В чем состоят различия реформации в германских землях англии и франции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реформация — это религиозное и общественно-политическое движение в Западной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на проведение изменений в устройстве церкви.

Реформация в Швейцарии

Реформация нашла благоприятную почву в Швейцарии и здесь сделала очередной шаг в организационном и идеологическом отношениях. Здесь выработались новые системы протестантизма и были созданы реформационные церковные организации.

Прогрессивное швейцарское бюргерство стремились к превращению страны в федерацию с централизованной властью, в которой ведущее место было бы у кантонов. Как и крепостные, они были заинтересованы в секуляризации монастырского землевладения. От произвола и вымогательств правящей верхушки и церкви страдал также и городской плебс.

В отличии от Германии здесь не было императорской власти, княжеского гнета и слабее была церковь. Однако острыми были вопросы взаимоотношения кантонов, и отношений с соседними странами, стремившимися взять под контроль горные проходы, по которым шли торговые потоки.

Основой кальвинизма стало учение о Божественном предопределении. Кальвин упростил и довел это учение до абсолютного фатализма: людям еще до рождения предопределены спасение и небесное блаженство или гибель и вечные муки, причем действия человека и его вера не в силах это изменить. Человек спасается потому, что предопределен к этому. Предопределение скрыто, и потому христианин должен жить так, как если он предопределен к спасению.

Готовые работы на аналогичную тему

Реформация во Франции

Во Франции приверженцев протестантизма называли гугенотами. В отличие от других стран, они не занимали очерченной территории; очаги были рассеяны по всей стране. Это обусловило ожесточённый характер религиозных войн.

Ситуация напоминала немецкую, поскольку некоторые провинции пользовались значительной автономией, особенно на юге, так что протестантское движение на юге и Французской Наварре изначально было сильным. Религиозные вопросы смешивались с политическими. Правящие династии (Валуа и Бурбоны) стремились упрочить стабильность трона либо изгнанием меньшинств, либо веротерпимостью. В результате долгих гугенотских войн был подписан Нантский эдикт 1598 года. Он предоставлял свободу совести в ограниченных регионах и полноправное участие в общественной жизни. После отмены эдикта в 1685 году последовал массовый исход гугенотов.

Реформация в Нидерландах

В Нидерландах появление первых протестантов практически совпадает по времени с проповедью Лютера, но лютеранство здесь не получило значительного числа сторонников. С середины XVI века здесь начал распространяться кальвинизм, идеи которого нашли благоприятную почву. Их поддерживало большинство населения крупных городов – Амстердама, Антверпена, Лейдена, Утрехта, Брюсселя и других. К 1560 году большинство населения стали протестантами. Чтобы остановить распространение идей протестантизма Карл V издал свод запретов. Запрещалось читать труды Лютера, Кальвина и остальных реформаторов, и даже обсуждать Библию! Запрещались собрания, уничтожение или икон или порча статуй святых, укрывательство еретиков. Нарушение любого запрета вело к смертной казни.

Несмотря на жестокие репрессии, протестантизм в Нидерландах прочно утвердился. В 1561 году кальвинисты заявили, что будут поддерживать только власть, действия которой не противоречат Священному Писанию.

Реформация в Англии

Реформация в Италии

В отличие от других стран Европы, в Италии протестантизм не нашел поддержки ни в народных массах, ни у государственных деятелей. Италия, долгое время находившаяся под влиянием папы римского, осталась преданной католицизму.

Притягательными для народа были идеи анабаптистов и антитринитариев, получившие распространение в Италии в начале XVI века. Особенно крупных масштабов реформационные выступления достигли в Южной Италии, где носили выраженный антипапский и антииспанский характер. Неаполь стал главным центром итальянской Реформации. Также очаги реформационного движения появлялись в Лукке, Венеции, Флоренции и Ферраре. Однако в Италии Реформация не вылилась в крупное социальное движение, что облегчило победу католической церкви.

В Англии Реформация началась сверху, по инициативе элиты страны и окружения короля Генриха VIII Тюдора, ее оформили актом о супрематии при его дочери - Елизавете I. В итоге, получилась англиканская церковь, которая чем-то похожа на католическую (архитектура, облачения священников), но чем-то и на реформаторскую.

В Германии она проводилась по инициативе бывшего католического богослова Мартина Лютера и некоторых протестантских князей, к 1530 году у протестантов появился свой университет в Марбурге.

Во Франции было сначала тоже самое, но королевская власть выступила против Реформации,в результате, получились религиозные войны с гугенотами во второй половине XVI века.

В чем разница между итогами борьбы между сторонниками католицизма и протестантизма в XVI веке в Германии (Аугсбургский мир) и во Франции (Нантский эдикт)?
Что такое абсолютизм? Какие факты позволяют нам говорить о том, что к XVII веку во Франции утвердилась абсолютная монархия?
Чем английский вариант Реформации отличался от материкового?

Во Франции
мир провозгласил король Генрих IV
своим указом, в Германии
мир достигнуть в результате бурных
дебатов правителей разных земель. При
этом во Франции католицизм как ведущее
вероисповедание сохранялся в лице
приверженной ему королевской власти,
а в Германии каждый правитель поддерживал
на своей земле свое вероисповедание и
имел право изгнать иноверцев со своей
земли. Во Франции гугенотов законодательно
запрещалось преследовать, а в Германии
лютеране могли жить только в землях,
возглавляемых правителем лютеранином.
Позднее накапливавшиеся недовольства
в Германии вылились в Тринадцатилетнюю
войну, а во Франции Людовик XIV,
бывший ревностным
католиком, прекратил действие Эдикта.

Абсолютизм - это форма правления при который верховная власть принадлежит одному лицу, монарху.

Францу́зский абсолюти́зм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией. Общее описание ситуации

Cосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно–представительных учреждений;
Наличие разветвленного бюрократического аппарата, благодаря которому монарх управляет страной;
Наличие постоянной армии. Монарх опирается не на поддержку вассалов, а на постоянное войско;
Утрата сеньорами судебной и административной власти, их политику осуществляет государство. Государство достигает высшей степени централизации, поскольку законодательство, налоговая и внешняя политика являются прерогативой центральнй власти. Иногда королевская власть подчиняет себе церковь.
Социальной основой абсолютизма являлось прежде всего дворянство, хотя возник абсолютизм в результате компромисса между дворянством и буржуазией. Так, в интересах буржуазии абсолютизм вел торговые войны, проводил политику меркантилизма и протекционизма, использовал методы внешнеэкономического принуждения. Абсолютизм сложился в ряде стран Зап. Европы: во Франции, в Англии, Испании. Наиболее законченную форму он приобрел во Франции, где встречаются все характерные особенности абсолютизма. Основы абсолютизма во Франции были заложены при Людовике XI (первый король абсолютистского типа) , его преемниках Карле VIII, Людовике XII, Франциске I.

В период расцвета (во Франции и в Англии) абсолютизм сыграл прогрессивную роль в развитии экономики, завершении полит. централизации. Был ликвидирован в большинстве стран Европы в ходе буржуазных революций.

Английская Реформация была инициативой короля и проводилась по воле короля.
Реформация в Европе шла снизу, от низшего звена церкви и народа.

Основное различие заключается в том, что на материке инициатива, по которой были проведены реформы, исходила снизу. Вспомним, что сам Мартин Лютер был католическим монахом, выходцем из крестьянской среды. И он, конечно, очень хорошо знал о проблемах простых людей. Также в реформе были заинтересованы князья, феодалы и пр. В общем, все те, кто страдал от выплат, которые с них взимала Церковь. В Англии все было наоборот – там инициатором реформ был сам король Генрих, которому Папа Римский запретил разводиться с женой. Разгневанный Генрих решил, что обойдется и без разрешения Папы. Он запустил процесс реформации, развелся и женился на фаворитке. А в Англии стал распространяться протестантизм.

Протестантизм появился во Франции еще в первой половине XVI в. , но настоящее реформационное движение началось лишь в пятидесятых годах, причем французские протестанты были кальвинистами и получили название гугенотов.
Особенность французского реформационного движения в социальном и политическом отношении заключалась в том, что им были охвачены главным образом дворянство и в некоторой степени горожане. Религиозная борьба приняла и здесь характер борьбы против королевского абсолютизма. Это была своего рода феодальная и муниципальная реакция, соединенная с попыткой ограничить королевскую власть генеральными штатами.
В 1516 г. , по болонскому конкордату, папа уступил французскому королю право назначения на все высшие церковные должности в государстве, тем самым подчинив французскую церковь королевской власти. Когда Р. в других странах обнаружила свою связь с народными движениями, Франциск I вооружился против Р. , находя, что она опасна в политическом отношении и "служит не столько назиданию душ, сколько потрясению государств". И при нем, и при его сыне Генрихе II протестанты сильно преследовались, но число их росло.
В 1555 г. существовала во Франции лишь одна правильно организованная кальвинистская община, а в 1559 г. их было уже около 2 тысяч, и протестанты собрали свой первый синод (тайный) в Париже. По смерти Генриха II, при слабых и неспособных его преемниках, королевская власть пришла в упадок, чем и воспользовались феодальные и муниципальные элементы, чтобы заявить свои притязания, соединившиеся с идеями кальвинизма.
Но Р. во Франции не удалось одержать победы над католицизмом - в ходе Религиозной войны руководитель гугенотов Генрих Наваррский, будущий Генрих 4, что бы занять королевский трон вернулся в католицизм ("Париж стоит мессы")
Королевская власть в конце концов вышла победительницей из политической борьбы.

Реформация в Англии шла совсем другим путем - "сверху".
Когда в Германии и Швеции началась Р. , в Англии царствовал Генрих VIII, отнесшийся сначала крайне враждебно к новой "ереси"; но ссора с папой из-за развода с женой толкнула его на путь Реформации. Однако, при Генрихе VIII отторжение Англии от Рима не сопровождалось какой-либо ясной идеей о Р. церкви: в стране не нашлось человека, который мог бы сыграть роль Лютера, Цвингли или Кальвина. Люди, помогавшие Генриху VIII в его церковной политике — Фома Кромвель и Кранмер, первый в качестве канцлера, второй в качестве архиепископа кентерберийского, — были лишены творческой идеи и не имели около себя кружка лиц, который ясно понимал бы цели и средства религиозной реформы. Сам король сначала думал только об ограничении папской власти в юридическом и финансовом отношениях

Тогда-то свыше вдохновенный

Раздался звучный глас Петра:

…Выходит Петр. Его глаза

Сияют. Лик его ужасен.

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь, как божия гроза.

После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью:

При кликах войска своего,

В шатре своем он угощает

Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок подымает.

Читайте также: