В чем суть косовского кризиса какова роль россии в конфликте вокруг косова кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Международные конфликты начала XXI века.

Конфликт в Косово

Выполнила студентка 43А группы:

Платонова Яна Владимировна

Проверил преподаватель ОГБПОУ УПК:

Плахотнюк Анна Павловна

Исторические корни проблемы…………………………………………. 4

Создание Косовской армии………………………………………………..5

Попытки мирного решения конфликта……………………………………7

Провозглашение независимости Косово и Метохии……………………..9

Косово (серб. Косово, алб. Kosova) – согласно Конституции Сербии, это автономный край Косово и Метохия в составе Сербии. Столица Косово – город Приштина, форма правления – республика, президент – Фатмир Сейдиу (избран 10 февраля 2006 года).

Проблема Косов и Метохии насчитывает несколько веков. Помимо многовековой турецкой оккупации и великоалбанской экспансии, проблему особенно обострили нацистская оккупация (1941-1945гг.), коммунистическая антидемократическая и антисербская власть последних 55 лет (1945-1999гг.), а в последние пять лет - грубое вмешательство в непрекращающуюся драму Косово и Метохии евро-американских сил.

От того, насколько эффективным станет ответ Сербии и её союзников на этот вызов времени, зависит конфигурация всего будущего мира, что и обусловило актуальность нашего исследования.

Целью реферата стало выяснение причин международного конфликта в Косово.

Поставлены следующие задачи :

Подобрать источники для знакомства с причиной конфликта в Косово;

Рассмотреть истоки проблемы Косово;

Проанализировать переговоры по статусу Косово;

Определить реакцию мирового сообщества на провозглашение независимости Косово.

Были подобраны следующие методы исследования: обработка, анализ научных источников; анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования – проблема Косово.

Исторические корни проблемы

Данный конфликт, как это нередко бывало на протяжении всей истории человечества, начался на религиозной почве. Состав населения Косова и Метохии ещё до Второй мировой войны был смешанным, состоящим из албанцев-мусульман и сербов-христиан. Несмотря на длительное совместное проживание, отношения между ними были крайне враждебными.

Как свидетельствуют исторические материалы, ещё в период Средневековья на территории современных Косова и Метохии сформировалось ядро сербского государства. Начиная с середины XIV века и на протяжении последующих четырёх столетий там, недалеко от города Печ, находилась резиденция сербского патриарха, что придавало краю значение центра духовной жизни народа. Исходя из этого, в конфликте, ставшем причиной начала Косовской войны, сербы ссылались на свои исторические права, а их оппоненты-албанцы - лишь на этнические.

1981 г. в Косово вспыхнуло антисербское восстание. В крае было введено чрезвычайное положение, однако нормализовать обстановку центральной сербской власти так и не удалось. На протяжении последующих восьми лет массовые выступления албанцев неоднократно повторялись. В те годы по всей Югославии шла многосторонняя перекрестная миграция: сербы из других республик возвращались в Сербию, хорваты - в Хорватию. Албанцы потянулись в Косово. Активность косовских албанцев привела к подъему сербского национального движения.

Сербы оказались в Косовом национальном меньшинстве, не смогли приспособиться к этому и чувствовали себя неуютно. Выдвижение албанских кадров сербы считали дискриминацией. Они стали уезжать. Сербы были специалистами высокой квалификации, учеными, врачами, их отъезд болезненно сказался на состоянии Косово.

Весной 89-го центральные власти Югославии, опасаясь роста сепаратистских настроений среди косовских албанцев, фактически упразднили автономный статус этого края. В мае 1989 года Милошевич избран председателем Президиума Социалистической республики Сербия.

В сентябре 1991 г. на фоне распада Югославской федерации косовские албанцы провозгласили независимость и создали Республику Косово. В мае 1992-го они провели выборы президента и парламента. Президентом непризнанной республики стал писатель Ибрагим Ругова. Естественно, что Белград считал все эти действия незаконными. В Косово сложилось двоевластие. Албанцы не признавали власть Белграда, а сербы - Косовскую республику.

Таким образом, сложившаяся ситуация крайне негативно отражалась на экономике Югославии и на её политико-идеологическом состоянии. Кроме того, значительно нагнетали обстановку косовские сербы – христиане, оказавшиеся в меньшинстве среди мусульман края и подвергавшиеся с их стороны жёсткому притеснению. Чтобы заставить власти отреагировать на их петиции, сербы были вынуждены совершить несколько маршей протеста на Белград.

Создание Косовской армии

Правительство Югославии сформировало для решения проблемы рабочую группу и направило её в Косово. После детального ознакомления со сложившейся обстановкой все претензии сербов были признаны обоснованными, однако никаких решительных мер принято не было. Через некоторое время туда же прибыл вновь избранный глава югославских коммунистов С. Милошевич, однако и его визит способствовал лишь обострению конфликта, так как стал причиной кровопролитных столкновений сербских демонстрантов с полицией, полностью укомплектованной из албанцев.

Имеются многочисленные свидетельства участников событий тех лет о том, что до 1998 года подготовка боевиков проводилась с соблюдением требований конспирации в многочисленных спортивных клубах Косова. Когда же югославская война стала очевидной реальностью, занятия были продолжены на территории Албании и открыто проводились инструкторами американских и британских спецслужб.

Активные боевые действия начались 28 февраля 1998 года, после официального заявления АОК о начале войны за независимость Косова. Вслед за этим сепаратисты совершили ряд нападений на полицейские участки. В ответ на это югославские войска атаковали несколько населённых пунктов в Косово и Метохии. Жертвами их действий стали восемьдесят человек, в большинстве своём женщины и дети. Этот акт насилия в отношении мирного населения вызвал широкий резонанс во всём мире.

В последующие месяцы война в Косово разгорелась с новой силой, и к осени того же года более тысячи мирных жителей стали её жертвами. С охваченной войной территории начался массовый отток населения всех вероисповеданий и национальностей. В отношении же тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел покинуть родину, югославскими военными были совершены многочисленные преступления, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации.

Мировая общественность пыталась воздействовать на правительство Белграда, и Совет Безопасности ООН принял по этому поводу соответствующую резолюцию. Документ предусматривал в качестве крайней меры начало бомбардировок Югославии в случае продолжения насилия.

Эта мера устрашения возымела определённое действие, и в октябре 1998 года было подписано перемирие, но, несмотря на это, косовцы продолжали гибнуть от рук югославских солдат, а с начала следующего года военные действия возобновились в полном объёме.

Попытки мирного решения конфликта

Ещё в большей степени внимание мировой общественности косовская война привлекла после того, как в конце января 1999 года в городе Рачаке югославскими военными были расстреляны сорок пять мирных жителей, обвинённых в связях с сепаратистами. Это преступление вызвало волну возмущений во всём мире.

В следующем месяце во Франции состоялись переговоры представителей враждующих сторон, но, несмотря на все усилия присутствовавших представителей ООН, положительных результатов они не принесли. В ходе переговоров представители стран Запада поддерживали косовских сепаратистов, выступавших за независимость Косова, тогда как российские дипломаты приняли сторону Югославии, лоббируя её требования, направленные на целостность государства.

Белград счёл для себя неприемлемым ультиматум, выдвинутый странами НАТО, и в результате этого в марте начались бомбардировки Сербии. Продолжались они в течение трёх месяцев, пока в июне глава Югославии С. Милошевич не отдал приказ о выводе войск из Косова. Однако косовская война была ещё далека от своего завершения.

Впоследствии, когда события в Косово стали предметом рассмотрения международного трибунала, заседавшего в Гааге, представители НАТО объяснили начало бомбардировок желанием положить конец этническим чисткам, проводимым югославскими спецслужбами в отношении албанской части населения края.

В июне того же года, согласно декларации ООН, на территории Косова и Метохии был введён контингент миротворческих сил, состоящий из подразделений войск НАТО и России. Вскоре удалось достигнуть соглашения с представителями албанских боевиков о прекращении огня, но, несмотря ни на что, локальные столкновения продолжались, и в них гибли десятки мирных жителей. Общее же число жертв продолжало неуклонно расти.

Это стало причиной массового оттока из Косово двухсот пятидесяти тысяч проживавших там христиан – сербов и черногорцев, и вынужденного переселения их в Сербию и Черногорию. Часть их вернулась обратно уже после того, как в 2008 году была провозглашена Республика Косово, но их число было весьма незначительным.

Так, по данным ООН, в 2009 году оно составило всего семьсот человек, через год увеличилось до восьмисот, но затем с каждым годом стало сокращаться.

Таким образом, вопрос о статусе Косова вызывает много споров и разногласий. В результате активных боевых действий военно-воздушных и военно-морских сил НАТО против Союзной Республики Югославии и под давлением дипломатии руководство Югославии было вынуждено согласиться вывести с территории Автономного края Косова и Метохии военные и полицейские силы, тем самым утратив фактический контроль над ней. С июня 1999 года Косово и Метохия находится под управлением администрации ООН и под фактическим военным протекторатом НАТО.

Провозглашение независимости Косово и Метохии

В ноябре 2001 года албанские сепаратисты провели на своей территории выборы, по результатам которых ими было сформировано правительство во главе с И. Ругова. Следующим их шагом стало заявление о независимости края и создания на территории Косова и Метохии независимого государства. Вполне понятно, что югославское правительство не сочло их действия легитимными, и война в Косово продолжалась, хотя и приняла форму затяжного, едва тлеющего конфликта, уносящего, тем не менее, сотни жизней.

В 2003 году в Вене была вновь предпринята попытка, сев за стол переговоров, найти путь к решению конфликта, однако она была столь же безрезультатной, что и четыре года назад.

17 февраля 2008 года Парламент Косова в одностороннем порядке объявил о независимости от Сербии и о формировании суверенного государства Республика Косово. Однако, согласно конституции Сербии, парламент края не обладает необходимыми для отделения полномочиями, поэтому объявление независимости нелегитимно, и Косово по-прежнему входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия.

18 февраля 2008 года Афганистан, Тайвань и ряд европейских стран первыми признали независимость Косова. Первой такое решение приняла Франция, а затем к ней присоединились Великобритания и Италия. В тот же день независимость Косова признали в США. В то же время против признания независимости края выступила Испания, а также Кипр, Греция, Словакия, Болгария, Румыния, Китай и Россия. 19 февраля 2008 года Болгария изменила своё решение и объявила, что в будущем признаёт суверенитет края.

20 февраля 2008 года Германия также признала суверенитет края, а в мае 2010 года число стран, признавших независимость Косова, достигло около 70.

С точки зрения Сербии и непризнавших отделение государств, статус Косова на данный момент — автономный край Сербии, в одностороннем порядке заявивший о своей независимости, признанный некоторыми странами самостоятельным государством и получающий военную поддержку войсками НАТО, которые противодействуют восстановлению территориальной целостности Сербии и установлению конституционного строя на территории Косова и Метохии.

22 июля 2010 года международный суд ООН признал, что провозглашение независимости Косова не противоречит нормам международного права.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что конфликт в Косово, как и во многих других случаях при международных конфликтах носит религиозный характер.

Двадцатый век не дал универсального рецепта решения таких конфликтов. Единственное, что стало очевидным – эти конфликты не имеют решения, если не достигнуто согласие между непосредственными сторонами конфликта. Третья сторона может выполнять либо роль посредника, либо - гаранта. А условием мирной трансформации конфликта может быть только отказ от применения силы, именно потому, что в конечном итоге нужна готовность к устранению ненависти между конфликтующими сторонами.

Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия/ Ж. Аттали. М.:Планета, 2000.

Волков В.К. Трагедия Югославии / В.К. Волков. – Новая и новейшая история. - М., 1994. - № 4.

Валев Э.Б. Югославский клубок / Э.Б. Валев. – География. М., 1996.

Лещиловская И.И. Исторические корни югославского конфликта / И.И. Лещиловская. - Вопросы истории. - М., 1994. - № 5.
6. Мартынова М.Ю. Балканский кризис: Народы и политика / М.Ю. Мартынова. - М.: Инст. этнологии и антропологии РАН, 1998.
7. Мартынова М.Ю., Кошуба М.С. Новая этнополитическая карта Балкан / М.Ю. Мартынова. - М.,1995.

Терзич С. Историческая подоплека событий в Косово и Метохии/ С. Терзич. - М., 1998.

Косовская война – вооружённый конфликт, вспыхнувший в апреле 1996 г. между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией. Боевые действия были инициированы косовскими албанцами, стремившимися к независимости Косова и Метохии. В марте 1999 г. в конфликт вмешалось НАТО, начавшее бомбардировки СРЮ. В июне 1999 г., согласно Военно-техническому соглашению, подписанному представителями НАТО и югославской армии в Куманове, контроль над краем перешел к силам КФОР. Произошел массовый отток неалбанского населения (сербов, черногорцев и цыган) и многочисленные преступления против тех из них, кто остался в крае. 17 февраля 2008 г. косовские албанцы провозгласили независимость Косова и Метохии (Республика Косово).

Обращаясь к истории Косова, важно подчеркнуть, что здесь уже достаточно давно, по крайней мере, в период, наступивший после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., подавляющее большинство населения составляют так называемые косовские албанцы, численность которых постоянно росла. В свою очередь, неизменно растущее население косовских албанцев постепенно вытесняло из Косово представителей других национальностей, прежде всего, сербов, а также черногорцев. На этой основе в Косове уже в первые послевоенные годы возникло движение косовских албанцев, участники которого выступали за отделение Косова от Сербии и его присоединение к соседней Албании или создание собственного независимого государства.

Вооруженные акты насилия против полиции и гражданского населения со стороны албанских сепаратистов начались в Косове с начала 1996 г.

В конце 1997 г. ситуация в Косове, в связи с драматическими событиями в соседней Албании, где было свергнуто действующее правительство С. Бериши и в стране воцарился настоящий хаос, резко ухудшилась. Тогда, относительно умеренные по своим взглядам косовские албанцы во главе с лидером Демократической лиги Косова И. Руго­вой были фактически оттеснены экстремистами (Х. Тачи и др.), которые еще в конце 1996 г. соз­дали собственную организацию – так называемую Освободительную армию Косова (ОАК). ОАК выступила против центральной власти в Белграде, а также провозгласила начало вооруженной борьбы за независимость Косова от Сербии.

23 февраля 1998 г. в ответ на провокацию со стороны ОАК, приведшую к гибели нескольких сербов, руководство страны во главе со С. Милошеви­чем приняло решение ввести на территорию Косова полицейские силы и подразделения войск СРЮ, которые приступили к наведению порядка в рам­ках крупномасштабной операции.

28 февраля 1998 г. ОАК провозгласила начало вооруженной борьбы за независимость края.

В конце февраля – начале марта 1998 г., в ответ на ряд нападений боевиков ОАК на полицейских в Косово, силы безопасности Югославии атаковали ряд селений в районе деревни Дреница в центральной части Косова. В ходе операции был убит один из лидеров ОАК Адем Яшари, а также ещё 82 местных жителя, включая не менее 24 женщин и детей. Этот инцидент привлёк внимание международной общественности к конфликту и стал причиной его интернационализации.

Конфликт в Косове сопровождался систематическим нарушением прав человека и к осени 1998 г. стал причиной около 1000 жертв и более 230000 беженцев среди гражданского населения региона.




На протяжении всего 1998 г. страны-члены НАТО усиливали давление на Белград с целью вынудить его прекратить военные действия в Косове и Метохии.

23 сентября 1998 г. появилась резолюция Совета Безопасности ООН № 1199, в которой звучал призыв к сторонам прекратить огонь.

На следующий день 24 сентября 1998 г. на нефор­мальном заседании министры обороны стран НАТО приняли решение о на­чале подготовки к нанесению ракетно-бомбовых ударов по Сербии и к на­блюдению и контролю за перемирием, если таковое будет достигнуто.

12 октября 1998 г. Президент США Уильям Дж. Клинтон выдвинул ультиматум С. Милошевичу, потребовав немедленного выполнения условий резолюции Со­вета Безопасности ООН № 1199. На следующий день генеральный секретарь НАТО Х. Солана объявил о приведении вооруженных сил НАТО в 96-часо­вую боевую готовность.

Перемирие оказалось неэффективным, насилие над мирным сербским и албанским населением продолжалось.

Инцидент в Рачаке, также известен как Резня в Рачаке – события в селе Рачак (серб.) (Автономный край Косово и Метохия, община Штимле) 15 января 1999 г. в ходе военного конфликта между югославской полицией и албанскими сепаратистами.

Согласно версии косовских албанцев, представители югославских силовых ведомств устроили в селе массовую расправу над гражданским населением, убив 45 мирных жителей. Инцидент в Рачаке, поданный в этом свете, послужил поводом для НАТО впервые поднять вопрос о применении силы в отношении Югославии.

Вместе с тем, ракетно-бомбовые удары по Югославии вызвали обострение ситуации в Косове, откуда потянулся значительный поток беженцев, причем как из числа косовских албанцев (почти 800 тыс. человек), которые вскоре оказались в Албании, а также Македонии, так и сербов (около 100 тыс. человек).

В период с 24 марта по 10 июня 1999 г. была проведена военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия (СРЮ).

Официальной причиной, вынудившей страны-члены НАТО на проведение этой военной операции была названа волна этнических чисток в регионе. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово, однако уже после начала операции НАТО.

Результатом военной операции было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Кроме того, прошли этнические чистки среди сербского населения Косово и Метохии.

Косовская война – вооружённый конфликт, вспыхнувший в апреле 1996 г. между албанскими сепаратистами и Союзной Республикой Югославией. Боевые действия были инициированы косовскими албанцами, стремившимися к независимости Косова и Метохии. В марте 1999 г. в конфликт вмешалось НАТО, начавшее бомбардировки СРЮ. В июне 1999 г., согласно Военно-техническому соглашению, подписанному представителями НАТО и югославской армии в Куманове, контроль над краем перешел к силам КФОР. Произошел массовый отток неалбанского населения (сербов, черногорцев и цыган) и многочисленные преступления против тех из них, кто остался в крае. 17 февраля 2008 г. косовские албанцы провозгласили независимость Косова и Метохии (Республика Косово).

Обращаясь к истории Косова, важно подчеркнуть, что здесь уже достаточно давно, по крайней мере, в период, наступивший после окончания Второй мировой войны 1939-1945 гг., подавляющее большинство населения составляют так называемые косовские албанцы, численность которых постоянно росла. В свою очередь, неизменно растущее население косовских албанцев постепенно вытесняло из Косово представителей других национальностей, прежде всего, сербов, а также черногорцев. На этой основе в Косове уже в первые послевоенные годы возникло движение косовских албанцев, участники которого выступали за отделение Косова от Сербии и его присоединение к соседней Албании или создание собственного независимого государства.

Вооруженные акты насилия против полиции и гражданского населения со стороны албанских сепаратистов начались в Косове с начала 1996 г.

В конце 1997 г. ситуация в Косове, в связи с драматическими событиями в соседней Албании, где было свергнуто действующее правительство С. Бериши и в стране воцарился настоящий хаос, резко ухудшилась. Тогда, относительно умеренные по своим взглядам косовские албанцы во главе с лидером Демократической лиги Косова И. Руго­вой были фактически оттеснены экстремистами (Х. Тачи и др.), которые еще в конце 1996 г. соз­дали собственную организацию – так называемую Освободительную армию Косова (ОАК). ОАК выступила против центральной власти в Белграде, а также провозгласила начало вооруженной борьбы за независимость Косова от Сербии.

23 февраля 1998 г. в ответ на провокацию со стороны ОАК, приведшую к гибели нескольких сербов, руководство страны во главе со С. Милошеви­чем приняло решение ввести на территорию Косова полицейские силы и подразделения войск СРЮ, которые приступили к наведению порядка в рам­ках крупномасштабной операции.

28 февраля 1998 г. ОАК провозгласила начало вооруженной борьбы за независимость края.

В конце февраля – начале марта 1998 г., в ответ на ряд нападений боевиков ОАК на полицейских в Косово, силы безопасности Югославии атаковали ряд селений в районе деревни Дреница в центральной части Косова. В ходе операции был убит один из лидеров ОАК Адем Яшари, а также ещё 82 местных жителя, включая не менее 24 женщин и детей. Этот инцидент привлёк внимание международной общественности к конфликту и стал причиной его интернационализации.

Конфликт в Косове сопровождался систематическим нарушением прав человека и к осени 1998 г. стал причиной около 1000 жертв и более 230000 беженцев среди гражданского населения региона.

На протяжении всего 1998 г. страны-члены НАТО усиливали давление на Белград с целью вынудить его прекратить военные действия в Косове и Метохии.

23 сентября 1998 г. появилась резолюция Совета Безопасности ООН № 1199, в которой звучал призыв к сторонам прекратить огонь.

На следующий день 24 сентября 1998 г. на нефор­мальном заседании министры обороны стран НАТО приняли решение о на­чале подготовки к нанесению ракетно-бомбовых ударов по Сербии и к на­блюдению и контролю за перемирием, если таковое будет достигнуто.

12 октября 1998 г. Президент США Уильям Дж. Клинтон выдвинул ультиматум С. Милошевичу, потребовав немедленного выполнения условий резолюции Со­вета Безопасности ООН № 1199. На следующий день генеральный секретарь НАТО Х. Солана объявил о приведении вооруженных сил НАТО в 96-часо­вую боевую готовность.

Перемирие оказалось неэффективным, насилие над мирным сербским и албанским населением продолжалось.

Инцидент в Рачаке, также известен как Резня в Рачаке – события в селе Рачак (серб.) (Автономный край Косово и Метохия, община Штимле) 15 января 1999 г. в ходе военного конфликта между югославской полицией и албанскими сепаратистами.

Согласно версии косовских албанцев, представители югославских силовых ведомств устроили в селе массовую расправу над гражданским населением, убив 45 мирных жителей. Инцидент в Рачаке, поданный в этом свете, послужил поводом для НАТО впервые поднять вопрос о применении силы в отношении Югославии.

Вместе с тем, ракетно-бомбовые удары по Югославии вызвали обострение ситуации в Косове, откуда потянулся значительный поток беженцев, причем как из числа косовских албанцев (почти 800 тыс. человек), которые вскоре оказались в Албании, а также Македонии, так и сербов (около 100 тыс. человек).

В период с 24 марта по 10 июня 1999 г. была проведена военная операция НАТО против Союзной Республики Югославия (СРЮ).

Официальной причиной, вынудившей страны-члены НАТО на проведение этой военной операции была названа волна этнических чисток в регионе. Впоследствии Международный трибунал по бывшей Югославии подтвердил ответственность югославских служб безопасности за преступления против человечности в отношении албанского населения Косово, однако уже после начала операции НАТО.

Результатом военной операции было завершение Косовской войны. Контроль над регионом перешёл к силам НАТО и албанской администрации. Кроме того, прошли этнические чистки среди сербского населения Косово и Метохии.

Косовская война

Исторические корни проблемы

Данный конфликт, как это нередко бывало на протяжении всей истории человечества, начался на религиозной почве. Состав населения Косова и Метохии ещё до Второй мировой войны был смешанным, состоящим из албанцев-мусульман и сербов-христиан. Несмотря на длительное совместное проживание, отношения между ними были крайне враждебными.

Как свидетельствуют исторические материалы, ещё в период Средневековья на территории современных Косова и Метохии сформировалось ядро сербского государства. Начиная с середины XIV века и на протяжении последующих четырёх столетий там, недалеко от города Печ, находилась резиденция сербского патриарха, что придавало краю значение центра духовной жизни народа. Исходя из этого, в конфликте, ставшем причиной начала Косовской войны, сербы ссылались на свои исторические права, а их оппоненты-албанцы - лишь на этнические.

Ущемление прав христиан края

По окончании Второй мировой войны эти территории были насильственно присоединены к Югославии, хотя большинство жителей относилось к этому крайне отрицательно. Их не удовлетворил даже формально предоставленный статус автономии, и после смерти главы государства И. Б. Тито они выступили с требованием предоставления независимости. Однако власти не только не удовлетворили их требования, но и лишили автономии. В результате Косово 1998 года скоро превратился в бурлящий котёл.

Война в Косово

Сложившаяся ситуация крайне негативно отражалась на экономике Югославии и на её политико-идеологическом состоянии. Кроме того, значительно нагнетали обстановку косовские сербы – христиане, оказавшиеся в меньшинстве среди мусульман края и подвергавшиеся с их стороны жёсткому притеснению. Чтобы заставить власти отреагировать на их петиции, сербы были вынуждены совершить несколько маршей протеста на Белград.

Преступное бездействие властей

Вскоре правительство Югославии сформировало для решения проблемы рабочую группу и направило её в Косово. После детального ознакомления со сложившейся обстановкой все претензии сербов были признаны обоснованными, однако никаких решительных мер принято не было. Через некоторое время туда же прибыл вновь избранный глава югославских коммунистов С. Милошевич, однако и его визит способствовал лишь обострению конфликта, так как стал причиной кровопролитных столкновений сербских демонстрантов с полицией, полностью укомплектованной из албанцев.

Создание косовской армии

Независимость Косова

Имеются многочисленные свидетельства участников событий тех лет о том, что до 1998 года подготовка боевиков проводилась с соблюдением требований конспирации в многочисленных спортивных клубах Косова. Когда же югославская война стала очевидной реальностью, занятия были продолжены на территории Албании и открыто проводились инструкторами американских и британских спецслужб.

Начало кровопролития

Активные боевые действия начались 28 февраля 1998 года, после официального заявления АОК о начале войны за независимость Косова. Вслед за этим сепаратисты совершили ряд нападений на полицейские участки. В ответ на это югославские войска атаковали несколько населённых пунктов в Косово и Метохии. Жертвами их действий стали восемьдесят человек, в большинстве своём женщины и дети. Этот акт насилия в отношении мирного населения вызвал широкий резонанс во всём мире.

Эскалация войны

В последующие месяцы война в Косово разгорелась с новой силой, и к осени того же года более тысячи мирных жителей стали её жертвами. С охваченной войной территории начался массовый отток населения всех вероисповеданий и национальностей. В отношении же тех, кто по тем или иным причинам не смог или не захотел покинуть родину, югославскими военными были совершены многочисленные преступления, неоднократно освещавшиеся в средствах массовой информации. Мировая общественность пыталась воздействовать на правительство Белграда, и Совет Безопасности ООН принял по этому поводу соответствующую резолюцию.

Документ предусматривал в качестве крайней меры начало бомбардировок Югославии в случае продолжения насилия. Эта мера устрашения возымела определённое действие, и в октябре 1998 года было подписано перемирие, но, несмотря на это, косовцы продолжали гибнуть от рук югославских солдат, а с начала следующего года военные действия возобновились в полном объёме.

Республика косово

Попытки мирного решения конфликта

Ещё в большей степени внимание мировой общественности косовская война привлекла после того, как в конце января 1999 года в городе Рачаке югославскими военными были расстреляны сорок пять мирных жителей, обвинённых в связях с сепаратистами. Это преступление вызвало волну возмущений во всём мире. В следующем месяце во Франции состоялись переговоры представителей враждующих сторон, но, несмотря на все усилия присутствовавших представителей ООН, положительных результатов они не принесли.

В ходе переговоров представители стран Запада поддерживали косовских сепаратистов, выступавших за независимость Косова, тогда как российские дипломаты приняли сторону Югославии, лоббируя её требования, направленные на целостность государства. Белград счёл для себя неприемлемым ультиматум, выдвинутый странами НАТО, и в результате этого в марте начались бомбардировки Сербии. Продолжались они в течение трёх месяцев, пока в июне глава Югославии С. Милошевич не отдал приказ о выводе войск из Косова. Однако косовская война была ещё далека от своего завершения.

Миротворцы на косовской земле

Впоследствии, когда события в Косово стали предметом рассмотрения международного трибунала, заседавшего в Гааге, представители НАТО объяснили начало бомбардировок желанием положить конец этническим чисткам, проводимым югославскими спецслужбами в отношении албанской части населения края.

Югославская война

Массовый исход мирных жителей

В июне того же года, согласно декларации ООН, на территории Косова и Метохии был введён контингент миротворческих сил, состоящий из подразделений войск НАТО и России. Вскоре удалось достигнуть соглашения с представителями албанских боевиков о прекращении огня, но, несмотря ни на что, локальные столкновения продолжались, и в них гибли десятки мирных жителей. Общее же число жертв продолжало неуклонно расти.

Это стало причиной массового оттока из Косово двухсот пятидесяти тысяч проживавших там христиан – сербов и черногорцев, и вынужденного переселения их в Сербию и Черногорию. Часть их вернулась обратно уже после того, как в 2008 году была провозглашена Республика Косово, но их число было весьма незначительным. Так, по данным ООН, в 2009 году оно составило всего семьсот человек, через год увеличилось до восьмисот, но затем с каждым годом стало сокращаться.

Албанские сепаратисты

Провозглашение независимости Косова и Метохии

В ноябре 2001 года албанские сепаратисты провели на своей территории выборы, по результатам которых ими было сформировано правительство во главе с И. Ругова. Следующим их шагом стало заявление о независимости края и создания на территории Косова и Метохии независимого государства. Вполне понятно, что югославское правительство не сочло их действия легитимными, и война в Косово продолжалась, хотя и приняла форму затяжного, едва тлеющего конфликта, уносящего, тем не менее, сотни жизней.

В 2003 году в Вене была вновь предпринята попытка, сев за стол переговоров, найти путь к решению конфликта, однако она была столь же безрезультатной, что и четыре года назад. Окончанием войны принято считать заявление косовских властей от 18 февраля 2008 года, в котором ими, в одностороннем порядке, была задекларирована независимость Косова и Метохии.

Проблема, оставшаяся нерешённой

К этому времени от Югославии отделилась Черногория, и некогда единое государство перестало существовать в том виде, какой оно имело в начале конфликта. Косовская война, причины которой носили межнациональный и религиозный характер, завершилась, но взаимная ненависть представителей ранее противоборствовавших сторон осталась. Это и по сей день создаёт в регионе обстановку напряжённости и нестабильности.

Косово 1998

"Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России"


Балканский полуостров представляет и для России, с точки зрения общей истории и геополитики, значимую область.

Другими словами Российская Федерация вплоть до начала в феврале 1998 года этнических чисток сербскими полувоенными частями придерживалась позиции, согласно которой стремление Косово получить независимость является внутренним делом Белграда. Ещё до вмешательства международных сил Россия стремилась к мирному решению сербско-косовского конфликта. В июне 1998 года в Москве между Слободаном Милошевичем и Борисом Ельциным была подписана Декларация о мирном урегулировании ситуации в Косово. Согласно этой Декларации Сербия сохраняла свою территориальную целостность, а Косово была предоставлена широкая автономия. Белград также выразил готовность начать переговоры об отправке миссии ОБСЕ в край и восстановлении членства Союзной республики в этой организации. Однако, об уходе сербских специальных частей из Косово договориться не удалось.

На российскую позицию в вопросе косовской независимости немалое влияние оказывали и внутригосударственные события. Практически на притяжении всех 90-х гг. территориальная целостность самой России была под угрозой из-за центробежных тенденций в некоторых регионах. В случае Татарстана такие стремления были урегулированы политическим путём. Республика осталась в составе Российской Федерации, однако, получила привилегированное положение среди других субъектов. Наоборот, чеченская попытка обретения независимости вылилась в кровавую войну и была подавлена силой. Это не могло не отразиться на позиции Москвы, потому что если бы она признала право Косово на независимость, республики, мечтающие о государственном суверенитете, могли бы использовать этот шаг в собственных целях. Одновременно, не было бы уверенности в том, что международное сообщество, возглавляемое западными странами, не использовало бы эту ситуацию для давления на Россию. Например, чеченское правительство в изгнании могло быть признано de facto или, в крайнем случае, и de jure официальным представителем Чечни. Далее, нельзя игнорировать тот факт, что практически одновременно с международной интервенцией в Косово началась вторая чеченская война, что исключало какое бы то ни было согласие Москвы с независимостью Косово.

Что касается России то, нужно отметить, что в конце 90-ых годов ХХ века в России был трудный социально-экономический кризис, трудная внутренняя обстановка, характеризующаяся борьбой за власть и отсутствием стратегии национальной безопасности и внешней политики России. Россия во многом зависела от западных кредитов и старалась сотрудничать с Западом, порой идя на решения, которые противоречили ее национальным интересам, и поэтому активно не выступала против действий НАТО в Сербии. Также Россия практически осталась одна: ее бывшие союзники переметнулись в сторону Запада, а некоторые просто рвались в НАТО. Чтобы избежать изоляции, Россия была вынуждена вести четкую и сдержанную позицию в косовском конфликте, однако порой Россия демонстрировала жесткие меры, как в случае с российскими десантниками, которые раньше натовских войск оказались в Косово всего за несколько часов, однако у российских лидеров не хватило решимости закрепить успех, в силу вышеуказанных факторов.

Реакция Российской Федерации на возникновение самостоятельного косовского государства была резко отрицательной. С одной стороны, со ссылкой на Заключительный акт хельсинской конференции от 1975 года, касавшегося IV принципа, гарантировавшего территориальную целостность государства, Хартию ООН и резолюцию 1244, она указывала на противоправность такого решения. С другой стороны, она предупреждала о возможном косовском прецеденте, который может стать причиной роста стремлений у непризнанных государств получить независимость по примеру Косово.

Напротив, можно предположить, что российский отказ признать независимость имеет чисто прагматическую основу. Ещё летом 2007 года профессор Борис Соколов выразил мнение, согласно которому Москва не ориентируется на союз с Сербией, а её главной целью является «попытка выторговать определённые уступки в обмен на неблокирование признания независимости Косово. Прежде всего, речь идёт о согласии ЕС и США считать независимость Косово прецедентом, который, возможно, можно будет применять и в отношении других стран, которые в одностороннем порядке объявили независимость, прежде всего, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Нагорного Карабаха. В перспективе к этому прецеденту может относиться и Крым, и северо-восток Эстонии (традиционно считается русскоязычным регионом – прим. автора), и некоторые другие территории. Этим Россия получила бы значительный и совершенно законный инструмент для геополитического давления, с помощью которого она могла бы влиять на соседние страны, с которыми у неё сложились напряжённые отношения.

Вне зависимости от того, как в будущем будет выглядеть карта Балканского полуострова, очевидно, что Российская Федерация здесь обладает незначительным влиянием, которое в ближайшем будущем едва ли увеличится. Полуостров надолго оказался в сфере интересов Европейского Союза и Соединённых Штатов, которые стремятся углублять политическую интеграцию балканских стран в евроатлантическое сообщество. Поэтому, можно предполагать, что для Москвы этот регион скорее будет предметом интереса, прежде всего, с точки зрения глобальных процессов в международных отношениях, как это было до сих пор, чем предметом чётко сформулированного вектора внешней политики.

Подводя итог – сущность российской позиции в отношении урегулировании косовского конфликта заключалась в поддержке территориальной целостности Сербии и в отказе от так называемой гуманитарной интервенции.


Рецензия на: В.С. Черномырдин. Вызов. М., 2003 Е. ПОНОМАРЕВА, кандидат политических наук Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит. Отто фон Бисмарк

Рецензия на: В.С. Черномырдин. Вызов. М., 2003

Е. ПОНОМАРЕВА,

кандидат политических наук

Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и извлекать пользу из всего, даже из того, что претит.

Отто фон Бисмарк

О югославском кризисе 1995 года написано уже так много, что у обывателя эта тема может вызвать некоторое недоумение. Однако сегодня действительно стоит вспомнить балканский кризис: 24 марта исполнилось 5 лет с начала агрессии стран НАТО против суверенного европейского государства. Бомбардировки Югославии длились 78 дней и повлекли за собой гуманитарную катастрофу в автономном крае Косово, последствия которой вряд ли когда-нибудь будут преодолены.

Эта книга глубоко личностная. Каждая ее страница соответствует духу и жизненной позиции автора. Многие могут возразить, что это отнюдь не достоинства, а недостатки, так как в оценках превалирует субъективизм. Да, субъективизма много, но именно этим книга В.С. Черномырдина и интересна. Мы видим не только государственный подход, но и человеческую позицию в сложнейшем и еще далеко не решенном вопросе. Любые политические мемуары являются источником не только нарративного, описательного, но и субъективного свойства.

Последнее десятилетие ХХ века стало поворотным в формировании современной системы международных отношений. Как ни банально звучит, но факт остается фактом: в мире возник совершенно новый политический ландшафт. Осознание и осмысление произошедшего и происходящего необходимо для идентификации России, нас, ее граждан, в новом политическом и ценностном пространстве.

Мы не совсем согласны с такой позицией. Во-первых, стоит прямо ответить на вопрос: на какую помощь рассчитывали сербы? На военную. Но даже самому ярому патриоту должна прийти в голову прагматическая мысль: каковы будут последствия такой помощи для России?

В-третьих, политика любого государства строится не на эмоциональном отношении к той или иной ситуации, а на учете национально-государственных интересов. В последнем Послании Президента РФ Федеральному Собранию и во внешнеполитической доктрине России четко показано, что, действительно, ссоры с Западом из-за Югославии, Ирака или Афганистана не входят в наши интересы, но это совершенно не означает, что у России нет геополитических приоритетов и пристрастий!

Политика похожа на театральные подмостки: есть сценаристы, режиссер, актеры и спонсоры. При всех кажущихся и явных недостатках миротворческую миссию на Балканах Россия выполнила, а В.С. Черномырдин прекрасно сыграл свою роль.

Балканский регион был очагом многих конфликтов, но в ХХ веке события в регионе заставили мир содрогнуться. Параллели напрашиваются сами собой: деятельность усташских организаций (Хорватия) и структур Призренской лиги (Албания) во время Второй мировой войны и действия Освободительной Армии Косова, которые и сегодня уносят жизни мирного населения.

На позицию России по урегулированию косовского кризиса следует посмотреть не только как на вызов новым геополитическим реалиям, но и как на вызов стратегии мондиализма, закладке экономической базы для передела мира. Своей миротворческой деятельностью Россия ответила на вызов Запада. Никаких меркантильных интересов в процессе переговоров наша страна не преследовала. Долг Cоциалистической Республики Югославии (которой, кстати сказать, не существует с февраля 2003 года) нашей стране составляет 370 млн долл. США, и это при том, что ВНП на 2003 год составлял 25,3 млрд долл., бюджетный дефицит — более 30% ВВП, а общая внешняя задолженность — 11,9 млрд долл., т.е. 45% по отношению к ВВП. Экономические отношения с Россией базируются на поставках энергоносителей. Доля нашей страны в импорте Сербии составляет всего 10%. Активное вмешательство России в косовский конфликт было вызвано ценностной и гуманистической ориентацией нашего общества.

В то же время Россия постепенно избавляется от идеократического подхода к формированию внешней политики. Свои национально-государственные интересы мы должны и можем решать не только через поставки зенитно-ракетных комплексов. На первое место должен выходить экономический фактор. Сербия — это одна из немногих стран, которые хотят открытого экономического партнерства с Россией. Да, мы не предоставляем кредитов, как Международный валютный фонд, но и не выдвигаем требований выдачи руководителей государства как военных преступников на суд не совсем адекватных судей типа Карлы Дель Понте. Заметим, предоставленные Югославии кредиты были унизительно малы по сравнению с общей задолженностью и нанесенным бомбардировками ущербом. Например, в конце апреля 2001 года, после выдачи С. Милошевича Гаагскому трибуналу, МФВ выделил кредит правительству З. Джинджича в размере 260 млн долл.

В результате авианалетов было разрушено 22 моста, уничтожено 50 фабрик и заводов, 17 больниц, 2000 школ, повреждено 8 электростанций, 7 железнодорожных вокзалов, 6 аэродромов. Список можно продолжать. А какими мерками можно оценить людские потери. Важно знать и другие цифры. Согласно данным Дойче Банка, расходы НАТО только за первый месяц бомбардировок составили как минимум 4,5 млрд долл., а за все время агрессии — 10—15 млрд долл. Материальный ущерб Югославии составил более 200 млрд долл[6]. Вывод из такой арифметики следует простой: причина незавершенности и вызревания нового цикла балканского кризиса заключается в современной системе международных отношений.

Парадигма современного конфликта на континенте определяется противостоянием развитой, богатой части Европы и ее бедных, отсталых, слабо развитых территорий. Как и на заре европейской истории, развитие континента идет неравномерно: экономический, технический и культурный прогресс ограничивается рамками отдельных анклавов, окруженных значительно более многочисленной, бедной и отсталой периферией[7]. Понятно, что в ближайшей и среднеудаленной перспективе их противостояние сохранится при любых других условиях. Исходя из этого тезиса, балканский кризис можно представить как затяжную политическую игру. Богатый центр, используя политику кнута и пряника, способен сдерживать бедную и агрессивную периферию обещаниями помощи и участия, подкупом политической элиты через кредиты МВФ и МБРР. В определенных случаях дело доходит до запугивания периферии, начиная от рассуждений о нарушении прав человека, принятием разного рода санкций и заканчивая военным вторжением в суверенные государства.

В арсенале современной науки имеются две модели стратегии борьбы с кризисными явлениями: стратегия контроля и стратегия управления. На Балканах первая неприемлема изначально, так как предполагает проведение превентивных мер, связанных с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками предотвратить переход кризиса в стадию насилия.

Западные страны под руководством США уверены в том, что они удачно используют вторую модель стратегии, предполагающую конкретные действия по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды. Эту стратегию можно охарактеризовать как умение поддерживать отношения ниже уровня, на котором возможна угроза насилия и распада существующей системы. Шаги по осуществлению данной стратегии должны быть следующими: перевод (если не удалось предотвратить открытое столкновение) конфликта в менее острую фазу; выведение на поверхность всех латентных, теневых конфликтов во избежание внезапных, обвальных потрясений; минимизация степени социального возбуждения. Однако реально реализация этой стратегии не происходит.

1 Наш человек в Косове. // Коммерсантъ. 1999. 15 апр.

2 Гуськова Е. История югославского кризиса (1990—2000). — М., 2001. С. 682.

3 Агент национальной безопасности // Московский комсомолец. 2003. 27 окт.

4 Рыжков Н., Тетекин В. Югославская голгофа. — М., 2001. С. 152.

6 Российская газета. 1999. 23 июля.

7 См.: Кременюк В. О вероятности нового европейского конфликта. — М., 1999. С. 145.

Читайте также: