В чем сущность конвенции об обычном оружии кратко

Обновлено: 05.07.2024

По сути КНО представляет собой рамочный документ, дополненный пятью протоколами, устанавливающими запреты и ограничения на применение так называемых негуманных видов оружия.

Протокол I, в частности, запрещает применение любого оружия, основное действие которого заключается в нанесении повреждений осколками, не обнаруживаемыми в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

Протокол II, в свою очередь, запрещает или ограничивает применение мин, мин-ловушек и других подобных устройств. Запрет касается в том числе минно-взрывных средств, срабатывающих при прохождении над ними миноискателей, а также применяемых против гражданских лиц и объектов.

В связи с этим резко негативные комментарии последовали со стороны Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Кипра, Нидерландов, Норвегии, Польши, Португалии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Швеции.

Указанные страны в 2010 году направили генеральному секретарю ООН соответствующие возражения. Большинство из них также отметили, что оговорка США противоречит тексту Конвенции, но не препятствует вступлению в силу Протокола III между каждой из этих стран и США.

Протокол IV запрещает применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях с целью причинения постоянной слепоты и необратимого повреждения органов зрения человека, а также передавать такое оружие любому другому государству или негосударственному образованию.

Протокол V устанавливает ответственность государств за постконфликтное обезвреживание взрывоопасных пережитков войны, к которым относятся неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы.

К КЗПМ присоединилось 161 государство, включая Белоруссию, Бразилию, Великобританию, Украину и ЮАР. США в данной Конвенции не участвуют.

В свою очередь, Конвенция по кассетным боеприпасам (ККБ), по аналогии с Оттавской называемая Ословской, вступила в силу в 2010 году. Она запрещает разработку, производство, применение, накопление и передачу третьим странам конкретных типов кассетных боеприпасов (КБ). К ним в документе отнесены боеприпасы, содержащие взрывчатые суббоеприпасы массой менее 20 кг каждый. Вместе с тем условия Конвенции не распространяются:
- на КБ, содержащие менее десяти суббоеприпасов массой более 4 кг, каждый из которых предназначен для обнаружения и поражения одиночной цели и оснащен электронными механизмами самоуничтожения и самодеактивации;
- на боеприпасы, содержащие осветительные, дымовые и пиротехнические заряды, дипольные отражатели, электроразрядные устройства, генераторы электромагнитных излучений или предназначенные исключительно для целей противовоздушной обороны.

В Конвенции участвуют 111 государств, включая Великобританию, Германию, Францию и ЮАР. США эту договоренность не подписали.

В целом действующие международные конвенции о запрещении применения конкретных видов обычного оружия имеют неоднозначный характер, ограничивая использование различных типов обычных вооружений со множеством исключений. При этом, как показывает сравнение заявленных целей рассмотренных документов, они зачастую противоречат условиям их достижения. Такая вариативность объясняется неоднородностью и противоречивой структурой самого мирового сообщества наций и свидетельствует о том, что в мире по-прежнему сохраняется потребность как в производстве, так и в применении обычных вооружений в интересах обеспечения национальной безопасности.

Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие – это международное соглашение, направленное на:

  • прекращение гонки в области обычных вооружений;
  • гуманизацию способов военных действий по отношению к личному составу, принимающему в них участие, гражданскому населению;
  • ослабление поражающего воздействия на природу.

Принята на Конференции ООН в Женеве 10.10.1980, одобрена сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12.12.1980, открыта для подписания 10.04.1981, вступила в силу 01.12.1983.

Конвенция запрещает или ограничивает использование тех видов обычного оружия, которые считаются наносящими сверхвысокие повреждения или имеющими неизбирательное действие. Вместе с прилагаемыми к этой Конвенции протоколами она применяется в тех же случаях, что и Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны и дополнительными протоколами.

В преамбуле Конвенции говорится, что ее участников движет желание содействовать прекращению гонки вооружений и что она является правовой основой применения прилагаемых к ней протоколов. Конвенция регулирует отношения, связанные с установлением следующих сфер:

  • применения данного документа;
  • связи с другими международными соглашениями;
  • внесения в нее изменений и дополнений;
  • вступления в силу и др.

Участники Конвенции обязуются широко распространять ее положения и прилагаемых к ней нескольких протоколов, как в мирное, так и в военное время, в частности, включать их изучение в программы военной подготовки личного состава вооруженных сил государств — участников Конвенции.

Дополнительный протокол I к этой Конвенции запрещает применение любого оружия, поражающего осколками, не обнаруживаемых посредством рентгеновских излучений. Дополнительный протокол II ограничивает применение мин и полностью запрещает использование мин-ловушек, ассоциирующихся или соединенных с медицинскими предметами, продуктами питания, детскими игрушками, историческими памятниками и т.п. Дополнительный протокол III запрещает применение зажигательного оружия против гражданского населения и гражданских объектов, ограничивает его применение против растительного покрова, а также военных объектов. Дополнительный протокол IV запрещает использование ослепляющего лазерного оружия. Конвенция предусматривает проведение конференций по согласованию возможных ее изменений и дополнений к ней, касающихся ограничения и запрещения других видов обычного оружия, рассмотрения вопросов об области применения и действия Конвенции.

Конвенция подписана от имени СССР 10.04.1981 и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 2.06.1982. РФ, как правопреемник СССР, является участницей Конвенции.

Дополнительный протокол IV ратифицирован Российской Федерацией 08.07.1999 (Федеральный закон РФ от 8 июля 1999 года № 153-ФЗ).

Источник: Ведомости Верховного Совета СССР. – М., 1984. № 3.

Конвенция
о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие
(Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.)

С изменениями и дополнениями от:

21 декабря 2001 г.

Высокие Договаривающиеся Стороны,

напоминая, что каждое государство обязано в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций,

напоминая далее об общем принципе защиты гражданского населения от опасности военных действий,

исходя из принципа международного права, согласно которому право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным, а также из принципа, запрещающего применение в вооруженных конфликтах оружия, снарядов и веществ и методов ведения войны, которые могут нанести чрезмерные повреждения или принести излишние страдания,

напоминая также, что запрещается применять методы или средства ведения войны, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде,

ГАРАНТ:

О воздействии на природную среду см. также Конвенцию о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.)

подтверждая свою убежденность, что в случаях, не предусмотренных настоящей Конвенцией и прилагаемыми к ней Протоколами или другими международными соглашениями, гражданское население и комбатанты постоянно остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания,

желая содействовать международной разрядке, прекращению гонки вооружений и укреплению доверия между государствами и, следовательно, осуществлению стремления всех народов жить в мире,

признавая значение всех усилий, которые могут содействовать прогрессу в деле всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем,

вновь подтверждая необходимость продолжать кодификацию и прогрессивное развитие норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов,

желая запретить или далее ограничить применение конкретных видов обычного оружия и считая, что положительные результаты, достигнутые в этой области, могут способствовать основным переговорам по разоружению с целью положить конец производству, накоплению и распространению такого оружия,

подчеркивая желательность того, чтобы все государства стали участниками настоящей Конвенции и прилагаемых к ней Протоколов, в особенности важные в военном отношении государства,

учитывая, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций и Комиссия Организации Объединенных Наций по разоружению могут принять решение изучить вопрос о возможном расширении сферы запрещений и ограничений, предусмотренных настоящей Конвенцией и прилагаемыми к ней Протоколами,

учитывая далее, что Комитет по разоружению может решить рассмотреть вопрос о принятии дальнейших мер по запрещению или ограничению применения конкретных видов обычного оружия,

разработана на Конференции ООН 1997—80, вступила в силу 2.12.1983. К 2000 её участниками являлись 55 государств, в т.ч. РФ как правопреемник СССР. Положения Конвенции применяются в тех же случаях, что и Женевские конвенции 1949 о защите жертв войны. Конвенция запрещает или ограничивает использование тех видов обычного оружия, которые могут наносить чрезмерные по-вреждения или иметь неизбирательное действие.

394006, г.Воронеж,
ул.Куцыгина, д.28.

  • Главное управление
  • Деятельность
  • Противодействие терроризму
  • Противодействие коррупции
  • Документы
  • Контакты

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий © 2022

В Объединенные Нации Конвенция о конкретных видах обычного оружия (CCW или же CCWC), заключенный в Женева 10 октября 1980 г. и вступила в силу в декабре 1983 г., направлена ​​на запрещение или ограничение использования определенных обычные виды оружия которые считаются чрезмерно вредными или имеют неизбирательные последствия. Полное название Конвенция о запрещении или ограничении применения определенных видов обычного оружия, которые могут быть сочтены наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Конвенция охватывает наземные мины, мины-ловушки, зажигательное оружие, ослепляющий лазерное оружие и оформление взрывоопасные пережитки войны.

Содержание

Целью Конвенции и Протоколов к ней является предоставление новых правил защиты мирные жители от ранений оружием, которое используется в вооруженных конфликтах, а также для защиты комбатанты от ненужных страданий. Конвенция охватывает фрагменты которые не обнаруживаются в организме человека Рентгеновские лучи, наземные мины и мины-ловушки, и зажигательный оружие, ослепляющее лазерное оружие и обезвреживание взрывоопасных пережитков войны. Стороны конвенции должны принять законодательные и другие меры для обеспечения соблюдения конвенции. [2]

CCWC вместе с Конвенция о химическом оружии (CWC) служит зонтиком для протоколов, касающихся конкретного оружия. [ нужна цитата ] Конвенция и прилагаемые к ней Протоколы применяются во всех типах вооруженных конфликтов, как международных, так и немеждународных. Этого не было, когда конвенция была впервые принята, но сфера ее применения была расширена двумя конференциями в 1996 и 2001 годах. Некоторые положения применяются также после прекращения открытых боевых действий, например, правила протоколов II и V о минимизации опасности от шахты и другие боеприпасы. [2]

В CCWC отсутствуют механизмы проверки и обеспечения соблюдения и не прописан формальный процесс для разрешения проблем с соблюдением. Государство-участник может опровергнуть свою приверженность конвенции или любому из протоколов, но оно будет оставаться юридически связанным до одного года после уведомления депозитария договора, Генерального секретаря ООН, о своем намерении освободиться от своих обязательств. [ нужна цитата ]

Принятие и вступление в силу

CCWC состоит из набора дополнительные протоколы впервые сформулирована 10 октября 1980 г. в Женеве и вступила в силу 2 декабря 1983 г. По состоянию на конец октября 2020 г. участниками конвенции являются 125 государств. [1] Некоторые из этих стран приняли только некоторые из пяти протоколов, при этом два являются минимумом, необходимым для того, чтобы считаться стороной. [3]

Конвенция имеет пять протоколов:

  • Протокол I ограничивает оружие с необнаруживаемыми фрагменты
  • Протокол II ограничивает наземные мины, мины-ловушки
  • Протокол III ограничивает зажигательное оружие
  • Протокол IV ограничивает ослепление лазерное оружие (принята 13 октября 1995 г. Вена)
  • Протокол V устанавливает обязательства и передовой опыт по обезвреживанию взрывоопасных пережитков войны, принятый 28 ноября 2003 г. в Женеве. [4]

В 1996 г. в Протокол II были внесены поправки (расширяющие сферу его применения), и он вступил в силу 3 декабря 1998 г. Поправка распространила ограничения на использование наземных мин на внутренние конфликты; установленные стандарты надежности для дистанционно доставленные мины; и запретили использование необнаруживаемых фрагментов в противопехотных минах (ППНМ). Неспособность согласиться на полный запрет наземных мин привела к Оттавский договор. [5]

Протокол I: необнаруживаемые фрагменты

Протокол II: мины, мины-ловушки и другие устройства

Протокол II о запрещении или ограничении использования мин, мин-ловушек и других устройств был изменен 3 мая 1996 г., чтобы усилить его положения и расширить сферу применения, чтобы охватить как международные, так и внутренние вооруженные конфликты. Протокол регулирует, но не запрещает, фугасы. Он запрещает использование необнаруживаемых противопехотные мины и их передача; запрещает использование несамоуничтожающихся и несамодеактивирующихся мин вне огороженных, контролируемых и отмеченных территорий; запрещает установку мин и мин-ловушек против гражданского населения; требует, чтобы стороны в конфликте удалили мины и мины-ловушки по окончании конфликта; расширяет обязательства по защите миротворческих и других миссий Организации Объединенных Наций и ее агентств; требует, чтобы государства обеспечивали соблюдение его положений в пределах своей юрисдикции; и призывает к уголовным санкциям в случае нарушения. [2] [8]

Протокол III: зажигательное оружие

Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия запрещает при любых обстоятельствах превращать гражданское население как таковое, отдельных гражданских лиц или гражданские объекты в объект нападения с применением любого оружия или боеприпасов, которые в первую очередь предназначены для поджога объектов или причинить ожоги людям из-за действия пламя, высокая температура или их комбинация, произведенная химическая реакция вещества, доставленного в цель. Протокол также запрещает использование доставки по воздуху. зажигательное оружие против военных целей в местах скопления гражданского населения и ограничивает использование зажигательного оружия, доставляемого другими средствами. Лес и другие растения не могут быть целью, если они не используются для укрытия комбатантов или других военных целей. [2] [9] Протокол III перечисляет определенные типы боеприпасов, например дымовые снаряды которые имеют только вторичный или дополнительный зажигательный эффект; эти типы боеприпасов не считаются зажигательным оружием. [10]

Протокол IV: Ослепляющее лазерное оружие

Протокол IV об ослепляющем лазерном оружии запрещает использование лазерного оружия, специально предназначенного для постоянного слепота. Стороны протокола также соглашаются не передавать такое оружие никаким государственным или негосударственным организациям. [2] Протокол не запрещает лазерные системы, в которых ослепление является случайным или побочным эффектом, но стороны, которые согласны с ним, должны принять все возможные меры предосторожности, чтобы избежать таких эффектов. [11] [12]

Протокол V: Взрывоопасные пережитки войны

Протокол V о взрывоопасных пережитках войны требует очистки UXO (неразорвавшиеся боеприпасы), такие как неразорвавшиеся бомбы из кассетные бомбы и заброшенный взрывное оружие. При прекращении активных боевых действий Протокол V устанавливает ответственность сторон, которые использовали взрывное оружие чтобы помочь с очисткой неразорвавшиеся боеприпасы что это использование создало. От сторон также требуется, при определенных условиях, предоставлять информацию об использовании ими оружия взрывного действия. Каждая сторона несет ответственность за территорию, находящуюся под их контролем после конфликта. Протокол не распространяется на мины и другое оружие, на которое распространяется протокол II. [2] [13] Протокол появился в результате растущего осознания в 1990-х годах недостаточной защиты от неразорвавшихся боеприпасов. Протокол был принят в 2003 году и вступил в силу в 2006 году. [14]

Другие предложения

По состоянию на 2017 год КНО не удалось достичь консенсуса для начала переговоров о добавлении механизма соблюдения, чтобы помочь сторонам выполнять свои обязательства, а также переговоров о запрещении пуль большого калибра (5,56 или меньше). Китай и Россия выступили против ограничений на противотранспортные мины, например, против требования о самодеактивации таких мин. [15] В 2010-х КНО начала переговоры об ограничении летальное автономное оружие. [16]

Читайте также: