В чем состояла заслуга кирилла и мефодия в развитии славянской культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. Праздник приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла — знаменитых создателей старославянской азбуки. Как попали они к славянам, кем были на своей родине, в чем именно их наследие? Расскажем и покажем в нашем историческом материале.

Солунские братья

Братья Михаил и Константин (такие имена получили в миру святые равноапостольные Мефодий и Кирилл) родились в городе Солунь (ныне греческий город Салоники) в семье византийского военачальника по имени Лев.

Мефодий (805/815 — 885 гг.) — самый старший из семерых детей, продолжил карьеру своего отца, став военнослужащим. В 843 году по поручению самого византийского императора Мефодий отправился воеводой в одну из провинций, где проживали славянские племена. Там он смог ознакомиться с языком, обычаями и культурой местных жителей. Со временем Мефодий решает оставить военную службу и становится настоятелем небольшого монастыря Полихрон. Именно тогда он и принимает свое монашеское имя.

Кирилл (826-869 гг.) — самый младший из братьев, еще в детстве удивлял многих своими способностями, постоянно углубляясь в книги и молитву. В Магнаврской школе Константинополя, где Кирилл получил образование, его наставником был известный богослов и писатель, а позже и патриарх Фотий. В этой школе Кириллу удалось изучить грамматику, риторику, философию и многие другие дисциплины. Особое внимание он уделял творчеству Григория Богослова — одного из наиболее известных церковных мыслителей, считая его своим духовным пастырем.

Кирилл прославился как философ и знаток языков. Помимо греческого, он владел славянским, латинским, а также арамейским языками. Знания и опыт, которые солунские братья получали в течение долгих лет, сыграли важную роль в деле создания старославянской азбуки.

Kirill_i_Mefody.jpg

Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Фреска на наружной стене собора Бигорского монастыря (Македония). 2-ая половина XIX в.

Величие Византии

В середине IX века Восточная Римская империя, или Византия, встала на путь восстановления своего былого величия. Если ранее империя, теснимая с Востока арабами, а с Запада — славянскими племенами, долгое время вела тяжелые оборонительные войны, то с середины столетия началась эпоха наступления византийцев.

Могущество империи основывалось на завоеваниях. Однако куда важнее для византийцев в это время было приобщение соседних народов к своей культуре. Большое значение здесь отдавалось христианскому учению. Христианские миссии должны были привлечь на сторону Византии многие народы, а также принести покой и процветание на границы империи.
Во главе миссий важно было поставить самых талантливых богословов. Одним из таких считался Кирилл, принимавший участие в разных дискуссиях на философские и богословские темы. Его ораторские способности, умение правильно выстраивать свою аргументацию позволяли ему одерживать победы во многих словесных поединках.

Успехи Кирилла привлекли внимание императора Михаила III. По решению императора, а также своего учителя Фотия, он отправляется вместе с дипломатической миссией в арабские страны. В Багдаде Кирилл проявил себя глубоким знатоком не только Библии, но и Корана.

В 856 году в Константинополе был убит логофет Феоктист — покровитель Кирилла. Богослов принял решение удалиться в монастырь, где настоятелем был его старший брат Мефодий. Но дела государства вскоре вновь возвратили Кирилла в столицу. Ему было поручена новая миссия на Восток — в Хазарский каганат. В путь вместе с Кириллом отправился и Мефодий. Это было первое совместное путешествие солунских братьев.

Кирилл и Мефодий.jpg

Моравская миссия

Христианские миссии византийцев обратили на себя внимание и славянских народов. Правитель Великой Моравии князь Ростислав отправил приглашение христианским богословам. В 863 г. Кирилл и Мефодий отправились в путешествие к славянам. Их миссия не только способствовала укреплению христианской веры среди славянских народов, но и внесла неоценимый вклад в развитие их культуры.

Князь Ростислав стремился объединить разрозненные церковные службы в единый епископат. Для этого было необходимо проводить литургии не на латыни, а на славянском языке. Кирилл и Мефодий, прекрасно знакомые с языком и культурой славянских народов, принялись за создание азбуки — глаголицы.

Появление глаголического алфавита позволило богословам перевести на славянский язык Священное Писание. Кирилл и Мефодий создали в Великой Моравии церковную школу, в которой обучались священники из числа местных жителей. Ученики осваивали славянское письмо, а также обучались ведению проповедей и церковной службы на славянском языке.

Вопрос о первенстве глаголического и кириллического алфавита долго время был предметом многочисленных споров. Принято считать, что во время моравской миссии солунскими братьями была создана именно глаголица. Кириллица появилась несколько позже благодаря труду учеников и последователей Кирилла и Мефодия. Однако именно солунским братьям принадлежит заслуга создания первой старославянской азбуки.

Кирилл и Мефодий за работой.jpg

Наследие Кирилла и Мефодия

Миссия Кирилла и Мефодия сыграла огромную роль в истории славянских народов, которые все больше обращались к христианскому учению. Появление азбуки и перевод Священного Писания дали начало старославянскому литературному языку и книжному делу. Солунские братья выступали в роли просветителей, обучая славян грамоте и знакомя их с основами византийской культуры.

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Мы – российский народ. Обществознание. Учебное издание

Книга освещает фундаментальную проблему становления российского народа как исторической общности со сложным этническим и религиозным составом населения, обладающего общими ценностями и общероссийским самосознанием (идентичностью). Поэтому российский народ представляет собой полиэтничную гражданскую нацию. Особое внимание уделяется истории формирования национальной идентичности, актуальным вопросам этнической и конфессиональной политики государства, а также проблемам и перспективам нациестроительства в России.

Историк, ассистент кафедры истории и теории исторической науки РГГУ, научный сотрудник научно-исследовательского отдела (по совершенствованию военно-патриотической работы) Центрального музея Вооруженных Сил.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На какие ветви делятся славянские народы? Потомки какой из них преимущественно проживают в нашей стране? 2. В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры? 3. Какое славянское государство возникло раньше остальных? В каком веке возникло наибольшее количество славянских государств? 4. Кратко расскажите о знаменитых славянских правителях, предварительно выделив вопросы, которые необходимо изложить 5. Как связана история славянских государств с известными вам другими средневековыми государствами? 6. Составьте развёрнутый план параграфа: поделите каждый пункт на отдельные, законченные по смыслу части; затем кратко сформулируйте главную мысль каждой части и запишите её.

Подумайте

1. Что общего было в истории образования и начале существования славянских государств? 2. Докажите, что для чешского князя и для польского правителя Болеслава I Храброго было важно провозглашение их королями. 3. Как повлияло на судьбу славянских народов принятие ими христианства? 4. Расскажите об отношениях Болгарии и Византии: а) с точки зрения средневекового болгарина; б) с точки зрения византийца. По итогам работы обсудите в классе, почему современники могут иметь разные взгляды на одно и то же событие или явление истории.

Проверьте себя

1. Славянские племена разделялись на три ветви: западные, южные и восточные. Потомки восточных славян живут сейчас на территории нашей страны. 2. Кирилл и Мефодий были первыми славянскими просветителями. На основе греческого алфавита создал славянскую письменность. 3. Одним из первых славянских государств было Болгарское государство, образованное в VII веке. В XII веке возникло наибольшее количество государств. 4.
Князь Симеон – Вел активную войну с Византией, отвоевал земли сербов.
Мешко I – подчинить себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы.
Болеслав I Храбрый – ему удалось присоединить южные польские земли. 5. Больше всего история славянских государств связанна с Византией и со скандинавскими государствами. 6.
1. Расселение славян
2. Занятия и образ жизни славян
3. Болгарское государство и Великоморавская держава
4. Создание славянской письменности
5. Становление славянских государств.

Подумайте

1) При образовании и начале государств, все держалось на союзе племен, который был не всегда стабилен. Такая система просуществовала довольно долго, и этими раздорами часто пользовались захватчики. 2) На них очень сильно оказала влияние европейская культура, они переняли феодальную лестницу из Европы, поэтому они считали, что им необходим король. 3) Принятие христианства способствовало развитию культуры у славян, многое они переняли у византийцев благодаря христианству. 4)
а) Византийцы очень развитый народ, грамотный, образованны в венном деле, но у них нет сильного боевого духа. Потому мы часто выигрываем сражения с ними.
б) Болгары похожи на варваров, но они многое у нас переняли, но им все мало и часто совершают нападения на нас.
Взгляды могут быть разными, потому что люди находятся по разные стороны, у них разное мировоззрение, религия и культура.

В чём состояла заслуга Кирилла и Мефодия в развитии славянской культуры?

Кирилл и Мефодий крестили Великую Моравию. Но главное, они создали славянскую азбуку перевели первые книги на славянский язык, а также научили грамоте и богословию первых славян, их ученики понесли знания за пределы Великой Моравии (они были просто оттуда изгнаны).

Ещё по теме

Каковы были последствия Гуситских войн для Чехии? Как вы считаете, каких из них было больше - положительных или отрицательных?

Образование и философия. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Крестовые походы. Что, кроме религиозного чувства, подвигло в путь феодалов, безземельных рыцарей, крестьян и купцов?

Мог ли участник битвы при Креси участвовать в битве при Азенкуре?

Германия и Италия в XII—XV веках. Почему, в отличие от Англии, Франции и Испании, в Германии и Италии в Средневековье не возникло единых централизованных государств?

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Как были связаны между собой успехи в сельском хозяйстве и ремесле?

Вопросы и задания к главе I. Почему королевство франков оказалось более прочным, чем другие варварские государства, образовавшиеся на землях бывшей Западной Римской империи?

Китай, Индия, Япония. Используя иллюстрации, опишите достижения архитекторов и мастеров Индии, Китая и Японии.

Торговля в Средние века. Как и зачем устраивались ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Вопросы и задания к главе X. Какие обстоятельства осложняли, а какие помогали развитию африканских народов?

Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!

О сайте

На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.

Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.

На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.

Кирилл и Мефодий крестили Великую Моравию. Но главное, они создали славянскую азбуку, перевели первые книги на славянский язык, а также научили грамоте и богословию первых славян, их ученики понесли знания за пределы Великой Моравии (они были просто оттуда изгнаны). (Тема: "Образование славянских государств").

Лучшее издание древнейших списков жизнеописаний Кирилла и Мефодия, подготовленное совместно русскими и болгарскими учеными, было выпущено в свет в 1986 году [1]. Здесь содержатся списки житий и похвальных слов Кириллу и Мефодию XII–XV веков. Факсимильное [2] издание в этой книге древнейших житий просветителей славян придает ей особую значимость. Читая рукописные жития и похвальные слова Кириллу и Мефодию, мы проникаем в глубь столетий и приближаемся к истокам славянской письменности и культуры.

Кроме житийной литературы сохранилось интереснейшее свидетельство древнеболгарского писателя конца IX – начала X века черноризца Храбра, написавшего первый очерк по истории создания славянской письменности.

Если же спросить славянских грамотеев так:
Кто вам письмена сотворил или книги перевел,
То все знают и, отвечая, говорят:
Святой Константин Философ, нареченный Кириллом, —
Он нам письмена сотворил и книги перевел [3].

Родиной братьев Константина (так звали святого Кирилла до принятия им монашества) и Мефодия была Македонская область Византии, а именно главный город области — Фессалоники, или по-славянски Солунь. Отец будущих просветителей славянских народов принадлежал к высшему слою византийского общества. Мефодий был старшим, а Константин младшим из семи его сыновей. Год рождения каждого из братьев точно неизвестен. Исследователи относят год рождения Мефодия ко второму десятилетию IX века.

Преподанная святым Кириллом славянская азбука способствовала не только развитию самобытной славянской культуры, но и являлась важным фактором развития молодых славянских наций, их возрождения и освобождения от духовной опеки, переходящей в гнет, иноземных соседей. То, что сделали святые Кирилл и Мефодий, послужило фундаментом, на котором построено прекрасное здание нынешней славянской культуры, занявшей свое почетное место в мировой культуре человечества.

Митрополит Никодим (Ротов) .

Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, отправившись с братом в 863 году в миссионерское путешествие в Моравию, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения. В-третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных славян большую просветительную работу и сильно способствовали распространению грамотности у этих народов. В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели, кроме того, непрестанную самоотверженную борьбу против попыток немецко-католического духовенства запретить славянскую азбуку и книги”. В-четвертых: Кирилл и Мефодий были основоположниками первого литературно-письменного языка славян - старославянского языка, который в свою очередь явился своеобразным катализатором для создания древнерусского литературного языка, древнеболгарского и литературных языков других славянских народов.

Заслуги Кирилла и Мефодия в истории культуры огромны. Во-первых, Кирилл, отправившись с братом в 863 году в миссионерское путешествие в Моравию, разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Во-вторых, Кирилл и Мефодий перевели с греческого многие книги, что явилось началом формирования старославянского литературного языка и славянского книжного дела. Есть сведения, что Кириллом были созданы, кроме того, и оригинальные произведения. В-третьих, Кирилл и Мефодий в течение долгих лет проводили среди западных и южных славян большую просветительную работу и сильно способствовали распространению грамотности у этих народов. В продолжение всей их деятельности в Моравии и Паннонии Кирилл и Мефодий вели, кроме того, непрестанную самоотверженную борьбу против попыток немецко-католического духовенства запретить славянскую азбуку и книги”

Во-первых, Кирилл и Мефодий развили письменность в славянской культуре, создав первую славянскую азбуку - глаголицу.

Во-вторых Кирилл и Мефодий перевели множество книг на славянский язык, как и Библию.

Главнейшей заслугой, двух братьев Кирилла и Мефодия, в развитии русской культуры было создание первой славянской письменности в Древнерусском государстве: старославянской азбуки, церковно-славянского языка. Эти два человека оставили огромное наследие после себя: церковь именует их "проповедниками равноапостольными" и "учителями словенскими", и русская православная и католическая церковь почитают этих двух людей, а в честь их в духовном мире проводятся особые церковные праздники.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Читайте также: