В чем связь просвещения с такими явлениями как возрождение реформация научная революция кратко

Обновлено: 07.07.2024

Ни в один период жизни Гегеля его лютеранская- принадлежность не сказалась догматически на интерпретации соотношения философии (науки) и религии, и никогда гегелевское понимание единства религиозного и светского в философии духа не предполагало отказа от секуляризации общественной жизни как требования разума и конституционного принципа. Более существенно, что гегелевское понимание Реформации выходит далеко за рамки указанных выше вопросов.

Последнее высказывание является важным для понимания ряда аспектов философии Гегеля, поэтому расхождения в его трактовке не могут вызывать удивления. К примеру, М. Вестфал, недовольный английски-ми переводами гегелевского положения, предложил свой вариант, обоснование которого показывает, что этот вопрос носит совсем не лингвистический характер. Он пишет: «В немецком тексте говорится: «der Mensch ist

Процесс освобождения духа как следствие Реформации Гегель одновременно соотносит и связывает со становлением философии Нового времени и прежде всего с декартовским рационализмом. Обе тенденции, по Гегелю, формируют и защищают автономию человеческого духа, решительно отвергая какие-либо авторитеты: Декарт — своим cogito, Лютер — оправданием через веру; принцип рационалистической философии, таким образом, сближается с принципом протестантизма, согласно которому каждый человек причастен миру и: каждый лично и ответственно вырабатывает свое отношение к нему.

Гегелю для того, чтобы указать на пример Фридриха II как монарха, который сумел, не ущемляя личных интересов, использовать преимущества этого подхода для создания нового свода законов, утверждения гражданского права и т. д.

У Гегеля имеется немало характеристик, дополняющих и детализирующих это общее понимание, но в данном случае важно обратить внимание на другое.

разум, он рискует свою автономную волю превратить в

единственного практического законодателя, и тогда свобода превращается в несвободу, в террор, что и подтвердила история французской революции.

В письме Нитхаммеру от 29 апреля 1814 г. в связи

Вопрос, следовательно, не в том, случайны или не случайны Просвещение и вдохновляемые им социаль-ные преобразования, а в другом: является ли французская модель единственным способом осуществления таких преобразований или же в арсенале мирового духа имеются альтернативные варианты? Ответ, собственно, Гегелем уже дан: Реформация частью осуществила,

В чем связь Просвещения с такими явлениями, как Возрождение, Реформация, Научная революция?


Уже в конце XVII века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Ученые, писатели, художники, композиторы испытывали ненависть к феодальным порядкам, и в то же время представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить все свое могущество.
Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения.
После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями.
Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм. Каждый философ по-своему представлял .место Бога в .мире. Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь. Другие, что Бог -это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум. Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы
мира. Это отрицание Бога получило название Атеизм.
Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора
любой веры или атеизма.
Человек представлялся просветителям самым совершенным существом
на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать
законы природы. Все движение человеческой истории просветители
рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.
Возрождение и Реформация - это самые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира. Основное
содержание Возрождения и Реформации - разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.

Возрождение и Реформация–этосамые крупные и знаменательные события позднего западноевропейского средневековья, которые представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывающие устои старого, средневекового мира. Основное содержание Возрождения и Реформации – разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел, что в сфере естественного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообразно, управляет только мудрый князь, который употребляет власть не как привилегию, а отправляет ее как бремя, возложенное на него Богом. Христианский управитель должен считать себя слугой, а не господином народа.

Идеалом для Макиавелли выступает республиканская форма правления, при которой государство становится прочным и стабильным. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство. Только свободное государство может достичь величия и могущества, ибо оно основано на общем благе, а не на частной выгоде правителя и привилегированного сословия. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. При этот он дает утилитарные советы государю: делать выбор в пользу страха как гарантии покорности его подданных. Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии – аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей – существ эгоистичных и злобных.




Идеологом социального компромисса выступил Джон Локк (1632–1704), который полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана и т.д. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.

Государство представляет собой, по Дж. Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы (предусматривающие различные санкции) для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне.

О каком-либо полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место, например, в учении Т. Гоббса) у Дж. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Закон в подлинном смысле – отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу.

Вопрос о государственной форме, традиционный для европейской политической мысли со времен Аристотеля, тоже интересовал Дж. Локка. Личные его симпатии склонялись скорее к той ограниченной, конституционной монархии.

Просвещение –влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Основными представителями эпохи Просвещения являются: Ф. Вольтер, Ш.- Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) является основоположником буржуазной теории права, географической школы социологии. Главная его заслуга заключается в том, что он и Дж. Локк явились разработчиками теории разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).

Монтескье отстаивал политическую свободу, справедливые законы и надлежащую организацию государственности как ее составляющие. Он выделял естественные законы, к которым относил следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы.

В начале XIX в. концентрированное выражение буржуазных прав и свобод нашло свое отражение в кодифицированном законодательстве. Это отразилось в деятельности Наполеона в постреволюционной Франции. Он поставил перед юристами создать стабильные государственные и общественные учреждения, четко обоснованные законы для всех. Кодекс Наполеона оказал огромное влияние на разработку и кодификацию гражданского права во всей континентальной Европе.

Значительны заслуги Томаса Джефферсона (третий президент США, философ) в деле просвещения и пропаганды свободомыслия, он выступал за установление религиозной свободы. Джефферсон считал общественное обучение (от начальной школы до университета) таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

В XV-XVI вв. два ярких явления – Возрождение (или Ренессанс) и Реформация, произвели революцию в общественной жизни Западной Европы.

Ренессанс – это возрождение античного наследия, мирского начала. Реформация – обновление церкви, сопровождающееся всплеском религиозных чувств.

Объединяет эти два явления то, что разрушали старую средневековую систему ценностей и формировали новый взгляд на человеческую личность.

Культура Возрождения зародилась в Италии во второй половине XIV века и продолжала развиваться до XVI века, постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возврат к античности, реанимация ее идеалов проявились в самых разных сферах: в философии, литературе, искусстве. Культура Возрождения появилась сначала среди интеллектуалов и была достоянием немногих, но постепенно новые идеи просачивались в массовое сознание, меняя традиционные представления. Одно из важнейших достижений Возрождения – это появление гуманизма в философии. В развитие идей гуманизма внесли вклад Бруни, Альбертии Витториано да Фельтре. Гуманисты не ниспровергали религии, хотя сама по себе церковь и ее служители были объектами насмешек. Гуманисты стремились соединить две шкалы ценностей.

Гуманисты XV в. вплотную подошли к проблеме нового научного метода, отличного от схоластической диалектики. Это положительно сказалось на развитии естествознания. Известный математик Лука Пачоли (1445-1514) внес большой вклад в развитие алгебры, геометрии, бухгалтерского учета.

Рисуя идеал человеческой личности, деятели Возрождения подчеркивали ее доброту, силу, героизм, способность творить и создавать вокруг себя новый мир. Непременным условием для этого гуманисты считали накопленные знания, которые помогают человеку сделать выбор между добром и злом. Личность сама избирает свой жизненный путь и сама отвечает за свою судьбу.

Ценность человека стала определяться его личными достоинствами, а не положением в обществе. Наступила эпоха самоутверждения человеческой личности, освобождающейся от средневековой корпоративности и морали, подчиняющей индивида целому.

Иначе вопрос об индивидуальной свободе решала Реформация.

Родиной Реформации была Германия. Ее началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483-1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация быстро распространилась во Франции, Англии, Нидерландах. В Швейцарии реформационные идеи поддержал и продолжил Жан Кальвин (1509-1564).

В Европе, охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви – англиканская, лютеранская, кальвинистская, не подчинявшиеся римско-католической.

Реформация разрушала представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Кальвин пропагандировал, что знак Божественного благоволения к человеку раскрывается в его практической деятельности. Трудовая этика Реформации освящала практицизм и предпринимательство. С течением времени протестантская этика, разработанная Жаном Кальвином, охватила широкие слои общества и главными носителями ее стали буржуа. И это естественно: она давала ориентиры, которые были необходимы для жизни в зарождающемся капиталистическом обществе, где многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, а социальное происхождение уже не предопределяло судьбу человека.

Читайте также: