Проектная деятельность в школе это педагогическая технология которая

Обновлено: 07.07.2024

Технология проектной идеятельности основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др

Принятые новые образовательные стандарты предполагают преобразование основной цели образовательной системы, что в свою очередь, потребовало существенных изменений в деятельности учителя. В настоящее время учитель должен не только передать существующие знания, но, что более важно в новой образовательной парадигме, обучить способам организации познавательной деятельности, самостоятельному планированию учебного времени учащимися, формированию умений переносить полученные знания в реальные жизненные ситуации. Поиск новых педагогических технологий, которые могли бы реализовать поставленные перед образовательной системой задачи, привел к возрождению проектно - исследовательской деятельности учащихся.

Метод проектов возник во второй половине XIX века в США. В его основу были положены прагматические идеи американского философа и педагога Д. Дьюи (1859-1952). Он отмечал, что обучение должно осуществляться на активной основе, в детях необходимо стимулировать личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые должны пригодиться в реальной жизни [1].

Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог У.Х. Килпатрик разработал и внедрил в процесс обучения метод проектной деятельности учащихся. У.Х. Килпатрик подчеркивал, что метод проектной деятельности предоставляет обучающимся абсолютную свободу в выборе проблемы, в решении и воплощении ее, что формирует активную позицию учащихся

  • отечественной педагогике метод проектной деятельности, как один из вариантов развития учащихся, начал развиваться в 1905 году, когда была создана группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого. Однако свое развитие идеи проектного обучения получили только в 20-е годы ХХ века.

Проектная деятельность в этот период была взаимосвязана с методикой комплексного изучения различных явлений.

  • основе теории проектного обучения лежат идеи о необходимости в глобальном мире обеспечить целостность педагогического процесса (единства развития, обучения и воспитания), создать условия для самостоятельного приобретения знаний, обеспечить переход, как метафорично отмечает А. А.

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно получать знания. Проектная деятельность в этом плане дает учителю и ученикам самые широкие возможности. "Специфической особенностью проектной деятельности является ее активизирующее влияние на развитие творческой направленности личности и обеспечение творческого характера освоения действительности" [3].

Основы теории современного проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Е.С. Полат, Н.В. Матяш и других ученых России.

Исследования ученых-методистов в области естественнонаучных дисциплин показывают, что проектная деятельность учащихся обеспечивает высокий уровень познавательного интереса, интеграцию теоретического знания с практическим опытом и способствует развитию творческой активности (А.М.Матюшкин, М.И. Махмутов, В.В.Пасечник, И.Н. Пономарева, В.А.Самкова, Т.И.Шамова и др.). Кроме этого в отечественной дидактике метод проектов рассматривается не только как средство развития самостоятельности и творчества в обучении (В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.), но и как инструмент непосредственной связи между приобретенными знаниями и умениями в процессе решения практических задач. (Полат Е.С., Сергеева И.С. и др) [4].

Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то она предполагает взаимодействие проблемных, исследовательских, поиск новых, творческих задач. В процессе проектной деятельности происходит приобретение учеником собственного знания, а не переданных учителем абстрактных научных фактов. Учащийся оказывается в такой ситуации, где они не только получают теоретические знания, но и должны объяснять каким образом они получили данный результат. В данной ситуации активно развивается творческая активность, познавательные навыки, умения конструировать самостоятельно полученные знания.

Проектную деятельность учащихся можно рассматривать как особого рода многоуровневую задачу, требующую для ее решения метапредметных умений. Тем самым, проектная деятельность воплощает в себе приоритетные тенденции современного образования к интеграции предметных дисциплин.

Проектная деятельность в школе осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта на уроках и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности. В связи с этим мы можем выделить несколько видов научно-проектной деятельности учащихся.

По количеству участников, включенных в проект:

малогрупповой (до 5 человек);

групповой (до 15 человек);

коллективный (класс и более в рамках школы);

сетевой (в рамках сложившейся партнѐрской сети, в том числе в Интернете).

По длительности:

длительный проект (от нескольких недель, в рамках изучения конкретной темы, до вертикального многолетнего проекта).

По дидактической цели:

ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности;

обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;

поддержка мотивации в обучении;

реализация потенциала личности.

Но какой бы вид проектной деятельности не был реализован, необходимо чтобы сама деятельность по реализации проекта была бы некой интригой, вызывающей интерес учащихся. Участие в проекте должно стать для них событием, а не просто еще одной скучной обязанностью. Поэтому проекты должны быть не научными, а носить учебно-познавательный и исследовательский характер.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике.

ВложениеРазмер
proekty.doc 168 КБ

Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии: проектная деятельность.

Проектный метод в школьном образовании

Глава I. Теоретическое обоснование основ проектного
обучения в школе 6

1.1. История развития проектного обучения 7

1.2. Основы проектного обучения 11

Глава II. Технология организации проектного обучения на практике 18

2.1. Метод проектов: создание педагогических условий 19

2.2. Метод проектов: технология организации 23

Использованная литература 29

  1. Описание метода и причины запрещения проектного обучения в художественной и педагогической литературе
  2. Компьютерный проект. Основные требования к оформлению

В Проекте концепции структуры и содержания общего среднего образования подчёркнуто, что главной целью общего образования является формирование разносторонне развитой личности. Исходя из этого одна из задач школы – разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности.

В содержании образования предполагается также:

- Личностная ориентация, предполагающая развитие личностных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учётом интересов, способностей и склонностей;

- Усиление деятельностного компонента;

- Креативность, предусматривающая содержание, формируемое самими учащимися в виде их творческой образовательной продукции.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения.

В Концепции модернизации российского образования способность учащихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки учащихся (TIMSS, CIVIC). В исследованиях принимают участие и российские школьники, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения, дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

· к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

· к самообразованию и самоорганизации;

· к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

· делать выбор и принимать решения.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.

Целью данной курсовой работы я ставлю поэтапное ознакомление с содержанием проектной технологии обучения в школе, а также выработка умений использовать проектную технологию в образовательной практике.

Изучение построить на основе современных источников научной и учебной литературы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;
  2. выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;
  3. изучить содержание данной технологии;
  4. раскрыть всю необходимость внедрения метода проектов в обучение школьников на современном этапе.

Объектом исследования в курсовой работе является технология проектной деятельности в школе.

Данная тема является достаточно изученной на уровне теории, но тем не менее, анализ педагогической действительности показывает, что потенциал метода проектов в силу инерционных издержек используется учителями-практиками в урочной и внеурочной деятельности не в полной мере.

Теоретические вопросы по данной теме освещены в классических работах Выготского, С.Т. Шацкого, Б.В.Игнатьева, Л.Э.Левина, и др.

Общим теоретическим вопросам организации обучения учащихся проектной деятельности на современном этапе развития школы посвящены исследования Л.В.Городией, Л.М.Иляевой, А.А.Карачева, П.С.Лернера, Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Ю.Л.Хотунцева и др.

Характеристика современной педагогической технологии проектов дана в работах Е.С. Полат, Родионовой В.Е.

Методы использования метода проектов изучались по работам Л.Б. Куценко-Барсковой и Т.В. Житиной.

Проблемы и перспективы развития по данной теме исследовались на основе материалов периодической печати и информационных сайтов.

(См. использованные источники)

Глава I. Теоретическое обоснование основ проектного обучения в школе

Человек, по-настоящему мыслящий,

черпает из своих ошибок не меньше

познаний, чем из своих успехов.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

В конце XX в. проектирование превратилось в распространенный вид интеллектуальной деятельности.

Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

1 . 1. Метод проектов: история развития.

Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.

Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат: опыт деятельности, со единить в себе знания и умения, компетенции и ценности.

В сжатом виде концептуальные положения теории Джона Дьюи выглядели следующим образом:
• ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании;
• усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс;
• ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения по Д ьюи являются:
• проблематизация учебного материала;
• активность ребенка;
• связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом;
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
• учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение;
•сталкивает противоречия в практической деятельности;
•излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
•предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
•побуждает делать сравнения, обобщения, выводы;
•ставит конкретные вопросы;
•ставит проблемные задачи .

Под руководством русско го педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской вла сти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недо статочно продуманно и последовательно. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено. ( См. приложение 1 )

Есть несколько причин, по которым метод проектов не смог проявить себя:

• не было учителей, способных работать с проектами;

• не было разработанной методики проектной деятельности;

• отменили оценки и аттестаты, а индивидуальные зачеты, существовавшие прежде, заменили коллективными зачетами по каждому из выполненных заданий.

1 . 2. Основы проектного обучения.

Что мы понимаем под методом проекта?

Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

А ведь, ребята, в самом деле
Когда-то рисовать умели,
И солнце на листах смеялось.
Куда всё это подевалось?

У современного учителя есть множество возможностей для того, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – метод проектов .

Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. С введением новых образовательных стандартов главными становятся следующие ценностные ориентиры начального образования:

формирование доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.

Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность . Однако проектная деятельность своё центральное место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только её прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач .

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлектировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели);

планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность. Они помогают сложиться учебному сообществу. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация группы и каждого внутри её, управление собственным поведением в групповой работе.

Как это бывает?

В течение нескольких дней ребята работают в группе, решая общую задачу. По итогам результат работы представляется в аудитории и детским голосованием выбирается проект-финалист. В заключительный проектный день проводится общее представление проектов-финалистов, выбираются проекты-победители.

Следует отметить, что за работой каждой группы в течение всех дней наблюдает эксперт. Основная задача эксперта отследить динамику продвижения как группы, так и каждого участника в отдельности. Немаловажная миссия эксперта – подведение итогов работы группы в конце дня и в конце проекта. Наблюдения и записи эксперта необходимы так же для отслеживания динамики развития каждого обучающегося в течение 4-х лет обучения в начальной школе.

Как же устроена проектная задача? Основные этапы любого проекта.

Формулирование принципов отбора целей. Зачем двигаться в этом направлении?

Планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта. Куда придём в итоге?

Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.

Выбор средств решения проблемы. Что будем делать и каким будет результат? Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.

В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и, тем более, конечного результата. Решение проектной задачи требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах (в отдельных случаях в парах).

В 1 – 3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта будет карта наблюдения, которая нужны для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.

В 4 – 5 классах ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые в первые три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи.

Сколько проектных задач должно быть в учебном году? Количество и содержание проектных задач задаётся деятельностной технологией той образовательной системы, которая реализуется в школе. Например, на один предмет приходится минимум 4-5 проектных задач: одна задача ( предметная или межпредметная) в фазе запуска, две предметные проектные задачи в фазе решения учебных задач и одна проектная задача (предметная или межпредметная ) в рефлексивной фазе.

Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время в рабочей программе учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели.

Очень важно овладеть основами способа проектирования и сформировать интерес к нему ещё на этапе начальной школы. Эта цель может, достигнута с помощью решения проектных задач.

Решение проектных задач не является ещё одной педагогической техникой, которая может быть просто добавлена к уже существующим учебным, практическим, исследовательским или творческим задачам. Проектные задачи меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогом, отбор учебного содержания, составления расписания учебных занятий.

Проектная задача межпредметная

Название проектной задачи

Доктор Айболит

Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО

Межпредметная разновозрастная, может использоваться в качестве составной части рефлексивной фазы учебного года

Цели педагогические задачи (педагогический замысел)

Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения

Разновозрастное сотрудничество учащихся

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

• работа с картосхемой

• понимание круговорота воды в природе;

• чтение диаграмм и графиков.

• проведение несложных расчётов;

• умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения.

• создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром.

• работа в малой группе (коммуникативная компетентность):организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

• работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумленную несущественной;

• выбор адекватных форм представления результатов работы

Планируемый педагогический результат

• усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оцениваются:

• умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниям и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;

• владение необходимым материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение полно, непротиворечиво и обоснованно решать задачи;

• умение создавать собственные тексты и иллюстративный материал к ним.

Оценка взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

Телеграмма

Айболит ничего не понял, но его друг писатель Корней Чуковский в детстве бывал в Африке и запомнил несколько Африканских слов и их перевод:

Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.

• И вы найдите и отметьте это место на карте.

• Помогите доктору и писателю определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.

hello_html_m123ecc6c.jpg

Масштаб: в 1 см – 400 км

Шкала высот ( в метрах):

1000 - 2000

Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней –

Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.

hello_html_40f53856.jpg

• Рассчитайте вместе с доктором Айболитом, сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных.

Помогите друзьям выбрать вид транспорта, для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться на Мадагаскар. Обоснуйте свой выбор.

Вид транспорта

Скорость, км/ч

Грузоподъёмность, кг

В это время писатель Корней Чуковский нашёл в энциклопедии материалы про природные особенности территории, где живут большие животные. Познакомьтесь с этими материалами.

Самому больному тигрёнку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один приём. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть три пустых бочонка, в одном из которых помещается 57 кг гоголя-моголя, в другом – 50 кг, а в третьем – 42 кг?

Замысел проектной задачи

В качестве сюжета взята квазиреальная ситуация: путешествие доктора Айболита и его друга писателя Корнея Чуковского в Африку для лечения заболевших животных. В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд заданий по пяти учебным предметам; при этом конкретные указания на соотнесённость каждого задания с тем или иным предметом не даны.

Задания построены таким образом, что в процессе их выполнения учащиеся должны обращаться к текстам и результатам других заданий и справочному материалу для получения необходимых данных.

Нужная для решения задачи информация, во-первых не всегда привязана к тем местам, в которых она непосредственно должна быть использована, и, во-вторых, зашумлена избыточными сведениями, не относящимися к решаемой задаче. Это вызывает необходимость проведения тщательной работы с предлагаемым текстом.

Описание проектной задачи

Дорогие ребята! Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов.

Задача большая по объёму, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.

Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы.

Надеемся, что вам понравится эта задача и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!

Доктор Айболит в июле отдыхал в городе Мара на острове Мадагаскар у своего друга писателя Корнея Чуковского. Неожиданно Айболит получил телеграмму на африканском языке.

Комментарий к заданию 1

Предмет – русский язык.

Пульзуясь приведёнными образцами перевода с африканского языка на русский, можно установить, что африканские слова получаются перестановкой слогов в русских словах и перестановкой букв внутри слога. Иными словами, выполнение задания состоит в расшифровке анаграмм.

Исходя из этого, нетрудно перевести текст телеграммы: «Доктор Айболит! Просим тебя приехать скорее к нам: заболели три бегемотика, пять тигрят, два жирафёнка и четыре страусёнка. У них скарлатина, ангина, малярия и бронхит. Мы живём в пустыне Калахари, у горы Фернандопо, у истока реки Лимпопо.

Переводу географических названий может помочь обращение к географической карте из другого задания.

Комментарий к заданию 2

Предмет – окружающий мир.

Задание предполагает нахождение заданных пунктов на географической карте, определение расстояния между ними с учётом указанного масштаба. Характерно, что масштаб не приведён в тексте задания. Учащиеся должны прочитать его на карте. В то же время карта содержит избыточную по отношению к данному заданию информацию – шкалу высот.

Определить количество лекарств, которое нужно взять с собой.

Узнать природные особенности района экспедиции, чтобы выбрать подходящее снаряжение.

Выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.

Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться в экспедицию. Для этого выполните задания 3 – 5.

Комментарий к заданию 3

Следует выполнить расчёты, используя данные о требуемом количестве лекарства для разных животных, предоставленные в форме столбчатой диаграммы, и сведения о заболевших животных, содержащиеся в задании 1. Информация, необходимая для выполнения задания, зашумлена данными о животных, не имеющих отношения к рассматриваемой задаче.

Комментарий к заданию 4

Предмет – окружающий мир.

Основной акцент при построении задания сделан на работе учащихся с текстом, содержащим большой объём информации (в том числе и избыточной), предоставленной в различных формах. Оценивая выполнение данного задания учащимися, следует в первую очередь учитывать степень обоснованности принятых решений, их связь с описанием природных условий в данной местности.

Комментарий к заданию 5

Задание носит межпредметный характер: прикидочные математические расчёты должны базироваться на сведениях из окружающего мира (какие животные – виды транспорта водятся в данной местности), результатах выполнения предыдущих заданий (масса лекарства, необходимое снаряжение).

В задании используется ещё одна известная учащимися форма представления данных – табличная.

Задание не имеет однозначного решения – здесь большой простор для фантазирования; важно, чтобы это фантазирование не выходило за рамки рассматриваемой ситуации ( нужно как можно быстрее достичь цели в противоречивых условиях: виды транспорта, обладающие наибольшей скоростью, могут не иметь требуемой грузоподъёмности, одни из них пригодны для передвижения только по суше, другие – только по воде и т.п.). Основным критерием здесь является удержание всех этих противоречивых условий и степень обоснованности предлагаемого решения.

Комментарий к заданию 7

Задание может быть отнесено к распространённому классу задач на отмеривание требуемой величины с помощью заданного набора величин. В данном случае такая задача встроена в общий сюжет рассматриваемой проектной задачи.

Непосредственно в тексте задачи отсутствует информация о требуемом количестве гогола-моголя для тигрёнка. Это вынуждает учащихся обратиться к заданию 3, в котором содержатся необходимые данные.

Комментарий к заданию 8

Предмет – окружающий мир.

Задание базируется на предметном материале – представлении об изменении взаимного расположения Солнца и предмета на поверхности земли при вращении Земли вокруг своей оси. На основе этих представлений учащиеся должны объяснить причину изменения направления и длины тени и понять принцип действия солнечных часов.

Комментарий к заданию 9

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Ц ель проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

· позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

· развивать у каждого позитивный образ себя и других;

· развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы создают проект, ученик в учебной работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы .

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

· в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

· образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

· индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

· комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

· глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

· наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

· практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

· самостоятельную деятельность ученика;

· структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

Читайте также: