Психика как субстанция и психика как субстрат кратко

Обновлено: 07.07.2024

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира в его связях и отношениях, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (виртуальное сжатие природы).

Подход к психике как субстрату ведёт к появлению проблемы: психика – это просто свойство нервной системы, специфическое отражение её работы, или психика имеет свой субстрат, т.е. то, из чего она состоит. В нас-тоящее время однозначного ответа на этот вопрос нет.

Известно, что нервная система является только частью психики, поэтому нельзя отождествлять психику и нервную систему. В связи с этим выдвигаются гипотезы о существовании субстрата психики. По мнению некоторых ученых, это могут быть лептоны – мельчайшие ядерные частицы.

Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, субъективный образ объективного мира, идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, происходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею. Психика всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем человека мире.

Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия человека с внешним миром и осуществляющая в его поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Таким образом, психика представляет собой: субъективный образ объективного мира; продукт высокоорганизованной материи – мозг; орган управления поведением и деятельностью человека.

Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний, умений и навыков, изменяя отображаемое и, в конечном счете, себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой деятельности.

Научная трактовка психики сводится к следующим положениям:

Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

Психика человека, сознание – высший этап развития психики; её возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психологический образ и психологического образа в регулируемое им действие.

Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, т.к. обусловлена социокультурными факторами.

Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

Психика человека – социально обусловленный феномен, а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Психику нельзя отрывать от работы мозга, но ее нельзя и сводить к нейрофизиологическим процессам. Взаимоотношение психики и физиологических процессов – взаимоотношение идеального и материального.

Психика – социально опосредованный продукт мозговой деятельности.

Специфика работы человеческого мозга состоит в особом способе кодирования поступающей извне информации. Психическое отражение действительности человеком – это отражение, опосредованное словесным знаком, человеческим понятием, сформированным в общественно-истори-ческой практике.

Психика представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы.

С точки зрения Б.Ф. Ломова, системность, целостность, нерасчлененность психики является ее основными признаками.

Психика представляет собой многоуровневую иерархию психических функциональных систем, обеспечивающих поведение разного уровня сложности. Психика не только многоуровневая, но и многомерная, т.е. у нее множество свойств и функций. Психические функциональные системы могут выстраиваться в иерархию по различным основаниям. Любая система характеризуется своей структурой, динамикой функционирования, интегральным состоянием (внутренней характеристикой) и системными свойствами. Психика как система также обладает определенной организацией.

Этимологически слово "психика" (по-гречески "душа") имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика - это сущность, где внеположность и многообраэие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Отраженное Отражающая Отраженное
весь мир) система (психические явления)

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т. е. психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, т. к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика - это "субъективный образ объективного мира". Но в этимологии слова "психика" содержится и другой смысл. Прислушаемся к следующим высказываниям: "душа вышла из тела", "душа ушла в пятки от страха", "волнение души" здесь мы слышим движение. А движется всегда что-то, должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, с процессом дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и пр. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Но, возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики - это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Однако тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга однозначно приводят к неполноценности и психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, а его источником является внешний мир. Хотя психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, но содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что "световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз". Отсюда понятно, что характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Именно этой трудностью можно объяснить представления о независимости психического и физиологического процессов - теория психофизиологического параллелизма, согласно которой психическое и физиологическое составляют 2 ряда явлений, которые звено за звеном соответствуют друг другу, но вместе с тем, как две параллельные линии никогда не пересекаются, не влияют друг на друга, т. е. предполагается наличие "души", которая связана с телом, но живет по своим законам. Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути есть физиологические процессы, т. е. мозг выделяет психику, мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними. Теория единства утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, т.е. психика - это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека - человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка (феномен Маугли) ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение) - полноценная деятельность мозга - вэаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:
- оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
- сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
- психическое отражение углубляется и совершенствуется;
- обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
- преломляется через индивидуальность человека;
- носит опережающий характер.


Основные функции психики

Отражение Регуляция поведения и деятельности

Рис. 1.2. Основные функции психики

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3) биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуще и растениям);
4) нейропсихизм (Ч. Дарвин) психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5) мозгопсихизм (К. К. Платонов) - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, т. к. у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга);
6)критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н. Леонтьев) - способность реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы- закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя через посредство нервной системы с той или иной деятельностью. Развитие психики у животных проходит ряд этапов (рис.1. 3).


8 (495) 120-07-03

Заказать обратный звонок

Запись на прием к специалисту Центра

Психотерапевт Мартынов Сергей Егорович

Психолог, семейный психолог, клинический психолог Теперик Римма Фёдоровна

Психолог Копьёв Андрей Феликсович

Конфликтолог, психолог, клинический психолог Цуранова Наталья Александровна

Ночевкина Алёна Игоревна

Психолог, клинический психолог Алиева Лейла. Телесная терапия и арт-терапия.

Психолог Михайлова Анна Дмитриевна

Психолог, семейный психолог, коуч Волкова Татьяна

Детский психолог Горина Екатерина

Психолог Светлана Ткачева

Клинический психолог, психолог, психотерапевт Прокофьева Анна Вячеславовна

Основатель беатотерапии, психолог, клинический психолог Спиваковская Алла Семеновна

Психиатр Фролов Алексей Михайлович

Подростковый психолог Каравашкина Елена

Ведущий логопед Кухтина Алла Юрьевна

Подростковый психолог Максимов Алексей Вячеславович

Детский психолог Таранова Ирина Юрьевна

Психолог, юнгианский аналитик Юзьвак Екатерина Григорьевна

Психолог, клинический психолог, психоаналитический психотерапевт Ермушева Анастасия Алексеевна

Психиатр Медведев Владимир Эрнстович

Клинический психолог, психотерапевт, нейропсихолог Баринская Янина Сергеевна

Врач-психотерапевт Сивков Евгений Евгеньевич

Итак, и современное состояние учения о центральной нервной системе как субстрате психики, и учение о со­отношениях психических и соматических процессов как единой биосоциальной сущности организма, и совре­менное состояние нашего медицинского мышления, и накопившийся клинический и ежедневный практический опыт врача, — все это приводит к необходимости пере­смотреть и углубить изучение внутреннего мира боль­ного человека. Учение об анамнезе в широком смысле этого слова должно быть поставлено на значительно высшую ступень и разработано так же тщательно, как методика объективного исследования больного. Надо, однако, с самого начала отдать себе отчет в величай­ших трудностях, стоящих перед нами на этом пути. Мы не имеем здесь того прочного базиса, на котором стро­ятся наши объективные методы исследования, и вместо законов физики, химии и биохимии, располагаем только весьма шаткими данными молодой еще науки — экспериментальной психологии.

Между тем этой стороне дела в преподавании в выс­шей медицинской школе, а также в учебниках по внут­ренним болезням уделяют очень мало внимания. Как правило, врач, расспрашивая больного и собирая анам­нез, мало руководствуется теми или иными методичес­кими предпосылками, и речь идет именно только о со­бирании субъективных жалоб, а не об изучении внут­ренней картины болезни у данного больного.

Еще большие трудности составляет, разумеется, кри­тическая оценка показаний больных. Врач при расспро­се должен считаться с психическим типом боль­ного. Если и недопустимо всецело переносить на че­ловека результаты опыта, проделанного на животном, то все же очень любопытно, что И. П. Павлов [1] , изучая экспериментальные неврозы, установил у собак три глав­ных психологических типа: нормальный в двух вариа­циях — спокойных, солидных животных и очень ожив­ленных, подвижных и два отклонения от нормы — очень сильный тип и слабый тип, причем все эти типы животных, оказывается, различно заболевают после кастра­ции и у них при этом различно изменяются условные рефлексы.

И. П. Павлов считает, что эта классификация типов нервной системы у животных совпадает с классичес­кой классификацией темпераментов человека у Гиппо­крата.

Разумеется, значительно более сложны варианты нервно-психической сферы у человека, особенно у боль­ного человека. Поэтому результаты изучения внутрен­ней картины болезни зависят здесь не только от генотипических особенностей психики больного и от корре­ляции их всей социальной жизнью его, в первую оче­редь от условий труда, но и от состояния его нервно-психической сферы в данный момент, когда речь идет одновременно о влиянии болезненного процесса на психику и о влиянии психики на течение патологического процесса. Ибо нет никакого сомнения в том, что осо­бенности психики данного больного подвергаются раз­личным изменениям, весьма лабильным уже с того мо­мента, когда pathos переходит у него в nosos когда здоровый человек превращается в больного. Именно здесь и необходимо при исследовании больного и его показаний строго учитывать его психическую реактивность и сенсибилизацию и отличать, что имеет под собой реальную почву и что является внушенным обста­новкой, врачами, другими словами, что относится к ре­альной сензитивной картине болезни, а что является артефактом, созданным самим больным, содержанием интеллектуальной части его болезни. Надо сказать, что это требует известного опыта и не всегда легко, поче­му только методический анализ и обеспечивает пра­вильное решение врача.

Мы не можем здесь подробно останавливаться на исключительной важности вопросов о характере боль­ного человека, что должно составить предмет отдель­ного коллективного труда психолога и клинициста. Я хочу только для освещения генеза внутренней картины бо­лезни — и сензитивной, и интеллектуальной — остано­виться на примере, который покажет, какие сложные закономерности должны существовать между болезнью, восприятием своих патологических ощущений больным и внешним их проявлением в речи и поведении больного, если учесть хотя бы один только фактор — эндокринный.

[1] Павлов II. П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., Медгиз, 1951, |с. 430.


Оглавление

  • 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
  • 2 ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ
  • 3 РАЗВИТИЕ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
  • 4 ВОЗЗРЕНИЯ НА ПРИРОДУ ПСИХИЧЕСКОГО
  • 5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
  • 6 ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
  • 7 УЧЕНИЕ О ДУШЕ
  • 8 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУКЕ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История психологии. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

5 МАТЕРИАЛЬНЫЙ СУБСТРАТ ПСИХИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

На протяжении всей истории человеческой мысли изменялось представление о психике, эти изменения тесно связаны с успехами в познании органического субстрата психики человека.

Еще очень давно был сделан вывод, что существование живого тела находится в зависимости от влияний внешней природы, а состояние души в свою очередь зависит от жизни тела. Основой психической и физической жизнедеятельности души и тела было признано кровообращение. Издревле зародилось понятие о пневме — особом тончайшем веществе, подобном разогретому воздуху. В кругах медиков к пневме относились как к факту, а не как к теории. В наше время существует понятие о функциональной системе как о прижизненном нейродинамическом образовании, которое представляет собой материальный субстрат высшей психической деятельности и способностей человека.

Немецкий врач Ф. Галль считал, что извилины больших полушарий головного мозга человека отвечают за его психические свойства. Ф. Галль положил начало теориям, в которых говорилось, что кора головного мозга (а не его желудочки) является субстратом психической деятельности человека.

головного мозга и пронизывает все наше тело нитями своей паутины (т. е. нервами), на котором не существует ни одной точки, не затронутой этими нитями. Нервы формируют в мозгу пучок, который служит основанием для связывания человеческих ощущений воедино. Д. Дидро считал, что единство самосознания обеспечивается памятью. Человек, по Д. Дидро, мыслящее — не только чувствующее, но и — мыслительное существо. Он признавал человека одновременно и музыкантом и инструментом.

Советские психологи А. Н. Леонтьев, А. Р. Лу-рия считали, что не отдельные участки коры или их центры являются материальным субстратом высших психических функций, а функциональная система, состоящая из совместно работающих корковых зон.

Эти функциональные системы формируются в процессе жизнедеятельности человека и постепенно приобретают характер прочных, сложных межфункциональных связей.

И. М. Сеченов в своих трудах, начиная с 1863 г., последовательно формировал концепцию о материалистическом понимании психической деятельности. Он предложил рефлекторную теорию о психической деятельности человека, считая, что материальным субстратом психических процессов является мозг. Его дело продолжил И. П. Павлов. Он создал теорию условных рефлексов и дал начало исследованиям функциональной физиологии центральной нервной системы по изучению материальных основ психических явлений.

Психика - внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.


Психика - внутренний, субъективный мир человека. Это функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

Изучением мозга занимаются различные науки. Его строение исследует анатомия, а его сложную деятельность с различных сторон изучают нейрофизиология, медицина, биофизика, биохимия, нейрокибернетика.

Психология изучает то свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

Основным понятием психологии является понятие психического образа. Психический образ —целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией —регуляция деятельности.

Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно.

Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика —это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

Итак, психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компоненты —общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия.

Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием “сознание”. Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя также сферу подсознания. Многие авторы также говорят о сверхсознании и надсознании.

Читайте также: