В чем суть основных направлений государственной политики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Комментарии к ст. 210 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

2. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, осуществляемый государственными органами, отвечает положениям соответствующих конвенций МОТ, ратифицированных Российской Федерацией.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда в Российской Федерации осуществляют:

Федеральная служба по труду и занятости (Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости") - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

Федеральная инспекция труда (Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда");

Государственная экспертиза условий труда (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации");

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору");

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ (Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании");

органы прокуратуры (Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").

3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профсоюзы и иные представительные органы работников. Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников закреплено в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

4. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения и предотвращения этих негативных явлений. Именно поэтому оно вошло в перечень Основных направлений государственной политики в области охраны труда. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний устанавливается в Постановлении Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний". Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определен ст. ст. 227 - 231 ТК, а также Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".

5. Механизм и порядок возмещения вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется ГК, а также Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

6. Названным Федеральным законом предусмотрена обязанность работодателя страховать свою ответственность за вред, причиненный здоровью работника в процессе трудовой деятельности. При этом ставились 2 основные задачи. Первая - повышение социальной защищенности пострадавших и иждивенцев лиц, погибших на производстве, законные интересы которых зачастую ущемлялись вследствие тяжелого финансового положения многих организаций, явившегося следствием системного кризиса периода реформирования социально-общественного строя государства, в том числе лиц, пострадавших в уже ликвидированных организациях. Вторая - создание механизма экономической заинтересованности работодателя в обеспечении безопасных условий труда и снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Первая задача решена путем введения обязательного страхования работодателем работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантирования выплат в возмещение вреда пострадавшим вне зависимости от финансового положения работодателя.

Решение второй задачи осуществляется путем установления для страхователей размера страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, а также применения скидок и надбавок к страховому тарифу, размер которых зависит от состояния условий и охраны труда на производстве.

Установленные ранее виды, основания для назначения и порядок определения размера пособий с введением названного Федерального закона не изменились.

Единственным законным страховщиком по этому виду страхования в настоящее время определен ФСС РФ. При этом не ограничиваются права работодателя заключать наряду с договором об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний договоры о дополнительном страховании с иными страховыми компаниями.

7. За работу в тяжелых и вредных условиях труда для работников определены компенсации, гарантированные государственными органами. При этом действуют нормативные правовые акты, принятые организациями бывшего СССР.

К числу установленных компенсаций можно отнести:

льготное пенсионное обеспечение (Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"). Пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам по достижении 50 или 55 лет, женщинам - по достижении 45 или 50 лет. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, Постановлениями Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130, от 24 апреля 1992 г. N 272 и от 3 февраля 1994 г. N 85;

сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. В соответствии с указанным Списком на отдельных видах работ рабочий день сокращается до 6 ч, а продолжительность дополнительного отпуска может достигать 24 рабочих дней;

доплаты за условия труда на рабочих местах, на которых выполняются работы, предусмотренные отраслевыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядка применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда"). В соответствии с указанным Типовым положением доплаты могут составлять от 4 до 24% тарифной ставки (оклада) соответственно на работах с тяжелыми и вредными, с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда;

бесплатное лечебно-профилактическое питание, предоставляемое лицам, работающим на отдельных видах работ.

8. Государственная статистическая отчетность об условиях труда, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Приказом Федеральной службы государственной статистики от 2 июля 2008 г. N 153 утв. статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за численностью и составом населения, травматизмом на производстве и деятельностью в сфере здравоохранения на 2009 год, в том числе утв. годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях".

9. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах РФ являются, как правило, базовые центры охраны труда. В настоящее время РИСОТ содержит более 1 тыс. законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, включая государственные стандарты, санитарные, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется.

10. Международное сотрудничество в области охраны труда в Российской Федерации осуществляется в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой она является. МОТ основана в 1919 г., в 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одна из самых важных функций МОТ - принятие с участием представителей правительств, работодателей и работников конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые нормы. Ратифицируя эти конвенции, государства-члены берут на себя обязательства последовательно осуществлять их положения. Рекомендации служат руководством в области политики, законодательства и практики в области трудовых отношений.

11. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно прошедшая обязательную сертификацию или декларирование соответствия спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ. Приобретение средств индивидуальной защиты и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя. Постановлением Минтруда России от 18 декабря 1998 г. N 51 утв. Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (см. также комментарий к ст. 221 ТК).

Нормы обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями и устройствами (в состав санитарно-бытовых помещений входят гардеробные, душевые, умывальные, уборные, курительные, места для размещения душевых, устройств питьевого водоснабжения, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды и др.) устанавливаются строительными нормами и правилами (СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания").

12. Норма комментируемой статьи, предусматривающая сотрудничество органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профсоюзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в целях обеспечения безопасности и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, является одним из элементов системы государственного управления охраной труда и отражает принцип социального партнерства.

13. Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. N 586. Ее принятие предусмотрено п. 12 Плана мероприятий по реализации в 2008 - 2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 170-р.

Программа направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда, снижение смертности от предотвратимых причин, увеличение продолжительности жизни и улучшение здоровья работающего населения.

Программа представляет собой комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области охраны труда.

Для реализации Программы требуется объединение усилий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(с изменениями на 6 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечения их взаимодействия с институтами гражданского общества

2. Правительству Российской Федерации:

б) обеспечить решение федеральными органами исполнительной власти задач, предусмотренных Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;

в) осуществлять контроль за ходом реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и представлять ежегодные доклады Президенту Российской Федерации.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года при осуществлении своей деятельности в этой сфере.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Москва, Кремль
19 декабря 2012 года
N 1666

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 декабря 2012 года N 1666

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года

(с изменениями на 6 декабря 2018 года)

I. Общие положения

1. Настоящая Стратегия является документом стратегического планирования в сфере национальной безопасности Российской Федерации, определяющим приоритеты, цели, принципы, задачи, основные направления государственной национальной политики Российской Федерации, а также инструменты и механизмы ее реализации.

2. Настоящая Стратегия разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности Российской Федерации, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, обеспечения конституционных прав и свобод граждан, гармонизации общественных и государственных интересов, а также в целях координации деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления (далее также - государственные органы и органы местного самоуправления) и их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Настоящая Стратегия основывается на принципах демократического федеративного государства.

3. Правовую основу настоящей Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, документы стратегического планирования в сферах социально-экономического развития, обеспечения национальной безопасности, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, а также иные документы, регулирующие деятельность в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

4_1. Настоящая Стратегия учитывает многовековой историко-культурный опыт становления и развития российской государственности, основанный на взаимодействии и сотрудничестве народов, населяющих Российскую Федерацию.

4_2. Для целей настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

а) государственная национальная политика Российской Федерации - система стратегических приоритетов и мер, реализуемых государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и направленных на укрепление межнационального согласия, гражданского единства, обеспечение поддержки этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, недопущение дискриминации по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на профилактику экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

б) многонациональный народ Российской Федерации (российская нация) - сообщество свободных равноправных граждан Российской Федерации различной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, обладающих гражданским самосознанием;

в) гражданское единство - основа российской нации, признание гражданами Российской Федерации суверенитета государства, его целостности, единства правового пространства, этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации, исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, равных прав на социальное и культурное развитие, на доступ к социальным и культурным ценностям, солидарность граждан в достижении целей и решении задач развития общества;

г) общероссийская гражданская идентичность - (гражданское самосознание) - осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества;

д) межнациональные (межэтнические) отношения взаимодействие людей (групп людей) разных национальностей (разной этнической принадлежности) в различных сферах трудовой, культурной и общественно-политической жизни Российской Федерации, оказывающих влияние на этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации и гражданское единство;

е) национально-культурные потребности (этнокультурные потребности) - потребности людей (групп людей) в самоидентификации, сохранении и развитии своих культуры и языка;

ж) народы, национальности, этнические общности в Российской Федерации - национальный и этнический состав населения Российской Федерации, образующий этнические общности людей, свободно определяющих свою национальную и культурную принадлежность;

з) этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации - совокупность всех этнических культур и языков народов Российской Федерации.

5. Приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации являются:

а) укрепление гражданского единства, гражданского самосознания и сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

б) сохранение этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации;

в) сохранение русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

г) гармонизация межнациональных (межэтнических) отношений, профилактика экстремизма и предупреждение конфликтов на национальной и религиозной почве;

д) создание дополнительных социально-экономических, политических и культурных условий для улучшения социального благополучия граждан, обеспечения межнационального и межрелигиозного мира и согласия в Российской Федерации, прежде всего в регионах с высокой миграционной активностью, со сложным этническим и религиозным составом населения, а также на приграничных территориях Российской Федерации;

е) соблюдение прав коренных малочисленных народов Российской Федерации;

ж) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с Российской Федерацией и добровольному переселению в Российскую Федерацию.

7. Настоящая Стратегия должна способствовать выработке государственными органами и органами местного самоуправления, а также институтами гражданского общества единых подходов к решению вопросов государственной национальной политики Российской Федерации.

8. Настоящая Стратегия носит комплексный межотраслевой социально ориентированный характер и направлена на развитие потенциала многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

II. Современное состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации

9. Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира. На ее территории проживают представители выше 190 национальностей (по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, сформированным на основе самоопределения граждан). Большинство народов России на протяжении веков формировались на территории современного Российского государства и внесли свой вклад в развитие российской государственности и культуры.

10. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством. В Российской Федерации используется 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 105 языков, из них 24 - в качестве языка обучения, 81 - в качестве учебного предмета.

11. Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим звеном которого исторически являлся русский народ. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм.

11_1. Общероссийская гражданская идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

12. Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений в Российской Федерации.

13. За период реализации настоящей Стратегии с 2012 по 2018 год достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в Российской Федерации. По итогам социологических опросов 78,4 процента граждан от общего количества опрошенных положительно оценивают состояние межнациональных (межэтнических) отношений, 93 процента граждан отмечают отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, при этом уровень общероссийской гражданской идентичности составил 84 процента.

13_1. Важными этапами в решении вопросов государственной национальной политики Российской Федерации стали создание федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по выработке и реализации государственной национальной политики, принятие законодательных актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за нарушения в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, учреждение премии Президента Российской Федерации за вклад в укрепление единства российской нации. В рамках Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" учреждена номинация "Укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне". Проводится ежегодная Всероссийская просветительская акция "Большой этнографический диктант". В целях кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих государственную национальную политику Российской Федерации, был разработан и утвержден профессиональный стандарт "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".

13_2. Значимым событием для укрепления общероссийской гражданской идентичности стало принятие в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Вызванный этим патриотический подъем способствовал реализации мер государственной национальной политики Российской Федерации, активизации участия институтов гражданского общества в гармонизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, снижению рисков и угроз возникновения в стране межнациональных конфликтов.

14. Вместе с тем в сфере межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений имеются проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации. К таким проблемам относятся:

а) распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

б) возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной зарубежных региональных конфликтов;

в) гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

Политика — сфера социальной жизни и деятельности, связанная с отношениями власти-подчинения в обществе, с завоеванием, удержанием, пользованием властью.

Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать свое влияние на других людей.

Сущность политики можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для исполнения их общественных запросов и потребностей.

Политика как особый вид регуляции социальной жизни необходима для того, чтобы согласовывать интересы различных социальных слоев и групп, вырабатывать общие для всех правила и нормы, следить за их исполнением.

Сущность политики проявляется в содержании и форме.

  1. В содержании: определяется целью, принципами, задачами, условиями и приоритетами деятельности субъектов политики.
  2. В форме: внешнее проявление политической деятельности (правовая форма закреплена в законодательстве).

Виды и направления государственной политики

Экономическое направление: определяет основные направления государства в сфере экономики для исполнения целей государства. Основными целями государства для исполнения экономической политики являются:

  • развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • совершенствование национально-производственного комплекса;
  • занять место крупных корпораций на мировом рынке;
  • условия для создания наиболее эффективного производства;
  • активизация инвестиционных процессов.

Для того чтобы реализовывать экономическую политику, для нее нужны вспомогательные ресурсы. Такими ресурсами будут являться фискальная, монетарная и внешнеэкономические политики.

Социальное направление: базируется на контроле общественных отношений в социально-культурной сфере. Принципами такой политики будут служить экономические свободы граждан и признание прав предпринимателей, гендерное равенство, участие граждан в социальном управлении, доверие к регулирующей роли рынка, социальная справедливость и солидарность в обществе.

Региональное направление: принципы базируются на статистике регионов. Для правильного хода данной политики, в регионе нужно выделить следующие критерии:

  • наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
  • данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
  • в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
  • в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
  • регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
  • в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны.

Направление культуры: поддержание культурно-исторических ценностей и материалов для общего пользования граждан.

Внутренняя и внешняя политика

Внутренняя политика — единство направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни.

Внутренняя политика базируется на реальных потребностях людей, которые основываются на Конституции РФ:

  • права и свободы человека и гражданина являются приоритетом и абсолютно действуют на территории государства;
  • все равны перед законом и судом;
  • достоинство граждан находится под охраной государства;
  • государством гарантируется равенство свобод и прав человека и гражданина независимо от его происхождения, расы и др.;
  • осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

К функциям внутренней политики относят:

  • политическую;
  • правовую;
  • социальную;
  • экономическую и др.

Внешняя политика — деятельность государства на международной арене, которая регулирует отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: зарубежными партиями, государствами, иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

Основными целями внешней политики являются:

  1. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного.
  2. Обеспечение государственной безопасности.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Так как с помощью внешней политики осуществляются построение отношений с другими субъектами международной арены, у нее должны быть функции.

К функциям внешней политики относят:

  • оборонительную;
  • защитную;
  • представительскую;
  • торгово-организационную.

Реализация государственной политики в России сегодня

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешней политики страны.

Приоритеты государственной политики современной России основываются на инвестициях в граждан, а стратегическая цель — повышение качества жизни граждан. Важное значение в обеспечении благосостояния населения имеют жилье, образование, здравоохранение.

Цель реализации формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России. Достижение цели связано с проведением следующих мероприятий:

  • по государственной поддержке спроса на рынке жилья — стабилизация уровня спроса на рынке жилья, сохранение объемов строительства нового жилья и, как результат, поддержка строительных организаций и организаций, осуществляющих производство строительных и отделочных материалов;
  • по повышению качества жилищного фонда, жилищных и коммунальных услуг — переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проведение капитального ремонта многоквартирных домов, модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
  • по развитию массового жилищного строительства — развитие коммунальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение новых микрорайонов массовой малоэтажной и многоквартирной застройки автомобильными дорогами, вовлечение в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Принципы политики современных государств

Принципами политики современных государств являются следующие пункты:

  1. Социальная справедливость.
  2. Доступность медицинской помощи, жилья, образования.
  3. Повышение материального и культурного уровня жизни всех членов общества, улучшение условий труда и быта, охрана окружающей среды.
  4. Развитие социальной активности всех членов общества, раскрытие, обогащение и использование всех созидательных способностей человека, сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью.

При проведении социальной политики современные государства руководствуются рядом установок:

  1. Принцип социальной сплоченности, как основное условие повышения ответственности государства, работодателей и работников за реализацию прав человека в социально-трудовой сфере.
  2. Принцип комплексного подхода при определении цены труда с помощью договорных и государственных методов регулирования оплаты труда, которые позволяют формировать мотивацию к высокоэффективному труду, обеспечивать платежеспособный спрос населения и создавать основу для социальной стабильности в обществе.
  3. Принцип достойной оплаты труда, применение которого позволяет обеспечивать широкий круг потребностей работника и его семьи.

В 1966 году Генеральной Ассамблеей ООН был принят Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, который гарантировал:

Основные направления политики – это сферы государственной политики, направленные на решение внутренних проблем государства и отстаивание интересов государства на международной арене.

В любом государстве для создания положительной атмосферы в обществе существуют разные направления политики: государственное, социальная, национальная, демографическая, аграрная, научно-техническая, культурная, внешняя, военная, геополитическая, мировая.

Внутренняя и внешняя политика государства неразрывно связаны друг с другом.

Внутренняя политика государства

Внутренняя политика государства – это сфера государственной политики, непосредственно касающаяся внутренних вопросов государства (государственных программ, законов, административных решений).

Внутренняя политика охватывает решение вопросов образования, здравоохранения, бизнеса, энергетики, правоохранительных органов, природных ресурсов, финансов и налогов, личных прав и свобод, социального обеспечения.

Внутренняя политика государства регулирует взаимоотношения между общественными субъектами в государстве и представляет собой систему деятельности государства в разных направлениях: образовательное, научное, социальное, демографическое, правоохранительное, военное и др. Все направления деятельности любого государства должны обеспечивать положительные условия развития и функционирования всех основных областей жизнедеятельности общества, его стабильности, жизнеспособности и целостности.

Рассматривая внутреннюю политику как совокупность направлений деятельности государства, можно выделить основные направления:

Готовые работы на аналогичную тему

  • социальная политика - отвечает за обеспечение интересов, согласованных с различными социальными слоями населения, уравновешивает межклассовые, межконфессиональные и межэтнические, и другие отношения в обществе;
  • национальная политика - регулирует взаимоотношения между этническими группами и нациями;
  • демографическая политика - это совокупность мер государства, которые обеспечивают регулирование народонаселения и миграционные процессы;
  • экономическая политика - это комплекс мер, направленных на достижение общественно значимых целей, таких, как обеспечение сбалансированного развития государства в экономике и её отраслей; направление цели экономической политики напрямую зависят от состояния экономики государства;
  • аграрная политика (сельскохозяйственная политика) направлена на обеспечение развития сельскохозяйственного сектора экономики, роста жизненного уровня населения;
  • научно-техническая политика - должна всячески содействовать научно - техническому прогрессу государства, и его развитию, она является составной частью образования в широком смысле;
  • культурная политика всегда направлена на укрепление и развитие творческого потенциала государства, улучшение образовательной и просветительной базы, а также обеспечение духовно-творческого прогресса общества;
  • оборонная или военная политика - направлена на обеспечение надежной защиты суверенитета, территориальной целостности и рубежей страны, а соответственно развитие вооружения армии и военно-промышленного комплекса;
  • геополитика - объединяет в себе вопросы социального, экономического, политического, правового, а также военного, гуманитарного сотрудничества с другими государствами, геополитика направлена на обеспечение участия страны в решении глобальных проблем современности;
  • мировая политика - это взаимодействия национальных государств и международных организаций в региональной или глобальной форме для достижения определенных целей, способы международного сотрудничества.

Демографическая политика имеет три основных направления: здравоохранительное обеспечение положительных условий для жизнедеятельности, укрепление здоровья и др.; миграционное направление регулирует все процессы миграции; семейное направление сохранение института семьи, регулирование рождаемости;

Мировая политика направлена на обеспечение прочного и достойного положения своему государству в глобальном сообществе, участие в деятельности международных организаций, участие в разрешении международных проблем и конфликтов в системе международных отношений

Внешняя политика государства

Внешняя политика - это взаимодействие и деятельность государств, при котором должны учитываться национальные интересы и обеспечиваться их защита на международной арене, предусматриваться методы их реализации. Все страны независимо от их государственного устройства и национальных приоритетов считают основным направлением внешней политики повышение материального и духовного уровня жизни общества, обеспечение безопасности государства и полный контроль над вмешательством во внутренние дела внешнего характера.

Внешняя политика направлена на полную защиту национальных интересов во взаимоотношениях с другими государствами.

Используя властные отношения, правительства выражают волю народа в международной политике, сохраняя и развивая национальную индивидуальность. Характеризовать внешнюю политику можно по направлениям деятельности государства на международной арене.

Основные направления внешней политики государств:

  • гарантирование безопасности государства от всякого рода нападений (терроризм, военные наступления, искусственно - созданные революции);
  • обеспечение роста и развития экономического, военного, морального, интеллектуального и политически значимого потенциала государства;
  • повышение уровня престижа государства в международных отношениях.

Внешняя политика государства помогает решить определенные задачи, закрепленные во внешних политических функциях государства. К таким задачам относят соблюдение и охрана границ, государственная безопасность, дипломатические отношения, налаживание контактов с другими странами, всесторонние торговые отношения.

Внешняя и внутренняя политика связаны между собой в общей политике государства. Успешность или обратный процесс соответственно влияют друг на друга. Достижения внешней политики положительно влияют на соответствующие процессы. Положительная внутренняя политика повышает престиж государства на международной арене. Стоит отметить, что внешняя политика всегда зависит от внутриполитических направлений государства, но это не значит, что внешняя политика не играет ведущей роли. Главная задача общей политики государства - интересы общества.

Читайте также: