В чем своеобразие процесса модернизации в индии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Республика Индия - государство в Южной Азии, занимающее седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Республика прошла сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся на совершенно разных уровнях развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью.

Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80 % наемных рабочих всей индийской промышленности.

Начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в 1991 г. до 308 млрд. в 2008 г. Среди политических мер и шагов продолжилась приватизация, создание частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия.

Итогом модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Экономика Индии полна контрастов. Центры современного аграрного производства соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях. До половины взрослого населения неграмотно. Эти люди живут в деревнях, где нет канализации, водопровода и электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн. человек) количество людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира.

Многие ученые считают, что Индия - одна из супердержав XXI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

Республика Индия - государство в Южной Азии, занимающее седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Республика прошла сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся на совершенно разных уровнях развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью.

Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80 % наемных рабочих всей индийской промышленности.




Начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в 1991 г. до 308 млрд. в 2008 г. Среди политических мер и шагов продолжилась приватизация, создание частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия.

Итогом модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Экономика Индии полна контрастов. Центры современного аграрного производства соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях. До половины взрослого населения неграмотно. Эти люди живут в деревнях, где нет канализации, водопровода и электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн. человек) количество людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира.

Многие ученые считают, что Индия - одна из супердержав XXI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

Опыт эволюционной демократической модернизации Индии

Модернизация в Индии началась с того, что после достижения независимости в 1947 году она выбрала демократическую форму государственного и общественного устройства. Становление демократических институтов в стране происходило в атмосфере политизации чрезвычайно фрагментированного общества. В колониальный период основным инструментом их создания был Индийский национальный конгресс (Конгресс), хотя не следует преуменьшать роль и других политических партий и организаций. Именно в их противоречивых взаимоотношениях и борьбе создавалась та основа, на которой развивалась политическая демократия в Индии, формировались идеи модернизации страны.

Важным, а может быть, и решающим моментом в определении демократического выбора было наличие политической воли у тех, кто возглавил независимую Индию. И здесь следует назвать первого премьер-министра страны Джавахарлала Неру — демократа до мозга костей. Он полагал, что построение общества на принципах демократии даст лучшие результаты, чем любая иная форма правления, и связывал с этим надежды на прогресс страны.

Для постколониальной Индии важнейшая цель демократического развития состояла в том, чтобы создать необходимые условия для нормальной жизни огромных масс населения, значительная часть которого находилась за гранью нищеты. Большим достижением индийской демократии стало построение фундамента гражданского общества. Сейчас в стране действуют тысячи неправительственных, общественных и частных организаций, связанных с жизненными интересами разных слоев и групп населения. Все они — и каждая в отдельности — способствуют формированию общественно-политического климата в стране. Этот процесс еще не охватил все слои населения, особенно низшие, но уже достиг той стадии, когда само общество в состоянии генерировать идеи и оказывать заметное влияние на политику и экономику.

Начало

Рубежным событием, определившим дальнейшее развитие страны по пути демократической модернизации, стала конституция Индии (1950 год). Индия учреждалась как суверенная демократическая республика с целью обеспечить всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость, свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов. Конституция запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола или места рождения, отменяет принцип неприкасаемости. Она гарантирует право собственности — ни один человек не может быть лишен имущества иначе, как по закону.

Введению в действие конституции предшествовало укрепление единства и территориальной целостности Индии. Правительству удалось преодолеть феодальную раздробленность страны почти на 600 княжеств, которые вошли в состав индийского государства, что способствовало росту политического авторитета Индии, стало важной предпосылкой развития демократических начал на территории бывших феодальных образований. Создание федеративного государства стало большим шагом на пути демократизации и модернизации государственного устройства.

В системе демократических институтов центральное место занимает деятельность парламента. За годы независимости Индии было проведено 15 выборов в нижнюю палату парламента, состоялись многочисленные выборы в законодательные собрания штатов. И в том и в другом случае в выборах принимало участие более 60% избирателей.

Одним из инструментов расширения демократии в Индии стали выборные органы местного самоуправления — городские корпорации (в крупных городах) и муниципалитеты, а в сельской местности — панчаяты. Последним принадлежит особая роль в приобщении жителей более 500 тысяч индийских деревень, в которых проживает более 70% населения страны, к демократическому управлению на местах. Однако на низовом уровне выборная демократия приживалась с большим трудом. Поэтому парламент в 1992 году принял поправки к конституции, которые обязали власти в штатах регулярно, через каждые пять лет, проводить выборы в деревенские панчаяты и муниципалитеты.

Демократия как таковая глубоко укоренилась в Индии, и никто не ставит под сомнение ее жизнеспособность и необходимость для дальнейшего развития общества.

Выбор пути развития

Начальный этап в развитии независимой Индии во многом был связан с деятельностью Конгресса в качестве правящей партии. После прихода правительства этой партии к власти возник вопрос, насколько оно сможет на практике осуществить социалистические идеи, которых ранее придерживались Неру и некоторые руководители партии.

 ind1.jpg

Важной частью всего процесса экономического развития Индии стало планирование. При этом был использован опыт Советского Союза. Конгресс заявил, что будет осуществлять планирование главных направлений жизни страны, что базовые предприятия должны находиться в руках государства и под его контролем. Одновременно широкое поле деятельности оставалось для частного предпринимательства, которое вместе с тем должно было учитывать цели, выдвигаемые государством. Все это получило свое выражение в первом пятилетнем плане (1951–1956).

Государственный капитализм — главный рычаг подъема экономики в 1950–1960-е годы.

Все основные программные документы правительства Индии 1950–1960-х годов подчеркивали важнейшую роль государства в строительстве национальной экономики. Пятилетние планы экономического развития страны (второй — 1956/1957–1960/1961 и третий — 1961/1962–1965/1966) были нацелены на ускоренную индустриализацию страны. Политика государственного капитализма и создание государственного сектора стали решающим фактором экономического развития Индии в этот период.

К середине 1960-х в государственном секторе были созданы основные предприятия тяжелой индустрии — черной и цветной металлургии, нефтехимии, тяжелого машиностроения, производства строительных материалов и электроэнергетики. Общий объем промышленного производства в 1948–1964 годах вырос в два с половиной раза.

И тем не менее к 1960 году доля государственного сектора в валовой промышленной продукции составляла всего 18%. Ограничивая деятельность частного капитала в отдельных отраслях экономики, государство одновременно обеспечивало заметное расширение частного предпринимательства, особенно крупного капитала. Так, с 1956-го по 1966 год 70 крупнейших корпораций получили более половины всей государственной помощи, выделенной частному сектору.

Индустриализация оказывала положительное влияние на ситуацию в сельском хозяйстве. Проведение аграрных реформ (хотя и ограниченных по масштабам и социально-экономической значимости) также способствовало капиталистическим преобразованиям в аграрной сфере. Значительно увеличилась площадь обрабатываемых земель, строились оросительные сооружения, дороги, животноводческие и семеноводческие фермы. К 1965 году валовая продукция сельского хозяйства выросла на 65%. Основной вектор аграрных реформ был направлен на удовлетворение интересов среднего и зажиточного крестьянства, против крупного помещичьего землевладения. В результате проведения политики самообеспечения, в том числе при помощи зарубежных стран, включая СССР, Индии в основном удалось избавиться от голода и массовых заболеваний.

Продолжение модернизации

В январе 1966 года во главе страны встала Индира Ганди — дочь Неру. В этот период активно проявили себя начавшиеся ранее центробежные процессы, усилилась децентрализация власти, быстрыми темпами происходило социально-экономическое и политическое расслоение общества. Окрепшие зажиточные слои в деревне и городе требовали для себя большего участия во власти, используя для этого местные ресурсы в штатах.

В этот же период были осуществлены первые мероприятия по реформированию индийской экономики, согласованные со Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами. Они включали в себя девальвацию рупии, снятие многих ограничений на импорт, промышленное дерегулирование. Все это должно было сопровождаться помощью со стороны международных финансовых организаций и развитых стран. Это был определенный отход от прежней стратегии самообеспечения. Однако ожидаемый объем финансовых ресурсов не был получен. Более того, богатые страны резко снизили свой вклад в развитие Индии.

Эксперименты с реформами тогда не дали нужного результата. Поэтому политическое руководство Индии было вынуждено изменить курс с целью ослабить зависимость страны от иностранного капитала. Но девальвация рупии, рост цен на продовольствие и падение уровня жизни населения способствовали формированию в общественном сознании мнения, что правительство отходит от провозглашенных целей строительства общества социальной справедливости.

В стремлении укрепить свои позиции правительство под руководством Индиры Ганди в июле 1969 года приняло программу, которая предусматривала национализацию ряда крупных коммерческих банков и предприятий угольной промышленности, страхования, ликвидацию привилегий бывших правителей княжеств, введение ограничений на владение городской землей, реформу арендных отношений в деревне, мероприятия по ограничению власти монополий и концентрации экономической власти.

Оппозиция

При Индире Ганди Индия значительно продвинулась в своем развитии, но оппозиция критиковала ее за авторитарные методы правления ind2.jpg

При Индире Ганди Индия значительно продвинулась в своем развитии, но оппозиция критиковала ее за авторитарные методы правления

Индия нуждается в такой системе, продолжал Ваджпаи, при которой ничто не должно препятствовать инициативе личности, но в ее взаимоотношениях с обществом не должен причиняться ущерб человеческим ценностям. Такая цель может быть достигнута в децентрализованной экономике.

Против бедности

Получив в парламенте подавляющее большинство депутатских мандатов, правительство Индиры Ганди разработало программу ликвидации бедности как инструмента обеспечения социальной справедливости и экономического роста. Эта программа нашла свое выражение в пятом пятилетнем плане Индии (1974/1975–1978/1979), который, по мнению ряда экономистов, был новым словом в осуществлении индийских реформ. План предусматривал существенный рост сельскохозяйственного производства, повышение производительности малых и средних фермерских хозяйств, гарантированную занятость населения в сельской местности, развитие трудоемких малых производств в городах. Все это должно было сопровождаться улучшением образования, здравоохранения и продовольственного снабжения.

Но на деле осуществление этой программы столкнулось с огромными трудностями, в том числе в связи с засухой в 1972–1975 годах. Положение ухудшилось и из-за войны с Пакистаном (1971), которая привела к образованию Бангладеш, что сопровождалось наплывом миллионов беженцев в Индию. Затем последовал нефтяной кризис 1973–1974 годов. Все это оказало крайне негативное влияние на экономическую и политическую жизнь страны.

Чрезвычайное положение

26 июня 1975 года Ганди ввела в стране чрезвычайное положение, которое было одобрено парламентом, где большинство мест принадлежало ее партии. Был арестован ряд руководителей оппозиционных партий, запрещена деятельность некоторых религиозно-общинных и левоэкстремистских организаций, ограничена свобода печати. Оппозиционные партии осудили репрессивные действия властей, в первую очередь аресты многих участников движения неповиновения.

И тем не менее на выборах 1977 года Конгресс во главе с Индирой Ганди впервые потерпел поражение и потерял власть. Главными причинами этого были отход от прежней социальной политики и использование насильственных, антидемократических, авторитарных методов управления. Чрезвычайное положение подорвало престиж правящей партии.

Индийский синтез

Новый этап в политическом развитии Индии ознаменовался поиском иных путей развития. Однако пришедшее к власти коалиционное правительство Джаната парти (Народной партии), состояло из идеологически плохо совместимых политических группировок и поэтому было обречено на поражение.

В это время в стране возникли новые трудности, связанные с засухой 1979 года и резким повышением цен на нефть на мировом рынке, что привело к росту расходов на импорт энергетических ресурсов. Для выхода из создавшегося положения вновь пришедшее к власти в 1980 году правительство Конгресса вступило в переговоры с Международным валютным фондом (МВФ) с целью получения крупного кредита. Были оговорены условия его предоставления: либерализация импорта, ослабление контроля над ценами, дерегулирование промышленного производства в отдельных отраслях, развитие экспорториентированной индустрии, сокращение расходов в государственном секторе экономики, снижение налогов и т. д. Эта программа начала реализовываться в ноябре 1981 года. Однако еще до истечения срока, в мае 1984-го, ее выполнение было приостановлено, так как она не дала требуемого результата, а лишь привела к увеличению внешних долгов. К тому времени страна использовала 3,9 млрд из 5 млрд долларов, предусмотренных программой МВФ.

По оценке Всемирного банка, используемая Индией модель экономического развития в период, предшествовавший либерализации начала 1990-х годов, была достаточно успешной. Это нашло выражение не только в ликвидации угрозы голода и снижении уровня бедности, но и в создании диверсифицированной индустриальной базы, относительно крупного и развитого финансового сектора. В предреформенной Индии удавалось сохранять инфляцию на низком уровне, не допускать невыплат по иностранным долгам. Несмотря на высокую степень государственного регулирования, частный сектор стал важной частью экономики. Эти успехи, несмотря на их относительность, были достигнуты в условиях очень сложного общества, разделенного по этническому, лингвистическому и религиозному признакам. И все это осуществлялось демократически избранными правительствами.

За десятилетие (1980–1990) темпы развития Индии заметно ускорились, ежегодный рост ВВП составил в среднем 5,8%. К началу 1990-х в Индии была создана весьма стабильная политическая и экономическая система. Не без труда, но достаточно успешно она амортизировала толчки и удары, порой очень жесткие и болезненные, в разных сферах общественной, политической и экономической жизни. Эта система опиралась на такие базовые ценности, как демократия, политический плюрализм, смешанная экономика, социальная справедливость. Идеологические ориентиры этой системы ценностей были весьма размытыми, а иногда внешне даже противоречивыми. Но, может быть, именно в этих нечетких идеалах и была сила Индии, которая синтезировала в них как свои традиции, так и определенные достижения современного развития человечества.

Аватар

Правящая партия опиралась на средние и беднейшие слои в основной хиндоязычных штатов. Особенности проводимой ею модернизации:

1) многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались в Пакистане, единый хозяйственный комплекс разрушился;

2) в Индии проживает много народностей, говорящих на разных языках (при том, что государственным стал лишь один из них – хинди (дополняет его английский));

4) использовалась помощь СССР, например, в металлургии;

5) были национализированы крупнейшие банки, оптовая торговля, введены ограничения на максимальный размер земельных владений;

6) перспективные сектора экономики получали государственные инвестиции;

7) в международной торговле применялся протекционизм;

8) проводились социальные программы, направленные на улучшение жизни беднейших слоёв населения.

Развитие Индии после получения независимости протекало непросто. Единая прежде колония была разделена по религиозному признаку на два государства — индуистскую Индию и исламский Пакистан. Между Индией и Пакистаном немедленно началась война из-за спорных пограничных территорий — княжеств Джамму и Кашмир. Она прекратилась в 1949 г. после вмешательства ООН. Спорные земли были разделены между Индией и Пакистаном.

В 1950 г. в Индии приняли конституцию. Правящей партией стала ИНК, которую до своей смерти в 1964 г. возглавлял Дж. Неру, затем — его дочь И. Ганди, после — её сын Р. Ганди.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс, сложившийся за время британского господства, оказался разорван. Многие важные для Индии предприятия и плодородные земли оказались на территории Пакистана, отношения с которым были напряжёнными. В Индии проживали сотни народностей, каждая со своей культурой, обычаями и традициями. В состав страны входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

Поэтому ИНК после освобождения страны проявлял большую осторожность в проведении преобразований. В то же время он пытался преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Согласно конституции 1950 г. уравнивались в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения).

Бывшая собственность колониальных властей стала базой государственного сектора экономики. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные и военные предприятия, ирригационные сооружения. Индия использовала техническую помощь СССР — в частности, для создания металлургической промышленности.

В 1960-е гг. были национализированы крупнейшие банки, оптовая торговля, введены дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Государственные инвестиции направлялись в перспективные секторы экономики. Проводилась протекционистская политика, её цель состояла в защите отечественных производителей путём повышения пошлин на импортную продукцию.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии и Пакистане составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции.

В 1977 г. ИНК впервые проиграл выборы, лишившись власти. Это произошло после того, как его лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили подобные шаги как покушение на традиционные устои жизни. С точки зрения правительства, подобные меры были необходимы, так как численность населения страны превысила 1 млрд человек. Утрата власти ИНК оказалась непродолжительной. В 1978 г. эта старейшая партия Индии раскололась. Часть её членов, во главе с И. Ганди, создала партию ИНК(И), добавив к её названию начальную букву имени лидера. В 1979 г. ИНК(И) вернул себе власть.

2. Исламский мир

В постколониальном развитии стран Ближнего Востока и Северной Африки наметилось два основных направления. Оба они так или иначе преследовали цели модернизации своих экономик и общественных отношений.

В ряде стран при активном участии военных свергались традиционные, монархические режимы, запятнавшие себя сотрудничеством с колонизаторами. В 1952 г. власть в столице Египта Каире захватила группа молодых офицеров во главе с ГЛ. Насером. Опиравшийся на поддержку англичан король Фарук отрёкся от престола. В 1956 г. Египет был провозглашён республикой. В 1958 г. революционно настроенные офицеры свергли проанглийский монархический режим в Ираке. После серии военных переворотов в 1970 г. Ирак был провозглашён народно-демократической республикой.

В бывших колониях Франции власть также перешла в руки патриотически настроенных военных. В Сирии после нескольких переворотов к власти пришли реформаторы. В 1958 г. Сирия объединилась с Египтом в единое федеративное государство — Объединённую Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал Г.А. Насер. Недовольство положением, при котором руководящие посты в администрации ОАР занимали египтяне, привело в 1961 г. к расторжению союза, но ориентация на реформы в Сирии сохранилась.

Ливия, бывшая итальянская колония, в 1951 г. стала независимым государством. Англия, Италия и США контролировали её политическое и экономическое развитие, создали там военные базы. Это привело к подъёму освободительной борьбы. В 1969 г. в результате революционного переворота монархия пала. В стране была провозглашена республика. К власти пришла группа военных во главе с М. Каддафи.

Первым шагом новых властей в освободившихся странах становилась национализация собственности иностранных компаний. Целью аграрных реформ было увеличение производства продовольствия. Ограничивался предельный размер землевладения, что подрывало влияние помещиков. Земли передавались в собственность арендаторам. Поощрялось создание сельскохозяйственных кооперативов. Внедрялись передовые технологии землепользования.

Во внешней политике патриотически ориентированные режимы, как правило, искали себе союзников, не связанных с бывшими метрополиями. Большинство из них заключили договоры о дружбе и сотрудничестве с СССР. Советский Союз оказывал им техническую помощь в развитии энергетики, тяжёлой индустрии и военной мощи.

Значительное воздействие на ситуацию в исламском мире оказали арабо-израильские конфликты.

С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. В ходе этой войны Израиль оккупировал арабские земли Палестины, сотни тысяч человек стали беженцами. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 и 1973 гг. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран.

3. Особенности социально-экономического развития Латинской Америки

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации и ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных для них обстоятельств.

В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Ведущие корпорации мира видели в Латинской Америке относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Ведущая роль здесь принадлежала компаниям США. Если ущемлялись их интересы, Соединённые Штаты прибегали к прямому военному вмешательству для смены правящих фигур в латиноамериканских странах.

Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свёртывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наёмных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах и создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект.

При отсутствии традиции гражданского контроля над вооружёнными силами они представляли собой особую, относительно самостоятельную прослойку. К их числу следует отнести коррупцию в среде верхушки военных. Негативную роль играл типичный для диктаторских режимов правовой произвол, в том числе и в отношении представителей национальной буржуазии, мелких и средних собственников. В результате социальная база модернизации, проводившейся военными режимами, отсутствовала или была очень слабой. Покупательная способность большей части населения оставалась низкой. Не получающие выгод от модернизации слои населения считали политику её антинародной и подчиняющей экономику транснациональному, особенно американскому капиталу.

4. Перонизм и демократия в Латинской Америке

В Латинской Америке неоднократно предпринимались попытки создать широкий блок национально-патриотических сил, включающих трудящихся и национальную буржуазию, сочетать модернизацию с постепенным повышением уровня жизни населения. Первая и наиболее успешная такая попытка была предпринята в Аргентине полковником X. Пероном. Он захватил власть в результате переворота в 1943 г. При опоре на национальный профцентр — Всеобщую конфедерацию труда — X. Перон в 1946 г. одержал победу на всеобщих выборах. Представители профсоюзов, ставшие опорой новой, Перонистской партии, вошли в парламент и в правительство. При Пероне социальные права были включены в конституцию Аргентины, введены оплачиваемые отпуска, создана система пенсионного обеспечения. Выкупу или национализации подверглись железные дороги и связь. Был принят пятилетний план экономического развития, создавались стимулы для роста национального капитала. Однако в 1955 г. X. Перон был свергнут в результате военного переворота.

Опыт и идеи перонизма сохраняют популярность и в Аргентине, и в других странах Южной Америки. Им, в частности, пытался следовать президент Бразилии в 1950-1954 гг. Варгас, который, столкнувшись с угрозой переворота, покончил жизнь самоубийством.

Слабость демократических режимов в Латинской Америке объяснялась многими причинами. Будучи зависимы от голосов избирателей и поддержки профсоюзов, они стремились в первую очередь повышать уровень жизни. В известной мере это удавалось. В среднем в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран увеличивалась на 5-7% в год. Однако бюджетных средств для проведения активной социальной политики не хватало. Поэтому левые правительства, особенно С. Альенде в Чили в 1970-1973 гг., увеличивали налоги на предпринимателей, национализировали прибыльные предприятия, экономили на военных расходах.

Эти акции неизбежно становились причиной недовольства зарубежных компаний, которым принадлежало около 40% промышленности стран Латинской Америки и связанных с ними предпринимательских кругов. С другой стороны, правительства не могли удовлетворять постоянно растущие социальные запросы широких слоёв населения, что вызывало рост забастовочного движения.

В конечном счёте жёсткое экономическое и политическое давление извне, рост внутренних противоречий ставили общество на грань гражданской войны. Это побуждало армию, как правило, с одобрения правящих кругов США, брать ситуацию под свой контроль. Так, хорошо известна роль ЦРУ в организации военных переворотов в Бразилии в 1964 г. и в Чили в 1973 г.

Переворот в Чили, приведший к власти генерала А. Пиночета, был наиболее кровавым в послевоенной истории латиноамериканских стран. С. Альенде погиб в ходе боя за президентский дворец. Центральный стадион в столице Чили — Сантьяго был превращён в концлагерь, тысячи человек, активистов левых сил, профсоюзного движения были казнены, около 200 тыс. были вынуждены бежать из страны.

Читайте также: