Как ведет себя левий матвей узнав о неотвратимости гибели иешуа кратко
Обновлено: 05.07.2024
Его тема – это тема общей
человеческой ответственности
за судьбу добра и красоты,
истины в человеческом мире.
И. Виноградов.
Завещание Мастера. 1968 г.
Слово учителя. Начинаем разговор о романе М. Булгакова, который переосмыслил евангельскую историю. Особое внимание мы обратим в течение урока на художественные средства и словарную работу. Сейчас весь класс делится на 2 группы:
1 группа отвечает на вопросы, связанные с образом Иешуа Га Ноцри, 2 группа анализирует эпизоды, раскрывающие образ Понтия Пилата. (Вопросы смотри в приложении)
– Определите главных героев романа Булгакова “ Мастер и Маргарита” (ответ на этот вопрос поможет определить тему, идею произведения, его проблемы, осознать сюжетные линии).
– Так кто же герои?
– Посмотрим, правы ли вы. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?”. И что слышит в ответ? (“Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера)
Мастер создаёт оригинальное произведение. В Евангелии от Иоанна, которое любил Булгаков, речь о страданиях Понтия Пилата не идёт.
Итак, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора, а не Иешуа Га Ноцри. Почему? Это мы и выясним в дальнейшей нашей беседе.
-Какая деталь важна для раскрытия характера героя?
Вы хорошо знаете, что раскрытия характера героя, его внутреннего мира большое значение имеет портрет. Какими же предстают перед нами два героя – Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри, бродячий 27 летний философ, оказавшийся перед глазами владыки. О чём это говорит?
а) “ этот человек был одет… “ (гл.2)
– Мастер ведёт речь не о Божьем сыне, его герой обыкновенный, простой человек. Почему? Какие проблемы будут решаться: богословские или реальные, мирские?
(роман посвящён земной жизни, история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.)
б) Второй участник сцены? (зачитать эпизод из гл.2)
– Какая деталь в описании обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).
– О чём это говорит? (человек не боится крови, он бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”. Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: “свирепое чудовище”).
-Сейчас он страдает от головной боли, об этом говорит автор, обращаясь к одной детали его портрета – глазам. И эта деталь играет огромную роль в характеристике героя. Проследите, как меняются его глаза. Что даёт эта деталь? (гл.2) (Страдающие от боли глаза. Именно эта деталь помогла Иешуа догадаться о страданиях Пилата и освободить его от них. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям. Стоящий перед прокуратором человек заинтересовал его своими речами).
– Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2) (С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль. Но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. В нём внутренняя сила, заставляющая других слушать его).
– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (история с Левием Матвеем, гл.2). И далее Прокуратор задаёт вопрос о том, правда ли, что он , Иешуа Га – Ноцри, призывал разрушить храм, тот отвечал: “Я, учитель, …гл2)
– После этих слов встаёт вопрос о том, что такое истина?
– Цель нашего урока понять, что такое истина? Чья позиция нам ближе : Булгакова или его героев. Попробуем сформулировать это понятие. (Даю 1-2 минуты; запишите предложение, как вы понимаете это слово. Каждый записывает, затем читает).
– Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. (На доске запись: Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).
– Тема добра, истины отражена не только в художественной литературе, но и в искусстве. Художник Иванов в своей картине “Явление Христа народу” даёт своё понятие истины. Истина – это то, что было дано первоначально от Бога, эту истину несёт Сын Божий.
Крамской в своём полотне “Христос в пустыне” показал трагедию мыслящего человека своей эпохи. Измученный, омывший слезами и муками грехи мира, в смиренной простоте он несёт истину миру. Библейская тема отражена и в картине Ге “Что такое истина?”.
– Возникает удивительное в разговоре Понтия Пилата и Иешуа. Что же ответит Иешуа на этот иронический вопрос прокуратора?
- А что же заявляет Иешуа об этом? (ответ Иешуа найдите в гл.2.)
– Чем поразителен ответ? – Тем, что абстрактное, далёкое понятие – истина – оказывается живым, тем, что это сейчас истина, а что потом? Вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается в нём же. Почему у Понтия болит голова: от роз – символа христианской веры, истины. И далее Иешуа развивает это понятие и говорит, что для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. И если бы он поговорил с Крысобоем, то резко изменил бы свой взгляд. К истине он готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни. (стр.23 гл.2) “ Мне пришли в голову кое– какие мысли…”
– Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.26 гл.2)
Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.
– Но так всё разрешиться не может, люди, имеющие власть, боятся потерять её. В какой момент изменится настроение Пилата? Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.26-27 гл.2)
Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же?
– Позже Иешуа произнесёт это вслух, разговор об истине не закончен. ( “В числе прочего…)
– Нужна ли такая истина Понтию? ( нет, подтвердите ответ словами из текста)
– Что вдруг случилось с прокуратором? Он ведь несколько минут назад сам подсказывал Иешуа выход, спасительный ответ? (стр.27. “ Слушай, Га Ноцри,– заговорил вдруг…)
– Почему сейчас Пилат утверждает смертный приговор?
Пилат смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. Для него занимаемое место – “золотая клетка”, за себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести . Понтий Пилат внутренне не свободен, поэтому он сейчас и продаст Иешуа. Есть люди, которые совершают подобные предательства спокойно. Иуда не страдает нравственно, предав Иешуа. Понтий Пилат относится числу людей, у которых есть совесть. Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, но только нравственная.(стр.27 “Мысли понеслись короткие…).
– После утверждения решения казни Синедрионом, какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего– то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой. Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.(гл.2)
– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? (Человек совестливый не может жить с камнем на душе. Уже сейчас Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью. Он пытается смягчить “приговор” себе.(гл.2)
– Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? (Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но всё тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа передаёт перед смертью. И эти же слова повторит Афраний, начальник тайной полиции Понтия Пилата.(гл.2)
– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? Что с этим пришло к Пилату? О чём говорит данная деталь – голос? (Вот пришло возмездие. Уйти от него невозможно. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).
-Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет Пилату оправдать себя. Какое приказание и как отдаёт он начальнику тайной полиции? (Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(гл.25). Исполнительность Афрания не подвела и на этот раз. Ночью Афраний докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”. (гл. 26 стр.311)
Оставим на время Понтия Пилата и вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа? (Бывший сборщик налогов следовал за процессией с осуждёнными до самой Лысой горы. Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь и отскочил, и легионера окинул мутным , равнодушным ко всему взором как человек не чувствительный к физической боли.(гл. 16 стр.169). Больше всего Матвей хочет (гл.16). И дальше – гл. 16 стр. 171.
– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? (Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. Так решается проблема верности и предательства.)
– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26)
– Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? (Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом “гл.26 стр. 317”. Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду).
– Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. (Воланд и его свита несутся на волшебных конях…). На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: гл.32 стр.367. Пилат давно, сразу после гибели Иешуа, осознал, что тот был прав, когда утверждал, что трусость – это великий грех, и за это человек расплачивается бессмертием).
– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.
– Кого из литературных героев постигла подобная участь? (М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).
- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (гл.32).
– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? (эпилог).
Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.
– Подведём итоги сказанному. Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, происходивших две тысячи лет назад? (Роман посвящён вечным проблемам, они существуют в настоящем так же, как тысячи лет назад. Долго человечество идёт к истине и придёт ли к её познанию – неизвестно).
– Какие это проблемы: (составляем схему или таблицу…)
Итог урока. Обобщающий вопрос: “В чём смысл Евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?”.
Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся а) истории Мастера; б) изображение мира искусства в романе в) общей атмосферы жизни30х годов 20 в., используя гл. 5,6,7,9,13,27.
О внешности Левия Матвея известно следующее:
". сидя на камне, этот чернобородый, с гноящимися от солнца и бессонницы глазами человек тосковал. Он то вздыхал, открывая свой истасканный в скитаниях, из голубого превратившийся в грязно‑серый таллиф. " (*таллиф - накидка, плащ)
". ногтями царапая смуглую грудь. "
". сбросил с головы кефи, вцепился в свои жидкие волосы и стал проклинать себя. "
". он содрал с себя отяжелевший, пропитанный водою таллиф, остался в одной рубахе и припал к ногам Иешуа. "
". на балкон вступил неизвестный маленький и тощий человек. "
". Пришедший человек, лет под сорок, был черен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по‑волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего. "
". Тощая, голая, грязная шея его взбухла и опять опала. "
". Из стены ее вышел оборванный, выпачканный в глине мрачный человек в хитоне, в самодельных сандалиях, чернобородый. "
". с оборванным бродягой Левием Матвеем. "
". ходить в нищей одежде без пристанища. "
Левий Матвей является бывшим сборщиком податей (налогов):
". почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? – заговорил Воланд сурово. "
". Левия, бывшего сборщика податей. "
(Работа сборщиком податей была одной из самых презренных в те времена, народ не любил сборщиков податей и считал их грешниками.)
Однажды герой знакомится с бедным философом Иешуа на дороге в Виффагии:
". я с ним встретился впервые на дороге в Виффагии, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним. Первоначально он отнесся ко мне неприязненно и даже оскорблял меня, то есть думал, что оскорбляет, называя меня собакой. "
Левий Матвей слушает философские речи Иешуа и в конце концов бросает все, чтобы путешествовать со своим новым другом:
". однако, послушав меня, он стал смягчаться, – продолжал Иешуа, – наконец бросил деньги на дорогу и сказал, что пойдет со мной путешествовать. "
Вскоре Иешуа арестовывают и приговаривают к смерти. Левий Матвей упрекает себя за то, что он не был рядом с другом в тот момент:
". Вот в этом‑то и заключалась первая ошибка Левия Матвея. Зачем, зачем он отпустил его одного. "
Левий Матвей присутствует на казни Иешуа, но ничем не может ему помочь:
". этот единственный зритель, а не участник казни, и сидел на камне с самого начала, то есть вот уже четвертый час. Да, для того чтобы видеть казнь, он выбрал не лучшую, а худшую позицию. Но все‑таки и с нее столбы были видны. "
Он снимает тело Иешуа после казни и уносит:
". Левий Матвей прятался в пещере на северном склоне Лысого Черепа, дожидаясь тьмы. Голое тело Иешуа Га‑Ноцри было с ним. Когда стража вошла в пещеру с факелом, Левий впал в отчаяние и злобу. "
". Левий Матвей говорил, что не хочет расстаться с этим телом. Он был возбужден, выкрикивал что‑то бессвязное, то просил, то угрожал и проклинал. "
Власти разрешают Левию Матвею поехать на погребение Иешуа:
". Левий заявил, что он никуда не уйдет и желает участвовать в погребении. Он сказал, что не уйдет, даже если его начнут убивать, и даже предлагал для этой цели хлебный нож, который был с ним Мой помощник разрешил ему участвовать в погребении. "
". Левия Матвея взяли в повозку вместе с телами казненных и часа через два достигли пустынного ущелья к северу от Ершалаима. Там команда, работая посменно, в течение часа выкопала глубокую яму и в ней похоронила всех трех казненных. "
Понтий Пилат зовет Левия Матвея с собой в Кесарию, чтобы тот работал в библиотеке. Но герой отказывается служить Понтию Пилату, потому что тот виноват в смерти его друга Иешуа:
". Ты, как я вижу, книжный человек, и незачем тебе, одинокому, ходить в нищей одежде без пристанища. У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат и хочу взять тебя на службу. Ты будешь разбирать и хранить папирусы, будешь сыт и одет. " (слова Понтия Пилата)
Левий Матвей решает преследовать предателя Иуду, чтобы лишить его жизни (Иуда помог властям арестовать Иешуа). В конце концов Иуда погибает, но от рук подчиненных Понтия Пилата:
". я зарежу Иуду из Кириафа, я этому посвящу остаток жизни. "
В конце романа Левий Матвей попадает в "свет", где правит его добрый друг Иешуа. Добрый Иешуа посылает Левия Матвея к сатане Воланду с просьбой дать покой двум влюбленным - Мастеру и Маргарите:
". Он прислал меня Он прочитал сочинение мастера, – заговорил Левий Матвей, – и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, – в первый раз моляще обратился Левий к Воланду. " (просьба Левия Матвея о Мастере и Маргарите)
Прототипы Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита"
В финале романа "Мастер и Маргарита" Левий Матвей оказывается в "свете" вместе с Иешуа, Таким образом, Булгаков подтвержает слова Иисуса Христа:
Левий Матвей представляет собой пример почти фанатической преданности своему учителю Иешуа. За это он и попадает в "свет", в мир света и добра.
Это был цитатный образ и характеристика Левия Матвея в романе "Мастер и Маргарита" Булгакова, описание Левия Матвея в цитатах, а также описание истории дружбы Левия Матвея и Иешуа.
До встречи с Иешуа
Левий Матвей и его учитель
Значение образа
Образ Левия Матвея восходит к евангельскому образу Матфею, который является автором заметок об Иисусе Христе.
Левий Матвей – персонаж, который является основным носителем христианских мотивов в произведении М. А. Булгакова.
Левий Матвей в повествовании связан почти со всеми главными героями. Являясь учеником Иешуа, он встречается с Понтием Пилатом, принявшим решение казни Га-Ноцри. Левий Матвей общается с Воландом, с Маргаритой. Персонаж является своеобразным двойником Ивана Бездомного, который является учеником Мастера. Все это показывает то, что второстепенный герой Левий Матвей в романе несет большую смысловую нагрузку. Образ не только раскрывает в полной мере образ Иешуа, но и образ Воланда, который убеждает в необходимости злых начал, которые противопоставлены добрым началам.
Левий Матвей также характеризует более полно и образ Понтия Пилата. Эти два героя имеют общие черты: первоначально негативно встретили Иешуа, а затем нашли в нем родственную душу. Понтий Пилат чувствует муки совести, Левий Матвей также винит себя в гибели Иешуа.
Мастер и маргарита
Центральная идея романа
Автор стремится донести до читателя идею, что:
- добро и зло связаны между собой неразрывно;
- вечная борьба между ними никогда не закончится;
- не всегда легко отличить одно от другого.
В романе он рассказывает о двух эпохах с разницей в 2 тысячи лет, подчёркивая, что противостояние света и тьмы в человеческом обществе существовало всегда и не изменилось за долгий срок.
Автор безжалостно обличает основные людские пороки, первым из которых считает трусость.
Именно она становится причиной трагедии, описанной в этом замечательном романе.
Главные герои
Таковыми в произведении являются Маргарита, Мастер и Воланд. Каждый из них очень яркий, своеобразный, отличается рядом особенностей, которые делают их непохожими на всех остальных персонажей.
Его возлюбленная Маргарита, замужняя женщина, красивая, богатая, привыкшая к холе и неге, готова бросить свою беззаботную жизнь в роскошной квартире и обречь себя на нищету в подвале ради любимого человека. Материальные ценности не имели для неё никакого значения.
Второстепенные персонажи
В романе их очень много. Булгаков описывает их по-разному, некоторых с насмешкой и открытым презрением. Он показывает жадность расчётливость, глупость и напыщенность чиновников и обывателей, обычных граждан, которые в погоне за лишней копейкой напрочь забывают о чести, достоинстве и приличии.
Как в Москве 30-х годов, так и две тысячи лет назад многие люди ради денег готовы были на любые подлые и грязные поступки. Образ Иуды, молодого красавца, предавшего Иешуа — яркое воплощение расчётливости и отсутствия даже зачатков совести. Он, не задумываясь, принял предложение первосвященника Каифы и погубил бродячего философа и проповедника, который стремился внушить людям идею о добре, отзывчивости и искренности.
Образ Понтия Пилата, иудейского прокуратора, представлен в романе ярко. Этот жестокий человек, представитель власти, вершитель судеб, после разговора с Иешуа Га-Ноцри кардинально изменил свои взгляды на жизнь. Однако он не спас молодого проповедника, отправив его на страшную смерть. Причиной тому была трусость: прокуратор побоялся защитить человека, посмевшего непочтительно высказаться о римской власти.
Левий Матвей
В Википедии сказано, что этот образ также относится к второстепенным. Он ассоциируется с Матфеем — персонажем из Евангелия. Возненавидев деньги после беседы с Иешуа, Левий решает стать учеником молодого философа и отправляется путешествовать вместе с ним. Он потрясён мудростью и необычайно добрым сердцем Иешуа, который пытается донести до всех мысль о том, что:
- все люди на свете добрые;
- чёрствыми и жестокими их делают неудачные и тяжёлые обстоятельства;
- когда-нибудь непременно настанет царство истины.
Левий ловит каждое слово Иешуа, затаив дыхание. Он постоянно записывает всё, что тот говорит. Для этого всегда носит с собой пергамент. Мысли друга и спутника для него становятся единственным, что имеет значение. Он старается осознать и осмыслить их, хотя это не всегда даётся ему легко. Но, решив посвятить себя распространению учения бродячего философа, он относится к его проповедям как к великим и мудрым советам, которые тот даёт людям.
Отношения с наставником
Почему же Левий Матвей неверно записывал слова Иешуа? Вряд ли он намеренно стремился исказить смысл речей молодого проповедника. Можно предположить, что причиной тому стал недостаток образования: бывший сборщик податей попросту не мог до конца понять всё то, что учитель пытался донести до него. И, разумеется, был просто не в состоянии правильно истолковывать и излагать его мысли.
Также как и обыватели, которые слушали проповеди в Ершалаиме. Неграмотные и недалёкие, они приняли попытку объяснить им то, что настоящая вера не нуждается ни в каких храмах и построениях за подстрекательство уничтожить здание храма в городе.
Иешуа мечтал донести до людей идею добра, всепрощения, любви и понимания. Левий, даже не до конца осознавая всё, что узнавал от него, понимал саму суть учения. И очень хотел стать таким же душевно чистым и искренним человеком. Он изо всех сил старался усвоить уроки своего учителя, который стал его кумиром.
Безуспешные попытки
Когда Иешуа был арестован, Левий пришёл в отчаяние. Его захлестнула бессильная ярость. Он готов был на всё, чтобы спасти друга и облегчить его страдания, но ничего не мог сделать. И, глядя на муки замечательного человека, от которого никто и никогда не видел ни малейшего зла, не задумываясь, пожертвовать собственной жизнью, чтобы избавить его от пытки. Левий решает заколоть Иешуа и с этой целью крадёт нож. Однако и это ему не удаётся. Он становится свидетелем ужасной расправы. И начинает слать проклятия богу, допустившему такое бесчинство.
После казни
Потеряв своего друга, Левий Матвей в ужасном горе поклялся отомстить за него предателю Иуде. Это стало единственным смыслом его дальнейшей жизни.
Учение Иешуа полностью изменило Левия, он сделался другим человеком. Деньги и материальные блага для него потеряли значение. Ему хотелось, чтобы люди услышали всё, что говорил его наставник, и прониклись идеями света и добра. Однако после созерцания всех страданий, которые пришлось вынести его другу, он не смог простить тех, кто отправил его на смерть.
Перед казнью Иешуа сказал, что не винит никого. В его душе не было ни злости, ни обиды, он просто был неспособен на такие чувства. И никакие человеческие злодеяния не поколебали его убеждений и взглядов. Именно это и было главной мыслью проповедей. Даже будучи распятым на столбе, он не изменил своего отношения и продолжал до самой смерти любить людей, независимо от того, какое зло они сотворили с ним. А его друг и спутник Левий:
- не сумел научиться прощать всех;
- не пожелал оставить безнаказанным отвратительное предательство Иуды, передавшего Иешуа в руки стражников;
- не мог не осуждать Понтия Пилата, который не заступился за мирного философа;
- безграничное страдание вызвало в нём злость и ненависть к палачам.
Измученный угрызениями совести и сознанием огромной потери, Пилат предлагает Левию остаться у него и заняться библиотекой.
В конце романа Левий Матвей встречается с Воландом, который обращается с ним презрительно, называя его глупым рабом. Он передаёт послание Иешуа с просьбой позаботиться о судьбе мастера и Маргариты и наградить их покоем. Воланд выражает согласие и велит Левию удалиться. То есть он всё же сумел встретиться со своим другом и кумиром, оказавшись вместе с ним в свете. Этим автор хотел сказать, что Левий Матвей остался преданным и верным последователем Иешуа Га-Ноцри и его учению о добре и милосердии.
Читайте также:
- Как будут работать школы после 7 ноября в ростовской области
- Как характеризуют пимена его собственные слова кратко
- Анализ умк по литературе для средней школы
- Какое значение имело освоение сибири кратко
- Как на основании находок археологии истории реконструируют образ жизни людей каменного века кратко