В чем сущность монадологии лейбница понятие предустановленной гармонии кратко

Обновлено: 06.07.2024

Изначальная структура развертывания содержания монад (3, с. 243, 326) рассматривалась философом в трех различных, но взаимосвязанных значениях: (1) прошлое состояние каждой монады определяет ее будущее состояние, т. е. последующие страницы биографии монады предрешены ее самыми первыми; (2) состояния всех монад в один и тот же момент времени гармонизированы друг с другом, что делает загадочным мир на уровне явлений, но разъясняет эти загадки на уровне сущностей; (3) духовное содержание каждой монады и их частных систем теперь, в прошлом и будущем гармонизировано с телесной формой его проявления.

Каким же образом гармонизируется единство содержаний монад не только с индивидуальностью этих содержаний, но и с устремленностью их сознания (познания) только на самих себя? Это происходит через предустановленную гармонию репрезентации (Repraesentation), которая состоит в следующем. Каждая монада в ходе бесконечной истории своего существования разворачивает в себе только изначально ей присущее содержание, что и объясняет, между прочим, ориентацию автора этой концепции на трансформистское понимание органической эволюции, которое впоследствии выродилось в безусловно реакционный антиэволюционизм, но в XVII в. не лишено было прогрессивных моментов.

Таким образом, представленную Лейбницем картину мира можно выразить в виде схемы 3.


Логические (мыслимые) сущности возможных миров приобретают в нашем действительном мире статус духов (душ), а явления всех возможных миров в случае действительного мира имеют в таковом аналог в виде телесного проявления душ. Материальный мир, по Лейбницу, не менее реален, чем его духовная, идеальная сущность, которая в свою очередь столь же реальна, как и духовно (логически) существующие возможные иные миры, однако ее реальность какая-то иная. Как видно из выступления Лейбница против Беркли, Лейбниц проводил различие между чувственными иллюзиями, реальными восприятиями и не воспринимаемыми объектами, заявляя, что не все воспринимаемое реально и не все реально существующее воспринимается. Следовательно, существовать — не значит быть воспринимаемым (8, с. 11). Реальное существование коренится в конкретной возможности в отличие от общей возможности, т. е. от основания, на котором существуют возможные миры. Но все эти возможности, по Лейбницу, в конечном счете носят логический характер.

Иерархия и гармония

Иерархия и гармония Что полезно знать для успеха в делах с японцами и китайцами Вот уже шесть десятилетий мой журналистский долг предписывает мне рассказывать соотечественникам о Китае и Японии. Горжусь тем, что мне удалось сломать некоторые предвзятые стереотипы,

Гармония

Гармония Не фразы надоедливо-трескучие, Не повседневной спешки марафон, — Гармония случайного созвучия Во мне рождает эхо, словно стон. Гармония любви и благодарности, Гармония рассвета и щегла… Гармонии не нужно популярности — Она всегда пребудет, как была. Летела

Глава тринадцатая. Утраченная гармония

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ Он подсел ко мне случайно, Сигарету предложил, В старых выпуклых очках И с длинным носом. Я невольно растерялся И не мог предположить, Что со мною за столом сидит философ. И как будто между прочим Он меня разговорил, А на самом деле в душу Все пробраться норовил. И

ГАРМОНИЯ В ДИССОНАНСЕ

ГАРМОНИЯ В ДИССОНАНСЕ Прежде всего, цвет должен быть экспрессивен, и, что бы об этом ни говорили, Матисс невысоко ценил теорию дополнительных цветов. Так же как Дебюсси и Равель, этот художник ищет гармонию в диссонансах:«Главное назначение цвета — служить большей

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ Помните, моя задача — учить вас тяжелому труду актера и режиссера, а не радостному времяпрепровождению на сцене. К. Станиславский Театр извечно был искусством коллективным. И все же всегда какое-либо одно имя сияло в нем яркой звездой. Даже когда все созвездие

Гармония

Гармония Отчима моего, невропатолога, исключительно жалко. Мало у него проблем на фоне возраста, так еще и зубы заболели, ничего не откусить.Это сказывается.Осмотрел в больнице клиентку, написал: "Сухожильные рефлексы симметричные".Да.У клиентки повальный тромбоз всего,

Гармония речи

Глава 20 Прогресс и гармония

Глава 20 Прогресс и гармония Все — от Сына Неба до народных масс — должны считать личное совершенствование основой всего остального. Конфуций Люди, которые не знают, о чем человек мечтал в прошлом, вряд ли могут иметь даже самое элементарное представление о

Предустановленная гармония, понятие, введённое в философию Г. Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о Предустановленной гармонии, развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физический детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма, в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.

В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы, объясняя согласованность между душой и телом на примере синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время.

Монадология — работа Готфрида Лейбница 1714 г., повествующая о монадах (единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

Рациональное обоснование, которое Лейбниц дал монадам в своих работах, состоит из следующих пяти частей:

1. Математическое обоснование через анализ бесконечно малых и его антиатомистические выводы (против таких материалистов, как Эпикур, Лукреций и Гассенди).

2. Физическое обоснование через теорию жизненных сил с ее неявной критикой динамики Декарта, чьи экспериментальные ошибки были показаны самим же Лейбницем.

3. Метафизическое обоснование через принцип достаточного основания, в котором логическая цепочка не может продолжаться бесконечно, а требует начала для каждого события. Ср. Бритва Оккама.

5. Биологическое обоснование через преформизм и функциональное разделение в органическом развитии.

Идеи бэконовской эмпирической философии получили свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса (1588 — 1679). Идеи Т. Гоббса оказали большое влияние на философию во всем мире. Основными его сочинениями являются следующие: “О теле” (1655), “О человеке” (1658), “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651).

Вслед за Ф. Бэконом Т. Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Причем философия, по Гоббсу, является суммарным теоретическим знанием. В своем понимании назначения и содержания философии Гоббс близок к Бэкону.

Хотя Гоббс приписывал материи способность мыслить, однако его учение о природе было атеистично.

Выводы, к которым пришел Гоббс, осмысливая природу, такие:

1) души как особые субстанции не существуют;

2) тела — единственная субстанция;

Предустановленная гармония, понятие, введённое в философию Г. Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о Предустановленной гармонии, развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физический детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма, в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.




В качестве примера Лейбниц приводит одинаково отрегулированные часы, объясняя согласованность между душой и телом на примере синхронного движения двух маятников часов различной конструкции, которые встречаются в момент, когда показывают одинаковое время.

Монадология — работа Готфрида Лейбница 1714 г., повествующая о монадах (единица, простая сущность) — простых субстанциях, не имеющих частей. Монадологию составляют 90 коротких абзацев, связанных логически.

Рациональное обоснование, которое Лейбниц дал монадам в своих работах, состоит из следующих пяти частей:

1. Математическое обоснование через анализ бесконечно малых и его антиатомистические выводы (против таких материалистов, как Эпикур, Лукреций и Гассенди).

2. Физическое обоснование через теорию жизненных сил с ее неявной критикой динамики Декарта, чьи экспериментальные ошибки были показаны самим же Лейбницем.

3. Метафизическое обоснование через принцип достаточного основания, в котором логическая цепочка не может продолжаться бесконечно, а требует начала для каждого события. Ср. Бритва Оккама.

5. Биологическое обоснование через преформизм и функциональное разделение в органическом развитии.

Идеи бэконовской эмпирической философии получили свое дальнейшее развитие в трудах Т. Гоббса (1588 — 1679). Идеи Т. Гоббса оказали большое влияние на философию во всем мире. Основными его сочинениями являются следующие: “О теле” (1655), “О человеке” (1658), “О гражданине” (1642), “Левиафан” (1651).

Вслед за Ф. Бэконом Т. Гоббс повторяет, что знание есть сила. Достигается оно путем научных исследований. Помогает в этом философия, которая, по его мнению, должна служить практическим интересам и потребностям людей, усиливая их потенции в организации процессов жизнеобеспечения. Причем философия, по Гоббсу, является суммарным теоретическим знанием. В своем понимании назначения и содержания философии Гоббс близок к Бэкону.

Хотя Гоббс приписывал материи способность мыслить, однако его учение о природе было атеистично.

Теория предустановленной гармонии – это концепция Г.В. Лейбница, ключевыми положениями которой являются отрицание наличия взаимных каузальных связей между тварными субстанциями и признание наличия каузальных связей в пределах отдельных тварных субстанций. Важной особенностью этой концепции также является то, что согласованность изменений в различных субстанциях обеспечивается Богом, который заранее предустанавливает все будущие изменения для каждой субстанции.

В зависимости от того, в какой области философии обсуждается этот подход, теория предустановленной гармонии может рассматриваться как один из способов решения проблемы ментальной каузальности, если речь идет о проблеме сознание-тело, либо как способ описания взаимодействия Бога и сотворенного им мира, если речь идет о философии религии. При этом решение вопроса ментальной каузальности в теории предустановленной гармонии очень тесно связано с решением вопроса о взаимодействии Бога с миром. Далее будут рассмотрены оба этих направления.

Концепция предустановленной гармонии сформулирована Г.В. Лейбницем в том числе как попытка решить психофизическую проблему, наряду с окказионализмом и интеракционизмом. Кроме того, как и окказионализм, данная концепция является также решением вопроса о распределении каузальных сил между Богом и миром, наряду с окказионализмом и конкурентизмом. Концепция предустановленной гармонии и окказионализм сходятся в том, что отрицают возможность каузальных связей между различными тварными субстанциями, в отличие от интеракционизма, который признает возможность воздействия сознания на материю и материи на сознание. Концепция предустановленной гармонии отличается от окказионализма двумя компонентами, которые следуют из ее названия. Во-первых, это предустановленная каузальная сила, которая, однако, оказывает влияние только на изменения внутри самой субстанции. Изменения, вызываемые внутри субстанции вследствие действия такой силы, полностью соответствуют природе субстанции и заложены в нее Богом. Во-вторых, это установленная Богом гармония между несвязанными друг с другом субстанциями. Именно Бог обеспечивает гармонию между субстанциями, заранее согласовав их самостоятельные и независимые изменения, но непосредственного вмешательства во внутренние каузальные силы для существования субстанций не требуется.

Для того чтобы лучше понять данную концепцию, следует знать, за что Лейбниц критиковал окказионализм. Лейбниц полагал, что Бог сотворил мир наиболее совершенным из всех возможных вариантов, поэтому мир должен быть организован таким образом, чтобы он мог функционировать слаженно и не требовать регулярных исправлений. Будучи единожды созданным, такой мир не должен требовать постоянного вмешательства для своего существования. Если бы Богу потребовалось регулярно совершать чудеса, перестраивая законы мира, для того чтобы мир продолжал существовать, это, с точки зрения Лейбница, означало бы, что мир создан несовершенным. Поэтому Лейбниц рассматривает окказионализм как непрерывно совершаемое чудо. Таким непрерывным чудом является постоянное вмешательство Бога для реализации каузальных связей. С точки зрения Лейбница, мир будет организован гораздо более совершенно, если Бог изначально включит все возможные изменения, происходящие с субстанциями, в их природу, т. е. зафиксирует все будущие события в самой сущности вещей. Наделяя субстанцию сущностью, Бог закладывает в нее способность к самостоятельным изменениям. Лейбниц склоняется к тому, чтобы считать внутренние изменения в субстанции ее собственной способностью к действию, что не отменяет того факта, что система Лейбница предполагает детерминизм, т. е. предопределенность будущих событий. Однако формально причиной последующего состояния субстанции является не божественное вмешательство, а предыдущее состояние субстанции. Эти отличия можно изобразить в виде следующей схемы, где цифрами 1, 2, 3 обозначены моменты времени или этапы изменений, одинарной стрелкой – отношение каузации, а двойной стрелкой – отношение следования между разными этапами изменений (моментами времени).

Достаточно интересным для анализа системы предустановленной гармонии является сравнение ее с идеализмом Д. Беркли. Беркли иногда причисляют к окказионалистам, отошедшим от дуализма, поскольку в его системе восприятие объекта приравнивается к существованию этого объекта, при этом именно Бог воздействует на души, вызывая у них восприятие мира. Система Лейбница устроена иначе, кроме уже указанных ранее отличий, стоит отметить, что каждая монада – это не просто отдельная душа, а своего рода зеркало всего мира. В сущность каждой монады, являющейся душой человека, Богом встроены все те изменения, которые происходят не только с самим человеком, но и с окружающим миром.

Рассмотрим это на примере. Предположим, что два человека стоят друг напротив друга и каждый из них наблюдает перед собой собаку, которая находится между ними. С точки зрения монадологии и теории предустановленной гармонии наличие собаки в опыте и первого и второго человека установлено Богом и зафиксировано в сущности их монад, однако собака, которую воспринимает первый человек, находится в его монаде, а собака, которую воспринимает второй человек, находится в его монаде. Когда собака начинает убегать, это происходит одновременно в двух монадах, поскольку Бог заранее установил последовательность событий таким образом, чтобы они были синхронизированы. Более того, когда один человек наблюдает движение другого человека, то движения, которые происходят в монаде наблюдающего, никак каузально не связаны с тем, что происходит в монаде того человека, который движется. То же самое и с собакой – ее движение, которое отображается в монадах наблюдающих за ней людей, не вызвано каузально событиями в монаде самой собаки. Одновременность событий в различных монадах обусловлена предустановленной гармонией. Аналогичным образом в каждой монаде содержится собственное отображение окружающего мира, деревьев, гор, планет, звезд и всего космоса, которые мы можем наблюдать и которые Бог предустановил, т. е. вложил в сущность каждой монады в момент творения, создав между ними гармонию.

Основные источники

Лейбниц Г.В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла.

Анализ и критика

Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница, М.: МГУ, 1973.

Jolley N. The Cambridge Companion to Leibniz. Cambridge: Cambridge UP, 1994.

Nadler S. (ed.) Causation in Early Modern Philosophy. University Park: Penn State University Press, 1993.

Murray M. Leibniz on Divine Foreknowledge of Future Contingents and Human Freedom. Philosophy and Phenomenological Research, 1995, 55.

Rescher N. G.W. Leibniz's Monadology. University of Pittsburgh Press, 1991.

McDonough, Jeffrey K. Leibniz on Pre-established Harmony and Causality // Lire Leibniz, ed. Christian Leduc, Mogens Laerke, and David Rabouin. Paris: Vrin, 2017.

Rodriguez-Pereyra G. Leibniz : mind-body causation and pre-established harmony // Robin Le Poidevin, Peter Simons, Andrew McGonigal & Ross Cameron (eds.), The Routledge Companion to Metaphysics, 2009.

Предустановленная гармония, современные интерпретации:

Pierfrancesco B. Leibniz, Whitehead and the Metaphysics of Causation. Palgrave Macmillan, 2009.

Словарные и энциклопедические статьи

Bobro M. Leibniz on Causation // The Stanford Encyclopedia of Philosophy.

Carlin L. Gottfried Leibniz: Causation // Internet Encyclopedia of Philosophy.

Среди концепций, возникших в философии в XVII-XVIII веках, и рассматривавших проблему субстанции, то есть основы мира, учение Готфрида Вильгельма Лейбница (1646—1716) выделяется своей необычностью. Как с формальной (количество субстанций), так и содержательной (сущность субстанции) точек зрения учение этого немецкого философа выбивается из общего ряда тогдашних представлений.

Итак, что такое монады, согласно Лейбницу, и в чем оригинальность его концепции.

В количественном смысле философы субстанцию понимали либо как единственную (монизм), либо принимали существование двух независимых субстанций (дуализм). Лейбниц же выступил оригинально. Он полагал, что в основе нашего мира лежит бесконечное количество субстанций - монад. Каждая монада имеет духовный характер, то есть не материальна, и она находится в постоянном изменении. Эта изменчивость - ее суть. И она независима, то есть существует сама по себе, ее изменения происходят спонтанно.

Однако между монадами все же существует важная связь - это гармония. Все вместе эти бесчисленные субстанции образуют гармоничное целое, что позволяет нашему миру быть таким, каким он является.

Понять сущность монады можно только разумом, так как они не имеют никаких материальных характеристик. На этом месте обычно студенты впадают в ступор, потому что они уже успели представить себе эти монады в виде неких радужных шаров, внутри которых происходят какие-то красивые процессы, а все вместе эти шары, при удалении, оказываются красивой гармоничной картиной нашего мира.

Но увы, монады идеальны, это никакие не шары. Это, если можно так выразиться, представления о мире . Притом у каждой монады свои. Таким образом, в основе мира лежит бесконечное количество представлений о мире, но не чьих-то конкретно, не человеческих, а представлений самих по себе. Они существуют объективно.

Таким образом, каждая монада отражает весь мир индивидуально, так, как никакая другая. В этом смысле монады уникальны. Но, следуя закону предустановленной гармонии, они все вместе образуют целостный мир. Лейбниц, объясняя этот момент, использовал сравнение с деревом. Каждый лист уникален и чем-то отличается от других, постоянно меняется. Но все они образуют крону дерева.

Я бы привела более понятные нынешним людям аналогии. Представьте, что есть сеть компьютеров, связанных одним сервером. То есть есть некий центральный компьютер, куда поступает информация о всех остальных. В каждом компьютере - свой софт, свое содержание. Оно постоянно меняется и отражает мир так, как отражает именно данный конкретный комп. А теперь представьте, что в этих компьютерах исчезло все "железо", и остался только софт. Вот это будет что-то типа монад. А центральный компьютер (без материальной оболочки) - главная монада, бог.

То есть для Лейбница бог - тоже монада, но отличающаяся от всех остальных тем, что в нее стекается вся информация об изменениях во всех прочих монадах, и которая, используя ее, обеспечивает сохранение предустановленной гармонии.

Из всего этого Лейбниц делал вывод, что все будет хорошо. Бывают сбои, но всегда все исправляется в лучшем виде. И вообще все к лучшему в этом наилучшем из миров.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

2. Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

Во-первых, он не принял дуализма Декарта в смысле разде­ления им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).

Во-вторых, по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Де­карта, так как разделил все модусы (единичные вещи — прояв­ления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;

• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

3. Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это следующим образом:

Готфрид Вильгельм Лейбниц: философия монадология

Г. В. Лейбниц — философ и ученый, математик, физик, юрист, историк, языковед, изобретатель.

Родился в Лейпциге 1 июля 1646г. Его отец был профессором нравственной философии.

Он получил образование в Лейпцигском и Йенском университетах, где изучал юриспруденцию и философию.

С 1676 г. состоял на службе у ганноверских герцогов в качестве библиотекаря, историографа и тайного советника юстиции. Занимался широкой и разносторонней практической и теоретической деятельностью. Характерная особенность жизни Лейбница — стремление соединить теорию с практикой.

Независимо от Ньютона он открыл дифференциальное и интегральное исчисление, придумал счетную машину, способную производить операции над большими числами, занимался также вопросами экономики, инженерной деятельности. Едва ли существовала при нем хоть одна отрасль знания, которую он не изучал бы, и в которую не внес бы что-нибудь новое. Писал исторические и политические статьи, но особенно его привлекала организация научного труда. В 1700г. по проекту Лейбница основывается Берлинской Академии наук, первым президентом которой он и стал.

Философско-литературное наследие Лейбница огромно. Кроме многочисленных статей, трактатов, диалогов он оставил после себя свыше 15 000 писем, в которых он чаще всего излагал свои философские взгляды, отправленных различным ученым и философам, с которыми был знаком как лично, так и заочно.

В философии Лейбница нашли отражение почти все философские идеи, накопленные к тому времени европейской философией.

Его система — результат многолетнего труда по переработке основных концепций философии с древности до его времени. Среди теоретических источников философии Лейбница учения Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др.

В то же время, внимательно изучив концепции предыдущих философов, Лейбниц не был согласен со многими из возражал против декартовского дуализма, не принимал тезис.

Из критического рассмотрения концепции Спинозы о единой субстанции возникает учение Лейбница о монадах. Лейбниц полагал, что если бы существовала только одна субстанция, то вещи не обладали бы активностью.

Поэтому он утверждал, что субстанций существует бесчисленное множество, так как любая вещь выступает как субстанция.

Монада в своих первичных качествах является деятельной, нигде в мире нет пассивных вещей.

Монады находятся между собой в состоянии предустановленной гармонии. Это понятие у Лейбница должно объяснить существующие в мире взаимосвязь и согласованность. Так как монады — психические сущности, взаимодействовать физически они не в состоянии, однако в мире мы наблюдаем согласованный порядок. Значит, развитие каждой монады уже изначально находится в соответствии с развитием других монад, и это соответствие предустановлено Богом.

Это определяет гармонию в явлениях и гармонию между сущностью и явлениями.
Как таковые монады обладают простотой и не изменяются в своей определенности, они не зависят друг от друга и замкнуты в себе.

В соответствии с системой Л. она отнюдь не мертва, поскольку жизнь разлита повсюду.

2. Для следующей степени развития монад характерна способность обладать ощущениями и образовывать явные представления.

Душа роднит животный организм с человеческим, но в последнем она выступает как дух. Этим понятием Л. обозначает всю сферу человеческого сознания.

Третья степень развития монад (дух) обладает способностью к апперцепции, т.е. эти монады наделены сознанием. К ним он относил души людей, обладающих самосознанием (апперцепцией).

Таким образом, перцепцией, восприятием обладают все монады, но только наиболее развитые монады обладают такой индивидуальной программой, при которой им свойственно самосознание. Т.е. наряду с восприятиями-представлениями он наделяет монады стремлениями, или аппетициями.

Лишь они обладают стремлениями, и прежде всего стремлением к преобразованию перцепций в апперцепции.

Тем самым обнаруживается главное свойство человеческого духа – его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности, активности (энтелехия). В принципе, стремление к познанию присуще любой монаде, но только
в духе это стремление реализуется наиболее совершенным образом.

Монады первой степени развития находят свое выражение в телах неживой природы, второй степени — в телах биологической природы, третьей степени — объективируются в человеке, наделенном сознанием и самосознанием.

Считая, что монады обладают способностью к перцепции, представлению, Лейбниц полагает, что вся природа одушевлена.

Монада, таким образом, подобна микроорганизму.

Так как монады — духовные образования, не обладающие физическими характеристиками, мы не можем постигать их чувствами, а постигаем только разумом.

В философии Лейбница впервые в эпоху Нового времени была выдвинута идея универсальности развития.

Согласно Лейбницу, каждая монада — источник развития и движения, так как обладает активной силой. Понимая мир целостно, Лейбниц стремился подчеркнуть динамичный характер всего мира. Монады, действующие целесообразно, образуют такой мир, который постоя развивается ко все более совершенным образованиям.

Это постоянное совершенствование мира достигает своего пика в познающем человеческом духе.

Таким образом, он признает наличие врожденных способностей к мышлению, отвергая декартовское утверждение о существовании в разуме врожденных идей. Чувственное познание выступает у Лейбница как низшая ступень познания, своего рода предпосылка познания рационального, так как оно не в состоянии объяснить необходимость и всеобщность в познании истины.

Только рациональное познание может дать картину всеобщности и необходимости, существующих в мире. Человеческий ум, по Лейбницу, похож на глыбу мрамора с прожилками, намечающими очертания будущей фигуры, которая будет изваяна скульптором.

Так образно Лейбниц описывает процесс возникновения знания.

Лейбниц выдвинул учение о двух истинах: истинах факта и истинах необходимых.

Истины факта — это такие истины, которые получаются в результате чувственного, эмпирического познания. Они имеют дело лишь с единичными конкретными вещами, основываются на опыте и не доказываются посредством логических выводов, поэтому не исключают и возможности противоположных истин. Здесь действует лишь причинная связь явлений, связывающая одни явления с другими. Для этого рода истин действует закон достаточного основания, посредством которого мы заключаем о существовании одного факта относительно другого.

Метафизические же (вечные) истины обнаруживаются посредством разума, для их признания не требуется оправдания в опыте. Их истинность утверждается лишь наличием положения, которое не противоречит им. К истинам разума принадлежат, согласно Лейбницу, все основные положения математики и логики.

Лейбниц много сделал для развития логики, которую понимал как науку о всех возможных мирах.

Он придавал большое значение понятию вероятности. В работе «Об искусстве комбинаторики Лейбниц предвосхитил некоторые положения современной математической логики. Лейбницу, в частности, принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Он также развил учение об анализе и синтезе.

Она основывается на законах тождества и противоречия, поэтому допускает единственную возможность событий. Лейбниц отмечает и другие особенности необходимости.

Необходимость Лейбниц противопоставляет случайности, понимая ее не как субъективную видимость, а как такую объективную связь явлений, которая зависит от свободных решений и от хода процессов во Вселенной, т.е. он понимал ее как относительную случайность, которая носит объективный характер и возникает на пересечении определенных необходимых процессов. Он подчеркивал, что причинность присуща как необходимым, так и случайным процессам, только детерминация в этих двух сферах происходит по-разному.

Лейбниц не оставил произведения, в котором бы систематически излагались его взгляды на общество.

Он мог бы сотворить мир, не имеющий зла, но он не был бы так хорош, как действительно существующий мир. Вот почему большое благо логически связано с некоторым злом.

Возьмем самый обыкновенный пример: глоток холодной воды в жаркий день, когда вы страдаете от жажды, может дать (принести) вам такое несравнимое (большое) удовольствие, что вы подумаете, что стоило испытать жажду, хотя она и была мучительна, потому что без нее не было бы так велико последующее наслаждение.

Для теологии важны не такие примеры, а связь греха со свободой воли. Свобода воли является великим благом, но для бога логически невозможно даровать свободу воли и в то же самое время повелеть не быть греху.

Обосновывая необходимость зла в человеческом и природном мире Л. обращается к учению иранского пророка Зороастра о том, что мир искони расколот на 2 равноправных начала – свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло.

Список использованной литературы

Готфрид Лейбниц — предшественник немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма.

В сфере его исследования основными являлись проблемы:

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве.

1. он не принял дуализма Декарта в смысле разделения им всех субстанций (сущностей, не нуждающихся для своего существования ни в ком и ни в чем, кроме самого себя), с одной стороны, — на высшую — Бога и сотворенные им, но независимые субстанции, с другой — всех сотворенных — на материальные (протяженные) и духовные (мыслящие).
2. по мнению Лейбница, Спиноза, соединив все субстанции в одну (Природу-Бога), не преодолел дуализма Декарта, так как разделил все модусы (единичные вещи — проявления субстанции) на два класса — протяженные и мыслящие; то есть то, что у Декарта выступало двумя видами субстанций, у Спинозы стало аналогичными видами модусов (проявлений) единой субстанции.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций).

По Лейбницу мир состоит из мельчайших элементов, или монад (единое или единица с греч.), — духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.

Следовательно, к понятию субстанции прибавляется понятие деятельной силы.

Каждая движущая сила есть единица бытия или монада. Монада единица бытия, духовный атом. Лейбниц “изъял” из единой субстанции Спинозы его пантеистически понимаемого Бога. Бог, по Лейбницу, возвышается над телесным миром, являясь его виновником и господином.

Единство и согласованность монад есть результат Богом “предустановленной гармонии”. Так “низшим” монадам присущи лишь смутные представления (неорганический мир и растения); у животных представления достигают ступени ощущений, а у человека – ясного понимания, осмысления.

Признавая с одной стороны, основным свойством монад деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой- защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Монада – зеркало единой и бесконечной Вселенной. Таким образом все в мире живое и одушевленное.

Монадология Лейбница обязана открытию микроскопа, которым он восхищался. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время – как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

Основные положения данной теории (монадологии) следующие:

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).

Тождества не нуждаются в доказательствах, поэтому принцип тождества изначально приемлем.

Опытные же факты в силу принципа необходимости достаточного основания должны обосновываться, факты зависят от законов. Принцип достаточного основания есть не что иное, как логическая конкретизация основного принципа нововременной философии о мыслящем субъекте. Говоря проще: все нужно обосновывать. Вот характерный пример. Лейбниц резко критикует представление о существовании одинаковых вещей по той причине, что — в силу принципа тождества неразличимых — вещь тождественна только сама по себе, но не другой вещи.

Отсюда правомерность принципа тождества неразличимого, который используется Лейбницем для оспаривания суждений о наличии одинаковых атомов, о переселении душ в другие тела. Но если все вещи отличаются друг от друга, то разумно предположить, что вещь не представляет собой просто сгусток телесной материи, а есть внутренне активная сущность — монада.

Идеальность монад ему нужна для рационально-теоретического объяснения опытных фактов. А духовность монад выражает их динамическую суть, активность, постулирование которой позволило Лейбницу дистанцироваться от вульгарно-механистических воззрений, явно недостаточных для объяснения биологических и социальных явлений.

Между монадами существует предустановленная Богом гармония, системность. Абсолютное время и абсолютное пространство не существуют, ибо они лишены, по определению, указанных системных связей. Наконец, следует учесть все те изменения, которые происходят с монадами.

Они непрерывны, ибо по-другому их невозможно себе представить в рационально оправданной форме. Здесь Лейбниц фактически дает философский перевод математическому смыслу дифференциального исчисления, одним из создателей которого он являлся.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путем получения только одного вида знаний — либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них — рациональное (полученное на основе разума) — будет носить достоверный характер, а другое — эмпирическое (основанное на опыте) — лишь вероятностный.

Читайте также: