Кто осуществляет контроль за физическим состоянием детей в доу

Обновлено: 05.07.2024

Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. В ДОУ созданы все необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Физкультурный зал, физкультурные центры в группах оснащены современным игровым и спортивным оборудованием. Свою работу по критериям состояния здоровья детей администрация ДОУ строит:

— с врачом и старшей медицинской сестрой ДОУ;

— с психолого-медико-педагогическим консилиумом ДОУ;

— Центральной и территориальной психолого-медико-педагогической комиссией;

В ДОУ регулярно осуществляется мониторинг состояния здоровья детей по результатам диспансеризации, группам здоровья, физкультурным группам, эффективности иммунизации против гриппа среди воспитанников, который позволяет:

— выявить структуру и динамику по общей заболеваемости;

— оценить влияние воспитательно-образовательного процесса на здоровье детей;

— наметить решения по регулированию и коррекции факторов, влияющих на самочувствие и здоровье воспитанников.

Данные оценки физического развития и двигательных способностей заносятся в карту развития каждого ребенка.

Реализация укрепления здоровья воспитанников ДОУ строится на соблюдении интегративного принципа при подходе к проблематике детского здоровья.

2

1.2. Организация охраны здоровья воспитанников в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется ДОУ.

1.3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. ДОУ обязано предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

1.6. При организации медицинских осмотров (скринингов) воспитанников, в период обучения и воспитания в ДОУ, и оказании им первичной медико-санитарной помощи в плановой форме, ДОУ оказывает содействие в информировании родителей (законных представителей) воспитанников в оформлении информированных добровольных согласий на медицинское вмешательство или их отказов от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинского вмешательства.

1.7. При оказании медицинской помощи воспитаннику по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни без согласия родителей (законных представителей), согласно пункту 1 части 9 статьи 20 Федерального закона, медицинский работник информирует его родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи.

2.1. Охрана здоровья воспитанников включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания воспитанников;

3) определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима дня;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;

7) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;

8) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;

9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

2.2. Организация охраны здоровья воспитанников (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в ДОУ осуществляется штатными, специально закреплёнными медицинскими работниками.

2.3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют приглашённые на договорной основе медицинские работники в соответствии требованиям действующего законодательства в сфере здравоохранения. ДОУ предоставляется безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

2.4. МБДОУ при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивают:

1) текущий контроль за состоянием здоровья воспитанников;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3.3. Медицинский персонал, осуществляющий организацию охраны здоровья воспитанников ДОУ, выполняет следующие функции:

— план организационно-медицинской работы с учетом эффективных оздоровительных технологий и рекомендаций современной медицинской науки;

— план профилактической и оздоровительной работы, включающий мероприятия по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья детей;

— комплексы физических упражнений по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата, формированию у детей правильной осанки и предупреждению плоскостопия (совместно с инструктором по физкультуре);

— памятки по организации режима дня, режима двигательной активности (совместно со старшим воспитателем).

— меню, обеспечивающее сбалансированное питание воспитанников;

— график проведения вакцинации;

— график контроля выполнения работниками санитарно-эпидемиологического режима.

3.3.3. Медицинский персонал осуществляет:

— участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, в том числе питания, физического воспитания, трудового обучения воспитанников в ДОУ;

— оказание воспитанникам первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

— направление воспитанников при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится воспитанник;

— организацию и проведение работы по иммунопрофилактике в ДОУ;

— организацию и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в ДОУ;

— организацию и проведение ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров воспитанников;

— организацию профилактических медицинских осмотров воспитанников, анализ полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных с целью контроля за состоянием здоровья воспитанников и разработку рекомендаций по профилактике заболеваний и оздоровлению воспитанников;

— организацию проведения медицинских осмотров воспитанников перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам;

— подготовку предложений по медико-психологической адаптации воспитанников к ДОУ, процессам обучения и воспитания, а также по коррекции нарушений адаптации воспитанников;

— работу по формированию групп воспитанников повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья и развития;

— анализ состояния здоровья воспитанников, подготовку предложений по приоритетам при разработке профилактических, коррекционных мероприятий, реализуемых в ДОУ;

— подготовку предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья воспитанников в условиях ДОУ;

— методическое обеспечение, совместно с педагогами ДОУ, работы по формированию у воспитанников устойчивых стереотипов здорового образа жизни и поведения, не сопряженного с риском для здоровья;

— участие в гигиеническом контроле средств обучения и воспитания и их использования в процессах обучения и воспитания;

— проведение санитарно-гигиенической просветительной работы среди родителей (законных представителей) воспитанников и педагогов по вопросам профилактики заболеваний воспитанников и формированию здорового образа жизни;

— организацию повышения квалификации;

— взаимодействие с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другими учреждениями по вопросу охраны здоровья воспитанников;

— своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении;

— передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) воспитанников, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.

— консультации по вопросам физического развития и оздоровления детей;

— консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями (или законными представителями) по вопросам физического развития детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики инфекционных заболеваний, адаптации детей;

— мероприятия по профилактике и предупреждению заболеваний (витаминизация, фитотерапия и др.);

— работу с воспитанниками и работниками ДОУ по формированию здорового образа жизни.

— в проведении скрининг-тестирования детей;

— педагогических совещаниях по вопросам оздоровления и закаливания детей.

3.3. 6. Контролирует:

— режим физических нагрузок детей с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей;

— двигательную активность детей на физкультурных занятиях и в течение дня;

— организацию и проведение закаливающих мероприятий;

— качество организации питания детей;

— санитарно-гигиенические условия осуществления образовательного процесса;

— соблюдение правил личной гигиены детьми и работниками ДОУ; — соблюдение обслуживающим и техническим персоналом санитарно-эпидемиологического режима;

— ведение работниками ДОУ установленной документации в пределах своих полномочий.

3.3.7. Оформляет и ведет следующие документы:

— План организационной работы по охране здоровья воспитанников на год, месяц.

— План профилактической и оздоровительной работы.

— Журналы и графики в соответствии с номенклатурой дел по медицинской работе.

— Списки детей по группам.

— Табели учета посещаемости детей.

— Медицинские карты детей. — Меню.

— Отчеты о медицинском обслуживании детей за календарный, учебный год.

— Справки, акты по итогам проверок, контроля.

3.3.8. Медицинская сестра осуществляет:

— оказание воспитанникам доврачебной первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний;

— профилактические мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья воспитанников в ДОУ;

— вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию воспитанников, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи;

— участие в контроле за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям и организации воспитания и обучения, питания, физического воспитания и трудового обучения воспитанников в ДОУ;

— проведение мероприятий по иммунопрофилактике инфекционных болезней (в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 51н — по заключению Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается (письмо от 17.02.2011 № 01/8577-ДК);

— участие в проведении, совместно с врачом-педиатром, противоэпидемических и профилактических мероприятий по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в ДОУ;

— участие в организации и проведении ежегодных скрининг-обследований, периодических медицинских осмотров воспитанников;

— участие в организации профилактических медицинских осмотров воспитанников;

— участие в разработке индивидуального плана профилактических и оздоровительных мероприятий воспитанников с учетом группы состояния здоровья, медицинской группы для занятий физической культурой на основании результатов профилактических медицинских осмотров, данных осмотров врачей-специалистов и текущего наблюдения;

— участие в формировании среди воспитанников групп риска с целью проведения дифференцированного медицинского наблюдения и определения приоритетов при разработке и реализации в ДОУ профилактических, лечебно-оздоровительных, коррекционных и реабилитационных программ на индивидуальном и групповом уровнях на основании медицинской, социальной, психолого-педагогической и другой информации;

— участие в оценке полноты представленных данных медицинского обследования детей, поступающих в первый класс;

— участие в оценке функциональной готовности воспитанника к обучению школе, при переводе обучающегося в класс компенсирующего обучения и др.;

— участие в подготовке и проведении комплексной медицинской и психолого-педагогической оценки состояния здоровья воспитанников;

— участие в проведении (совместно с педагогическим персоналом) в ДОУ мероприятий и в контроле их эффективности по формированию у воспитанников устойчивых стереотипов здорового образа жизни, в том числе по профилактике алкоголизма, наркоманий, токсикоманий; — информирование родителей (законных представителей) воспитанника о состоянии здоровья воспитанников, оформление копий и (или) выписок из медицинской документации;

— учет и анализ случаев травм, полученных в ДОУ;

— передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) воспитанников, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий;

— дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию инструментария;

— хранение лекарственных препаратов, в том числе медицинских иммунобиологических препаратов, сохранность этикеток на флаконах, контроль за сроками использования лекарственных препаратов;

— соблюдение правил охраны труда и противопожарной безопасности на рабочем месте;

— соблюдение правил асептики и антисептики;

— работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;

— анализ выполнения ежемесячного плана профилактических прививок;

— учет медицинского инвентаря, лекарственных препаратов, прививочного материала, их своевременное пополнение;

— взаимодействие с врачами-педиатрами участковыми, врачами-специалистами медицинских организаций, педагогами ДОУ;

— оформление медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности по видам, формам, в сроки и в объеме, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

4.1. Медицинский блок ДОУ должен соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности.

4.2. Помещения медицинского блока оснащаются ДОУ мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения.

5.1. Настоящее положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа заведующего ДОУ.

5.2. Изменения и дополнения вносятся в Положение по мере необходимости и подлежат утверждению заведующим ДОУ.

ОРГАНИЗАЦИЯ медицинского обслуживания в детских образовательных учреждениях (для врачей и средних медицинских работников ДОУ и школ)

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, они устанавливают санитарно- эпидемиологические требования к размещению, территории, зданию общеобразовательного учреждения, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, а также организации медицинского обслуживания обучающихся. Весьма важно, чтобы медицинские кабинеты соответствовали нормам по набору помещений и оборудованию. Специалисты Роспотребнадзора осуществляет тесное взаимодействие с органами исполнительной власти в области образования и здравоохранения по созданию условий для соблюдения санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников и воспитанников дошкольных учреждений.

Основные требования к организации медицинского обслуживания обучающихся общеобразовательных учреждений регламентированы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", СанПиН 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в детских образовательных организациях" и предполагают следующее:

1. Во всех общеобразовательных учреждениях должно быть организовано медицинское обслуживание учащихся.

2. Медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных учреждениях и воспитанников подразделений дошкольного образования следует организовывать и проводить в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Обучающиеся допускают к занятиям в общеобразовательном учреждении после перенесенного заболевания только при наличии справки врача-педиатра.

4. Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.

5. С целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно (четыре-пять классов) медицинскому персоналу необходимо проводить осмотры детей. Осмотры (волосистой части головы и одежды) проводят в хорошо освещенном помещении, используя лупу и частые гребни. После каждого осмотра гребень обдают крутым кипятком или протирают 70 0 раствором спирта.

6. При обнаружении чесотки и педикулеза обучающиеся на время проведения лечения отстраняются от посещения учреждения. Они могут быть допущены в общеобразовательное учреждение только после завершения всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий, подтвержденных справкой от врача.

При выявлении в учреждении чесотки проводят текущую дезинфекцию в соответствии с требованиями территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

7. В классном журнале рекомендуется оформлять лист здоровья, в который для каждого обучающегося вносят сведения об антропометрических данных, группе здоровья, группе занятий физической культурой, состоянии здоровья, рекомендуемом размере учебной мебели, а также медицинские рекомендации.

8. Все работники общеобразовательного учреждения проходят предварительные и периодические медицинские осмотры, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок. Каждый работник общеобразовательного учреждения должен иметь личную медицинскую книжку установленного образца.

Работники, уклоняющиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

9. Педагогические работники общеобразовательных учреждений при трудоустройстве проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в детских образовательных организациях предполагают следующее:

1. В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники проводят:

- медицинские осмотры детей (в том числе на педикулез) при поступлении в дошкольные образовательные организации с целью выявления больных. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные образовательные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза; результаты осмотра заносят в специальный журнал;

- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

- работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

- распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

- информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

- систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

- организацию и контроль за проведением профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий,

- работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

- работу с персоналом и детьми по формированию здорового образа жизни (организация "дней здоровья", игр, викторин и другие);

- медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

- контроль за пищеблоком и питанием детей;

- ведение медицинской документации.

2. В целях профилактики контагиозных гельминтозов (энтеробиоза и гименолепидоза) в дошкольных образовательных организациях организуются и проводятся меры по предупреждению передачи возбудителя и оздоровлению источников инвазии.

2.1. Выявление инвазированных контагиозных гельминтозами осуществляется одновременным однократным обследованием всех детей дошкольных образовательных организаций один раз в год.

2.2. Всех выявленных инвазированных регистрируют в журнале для инфекционных заболеваний и проводят медикаментозную терапию.

2.3. При выявлении 20% и более инвазированных острицами среди детей проводят оздоровление всех детей и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организаций. Одновременно проводятся мероприятия по выявлению источников заражения острицами и их оздоровление в соответствии с санитарными правилами по профилактике энтеробиозов.

2.4. При регистрации случаев заболеваний среди детей и персонала дошкольных образовательных организаций контагиозными гельминтозами профилактические мероприятия проводят как в период лечения детей, так и ближайшие 3 дня после его окончания. При этом необходимо:

- ежедневно 2 раза (утром и вечером) проводить влажную уборку помещений с применением мыльно-содового раствора;

- провести чистку (очистить с использованием пылесоса) или обработать камерной дезинфекцией (если невозможно облучить бактерицидными лампами в течение 30 минут на расстоянии до 25 см) ковры, дорожки, мягкие игрушки и убрать их до завершения заключительной дезинвазии;

- в течение 3 дней, начиная с первого дня лечения, одеяла, матрацы и подушки обрабатывать пылесосом. Одеяла и постельное белье не допускается встряхивать в помещении;

- в группах круглосуточного пребывания ежедневно менять или проглаживать горячим утюгом нательное, постельное белье и полотенца;

- следить за соблюдением детьми и персоналом правил личной гигиены (ногти на руках детей и персонала должны быть коротко острижены).

2.5. Для профилактики паразитозов проводят лабораторный контроль за качеством воды в ванне бассейна и одновременным отбором смывов с объектов внешней среды на паразитологические показатели.

Медицинскую помощь детям в дошкольных учреждениях и школах оказывают врач и медицинская сестра, в крупных яслях, яслях-садах, школах имеется несколько медицинских сестер. Врач учреждения обязан:

1. проводить осмотр вновь поступивших детей, назначать им при необходимости медико-педагогические мероприятия, способствующие благоприятному течению периода адаптации;

2. проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками и контролировать проведение профилактических прививок;

3. вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей;

4. вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;

5. осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание;

6. осуществлять контроль за организацией физического (воспитания и закаливания детей;

7. проводить работу по профилактике травматизма;

8. ставить в известность заведующего отделением в поликлинике о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по предупреждению болезней;

9. постоянно проводить занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организации питания.

Медицинская сестра работает под руководством врача и выполняет следующие обязанности:

1. принимает участие в осмотрах детей врачом, помогает проводить антропометрические измерения;

2. по назначению врача организует закаливающие процедуры, профилактические прививки, диагностические пробы, забор анализов для лабораторных исследований и другие медицинские назначения;

3. проводит изоляцию заболевших детей, а в тяжелых случаях осуществляет госпитализацию, следит за состоянием оставшихся детей, имевших контакт с заболевшим, организует заключительную и текущую дезинфекцию;

4. оказывает доврачебную помощь внезапно заболевшему или получившему травму ребенку;

5. проводит работу по профилактике травматизма;

6. осуществляет санитарно-просветительную работу с сотрудниками учреждения и родителями;

7. следит за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим режимом, за медицинским обследованием персонала образовательного учреждения.

Медицинские работники, а также весь персонал обеспечивают строгую изоляцию этой группы и тщательное соблюдение противоэпидемического и дезинфекционного режимов. Дети, которые перенесли острые инфекционные заболевания, хирургические вмешательства, получившие травматические повреждения, временно освобождаются от занятий физической культурой на срок, устанавливаемый врачом.

Школьники, занимающиеся в спортивных секциях и выступающие в соревнованиях, должны находиться на постоянном диспансерном учете в школе и проходить медицинские осмотры перед каждым соревнованием.

При контроле за питанием медицинские работники обращают внимание на аппетит детей, наличие индивидуального питания, назначенного ослабленным детям, с аллергией или имеющим какое-либо заболевание органов пищеварения. Организуя и контролируя работу по физическому воспитанию, врач и медицинская сестра в первую очередь обращают внимание на двигательную активность детей во время прогулок, занятий и игр по развитию движений в перерывах между занятиями. При проведении закаливающих процедур контролируется правильность их выполнения: учитывается температура воды, длительность процедуры, индивидуальные особенности ребенка.

Для предупреждения травматизма в детском коллективе проводится проверка на прочность спортивного инвентаря в помещении, на прогулочных площадках, различные физкультурные приспособления (шведские стенки, лесенки и т. д.).

Хранение дезинфекционных и моющих средств, медикаментов, острых и режущих предметов осуществляется в помещениях в которые нет доступа детям.

Медицинские работники обязаны постоянно работать над повышением своей квалификации, проводить консультации для педагогического персонала, проводить санитарно‑просветительную работу с родителями.

Создано: 25.01.2015 | Автор: Филиппова Наталья Викторовна, воспитатель высшей кв. категории МДОУ №18 ст. Галюгаевская Курский район

Контроль за состоянием здоровья воспитанников детских дошкольных учреждениях

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

Оздоровительная деятельность в нашем ДОУ осуществляется по двум направлениям: профилактическое и организационное.

1. Профилактическое направление включает:

1.1. Обеспечение благоприятного течения адаптации (поэтапный приём детей в группу, постепенное увеличение времени пребывания, индивидуальный подход к ребёнку).

1.2. Выполнение санитарно – гигиенического режима:

- Контроль за соблюдением санитарных условий в дошкольном учреждении: режим дня, занятия, проветривание, сон, температурный и питьевой режим, закаливание, прогулки.

- Чёткая маркировка посуду, инвентаря, белья.

1.3. Проведение диагностической работы:

- Доврачебное обследование: антропометрическая оценка, плантография в 5 лет.

1.4. Оздоровление детей средствами физкультуры:

- Прогулки на свежем воздухе.

- Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики.

Систематическая работа с воспитателями и детьми по пропаганде здорового образа жизни, внедрению закаливания, повышению уровня двигательной активности приносит свои результаты. Дошкольники по желанию выполняют все процедуры по закаливанию и оздоровлению.

1.5. Профилактика острых вирусных заболеваний инфекций, травматизма.

Своевременное выявление и изолирование детей с подозрением на инфекционные заболевания. Все прививки в дошкольном учреждении детям проводят в строгом соответствии со специальным календарем. Дети подлежащих прививкам осматриваются участковым врачом педиатром.

К большому огорчению, в нашем дошкольном учреждении нет медицинского кабинета имеющего лицензию, на проведение профилактических прививок.

Рождению здорового ребёнка стало редкостью, растёт число врождённых аномалий, детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют третью группу здоровья.

Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, снижение двигательной активности, инфекционные и нейропсихические перегрузки.

1.6.Организация питания детей:

- Выполнение натуральных норм расхода основных продуктов питания, контроль за выдачей пищи на группы.

- Контроль за санитарно – гигиеническим состоянием пищеблока, брокераж готовой продукции, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд. От правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Старшей медицинской сестрой осуществляется:

- Контроль за организацией питания.

- Соблюдение правил личной гигиены.

- Своевременное прохождение медицинских осмотров.

Анализ питания показал, что питание осуществляется в соответствии с 10 - меню, используются технологические карты .

В этом году ДОУ обеспечивалось основными продуктами:

- Молочными продуктами – 70%

- Свежими фруктами – 66%

1.7. Проведение санитарно- просветительной работы с персоналом дошкольного учреждения, с родителями и детьми по текущим вопросам, по профилактике различных заболеваний, детского травматизма.

Повысилась активность родителей при проведении мероприятий по гигиеническому воспитанию, родители принимают участие в спортивных праздниках и развлечениях.

Второе направление – Организационное, включающее в себя:

2.1. Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Государство считает одной из важных задач – обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически здорового молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в ДОУ. Начиная работу с детьми по формированию дошкольного возраста, наше дошкольное учреждение поставило перед собой такие задачи:

1. Объединить усилие сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счёт внедрения здоровьесберегающих технологий.

3. Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребёнка.

4. Добиваться углубленных медицинских осмотров узкими специалистами поликлиники.

Укрепление здоровья детей должна стать ценностным приоритетом всей воспитательно – образовательной работы ДОУ.

Совместные усилия всего нашего коллектива, посильный вклад каждого, распределение задач и полномочий между всеми участниками педагогического процесса приносят ощутимые результаты, создают единое пространство развития и оздоровления дошкольников.

Заболеваемость по нашему детскому саду в сравнение с прошлым годом снизилась на 3%.

- Оценкой сетки занятий: наличие занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели.

Система медицинского обслуживания детей в нашем дошкольном учреждении включает в себя:

- Организацию и проверку состояния здоровья детей.

- Разработку плановой профилактической и оздоровительной работы с детьми.

- Режим питания детей.

- Совершенствование системы закаливания.

Мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная работа всего коллектива ДОУ на длительный срок.

В федеральном законе подчеркивается, что детские дошкольные учреждения являются основными проводниками правильного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.
В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.
Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

Общие противоэпидемические мероприятия

Противоэпидемические мероприятия – совокупность обоснованных на данном этапе развития науки действий, обеспечивающих предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения, снижение заболеваемости совокупного населения и ликвидацию отдельных инфекций.
Разработка теории саморегуляции эпидемического процесса позволила объяснить внутреннее содержание выделенных двух групп мероприятий.
Профилактический характер имеют те мероприятия, проведение которых препятствует формированию эпидемических вариантов возбудителя.
К противоэпидемическим относят мероприятия, препятствующие распространению эпидемических вариантов возбудителя.
Различают противоэпидемические мероприятия, направленные на источник инфекции, механизм передачи, восприимчивость организма.
Принятая в России система мер по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения во многом определяется санитарно-эпидемическим благополучием в детских коллективах. Санитарно-эпидемическое благополучие зависит от соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и правил, профилактических норм и правил, профилактических дезинфекционных мероприятий и мер специфической профилактики.
При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил (СанПиН 2.4.1.3049-13).
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся противоэпидемические мероприятия персоналом дошкольной образовательной организации.
При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в дошкольных образовательных организациях (группах), в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил.
При регистрации случаев инфекционных заболеваний проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.

Основные гигиенические мероприятия, проводимые медицинским персоналом в дошкольных образовательных организациях

Основные противоэпидемические мероприятия, проводимые в дошкольной образовательной организации

Принцип групповой изоляции

Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий выход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.
В планировке земельного участка также соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.
Групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, обеспечение принципа групповой изоляции в детских дошкольных учреждениях достигается:

  • наличием у каждой группы ячейки с полным набором помещений;
  • применением блочной композиции здания с отдельным входом
  • наличием у каждой группы игровой площадки;
  • применением зеленых насаждений в качестве разделителей площадок.

Таким образом, основными мероприятиями по профилактике инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях являются:
1. Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;
2. Оздоровительные мероприятия:
- рациональный режим сна и отдыха;
- физическое воспитание;
- воздушный режим;
- правильная организация питания;
- закаливание;
- дыхательная гимнастика.
3. Противоэпидемические мероприятия:
- медицинские осмотры детей и работников;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;
- соблюдение санитарных норм;
- контроль за пищеблоком;
- своевременное выявление больных и носителей инфекции;
- вакцинация;
- карантинные мероприятия;
- эпидемиологический контроль.
4. Гигиеническое воспитание.

Читайте также: