Цели и задачи физкультурно оздоровительной деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

Основной формой физического воспитания в школе до сих пор является урок. Но нельзя недооценивать роль внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Главной целью этой работы - является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в школе должны охватывать как можно больше учащихся. Для этого необходимо планировать всю работу с учетом уровня физического развития детей. Нагрузка, предлагаемая детям, должна соответствовать группам здоровья. Только посильная работа может принести радость и удовлетворение. А при появлении положительных эмоций при занятии спортом развивается интерес и потребность в занятии этим видом деятельности.

При организации физкультурно -оздоровительной работы в школе работа планируется по следующим направлениям:

- массовая физическая культура

- проведение спортивных мероприятий,

- подготовка ученического физкультурного актива,

- пропаганда и агитация ЗОЖ.

Учитель физической культуры планирует работу в сотрудничестве с руководством школы и в соответствии с планами воспитательной работы школы и классных руководителей. Осуществляется тесное взаимодействие с внешкольными организациями, занимающимися спортивной и оздоровительной работой. Организационная структура этой работы позволяет привлечь широкий круг детей и подростков к регулярным занятиям спортом.

В школе создаётся ученическая комиссия по спортивным мероприятиям. Она организует совместно с учителями физического воспитания внутри школьные соревнования, помогает организовать работу спортивных секций, оформляет рекорды школы, ведет учет учащихся, выполнивших нормативы спортивной классификации.

Правильная организация работы наиболее полно обеспечивает массовость физической культуры и спорта, почти все учащиеся в той или иной мере охвачены и внеурочными физкультурными занятиями и оздоровительными мероприятиями. Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой организации занятий спортивных секций.

Спортивные секции создаются для учащихся, желающих регулярно заниматься тем или иным видом спорта. При создании спортивной секции прежде всего учитываются условия, позволяющие обеспечить их успешную работу – наличие спортивной базы, специализации тех лиц которые могут проводить занятия. В каждой спортивной секции учащиеся распределяются по возрастным группам: младшая, средняя, старшая. Занятия в секциях проводятся 2 – 3 раза в неделю. До зачисления в секцию учащиеся обязательно должны пройти медицинский осмотр у школьного врача или поликлинике по месту жительства.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке . В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

Работа с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимает одно из важных мест в осуществлении задач физического воспитания школьников и осуществляется в индивидуальной работе с учащимися II и III групп здоровья.

Задача подготовки учащихся к выполнению учебных нормативов занимает одно из центральных мест в учебной деятельности по физической культуре. Реализация задачи по сдаче контрольных нормативов напрямую зависит от эффективности уроков физического воспитания, от того, в какой степени учащиеся овладели практическим и теоретическим материалом учебной программы, какой уровень освоения навыков, умений, качеств и знаний смог учитель физической культуры обеспечить своим учащимся. Необходимо помнить, что подготовка к сдаче учебных нормативов ведется не только на уроках физической культуры, но и на внеклассных и внешкольных занятиях по различным видам спорта.

Особое внимание требуется к учащимся с недостаточным развитием двигательных качеств и навыков. Для этой группы учащихся организуются дополнительные внеурочные занятия по подготовке к сдаче учебных нормативов. Учитель физической культуры должен для этой группы учащихся, подобрать и определить индивидуальные задания физических упражнений, исходя из индивидуальных, возрастных особенностей развития физических качеств учащихся. Необходимо также учителю физического воспитания установит прямой контакт с родителями, для осуществления контроля физического состояния учащихся, по согласованию с родителями вести дневник самоконтроля своего физического состояния.

Теоретические сведения в программе по физической культуре формируются по следующим направлениям:

Знание физической культуры и спорта;

Правила гигиены занятий физическими упражнениями;

Ознакомление с комплексом учебных нормативов;

Влияние образа жизни на состояние здоровья;

Основные методики самостоятельных занятий;

Правила безопасности во время занятий физическими упражнениями.

Теоретические сведения, связанные с двигательной деятельностью, влиянием физических упражнений на организм, рекомендуется сообщать при прохождении практического материала.

Особо следует отметить такую форму работы, как организация летнего спортивно-оздоровительного отряда в пришкольном лагере, позволяющего осуществлять учебно-тренировочную работу с учащимися. Практика показывает, что один месяц тренировки в лагере по эффективности не уступает полугодичному периоду занятий в стационарных условиях спортивной школы. Велико значение спортивного отряда пришкольного лагеря для проведения воспитательной работы, привития таких качеств, как трудолюбие, честность. коллективизм, воля.

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе не может стать полноценной, если не будет сопровождаться системой школьных спортивных соревнований. Их любят учащиеся, соревнования стимулируют учащихся к систематическим, регулярным занятиям спортом. Они являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди учащихся.

Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года. Они являются не только составной частью внеклассной спортивно-массовой работы, но и обогащают высокой заинтересованностью учащихся в необходимости систематических занятий физической культурой и спортом во внеурочное время.

Совместные действия учителей физической культуры и учителя ОБЖ является отличным фактором усиления физической подготовки учащихся старших классов. В порядке внеклассной работы учитель ОБЖ совместно с учителем физической культуры организуют подготовку и сдачу нормативов по стрельбе, метанию гранаты. Их взаимодействия активно проявляются в организации внутри школьных соревнований по программе: '' Зарница ''.

В программе дней здоровья и спорта предусматриваются: подвижные спортивные игры, массовые соревнования '' Веселые старты '', '' Папа, Мама – Я спортивная семья! '' и т.д.

Для подготовки и проведения дней здоровья директор школы привлекает весь педагогический коллектив школы во главе с организатором внеклассной и внешкольной работы. Необходимо, в рамках проведения дней здоровья привлекать родительский комитет школы, обеспечивая присутствия родителей на спортивных праздниках по плану школы.

Создание группы научно-исследовательской работы среди учащихся в школе позволяет привлечь их к регулярным туристическим походам, которые позволяют не только укрепить здоровье, но и положительно сказывается на общении детей и взрослых, что положительно скажется и найдет достойное применение полученных знаний и навыков в дальнейшей жизнедеятельности учащихся, повышения уровня учебной и внеклассной физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры. Поэтому, главным направлением в проведении любых физкультурно-спортивных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное участие, прежде всего самих школьников. Данная работа не должна быть стихийной, бесконтрольной. Ее следует систематически направлять. Эта работа должна стать более плодотворной, если она будет тесно связана и подкреплена внешкольными формами физического воспитания самих учащихся.

alt

alt

alt
alt

  • привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
  • формирование здорового образа жизни;
  • повышение уровня физического развития детей.
  • организация занятий в спортивных секциях;
  • проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, праздников;
  • осуществление профилактики асоциального поведения детей и подростков средствами физической культуры и спорта;
  • приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма;
  • формирование у детей и молодежи знаний, интересов, умений и навыков, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения.

Организационно-педагогические условия:

Занятия физической культурой проводятся по утвержденному директором школы расписанию. Важнейшим условием обеспечения уроков физической культуры является соблюдение общих педагогических принципов и методических закономерностей процесса физического воспитания. Контроль выполнения программы, ведения текущей документации учителя физкультуры, качества образования осуществляет заместитель директора по учебной работе.

В образовательном учреждении организована работа волейбольной и баскетбольной секции. На базе школы работают секции ДЮСШ и городского Дома пионеров.

alt
alt

  • вовлечение учащихся в активную досуговую деятельность;
  • укрепление здоровья и воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями в свободное время;
  • всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
  • развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
  • формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
  • совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

Наряду со спортивными секциями в школе создаются группы по общей физической подготовке (ОФП). В их задачу входит повышение общей физической подготовленности учащихся путем использования в занятиях с ними различных средств физической культуры и спорта, составляющих основу учебной программы по физической культуре. К занятиям в таких группах привлекаются учащиеся, которые несколько отстают в своем физическом развитии или нуждаются в дополнительных занятиях как недостаточно подготовленные к выполнению требований учебной программы.

cimg2754

cimg2719

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе сопровождается системой школьных спортивных соревнований — Спартакиад. Их любят учащиеся, они стимулируют их к систематическим, регулярным занятиям спортом. Спартакиады являются эффективной формой пропаганды физической культуры и спорта среди школьников. Внутришкольные соревнования проводятся по разным видам спорта на протяжении всего учебного года: баскетбол, волейбол, минифутбол, настольный теннис, легкая атлетика. Спортивные команды школы участвуют в городских и областных соревнованиях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Слюсарь Мария Васильевна, учитель

Сущность, цель, задачи и основные принципы физкультурно-спортивной работы в системе физического воспитания школьников

В статье рассмотрены особенности физкультурно-спортивной работы в системе физического воспитания школьников

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура личности, физкультурно-спортивная работа

Физическое воспитание школьников как часть системы образования развивается в единстве социокультурных преобразований. В ходе проводимой в России реформы системы образования происходит переосмысление сущности образовательных парадигм, целей, принципов, направленности, содержания и организации физического воспитания. Особое внимание прежде всего придается повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе, что обусловлено ухудшением состояния здоровья школьников, снижением уровня их физической подготовленности, интереса учащихся к урокам физической культуры, несформированностью у них потребности в здоровом образе жизни.

В настоящее время существуют различные подходы к раскрытию понятия физического воспитания. Так В.С. Кузнецов и Г.А. Колодницкий рассматривают физическое воспитание как вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям (двигательным действиям), развитие физических способностей, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями с целью физического совершенствования и гармонического развития личности [4, с. 16].

Гурьев С.В. под физическим воспитанием подразумевает педагогический процесс, вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными знаниями, формирование осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями [2, с. 7].

Исходя из вышеуказанных определений можно сделать вывод, что физическое воспитание обладает следующими особенностями, отличающими его от других видов воспитания, которые заключаются главным образом в том, что есть процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития так называемых физических и личностных качеств человека, совокупность которых определяет его физическую дееспособность. Иначе говоря, физическое воспитание представляет собой процесс обучения двигательным действиям и воспитания свойственных человеку физических качеств, гарантирующий направленное развитие базирующихся на них способностей [1, с. 258].

Главной целью физического воспитания является содействие гармоничному развитию ребенка. Другими словами, физическое воспитание должно способствовать психомоторному, умственному и эмоциональному развитию школьников [2, с. 9].

Физическое воспитание школьников как часть общего воспитания, направленная на всесторонне-гармоничное развитие физических способностей детей в педагогическом процессе в конечном итоге способствует формированию физической культуры личности школьников.

Физическая культура личности – это достигнутый уровень физического совершенства человека и степень использования им приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями специальных знаний, умений, навыков, а также двигательных качеств в повседневной жизни.

Физическую культуру личности характеризуют:

интерес и мотивация к занятиям физическими упражнениями;

систематические занятия физическими упражнениями для решения тех или иных задач физического самосовершенствования;

объем специальных физкультурных знаний, позволяющий с пользой применять их на практике;

объем усвоенных двигательных умений и навыков;

разносторонняя базовая физическая подготовленность;

овладение гигиеническими навыками и приобретение привычек здорового образа жизни;

владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.

Высшей формой личной физической культуры считается самостоятельная физкультурная деятельность [4, с. 15].

Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья учащихся [3, с. 76].

Помимо учебных занятий по физическому воспитанию, предусмотренных учебными планами образовательных учреждений, важную роль в оздоровлении школьников, повышении их физического статуса играет эффективная организация физкультурно-спортивной работы.

Физкультурно-спортивная работа со школьниками предполагает проведение дополнительных занятий по физической культуре и спорту во внеурочное время в виде физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Физкультурно-оздоровительная работа – это целенаправленное использование физических упражнений для обеспечения оздоровительного эффекта. Очевидно, что физкультурно-оздоровительная работа является базой, своего рода основой для всестороннего физического развития учащихся, сохранения и укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных навыков, что, несомненно, приводит к объективным предпосылкам для гармоничного развития личности, так как всестороннее развитие детей без активного спорта и досуга фактически невозможно.

Под спортивно-массовой работой понимается система действий, направленных на развитие личностных ресурсов, формирование позитивных стрессоустойчивых форм поведения, установок на здоровый образ жизни у школьников путем привлечения школьников к организованной спортивной занятости и участию в спортивно-массовых мероприятиях различного уровня [5, с. 670].

Таким образом, физкультурно-спортивная работа со школьниками, включающая в себя физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую деятельность, ориентирована на формирование у учащихся осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью, важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также на профилактику вредных привычек, охват максимального количества учащихся оздоровительными мероприятиями.

Содержание и технология физкультурно-спортивной работы определяются, в первую очередь, целями и вытекающими из них задачами.

Целями физкультурно-спортивной работы в школе являются:

сохранение и укрепление здоровья учащихся, воспитание потребности в систематических занятиях физической культурой и спортом;

дополнительное образование учащихся в области физической культуры и спорта;

пропаганда и приобщение к здоровому образу жизни учащихся;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физкультурой, использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха;

формирование навыков и развитие мотивации обучающихся к выбору здорового образа жизни.

Вышеуказанные цели организации физкультурно-спортивной работы со школьниками предполагают решение следующих задач:

создание в школе условий, содействующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;

обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения потребностей учащихся в занятиях физическими упражнениями, спортом;

формирование физической культуры личности учащегося с учетом его индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;

дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и кружков;

проведение мероприятий по профилактике асоциального поведения обучающихся средствами физической культуры и спорта;

постоянное улучшение условий для организации физкультурно-спортивной работы [6, с. 665].

Выявленные цели и задачи физкультурно-спортивной работы со школьниками выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности учащегося. Одной из задач является расстановка акцентов в воспитательно-образовательном процессе на необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте и психолого–педагогических технологиях формирования активной психологической защиты, ценностного отношения к здоровью, индивидуальной жизнестойкости.

Следует отметить, что физкультурно-спортивная работа в школе призвана выполнять воспитательную, обучающую и развивающую функции. Так воспитательная функция определяет воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью. Обучающая функция предполагает обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков. В свою очередь, развивающая характеризует содействие физическому развитию младших, средних и старших школьников, укрепление здоровья, закаливание организма, профилактика наиболее распространенных заболеваний [7, с. 135].

В системе физкультурного воспитания физкультурно-спортивная работа в школе регулируется, по существу, теми же самыми принципами, что и любая другая область воспитания, только конкретное содержание данных принципов специфично.

К числу ведущих принципов организации физкультурно-спортивной работы в школе относятся:

принцип всестороннего развития личности реализуется через целостность развития личности, ее устремленности к достижению физического совершенства, гармоничность развития личности, или пропорциональное соотношение в ее развитии физического и духовного, социального и биологического, теоретического и практического, универсальность развития личности, то есть овладение знаниями и навыками основных видов человеческой деятельности;

принцип прикладной направленности физкультурного воспитания, выражающийся в том, что его задачи и содержание способствуют более успешному осуществлению деятельности в специализированных областях жизнедеятельности общества;

принцип оздоровительной направленности предполагает учет степени оздоровительной ценности средств физической культуры, регулярность и рациональность использования физической нагрузки, наличие врачебно-педагогического контроля;

принцип сознательности и активности, так под сознательностью понимается прежде всего осмысление содержания учебного материала, умение провести анализ выполненного упражнения или всего занятия и соотнести данные анализа выполненного упражнения с поставленными целями и задачами, а активность характеризует степень сформированности потребностей и мотивов физического совершенствования учащихся, которое, в свою очередь, отражает степень усвоения ценностей и норм физической культуры;

принцип наглядности, который предполагает использование возможности слухового, тактильного, мышечно-двигательного и других анализаторов;

принцип доступности и индивидуализации, который реализуется в определенных требованиях (от простого к сложному, от легкого к трудному; от известного к неизвестному) и учитывает индивидуальные особенности учащихся (возраст, пол, уровень физического состояния);

принцип систематичности, регулярности, который подразумевает непрерывность и рациональную последовательность процесса физкультурного воспитания;

принцип постепенности, динамичности, предполагающий постепенное увеличение сложности разучиваемых упражнений, а также физической нагрузки.

В реальной практике физкультурного воспитания, в частности физкультурно-спортивной работы, все вышеперечисленные принципы используются в тесном единстве, поскольку несоблюдение одного из них может развалить цепочку регуляции процесса [3, с. 13-15].

Таким образом, физкультурно-спортивная работа в системе физкультурного воспитания предполагает проведение дополнительных занятий по физической культуре и спорту во внеурочное время в виде физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Основные цели и задачи проведения физкультурно-спортивной работы со школьниками – это пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Физкультурно-спортивная работа в школе основана на принципах физического воспитания и призвана выполнять воспитательную, обучающую и развивающую функции.

Список использованной литературы

Гурьев, С.В. Технологии физического воспитания: монография / С.В. Гурьев. – М.: РУСАЙНС, 2017. – 132 с.

Короткова, Е.А. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие / Е.А. Короткова, Т.П. Завьялова, Л.А. Архипова, Е.В. Хромин. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 120 с.

Кузнецов, В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: КНОРУС, 2016. – 256 с.

Островский, Б.И. Спортизация физического воспитания как фактор формирования спортивной культуры школьников / Б.И. Островский, Д.Г. Федотенков // Молодой ученый. – 2016. – №26. – С. 669-674

Уколов, А.В. К вопросу формирования и управления спортивной мотивацией в процессе физического воспитания в школе / А.В. Уколов // Молодой ученый. – 2013. – №11. – С. 664-666

Щетинина, С.Ю. Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе / С.Ю. Щетинина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 6 (88). – С. 133-139

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.3. Задачи внеклассной работы
4.Формы внеклассной спортивно – массовой работы
4.1 Спортивные секции и кружки
4.2Спортивные соревнования
4.3.Игры, развлечения
4.4 Походы, экскурсии, прогулки
Заключение
Введение
Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями. Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Актуальность темы. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего спортивно-массовые мероприятия.
На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Внеклассная физкультурно - оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ,

завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе
При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность — естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления

здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностейФизическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.
2. Физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовые работы в школе.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).

2.1 Гимнастика до занятий
На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6—8 упражнений и рассчитан на 10—15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:

упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;
первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;
комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно - климатических условий;
гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;
комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;
к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки.

предметам.
3. Спортивно-массовая работа в школе
3.1Цели
Цели организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе :
* углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей,
* расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта,
* достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств,
* приобщить обучающихся к регулярным тренировкам.
Спортивно-массовая работа в школе должна строиться не на отдельных
круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых
соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских
походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то
подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол.
3.2 Актуальность работы
Внеклассная спортивно- массовая работа отличается от учебной тем, что:
- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и

формы организации определяются с учетом интересов большинства

учащихся и условий школы;
- она строится на основе широкой общественной активности

школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
- педагогическое руководство внеклассной работой приобретает

в большей мере инструктивно - педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

3.3 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
- организовывать здоровый отдых учащихся;
- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям

физической культурой и спортом.

Организация внеклассной работы
Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком - на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.

4. Формы внеклассной работы
4.1 Спортивные секции и кружки
Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.
В учебных группах секции 15-20 человек.

Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).
В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах –

капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:
- приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
- содействовать их спортивному совершенствованию в избранном

виде спорта;
- готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
- содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской

работы и судейства соревнований.
Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

- всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
- формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
- совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

- разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
- создание торжественной и праздничной атмосферы;
- соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
- четкое выполнение сценария и объективное судейство;
- награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
- соревнований не должна превышать двух часов.

Заключение
Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.

Читайте также: