В чем своеобразие творческой работы пушкина 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы прочитали строчки стихотворения Пушкина, передающие вдохновение поэта воспоминания его современников на что вы обратили особое внимание?Сформулируйте ответ : в чем своеобразие творческой работы Пушкина?

Пушкин был очень трудолюбивым человеком.
В этих сторках мы видим, как он говорил своём труде, о вдохновении.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Прежде чем произведение создавалось, оно могло долгие годы будоражить его душу во сне и наяву. Даже ненастная погода не мешала его вдохновению.
Его мысли облекаются в рифмы, и поэт не может не писать.

Пушкин был очень трудолюбивым человеком.
В этих сторках мы видим, как он говорил своём труде, о вдохновении.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Прежде чем произведение создавалось, оно могло долгие годы будоражить его душу во сне и наяву. Даже ненастная погода не мешала его вдохновению.
Его мысли облекаются в рифмы, и поэт не может не писать.

Пушкин был очень трудолюбивым человеком.
В этих сторках мы видим, как он говорил своём труде, о вдохновении.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Прежде чем произведение создавалось, оно могло долгие годы будоражить его душу во сне и наяву. Даже ненастная погода не мешала его вдохновению.
Его мысли облекаются в рифмы, и поэт не может не писать.

Пушкин был очень трудолюбивым человеком.
В этих сторках мы видим, как он говорил своём труде, о вдохновении.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Прежде чем произведение создавалось, оно могло долгие годы будоражить его душу во сне и наяву. Даже ненастная погода не мешала его вдохновению.
Его мысли облекаются в рифмы, и поэт не может не писать.

Периодизация

Весь творческий путь великого писателя можно разделить на несколько периодов: детские годы (1799-1811), лицейские годы (1811-1817), петербургский период (1817-1820), южная ссылка А. С. Пушкина (1820-1823), ссылка в Михайловское (1824-1826), московский период (1826-1830), болдинский период (1830), творчество 30-х (1831-1837). Каждый период имеет свои отличительные черты, которые так или иначе связаны с жизненным путем.

Основные темы

А. С. Пушкин в своих произведениях писал на разнообразные темы: любви, дружбы, природы, Родины. Рассмотрим данные темы творчества Александра Сергеевича Пушкина подробнее.

Тема любви, с которой сам А. С. Пушкин был знаком не понаслышке, отобразилась как в лирических, так и в прозаических произведениях. Автор демонстрирует самоотверженную любовь, которая готова пройти любые испытания. Способностью к настоящей и искренней любви обладают лучшие герои произведений А. С. Пушкина. Любовь расценивается как способ самовыражения, это, по мнению писателя, одно из лучших человеческих качеств.

В жизни А. С. Пушкина было много верных и преданных друзей, поэтому тема дружбы отобразилась во всем его творчестве. Поэт обращается к своим друзьям в лирических произведениях, демонстрируя ценность дружбы. Как одно из нравственных качеств человека дружба становится способом характеристики персонажей: положительные герои умеют дружить, отрицательные – нет.

А. С. Пушкин был неравнодушен к красотам природы, поэтому тема природы звучит во многих его произведениях. Пейзажные зарисовки в прозаических и лирических произведениях А. С. Пушкина выполняют разнообразные функции: являются фоном повествования, раскрывают характер персонажа или лирического героя, передают настроение и главную мысль произведения.

Писателя и поэта А. С. Пушкина справедливо можно назвать патриотом. Будущее своей страны всегда интересовало писателя. Поэтому тема Родины часто звучит в пушкинских произведениях. Гражданской проблематикой наполнены как прозаические, так и лирические произведения.

Творчество А. С. Пушкина дышит философскими размышлениями. Автор является не простым наблюдателем, а выразителем своих собственных мыслей. В этом заключается особенность художественных произведений А. С. Пушкина.

Жанровое своеобразие

А. С. Пушкин работал во многих направлениях. Романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды, элегии, эпиграммы, сонеты, послания, мадригалы, критические статьи и даже роман в стихах – основные жанры, которые характерны для творчества А. С. Пушкина. Приведем знаменитые художественные произведения писателя и поэта, написанные в определенных жанрах.

Произведения

Кратко самое главное о творчестве Пушкина могут сказать его произведения.

Творческая деятельность великого русского классика Александра Сергеевича Пушкина насыщена и многоэтапная. Наибольшее влияние на писателя и формирование его художественного стиля оказали русские литературные деятели, которые стали впоследствии идейными вдохновителями и участниками декабристского восстания. Также особо на творчестве Пушкина отразился фольклор России и литература Европы.


Тематика лирики А.С. Пушкина

А.С. Пушкин (1799-1837) является одним из величайших поэтов русской литературы начала XIX в., и его творчество оказало влияние на всю русскую литературу в последующие периоды ее развития. Творчество Пушкина отличается поразительным жанровым, сюжетным и тематическим многообразием, которое наиболее отчетливо и ярко проявилось в лирике поэта. В лирике Пушкина выделяются темы:

✓ философские и др.




Биография и творчество Пушкина

Но стоит обратить внимание на другое обстоятельство, которое нам хорошо известно, но не всегда соотносимо с этим отрывком, ведь все эти периоды биографической Пушкинской жизни были не просто не свободными периодами, а были периодами, организованными не Пушкинской волей: лицей – это решение его родителей; служба в Коллегии иностранных дел – тоже навязанная; юг – это недобровольный перевод по службе; Михайловское – действительная ссылка, которая оканчивается удивительно: Пушкин оказывается единственным официально помилованным ссыльным, что являлось волей императора, а не самого Пушкина. Когда же речь идет о втором Петербургском этапе жизни Пушкина, то мы понимаем, что эта ситуация не меньшей свободы. В 1831 году после женитьбы Пушкина молодожены проводят медовый месяц в Царском Селе, что, вероятно, тоже символично. Пушкин в начале своей новой семейной жизни возвращается в свою юность, в Царское Село. Там же по случаю холеры оказалась царская семья. Николай I

Рис. 1. Император Николай І ()

смотрит на возмужавшего Пушкина и отправляет его на службу в Министерство иностранных дел с особенным заданием: он теперь работает над историей Петра Великого.

Рис. 2. Император Петр Великий ()

Вольнолюбивые мотивы лирики Пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина освещает проблемы свободы человека вообще в государстве, в жизни, проблему крепостного права. Наиболее активно эта тема развивалась в первый петербургский период его творчества (1817-1820), а также в период южной ссылки в Кишиневе (1822). Вольнолюбивые мотивы наиболее ярко отражены в следующих стихотворениях поэта:

• написано в жанре дружеского послания;

• наряду с дружескими, интимными интонациям используются и пафосные;

• развивается гражданская тема;

• присутствуют мотивы свободы, усыпления и иллюзии, надежды, чести и Родины, дружбы, души;

• противопоставляет идиллическому взгляду на деревенскую жизнь рассуждения на тему трудной жизни и положения крестьян;

• описывает деревню в сентименталистском ключе, но это описание имеет ряд особенностей:

— труд как непременное условие жизни в деревне;

— точность, предметность и конкретность описаний, отсутствие аллегоричности, свойственное сентиментализму;

— динамика в изображении явлений;

• отражение реальных фактов жизни поэта (пребывание в ссылке), которые максимально обобщены в стихотворении;

• использование романтического образа орла, в котором в абстрактной форме предстает свобода, прославляемая в данном стихотворении;

• усиление средствами художественной выразительности — призывами, эпитетами, повторениями, противопоставлениями и др. — центральной антитезы плен — свобода;

• использование дерева как символа смерти и зла;

• осуждение рабства, деспотизма;

• утверждение свободы человеческой личности.

Жанр(от фр.genre – род, вид) – форма, в которой проявляются основные роды литературы – эпос, лирика, драма. (Например, повесть – вид эпического жанра, комедия – вид драматического жанра, послание – вид лирического жанра, поэма – вид лиро-эпического жанра.) Каждый жанр обладает определенным комплексом устойчивых свойств.

Тема дружбы

Тема дружбы занимает в лирике Пушкина значительное место — она проходит через все его творчество. Наиболее ярко выражена эта тема в жанре дружеского послания, которое благодаря Пушкину приобретает большую популярность в русской литературе. Тема дружбы отражена в следующих стихотворениях поэта:

• развивает мотив одиночества;

• дается развернутая характеристика самого Чаадаева как надежного наставника, помощника и тонкого психолога;

• написано во время ссылки в Михайловское, и потому проникнуто мотивом одиночества и грустного настроения;

• использует богатые образы, передающие силу грусти и одиночества (описание пустынной кельи, осенней стужи и т. п.);

• развитие темы дружбы, которое далее выливается в гимн дружбе;

✓ стихи, посвященные Ивану Пущину.

Тема свободы в творчестве Пушкина

Эта работа, которая открыла Пушкину возможность посещения исторических архивов, работы с закрытыми документами, привязывала его к Петербургу, из которого Пушкин хотел уехать куда угодно, но император его не пускал. Единственные две поездки, которые он совершил, это поездка без разрешения на Кавказ в 1829 г., за что был наказан, и единственная официально разрешенная командировка – это поездка в Оренбургскую губернию, когда Пушкин официально работает над сбором материала в связи с историей Пугачевского бунта. Он рвется из Петербурга, и единственное, что ему удается, это Михайловское и Болдино. Представить себе менее несвободную судьбу российского дворянина просто невозможно.

Любовная лирика

Любовная лирика Пушкина принесла поэту известность и популярность в широких кругах и оказала огромное влияние на любовную поэзию многих последующих авторов. На любовные стихи Пушкина было создано огромное количество романсов и песен. Наиболее яркими произведениями любовной лирики поэта являются следующие стихотворения:

• рассказывает историю человеческой жизни и любви, содержит размышления автора на эту тему;

• раскрываются психологические состояния лирического героя и его история любви, которая является основной темой стихотворения;

• имеет четкую стройность изложения: три совершенно равные и контрастирующие между собой части, что отражает этапы чувства и жизни героя;

• необычная композиционная структура, которая заключается в накладывании на один женский образ другого, и идет их противопоставление друг другу в пользу второго образа;

• жанр стихотворения — элегия — воспоминание;

• раскрывает любовь лирического героя, богатую множеством оттенков;

• выражает такие качества поэта, как альтруизм, самопожертвование в любви;

• описывает три временных отрезка, по которым проходит жизнь и любовь и поэта;

• имеет драматизм, не свойственный стихотворению-элегии;

• используется форма монолога-размышления, точно найденная поэтом и подчиняющая себе основной конфликт и образы стихотворения;

• кажущаяся простота языка, интонационно-мелодический ритм которого довольно сложен.

Подражание в творчестве Пушкина

Сначала это будет творчество Батюшкова,


Рис. 8. К.Н. Батюшков ()

Рис. 9. В.А. Жуковский ()

Рис. 10. Ф.Ф. Юрьев

таким образом: нервно сжав листок с рукописью этого стихотворения, заметит, что если этот юнец так и дальше пойдет, то нам на Парнасе больше делать нечего. Те открытия, к которым старшие современники Пушкина шли длительным художественным развитием, этот по сути подросток воспроизводит с необычайной легкостью. Таким образом, перед нами удивительное свойство Пушкина, которое много позже Гнедич

Рис. 11. Н.И. Гнедич ()

в одном из посланий, обращенных Пушкину, неслучайно соотнесет его с Протеем –

древнегреческим мифологическим существом, способным принимать самые разнообразные формы. В итоге перед нами обнаружится изумительная особенность Пушкина художественно проникать не только в стили других авторов, но и в стили других народов и культур. Ведь в последующем он с точностью будет воспроизводить в своем творчестве, скажем, не только миры библейского Ветхого завета,


Рис. 13. Ветхий завет ()

но и книг Корана.

Он изобразит нам Средневековую Англию, Испанию. Поэтому ту удивительную особенность, которую много позже Достоевский

Рис. 15. Ф.М. Достоевский ()

определит как всемирную отзывчивость Пушкина, можно обнаружить в этой необычайной способности Пушкина улавливать и воспроизводить явления окружающего мира, иногда даже чуждые самому Пушкину.

Богами вам еще даны

Златые дни, златые ночи,

И томных дев устремлены

На вас внимательные очи.

Играйте, пойте, о друзья!

Утратьте вечер скоротечный…

Все это сильно напоминает поэтическую мысль Батюшкова с призывом наслаждаться жизнью. А финальная строчка звучит так:

И вашей радости беспечной

Сквозь слезы улыбнуся я.

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии в стихах Пушкина является довольно устойчивой и активно разрабатывалась. Пушкин один из первых в русской литературе XIX в. поднял тему о роли поэта и поэзии в общественной жизни, его влиянии на общество и специфике его взаимоотношений с обществом. Тема поэта и поэзии разрабатывается в следующих стихотворениях поэта:

• отражает общественную ситуацию в указанный период и собственное мироощущение автора;

• имеет мотивы декабристской поэзии;

• проводит мысль о роли поэта и поэзии в обществе через использование библейской образности (образ пророка);

• включает в себя тонкое соединение высокого драматизма, выражающегося через использование монологов и напряженности высказываний, с пушкинским лиризмом, который передается в смене переживаний поэта, философской широте мысли и иносказании;

• предваряет произведения о творце и обществе, созданные в 20-30-е гг. XIX в.;

• описывает будни и труд поэта, раскрывая реалии его жизни, имея в виду не только себя самого, но и поэта вообще;

• указывает на высокое назначение поэта, на возвышенность его духа и натуры;

• носит характер реалистического стихотворения, несмотря на возвышенность стиля и языка и условность образов;

• используется диалогическая форма повествования для передачи высокого драматизма стихотворения;

• дается определение миссии поэта, которая заключается в следующем:

— недопустимость дидактики и морализаторства;

— воспевание высоких идеалов и ценностей, но с опорой на реалистичность изображения;

— свобода творчества, независимость поэта от указаний толпы.

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.


Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) ()

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) ()

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

Рис. 10. В.Л. Пушкин (



)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I


Рис. 11. Император Александр I ()

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

Рис. 12. М.М. Сперанский ()


Рис. 13. А.М. Горчаков ()

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

Рис. 14. И.И. Пущин ()

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер ()

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

Рис. 16. А.А. Дельвиг ()

Рис. 17. Н.М. Карамзин ()


Рис. 5. Г.Р. Державин ()

Рис. 6. Екатерининский сад (Источник)

созерцая памятники воинским победам эпохи Екатерины ІІ,

Рис. 7. Императрица Екатерина ІІ ()

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Пушкин (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 95-98, 100-101, 107-109)

Заказ сочинений

Проверьте себя

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

Я прочитал все отзывы, но больше всех меня впечатлил Гоголь. Именно его высказывание ближе мне и выражает мое отношение к поэту. Жизнь Пушкина показалась мне интересной тем, что его воспитанием в большей мере занималась няня. А также его лицейские годы. Это такая дружба, которую лицеисты смогли пронести сквозь года и различные испытания судьбы.

Творческое задание

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?

Я обратил внимание на то, с какой теплотой написано это стихотворение. Как поэт хотел поделиться с читателем процессом появления своих произведений. Также я заметил, что многие строки начинаются с союза И, что говорит о том, что это стихотворение - единое связное повествование.

Своеобразие творческой работы А.С. Пушкина заключается в том, что его стихотворения - не результат воображения, они идут от души. Строки появляются, льются, как плоды мечты. Затем появляются рифмы, которые переносятся на бумагу.

Литература и изобразительное искусство

Я рассмотрел несколько портретов А.С. Пушкина и сделал некоторые выводы, касательно не только внешности, но и личности поэта и писателя.

Александр Сергеевич предстает пред нами почти на всех полотнах в одном образе. У него кудрявые темные волосы, бакенбарды и задумчивый взгляд куда-то в сторону. Его образ мне симпатичен. Мне кажется, что Пушкин находится в некотором подвешенном состоянии или снова ловит рифмы у себя в голове.

Его портрет явно располагает. Также есть изображение Александра Сергеевича, где он нарисован в белой рубашке с расстегнутым воротником, а шея его укутана длинным темно-зеленым шарфом. Пушкин кажется мне романтичным, похожим на героя своих произведений.

Пусть он такой разный, но таким видели его современники, художники и ценители искусства. Пушкин своеобразный, загадочный, но такой любимый русский поэт.

Обогащаем свою речь

Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Меня поразила динамика развития событий, которая получилась благодаря использованию глаголов. Я не представлял себе это сражение так масштабно и грандиозно. Но А.С. Пушкину удалось погрузить меня в эту атмосферу. Я испытывал переживания вместе с лирическим героем.

При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя.

При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы:

Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.

Упоминание реальных исторических лиц, например, Карл, Петр I, а также видов оружия и остальных деталей, дают читателю полное понимание того, о каком историческом сражении идет речь.

4. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

Я считаю, что по этим описаниям понятна позиция автора. Пушкин говорит о Карле, как о герое, но при этом называет его недуги: болезненность, пассивность и т.д.

Но к Петру I совершенно другое отношение. Об этом герое я и хочу рассказать. Автор показал его отличным полководцем, энергичным. Об этом говорят его движения и действия. В поэме он показан в самом бою и уже на праздновании победы. На пиру он щедр, угощает всех.

Автор явно выделяет Петра и выражает ему восхищение.

Литература и изобразительное искусство

На меня картина произвела неизгладимое впечатление. Совпадений немало. Это и большое количество людей, дым, Петр I.

2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?

По моему мнению, это К.И. Рудаков, А.И. Лебедев, Вл. А. Серов.

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

2. Как вы понимаете строки:

«Сюда по новым им волнам

Эти строки посвящены открытию нового города, в который будут стремиться попасть многие.

3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

Я считаю, что автор гордится правлением Петра, его целеустремленностью, достижениями. Мне эти чувства передались.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше.

Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей.

2. Как бы вы озаглавили эти части?

Первая - могущественный Петр I.

Вторая - история любви, который не суждено сбыться.

3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?

Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению.

Потому что через сто лет все действительно изменится.

5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?

Выразительно, мощно, проникновенно.

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?

Мне кажется, это Васнецов. Картина написана контрастно, живо, проникновенно. Когда на это полотно смотришь, сразу понимаешь, каким человеком и государем был Петр I.

2. Какие памятники Петру I вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему?

Самый известный и самый впечатляющий памятник создан Фальконе. На нем Петр I изображен покорителем, которому подвластно все.

Paзмышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

Кудесник рассказал про князя, что он хороший воин, смелый, он известен не только на Руси и что у него есть ангел-хранитель. Тексты баллады и летописи отличаются своим оформлением. Но это не главное отличие. Летопись - документ, содержащий в себе исторические факты. В балладе они тоже есть. Пушкин сделал образ князя художественным, а также выразил свое отношение к нему.

Из прочитанного диалога я понял, что князь не поверил предсказаниям старца, хотя тот выразил к нему уважение. Олег рассердился на кудесника. Он полностью уверен не только в своей силе, но и власти.

Мудрец относится к князю уважительно, он не боится говорить свои предсказания. Мне, как и автору, предсказатель понравился больше. Он не струсил перед Олегом и сказал правду.

З. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Я согласна с этим суждением. Так как слова волхва имеют такую мысль: важен не правитель, а слово. Именно этим словом мог владеть Пушкин. Поэт считал, что его способность слагать стихотворения - это что-то божественное. Возможно, он и выразил свою жизненную позицию через речь кудесника.

Творческое задание

Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры.

“Песнь о вещем Олеге” мне понравилась потому, что она кардинально отличается от других баллад разных авторов. Мне она интересна тем, что Пушкин наделил героев чувствами. А благодаря использованию эпитетов, произведение приобрело возвышенный слог.

Прощание с конем для меня драматическая сцена:

“. Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:….”

Так автор показал смерть коня, который был другом для князя.

Обогащаем свою речь

Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.

Вещий - тот, кто вещает. Я считаю, что больше этот эпитет подходит к кудеснику. Ведь именно он вещал князю о будущем.

Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик.

Эта замена выражает отношение к коню. Верный - значит, преданный, тот, кто в любой трудной ситуации не испугается и будет рядом. Так и получилось. Слово верный добавила теплоты в отношение к коню от строго князя.

Литература и другие виды искусства

Конечно же, летопись лучше пересказать, а балладу прочитать по ролям. Мне кажется, что графика и скульптура подойдут для летописного текста. Так как это тоже своего рода исторический “памятник”, а вот живопись поможет оживить балладу.

2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Я представлял себе Олега по-другому. На иллюстрации он выглядит надменно, слушает слова волхва неохотно, с недоверием.

Я бы поставил памятник кудесник. Из мрамора или гранита. Размером с человека, примерно 170 см. А поставить его можно было в исторических музеях.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.

Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

Нет, интонация дает понять, что чтец сомневается.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.

То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь.

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Интонация, тембр, логические ударения, паузы.

Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.

Читайте также: