В чем состояли особенности устройства общества в древней руси 6 класс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока истории России в 6 классе дата проведения ___________

Тема. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ЦЕРКОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА РУСИ (§ 9)

1) Формирование древнерусской народности.

2) Основные слои населения Древней Руси.

3) Земельные отношения.

4) Церковная организация. Храмы и богослужение.

6) Духовные ценности. Древнерусские подвижники и святые

Учебник, § 9., рабочие листы,

Основные понятия и термины

Вотчина. Бояре. Закупы. Рядовичи. Смерды. Древнерусская народность. Ценности. Благочестие. Мораль. Епископ. Митрополит. Монастырь. Игумен. Миссионеры

Алипий (Алимпий) Печерский, Антоний и Феодосий Печерские, Авраамий Смоленский, Евфросинья Полоцкая, Иларион и др.

Сформировать у учащихся знание структуры социальных слоев населения Древней Руси

Раскрыть процесс формирования древнерусской народности

Создать условия для усвоения школьниками жизни и быта городов и сельской местности Древней Руси

Продолжить развивать умение анализировать и сравнивать факты

Продолжить формировать умение учащихся работать с текстом учебника

Развивать слуховую, зрительную и механическую память учащихся в процессе объяснения и фиксации материала на доске учителем и детьми в рабочих тетрадях

Способствовать формированию навыков групповой работы: уважение к чужому мнению, стремление доказать собственную точку зрения ,

оценить духовные ценности, присущие эпохе Древней Руси.

применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; определять исторические процессы и события во времени; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников

коммуникативные:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий, оценивать правильность решения учебной задачи

познавательные владеть общими приемами решения учебных задач; использовать таблицы, схемы для получения информации; анализировать материал учебника

личностные УУД формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию, оценивать исторические события и роль личности в истории.

2. Мотивация

Постановка цели и задачи

1.Исторический диктант

1.документ, в 1072 г. созданный потомками Ярослава Мудрого (Правда Ярославичей)

2. Кочевые воинственные племена (половцы)

3. Событие, произошедшее 1097 г., послужившее началу раздробленности на Руси)

4. Князь, ставший Киевским князем в возрасте 60 лет (Мономах)

6. Борьба за престол князей Рюриковичей (усобицы)

7. Установил уроки и погосты(Ольга)

8. Его призвали на Русь (Рюрик)

9. По преданию погиб от укуса змеи (Олег)

10. Форма правления, при которой власть передается по наследству (монархия)

11. Народное собрание (вече)

12. Искусство управления государством (политика)

13. Глава местного управления, назначенный центральной властью (наместник)

14. Крестил Русь (Владимир)

15. Вера в сверхъестественное (религия)

16. Один из русских первых русских князей, прославился как полководец, совершавший дальние походы во многих направлениях (Святослав Игоревич)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Проблемные вопросы:

- В чем состояли особенности устройства общества в Древней Руси?

- Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Запись в тетради темы урока

3.Новый материал

4. Закрепление материала

5.Домашнее задание

За работу на уроке

Работа в группах Задание № 1.

• подчинение власти киевского князя;

• участие племен в общегосударственных делах;

• совместные военные походы;

• сглаживание языковых различий, формирование единого древнерусского языка;

• принятие христианства, вера в единого Бога;

• отождествление себя с русским народом.

Задание № 2. п.2. § 9

Главным занятие на Руси было земледелие. Большинство историков считает, что к середине XI в. земля принадлежала свободным крестьянам-общинникам. Ученые полагают что древнерусские общины самостоятельно владели землей, а их зависимость от князей ограничивалась выплатой дани.

Князья и дружинники получали доходы от сбора дани и почти не нуждались в частной собственности на землю. В те времена господствовало натуральное хозяйство , Торговля внутри страны развивалась слабо, сельскохозяйственные продукты на продажу не производились. Как же шел процесс формирования землевладельцев? Попробуем проследить это на конкретных примерах.

Задание №3. Рассмотрите иллюстрацию на стр. 71 § 9 учебника. Предположите, что происходит на княжеском дворе.

Действительно, Земли в дар от князя получали дружинники и Церковь, За это они поддерживала князя во всех его делах. Время возникновения феодальной вотчины в Древней Руси является предметом многолетней дискуссии историков. Большинство ученых считают, что это произошло в начале XI в.

Князья начали жаловать земельные владения своим дружинникам, а так же Церкви. Так появляются первые ВОТЧИНЫ . Но верховным собственником земли был князь.

ЗАДАНИЕ №3 стр. 72 1-3 абзац, заполните вторую часть таблицы.

Вопросы по второй части таблицы :

Самое бесправное населении , рабы (холопы, челядь)

Как пополнялось число холопов?

Как называли сельских жителей, плативших налоги? (смерды)

Кто такие закупы? ( разорившиеся общинники, работавшие на землевладельца за определенную ссуду (купу)

Кто такие рядовичи? ( земледельцы, нанимавшиеся к землевладельцу по договору (ряду)

- Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

После принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

К середине ХIП в. на Руси было уже 16 епархий - по числу крупных русских княжеств. У Церкви был собственный суд, на котором священнослужителей судили за ереси (различные отклонения от православного вероучения), проступки нравственного характера.

Задание № 5. Теперь поговорим о духовных ценностях. Работа над п.6 § 9, заполните сравнительную таблицу

- Какая система управления государством существовала на Руси в XI в.?

- Какие категории населения существовали в Древнерусском государстве?

- Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю?

- Каковы основные духовные ценности Древней Руси? Какие из них вам представляются справедливыми?

-С чем вы не согласны?

Ваш билетик на выход. Вам предлагается выполнить задание. Древнеславянский словарь.


Киев в XI веке. Реконструкция

Вечевой строй возник на основе племенных собраний славян и сложился задолго до этого события, известного из летописи. Вече представляло устойчивую традицию славянского общества. Право выступать на вече получали только те, кого хотели слушать все. По старинным обычаям не могли отказать в слове на вече жрецу и сказителю былин. Первому – как хранителю языческих обычаев, второму – как хранителю народной памяти.

Нередко вече имело решающее значение при получении киевского княжения. Так, в борьбе Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого киевляне и новгородцы принимали активное участие.

На вече разрешались конфликты горожан и князя, и часто не в пользу последнего. Те князья добивались успеха в своей деятельности, которые умели убедить вече, заручиться его поддержкой. Случалось, что князя выбирали на вече, например в Новгороде и Древлянской земле. Вопросы войны и мира, заключения договоров, назначения посадников князь согласовывал с вечем.


Панорама Новгорода. Конец XI века

Со второй половины XI века, по мнению историков, характер веча изменился. Всё большую роль при принятии решений стали играть представители боярства и зажиточных городских слоёв.

Завоевания Святослава, оборонительные рубежи вокруг Киева, возведённые при Владимире Святославиче, походы Ярослава Мудрого против печенегов показали, что киевские князья выступали защитниками всех русских земель, а не какого-либо одного княжества. Князь устанавливал законы в государстве, о чём свидетельствует принятие Русской Правды.


Общество Древней Руси


Дом знатного горожанина. Реконструкция П. Толочко

В XI веке князья наделяли вотчинами бояр за службу. Владелец вотчины мог её продать или заложить. По мере укрепления власти киевского князя и усложнения задач государственного управления росло количество новых слуг, а вместе с ними и количество вотчин. Размеры вотчины увеличивались за счёт захвата общинных земель, пожалований князя своим подданным, а также путём купли и обмена.

Со второй половины XI века киевские князья стали жаловать земли монастырям (первым землевладельцем стал Киево-Печерский монастырь). Церковное и монастырское землевладение в последующие годы расширялось.

Свободное и зависимое население. Помимо привилеги-рованной части древнерусского общества – дружины и иных княжеских слуг – существовали и другие слои населения.

Холоп по закону являлся вещью. Господин мог распоряжаться холопом как угодно: убить, продать или отдать за долги другому хозяину. Ряды холопов пополняли и свободные общинники, попавшие в кабалу к князю или боярину в результате разорения своего хозяйства. Это происходило из-за набегов кочевников, неурожаев и голодных лет. Дети, рождённые от рабов, также были рабами.

До полного погашения долга закуп обязывался работать на своего господина. После выплаты долга закуп получал свободу. В отличие от холопа закуп имел средства для ведения своего хозяйства.

Рядовичем звали зависимого человека, заключившего ряд (договор) со своим господином и работавшего у него согласно условиям ряда. Положение рядовичей и закупов, как зависимых людей, было похожим.


Смерд. Реконструкция М. Герасимова

В Древней Руси отношения между разными слоями населения менялись по мере развития государства, городов, ремёсел и торговли, земельной собственности.


Тиун – княжеский или боярский слуга.


997 год – первое упоминание о вече в русских летописях.


Вопросы и задания

1. Какую роль играло вече в государственном устройстве Древней Руси?

2. Составьте рассказ о княжеской власти в Древнерусском государстве.

3. Назовите основные категории зависимого населения на Руси. Укажите, от каких слов произошло их наименование.

5*. Нарисуйте, сделайте аппликацию или компьютерную презентацию о княжеской вотчине.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

218. Контур древней Руси

§ 8. ОБЩЕСТВО И ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 8. ОБЩЕСТВО И ХОЗЯЙСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ 1. КнязьяПравителем всей Руси был великий князь киевский. С 1054 г. его родственники управляли отдельными частями страны – уделами. До 1132 г. (смерти Мстислава Великого) удельные князья были вассалами киевского князя. Князья имели в

На Древней Руси

СМЕХОВОЙ МИР ДРЕВНЕЙ РУСИ

СМЕХОВОЙ МИР ДРЕВНЕЙ РУСИ Разумеется, сущность смешного остается во все века одинаковой, однако преобладание тех или иных черт в “смеховой культуре” позволяет различать в смехе национальные черты и черты эпохи. /Древнерусский смех относится по своему типу к смеху

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ

ГИБЕЛЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ Татары произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей… Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежащие в поле… Плано Карпини. История монголов . Половцы были старыми и

§ 3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

§ 3. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Наиболее надежными хранилищами книг были, конечно, монастыри и соборные храмы. В отличие от Западной Европы, на Руси и в эпоху развитого феодализма не было каменных замков феодалов, и само каменное строительство практически приходит именно с

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси

3. Древняя Русь в период X – начала XII вв. Принятие христианства на Руси. Роль Церкви в жизни Древней Руси Внук Ольги Владимир Святославович первоначально был ревностным язычником. Он даже поставил близ княжеского двора кумиров языческих богов, которым киевляне приносили

Культура Древней Руси

Культура Древней Руси За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в

Начало Древней Руси

Начало Древней Руси 862 Летописное известие о призвании варягов. Прибытие Рюрика в Ладогу О том, где и когда возникло древнерусское государство, идут споры до сих пор. Согласно преданию, в середине IX в. в земле ильменских словен и угро-финских племен (чудь, меря и др.)

Расцвет Древней Руси

Расцвет Древней Руси 1019–1054 Правление Ярослава Мудрого Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

8. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА И КРЕЩЕНИЕ РУСИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ Одним из самых крупных событий, имевших долгосрочное значение для Руси, стало принятие христианства в качестве государственной религии. Основная причина введения христианства в его византийском варианте –

Глава III Раннерабовладельческое общество древней Италии

Глава III Раннерабовладельческое общество древней Италии Экономика Италии в VI–III вв. до н. э В VI–III вв. до н. э. социально-экономическое развитие регионов Италии протекало крайне неравномерно. Наиболее процветающими в экономическом отношении были Этрурия и Кампания. В


Социальная структура любого общества подразумевает под собой соотношение классов, слоев населения, их прав и обязанностей. Такое деление общества всегда было, есть и будет, потому что всегда будут богатые и бедные. Сегодня мы подробно рассмотрим социальную структуру древнерусского общества.

Если рассматривать эту систему сверху вниз, то можно представить себе обычную пирамиду. На самой вершине находятся привилегированные сословия, которые обладают силой и властью, а внизу находятся самые бедные и слабые, то есть ущемленные в правах.

В самом начале своего образования славяне жили небольшими группами, члены которых были между собой связаны кровными узами. Это был род. Когда людей стало больше, строй изменился, и тогда появилась община. Здесь кровная связь играла меньшую роль. Источником объединения были общие интересы или проблемы.

Структура древнерусского общества стала формироваться при появлении князей. Сначала их избирали из числа жителей общины для решения военных вопросов. Однако позже такие люди стали укреплять свою власть. Теперь они получали титул князя пожизненно, кроме того, могли передавать по наследству. Это было только начало.

Постепенно с появлением постоянного источника власти, аппаратом управления и торговли сложились такие классы:

Высший класс (Сюда входили князья, дружинники, крупные землевладельцы, то есть бояре, жрецы).

Средний класс (Сюда входили купцы, ремесленники, владельцы маленьких участков земли в селах, простые горожане)

Низший класс (Сюда входили бедные крестьяне, которые в свою очередь подразделялись на невольников и полусвободных)
Итак, во главе государства стоял князь. Он имел абсолютную власть, сам вершил правосудие, собирал дань, устраивал военные походы. Власть передавалась по наследству от отца к сыну. Стоит заметить, что так было не везде. В Новгороде основной властью обладало вече. В него входили почтенные старцы, которые избирали нового князя, но при этом существенно ограничивали его власть. Членами высшего класса являлись так же дружинники, то есть приближенные воины князя.

Крупные землевладельцы или бояре так же обладали властью. Они выходили из числа дружинников князя или из знатных родов. Обладали обширными землями на территории государства. На этих же владениях жили крестьяне, которые тоже имели свои разделения, но об этом позже.

Жрецы тоже являлись почетными людьми. Считалось, что именно от них зависит жизнь. Только жрецы могли поддерживать связи с богами, а так же давать благословения и предсказания. Эти люди по другому назывались волхвами. Чаще всего жили закрытой и тайной жизнью, являлись участниками жертвоприношений и языческих праздников.

Основным источником дохода для государства являлись люди производства и торговли, то есть купцы и ремесленники. Они разделялись на богатых и бедных. Этот социальный слой считался наиболее предприимчивым. К этому же слою еще относятся граждане городов, члены казначейства, лекари и так далее. Именно из этого класса населения в случаи необходимости формировали народное ополчение.
К самому низшему и бедному сословию относились люди, которые не могли свободно распоряжаться своей судьбой.

Полусвободные (закупы и смерды). Первые – это те крестьяне, которые заключили договор с вышестоящим феодалом, либо имели перед ним долги. Смерды – крестьяне, проживавшие на княжеской земле. Землю, на которой живут и работают, могли передавать по наследству. Если же наследника нет, то территория отходила князю.

Невольные (холопы, челядь). Первые – это фактически рабы, которые являлись выходцами из простого населения. Стать челядью можно было за преступления или долги. Кроме того ребенок, рожденный холопами являлся частью этого класса. Челядь – те люди, которые попали в рабство, как военнопленные.

С приходом в древнерусское государство христианства (православия) появилась еще одна прослойка, которая позже стало частью высшего класса. Это духовенство. Оно так же разделялось на две составные части: белые и черные. К белым относились священники, дьяконы, епископы и так далее по иерархической лестнице до митрополита. Эти люди пользовались особым почитанием. К черному духовенству относились монахи.

От того, к какому классу принадлежал человек, зависела вся его жизнь. Это регулировалось и законами. Если за убийство боярина следовала либо казнь, либо огромная плата, то за смерть холопа или челяди никого не наказывали. Иногда бывало, что за убийство представителя низшего класса тоже платили цену, но это были не такие большие деньги.

Однако, нужно заметить, что говорить о крепостном праве в древнерусском государстве пока нельзя. Даже закуп или холоп могли стать свободными если отработают долг и смогут себя выкупить.

Русь в период правления Олега, Святослава и Владимира I

Благодаря победоносным походам князей Олега, Святослава и Владимира, территория Руси была расширена: на западе – от Новгорода и Киева до Карпатских гор, Двины и Балтийского моря; на юге – до порогов Днепра; на севере – до территорий современной Финляндии. На востоке, камскими булгарами было принято решение не вступать в конфронтацию с Русью.

Особую значимость для развития Древнерусского государства имели военные походы на Константинополь. В результате этих походов было принято христианство, а также стало возможным установление равноправных культурных и экономических связей с Византией. В свою очередь, благодаря христианству, которое стало государственной религией, стало возможным закрепление единства Руси, а также развитие архитектуры, письменности и живописи.

Территории Древней Руси являлись собственностью всего княжеского рода. Государство управлялось великим князем, в подчинении которого находились все удельные князья на подвластных землях.

Великий киевский князь выступал в качестве руководителя законодательной власти, верховного судьи, предводителя, а также собственника налогов. Укрепление великокняжеской власти происходило благодаря походами за данью (полюдье). После того, как древляны казнили Игоря, полюдье было отменено Ольгой, а размер, сроки и места выплаты дани были закреплены законодательно.

Правление страной, от начала признания на княжение новгородцами Рюрика, вплоть до кончины Ярослава Мудрого оставалось единоличным. Причиной такого положение было то, что у Рюрика в качестве наследника был лишь Игоря, поскольку Олег и Ярополк погибли, а Святополк убил собственных братьев – Святослава, Глеба и Бориса.

Согласно этой очередности, в случае гибели великого князя, Киевский престол должен был занять не его сын, а старший брат князя, оставшийся в живых. Территории, которые оставались после правления этого брата, наследовались следующему по старшинству члену княжеского рода. Сыновья тех князей, которые погибли до восхождения на великокняжеский престол навсегда утрачивали на него права.

Вместе с тем, уже во времена правления Владимира возникла тенденция к децентрализации власти великих князей, совместно с повышением автономии разрозненных удельных княжеств. Данные процессы находили различные проявления. Например, в 1014 году, жители города Новгород отказали великому князю в уплате дани.

Ярослав, взяв пример со своего отца – Владимира I Святославича, еще при жизни поделил территорию страны между своими сыновьями на конкретные уделы (области). Изяслав, на правах старшего сына, получал Новгород и Киев – главные пункты водных путей (из варяг в греки).

Святославу достались Рязань, Чернигов, Мором, Тмутаракань, а также земли вятичей; Всеволоду отходили Белоозеро, Суздаль и Ростов; Вячеславу – Смоленская область, а Игорю – Владимир Волынский.
После гибели Игоря и Вячеслава все русские территории были сосредоточены в руках трех братьев. Исключение составили лишь полоцкие земли, которые были отданы Ярославом под управление потомкам старшего сына Владимира – Изяславу, и, в частности – его внуку – Всеславу Брячиславичу.

Великим князем называли того, кто владел Киевом, остальные носили титулы удельных (младших) князей.

Результатом междукняжеских раздоров стало то, что набеги кочевников (среди которых были в основном половцы) получали все меньшее сопротивление. Киевское княжество стало опасным для жизни местом, а население постепенно начало переселяться в северные части Руси.

Позднее, Владимиром Мономахом, а затем и его сыном Мстиславом Великим, были предприняты попытки восстановления единства Киевской Руси, однако тенденция к разобщению превратилась в необратимый процесс разрушения.

В середине XII века, чеканка монет киевскими князьями была прекращена, а в 1169 году, благодаря действиям Андрея Боголюбского, столица Руси была даже подвергнута разграблению, что являлось обычным процессом в случае покорения вражеского города.

Особенности организации жизнедеятельности в Древнерусском государстве

Благодаря ослаблению Киева произошло усиление определенных удельных княжеств: Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского и прочих. Их число к концу XII века составило превысило несколько десятков, причем, каждое княжество обладало собственными великими и удельными князьями.

Кровопролитные битвы и раздробленность все более снижали уровень государственного могущества, основу которого составляли земли. Они распределялись между феодальными вотчинами и общинами. Вотчины, или отчины – отцовские владения могли передаваться по наследству. Вотчина принадлежала боярину, либо удельному князю.

Помимо людей, которые проживал в боярских и княжеских вотчинах, также имелось большое число крестьян-общинников, которые не были подвластны князьям или боярам. Крестьянские общины выплачивали дань непосредственно великому князю.

Россы на самом деле для торговли отправлялись по Волге еще и в Болгарию, и в хазарскую столицу Атиль, в которой активную работу проводили жители многочисленной русско-славянской колонии.

Известен был также и путь через Чехию на запад, в германские земли, о чем свидетельствовали хазарские источники и торговый устав 907 года (так называемый Рафельштедский).

Так, в качестве приоритетной задачи русских князей первой половины X века стала организация полюдья, и, после этого – военно-торговых экспедиций, целью которых был сбыт собранной дани. Данные экспедиции были регулярными (согласно заметкам Константина – ежегодными), и их не следует приравнивать к военным походам Игоря и Олега, в рамках которых были заключены многочисленные договоры о регулярной торговле.

Основную массу сельского населения, которое зависело от князя, составляли смерды, которые могли жить в крестьянских общинах и нести повинность в вотчинах и на пользу государству. Сельские жители вотчины обладали более тяжелой зависимостью и, как правило, полностью могли утрачивать личную свободу.

В качестве одной из форм закабаления свободных граждан выступало закупничество – процесс, в котором разорившиеся крестьяне могли взять в долг у феодалов купу – скот, деньги, часть урожая (это и является причиной такого названия этой части населения закупами).

Закупы должны были работать на своего кредитора и подчиняться ему вплоть до полного возврата ему долга.
Кроме закупов и смердов, в боярской и княжеской вотчинах также были и рабы, которые назывались челядью, либо холопами. Их численность возрастала за счет разорившихся, либо взятых в плен соплеменников. В Древней Руси был распространен рабовладельческий строй.

Общественная жизнь Древней Руси и ее особенности

Специфика общественной жизни Древнерусского государства получил недостаточное освещение в исторических источниках. Однако, очевидно наличие существенных различий между феодальным строем Руси и западноевропейскими (классическими) образцами. Основные отличия касаются преобладанием в экономике государственного сектора – наличия большого количества свободных крестьянских общин, которые имели феодальную зависимость в отношении великокняжеской администрации.

Основу принципа обложения данью на Руси составляла собственность в виде пахотных земель. В качестве одного из способов обогащения представителей древнерусской знати стало право на сбор дани с конкретных территорий, которое предоставлялось местным боярам и князьям.

Развитие русской экономики происходило параллельно с продолжавшимся расширением ее территории, за счет освоения Восточно-Европейской равнины. Повсеместно было распространено пахотное земледелие. Также происходило совершенствование орудий труда: археологами было найдено свыше 40 видов орудий труда, которые активно использовались в хозяйствах той эпохи.

Территория Руси пополнялась повсеместным возникновением новых феодальных вотчин, включая разного рода поселения. Перед азиатским вторжением, на Руси было зафиксировано примерно 300 городов – региональные центры торговли, культуры и ремесла.

Феодальные и княжеские вотчины, совместно с крестьянскими общинами, которые платили подати государству, функционировали в качестве натуральных хозяйств – то есть закрывали свои потребности с помощью внутренних ресурсов. Их связь с рынком была слабой и нерегулярной. Благодаря господству натурального хозяйства были созданы условия для разделения центра от регионов, совместно с возможностями ведения деятельности в качестве самостоятельных княжеств, или земель.

Разобщенность отдельных княжеств и земель стало причиной предопределения возникновения социальных конфликтов. Для того, чтобы их предотвратить, необходимо было создание сильной власти в регионах. Отдельные князья, при опоре на бояр, занимались активным укреплением собственной власти. Позже, между местными князьями и окрепшим боярством началось возникновение неизбежных противоречий, совместно с борьбой за власть уже внутри регионов.

На разных территориях это нашло различные проявления. Так, например, в Новгороде (а позже – и в Пскове), возникли и были утверждены боярские республики. На других территориях, где удельным князьям удалось своевременно подавить боярский сепаратизм, в качестве формы установленной власти находилась региональная монархия.

С начала X до середины XI века, развитие Руси происходило в благоприятных условиях. Было создано мощное государство, которое на своих землях объединило большую часть восточнославянских территорий: прежде всего это территории Среднего Приднепровья, под предводительством Киева, а также территории Северо-Западной Руси, во главе которых находился Новгород. Все это стало причиной освобождения части земельных территорий из-под влияния хазар.

Были укреплены пограничные селения. К территориям Руси были присоединены до этого спорные с Польшей западные города. Было активировано наступление также и на юго-западных, западных и юго-восточных территориях. Время от времени, границы Руси подступали к Дунаю.

После того, как была разгромлена Хазария, на Таманском полуострове и на Дону появились русские поселения. Были освоены новые пахотные земли, происходило развитие ремесла, совершенствовалось земледелие, укреплялись торговые связи как внутри страны, так и в ближнем зарубежье, происходило активное возникновение новых городов.

Эти перемены происходили благодаря содействию государственной власти. Вместе с тем, благодаря развитию государства происходила стабилизация и совершенствование органов ее власти. На верхних уровнях властной иерархии располагался князь, а также представители старшей дружины (в качестве которых и выступали бояре).

Более нижние уровни состояли из младшей дружины – менее знатных членов общества. И младшие дружинники, и бояре выступали в качестве княжеских слуг, которые выполняли его поручения разного характера: касающиеся военного дела, сферы управления, суда и расправ (исполнения наказаний), сферы сбора податей и дани, области дипломатических отношений с иными государствами, включая и отдельные уделы.

Старшая и младшая дружины, которые ранее выполняли только военные функции, начиная с конца X и на протяжении всего XI века все больше соединялись с управленческим аппаратом, со временем становясь рычагом государственной власти.
На территории городов, князь описался на посадников (состоящих из бояр), в армии – на воевод и тысяцких, которые обычно являлись представителями боярского рода.

Известно, что боярин Вышата был воеводой, который оказывал командование над пешим русским войском в период русско-византийской войны 1043 года. Позже, воеводой стал и его сын – Ян Вышатич.

В руках великого князя была сосредоточена большая власть: он руководил войском, возглавлял военные походы, организовывал оборону страны, управлял страной и вел судопроизводственные процессы. И чем больший распад наблюдался в остатках родоплеменного строя, тем сильнее возрастала роль великого князя и его управленческого аппарата.

Как правило, действия князя отражали интересы верхушки общества – младших дружинников или бояр, духовенства и богатого купечества. Представленные слои русского общества находились в наибольшей близости от княжеской власти, а также в наибольшей степени были заинтересованы в ее сохранении для защиты своих доходов и привилегий.

Одновременно с этим, они выступали в качестве наиболее динамичной и жизнеспособной части населения. Развитие общества в основном происходило благодаря организаторским усилиям и личным особенностям. Исходя из этого, союз данных слоев населения являлся закономерным и естественным.

Княжеская власть также отражала, поддерживала и охраняла интересы всего общества. Благодаря ее усилиям обеспечивалась оборона страны от иноземного вторжения, происходил контроль порядка внутри страны, а также реализовывались наказания за разного рода преступления и осуществлялась защита права собственности.

Читайте также: