Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5 6 лет в группе детского сада

Обновлено: 07.07.2024

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования.

Необходимо искать другие пути решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:
- проведение диагностики с группой детей;
- взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;
- использование апробированных на практике диагностических материалов;
- легкость в получении результата;
- наличие протоколов обследования;
- наглядность;
- применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

Цель тестирования:
- получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;
- создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;
- обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:
- при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;
- при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;
- при создании предметно-развивающей среды;
- для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;
- при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.
Полученные данные заносятся в бланк протокола

Диагностика психического развития детей средней группы
Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

Нарисуй дождик.
Соедини точки
3. Заштопай коврики
4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.
5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.

по результатам педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения ОП старшей группы.

Характеристика детей за анализируемый период

Средний возраст детей: 5-6лет

Всего детей в группе :

• в начале года - 30 детей;

• в конце года - 29 детей; один ребенок выбыл.

Диагностируемых детей в начале года-30

в конце года- 29

Девочек-14 детей. Из них в школу уходят 5 воспитанников,2 детей не соответствуют нашей возрастной категории (младше).

Методика диагностики.

Цель педагогической диагностики :

Педагогическая диагностика проводилась с целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении в 2020 – 2021 учебном году.

Задачи: Изучение результатов усвоения основной образовательной программы дошкольного образования.

Предметом диагностического исследования являются навыки и умения детей.

Частота проведения диагностики : 2 раза в год (сентябрь, май).

Методы диагностики : регулярные наблюдения педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, анализ продуктов детской деятельности, беседы, тесты, игровые ситуации.

Название диагностики :

Автор-составитель Н. В. Верещагина.

Критерии диагностики :

низкий уровень (1 балл) - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

низко – средний уровень (2 балла) - ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

средний уровень (3 балла) - ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

средне – высокий уровень (4 балла) - ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

высокий уровень (5 баллов) - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Разделы диагностики педагогического процесса :

1. Познавательное развитие.

2. Социально – коммуникативное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественное - эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

В работе с детьми использовались следующие технологии:

1. Здоровьесберегающие технологии;

2. Информационно-коммуникационные технологии;

3. Личностно-ориентированные технологии;

4. Игровые технологии.

Анализ диагностики образовательного процесса позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок усвоения образовательных областей:

Начало года - 72 %

Конец года - 82 % (10 %)

Начало года - 66 %

Конец года - 81 % (15%)

Начало года - 66 %

Конец года - 78 % (12 %)

Конец года- 77 % (15 %)

Начало года - 66 %

Конец года - 76 % (10 %)

Оценка навыков и умений по образовательным областям

1 Физическое развитие 3,6 72 4,2 82 10

2 Социально-коммуник. развитие 3,4 66 3,9 81 15

3 Худ-эст. развитие 3,3 66 3,9 78 12

4 Познават. развитие 3,4 62 3,8 77 15

5 Речевое развитие 3,3 66 3,8 76 10

Итоговый результат 3,4 67 3,9 79 12

Реализация ОО находится на достаточно хорошем уровне.

Этому способствует соблюдение режима двигательной активности в течение дня, проведение утренней гимнастики, ОД по физическому развитию, планируемая индивидуальная работа по развитию движений, использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня.

Дети умеют легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры; бегать наперегонки, с преодолением препятствий; умеют лазать по гимнастической стенке, меняя темп; умеют прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении; умеют сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе; ориентироваться в пространстве.

Особое внимание следует уделить следующим детям, показавшим, что отдельные компоненты в данной образовательной области не развиты. В следующем учебном году необходимо с этими детьми ежедневно проводить индивидуальную работу по развитию основных видов движения.

Наиболее высокие результаты показали Калов И, Кувакова А, Килова А, Капова М.

Дети стараются соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со сверстниками и взрослыми, в природе. Могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям. Понимают и употребляют в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики. Понимают социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликаются. Разыгрывают самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок. Стремятся слушать и слышать взрослого. Имеют навыки поведения в новых, необычных жизненных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми, при встрече с животными. Выполняют обязанности дежурного по столовой, уголку природы. Имеют предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества. Проявляют интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе игры с правилами, сюжетно – ролевые игры; предполагают варианты развития сюжета, выдерживают принятую роль.

Наиболее низкие показатели у ШекихаеваА, КаровойЕ. и Мезовой И. Эти дети предпочитают общаться только со взрослыми, действуют с предметами по показу или по образцу. Эти дети немного рассеяны, частично видят свои ошибки и исправляют их только с помощью взрослого.

Пути решения: продолжить работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтением книг с проблемными ситуациями. Необходимо уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.

Правильно пользуются кистью, создают изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы. Закрашивают кистью, карандашом, проводя линии и штрихи только в одном направлении, не выходя за пределы контура. Проводят широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки – концом ворса кисти. Создают индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя разные материалы и способы создания, в т. ч. по мотивам народно-прикладного творчества. Создают декоративные композиции по мотивам дымковской игрушки, выделяют элементы городецкой росписи.

Также хочется отметить, что в группе есть дети, которые испытывают трудности в рисовании, ссылаясь на то, что не сможет, получится некрасивый рисунок. Это – Орков Р, Осанов Р, Суанов А, Абаев Д.

Пути решения: продолжать знакомить детей с видами изобразительного искусства, чаще использовать разные материалы и способы создания изображения, особое внимание уделить декоративно – прикладному искусству (элементы дымковской, филимоновской росписи). Продолжать учить правильно держать карандаш и кисточку. Необходимо также вести индивидуальные работы с детьми, продолжить развивать мелкую моторику рук ; оказать поддержку, если что – то не выходит, продолжить учить рисовать аккуратно.

Прищипывают с легким оттягиванием всех краев сплюснутого шара, мелких деталей, вытягивают отдельные части из целого куска. Сглаживают пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки. Умеют пользоваться стекой. Умеют создавать объемные и рельефные изображения. Лепят конструктивным и смешанным способами, создают многофигурные композиции, сглаживать поверхность предмета, вылепливать мелкие детали. Также хочется отметить, что в группе есть дети, которые испытывают трудности в лепке, ссылаясь на то, что не может, не получается. Это – Орков Р, Суанов А, Абаев Д, Шекихаев А.

Пути решения: в дальнейшем использовать в лепке разные дополнительные материалы, например, природные : шишки, палочки, листочки в качестве образца и предложить лепить похожие предметы; продолжить развивать воображение и творческий подход в форме игры.

Правильно держат ножницы, используют разные приемы вырезания. Умеют резать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги. Используют разнообразные материалы: бумагу разного качества и свойств, природный материал и вещества (засушенные цветы, листья, пух, бросовый материал (опилки, фантики от конфет). Знакомы с техникой обрывной аппликации, умеют создавать коллажи.

Пути решения: продолжить учить пользоваться ножницами, резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, плавно срезать и закруглять углы. Необходимо также вести индивидуальные работы с детьми, продолжить развивать мелкую моторику рук ; оказать поддержку, если что – то не выходит.

Изображают и создают отдельные предметы, простые по композиции и по содержанию, используя разные материалы. Дети используют и называют разные детали конструктора. Умеют заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Большинство детей способны выделять основные части предполагаемой постройки. Изменяют постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими

Большинство детей проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству. Умеют слушать музыкальные произведения до конца. Узнают знакомые песни. Различают жанры музыкальных произведений, имеют предпочтения в слушании музыкальных произведений. Поют, не отставая и не опережая других. Научились выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притоптывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами. Могут ритмично двигаться по характеру музыки, самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов. Различают и называют музыкальные инструменты: гармошка, барабан, дудка, пианино, ложки и т. д. Замечают изменения в звучании (тихо - громко, (весело-грустно).

По музыкальной деятельности есть дети, которые затрудняются играть на музыкальных инструментах. Плохо запоминают имена композиторов и их произведения. Это – Карова Е, Абаев А, Орков Р, Осанов Р, Мезова И.

Пути решения: продолжить учить играть на музыкальных инструментах, индивидуально работать с этими детьми ежедневно, вывешивать на стене портреты композиторов и обращать внимание на каждом занятии, повторяя их имена; прослушивать произведения.

Работа по образовательной области была направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формированию познавательных действий, становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; формированию первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и

покое, причинах и следствиях, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках.

Большинство детей умеют сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Создают простые подвижные конструкции, последовательно называют дни недели. Выделяют характерные особенности внешнего вида животных, способов передвижения, питания, приспособления. Имеют элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания. Знают и называют некоторые растения и животных, их детёнышей.

Без затруднений различают цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный. Но есть и некоторые дети, которые не могут распределять цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Это - Калов А., Абаев Д, Тарков Ч.

Пути решения: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры. Необходимо уделить внимание формированию целостности картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, а также использовать в работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Диагностика речевого развития осуществлялась в ходе бесед на занятиях и в игровой деятельности. Дети проявляют интерес к чтению, с удовольствием слушают рассказ воспитателя.

Большинство детей владеют достаточным словарным запасом. Любят драматизировать знакомые сказки, заучивают стихотворения. Пересказывают и драматизируют небольшие литературные произведения; составляют по образцу рассказы по сюжетным картинкам, способны кратко рассказать об увиденном, относительно точно пересказывают литературные произведения некоторые дети. Эти дети отвечают на вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения. Четко произносят все гласные звуки, определяют заданный гласный звук из двух. Имеют предпочтение в литературных произведениях, называют некоторых писателей. Употребляют все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами. Находят в предложении слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. Дети умеют поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, согласие или нет с мнением сверстников. Умеют делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями. Подбирают к существительному прилагательные, умеют подбирать синонимы.

Несмотря на все успехи, у части воспитанников существуют проблемы в составлении рассказа по сюжетным картинкам, рассказывании сверстникам о случившемся. Дети затрудняются использовать выразительную речь для передачи эмоционального состояния. Это - Карова Е, Абаев Д, Орков Р, Мезова И. Тарков Ч, Шекихаев А, Шаров Д. Эти дети затрудняются использовать выразительную речь для передачи эмоционального состояния. Также в группе есть дети, редко посещающие детский сад, часто болеющие. С такими детьми в течение учебного года проводился большой объем индивидуальной работы, побуждали их к активному общению со взрослыми и сверстниками. У детей повысился уровень развития связных высказываний, разнообразился словарный запас.

(БаовА, ШекихаевА, МезоваИ)

Пути решения: необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность. Учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, заучивать стихи, пословицы, поговорки.

В основном показатели выполнения основной образовательной программы дошкольного блока находятся в пределах хорошего уровня. Это означает, что применение в педагогической практике рабочей программы благотворно сказывается на результатах итоговой диагностики.

Таким образом, образовательная деятельность в старшей группе реализуется на достаточном уровне.

Сравнительный анализ результатов диагностики в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения детьми программного материала, то есть прослеживается положительная динамика развития ребенка по всем видам деятельности.

Программа по всем разделам образовательных областей усвоена детьми нашей группы в начале года на уровне - 67 %,

а средний балл –3,4 баллов.

В конце года программа по всем разделам образовательных областей усвоена детьми на уровне –79%, а средний балл - 3,9 баллов, что является нормой общегруппового развития.

Перспективы и пожелания на следующий год:

1. Продолжать целенаправленную работу с детьми по всем образовательным областям;

2. Продолжать проводить профилактические мероприятия с целью повышения посещаемости детей, укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей;

3. Продолжать принимать активное участие в методических мероприятиях района и детского сада;

4. Развитие познавательной активности детей через обогащение и представление об окружающем мире;

5. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов;

6. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевой игры; книжный уголок литературой по возрасту. Приобрести новые развивающие игры по возрасту детей;

7. Работать над темами по самообразованию;

8. Совершенствование работы по взаимодействию с родителями при непосредственном вовлечении их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

9. Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС.

10. Повышение уровня педагогического мастерства путем участия в семинарах, мастер-классах, обучения на курсах повышения квалификации.

Воспитатель: Макоева Л. Х.

2020-2021 уч. год.

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ

Аналитическая справка о деятельности воспитателя ГБДОУ Предлагаю вам аналитическую справку, которую я готовила к концу учебного года. 1. ФИО, стаж, категория, учреждение. 2. Анализ списочного.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за 2016–2017 учебный год В конце учебного года в мае 2017 года, проводилась педагогическая диагностика (мониторинг) во второй младшей группе, в которой участвовало.

Аналитическая справка по итогам диагностики во второй младшей группе за первое полугодие 2016–2017 учебного года Система достижения детьми планирования результатов освоения программы. Цель педагогической диагностики: Адаптировать содержание основной.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Справка по результатам анкетирования родителей детей младшей группы по удовлетворенности работой воспитателя Цель – выявить степень удовлетворенности родителей работой воспитателя Поповой Елены Ивановны к потребностям ребенка. Сроки проведения:.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Наталья Верещагина - Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада. ФГОС обложка книги

Аннотация к книге "Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада. ФГОС"

Пособие содержит структурированный в таблицы диагностический материал, направленный на оценку качества педагогического процесса в средней группе дошкольной образовательной организации любой направленности (общеразвивающей, компенсирующей, комбинированной). Предлагаемые параметры оценки для данного возраста общеприняты в психолого-педагогических исследованиях и подвергаются статистической обработке. Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребенка и определить общегрупповую тенденцию развития детей 5-6 лет, что регламентировано п. 3.2.2. ФГОС ДО.
Пособие адресовано заведующим, методистам и педагогам ДОУ общеразвивающей и компенсирующей направленности. Может быть интересно родителям, воспитывающих ребенка 5-6 лет, а также студентам психолого-педагогических специальностей.

Иллюстрации к книге Наталья Верещагина - Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада. ФГОС

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Пособие выполнено в формате альбома, состоящего из таблиц для мониторинга педагогического процесса детей 5 - 6 лет по пяти образовательным областям:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.

В начале пособия представлена технология работы с таблицами, с подробным описанием всех этапов работы. Даны рекомендации и примеры описания инструментария по образовательным областям.

Пособие выполнено в формате альбома, состоящего из таблиц для мониторинга педагогического процесса детей 5 - 6 лет по пяти образовательным областям:
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- физическое развитие.

В начале пособия представлена технология работы с таблицами, с подробным описанием всех этапов работы. Даны рекомендации и примеры описания инструментария по образовательным областям.
Таблицы удобные для заполнения, исключение - графа "ФИО ребенка" на которую отведено всего 1,5 - 2 см, это существенный минус.
В целом пособие хорошего качества: альбомный формат (А4) фальцированный пополам, мелованная цветная обложка из тонкого картона, листы белые офсетные, шрифт и разметка таблиц четкие, скрепление скрепка. Скрыть

Оценить 3104 0

Диагностика педагогического процесса

в старшей группе (с 5 до 6 лет)

дошкольной образовательной организации

на 2017 – 18 учебный год

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным облас­тям:

балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые парамет­ры оценки,

балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помо­щью взрослого,

балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год, если

другое не предусмотрено в образовательной организации, — в начале и кон­це учебного года (лучше использовать ручки разных цветов), для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются бал­лы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается ито­говый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (построке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых до­лей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкрет­ного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результа­тов освоения общеобразовательной программы.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итого­вый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столб­цу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медико- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета обще­групповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной про­граммы.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять де­тей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осу­ществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребен­ку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же парамет­ры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателя­ми проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области. ( Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, так как получены с помощью применя­емых в психолого-педагогических исследованиях психометрических проце­дур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.)

Наличие математической обработки результатов педагогической диагно­стики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение ре­зультатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педа­гогический процесс в группе детей образовательной организации

Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в старшей группе

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описа­ние тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированное у ребен­ка того или иного параметра оценки. Следует отмстить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и пору­чения могут повторяться, с тем чтобы уточнить качество оцениваемого па­раметра. Это возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педа­гогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагнос­тические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и на­правленностью образовательной деятельности.

Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организа­ции:

проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики:

Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расши­рены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспи­танников, разными приоритетными направлениями образовательной деятель­ности конкретной организации.

Примеры описания инструментария по образовательным областям

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в об­щении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности, проблем­ная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Задание: фиксировать на прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

Материал: игрушки Муравей и Белка, макет леса с муравейником и дере­ва с дуплом.

Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: случившаяся ссора детей.

Форма проведения: подгрупповая.

Имеет предпочтение в игре, выборе видов труда и творчества.

Методы: наблюдение (многократно).

Материал: необходимые материалы для труда на участке, в уголке приро­ды, в игровой комнате, материалы для рисования, лепки, аппликации, конст­руирования. различные настольно-печатные игры.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Знает свои имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии роди­телей, их профессию.

Форма проведения: индивидуальная.

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Соотносит объемные и плоскостные фигуры.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, шар, цилиндр, куб разного размера.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилага­тельные, умеет подбирать синонимы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Правильно держит ножницы, использует разнообразные приемы выре­зания.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: ножницы, листы бумаги с нарисованными контурами.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Умеет метать предметы правой и левой руками в вертикальную и гори­зонтальную цель, отбивает и ловит мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной де­ятельности.

Материал: мяч, корзина, стойка-цель.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно­го образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 ок­тября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).

Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! — СПб., 2001.

Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.

Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического разви­тия детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2003.

Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психоло­гии. — М., 2001

Старается соб­людать правила поведения в обще­ственных местах, в общении со взрос­лыми и сверстника­ми, в природе

Может дать нравст­венную оценку своим и чужим поступкам/ действиям

Понимает скрытые мотивы поступков героев литератур­ных произведений, эмоционально от­кликается

Выполняет обязан­ности дежурного по столовой, уголку природы

Имеет предпочте­ние в игре, выборе видов труда и твор­чества

Проявляет интерес к со­вместным играм со сверстниками, в том чис­ле игры с правилами, сюжетно-ролевые игры; предлагает варианты раз­вития сюжета, выдержи­вает принятую роль

Читайте также: