В чем суть основных направлений государственной политики в области гражданской обороны кратко обж
Обновлено: 07.07.2024
Задачи в области гражданской обороны определяются федеральным законодательством и реализуются федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями) в соответствии с основными направлениями единой государственной политики в области гражданской обороны РФ, определяемыми Президентом Российской Федерации на конкретном этапе развития государства.
Решение задач гражданской обороны осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
Начиная с 1987 года идет процесс реформирования гражданской обороны, обусловленный кардинальными изменениями в военно-политической, военно-технической и социально-экономической сферах.
Условно можно выделить два основных этапа в этом процессе.
Первый (1987-1992 гг.) - коренная перестройка гражданской обороны. В ходе этого этапа, который уже отошел в историю, проведен комплекс мер по повышению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях мирного времени. Однако следует отметить, что системных изменений в области гражданской обороны не произошло.
Второй (с 1993 г. по настоящее время) - формирование нового облика гражданской обороны. Впервые созданы законодательные основы функционирования гражданской обороны. Серьезному реформированию подверглись органы управления и войска ГО. Изменилась организационная структура гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны должны являться одной из важнейших функций государства, которое должно проявлять заботу о защите от военных опасностей всего населения страны.
Кроме основного предназначения, гражданская оборона должна быть готовой к активному участию в мероприятиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от террористических проявлений.
Исключительно важным является вопрос - к какой войне готовить гражданскую оборону. Исходя из анализа характера современных войн, гражданская оборона должна организовываться и строиться, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.
Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону.
В этих условиях основными целями ГО будут являться:
1. В локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства.
2. В войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность.
3. В войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.
Дальнейшее развитие гражданской обороны будет строиться в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны. Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.
Неизменным остается принцип заблаговременной подготовки государства к ведению гражданской обороны, которая должна осуществляться: в мирное время - в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов, в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.
Эффективную гражданскую оборону можно создать при условии, что финансирование ее мероприятий на паритетных началах осуществляют государство, субъекты РФ, органы местного самоуправления и частный сектор.
Руководство и управление гражданской обороной целесообразно осуществлять на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам Российской Федерации в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.
Можно отметить характерные особенности организации гражданской обороны в современных условиях.
Упразднен территориально-производственный принцип организации гражданской обороны. Это означает, что хотя гражданская оборона организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и ведомственную. Это вполне логично, т.к. в стране отсутствуют отраслевые ведомства.
Однако, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, первые руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.
Упразднены федеральные и другие службы гражданской обороны. В связи с этим для сохранения возможности проведения специальных мероприятий предлагается особые обязанности федеральных ведомств в области гражданской обороны (т.е. те, которые они исполняли в качестве служб ГО) определять Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях задачи, которые выполняли службы ГО, целесообразно решениями руководителей ГО возложить на соответствующие организации и учреждения. Руководители организаций будут нести персональную ответственность за выполнение этих обязанностей. Они могут вносить предложения главам администраций о порядке привлечения в военное время или в случае чрезвычайной ситуации дополнительных сил из профильных учреждений, непосредственно им не подчиненных.
Задачи в области гражданской обороны определяются федеральным законодательством и реализуются федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями) в соответствии с основными направлениями единой государственной политики в области гражданской обороны РФ, определяемыми Президентом Российской Федерации на конкретном этапе развития государства.
Решение задач гражданской обороны осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны.
Начиная с 1987 года идет процесс реформирования гражданской обороны, обусловленный кардинальными изменениями в военно-политической, военно-технической и социально-экономической сферах.
Условно можно выделить два основных этапа в этом процессе.
Первый (1987-1992 гг.) - коренная перестройка гражданской обороны. В ходе этого этапа, который уже отошел в историю, проведен комплекс мер по повышению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в условиях мирного времени. Однако следует отметить, что системных изменений в области гражданской обороны не произошло.
Второй (с 1993 г. по настоящее время) - формирование нового облика гражданской обороны. Впервые созданы законодательные основы функционирования гражданской обороны. Серьезному реформированию подверглись органы управления и войска ГО. Изменилась организационная структура гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны должны являться одной из важнейших функций государства, которое должно проявлять заботу о защите от военных опасностей всего населения страны.
Кроме основного предназначения, гражданская оборона должна быть готовой к активному участию в мероприятиях по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и от террористических проявлений.
Исключительно важным является вопрос - к какой войне готовить гражданскую оборону. Исходя из анализа характера современных войн, гражданская оборона должна организовываться и строиться, в первую очередь, на вариант войны с применением обычного высокоточного оружия с возможной эскалацией ее в войну с ограниченным применением ядерного оружия.
Вариант массированного применения ядерного оружия вряд ли целесообразно рассматривать как реальный вариант действий, так как в этом случае поражающие факторы затронут и нападающую сторону.
В этих условиях основными целями ГО будут являться:
1. В локальных войнах с обычным оружием - обеспечить максимальную защиту населения и критически важных объектов, способствовать достижению победы государства.
2. В войнах с ограниченным применением ядерного оружия - способствовать выживанию государства, оказывать эффективную помощь пострадавшему населению, обеспечить его жизнедеятельность.
3. В войнах с массированным применением ядерного оружия - способствовать восстановлению государства и экономики в возможно короткие сроки.
Дальнейшее развитие гражданской обороны будет строиться в общем комплексе с системой мобилизационной подготовки, системой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, системой обороноспособности страны. Только в этом случае можно будет достичь поставленных перед ней целей.
Неизменным остается принцип заблаговременной подготовки государства к ведению гражданской обороны, которая должна осуществляться: в мирное время - в плановом порядке в пределах объемов выделенных средств; в угрожаемый период - в ускоренном порядке на основе мобилизационных планов, в максимально короткие сроки с привлечением всех возможных средств и ресурсов.
Эффективную гражданскую оборону можно создать при условии, что финансирование ее мероприятий на паритетных началах осуществляют государство, субъекты РФ, органы местного самоуправления и частный сектор.
Руководство и управление гражданской обороной целесообразно осуществлять на основе централизации в принципиальных вопросах организации и строительства гражданской обороны с предоставлением широкого круга полномочий субъектам Российской Федерации в сфере подготовки и ведения гражданской обороны.
Можно отметить характерные особенности организации гражданской обороны в современных условиях.
Упразднен территориально-производственный принцип организации гражданской обороны. Это означает, что хотя гражданская оборона организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и ведомственную. Это вполне логично, т.к. в стране отсутствуют отраслевые ведомства.
Однако, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, первые руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.
Упразднены федеральные и другие службы гражданской обороны. В связи с этим для сохранения возможности проведения специальных мероприятий предлагается особые обязанности федеральных ведомств в области гражданской обороны (т.е. те, которые они исполняли в качестве служб ГО) определять Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
В субъектах РФ и муниципальных образованиях задачи, которые выполняли службы ГО, целесообразно решениями руководителей ГО возложить на соответствующие организации и учреждения. Руководители организаций будут нести персональную ответственность за выполнение этих обязанностей. Они могут вносить предложения главам администраций о порядке привлечения в военное время или в случае чрезвычайной ситуации дополнительных сил из профильных учреждений, непосредственно им не подчиненных.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 № 171-ФЗ).
-
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
Требования в области гражданской обороны – специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Схема управления гражданской обороной в Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённые Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696
Целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
Задачами государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;
в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;
г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;
д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;
е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;
ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;
з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;
и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;
к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.
Приоритетными направлениями государственной политики в области гражданской обороны являются:
а) совершенствование нормативно-правовой, нормативно-технической и методической базы в области гражданской обороны с учетом изменений, вносимых в законодательные акты Российской Федерации, и внедрения в Российской Федерации системы стратегического планирования;
б) совершенствование системы управления гражданской обороной, систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
в) совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;
г) развитие сил гражданской обороны путем совершенствования их организации и подготовки к использованию по предназначению, а также путем повышения уровня их оснащенности современной специальной техникой;
д) повышение качества подготовки населения в области гражданской обороны;
Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Основные задачи в области ГО и защиты от ЧС:
Подготовка населения в области ГО и защиты от ЧС.
Основными задачами подготовки населения в области гражданской обороны являются:
а) изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, освоение практического применения полученных знаний;
б) совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне.
Оповещение населения о ЧС.
Пункт 1.2.1. Оповещение населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения города Москвы сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите (далее сигналы оповещения и экстренная информация о чрезвычайных ситуациях).
Пункт 5.6. Организации, расположенные на территории города Москвы и привлекаемые к обеспечению оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях:
– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию объектовые системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, обеспечивают их сопряжение с региональной системой оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ)
Пункт 2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СИЗ для населения включают в себя средства индивидуальной защиты органов дыхания и медицинские средства индивидуальной защиты.
Пункт 3. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.
Раздел II. Организация обеспечения населения СИЗ
Статья 6. Обеспечению СИЗ подлежит население, проживающее и (или) работающее на территориях в пределах границ зон:
– защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
– возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
Статья 7. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:
– организациями – работников этих организаций.
Статья 9. Накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется:
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, – СИЗ органов дыхания от аварийно химически опасных веществ, в результате распространения которых может возникнуть данная зона возможной опасности, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) СИЗ увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, – респираторы из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) респираторов увеличивается на 1% от их потребности для обеспечения замены неисправных;
– для работников организаций и населения, проживающего и (или) работающего на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, – медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.
К объектам гражданской обороны относятся:
убежище – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно– химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах;
противорадиационное укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени;
укрытие – защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности;
иные объекты гражданской обороны – объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне, в том числе для санитарной обработки людей и животных, дезактивации дорог, зданий и сооружений, специальной обработки одежды, транспортных средств и других неотложных работ.
Пункт 3. Убежища создаются:
– для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
– для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.
Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
Укрытия создаются:
– для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
– для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
Пункт 4. Для населения, проживающего в безопасных районах, и населения, эвакуируемого из зон возможных сильных разрушений, возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в безопасных районах используются и приспосабливаются в период мобилизации и в военное время заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространств.
Оказание первой помощи
Статья 31. Первая помощь
Пункт 1. Первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.
Пункт 4. Водители транспортных средств и другие лица вправе оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь:
1. Отсутствие сознания.
2. Остановка дыхания и кровообращения.
3. Наружные кровотечения.
4. Инородные тела верхних дыхательных путей.
5. Травмы различных областей тела.
6. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения.
7. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур.
8. Отравления.
Организационно-распорядительные документы по вопросам ГО и защиты от ЧС, разрабатываемые в образовательной организации
Руководитель образовательной организации организует планирование, разработку (переработку), согласование (при необходимости) и утверждает:
2. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на год.
Основные документы по вопросам гражданской обороны и защите от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемые в образовательной организации.
Государственная политика Российской Федерации в области гражданской обороны – это система официальных взглядов на оборонное строительство и обеспечение безопасности государства, а также основных направлений политического, экономического, социального и иного характера, реализуемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по совершенствованию подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Государственная политика в области гражданской обороны на период до 2010 года утверждена Президентом Российской Федерации 5 января 2004 года.
Основными задачами гражданской обороны по осуществлению государственной политики в этой области являются:
- в мирное время — создание органов управления гражданской обороны, подготовка сил гражданской обороны, обучение населения, поддержание в готовности, модернизация и дальнейшее развитие средств защиты, накопление ресурсов, необходимых для выполнения мероприятий гражданской обороны, создание условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведение комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В случаях крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при терактах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ;
- в период нарастания военной угрозы — выполнение комплекса спланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны, организаций (исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований) к переводу на организацию и состав военного времени, а также органов власти всех уровней к переводу на работу в условиях военного времени. С объявлением мобилизации на гражданскую оборону возлагается выполнение всего объема мероприятий по ее переводу с мирного на военное время в установленные сроки;
- в военное время — проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих максимальное сохранение жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, повышение устойчивости экономики в условиях применения противником средств поражения, в том числе оружия массового поражения (ОМП).
Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны является:
- развитие нормативно-правовой базы;
- совершенствование систем управления и оповещения;
- повышение эффективности защиты населения, материальных и культурных ценностей;
- развитие сил гражданской обороны;
- обучение населения, подготовка руководящего состава, нештатных аварийно-спасательных формирований гражданской обороны;
- сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- формирование и развитие системы научных знаний в области гражданской обороны;
- развитие международного сотрудничества в области гражданской обороны.
Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.
�Основы государственной политики в области гражданской обороны�
Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при велении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации. Федерального закона �О гражданской обороне� и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов:
защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;
мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;
мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно, с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций;
гражданская оборона является предметом совместного веления Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.
Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:
обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;
обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от
уровня высших угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы;
гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 года и выполняет гуманную миссию - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;
в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны;
совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановление на всех уровнях института руководителей гражданской обороны, создание служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны;
совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны и поисково-спасательной службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в НАСФ, а сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны � в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному неведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты; реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;
дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально-экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения;
развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР;
активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран � участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 �Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях�.
Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно-технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа.
Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно-политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обуславливается тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейшие функции:
оборонную � решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
социальную - обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасением и оказанием помощи пораженным и пострадавшим;
экономическую � сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны.
Читайте также: