В чем суть гуманистического подхода к этническим проблемам кратко

Обновлено: 05.07.2024

В толерантности, сиречь - терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

Суть гумманистического подхода к этническим проблемам - физически уничтожить коренное население и заселить страну иммигрантами. Сейчас в европе этнические проблемы, космополиты решают именно так.
Какой стала Франция? - юг страны чёрный, кругом негры и арабы, коренные французы - национальное меньшинство. На севере страны 50/50 пригороды Парижа кишат мигрантами с ближнего востока и северной африки. - вот примерно так "гумманисты решают" этнические проблемы.

Источник: При этом правительство Франции ратует, за то что мол население Франции растёт! Только за счёт негров и турок.

1) Данный подход подразумевает: во-первых, развитие демократических основ общества, признание прав человека независимо от его происхождения приоритетными над интересами государства и нации. Во-вторых, отказ от насилия и любых форм его проявления и поиск возможностей для диалога и взаимодействия.

2) Национализм в свою очередь предполагает установление преимуществ одной нации над другими, что противоречит демократическим принципам и по сути лишний раз провоцирует конфликты. Тем более, что в условиях глобализации, общества замкнутые сами в себе теряют больше, чем открытые для взаимодействия.

Прогрессивные силы мира ведут напряжённый поиск путей выхода из многочисленных современных этнических кризисов. Если кратко охарактери­зовать основные достижения в этом направлении, то можно сказать: передовой частью мирового сообщества осознана и признана ценность гуманистического подхода, основанного на толерантности к этническим проблемам. Суть его со­стоит, во­-первых, в добровольном поиске согласия, в отказе от национального насилия во всех его видах и формах, а во­-вторых, в последовательном развитии демократии, правовых начал в жизни общества, в признании приоритета прав личности над правами государства и нации.

Остановимся на кратких характеристиках ключевых этических принци­пов, обобщенных в работе немецкого исследователя П. Курца.

Все люди моральны (потенциально, по крайней мере). Определённые социальные условия, воспитание и уровень образования определяют характе­ристику моральности.

Единство между целями и средствами. Нельзя поступаться моральны­ми принципами по соображениям стратегической необходимости. Ненависть, насилие, террор не должны допускаться в отношениях между людьми даже во имя спасения в чрезвычайных обстоятельствах.

Этические принципы не должны рассматриваться как нечто вторичное, они равны наиболее фундаментальным элементам социальной культуры.

Поступки зависят от конкретной ситуации. Не всегда результаты мо­ральных противоречий являются удовлетворительными. Наиболее эффектив­ный метод решения вопросов – метод критического анализа. Решение мораль­ных дилемм и гармонизация противоречащих друг другу ценностей и норм достигается через подготовку путём развития рефлексии.

Универсализм, стремление выйти за рамки культурных, национальных, экономических, религиозных и идеологических различий [3, с. 166].

Социальная этика с позиций гуманизма характеризуется идеей свободы как высшей ценности. Понимание свободы имеет также своё содержание, вы­раженное в таких ключевых понятиях, как свободомыслие, самоопределение, плюрализм, терпимость, моральная свобода. Идея моральной свободы состоит в признании необходимости плюрализма и терпимости.

Транскультурность и интерсубъектность данного явления, а также ми­ровоззренческий характер его усвоения, позволяющий дедуктивно дать ответы на вопросы человеческого существования.

Последняя особенность отражена в этике ненасилия. Идея ненасилия развивалась великими философами XX века – Л. Н. Толстым, М. Ганди, М. Л. Кингом.

а) отказ от монополии на истину, открытость для диалога и компромисса;

б) наличие эмпатии и рефлексии;

в) убеждение в том, что индивид всегда может сохранять возможность преображения и что необходимо искать такой выход из конфликтной ситуации, который бы позволил оппоненту сохранить своё достоинство;

г) борьба со злом, а не с людьми, стоящими за ним, через изменение их внутреннего духовного, волевого состояния [1].

Obshestvozannie 11 Bogolyubov.jpg

Комментарии, вопросы, дополнения можете оставлять на странице обсуждения.

Содержание

  • Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация (от лат. natio — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей, сложившаяся в результате становления государства и выработки надэтнической культурной и политической традиции. [1]

Национальность - этническая принадлежность человека, определяемая индивидом и окружающим его обществом. [2]

Понятие мультикультурализма носит двоякое значение. С одной стороны, с помощью этого термина обозначается культурное, этническое разнообразие, проявляющееся в современных условиях глобализации. С другой стороны, мультикультурализм является политической идеологией, выражающей направленность на сохранение и развитие в рамках одной страны традиционно присущей ей культуры, что при массовом проявлении способствует формированию разнообразия культур в современном мире. [3]

В целом как сам мультикультурализм, так и его последствия трудно оценить однозначно. Он означает отрицание культурного универсализма, отказ от интеграции и тем более от ассимиляции. Мультикультурализм продолжает и усиливает линию культурного релятивизма, сохраняя принцип равенства всех культур и дополняя его принципом культурного плюрализма. В своей максималистской форме он отвергает какое‑либо общее, центральное ядро ценностей, часто представляющее культуру доминирующей этнонациональной общности, и требует полного равенства для всех культурных, лингвистических, религиозных и иных меньшинств, для всех групп, имеющих различие. К такому взгляду склоняется западный социолог А. Этциони. В несколько умеренной форме мультикультурализм делает акцент на равном достоинстве всех культур, входящих в общество. Такой точки зрения придерживается американский социолог Ч. Тейлор.

Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо. [4]

  • Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

В Преамбуле народ, принявший данную Конституцию, характеризуется как многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждающий права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняющий исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтящий память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождающий суверенную государственность страны и утверждающий незыблемость её демократической основы, стремящийся обеспечить благополучие и процветание государства, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознающий себя частью мирового сообщества.

  • В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

В пунктах 1 и 2 статьи 26

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

  • В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

В пункте 2 статьи 68

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

  • Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Что прописано в пункте 2 статьи 29.

  • Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Однако именно русский язык - связующее звено в коммуникации всех жителей страны, это позволяет создать единую информационную базу, так как на русском языке работают центральные и местные учреждения федерального уровня, осуществляется общение между субъектами федерации, его используют в армии, центральной и местной печати, на телевидении, в образовании и науке, в культуре и спорте.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Гражданская нация – это этнополитическая гражданская общность, исторически сложившаяся из одного или совокупности народов в процессе создания и развития собственного государства. [5]

  • Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Вo-пepвыx, мeжэтничecкaя толерантность являeтcя пpoцeccoм, пocтoяннo paзвивaющимcя, кoтopый coбcтвeннo и включает эмoциoнaльнo-психические нopмы, oтнoшeниe к дpyгим национальностям, шиpoкий набор знaний, инофрмационных пpeдcтaвлeний o дpyгиx культурах, языкe и, нaкoнeц, coбcтвeннo поведенческие установки, мировозренческие взгляды.

  • Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Природу национального самосознания можно исследовать через познание тех функций, которые оно выполняет.

Регулятивная функция национального самосознания осуществляется за счет преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки деятельности. Заключается в выполнении самосохранения, подчинения деятельности достижению определенной цели, механизма регуляции жизнедеятельности. Суть регулятивной функции национального самосознания выражается в направлении воли нации к достижению определенной цели, в том числе самоопределению.

Приспособительная функция национального самосознания выражается не только в адаптации организма к специфическим условиям деятельности, но и в фиксированных способах поведения и деятельности. Благодаря этой функции обеспечивается вхождение личности в мир национально окрашенных и духовных ценностей, норм, установок, привычек. [7]

  • В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Сильные стороны: Идея мультикультурализма возникла в противоположность концепции "плавильного котла", предполагающей слияние всех культур страны в одну, основанной на идеалах всеобщего прогресса. Политика мультикультурализма означает поддержку новых идентичностей, этнических, религиозных и др. Она предполагает толерантность, включение в культурный процесс элементов культур эмигрантов, взаимное проникновение различных культур. Сторонники мультикультурализма выступают за политическую и социальную доктрину, утверждающую важность в политической жизни социокультурных групп и обществ, их право управлять обучением своих членов, развивать собственную культуру, культурное разнообразие, рассматриваются как высшие ценности, как источник формирования общества. [8]

Слабые стороны: Во всех случаях мультикультурализм абсолютизирует роль культуры в ущерб социально‑экономическим факторам. Однако для полного социального равенства одного признания достоинства культуры недостаточно. Слабость мультикультурализма в том, что он отдает предпочтение различию и игнорирует общее. В реальной жизни человек думает и действует в трех измерениях: как все, как некоторые, как никто другой. То же самое можно сказать и о культурах. Чистых культур, особенно в наше время, не бывает. Стремление к ним является не просто утопическим, но и опасным, так как чревато распадом общества и государства. Вместе с тем сохранение культурного многообразия, безусловно, необходимо.

  • Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

Основные причины межнациональных конфликтов могут крыться в следующем:

  1. Историческая несправедливость, допущенная в прошлом представителями одного народа в отношении другого.
  2. Национальная рознь, переходящая в шовинизм, когда представители одного народа считают себя лучше, чем представители другого народа.
  3. Территориальные споры. Территории — самое ценное, что есть на планете, поскольку земли больше никто не производит. Поэтому любые территориальные споры — самые острые.
  4. Религиозные, или конфессиональные причины когда один народ исповедует одну религию и не терпит того, чтобы другой народ исповедовал другую.
  5. Отсутствие социальных возможностей. Такое характерно для многонациональных стран.
  6. Политические причины.[9]

Нельзя не отметить негативную страницу истории - национализм был мощным оружием жесткого режима Италии и Германии, Испании и Португалии. Национализм в переплетении с фашизмом и расизмом нанес сильнейший удар по многим народам мира. [10]

Современный национализм пытается тормозить происходящие в обществе процессы интеграции и интернационализации. Но путь национализма тупиковый, его установки не позволяют найти способов разрешения возникающих здесь противоречий, наработать принципы сосуществования разных культур. [11]

  • В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

Суть гуманистического подхода к этническим проблемам в том, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.

  • Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Проблема межнациональных отношений касается каждого из нас. Так как мы являемся представителями различных национальностей и проживаем сегодня в России. Это многонациональная страна, которая была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Поэтому проблема того, как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно, сегодня актуальна и важна.


За период с 2006 по 2010 год можно понаблюдать плавное нарастание враждебности опрошенных к людям других национальностей и есть основания полагать, что тенденция сохранена и в последующих годах.

  • Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Национализм отнюдь не привилегия малообразованных слоёв населения и просто малообразованных народов. Примером к сему национализм еврейский. С уровнем образования в этом случае всё обстоит очень хорошо.

Агрессивный национализм может быть реакцией на как на национальное унижение, так и на безудержную фору, даваемую властями. Примером этому может быть не только Кавказ в сегодняшней России, но и баскская Гасконь в Бурбонской Франции. Янычары, державшие в страхе турок в Османской Империи, набирались отнюдь не из турок.

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. [13]

§ 15. Нации и межнациональные отношения — Вопросы для самопроверки — 7 — стр. 172 - 0

"Обществознание - Учебник" по предмету Обществознание за 11 класс.

Aвторы:

Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Литвинова В.А.

Задание

В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

Еще решебники за 11 класс

Мы подобрали сборники ГДЗ за 11 класс, которые могут быть Вам интересны.

Обществознание Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Литвинова В.А.

Предметы за 11 класс

Переключаться между предметами теперь очень просто, просто кликни нужный.

Читайте также: