Какие проблемы ставит гоголь в повести портрет кратко

Обновлено: 16.05.2024

Повесть “Портрет” (1835 г.), созданная Н. В. Гоголем в традициях фантастического реализма, раскрывает проблемы, с которыми сталкивается на своём пути творческая личность, обладающая талантом создавать свой мир художественной, условной реальности средствами искусства.

  • в умении благодарно и ответственно относиться к своему таланту, который не сопоставим ни с какой ценой – у божьего дара нет денежного эквивалента;
  • в стремлении не копировать действительность, а пересоздавать её силой художественного вымысла-воображения и творческого мастерства-навыка;
  • в сознательном служении идеалам добра.

Чартков, разменявший свой талант на золотые монеты и не рассмотревший источника зла в покупаемом портрете, противопоставлен другому художнику, который тоже пересёкся с этим злом, но сумел очиститься в монастыре и приложил все усилия, чтобы предупредить и уберечь сына, а через него и других людей.

История создания

Смысл названия

Жанр и направление

Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона.

Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой.

Композиция

  1. экспозиция (быт бедного художника)
  2. завязка (покупка портрета)
  3. кульминация (душевное расстройство Чарткова)
  4. развязка (смерть живописца)

О чем?

Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

Можно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.

Эта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека.

Проблематика

Смысл повести

Чему учит?

Критика

Проза Николая Гоголя в русской литературе стоит на одном уровне с творчеством Пушкина, Тургенева и Толстого. Его повести позволяют нам погрузиться в быт жителей Российской империи, погрузиться в её атмосферу, понять, на какие вопросы пыталась найти ответы русская интеллигенция того времени.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

Композиция каждой части повести классическая и делится на экспозицию, в которой нам представляют главного героя, завязку, в которой в повествовании появляется злосчастный портрет, кульминацию, в которой конфликт героя с самим собой достигает своего апогея, развязку, в которой герой погибает и финал, в котором все сюжетные линии логично завершаются.

В основе конфликта произведения лежит противостояние индивида с обществом и самим собой. Мучительный выбор художника между истинным искусством и признанием со стороны толпы.

Смысл названия

Также название несёт в себе и скрытый смысл. Гоголь стремился дать портрет общества, показать все его пороки читателям. Таким образом, название содержит основную идею всего произведения.

Суть: о чём повесть?

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Главные герои и их характеристика

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Проблемы

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Основная идея

Чему учит?

Критика

Однако у писателя нашлись и единомышленники. Например, С.П. Шевырев:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 06.11.2018

Автор: Самый Зелёный · Published 31.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 26.07.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=' data-block='11'>

Гоголя интересовала проблема истинного искусства и места художника в современном мире. Автор яростно защищает подлинное искусство, противопоставляя его ремеслу, которое было отражение причуд высшего общества. Для того, чтобы противостоять толпе, истинному художнику нужно иметь мужество и стойкость. У Чарткова этого не было, за что он и поплатился потерей таланта. Гоголь считал, что талант в искусстве-это Божий дар, который надо заслужить.
Лишь искусство возвращает человеку утраченную им душевную гармонию в мире, раздираемом противоречиями, отравленном властью бездушного чистогана и меркантильностью.

Читайте также: