действий и мобилизации.

Функции политического лидера, предложенные Р. Такером

По мнению американского исследователя Р. Такера, лидер выполняет в обществе 3 основные функции:

1. Диагностическая функция – способность лидера изучать ситуацию, оценивать наиболее важные проблемы и устанавливать, что и как должно быть исправлено

2. Директивная функция – включает в себя определение приоритетного направления действий

3. Мобилизующая функция – способность лидера мобилизовать ресурсы для реализации даже самых сложных задач.

Власть: понятие и сущность

Власть – способность управлять и распоряжаться пол. ресурсами (финансовыми, человеческими, информационными, духовными). Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Субъекты политической власти: индивиды, полит.организации, пол.элиты и лидеры.

Черты пол.власти:

· Суверенитет – независимость и неделимость власти;

· Авторитетность власти – общепризнанное влияние субъекта власти в сферах жизнедеятельности общества;

· Волевой характер власти – наличие готовой программы, цели и готовности ее выполнять;

· Принудительный характер власти – убеждение, подчинение, насилие, приказание, господство;

· Всеобщность власти - функционирование власти в сферах жизнедеятельности общества.

Власть: понятие и сущность

Власть – это способность и возможность одних субъектов оказывать определенное воздействие на социальную активность других субъектов с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, морали, права, насилия. Специфическим признаком власти является доминирование властной воли. Власть опирается на установившийся порядок и организационные действия, воплощается в них. Право действовать с использованием этого порядка и организации и обозначает обладание властью. При этом социальная активность субъекта проявляется в поведении, общении и деятельности, как со стороны властвования, так и со стороны подчинения.

Власть, действующая в масштабах государства или его подразделения, в рамках ограниченной территории и обладающей способностью навязывать волю одних субъектов другим, является политической. Она осуществляется преимущественно через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Политическая власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочивания взаимодействий людей, реализующих собственные интересы; а также ее можно характеризовать как способность управлять и распоряжаться политическими ресурсами.

Национал-социализм

форма общественного устройства, соединяющая социализм с ярко выраженным национализмом (расизмом). Н.-с. называется также идеология, обосновывающая такого рода социальный порядок. Типичный пример Н.-с. — Германия 1933—1945.

Н.-с. предполагал: централизованное, государственное управление экономикой, не считающееся с частично сохраняющейся частной собственностью на средства производства; четкую иерархию целей и ценностей, высшей из которых являлось построение расово чистого общества, имеющего все необходимое для своего продолжительного существования: концентрацию власти в руках одной партии, направляемой вождем; идеологию, которая не может оспариваться даже в деталях; безраздельную монополию на средства массовой коммуникации; полный контроль за всеми сферами общественной и частной жизни; жесткое насилие в отношении всех инакомыслящих и несогласных; обеспечение расовой чистоты общества; искреннюю убежденность широких масс в том, что они призваны построить совершенный социальный мир и создать нового человека.

Как и коммунизм, Н.-с. продолжает оставаться одной из главных коллективистических перспектив современного индустриального общества.

Неолиберализм

– идейно-политическое течение, сохранившее и частично видоизменившее демократические постулаты классического либерализма в соответствии с реалиями второй половины XX века.

Сторонники неолиберализма обычно выступают с критикой кейнсианских методов регулирования экономики. Неолиберализм, в отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики, рассматривает свободный рынок и неограниченную конкуренцию как основное средство обеспечения прогресса и достижения социальной справедливости, возможных прежде всего на основе экономического роста, который измеряется валовым внутренним продуктом. Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в полном отрицании протекционизма, который рассматривается как главная причина неэффективности экономики. Необходимым считается обеспечение полной открытости рынков и ориентация их на экспорт, для развивающихся стран это требование является категорическим. Эта идея обосновывается, во-первых, потребностями наднационального глобального распространения передовых технологий и, во-вторых, принципиальной неспособностью правительств регулировать действия крупных национальных и транснациональных корпораций. Политическая экономия неолиберализма лежит в основе принципов деятельности Международного валютного фонда, Всемирного банка и Всемирной торговой организации.

Политический режим - система методов осуществления власти, взаимодействия власти и общества. Политический режим характеризует уровень свободы в обществе, возможность общества влиять на государственную политику. Он даёт ответ на вопрос - "как управляет страной руководитель?" - допускает или нет свободу в обществе, гарантии прав человека и т.п.

В науке имеются разные варианты классификацией политических режимов. Самая простая классификация разделяет их на демократические (предполагают свободу слова, собраний, союзов, политическое многообразие, свободные выборы и т.д.) и недемократические (все остальные, которые предполагают сильное ограничение прав человека, подавление свободы общества и т.п.).

Более подробная классификация предполагает разделение политических режимов на основные типы:

- демократия - политический режим, предполагающий опору на большинство населения, свободные выборы, многопартийность и политический плюрализм (политическое многообразие мнений, идей, идеологий), свободу слова, собраний, союзов, минимальное вмешательство государства в жизнь общества с целью защиты людей от насилия, нарушений прав человека и т.д. Демократия также предполагает право народа на оппозицию (критику власти), рыночную (смешанную с преобладанием частного сектора) экономику. В современной России - демократия. Так, в нашей стране регулярно проходят свободные выборы, в которых участие принимают в том числе и оппозиционные политики, за выражение своих мыслей государство граждан не преследует. Демократический политический режим характерен и для развитых европейских государств, США;

- авторитаризм - политический режим, основанный на узурпации (присвоении) власти одним правителем или группой лиц. Этот тип режима предполагает подавление политической сферы жизни общества. Выборы, если вообще проводятся, то несправедливые, в угоду действующей власти. При авторитаризме господствует одна политическая идеология; права человека, прежде всего политические, существенно ограничены; развивается бюрократия, которая является опорой государства. Однако в остальных сферах допустима свобода - элементы рыночной экономики, многообразие социальных и личных отношений, в принципе не подконтрольных государству. Примером авторитаризма является режим в Российской империи XVIII века. Император обладал неограниченной властью, критика его политики строго запрещалась, однако, при этом развивалась рыночная экономика, допускалась свобода в других сферах;

- тоталитаризм - политический режим предполагающий полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. К примеру, тоталитаризм существует в Северной Корее. Правящая партия во главе с Ким Чен Ыном контролирует все сферы жизни общества. За критику власти, либо, например, отступление от канонов творчества в культуре можно получить уголовное наказание.

Можно выделить также переходные (временные) типы режимов:
- анархия - отсутствие власти. Такой режим устанавливается, как правило, на очень короткое время в результате бунта, заговора против власти;
- охлократия - власть толпы, случайных людей. Толпа опасна тем, что она зажигает своими часто неконтролируемыми эмоциями людей. Человек в толпе может вести себя неадекватно;
- тирания - власть жестокого правителя, уничтожающего собственный народ.

Переходные типы режимов, как правило, устанавливаются на время и с развитием политической ситуации в стране меняются одним из основных режимов.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Читайте также: