В чем суть современной стратегии сша кратко

Обновлено: 03.07.2024

Новая линия отражает опасения относительно возможности прямого военного столкновения и необходимости снизить антироссийскую риторику в условиях диалога с Москвой по таким болезненным для США вопросам, как Иран, отношения с КНР и Венесуэла.

Россия в них проявляет завидную стойкость и гибкость, особенно по сравнению с другими игроками мировой политики. Но на практике новые подходы к конфронтации с Москвой существенно более деструктивны, нежели прежние попытки политического давления.

Во многом такой подход повторяет стратегию, примененную по отношению к Советскому Союзу во времена Рональда Рейгана.

Новая стратегия нацелена на то, чтобы заставить Москву отказаться от планов укрепления позиций на перспективных внешних площадках (например, на Ближнем и Среднем Востоке, в Арктике, на Дальнем Востоке), концентрируя ограниченные ресурсы на поддержании стабильности в своем ближайшем окружении и нейтрализуя конфликты с ключевыми в экономическом плане партнерами.

Цель политики США в том, чтобы лишить Москву самостоятельного операционного и инвестиционного потенциала для консолидации вокруг себя контролируемого экономического пространства и формирования значимых в геоэкономическом плане инвестиционных систем, обеспечивающих хотя бы базовый уровень экономического роста. Естественно, в этих условиях ключевым пространством конкуренции становится постсоветская Евразия, что в целом не скрывается американскими политическими аналитиками.

Евразия как конкурентное пространство

Хотя данные концепции фигурируют преимущественно на экспертном уровне, мы наблюдаем постепенное осознание в США критичности дестабилизации ситуации в Евразии для оказания эффективного давления на Россию. Особенно с учетом того, что Россия является наиболее активным и эффективным конкурентом США на Ближнем и Среднем Востоке.

Каспийское море как фокус политики

Выбор Прикаспийского пространства в качестве главного объекта дестабилизации выглядит в целом разумно: не только Россия, но и другие страны, например, Иран и Китай, не смогут в силу ряда причин оставаться в стороне от возникающей нестабильности. Они будут вынуждены вмешаться в процессы, что сформирует многоуровневую конкурентно-конфликтную ситуацию, полностью разрушающую все возможности экономического роста в этом пространстве. Это лишит страны региона надежд на встраивание в новые регионализированные центры экономического роста на достойных условиях.

Институциональность против манипуляций

Это означает, что экономические факторы сдерживания возможной хаотизации находятся на весьма низком уровне.

В целом уровень хаотизированности операционного пространства мировой политики и экономики растет, и эти процессы неминуемо будут затрагивать пространство постсоветской Евразии. Частичная хаотизация пространства вокруг Евразии и некоторых ее окраинных регионов была бы неизбежной даже при условии нейтрального отношения США к евразийским процессам и евразийской интеграции.

Тем более жесткими и разнонаправленными могут стать процессы хаотизации в условиях, когда США начинают воспринимать Евразию, как пространство конкуренции, причем не только с Россией, но и с КНР, Ираном и другими странами.

• Многонациональные корпоративные структуры, имеющие влияние на экономические процессы во всей Евразии;

• Проекты с длительным инвестиционным циклом, имеющие общеотраслевой потенциал в глобальном или субглобальном масштабе;

• Соглашения, регулирующие специфические сферы экономического взаимодействия государств Евразии и их экономических партнеров;

• Региональные платежно-инвестиционные системы, защищенные от внешних манипуляций и/или технологических сбоев.

Ядра институционализации, не являясь гарантией от долгосрочной дестабилизации, могут обеспечить некие поведенческие рамки в экономических процессах, сдерживающие хаотизацию.

Одним из наиболее важных направлений институционального противодействия возможным дестабилизирующим действиям со стороны США является, как минимум, скоординированная, а желательно и общая политика стран Евразии по отношению к информационной и кибербезопасности, а также защите информационного пространства Евразии от манипуляций.

На уровне согласованных форматов информационной деятельности она вполне могла бы быть институционализирована.

Критическим фактором для срыва американской стратегии является осознание национальными элитами остроты ситуации и невозможности для своего выживания опираться на внешние гарантии. А это подразумевает ориентацию, как минимум, в качестве резервного инструмента, на внутренние источники социально-экономической устойчивости. Что, в свою очередь, возвращает нас к вопросу о необходимости новой институционализации интеграционных процессов.

Президент США Дональд Трамп AP Photo/Manuel Balce Ceneta

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года президент США Дональд Трамп представил новую Стратегию национальной безопасности. Среди основных угроз в документе названы Китай и Россия, которые "стремятся бросить вызов американскому влиянию, ценностям и богатству", Иран и КНДР, которые "спонсируют террор и угрожают союзникам Америки", а также международные террористические организации. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что представляют собой стратегии национальной безопасности США и какие приоритеты были обозначены в этих документах.

Что такое Стратегия нацбезопасности

Стратегия национальной безопасности (СНБ) - документ, в котором обозначаются приоритетные направления внутренней и внешней политики США, а также указываются основные угрозы безопасности страны и ее национальным интересам за рубежом (имеет общий директивный характер, впоследствии его конкретизируют другие документы, в т. ч. военные стратегии).

Термин "национальная безопасность" впервые употребил президент США Теодор Рузвельт в 1904 году в послании к Конгрессу. Тогда интересами национальной безопасности глава государства обосновал присоединение зоны Панамского канала к территории США. С принятием в 1947 году закона "О национальной безопасности" этот термин стал широко использоваться в политической практике страны. Официальная трактовка интересов США с изложением текущего состояния национальной безопасности, задач в этой области и путей их решения находит отражение в СНБ, которые формируются при прямом участии руководства страны. Начало традиции их представления Конгрессу положил доклад, подготовленный президентом Гарри Трумэном в 1950 году, в котором основное внимание уделялось отношениям Соединенных Штатов с Советским Союзом. Основанием для регулярной публикации стратегий стал принятый в 1986 году закон Голдуотера - Николса о реформе вооруженных сил.

Предусматривалось, что документ будет обновляться ежегодно. Однако на практике его пересматривают раз в три-пять лет. С 1986 года президенты США выступили с подобными докладами 16 раз: Рональд Рейган в 1987 и 1988 годах, Джордж Буш (ст.) в 1990, 1991 и 1993 годах, Билл Клинтон семь раз в 1994-2000 годах, затем стратегия обновлялась в 2002 и 2006 годах при Джордже Буше (мл.) и в 2010 и 2015 годах при Бараке Обаме. Первоначально основной целью стратегий было сдерживание СССР, определившее ход холодной войны. После распада СССР документы приобрели более общий характер (Россия упоминалась в них в контексте СНГ). В связи с событиями 11 сентября 2001 года главной задачей страны была провозглашена борьба с терроризмом.

Стратегии 2002 и 2006 годов

Джордж Буш - младший обнародовал этот документ в сентябре 2002 года, что было приурочено к годовщине террористической атаки 9/11. В качестве основных угроз национальной безопасности США в нем был назван международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). Стратегия провозгласила концепцию упреждающих действий для предотвращения попыток государств (список стран не приводился) и террористических групп угрожать США и их союзникам применением ОМУ. "Америка будет действовать против возникающих угроз, прежде чем они полностью сформируются", говорилось в документе. Кроме того, в случае необходимости США оставляли за собой право действовать в одиночку. Помимо борьбы с терроризмом документ также провозглашал цель распространения демократии и прав человека в мире (политическая и экономическая свобода, уважение достоинства человека), увеличение степени развития и открытости обществ; расширение совместных действий с другими глобальными центрами силы, в т. ч. с Россией.

СНБ-2002 констатировала, что США и Россия перестали быть стратегическими противниками. США выражали готовность к сотрудничеству с Россией на новом уровне. РФ, которая "переживает период обнадеживающих перемен и строит свое демократическое будущее", была названа "партнером США в войне с терроризмом" (в документе слова "Россия" и "российский" упоминались 19 раз).

Стратегия, опубликованная в марте 2006 года, констатировала, что США находятся в состоянии войны с международным терроризмом. Как и предыдущий документ, она фактически стала стратегией борьбы с терроризмом как на территории США, так и за их пределами (сохранился в ней и принцип превентивного отражения угрозы, и готовность в необходимых случаях действовать в одиночку). Как и в Стратегии-2002, значительное место в документе отводилось развитию демократии в мире и недопущению распространения ОМУ. Главными врагами США были объявлены Иран, который Вашингтон обвинил в разработках ядерного оружия и предоставлении убежища террористам, и КНДР, представляющая угрозу с точки зрения распространения ядерного оружия. К числу деспотических режимов были отнесены Сирия, Куба, Белоруссия, Мьянма и Зимбабве.

Что касается России, то в докладе говорилось, что США стремятся к тесному сотрудничеству с ней по стратегическим вопросам, представляющим взаимный интерес, и надеются прийти к решению по тем вопросам, в отношении которых позиции двух стран различны. Отмечалось, что Россия в силу своего географического положения и мощи пользуется влиянием не только в своем непосредственном окружении, но и в других жизненно важных для США регионах, в том числе на Ближнем Востоке, в Южной, Центральной и Восточной Азии. При этом указывалось, что укрепление двусторонних отношений "зависит от той внешней и внутренней политики, которую будет проводить Россия". Углублению российско-американских отношений могут помочь стабильность и процветание в соседнем с Россией регионе, которые, однако, не будут достигнуты до тех пор, пока в этом регионе "не будут установлены эффективные демократические режимы (всего РФ упоминалась 17 раз).

Стратегии 2010 и 2015 годов

Стратегия, обнародованная в мае 2010 года администрацией Барака Обамы, выдвинула на первое место "обеспечение безопасности граждан США", поддержание военной мощи страны и сохранение "глобального лидерства". Как подчеркивалось в документе, "вооруженный конфликт должен быть последним средством", к которому следует прибегать лишь в случае краха дипломатических усилий. Немаловажную роль в противостоянии таким вызовам, как распространение ядерного оружия и терроризм, должны играть партнерские отношения с союзниками и другими странами. Кроме того, СНБ-2010 содержит отказ от нанесения превентивных ударов по террористам и так называемым странам-изгоям, что является отходом от политики Джорджа Буша. Помимо противодействия международному экстремизму, в новой доктрине впервые подчеркнута необходимость ведения борьбы и с терроризмом внутри страны.

США готовы "построить более глубокие и эффективные партнерства с другими ключевыми центрами влияния - в том числе Китаем, Индией и Россией". В документе отмечается, что Россия "повторно появилась на международной арене как сильный игрок", США стремятся построить с ней стабильные отношения, основанные на взаимных интересах. При этом США заинтересованы в "сильной, мирной и преуспевающей России" и готовы поддерживать усилия внутри России, направленные "на закрепление буквы закона, ответственного правительства и универсальных ценностей" (Россия упоминается 14 раз).

В феврале 2015 года Белый дом обнародовал обновленную Стратегию, в которой говорилось, что США будут стремиться к предотвращению международных конфликтов и для достижения этой цели намерены опираться на свою "дипломатию и лидерство, подкрепленные мощной военной силой". Главной угрозой для безопасности США, как и прежде, назывались террористические группировки, в т. ч. "Аль-Каида" и "Исламское государство" (запрещены в РФ). Стратегия подтверждала намерение администрации США продолжать укрепление американских вооруженных сил, которые должны быть меньше по численности, но "самыми сильными" по всем показателям. Кроме того, говорилось о необходимости противодействия распространению ОМУ и ядерных материалов и готовности добиваться всеобъемлющего соглашения с Ираном по его ядерной программе. В документе отмечалось, что США будут добиваться равного и справедливого использования всеми государствами "общих пространств" - киберпространства, космоса, мирового океана и воздушного пространства. При решении всех этих задач США по-прежнему будут опираться на своих союзников, в первую очередь - страны НАТО.

В числе существовавших на тот момент международных конфликтов в документе упоминалась ситуация на Украине. По поводу России утверждалось, что она "нарушает суверенитет и территориальную целостность Украины" и придерживается "воинственного подхода к другим соседним странам", ставя под угрозу международные нормы. "Агрессивность России" была названа как фактор, влияющий "на перспективы отношений между ведущими державами". "Мы будем сдерживать российскую агрессию, бдительно наблюдая за ее стратегическим потенциалом, а при необходимости поможем нашим союзникам и партнерам противостоять российскому принуждению. В то же время, мы будем держать двери открытыми для расширения сотрудничества с Россией по вопросам, представляющим взаимный интерес", говорилось в документе (в СНБ-2015 Россия упоминалась 15 раз).

Main image09

В настоящее время США являются не только мировым политическим, военным и финансово–экономическим лидером, но и лидером научно–техническим и технологическим. Их развитие может идти по нескольким сценариям до 2025 года в рамках существующих и сохраняющихся парадигм и до 2040 года в рамках существенно измененных парадигм мирового и национального развития, что диктует необходимость разделения прогноза на два периода – до 2025 года и 2025–2040 года.

Первый период – достаточно благополучный и даже успешный для США, характеризуется сохранением и даже возможным упрочнением их роли в мире. И не только в экономической и научно-технической областях, но и в целом – в политике и экономике – даже на фоне роста других центров силы, прежде всего Китая и Индии.

В США, по согласно прогнозу ОЭСР, внутренний спрос усилится благодаря росту благосостояния домохозяйств. Рост ВВП ускорится до 2,4% в этом году и до 2,8% в 2018 г. за счет ожидающегося увеличения бюджетных расходов.

Умеренные темпы роста сохранятся в еврозоне: ВВП 19 стран блока увеличится на 1,6% в 2017 и 2018 гг., прогнозирует ОЭСР.

В Японии финансовое стимулирование и более активное участие женщин в рабочей силе помогут ускорить рост экономики до 1,2% в этом году с 1% в 2016 г.

Рост в Китае, как ожидается, замедлится с 6,7% в 2016 г. до 6,5% в 2017 г. и до 6,3% в 2018 г., поскольку экономика осуществляет необходимый переход от ориентации на внешний спрос и тяжелую промышленность к ориентации на внутреннее потребление и сферу услуг .

Однако в долгосрочной перспективе до 2040 –2050 годов ситуация может существенно измениться в мире, что повлияет на абсолютное и относительное лидерство США.

В таблице ниже показана динамика рейтинга стран мира по ВВП согласно прогнозу PwC (более подробная информация содержится в Примечании 1 в конце пресс-релиза) .

В отчете также содержатся прогнозные показатели ВВП по рыночным обменным курсам без корректировки относительных цен. При таком расчете Китай обгонит США примерно в 2028 году, а Индия однозначно займет третье место в рейтинге крупнейших экономик мира в 2050 году, немного отставая от США.

Прогнозный рейтинг стран по размеру ВВП,
рассчитанного по паритету покупательной способности (ППС)
(в постоянных ценах 2014 года, выраженных в долларах США)

ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Прогнозируемый размер ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Прогнозируемый размер ВВП по ППС
(млрд долл. США за 2014 г.)

Общая характеристика предлагаемого сценария заключается в том, что только его реализация будет определять принципиальные рамки не только национальной безопасности, но и развития США в эти годы, как государства–20лидера ЛЧЦ, стремящегося силой сохранить созданную ими финансово–20экономическую и военно-политическую систему.

В силу этого обстоятельства прежде всего его вероятность представляется не просто наибольшей, но и единственно возможной, как минимум, в среднесрочной перспективе до 2025 года.

В самом общем виде стратегический прогноз развития США до 2040 года может выглядеть следующим образом:

В среднесрочной перспективе (до 2025 года) это лидерство, безусловно, сохранится, а, и упрочится. Единственным

На коалиционном антизападном фронте возможно формирование межцивилизационных союзов и клубов, имеющих определенную антизападную и антиамериканскую направленность во главе с некоторыми ЛЧЦ, прежде всего российской, китайской, исламской и – в более далекой перспективе бразильской, индонезийской и др. Таким образом можно утверждать, что сохранится и контроль США над системой союзов и союзников, созданной и действующей эффективно в Афганистане, Ираке, Иране, на Украине, а в конечном счете – против России. Более того, к этому союзу смогут добавиться не только отдельные страны, например, Вьетнам, но и целые ЛЧЦ, например, Индия, которая может стать к 2040 году второй по величине ВВП страной в мире.

Этот базовый сценарий развития США до 2025 года возможен к практической реализации в трех вариантах (формах).

Уже в самом начале правления Трампа проявилось стремление найти баланс между традиционными консерваторами и новыми консерваторами. Этот баланс должен представлять собой идеальную прагматическую модель политики.

Дмитрий Суслов: «Мэттис, ни Макмастер ни тем более Тиллерсон не являются неоконсерваторами. Первые два – ястребы, но ястребы – прагматики, а не идеологи. Скорее, можно говорить о постепенном формировании общего знаменателя между установками Дональда Трампа об ориентации на национальные интересы США в их узком понимании и глобалистскими традициями республиканского консервативного истеблишмента. При этом по целому ряду вопросов (односторонность, максимизация военного превосходства США, максимальная свобода рук по части оборонной политики, утилитарный подход к союзническим отношениям) эти два компонента вполне совпадают друг с другом.

Рассмотрим основные характеристики (ключевые параметры) развития США по этому варианту до 2025 года:

– В области государственного управления США наблюдается неожиданное для многих нарастание противоречий, граничащих с социальными потрясениями, во внутренней политике США по осям: – новые и старые классы и социальные слои;

– этнические группы и сообщества, особенно быстро растущие латиноамериканские;

– креативные и традиционные слои правящего класса и американского истэблишмента.

Эти противоречия наглядно проявились после победы Д.Трампа на выборах президента страны, когда традиционные социальные слои, этнические группы и част истэблишмента в основном поддержали нового президента.

– Территория не предполагает существенного изменения прежде всего потому, что падает абсолютное значение той или иной территории, хотя одновременно стремительно растет значение транспортных коридоров и международных хабов.

– Природные ресурсы будут играть возрастающее значение, не смотря на успехи ресурсо- и энергосберегающих технологий.

– Население будет играть возрастающее значение, причем уже в среднесрочной перспективе, в двух основных аспектах:

– качестве и количестве человеческого капитала, который в возрастающей степени определяет динамику развития и мощь государства;

– качестве и количестве институтов человеческого капитала, определяющих эффективности государственного и общественного управления.

– Экономика, которая всегда в последние два столетия играла определяющую роль в политике и позиции США.

– Культура и религия, которые в XXI веке стали играть исключительно важную роль в политике

– Наука и образование, определяющие в XXI веке место государства в экономическом и социально-политическом мировом укладе.

– Внешняя политика страны в соответствии с этим вариантом предполагает увеличение ее роли и значения в среднесрочной перспективе для политики США в целом, несмотря на некий эгоизм и изоляционизм, декларируемы Д.Трампом. Её развитие до 2025 года предполагает возможность сделать следующие выводы:

Это может значить только одно: дискредитация, политическое и физическое уничтожение представителей правящей элиты оппонентов превращается в политическую практику. В таком контексте смерти лидеров и послов приобретают совершенно иное звучание. Пока что на странные смерти Милошевича, Чаушеску, Каддафи, Хусейна и других лидеров публично не обращают внимание, хотя уничтожение лидеров террористов и просто бойцов с помощью в том числе ударных беспилотников стало нормой.

3. Приоритетным направлением внешней политики США до 2025 года будет борьба с международным терроризмом, рассматриваемая в широком международно-политическом и международно-правовом контексте.

– во-первых, традиционное направление борьбы с исламским терроризмом на широком фронте – от Марокко до Филиппин, –когда действия США будут совпадать с их геополитическими интересами в регионах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии и Юго-Восточной Азии. Основными объектами будут влиять международные акторы: организации и движения.

– во-вторых, военно-силовой политикой США против стран, которые они и их союзники могут причислять к субъектам МО, отождествляемым в качестве террористических – КНДР, но в конечном счете, к ним может быть отнесена и Россия;

Военная политика и вооруженные силы . Развитие этого варианта основного сценария предполагает:

1. Достаточно быстрое увеличение военных расходов, прежде всего, на НИОКР, закупки ВВСТ ми содержание личного состава, которые к концу периода могут достигнуть 1000 млрд. долларов при росте военных расходов союзников США по НАТО и по коалиции. Подобный сценарий сдержит

динамику изменения соотношения военных расходов США и других стран, в первую очередь КНР и Индии.

2. Основными стратегическими направлениями военно-силового варианта развития базового сценария США будут:

– КНР и Северо-Восточная Азия, а также Дальний Восток;

– Иран, Ирак и Ближний Восток;

– Россия и постсоветское пространство:

– Центральная и Средняя Азия;

При этом на каждом из этих стратегических направлений США будут последовательно придерживаться реализации двух принципов:

– коалиционной стратегии западной ЛЧЦ, привлечения максимально широкого круга из этого спектра государств к их активной политике, в особенности, непосредственного военного противоборства. Это видно достаточно наглядно на следующей карте, иллюстрирующей современную ВПО в бассейне Черного моря.

– сохранения военно-технического превосходства над всеми государствами, включая стран-союзников.

3. Основными формами военно-силовой борьбы будет комплексное применение всех силовых инструментов принуждения – информационных, экономических, военных, иных – против правящей элиты противостоящей страны и формирование необходимого для США общественного мнения и правил поведения, которые должны оказывать давление на правящую элиту страны.

В условиях неизбежного изменения соотношения сил в пользу других центров силы, это будет отвлекать всё большее количество ресурсов для сохранения привычно-комфортной обстановки в мире для США. Даже в том случае, если придется и избегать ненужных военных интервенций и крупных заморских специальных операций. Основными характерными чертами (параметрами) развития США по этому варианту могут быть следующие:

– В области государственного управления сохранение системы управления, при которой огромную роль играют негосударственные и транснациональные институты, созданные в последние годы, в том числе отчасти в качестве альтернативы государственным институтам, а также создание новых институтов мирового управления с помощью транснациональных корпораций, фондов и ассоциаций;

– Территориальные изменения станут частью общей политики сторонников ускоренной глобализации игнорирования государственного суверенитета не только США, но и других государств в самых разных областях – политической (навязывание внешних норм), дипломатической (свертывание дипломатических привилегий), военной (игнорирование норм поведения) и т.д.;

– Природные ресурсы в среднесрочной перспективе будут играть более важную роль в политике США. Причем произойдет переоценка значения целого ряда таких ресурсов в пользу, например, пресной воды, редкоземельных металлов, газа;

– Население приобретает исключительно важное значение при развитии по этому варианту сценария потому, что его развитие зависит от качества человеческого потенциала и институтов его развития в США, которые должны обеспечить американское лидерство;

Так, исламская ЛЧЦ будет активно использовать вооруженное противостояние по всему миру, включая террористическую деятельность. 2014–2016 годы продемонстрировали, что эта деятельность:

– во-первых, направлена преимущественно на США, как главного противника, который явно выделяется среди других представителей западной ЛЧЦ;

- во-вторых, по мере увеличения численности собственно в странах исламского мира, а также в Европе и США, будет нарастать потенциал - экономический, политический, информационный и прочий – этих этнических и религиозных групп, что будет означать быстрый рост враждебности в отношении развитых государств и прежде всего США в мире.

Нападения ИГИЛ, запрещена в России, на страны ОЭСР в 2014 - середине 2016 гг.

Эта террористическая деятельность имеет самую разную направленность и характер, но организована преимущественно из одного центра. В 2014–2016 годах таком центром преимущественно был ИГИЛ, запрещена в России. Но такие центры можно создать достаточно быстро и в будущем в случае заинтересованности какого-то государства и его спецслужб.

В этом случае США и их союзники будут менее склонны использовать военную силу в прямой форме, прибегая к новым технологиям ведения войны как наиболее приоритетным.

Состояние и прогноз сценариев развития США и их вариантов в период 2025–2040 годов.

В перспективе периода с 2025 до 2040 года США могут развиваться как в традиционной парадигме, сложившейся до 2025 годов, так и в новой парадигме или парадигмах, которые уже будут существовать к этому времени. При этом, естественно, что в любом случае сохранится инерция и определенное влияние прежнего экономического, социально-политического и военного развития. Проблема, однако, в том, насколько определяющим будет это влияние в новых условиях.

Сценарии развития США и их варианты на период 2025-2040 годов

- влияние новых парадигм (20%) и соответственно доминирование прежних парадигм (80%);

- доминирование новых парадигм (80%) и соответственно влияние старых парадигм (20%).

В качестве примера можно привести экономику США, где новым парадигмам (новому экономическому укладу) по некоторым оценкам соответствует 10% экономики и её структуры, но ожидается, что к 2025 году это соотношение достигнет 50/50.

Так, например, можно предположить, что развитие демографических тенденций в мире повлияет на внутриполитическую и внешнеполитическую ситуацию в США заметным образом. В частности, быстрое демографическое развитие стран Африки и особенно Латинской Америки неизбежно отразится на социально-экономической обстановке в мире и отношениях между США и этими государствами.

Эти изменения неизбежно приведут к дальнейшему пересмотру основных положений политического и военного искусства в целях адаптации их к новым реалиям. Так, российские эксперты И. Попов и М. Хамзатов видят эти изменения в военной области следующим образом.

Этот вариант возможен в результате явных угроз, которые возникнут США в отдельных регионах планеты. Например, на Большом Ближнем Востоке, где редко увеличатся враждебность и вырастут возможности противников США

По оценке экспертов, к 2040–50 годам демографическая ситуация в арабских странах Залива радикально изменится: численность населения некоторых из них (Ирак, Йемен, Иран) достигнет численности крупных государств.

Сценарий развития США и его варианты, основанные на новых парадигмах в 2025–2040 годы .

Очень трудно, хотя и необходимо, попытаться выделить возможные варианты Сценария развития, основанные преимущественно на новых парадигмах. Представляется, что для этого необходимо методологический обратиться к двум приемам:

Во-вторых, необходимо определить наиболее перспективные области формирования таких парадигм. Так, применительно к США, в первой половине ХХ! века можно говорить о следующих областях:

- технологической, массовому переходу всех отраслей экономики на новый технологический уклад, процесс которого обозначился в настоящее время;

- национальный, когда большинство американских граждан будут составлять этнические латино- и афроамериканцы;

Быстрый рост численности населения Ирана (до 100 млн. чел. с нынешних 40 млн.), Йемена, Ирака, Египта, Пакистана и др. стран неизбежно приведёт к изменению соотношения сил в мире, но такие же серьезные изменения могут произойти в Европе и в США, где численность мусульман может вырасти в несколько раз и даже достигнуть 20% населения некоторых стран. Некоторые оценки этого глобального влияния ислама иллюстрируют эту тенденцию следующим образом.

Этот радикальный сценарий не является фантастическим. В современной истории США конца прошлого и начала нового века немало примеров того, как возникали крупные гражданские беспорядки на этнической основе.


Американские эксперты о политике США по противодействию России в Арктическом регионе

Активизация работ в США по созданию гиперзвукового оружия

Планы развития подводного флота ВМС США

*организации запрещены на территории России

Карпович Олег Геннадьевич – доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе, директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России

Шангараев Руслан Насимович – кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления во внешнеполитической деятельности Дипломатической академии МИД России

Читайте также: