В чем состояла суть идей п я чаадаева изложенных в его первом философическом письме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Судьба первого письма

Содержание писем

Во втором письме автор нападает на православие. Он говорит, что оно, в отличие от западного католичества, не освободило низшие слои населения от рабства, а лишь способствовало их окончательному закабалению. Здесь же критикуется монашеский аскетизм за то, что он пренебрежительно относится к жизненным благам.

Третье письмо посвящено соотношению веры и разума. И то и другое, по его мнению, по отдельности ничего хорошего не несёт: вера без разума является пустой мечтательностью, а разум без веры не имеет необходимого подчинения; вот только под этим подчинением Чаадаев понимает стремление к всеобщему благу и прогрессу.

В шестом письме приведены рассуждения о философии истории. Здесь он выделял в истории таких личностей, как Моисей и Давид.

В седьмом письме Чаадаев отдаёт должное исламу, вспоминая его заслуги в сплочении человечества и преодолении многобожия.

Критика патриотизма

Мистическая составляющая

Западное христианство, а именно католицизм, писатель считает наиболее правильной конфессией; все же остальные, включая протестантизм и русское православие, — это уже отклонение от истины, как и всякий неевропейский общественный и культурный уклад.

Поэтому стремление Чаадаева сблизиться с европейской культурой, при всех его положительных моментах, всё-таки имеет иррациональный характер. Писатель как бы молится на Европу, а потому его утверждения слишком прямолинейны и тенденциозны. Между тем истинный смысл европейской цивилизации заключается именно в рациональном, разумном начале. И католическая религия являлась отнюдь не образцом истинной европейской духовности, а, скорее, её тормозом, силой, которую европейские мыслители постепенно преодолевали. Да и само католическое вероучение со временем менялось, приспосабливаясь к новейшим научным открытиям и новым типам общественного устройства.

Симпатии Чаадаева к католичеству оказали существенное влияние на русских интеллектуалов того времени. К примеру, под его влиянием принял католичество князь Иван Гагарин. Ходили слухи и о том, что сам Чаадаев был обращён в католическую веру.

Всё-таки неправильно называть Чаадаева декабристом. В отличие от них, Пётр Яковлевич не создавал общественного движения и не пытался свергнуть существовавший строй. С декабристами его больше всего роднит недовольство застоем в обществе.

Чаадаев выступил против власти открыто, без надежды на понимание и снисхождение, а это роднит его с декабристами, потому не будет ошибкой причислить его к таковым.

В чем состояла суть мыслях П. Я. Чаадаева, изложенных в его первом Философическом письме?

  • Дыч Полина
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-08 12:07:53
  • 3
  • 1

В 1836 г. в московском журнальчике Телескоп было размещено 1-ое Философическое письмо мыслителя и публициста П. Я. Чаадаева. Некогда недалёкий к декабристам Чаадаев после их разгрома впал в глубочайший пессимизм. Он считал, что всякое революционное движение пагубно для России, которую выручит лишь сближение с католическим Западом.
Мыслитель лицезрел корень злобна в том, что русские восприняли образование не из того источника, откуда его воспринял Запад. В собственном Философическом письме он писал, что Наша родина одалживала 1-ые зёрна просвещения у растленной, ненавидимой народами Запада Византии. В итоге в то самое время, когда христианство гордо шествовало по пути, обозначенному священным его основоположником, и привлекало за собой поколения, мы не двигались с места.
Николай I о статье произнес, что содержание оной смесь дерзостной бессмыслицы, благородной сумасшедшего. Чаадаев был подвергнут семейному аресту с предписанием докторам повседневно проводить освидетельствование его состояния как сумасшедшего. Однако и в российском просвещенном обществе далековато не все отнеслись с сочувствием к идеям Чаадаева. Именно тогда начали формироваться два идейных течения: западников и славянофилов

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

Лучший ответ:


Мари Умняшка




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.


Имя П.Я.Чаадаева многим знакомо прежде всего потому, что А.С.Пушкин посвятил ему одно из лучших своих стихотворений.

Чаадаев известен и как автор философических писем, то есть на философские темы. Что это за письма, о чём они? Почему в своё время были запрещены цензурой в правление Николая I? Разберёмся в этом.

Данное письмо настолько вызвало бурю возмущения в обществе, что автора объявили сумасшедшим, потому что в здравом уме человек не мог такое написать.

О чём писал П.Чаадаев в философических письмах?

Впервые открыто зазвучала критика православия, которое, по мнению Чаадаева, не освободило народ от рабской зависимости, а способствовало установлению крепостничества, в отличие от католицизма Европы.

Интересны рассуждения автора о соотношении веры и разума. Нельзя с ним не согласиться в том, что вера без разума – это всего лишь мечтательность. А разум без веры вообще не может существовать. Необходимо правильно соотносить в своих действиях и поступках веру и разум, тогда и будет в обществе прогресс, движение к подчинению нравственным законам.

Чаадаев отмечает, что в реальности существует и материя, и сознание, причём мирового масштаба. Поэтому существует мировое сознание, которое вбирает в себя мысли, идеи, живущие в человеческой памяти.

Чаадаев говорит об арабской цивилизации, признавая заслуги ислама в искоренении многобожия, в объединении Европы. Согласитесь, что подобные мысли в христианской стране в те времена были совершенно неприемлемы.

В целом Чаадаев призывал любить родину, но считал, что истина должна стоять выше патриотизма, иначе патриотизм без истины может привести к национальной вражде. Он считал, что нужно избавляться от пережитков, идти в ногу с Европой, во всём поддерживал деятельность Петра Первого в этом направлении.

Философское письмо чаадаева суть и значение

История публикации

Чаадаев философические письма

Когда к власти пришёл царь Александр I, Чаадаев оставался кабинетным учёным. Он живо интересовался историей, религиозной философией и другими общественными науками. По своей сути писатель был утопистом, совершенно далёким от настроений, преобладавших в современном ему обществе. Не удивительно, что он оказался никем не понят и не нашёл поддержки ни в одной политической группе.

Первое из писем было напечатано на русском языке при жизни Чаадаева. Публикация этой работы вызвала массу негодования. Министр просвещения даже потребовал закрыть журнал, осмелившийся публиковать такое.

Не меньше возмущён был сам император. По его указу Чаадаев был признан душевнобольным. В течение года за писателем наблюдала полиция и врачи. Спустя некоторое время он был официально объявлен выздоровевшим. Чаадаеву было строжайше предписано не писать и не публиковать свои работы.

Содержание первого письма

Чаадаев философические письма краткое содержание

Все формы существования общества, непохожие на европейские, Чаадаев считает нелепыми отступлениями.

Прочитав это эссе, общество сочло, что человек в здравом уме не мог написать ничего подобного. Именно поэтому Чаадаев был объявлен сумасшедшим.

Последующие работы

Философические письма чаадаев

Главное произведение чаадаев

Общественно-политическая позиция автора

Будучи приверженцем идеи крайнего западничества, Чаадаев почитал европейскую культуру и уклад жизни. Основой этой культуры ему виделся католицизм. Эта идея присуща была многим европейским философам того времени, в том числе и протестантам. Благодаря активной деятельности ордена иезуитов в России, многие аристократы приняли католичество.

Философические письма анализ петр чаадаев

Чаадаев был близко знаком со многими европейскими философами и писателями. Причины отсталости русского народа писатель видел в том, что Россия всегда развивалась сама по себе и не примыкала ни к востоку, ни к западу. Она играет особую роль в мировой цивилизации и существует как бы вне времени. Перемены, затронувшие судьбу других жителей планеты, не коснулись русских. Всё, что в других странах прочно укоренилось в жизни, у нас остаётся лишь в теории.

Прошлое своей страны и народа Чаадаев видел унылым и бесцветным, лишённым энергии и силы. В народных преданиях он не находил ярких примеров. Всё это привело к вялому равнодушному существованию без правды и понимания чувства долга.

В конце одного из писем Чаадаев прямо указал, что России нужно как можно быстрее приобщаться к европейской культуре и религии. В других посланиях он лестно охарактеризовал католическую веру и папство, открыто призывал к объединению всего мира под крылом католической церкви. Это, по его мнению, стимулирует развитие общечеловеческой культуры без войн и кровопролития. Для этого православные должны принять западную веру, а протестанты — вернуться в лоно церкви, из которой они вышли.

В своём стремлении стать единым целым с западом, Чаадаев даже предложил полностью отказаться от русского языка и перейти на французский.

Поскольку скандал, вызванный письмами, всколыхнул российское общество, правительство поспешило смягчить последствия. Для этого автора посланий официально признали душевнобольным.

Философические письма чаадаев

Отношение идейных противников

Творчество Чаадаева послужило своеобразным мостом, объединившим свободную философскую мысль эпох Николая и Александра. Это литературно-философское произведение вызвало неоднозначную реакцию российского общества:

Чаадаев философические письма

Историческое и литературное значение

В целом произведение публициста призывало любить Родину, но при этом помнить об истине и ставить её превыше всего. Ведь любовь к Родине без любви к истине вызовет национальную вражду и замедлит эволюцию народа.

Читайте также: