Творчество психологическая комфортность деятельности школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Главная задача образовательного учреждения – дать ученику необходимые знания, выработать у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации. Однако ученик – это человек со всеми своими биологическими и психологическими особенностями, и, подчиняясь общим законам природы, его организм адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых он существует, растет и развивается. Если условия хороши, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям, то такая адаптация протекает благоприятно, ребенок становится сильнее, здоровее, умнее, расширяет свои физические и интеллектуальные возможности, становится полноценным и продуктивным членом общества. Если же условия плохи, не отвечают основным требованиям, не соответствуют физиологическим и психологическим потребностям растущего ребенка, то адаптация к ним протекает сложно, организму приходится излишне расходовать свои адаптивные ресурсы, что часто приводит к стрессу и срыву адаптации.

Создание качественной образовательной среды, основанной, прежде всего на принципах сохранения и укрепления здоровья детей и стимулировании позитивных процессов физического, интеллектуального, психического, духовного развития ребенка, принимается педагогическим коллективом нашей школы как приоритетное направление. - это особый мир детства, мир надежд и радости, где наиболее благоприятная почва для творческой личности. Школа должна стать подлинной территорией здоровья и гармоничного развития.

Комфорт можно рассматривать с двух точек зрения:

С психологической точки зрения комфорт школьника – психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой.

С педагогической точки зрения комфорт выступает как качественная характеристика организации внутришкольной среды и образовательной деятельности школьника, в результате которой он реализует свои способности и возможности, получает удовлетворение от учебной деятельности, от общения с педагогами и сверстниками.

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизиологическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации.

В школе существует подготовка будущих первоклассников. Основная идея его заключается в том, что ребенок попадает в специальное развивающее пространство и работает в нем в сотрудничестве с учителем и другими детьми. Причем хотелось бы отметить, что занятия ведут педагоги, которые будут обучать детей в дальнейшем. В одной группе работают разные учителя. Каждый учитель ведет определенный предмет. Это позволяет определить наиболее взаимоприятное взаимодействие учителя и ученика. Ведь если у ребенка будет ощущение того, что его чувства и переживания принимаются, понятны и интересны педагогу, можно говорить о сохранении психического здоровья личности, а для педагога – удовлетворенности, видимом результате в лице счастливых и благодарных воспитанников.

Психологические аспекты комфортного пребывания в школе:

· Комфортное пребывание детей в школе предполагает психологический комфорт.

· Показатели, характеризующие степень благоприятности пребывания детей в школе, по большей части связаны с психологическим компонентом образования.

· Большинство респондентов комфорт в школе связывают прежде всего с чувством успешности, хорошим настроением, желанием учиться и работать.

· Показатели, характеризующие степень неблагоприятности пребывания детей в школе, также связаны с психологическим состоянием участников.

Таким образом, для создания школы, комфортной для детей, в первую очередь необходимо создать благоприятный социально-психологический климат внутри ОУ.

Психолог, соц.педагог и логопед взаимодействуют в совместной деятельности, целью которой является развитие детей. Особое внимание обращается на организацию ценностно-ориентационного единства участников образовательного процесса.

На наш взгляд, в целях создания комфортных условий пребывания детей в школе можно реализовать следующее:

Возможно введение в классах так называемого часа психолога, что позволит педагогу-психологу проводить систематическую профилактическую работу в каждом классе.

Работу по адаптации обучающихся первых и пятых классов начинать до начала учебного года через организацию специальных адаптационных занятий.

В нашем учреждении успешно решается проблема адаптации ребенка при переходе от дошкольного детства к школьному. Педагоги младшего школьного звена посещают занятия детей в дошкольных группах, заранее знакомясь с индивидуальными особенностями каждого воспитанника. Большая роль на данном этапе отводится логопеду и педагогу-психологу, который помогает преодолеть возможные возникающие трудности при переходе от игровой деятельности к обучению.

Активно ведется работа с родителями: совместная проектная деятельность, заседания родительского университета, родительские собрания.

Все это способствует гармоничному развитию ребенка и, в свою очередь, повышает качество образования.

Психолого-педагогическое и социальное обеспечение:

* тесное сотрудничество педагогов с психологом, логопедом школы и психологами реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-логопедического здоровья школьников;

* решение проблем, связанных с высоким уровнем тревожности у учащихся;

* решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся с проблемами речи, интеллектуального развития; помощь в преодолении психологического барьера.

* организация психологических консультаций для учащихся, педагогов и родителей;

* становление доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика.

Цель: создать современную образовательную среду, обеспечивающую комфортные условия для формирования и совершенствования всесторонне развитой, конкурентоспособной личности, которая сможет реализовать свои способности, склонности и потребности.

Задачи:

· Создать условия безопасного и комфортного пребывания детей в школе.

· Внедрять систему здоровьесберегающих педагогических технологий, обеспечивающих полноценное развитие школьников – физическое, интеллектуальное, духовное, психическое.

· Формировать психологическое здоровье детей для адаптации к социуму.

· Активное приобщение родителей к воспитанию детей.

· Способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем.

· Формирование коммуникативных навыков, совершенствование навыков устной и письменной речи.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

ВложениеРазмер
vystuplenie_ped_sovet.doc 48 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Что такое комфорт?

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Критерии психологического пространства

  • Безопасная среда;
  • Атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе

замедленность темпа деятельности

повышенная потребность во внимании

повышенная двигательная активность

трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая и психологическая напряженность труда

постоянное оценивание со стороны различных людей

высокий уровень ответственности,

тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

разные стили управления педагогическими кадрами.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Критерии психологического комфорта урока:

  • Отсутствие усталости у детей и учителя
  • Положительный эмоциональный настрой
  • Удовлетворение от сделанной работы
  • Желание продолжать работу
  • Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

  • Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  • Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
  • Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее .

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п.


Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э.


Ничему меня не научит ТО, что тычет, талдычит и жучит. Урок — зона психологического комфорта. .


Создание психологического комфорта на уроках способствует повышению качества образования и развитию личности ребёнка.


Семинар для педагогов: "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка"

Семинар для педагогов "Психологический комфорт на уроке как условие развития личности ребенка" проводится с целью сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на урок.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

“ Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Что такое комфорт?

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

- психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

- социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

- физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

Критерии психологического пространства

Атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе

замедленность темпа деятельности

повышенная потребность во внимании

повышенная двигательная активность

трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая и психологическая напряженность труда

постоянное оценивание со стороны различных людей

высокий уровень ответственности,

тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

разные стили управления педагогическими кадрами.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Критерии психологического комфорта урока:

Отсутствие усталости у детей и учителя

Положительный эмоциональный настрой

Удовлетворение от сделанной работы

Желание продолжать работу

Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рекомендации для поддержания психологического комфорта на уроке:

Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

Заповеди учителя

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее .

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие задачи должен ставить каждый педагог в работе с обучающимися и своими коллегами.

Диагностика психологической безопасности в педагогическом коллективе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества.

Педагог дополнительного образования

Соколянская Наталья Викторовна

Каждый педагог в работе с обучающимися и своими коллегами должен ставить следующие задачи:

• осознание деструктивной роли психологического насилия во взаимодействии людей;

• расширение навыков диалогического общения;

• повышение степени осознанности собственного поведения, выработка эффективных моделей поведения;

• овладение эффективными педагогическими технологиями с использованием психологической составляющей учебно-воспитательного процесса с целью снижения всех форм психологического насилия;

• активизация процессов самопознания, важности самоизменения.

В начале 2017 года мною была проведена диагностика психологической безопасности в педагогическом коллективе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дома детского творчества, а также анализирование результатов диагностики, выявление и формирование проблем, связанных с психологической безопасностью в коллективе.

Педагогам был предложен опросник следующего плана.

Анкета-опросник

Диагностика психологической безопасности образовательной среды

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды МБУ ДО ДДТ. Исследование проводится анонимно. Выберите один из вариантов ответа наиболее соответствующий Вашему мнению, отметьте его знаком "+" или подчеркните.

Как Вы думаете, требует ли работа в Вашем учреждении постоянного совершенствования профессионального мастерства?

-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет

3.Собираетесь ли Вы в ближайшие 1-2 года перейти на другое место работы (или уйти на пенсию)?

-Да - Не могу сказать -Нет

4. Считаете ли Вы, что работу, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию ваших способностей?

-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет

5. Если бы представилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?

-Да - Не могу сказать -Нет

6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

-Обычно плохое -Чаще плохое -Не влияет -Чаще хорошее -Обычно хорошее

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите

только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и подчеркните их.

Оцените все характеристики по 5-бальной системе.

Характеристика психологической безопасности образовательной

Степень удовлетворенности выбранной характеристики

В большой степени

В очень большой степени

1.Взаимоотношения с коллегами

2. Взаимоотношения с учениками

3.Возможность высказать свою точку зрения

4.Уважительное отношение к себе

5.Сохранение личного достоинства

6.Возможность обратиться за помощью к администрации

7.Возможность проявлять инициативу, активность

8.Учет администрацией личных проблем и затруднений

8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?

-Да -Пожалуй, да - Не могу сказать -Пожалуй нет -Нет

Показатели психологической защищенности

1.От публичного унижения

2.От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания

4.От неуважительного отношения

5.От недоброжелательного отношения

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не

работаете, вернулись бы Вы на свое место работы?

11. Какое утверждение лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива:

1) Работать надо так, как работают в нашем коллективе.

2) Работать надо лучше, чем работают в нашем коллективе.

3) Меня мало волнует.

Ваш пол: __________ Ваш возраст (полных лет) _______

Педагогический стаж работы в школе ________ СПАСИБО!

Заключение диагностики ОС в МБУ ДО ДДТ

В ходе работы по диагностике образовательной среды в МБУ ДО ДДТ были выявлены следующие показатели:

- интегральный показатель отношения к образовательной среде;

- выбор значимых характеристик образовательной среды и индекс удовлетворенности ими;

- индекс психологической безопасности образовательной среды.

Интегральный показатель отношения к образовательной среде в учреждении дополнительного образования в целом позитивен. 75% педагогов позитивно настроены, что сказывается на настроении, и влечет за собой доброжелательные отношения к ученикам и коллегам.

Самой значимой характеристикой педагогов образовательной среды МБУ ДО ДДТ является взаимоотношения с коллегами. Эту характеристику выбрали 87% из всех опрашиваемых. Взаимоотношения с учениками, возможность обратиться за помощью к администрации, учет администрацией личных проблем и затруднений выбрали подавляющее большинство, как значимую характеристику 75%. Уважительное отношение к себе считают важным 62,5%.

Что касается индекса удовлетворенности ими, анализ результатов, полученных показал, что по пяти важнейшим характеристикам образовательной среды МБУ ДО ДДТ, которые педагоги выбирали сами, в высокой и очень высокой степени удовлетворены. Исключение составляет опрашиваемый педагог анкеты-вопросника под номером 8, который по важным пяти характеристикам удовлетворен по уровню ниже среднего. На это стоит обратить внимание психологу, провести консультационную деятельность в отношении данного педагога с целью выявления причины такого выбора.

По восьми характеристикам образовательной среды 6 педагогов МБУ ДО ДДТ удовлетворены в очень высокой и высокой степени, что составляет 75%, но два человека лишь в среднем и даже ниже среднего удовлетворены в этих потребностях, что составляет 25%.

Уровень защищенности от психологического насилия учениками педагогов МБУ ДО ДДТ в 75% очень высокий и высокий, а 25% чувствуют себя на среднем уровне. Подобная картина вырисовывается и в отношении коллег. Что касается уровня защищенности от психологического насилия педагогов администрацией, то тут дела обстоят хуже. Только 50% опрашиваемых педагогов защищены в высокой и очень высокой степени, а остальные в среднем и даже ниже среднего.

62,5% опрашиваемых педагогов чувствуют свой уровень защищенности от психологического насилия как высокий и очень высокий. А 37.5% опрашиваемых чувствуют средний уровень защищенности.

На основе этой диагностики можно сделать вывод, что психологическая безопасность образовательной среды оставляет желать лучшего. Большая часть негативных оценок была в отношении администрации. Педагоги чувствуют себя психологически уязвимыми, когда дело касается отношения администрации к ним. И этот фактор немаловажен для опытного психолога, которому предстоит принять меры в педагогической среде по психологической безопасности в образовательном учреждении дополнительного образования детей.

( 1 слайд) Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно (т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт в классе.

Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

(2 слайд) Что такое комфорт?

Культура, красота, качество образовательного процесса, критичность учителя к самому себе, компромисс, контроль

Обаяние, отношение, общение, ободрительный.

Мир, мотивация, мудрость, мастерство, мажор, миссия.

Обогатить, образовать, обстановка.

Радость, развитие, разум, равенство, размеренность, разнообразие, радушие.

Толерантность, творчество, такт, талант, терпимость, технология.

(3 слайд ) Комфорт на уроке - важно ли это?

Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…

- А теперь озвучим полученное.

Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Источником психологической комфортности является:

 положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;

 доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

( 4 слайд ) 3 части урока.

Я условно разделила урок на 3 части: организационный момент, основная

и заключительная часть.

С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого я вспоминаю известные советы психолога Д.Карнеги:

- Помните, что имя человека это самый сладостный и важный для него звук;

- Будьте хорошим слушателем;

- Внушайте ему сознание его значимости.

Начало нашей деятельности на уроке – это организационный момент. Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!

Какие приёмы работы я использую –

1. Психологические минутки:

- Дети, возмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

- “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе

- На доске два облачка – тёмное и голубое выражающие разные эмоции. Ребята, какое облачко вам больше нравится? Разместите свою капельку под этим облачком.

Это же упражнение можно использовать и как рефлексивное в конце урока. В этом случае его задачей на первом месте остается поддержание положительной мотивации, а на втором – подведение итогов урока.

Релаксация может проходить под музыку. Например: 1. Сядьте удобно. Опустите голову на парту. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду говорить.
На фоне музыки учитель читает стихотворение:

Все, все, все на свете, нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете , нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Да, если мы с кем-то не очень дружны-

Мы все-таки очень друг другу нужны!

А если нам кто-то лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

t1633859976aa.jpg

- Поднимите голову, откройте глаза и хором прочитайте выделенные строки стихотворения.

Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.

( слайд 6) Ситуация успеха.

t1633859976ab.jpg

1 )В конце урока было организовано самостоятельное выполнение учащимися заданий на сложение двузначных чисел, когда в разряде единиц получается число больше десяти; Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке; ( создание ситуации успеха) У вас даны карточки с буквами. Найдите значение данных там выражений и поставьте букву на ответ. Если все выполнят задание правильно, то мы узнаем, куда мы прибыли. На доске получилась запись: НАША РОДИНА КАБАРДИНО- БАЛКАРИЯ.

В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

Можно предложить разные варианты : Это кроссворды, занимательные вопросы, викторины, составление синквейна, выполнение тестовых заданий.

«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Видеофрагмент урока обучения грамоты. ( Интерактивные средства обучения)

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта на уроке, а значит способствует развитию личности ребенка.

В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные занятия. Следовательно, можно сделать следующий вывод, что благоприятная и доброжелательная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.

Закончить своё выступление я хочу восточной притчей:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Читайте также: