План по защите прав ребенка в школе

Обновлено: 03.05.2024

организация и координация деятельности всех заинтересованных ведомств и лиц по выявлению и учёту детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, детей, попавших в трудные жизненные ситуации;

создание условий для предупреждения социального сиротства и формирование системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;

формирование уважительного отношения к правам ребёнка;

защита прав и интересов несовершеннолетних;

решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации, а также проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом;

организация деятельности по созданию условий для воспитания и обучения больных детей;

пропаганда вопросов охраны и защиты детства, здорового образа жизни среди участников образовательного процесса.

организация работы по выявлению и учёту детей, оказавшихся в опасном социальном положении,

организация взаимодействия с органами опеки и попечительства по устройству детей, оказавшихся без попечения родителей, и оказанию им требуемой социально-правовой и материальной помощи,

рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей,

защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых и находящихся под попечительством, в судебных, государственных и органах местного самоуправления,

организация работы с приёмными семьями,

организация летнего отдыха, труда и оздоровления детей.

Выполнение правительственных, областных и районных законодательных актов в области охраны и защиты прав детства.

Своевременное выявление и учёт детей, лишенных попечения родителей.

Посещение многодетных, малообеспеченных, неполных и опекунских семей. Обследование семей, нуждающихся в материальной помощи.

кл. руководители совет обществ-ти

Взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам подготовки и принятия решений по дальнейшему устройству детей.

Контроль за воспитанием и содержанием детей, находящихся под опекой и попечительством, в приемных семьях, оказание им помощи.

Встречи и беседы с опекунами и попечителями, приёмными родителями по вопросам их обязанностей по воспитанию детей.

Принятие мер в отношении лиц, уклоняющихся от воспитания детей и ведущих аморальный образ жизни.

Осуществление контроля за обучением на дому, привлечение детей этой категории к участию в школьных мероприятиях.

Благотворительная акция по оказанию помощи опекунским и малообеспеченным семьям.

Взаимодействие с Центром психолого-медико-социальной помощи нуждающимся детям и их семьям.

Контроль за времяпрепровождением детей, склонных к асоциальному поведению. Выявление их интересов, вовлечение во внеурочную деятельность.

Обеспечение занятости детей в каникулярное и свободное от учёбы время. Взаимодействие со службой занятости.

Обеспечение всеобуча. Взаимодействие с сельской администрацией по выявлению таких детей.

Организация встреч со специалистами социальных служб и инспектором по делам несовершеннолетних. Правовое просвещение.

Анализ деятельности школы по выполнению законодательства и мер по социальной защите детства.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ГКОУ РО «Ростовская – на - Дону

План работы

Уполномоченного по правам детей

на 2020-2021 учебный год

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он непринимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

В целях выполнения своих функций Уполномоченныйимеет право:

-посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;

- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;

- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;

действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;

содействовать повышению информированности о правах ребенка, как самих детей, так и взрослых.

- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

- предлагать меры для разрешения конфликта;

- представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическомусовету и администрации школы;

- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

осуществлять сбор,изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

Система мер правового просвещения призвана выполнени я следующи х функции:

- информационную – расширяет осведомленность участников образовательного процесса в правовых вопросах, увеличивает их возможность доступа к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

- разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;

- агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, просветительских организациях в целях выработки правового мышления у участников образовательного процесса;

- консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни.

Основные направления правового просвещения и воспитания:

- правовое просвещение и воспитание обучающихся общеобразовательного учреждения;

- правовое просвещение и воспитание сотрудников образовательн ого учреждени я ;

- правовое просвещение и воспитание родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательн ого учреждени я ;

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод и связанных с осуществлением образовательного процесса.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ УПОЛНОМОЧЕННОГО:

- создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребенка в решении школьных проблем , а так же обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.

• совершенствование системы повышения уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей;

• взаимодействие образовательного учреждения с семьей с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса;

• создание условий для активного участия детей в решении вопросов, имеющих для них значение;

• проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по предупреждению насилия в отношении несовершеннолетних;

• выступления на совещаниях при директоре, педагогических советах, родительских собраниях;

• индивидуальные встречи и беседы по правовым вопросам, оформление стенда.

Направление работы

мероприятие

ответственный

1. Информирование родителей и их детей о наличии в ш коле уполномоченного по правам ребёнка и специфике его деятельности.

2. О знакомление с правилами поведения учащихся в школе , на улице, на дорогах, в транспорте;

3. П равила поведения учащихся в социуме.

4.П равила бесконфликтного поведения в коллективе.

Уполномоченный по правам ребенка ,

Классны е руководител и

1. Анкетирование учащихся 5-9 классов и их родителей с целью исследования проблем, связанных с жестоким обращением с детьми в семье, школе. Справка по итогам анкетирования.

2.Мониторинг загруженности учащихся при выполнении домашних заданий в 5-9классах. Справка по итогам проверки

Классны е руководител и,

Уполномоченный по правам ребенка

Проведение Дня правовых знаний

1. День толерантности.

2. Проведение Дня правовых знаний:

- знакомство с Конституцией РФ;

- знакомство с Конвенцией о правах человека;

- знакомство с Декларацией прав человека;

- знакомство с Конвенцией о правах ребенка и просмотр мультфильмов правовой тематики.

-Социальный опрос родителей о качестве преподавания в школе;

План работы школьного уполномоченного

- Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.


Задачи:
- Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.

- Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни.

- Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.

- Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.

Основные функции Уполномоченного:

· Содействует правовому просвещению участников образовательного процесса.

· Содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса.

· Оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях.

· Обеспечивает взаимодействие обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.

Методическая работа

· Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека.

· Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

· Ведение журнала регистрации обращений.

· Оформление информационно - правового стенда в школе для родителей и учащихся. Обновление стенда

· Непрерывное самообразование Уполномоченного по правам и изучение новой информации.

· Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.

Основные направления деятельности уполномоченного по правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса.

Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:

- правила, право, обязанности, закон, правонарушения;

- Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;

- право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;

- правила общения в коллективе;

- правила безопасной жизнедеятельности.

Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)

Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать нашим детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.

Основными целями и задачами уполномоченного образовательного учреждения являются:

правовое просвещение участников образовательного процесса;

защита прав и законных интересов ребенка

в общеобразовательном учреждении;

формирование правового пространства

в образовательном учреждении;

формирование правовой культуры и правового сознания;

формирование личности, способной к социализации

в условиях гражданского общества;

совершенствование взаимоотношений участников

всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей,

в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях;

профилактика нарушений прав ребенка;

В формуле – ученик-учитель – должна быть промежуточная составляющая. Независимый специалист по разрешению конфликтов – их еще называют омбудсменами или уполномоченными по правам ребенка.

Деятельность Уполномоченного осуществляется на общественных началах. Уполномоченный не подменяет собой специализированные службы, организации и общества, занимающиеся охраной детей, а вмешивается лишь в тех случаях, когда предпринятые меры оказались безуспешными или применялись ненадлежащим образом.

Основные цели и задачи Уполномоченного.

Цель Уполномоченного – обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.

Основными задачами Уполномоченного являются:

- всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;

- оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни;

- обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребенка;

- содействие правовому просвещению участников образовательного процесса;

- обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.

Уполномоченный принимает меры к охране детей от любого рода насилия, жестокости, эксплуатации, а также о деморализации, отсутствия должного ухода и других форм плохого обращения.

Основы деятельности Уполномоченного

Деятельность Уполномоченного не противоречит функциональным обязанностям иных школьных органов, не отменяет их и не влечет их пересмотра и строится на принципах справедливости, ответственности и гуманности

Приоритетными направлениями в деятельности Уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса.

Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителя и других лиц.

Права и обязанности Уполномоченного

Уполномоченный действует в пределах компетенции в рамках образовательного процесса. Он не принимает управленческих решений, отнесенных к образовательному процессу и компетенции должностного лица.

В целях выполнения своих функций Уполномоченный имеет право:

- посещать уроки, родительские собрания, заседания органов ученического самоуправления, попечительского и педагогического советов и совещания при директоре;

- получать объяснения по спорным вопросам от всех участников образовательного процесса;

- проводить самостоятельно или совместно со школьными органами самоуправления, администрацией школы проверку факта нарушения прав, свобод и интересов ребенка;

- заниматься решением проблем по собственной инициативе при наличии факта грубых нарушениях прав ребенка;

- выбирать себе помощников из числа участников образовательного процесса;

- действовать в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями, школьниками и учителями, родителями и педагогами;

- содействовать повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых.

Уполномоченный обязан:

- содействовать разрешению конфликта путем конфиденциальных переговоров;

- вносить предложения и рекомендации (письменные и устные) в административные органы о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

- предлагать меры для разрешения конфликта;

- представлять свои мнения, оценки и предложения, как общего характера, так и по конкретным вопросам по результатам изучения и обобщения информации о нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка органам самоуправления школы, педагогическому совету и администрации школы;

- не разглашать ставшие ему известными в процессе выяснения сведения без согласия заявителя;

- осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

- обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного, административного производства в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействиях) которых он усматривает нарушения прав ребенка.

В процессе своей деятельности школьный уполномоченный может взаимодействовать:

Читайте также: