В чем специфика философии жизни и философии смерти кратко

Обновлено: 07.07.2024

Смысл жизни и смысл смерти человека как философская проблема


Наиболее ярко и выпукло специфика человеческого бытия обнаруживается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не в простом физическом выживании, не в сохранении тела, а имеет другие цели, которые заданы человеку извне или выбраны им самим, это значит, что она имеет смысл.

Гедонистические представления о смысле жизни


Гедонизм (от греч. hedone - наслаждение) - это учение, первоначально развитое древнегреческой философской школой киренаиков и считающее стремление к чувственным удовольствиям и наслаждениям смыслом жизни человека. Её основатель, философ Аристипп, утверждал, что только толпа стремится к вещам и благам, мудрый же - к удовольствиям, которые он получает от вещей и благ.

Стоические и аскетические представления о смысле жизни


Со времен античности ведет свое начало представление о жизни, как следовании судьбе, року. Его разработали философы-стоики, учившие, что мудрец должен следовать бесстрастию природы (апатии) и любить свой "рок".

Следование долгу и призванию как смысл жизни


Есть много концепций, которые усматривают смысл жизни человека в следовании долгу или призванию, которые предписаны человеку извне. Наиболее разработанными из них являются религиозные учения, связывающие смысл жизни человека с Богом. Служение Богу, выполнение всех религиозных заповедей и предписаний и составляет смысл и содержание человеческой жизни согласно апологетике мировых религий. Сама по себе мирская жизнь человека объявляется лишенной всякой ценности, смысла и цели.

Об экологии человека


Несмотря на очевидные успехи биологии и медицины в изучении человека, он по-прежнему остается самым неисследованным объектом. Это объясняется тем, что тайна человеческого бытия имеет метафизическую природы, а значит - не раскрывается так, как раскрываются законы природы.

Божественная философия! Отведав раз твоих плодов, уже вечно можно вкушать на твоем пиру тот сладкий нектар, от которого нет пресыщения.
Джон Мильтон

Философия жизни и смерти: понятие, проблема, различные трактования

Человек – это единственное живое существо, осознающее свою смертность. Даже на начальном этапе развития люди понимали, что они не вечны. Потому очевидно, что философия смерти возникла много веков, и отношение к этому вопросу постоянно изменялось в ходе истории.

Понятие смерти в философии

С позиции философии противопоставление жизни и смерти не может быть верным. Ведь жизнь – это процесс, а смерть – прекращение этого процесса. С этой точки зрения понятие смерти в философии противопоставляется рождению.

Если отбросить все религиозные взгляды на умирание человека и остановиться на мнениях философов, то можно выделить несколько основных:

В средние века отношение к смерти основывается на религиозных убеждениях, а само умирание физического тела воспринимается как один из видов зла. Примерно тогда же начинают развиваться и материалистические концепции жизни и смерти, так как происходит много открытий в области медицины и биологии.

Смерть пугает человека

Проблема смерти в философии

Проблема смерти в философии всегда была одной из основных. Античные философы разделились на тех, кто верил в бессмертие души, и на тех, кто считал, что вместе с прекращением физического существования прекращается и любое другое.

Позже настолько развилась идея о существовании жизни после смерти, что людям был внушен не только страх умереть, но и страх перед миром мертвых. Уже к XIX веку мнения возникли два противоположных течения:

  • одни старались не думать о смерти и сконцентрировались на физическом существовании,
  • другие ставили эту проблему во главу угла своих рассуждений и жили под страхом божьей кары после прекращения физического существования.

Смерть с косой - шаблонный образ

Философия жизни и смерти

По сути, вся философия жизни и смерти сводится к определению смысла того и другого. Именно этим занимались философы с античных времен. Основная идея – жизнь должна иметь и другие цели, кроме выживания как такового, иначе и смерть не имеет смысла.

Однако существует и гедонистические представления об этой проблеме. Основатель учения гедонизма – Аристипп – полагал, что мудрый человек будет стремиться к получению удовольствий от тех благ, которые он может получить от жизни.

Философы-стоики относились ко всему, что происходит с человеком на протяжении его жизни, как к неминуемому, верили в существование рока, однако не призывали к бездействию. Наоборот, они считали, что только сохранение внутренней свободы позволит человеку перенести все то, что выпало на его долю.

Что ждет после смерти? Человеку не дано узнать

На сегодняшний день существует великое множество самых разных философских концепций отношения к жизни и смерти. Все они имеют право на существование, и человек может выбрать, какой точки зрения ему придерживаться, или выработать свою собственную позицию.

А как Вы относитесь к вопросу смерти? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Определить, что такое жизнь с точки зрения философии достаточно сложно, так как в мире существует несколько философских взглядов на мир. Проблема жизни, смысл человеческого существования всегда волновали философию. Понять этот вопрос можно по-разному: оценка уже всего произошедшего, понимание того, как человек действует на окружающую действительность.

Еще в древней Греции великие философы (Платон, Сократ и другие) имели четкие представления о том, что лучше всего для человека. Они оперировали понятием блага.

На протяжении всего развития философской мысли было много мыслей на тему: что такое жизнь. С точки зрения философии, особенно античной, жизнь воспринималась как получение счастья, получение удовольствия. Другие считали, что жизнь человека должна приносить добродетель, а тем самым удовлетворение для него самого.

Иррационалисты считали, что жизнь человека это подчинение чужой воле, при этом ее человек осознает как свою.

Экзистенционалисты считали, что человек всю свою жизнь строит исходя из окружающего мира, исходя из тех идей, которые царят в обществе.

У религии есть свое понятие жизни. Жизнь дана за тем, чтобы спасти душу, у жизни есть смысл.

Фаталистический подход: судьба человека предрешена. Смысл в том, чтобы найти своё предназначение и следовать ему.

Натуралистический подход: природа не имеет смысла, поэтому жизнь человека не имеет смысла(осуществление природных инстинктов).

Подход геданизма: смысл жизни в духовном наслаждении (невозмутимость, не бояться Богов и Смерти).

Королеталирский подход: смысл жизни в безграничной свободе.

Функционалистический подход: смысл жизни заключается в осуществлении какой-либо цели.

Аксеологический подход: существуют ценности, которые придают смысл жизни.

1. Ценность перетивная- зависит от чувств.

2. Ценности отношения (к семье, к друзьям, к коллегам и так далее).

3. Ценности созидания- то, что человек создаёт своим трудом.

Смысл жизни формируется по ходу жизни и он заключается в самой жизни.

В чем смысл смерти?

Совершенно иной взгляд на смерть имел философ, который создал теорию палингенезии, представляющую собой философскую альтернативу религиозной реинкарнации.

С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии древнего Египта.

Бессмертие:

1. Родовое- продолжение жизни потомков;

2. Творческое- жизнь в своём творчестве;

3. Религиозное- продолжение жизни в раю;

4. Чувственное- потеря чувства времени;

5. Натуралистическое- слияние с природой.

25.Социум как особая реальность и предмет социальной философии:

Проблема социальной философии: что такое общество; какое значение оно имеет в жизни человека.

2 направления, сводящие общество к какой-либо одной его стороне:

1. Натуралистское- сведение общества к биологической стороне;

2. Социализаторское – происходит абсолютизация общества и сведение человека ко всему обществу- сведение человека к сумме общественных отношений.

Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы, движущие силы его функционирования из развития, его взаимосвязь с природной средой и окружающим миром в целом.

Задача социальной философии: понимание общества как самодостаточного коллектива взаимодействия людей, обладающего универсальными законами организации.

Философия общества изучает общество с одной стороны как природную, а с другой- специфически надприродную реальность. В общем смысле общество- это совокупность людей и взаимоотношений. Особенностями общества является то, что общество- это система, общество является самодостаточным, то есть не зависит ни от каких-либо внешних условий. Общество- это объективная реальность- не зависит от воли и желания каких-то конкретных людей. С другой стороны, общество- это продукт сознательной деятельности человека.

Общество коренным образом отлично от природы, но в его основе лежат природные факторы.

4 основных характеристики общества:

4 типа общественных отношений:

1. Материальная сфера;

2. Социальная сфера;

3. Духовная сфера;

4. Политическая сфера;

Деятельность- это специфически человеческая форма активного отношения к окружающей действительности, в которую входят целесообразное осмысление, изменение и преобразование мира. Деятельность может быть направлена на неодушевлённые предметы, вещи, другого человека, символы и знаки.

Различные виды деятельности как раз и составляют 4 сферы общества.

В вопросах анализа общества выделяются 2 подхода:

Первое было сформировано К.Марксом. он выделил 5 формаций в истории человечества:

1. Первобытнообщинная формация- все люди равны, частной собственности нет;

2. Рабовладельческая- частная собственность находиться в руках рабовладельцев, это порождает неравные классы;

3. Феодальная- существование социального неравенства, частная собственность находиться в руках феодалов, на них работают полузависимые крестьяне;

4. Капиталистическая- всё зависит от капиталистов, владеющих разными отраслями;

5. Коммунистическая формация, первой стадией которой является социализм- нет частной собственности, всё принадлежит всем.

Общество разделяется на базис, надстройку и производительные силы.

Производительные силы- это орудие труда, человек. Базис- это экономические отношения, отношения по поводу собственности, то есть базисом в обществе является экономика. Надстройка- это культура, религия, политика.

26.Цивилизация как категория социальной философии. Проблема взаимоотношения цивилизаций:

Цивилизационность

Цивилизационный подход рассматривает понятие цивилизации- понятие, противоположное понятию дикости, варварству, это состояние общества, когда оно уже не является первобытным.

Представителями цивилизационного подхода являются Данилевский, Освальд Шпенглер, Арнольд Тойнберг.

В данном подходе мы говорим о наличии изолированных друг от друга цивилизаций, которые самобытны, развиваются по определённым законам.

Шпенглер выделял 9 таких цивилизаций, Данилевский- 11, Тойнберг- 23.

Цивилизации уникальны, то есть нельзя сказать, что какая-то культура превосходит другую. Цивилизации локальны, то есть независимы друг от друга. Существует множественность путей культурного развития человечества.

3 этапа развития общества:

1. Традиционное общество- связано с земледелием;

2. Капиталистическое (индустриальное)- здесь: основа- промышленность;

3. Постиндустриальное- начинается с 60-х годов XX века. Главное здесь: информация, всё основано на творческом знании.

Однако дальнейшие попытки разрешить это противоречие завершились утверждением в европейской философско-исторической мысли методологии однолинейного прогрессизма.

Согласно этой методологии в истории действуют силы и законы, имеющие универсальный характер, а национальные истории являются лишь частным случаем их проявления. Мировая история стала рассматриваться как процесс перехода из одного состояния в другое, более развитое и совершенное. Отдельные народы в своей истории — быстрее или медленнее — идут по одной линии прогресса, и поэтому более продвинутые европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

27.Философия истории. Модели исторического процесса:

Проблемы философии истории:

1. Смысл и направленность истории;

2. Типологизация общества;

3. Критерии периодизации истории;

4. Критерий прогресса общества.

Общество движется целенаправленно.

Античная философия: учение о пяти веках истории: золотой, серебряный, железный, век героев, человеческий вид. Общество постепенно деградирует (от самого совершенного до несовершенного).

В истории существовало учение о круговороте: постоянно повторяющаяся смена периодов- Аристотель, Шпенглер, Сорокин.

История имеет однонаправленное линейное развитие- Гейгель, Кант, Маркс.

У Гейгеля выделяют принцип историцизма- сводится к признанию субстанциальности истории. В ней признаётся наличие разумного начала.

Субъекты истории- кто творит историю- масса или личность? К великим личностям относят политических деятелей, великих полководцев, монахов, писателей, музыкантов, учёных.

Человек — самое уникальное и противоречивое творение природы и истории. Только люди способны задумываться о смысле жизни и осознавать конечность собственного существования. Проблемы смерти и бессмертия в философии занимают центральное место. Во все времена этот вопрос интересовал пророков, религиозных деятелей, великих мыслителей, педагогов и врачей.

Проблема бессмертия

Нравственно-философский смысл жизни

Смерть и бессмертие

  1. Какова цель существования человека?
  2. Ради чего (кого) следует жить?
  3. Каковы главные жизненные ценности?

Мнения философов из разных эпох существенно отличались. Например, античные мыслители видели смысл жизни в удовольствии и постоянном самосовершенствовании. Сократ призывал людей исследовать добродетель и развивать душевные качества. Аристотель считал, что жизнь — это счастье, которое заключается в мышлении и познании мира. Эпикур полагал, что существование людей должно быть связано только с земными удовольствиями, то есть с отсутствием голода и физических недугов.

В эпоху Средневековья мнение о смысле жизни существенно поменялось. В религиозных первоисточниках писали о том, что человек должен следовать примеру своих предков, придерживаясь религиозных идеалов. Эту тему кратко освещал в своих работах Фома Аквинский и философ Августин. В этот исторический период о жизни нередко высказывались негативно. Например, в буддизме жизнь отождествлялась со страданиями, в азиатских текстах— с бездной зла и мучением.

Смерть и бессмертие в философии

В эпоху Просвещения мировоззрение людей снова меняется. Смысл бытия видят в возможности утверждения человека как личности. В XIX веке появилось множество альтернативных направлений философии. Например, Артур Шопенгауэр, будучи представителем иррационализма, определял жизнь как проявление мировой воли. Он полагал, что человек не может совершать важные действия по собственному желанию, так как любыми поступками движет чужая воля.

Альбер Камю, напротив, считал, что человек должен создавать собственные ценности. Существование индивида оценивается только его поступками. Представители нигилизма и позитивизма и вовсе не видели в жизни особого смысла. Они предавали значение только конкретным событиям, достижениям и наследию индивида.

И. Кант считал, что жизнь заключается в осознании человеческого бытия. А мыслитель Фихте полагал, что смысл существования людей состоит в достижении гармонии с окружающим миром.

Проблема смерти и бессмертия

Несмотря на многообразие точек зрения, в большинстве учений жизнь трактуется как миг, отпущенный человеку, для подготовки к смерти. Удивительно, но гибели человека и его возможному бессмертию всегда уделяли больше внимания, чем самому жизненному пути.

Гибель человека

Смерть — это полное прекращение биологических и физиологических процессов в живом организме. С философской позиции это определение не является достаточным. Это явление абсолютно неизбежно и непредсказуемо, поэтому оно всегда несёт отпечаток таинственности и мистичности. Люди всегда боялись неизвестности, поэтому философы, изучая сущность смерти, искали способ избавить человечество от страха.

Изучение проблемы смерти в философии можно разделить на 3 периода:

Бессмертие в философии

  • дохристианский;
  • христианский;
  • современный.

Когда учёные получили достаточно знаний из области биологии и естествознания, идеи о загробной жизни и возможном воскрешении стали отвергаться. К изучению вопроса о смерти стали подходить с рационалистической точки зрения. Гибель индивида рассматривалась как естественная перемена человеческого существования.

Идеи о вечном существовании

Бессмертие — это вечное, непрекращающееся существование. С естественно-научной точки зрения, достичь такого состояния невозможно. Тем не менее рассуждение на эту тему встречалось у всех древних народов.

Материалисты категорически отрицают существование души, поэтому такое понятие, как вечная жизнь они не рассматривали. Однако философы XIX—XX вв. полагали, что достичь бессмертия можно через оставленное наследие, то есть через потомков, созданные произведения искусства.

Проблема смерти в философии

Развитие вопроса в современном мире

Вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии актуальны и в XXI веке. Это связано с достижениями в области биологии и медицины. Современная реаниматология позволяет возвращать к жизни человека, пережившего клиническую смерть. Однако не все учёные рассматривают это достижение, как благо.

Проблема смерти и бессмертия в философии

Известно, что после смерти в первую очередь перестаёт функционировать кора головного мозга. Средствами медицины можно возобновить работу сердца, но восстановить все функции мозга ещё никому не удавалось. В связи с этим в этике и философии встаёт вопрос о том, можно ли в случае восстановления сердцебиения говорить о продолжении жизни человека.

Из-за регулярных национальных конфликтов, международного терроризма и эпидемий человеческая жизнь была сильно обесценена. Современные философы стараются найти ответы на новые вопросы:

Не перестаёт обсуждаться и вопрос бессмертия. Но если в Античность и Средние века философов интересовало вечное существование души, то в XXI веке наука ищет пути сохранения физического тела. В связи с этим активно развивается криогеника и молекулярное клонирование.

Читайте также: