В чем состояли особенности воспитания и привычек петра 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

национальными традициями. Это в зрелую пору сознавал и сам Петр.

Императрица Елизавета сказала раз Петру III: "Я помню, как отец, увидев

меня с сестрой за уроками, сказал со вздохом: "Ах, если бы меня в молодости

учили, как следует". Перед тем, как попасть в чуждую среду Кокуя, Петр не

получил обычного воспитания в духе православия и национальных традиций,

которые обычно получали Московские царевичи. А это было очень неплохое для

своего времени воспитание.

Московские цари воспитывались в Кремле, который давал и "правила

одухотворяющие и оправдывающие власть", и некоторые "политические понятия",

на которых строилось Московское государство, и некоторое представление о

"физиологии народной жизни". И по степени образования, и по нравственным

качествам, и по воспитанию Петр I был несравненно ниже не только своего

отца, но и других Московских царей. Вспомним характеристику, которую давал

С. Платонов отцу Петра, последнему Московскому царю, воспитанному в духе

русских национальных традиций. (1)

"Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные

запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры

Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно светлую личность. Он был

одним из самых образованных людей Московского общества: следы его

разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны

во всех его произведениях".

". в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный

строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под

общие понятия и дать ему категорическую оценку".

Восточный Т. к. восстановил своё влияние в Центральной Азии при каганах Шиби (609-619), который в войнах с Суйской империей отстоял независимость государства, и Хели (620-630), предпринявшем 67 походов в Китай. Недовольство масс увеличением податей и восстания ряда подвластных племён привели Восточный Т. к. к поражению в войне (630) и полувековой зависимости от Китая. Антикитайское восстание 681 вновь возродило государство. При Капаган-кагане (691-716) Восточный Т. к. на короткий срок расширил свои границы от Маньчжурии до Сырдарьи; тюркские отряды дошли до Самарканда, где, однако, потерпели поражение в сражениях с арабами (712-713). Бильге-кагану (716-734) и его брату Кюльтегину (умер в 731) пришлось отстаивать независимость Т. к. в жестоких войнах с империей Тан и её союзниками. Начавшаяся после смерти Бильге-кагана междоусобица и распад Восточного Т. к. на удельные владения привели к гибели государства, на месте которого возник Уйгурский каганат (745-840).

Петр I является величайшим правителем нашей страны. Будущий правитель родился в 1672 г. Еще в малолетстве потерял отца. Он был 14 ребенком. В отличие от своих старших братьев и сестер Петр I не получил должного образования. Его воспитанием занимались малообразованные дьяки. Это привело к тому, что царь всю свою жизнь писал с ошибками. Но нужно сказать, что он был очень любознательным и позднее стремился наверстать упущенное в детстве. Игры он предпочитал военные, и его привычки привели к созданию новой армии.

В истории России было много хороших правителей. Одни были отличными дипломатами, другие стратегами, а третьи незаменимыми полководцами. И только Петр I смог соединить в себе все эти качества.

Как же происходило воспитание Петра I.

1. Младенческие годы.

Петр I родился в Москве весной1672 года. Он был сыном царя Алексея и Н. Нарышкиной. У царя это был четырнадцатый ребенок. До своего замужества Наталья росла в семье, которая любила все западное, дом был обставлен по европейскому манеру. Поэтому уже в младенческом возрасте у Петра были иностранные игрушки. Особенно любил Петр музыкальные коробки. С годами у Петра стали появляться другие игрушки. Все больше становилось игрушечного оружия, пушек и лошадей.

Отец Петра умер, когда ему было всего четыре года. После смерти царя резко изменилось положение его матери и родственников. Поскольку у царя Алексея были дети от двух браков, то началась борьба за трон между Милославскими и Нарышкиными. В ожесточенной борьбе победил клан Милославских. А некоторых родственников царицы Натальи отослали подальше от Москвы. Молодой вдове пришлось смириться с таким положением вещей.

2. Первый учитель Петра I.

Многие ученые считают, что воспитание Петра I отличалось воспитание его братьев. Однако современники будущего царя утверждают, что до одиннадцати лет Петр получал такое же образование, как братья. Некий Крекшин, будучи при Петре советником, почти тридцать с лишним лет подробно записывал все, что происходило с царем, бережно собирал и хранил всякие документы и предания. По его рассказам, согласно старому обычаю обучаться грамоте Петр начал с пятилетнего возраста.

Взошедший на престол Федор, был братом, а также крестным Петра, он часто говорил его матери о том, что надо начать обучать сына. В ответ Наталья просила найти хорошего учителя, чтобы он был глубоко верующим и смиренным. Так за помощью в поисках учителя обратились к боярину Ф. Соковнину. Он был старовером. Его две сестры в свое время были арестованы по приказу царя Алексея за приверженность старой вере. А его брат в будущем был казнен за участие в заговоре против императора.

Боярин Соковнин по просьбе царя нашел учителя кроткого и добродетельного. Им оказался Никита Зотов. Его привезли во дворец к царю Федору для знакомства. Во дворце Зотова встретил царский воспитатель и учитель, который оценил письмо и чтение молодого учителя. После этого молодого учителя отправили к Петру I. Зотов понравился Наталье и патриарху. Ему сразу заплатили, одарили богатыми одеждами, а царь произвел его в дворяне.

Известна точная дата начала обучения юного Петра - 12марта1677 года, на этот момент ему не исполнилось еще пяти лет, согласно записям Крекшина.

Многие историки винят Никиту Зотова в том, что он плохо воспитывал своего подопечного и не оказал на него должного влияния. Но Зотов не был воспитателем, он был учителем. И преподавал русскую грамоту не хуже других придворных — учителей того времени.

Для начала он стал обучать маленького Петра азбуке, псалтырю, также они изучали евангелие. Все это Петр усвоил на отлично и впоследствии мог читать и петь как дьячок. Современники Петра утверждали, что наизусть знал Евангелие.

Точно такое же воспитание получили в свое время отец Петра Алексей и его братья.

Во время своего отдыха Петр любил слушать рассказы своего учителя и рассматривать разные картинки в книжках. И Наталья распорядилась выдать исторические книги и рукописи с картинками из библиотеки дворца. Кроме этого царица приказала изготовить тетради, в которых различными красками были нарисованы города, сооружения, корабли и битвы. Все тетради были выполнены самыми лучшими мастерами.

Когда Петр уставал от обучения, Зотов давал ему эти тетради и рассказывал историю про каждую иллюстрацию. Он рассказывал об Иване Грозном, Дмитрии Донском, Александре Невском и более дальних временах, привив тем самым Петру любовь к истории.

В будущем у Петра было мало свободного времени, и он не мог изучать историю, но интерес к ней у царя остался на всю жизнь. Петр придавал истории огромное значение, внедрял ее в образование и способствовал созданию учебного пособия по этому предмету.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Особенности воспитания в эпоху Петра Первого


Время правления Петра I внесло кардинальные изменения в русскую действительность. Россия стала империей, и это многое изменило в сознании людей всех сословий. Империя – это не совсем то, что нам внушалось в советское время и до сих пор внушается разными источниками – как историческими, так и популярными. Это не угнетение, отношение хозяина и раба, взаимное недоверие и борьба народов. Империя в своей идее – это мирное сожительство под одной крышей самых разных этносов и религий, взаимовыручка, взаимопомощь и общее согласие. Такими в общих чертах империи и были вплоть до Нового времени, когда идея империи была извращена захватами, насилием и эксплуатацией большинства входивших в нее народов. Империя – это в самом общем смысле относительно небольшая модель человечества.

И поэтому ее создание, само существование в ее рамках воспитывает в участниках этой модели терпимость, взаимоуважение, чувство локтя, коллективизм. Политика царя, направленная на быстрое военное, политическое и экономическое усиление России, предполагала усвоение научно-технических идей, накопленных к этому времени в Европе. Потребность в квалифицированных специалистах многократно возросла.

Оценки ее противоречивы, значение несомненно: вся отечественная история обычно подразделяется на до – и послепетровскую эпоху. Отмечаются несравнимые с предшествующими веками технический и технологический прогресс, военные успехи и приобретение Россией статуса мировой державы и империи, укрепление государственности [3]. Но наряду с этими достижениями уже современники Петра говорили о резком падении нравственности в различных сословиях государства, о начале упадка духовенства и церковного устроения, усилении заимствования, наряду с техникой, духовно-культурных особенностей западноевропейского мира.

В следствиях просветительной деятельности Петра также наблюдается раздвоенность: с одной стороны, резкий рост учебных заведений, появление новых, связанных с военным делом, наук (морское дело, навигация, артиллерийское дело, и др.), изучение страны – ее природных, подземных, территориальных богатств, создание образовательной системы; с другой – разделение образования на две ветви – светскую и церковную, что обозначило разрыв – а вскоре и противопоставление образования научного и образования духовного. Начиная с петровской эпохи, уже не стояло вопроса о том, какое богословское образование предпочесть – греческое или латинское, полную победу одержало образование светское. Причем, в светской школе богословское знание вообще не преподавалось, в отличие от европейских школ, где оно существует в некоторых странах и до сего времени. Таким образом, духовное оставалось только для духовенства.

Светская же школа Петра положила начало безбожию и материализму, к научному знанию без Бога. Большое влияние на русскую культуру и просвещение в плане ее отрыва от своих исконных корней оказали реформы церковного управления (упразднение патриаршества и учреждение в 1721 г. Святейшего Синода), гражданского шрифта (упрощение графики, отмена надстрочных знаков, введение арабских цифр), создание научной библиотеки и естественнонаучного музея – Кунсткамеры (1714 г.), учреждение светского научно-учебного заведения – Академии Наук (1724 г.), реформы бытовой сферы (еды, одежды, этикета, которые произвели особенно сильное впечатление на население). В качестве примера двойственности воспитательных систем эпохи Петра приведем две книги, имевшие широкое распространение в то время. Ростовский митрополит Дмитрий (1651–1709), основал в Ростове одно из первых архиерейских училищ. В своем учебном заведении он попытался соединить смысл православного просвещения и западноевропейские формы воспитания и обучения. В архиерейском училище обучалось до 200 человек одновременно; курс продолжался 3 года, в течение которых, кроме грамоты и счета, изучались тривиум, греческий и латынь.

1. Беленчук Л.Н. История зарубежной и русской педагогики / Л.Н. Беленчук, О.Л. Янушкявичене. М.: ПРО-ПРЕСС, 2011. 312 с.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. IV. / В.О. Ключевский. – М., Соцэкгиз, 1937. 388 с.

5. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 тт. Т. VIII. / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1990. – 445 с.

Петр Первый

Пётр Первый – сложная и весьма противоречивая историческая фигура. Своим знаменитым вспыльчивым и в то же время рассудительным характером царь России обязан не только воспитанию, полученному в детские и юношеские годы, но и той исторической эпохе, в целом. Как бы исследователи биографии императора не относились к нему, можно сказать одно – только такая яркая личность могла решиться сломить стены, отделяющие государство от опыта развитых стран Европы и ввести его в быт русского народа.

Влияние стрелецкого бунта на характер Петра 1

Детство и юность Петра 1

Петр 1 в детстве

Мальчик, являясь от природы одарённым ко многим делам человеком, интересовался всякой новой техникой, а также ремёслами. При этом, он без каких-либо отговорок и брезгливости брался за любой самый тяжёлый физический труд, выступая примером для сверстников из различных слоёв общества, входящих в его окружение. Пётр с самого детства изучал малярное, столярное и плотническое дело, предпочитая заниматься поделками, а не изучением грамматики.

Позже, пятнадцатилетний царевич стал увлекаться математическими прикладными дисциплинами, которые нужны были ему для понимания астролябии. Со временем Пётр смог получить массу знаний технического характера и мог свободно рассуждать о делах с европейскими инженерами.

Пётр Первый рос выносливым и сильным мальчиком, в сердце которого с самого детства поселилось недоверие к людям и скрытность. Однако, хотя царь мог скрывать свои переживания и намерения, он мог легко выйти из себя, когда его не понимали. В таком гневном состоянии он довольно часто бросался к палке, чтобы наказать обидчика за его непонимание. Понимая, что такое поведение подходит только для села Преображенское, в котором они с матерью жили, чтобы не ввязываться в дворовые интриги, мальчик усыплял бдительность кремлёвских недругов, то и дело, показывая им собственную незаинтересованность в получении верховной власти в государстве. Такой опыт помог стать ему впоследствии отличным дипломатом.

Особенности образования Петра I

Противоречивость в характере Петра I

Хотя личность Петра, чаще всего, характеризуется как противоречивая и сложная, царь являлся цельной натурой. Даже в самых его противоречивых и, казалось бы, безумных начинаниях и поступках каждый человек мог рассмотреть рационализм и практичность. Возможно, именно поэтому император Пётр стал одним из самых уважаемых народом правителей за всю историю русского государства.

Стоит отметить, что вся противоречивость характера государя проявилась в период возведения им новой столицы России – Санкт-Петербурга. На одной чаше весов была острая необходимость государства получить в результате начатых Петром Азовских походов выход к незамерзающим морям, а на другой – многотысячная гибель строителей города, которые могли стать опорой собранных ранее отрядов и флота. Многие исследователи отмечают, что именно из-за того, что царь не щадил свою жизнь и не беспокоился о собственном здоровье, он требовал того же от своего народа.

Добрый по натуре, правитель оставался всю жизнь очень впечатлительным, порывистым и недоверчивым человеком к которому смогли найти подход не так много людей. Повсюду встречая лишь непонимание и отрицание своих новаторских идей, он легко впадал в состояние неистовой ярости, вколачивая своим посохом или кулаком генералам и сенаторам истину. Однако, уже спустя несколько минут Пётр Великий мог искренне смеяться над сложившейся ситуацией и над пустыми словами провинившихся чиновников.

Во имя интересов дела государства Пётр Первый был способен переступить даже через личную неприязнь к человеку. Он часто не посещал официальные приёмы и не любил роскошных нарядов, о которых только и говорили обитатели дворца. То же относилось и к царским атрибутам – символу царской власти и мантии.

А вот, что действительно радовало и интересовало императора, так это – ассамблеи, на которых все присутствующие обращались без званий и титулов, употребляя алкоголь из банных ушатов и глиняных простых кружек. Любил царь и хороший табак.

Царь Пётр Первый считался одним из лучших дипломатов Европы. Он искусно владел всеми приёмами традиционной европейской политики и умел добиваться желаемого в переговорах.

Читайте также: