План по защите прав ребенка в школе
Обновлено: 03.05.2024
организация и координация деятельности всех заинтересованных ведомств и лиц по выявлению и учёту детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, детей, попавших в трудные жизненные ситуации;
создание условий для предупреждения социального сиротства и формирование системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;
формирование уважительного отношения к правам ребёнка;
защита прав и интересов несовершеннолетних;
решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации, а также проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
организация деятельности по созданию условий для воспитания и обучения больных детей;
пропаганда вопросов охраны и защиты детства, здорового образа жизни среди участников образовательного процесса.
организация работы по выявлению и учёту детей, оказавшихся в опасном социальном положении,
организация взаимодействия с органами опеки и попечительства по устройству детей, оказавшихся без попечения родителей, и оказанию им требуемой социально-правовой и материальной помощи,
рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей,
защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых и находящихся под попечительством, в судебных, государственных и органах местного самоуправления,
организация работы с приёмными семьями,
организация летнего отдыха, труда и оздоровления детей.
Выполнение правительственных, областных и районных законодательных актов в области охраны и защиты прав детства.
Своевременное выявление и учёт детей, лишенных попечения родителей.
Посещение многодетных, малообеспеченных, неполных и опекунских семей. Обследование семей, нуждающихся в материальной помощи.
кл. руководители совет обществ-ти
Взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам подготовки и принятия решений по дальнейшему устройству детей.
Контроль за воспитанием и содержанием детей, находящихся под опекой и попечительством, в приемных семьях, оказание им помощи.
Встречи и беседы с опекунами и попечителями, приёмными родителями по вопросам их обязанностей по воспитанию детей.
Принятие мер в отношении лиц, уклоняющихся от воспитания детей и ведущих аморальный образ жизни.
Осуществление контроля за обучением на дому, привлечение детей этой категории к участию в школьных мероприятиях.
Благотворительная акция по оказанию помощи опекунским и малообеспеченным семьям.
Взаимодействие с Центром психолого-медико-социальной помощи нуждающимся детям и их семьям.
Контроль за времяпрепровождением детей, склонных к асоциальному поведению. Выявление их интересов, вовлечение во внеурочную деятельность.
Обеспечение занятости детей в каникулярное и свободное от учёбы время. Взаимодействие со службой занятости.
Обеспечение всеобуча. Взаимодействие с сельской администрацией по выявлению таких детей.
Организация встреч со специалистами социальных служб и инспектором по делам несовершеннолетних. Правовое просвещение.
Анализ деятельности школы по выполнению законодательства и мер по социальной защите детства.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
ГКОУ РО «Ростовская – на - Дону
План работы
Уполномоченного по правам детей
на 2020-2021 учебный год
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он непринимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
В целях выполнения своих функций Уполномоченныйимеет право:
-посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;
- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;
- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;
действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;
содействовать повышению информированности о правах ребенка, как самих детей, так и взрослых.
- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;
- предлагать меры для разрешения конфликта;
- представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическомусовету и администрации школы;
- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
осуществлять сбор,изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.
Система мер правового просвещения призвана выполнени я следующи х функции:
- информационную – расширяет осведомленность участников образовательного процесса в правовых вопросах, увеличивает их возможность доступа к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;
- разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;
- агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, просветительских организациях в целях выработки правового мышления у участников образовательного процесса;
- консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.
Основные направления правового просвещения и воспитания:
- правовое просвещение и воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения;
- правовое просвещение и воспитание сотрудников образовательн ого учреждени я ;
- правовое просвещение и воспитание родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательн ого учреждени я ;
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)
Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО:
- создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем , а так же обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
• совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей;
• взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса;
• создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них значение;
• проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних;
• выступления на совещаниях при директоре, педагогических советах, родительских собраниях;
• индивидуальные встречи и беседы по правовым вопросам, оформление стенда.
Направление работы
мероприятие
ответственный
1. Информирование родителей и их детей о наличии в ш коле уполномоченного по правам ребёнка и специфике его деятельности.
2. О знакомление с правилами поведения учащихся в школе , на улице, на дорогах, в транспорте;
3. П равила поведения учащихся в социуме.
4.П равила бесконфликтного поведения в коллективе.
Уполномоченный по правам ребенка ,
Классны е руководител и
1. Анкетирование учащихся 5-9 классов и их родителей с целью исследования проблем, связанных с жестоким обращением с детьми в семье, школе. Справка по итогам анкетирования.
2.Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 5-9классах. Справка по итогам проверки
Классны е руководител и,
Уполномоченный по правам ребенка
Проведение Дня правовых знаний
1. День толерантности.
2. Проведение Дня правовых знаний:
- знакомство с Конституцией РФ;
- знакомство с Конвенцией о правах человека;
- знакомство с Декларацией прав человека;
- знакомство с Конвенцией о правах ребенка и просмотр мультфильмов правовой тематики.
-Социальный опрос родителей о качестве преподавания в школе;
- Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.
- Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни.
- Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
- Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Основные функции Уполномоченного:
· Содействует правовому просвещению участников образовательного процесса.
· Содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса.
· Оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях.
· Обеспечивает взаимодействие обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.
Методическая работа
· Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека.
· Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
· Ведение журнала регистрации обращений.
· Оформление информационно - правового стенда в школе для родителей и учащихся. Обновление стенда
· Непрерывное самообразование Уполномоченного по правам и изучение новой информации.
· Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности уполномоченного по правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
- правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
- Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;
- право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
- правила общения в коллективе;
- правила безопасной жизнедеятельности.
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)
Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.
Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:
правовое просвещение участников образовательного процесса;
защита прав и законных интересов ребенка
в общеобразовательном учреждении;
формирование правового пространства
в образовательном учреждении;
формирование правовой культуры и правового сознания;
формирование личности, способной к социализации
в условиях гражданского общества;
совершенствование взаимоотношений участников
всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей,
в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;
профилактика нарушений прав ребенка;
В формуле – ученик-учитель – должна быть промежуточная составляющая. Независимый специалист по разрешению конфликтов – их еще называют омбудсменами или уполномоченными по правам ребенка.
Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.
Основные цели и задачи Уполномоченного.
Цель Уполномоченного – обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.
Основными задачами Уполномоченного являются:
- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;
- оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;
- обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;
- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;
- обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Уполномоченный принимает меры к охране детей от любого рода насилия, жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.
Основы деятельности Уполномоченного
Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности
Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса.
Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.
Права и обязанности Уполномоченного
Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.
В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:
- посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;
- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;
- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;
- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;
- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;
- действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;
- содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.
Уполномоченный обязан:
- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;
- вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
- предлагать меры для разрешения конфликта;
- представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;
- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;
- осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;
- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.
В процессе своей деятельности школьный уполномоченный может взаимодействовать:
Читайте также: