В чем состояла суть церковной реформы кратко
Обновлено: 02.07.2024
На рубеже 18 века положение церкви в России начинает претерпевать существенные изменения. Из могущественной организации, обладающей нерушимым авторитетом, она превращается в подконтрольную императору структуру, а ее ресурсы были направлены на служение государству. Про церковную реформу Петра 1 кратко рассказывать непросто, так как это знаменательное событие, в корне изменившее положение духовенства в стране.
Основные причины
Одной из главных причин реформации было противодействие патриарха и его сторонников любым реформациям в стране. Они искренне полагали, что консервативный уклад обеспечивает России процветание. Император был не согласен с таким положением дел, и видел в высших церковных санах угрозу для самодержавия.
Тому были все предпосылки. Церковь имела колоссальные ресурсы: деньги, крестьяне, земельные титулы. По мнению Петра, тратила она их, по большей части, неразумно, имея в своих статьях расходов такие неприбыльные и бесполезные вещи, как содержание сотен монастырей. В добавок, доходы духовенства не облагались налогом, а количество бродяг и священнослужителей, находившихся на попечительстве богаделен, росло.
Главные цели реформ
Петр 1 поставил себе сразу несколько задач. Во-первых, стоило разобраться с неподконтрольным духовенством, которое могло представлять угрозу для государя. Во-вторых, ресурсы церкви должны были быть направлены на более подходящие нужды, вроде вербовки крестьян в армию. В-третьих, снижение количества монастырей – бессмысленной сооружений, не приносящей никакой практической пользы. Еще одной причиной была борьба с бедняками, которые вместо работы и осваивания ремесла просили милостыню на улицах городов и деревень. Естественно, они сильно поддерживались церковью, но было очень невыгодно для государства.
Суть, содержание и этапы
Смерть Патриарха Адриана развязала императору руки, и он принялся урезать церковные привилегии. Все началось с попыток не допустить избрание нового патриарха. Одновременно с этим царь Петр создал монастырский приказ, в управление которому перешли земли монастырей и имущество архиереев. Следующим шагом было издание сразу нескольких указов, сильно ослабивших черное духовенство. Таким образом, началась борьба с инакомыслием на местах, не допустившая создание разного рода ересей и реформаций (которые происходили в Европе).
Монахам теперь запрещалось владеть любой землей, в то же время становиться монахинями могли исключительно женщины старше сорока лет. Был объявлен запрет на любую милостыню, кроме той, что производилось в богадельнях: так самодержец боролся с попрошайничеством.
Но эти преобразования не устроили царя. Вскоре патриаршество было расформировано, его заменял Синод – новый коллегиальный орган, подконтрольный самому Петру. Для того чтобы не допустить оппозиции в синоде, в 1722 году была создана должность обер-прокурора, контролирующего его деятельность.
Многие монастыри и богадельни были расформированы за ненадобностью. По мнению царя, они не приносили ощутимой пользы. Был также введен запрет на строительство подобных сооружений.
Итоги и значение
Церковная реформа Петра Первого сильно изменила облик духовенства, и привела страну к противоречивым результатам:
- Поступления в казну увеличились за счет доходов церкви;
- Исповедь перестала быть таинством – все сказанное на ней больше являлось секретом;
- Количество священников и монахов сократилось. Само монашество потеряло былой престиж, и больше не имело той славы, что была раньше;
- Изменился календарь. Новый год начали праздновать 1 января;
- Иноверцы преследовались. Каждый, не желавший иметь проблем с законом, должен был принять православие;
- Несмотря на борьбу с попрошайничеством число бедняков продолжало расти. Как оказалось, проблема была не только в церкви;
С одной стороны, церковь стала полностью подконтрольна будущему императору. Оппозиции в духовенстве теперь тоже неоткуда было браться. С другой стороны, борьба с попрошайничеством и монастырями не сильно изменила социальное положение крестьян и облик страны.
В начале XVIII века в России был проведен ряд мероприятий, которые в истории известны как церковные реформы Петра 1. Цель этих преобразований заключалась в кардинальном изменении системы управления православной церковью. Император хотел, чтобы церковь полностью подчинялась светской власти, а ее административная и экономическая самостоятельность была ликвидирована.
Исторические предпосылки
К 1701 году российский император был очень недоволен отрицательным отношением духовенства к преобразованиям, проводившимся в государственной и общественной жизни. Служители церкви считали, что все новшества разрушали старый строй и обычаи, которым они были привержены. Религиозная политика духовенства мешала Петру 1 создавать абсолютистское государство по образцу стран Западной Европы.
Еще в молодости император желал патриарху Адриану привести в порядок духовный чин, но церковный глава был против каких-либо изменений в государственном устройстве России. К началу XVIII века сложились предпосылки принятия реформ против патриаршества:
- Большинство монахов считали императора антихристом и были против его преобразований.
- Чрезмерный авторитет церкви, который выражался в сильном влиянии на обычных людей.
- Во владении монастырей и церквей находились большие финансовые и людские ресурсы, которые были неподотчетны государству.
С каждым годом недовольство Петра религиозной политикой только усиливалось, поэтому он свои ошибки и неудачи зачастую приписывал сопротивлению служителей духовенства. Если кратко, то церковные реформы Петра 1 были направлены на предотвращение противоборства священнослужителей, а именно:
- Устранение возможности вырасти Московскому патриарху до второго государя, равносильного императору.
- Подчинение духовенства государственным законам и царю.
- Устранение экономического и административного самоуправления посредством подробной ревизии имущества, назначения государственным аппаратом должностей, строгого регламентирования обязанностей духовенства и проведения финансовых операций.
- Снижение количества церковников и монахов в патриаршестве, введение запрета на строительство монастырей.
- Борьба со стихийным нищенством, так как император считал, что на подаяния могут жить только блаженные и инвалиды.
Петр 1 очень тщательно готовился к реорганизации церковного управления, проводя частые встречи с восточными патриархами. Суть их состояла в решении духовных и политических вопросов.
Причиной обращения императора именно к восточным священнослужителям стало то, что они находились на содержании российского правительства, а патриарх Досифей информировал обо всем происходящем в Константинополе.
Проведение реформы
После смерти патриарха Адриана император всячески стал препятствовать избранию нового главы духовенства. Одновременно был создан Монастырский приказ, которому отошли земли монастырей и архиерейское имущество. Руководил им светский человек, то есть фактически весь контроль и судебные дела над священнослужителями осуществляло государство.
Петра 1 больше всего интересовало церковное богатство, поэтому первые преобразования носили больше материальный интерес, чем духовный. Было издано несколько указов, которые ограничивали деятельность духовенства:
- из монастырей были выгнаны все инакомыслящие;
- в монахини разрешалось вступать только после 40 лет;
- монахам запрещалось владеть земельными участками;
- запрещено было подавать милостыню, а добровольные взносы можно было сделать только в богадельнях.
Решению царя о дальнейшей судьбе церковного устройства помешала Северная война, а после победы в ней император вернулся к реформированию. Для решения некоторых нюансов он привлек к помощи епископа Нарвского и Псковского, на которого была возложена разработка регламента взаимодействия государства и церкви.
Согласно этому документу царь издал указ об упразднении патриаршества и образовании высшего органа духовенства — Синода. Схема церковной иерархии при Петре 1:
- Император.
- Синод.
- Митрополиты и епископы.
- Священники.
- Диаконы.
Синод, который зависел от Петра 1, представлял собой коллегиальную структуру, состоявшую из епископов. В итоге создание нового органа привело к отмене существования соборов и патриаршества почти на 200 лет. В 1722 году император утвердил должность обер-прокурора, который был обязан осуществлять контроль деятельности Синода.
Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было существенно сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.
Во время проведения церковной реформы положение традиционных конфессий (мусульманство, католицизм) стало широко распространяться в России, но ведущей считалось православие. Поэтому мусульмане, владеющими земельными участками, не имели права владеть православными крестьянами.
Итоговые результаты
Последствия церковных реформ обладают как положительными, так и отрицательными результатами. Ниже представлена таблица с минусами и плюсами преобразований.
Достоинства | Недостатки |
В государственную казну стали поступать деньги с духовенства. Церковные земельные участки начали продавать всем желающим, а монастырский доход стал облагаться налогом. | Стали более жесткими правила посещения церквей. Каждый гражданин раз в год обязан исповедоваться, что контролировалось очень строго. При этом тайна исповеди не соблюдалась. |
Велась борьба с нищенством, а в богадельни стали допускаться только действительно немощные люди. | Граждане другого вероисповедания в течение полугода должны были принять православие. За это полагались некоторые поощрения. |
Уменьшилось количество священнослужителей, что позволило более эффективно распределить человеческие ресурсы. | На улице нельзя больше было подавать милостыню. |
Преобразование календаря было связано с проведением реформ, а дата 1 января стала наступлением нового года. | Женщинам в монастырях разрешили постриг только после 40 лет. |
Сократилось число бродячих священнослужителей. На дому они могли посетить только больных и умирающих людей. | Несмотря на реформы, число бедных и попрошаек все равно росло. Их насильно отлавливали, избивали и отправляли назад хозяину. |
Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов.
История
Церковная реформа Петра 1, если кратко, — это мероприятия, направленные на лишение духовенства их экономической независимости и политического влияния. Активные действия царя в отношении внутренней и внешней политики вызывали острое недовольство патриаршества, не стесняющегося открыто называть его Антихристом. Реформа позволяла контролировать бюджет Церкви, вмешиваться в ее систему управления, ограничить влияние.
Задачи и предпосылки
В схеме лишения религиозной силы возможности непосредственно вмешиваться в политику царь уделял внимание и вопросу получения дополнительного источника финансирования государственной казны. Традиционно ресурсы, поступающие в церкви как подношение от населения, оставались неподотчетными бюджету страны. Добиться такого результата было возможно несколькими способами:
- строго регламентировать штат сотрудников церкви;
- проведение ревизии с последующим назначением ответственного лица для контроля финансовых потоков;
- создание перечня прав и обязанностей церкви;
- ограничение на строительство монастырей.
Развязанные войны и проводимые в стране реформы требовали не только финансовых влияний, но и человеческих ресурсов, поэтому преобразования в духовной сфере затронули и вопрос массового нищенства. Царь стремился запретить работоспособному населению жить на подаяния, считая, что просить милостыню могут лишь калеки или блаженные.
Суть реформы
Административные и экономические преобразования церкви произошли в период 1701—1722 гг. Конечной целью стала ликвидация патриаршества и замена его правительствующим синодом в 1721 году. Все проводимые мероприятия лишали церковь независимости и позволяли постепенно получить контроль над ее административными и экономическими вопросами.
В форме таблицы ход реформы выглядит так:
Дата (год) | Событие |
1700 г. | Создание должности блюстителя престола патриарха. |
24 января 1701 г. | Передача церковных земель государству. |
30 декабря 1701 г. | Запрет в отношении монахов. |
1711 г. | Получение Сенатом возможности контролировать дела церкви. |
1716 г. | Ограничение числа священников. |
1717−1720 г. | Разработка идеи и плана внедрения Священного синода. |
25 января 1721 г. | Учреждение Духовной Коллегии. |
14 февраля 1721 г. | Установление Монастырского приказа, подведомственного синоду. |
28 апреля 1722 г. | Внедрение надзорно-охранной функции церкви. |
11 мая 1722 г. | Появление поста обер-прокурора при Духовной Коллегии. |
Толчком для упразднения патриаршества при Петре 1 стала смерть патриарха Адриана. Назначение митрополита Стефана Яворского в качестве блюстителя престола высшего духовного лица страны позволяло не допустить проведения новых выборов. Уже через год к новой должности, введенной непосредственно царем, и его ставленнику народ привык, что позволяло продолжить преобразование.
Сутью секуляризации земель и крестьян является их передача в управление Монастырскому приказу. Подобный ход позволял:
- повысить эффективность использования ресурсов;
- получать в казну налоговые отчисления;
- лишить церковь финансовой независимости, ведь отчисления прежним владельцам теперь выполнялись в форме оклада в соответствии с заявленным штатом.
Он запретил добровольный уход от мирских дел, теперь для этого требовалось предварительно получить разрешение от соответствующего Приказа. Дополнительно была проведена перепись населения в монастырях. Для реализации этой части реформы потребовалось около 10 лет.
Только после того, как с пережитками было покончено, Петр 1 смог перейти к лишению церкви свободы в решении административных вопросов. Царь учредил сенат, который должен был выдавать разрешение на строительство, заселение инвалидов в монастыри.
25 января 1721 года появилось положение и манифест о Духовной Коллегии, каждый из членов которой при вступлении в должность обязательно присягал царю. Подконтрольный Петру 1 синод смог ужесточить налогообложение и ввести требование строгой отчетности о расходовании средств, не перечисленных в казну.
Позже был издан указ, позволяющий нарушать тайну исповеди в отношении лиц, способных сообщить сведения, представляющие угрозу для государства. Должность обер-прокурора была введена для снижения риска принятия решений, выполнения действий, не согласованных с царем.
Значение преобразований
Отмена патриаршества позволила ввести церковь в институт государственного аппарата, что полностью лишало ее независимости, автономии. Первые ощутимые результаты были отмечены после назначения Духовной Коллегии, которая действовала исключительно в интересах царя. Традиционная конфессия не позволяла нарушать тайну исповеди, но по новым требованиям священнослужители были обязаны сообщать информацию о лицах, представляющих угрозу для действующей власти.
Реформа позволила контролировать численность священнослужителей, обязать их отчитываться обо всех полученных средствах, уплачивать налог и передавать часть средств в государственную казну. Борьба с поголовным нищенством повысила численность крестьян и рекрутов в армию. Духовенство, как сословие было устранено, его влияние на народ сократилось.
Административное значение реформы — утверждение на троне первого царя, поставившего церковь на свою службу, а не считающегося с ней. Экономическим итогом преобразований стало получение новых субъектов налогообложения и полный контроль над имуществом монастырей.
Читайте также: