Проект слабовидящие дети в доу

Обновлено: 04.07.2024

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество .

У детей с нарушениями зрения нарушение носит сенсорный характер - нарушено зрительное восприятие, вследствие поражения зрительного анализатора;

Дети данной категории имеют специфические психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения ребенка, его обучения и воспитания.

С учетом вышесказанного составляется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Индивидуальный образовательный маршрут – это институциональный документ, регламентирующий и определяющий содержание коррекционно-развивающей деятельности с ребенком, имеющим проблемы в психическом и физическом развитии и семьей, воспитывающей такого ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется с учетом индивидуальных особенностей личности дошкольника (состояние здоровья, уровень физического развития, особенности развития психических процессов, интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности, уровень усвоения программы)

ФИО ребенка: К.К.

Дата рождения

ФИО мамы, образование:

ФИО папы, образование ---

Причина постановки на учет: .

Цель: коррекция и развитие психических процессов, сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, содействие его гармоничному развитию в условиях детского сада.

1.Развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей);

2. Осуществление полноценной адаптации в группе сверстников;

3.Проведение коррекционно-развивающей работы с ребенком;

4.Оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка.

Количество занятий : 36 занятий, 1 раз в неделю с октября по май.

Форма проведения : индивидуальные занятия

Методы проведения: игротерапия, релаксация, психогимнастика, пальчиковая гимнастика, тактильный метод и дидактические игры.

Ожидаемый результат:

-усиление познавательной мотивации, способность работать в коллективе, развитие психических процессов, повышение авторитета у сверстников, создание условий для дальнейшего обучения и развития ребенка;

- оптимальная ориентация педагогов и родителей в проблемах воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.

Форма работы с родителями: консультации, практикумы, собеседование, обмен опытом.

Реализация программы осуществляется с помощью различных блоков:

1 блок программы : - диагностический:

На этом этапе проводится комплексная диагностика ребенка.

2 блок программы связан с определением содержательного компонента, то есть подбором упражнений, психотерапевтических и психогимнастических методов, соответствующих задачам ИОМ и индивидуальным особенностям ребенка.

3 блок программы связан с проверкой эффективности коррекционно-развивающей программы.

Все упражнения и игры , используемые в программе можно подразделить на 6 групп:

К первой группе относятся упражнения направленные на развитие восприятия , которое является базой для развития мышления.

Работа с родителями:

В ИОМ предусмотрены совместные детско – родительские консультации, домашние задания, обсуждения с целью:

1. Повышения общей сензитивности к ребенку, его проблемам;

2. Расширение возможностей понимания родителями своего ребенка, улучшение рефлексии, родительских взаимоотношений с ребенком;

3. Активизации коммуникаций в семье.

4 .Эмоциональная поддержка ребенка.

Работа с педагогами:

1.Повышение компетентности при работе со слабовидящим ребенком..

3.Умение пользоваться простыми диагностическими методиками и применение развивающих игр и упражнений.

Материально-техническая база:

помещение для проведения занятий;

наличие специализированных методических материалов, пособий;

Протокол №1 обследования К.К., 02.10.17.

1.Цветные кубики: 1б

2. Включение в ряд: 2б.

3. Почтовый ящик: 2б.

4.Сложи разрезную картинку: 1б.

5.Определи правую и левую стороны: 0б.

6.Положи верно: 0б.

Итоговый уровень процессов восприятия: ниже среднего (6б).

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу действий. Мало осознает то, что делает.

1.Кто спрятался в лесу?:0б.

2. Найди отличия:0б.

3. Найди и вычеркни: 0б.

Итоговый уровень развития внимания: низкий уровень (0б).

Ребенок задание не понимает. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен.

2. Построй из палочек: 1б.

3. повтори предложение: 0б.

4. Чтение стихов: 0б

Итоговый уровень развития памяти: низкий уровень (1б)Объем памяти резко снижен (не воспроизвел ни одного слова, ни одного предложения).Процесс запоминания не выражен. Смысловое содержание практически недоступно.

1. Сравни предметы:0б.

2. Классификация картинок: 0б.

3. Группировка картинок по способу действий: 0б.

4. Серия сюжетных картинок: 0б

Итоговый уровень развития мышления: низкий уровень (0б)

Общий запас знаний и представлений в быту и социуме, природе.

1. Беседа о предметах, растениях, животных, погоде : 0б.

2. Беседа о растениях: 0б.

3. Беседа о семье: 0б.

Итоговый уровень осведомленности: низкий уровень (0б)

Итоговый уровень: низкий уровень (0б).

Не умеет держать карандаш. Мелкая моторика не развита.Цвета знает не все, путает.

по результатам психодиагностического обследования воспитанника логопедической группы К.К.

Дата обследования: 2.10.17.- 4.10.17.

Возраст на момент обследования: 4года 5мес.

Находит и называет меньшую часть свойств предметов и их пространственных координат. При сборе целого из частей действует хаотично, после обучения не переходит к самостоятельному способу деятельности. Мало осознает то, что воспринимает.

Низкий уровень. Задание не понимает, требуется неоднократное повторение, объяснение. Внимание неустойчивое, непроизвольное. Объем внимания резко снижен , рассеян. Неспособен концентрировать внимание. Выполняет простейшую инструкцию после многократного повторения и показа.

Мыслительные операции не сформированы. При исключении, группировке пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют. Не понимает простейших причинно-следственных связей, закономерностей.

Объем памяти резко снижен (не запомнил ни одного слова, изображения). Смысловое содержание мало доступно. Память непроизвольная.

5. Общая осведомленность

Знания об окружающем ограничены, отрывочны, бессистемны. Отличительные особенности животных и предметов не может назвать.

Смог назвать свое имя.. О городе, стране сведения отсутствуют. Все полученные данные не соответствуют возрасту.

6. Изобразительные навыки.

Цвета основные знает. Мелкая моторика не развита, рука к письму не готова, штрихи хаотичные. Элементарные навыки письма не сформированы.

Вывод: ребенок нуждается в коррекционно-развивающей работе.

План реализации индивидуального образовательного маршрута

Направление работы

Диагностическое обследование ребенка на общее психофизическое развитие

Подбор психокоррекционных методик, составление ИОМ.

Реализация коррекционно-развивающих занятий.

Собеседование с педагогами и родителями об эмоциональном состоянии ребенка с ОВЗ

Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Промежуточная диагностика ребенка.

2. Консультирование педагогов и родителей по динамике развития ребенка.

3. Коррекционно-развивающие занятия.

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

1.Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка с ОВЗ .

Итоговая диагностика ребенка и определение целей и задач на следующий учебный год.

Консультирование педагогов и родителей.

Тематическое планирование

Направление занятия

Содержание коррекционно-развивающей работы

Первая группа игр и упражнений

Улучшение качества деятельности зрительного анализатора.

Развитие цветоразличения, целостности восприятия. Изучение форм, пространственных представлений, ориентирования в пространстве. Развитие способности по ряду признаков определять предмет.

- Знакомство с линейкой-трафареткой;

- «Разрезная картинка (2, 4, 6,

Вторая группа игр и упражнений

Развивать способность к

Развивать объём внимания;

Третья группа игр и упражнений

Развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой и зрительной памяти. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, произвольного внимания.

Четвертая группа игр и упражнений

Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображениях. Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. Развитие способности выделять свойства предметов.

- «Назови все кру­глые предметы в этой комнате.

Пятая группа игр и упражнений

Развитие мелкой моторики рук

Подражание движениям рук : научить подражать движениям рук взрослого;

развитие движений кистей и пальцев рук : ребенок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые по мере тренировки становятся более тонкими и дифференцированными

Комплекс № 1 (гимнастический)

Комплекс № 2 (рисуночный)

Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук)

Рисование каракулей. Рисование пальцами. Рисование крупой. Лепка. Собирание бус. Песочная терапия. Работа с бумагой (аппликация из сминаемой бумаги). Рисование геометрических фигур, рисование с помощью трафарета.

Проект предназначен для слабовидящих детей группы коррекционной направленности, а так же для семей с детьми инвалидами г. о. Краснотурьинска на территории МА ДОУ №32 с целью охраны и укрепления здоровья у детей с ограниченными возможностями, с учетом индивидуальных особенностей и недостатков в развитии.

Идея проекта заключается в достижении ребенком с нарушенным зрения равного со зрячими детьми уровня развития, участия на равноправных началах во всех видах деятельности в детском саду, а также в социуме и принятии родителями ребенка таким какой он есть.

В нашем городе Краснотурьинске наш детский сад №32 единственный, имеющий группу компенсирующей направленности с патологией зрения. Поэтому данные дети нуждаются в специализированномсопровождении, а так же родители нуждаются в специализированном информировании по развитию таких детей.

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМАНДЫ ПРОЕКТА

В данном дошкольном учреждении всего 11групп, одна из которых - это группа коррекционной направленности. На протяжении 27 лет, эту группу посещают слабовидящие дети, дети с амблиопией и косоглазием. Коррекционная группа работает по дополнительной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Л. И. Плаксиной.

Также ведется лечебно – восстановительная работа по улучшению состояния, как глазной патологии, так и других сопутствующих заболеваний. Данную работу проводит врач-офтальмолог Сёмина Т. М., которая имеет большой стаж работы в этой сфере, высшую квалифицированную категорию, курсы повышения и сесмтра –ортоптистка Васюнина О. В.

На проведенном мониторинге состояние зрения детей, выпускавшихся из коррекционной группы за последние пять лет, было установлено, что использование данного комплекса условий по сохранению здоровья слабовидящих детей даёт положительные результаты. Дети идут в общеобразовательные школы.

В МА ДОУ №32 – 17 педагогов – это высококвалифицированные специалисты: 3 педагога с высшей и четырнадцать – с первой квалификационной категорией.

В МА ДОУ имеется педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию, старшая медицинская сестра, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Чтобы быть здоровыми, нужно овладеть искусством его сохранения и управления. Инструктор по физической культуре Шурыгина С. В. – мастер спорта, тренер детской спортивной школы, имеет высшую квалификационную категорию – ведёт систематическую и целенаправленную работу по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс МА ДОУ № 32 через:

Физкультурные занятия на воздухе;

Спортивные праздники, эстафеты;

Проведение летних спартакиад с привлечением детей и взрослых из других детских садов города.

40% детей в последствии посещают детские спортивные школы;

70% детей, принимавших участие в спортивных мероприятиях города, занимают призовые места.

Анализ положительных результатов работы по оздоровлению и привитию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении нацелил коллектив на участие в социальном проекте в номинации (Доступная развивающая среда, участниками которого будут дети коррекционной группы с патологией зрения.

МА ДОУ № 32 является:

• Участником областного семинара по вопросам обеспечения безопасности детей городов Северного Управленческого округа;

• Дипломатами по обучению детей основам пожарной безопасности;

В реализации проекта примут участие :

Л. Г. Киселёва, заведующий МА ДОУ №32, Н. Н. Данишкина – старший воспитатель – руководители проекта;

О. В. Васюнина, старшая медицинская сестра – консультант-специалист по сохранению и укреплению здоровья участников социального проекта;

Г. В. Евдокимова – педагог-психолог, М. С. Трушкина – музыкальный руководитель – эксперты по социально-эмоциональному и художественно-эстетическому благополучию участников социального проекта;

воспитатели: Г. Р. Маркова, И. А. Коваль, Н. Г. Александрова, Е. В. Конашенкова – организаторы проведения спортивных развлечений, туристических познавательных игр, мастер-класса.

Анализ результатов диагностики семей заречного микрорайона о состоянии здоровья показал, что 60% детей в возрасте от трёх до семи лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% приходит в школу абсолютно здоровыми.

На сегодняшний день наша группа слабовидящих детей столкнулась с такой проблемой как, отсутствие развивающей среды конкретно для такой категории детей.

Одна и таже пространственная среда не даёт слабовидящему ребенку должного развития, требуется обогащения и изменения в восприятии данной среды. Постоянно решая новые задачи ориентировки в пространстве, ребенок развивается, учится преодолевать трудности.

Таким образом слабовидящий ребенок становится уверенным и адаптированным к жизни в социуме.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: Создать дополнительные возможности на территории МА ДОУ №32 для социализации детей дошкольного возраста с особыми потребностями (слабовидящие дети, через формирование специализированной среды.

Создать рабочую группу для реализации данного проекта из 5 педагогов – воспитателей, и не менее 5 родителей и 3 специалистов доу по работе со слабовидящими детьми.

Оборудовать развивающую среду для детей дошкольного возраста.

Разработать и реализовать программу занятий для слабовидящих детей города Краснотурьинска не менее 2 раз в месяц в соответствии с погодными условиями.

Разработать и провести мероприятия для детей которые посещают доу №32 по развитию толерантности с использованием развивающей среды в течении года.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия по реализации проекта включают в себя :

Демонтаж имеющего спортивного оборудования. (Составление схемы расположения спортивного оборудования на спортплощадке.)

Выравнивание площадки. (Подготовка материала для реконструкции)

Заготовка материала для строительства. (Установка спортивного оборудования)

Установление спортивного оборудования.

Покраска спортивной площадки.

Методическое обеспечение намеченных мероприятий. (Разработать пакет методических материалов, распланировать физкультурно – игровую деятельность на спортивной площадке на летний период.)

Испытание спортивного оборудования (испытания на травмобезопасность оборудования на спортплощадке.)

Открытие развивающей среды на территории дошкольного образовательного учреждения с привлечением:

• Команды проекта;

• Воспитанников дошкольного образовательного учреждения и их родителей.

Использованиеспортивных, игровых сооружений:

Детские лазы (обеспечивает физическое развитие ребенка, развивает координацию движений, чувство коллективизма в массовых играх)

Ходьба по массажной дорожке со следочками;

Лабиринт (помогает развить ориентир в пространстве.)

Коррекционная горка с дополнительными поручнями.

Шведская стенка (имеет разное расстояние между жердями).

Пенёчки разной величины с зигзагообразным расположением.

И многое другое спортивное оборудование.

1. Проведение семейных соревнований, спортивных праздников.

2. Спортивные мероприятия на улице со всеми участниками и командой проекта июнь 2016 год

3. Туристический слёт со всеми участниками проекта с приглашением представителей из средств массовой информации, представителей РУСАЛа.

План ключевого мероприятия:

1. Торжественная часть с выступлением руководителя проекта;

2. Конкурсная игровая программа;

3. Заключительная часть

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Результаты Механизм измерения результатов

Представление спортивного городка, планы мероприятий, пробные испытания развивающего комплекса.

Включение слабовидящих детей с детьми общеобразовательных групп Комплекс упражнений направленных на ориентир в пространстве и на преодоление препятствий Фото-выставка, галерея рисунков.

Родители закрытыми глазами проходят этапы в сопровождении своих детей.

Анкеты, опросники, фото.

02.08. по 01.09.2016г.

Малые паралимпийские игры:

Визуальный этап (в мире цвета);

Аудиальный этап (в мире звука);

Кинестетический этап (в мире ощущения); Разностороннее развитие для

слабовидящих детей и детей инвалидов

Фото – презентация, видео сюжет.

(показное обучение для родителей слабовидящих детей и семей инвалидов) Шурыгина С. В.

инструктор по физическому воспитанию, проводит открытое спортивное мероприятие по взаимодействию со слабовидящими детьми Обучающие видео – сюжеты

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРЕКТА

• Сохранить и расширить достижения данного проекта;

• Наладить связь с социальными партнёрами;

• Через сайт МА ДОУ будут привлекаться заинтересованные дети и семьи;

• Мероприятия будут обновляться и будут внедрения новых идей;

• Создание условий для двигательного развития детей с ограниченными возможностями в помещении (группа, спортивный зал).

Комментарии к проекту :

1. Всё оборудование и спортивный инвентарь позволяет решать проблемы профилактики и улучшения состояния зрения детей путем создания щадящих условий комплекса общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий. Это является конечной целью стабилизации психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в социальной среде, обучения в школе и общения со сверстниками.

2. Расходный материал предназначен для подготовки земельного участка и монтажа оборудования для проведения коррекционно-восстановительной работы с детьми.

3. Сувенирная продукция предназначена для поощрения участников.

Опыт работы для коллег по взаимодействию с социальными партнерами Проектирование образовательного процесса дошкольного учреждения в рамках взаимодействия с социальными партнерами. Одним из путей повышения.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами Сетевое взаимодействие Взаимодействие позволяет расширить образовательное пространство, как для воспитанников детского сада, так и для его.

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И. Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

img1.JPG (20140 bytes)

img2.JPG (26915 bytes)

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

img3.JPG (20871 bytes)

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.


3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.


4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.





  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз,. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.

  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.
Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.
Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

Зрительные маршруты и гимнастики.

В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

img10.JPG (980546 bytes)

Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.


Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация работы ДОУ с родителями и педагогами по созданию условий для обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Процесс интегрированного воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии подразумевает доступность образования в плане приспособления к различным нуждам данной категории детей, создание специальных условий для пребывания и получения ими образования в дошкольной организации. Одним из обязательных условий является сохранение за каждым ребенком, имеющим нарушения в развитии, необходимой ему психолого-педагогической помощи и поддержки

Среди дошкольников с ограниченными возможностями значительную категорию составляют дети с нарушениями зрения. Врожденное или возникшее на ранних стадиях онтогенеза нарушение зрения приводит к развитию сенсорно-перцептивной депривации, оказывающей отрицательное влияние на формирование познавательных процессов и личности ребенка, установление им социальных связей и отношений

Данное обстоятельство вызывает необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в группах интегрированного воспитания и обучения. В целях достижения положительной динамики развития и обучения интегрируемого ребенка и его успешной социализации, на базе детского сада организуются специальные коррекционные занятия. Направленность коррекционной работы (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог) базируется на оценке индивидуальных потребностей ребенка, которая осуществляется в ПМПК (психолого-медико-педагогической консультации).

Время коррекционных занятий входит в общий объем организованной учебной деятельности детей дошкольного возраста. Суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним всех специалистов.

С целью предупреждения превышения допустимого объема учебной нагрузки на ребенка в учебном плане должны быть предусмотрены часы для проведения коррекционных занятий за счет части учебного плана или за счет вариативной части.

Целью коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, имеющими нарушения зрения, являются предупреждение и коррекция вторичных отклонений в развитии детей, формирование компенсаторных способов деятельности, подготовка ребенка к самостоятельному участию в различных видах деятельности.

Задачами коррекционно-развивающей работы с детьми являются:

- формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

- активизация и развитие нарушенных зрительных функций;

- формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

- обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке;

- формирование навыков социально-адаптивного поведения, позволяющих ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

При организации и проведении коррекционной работы учитель-дефектолог (тифлопедагог) должен:

- владеть информацией о результатах обследования ребенка врачом-офтальмологом, о рекомендациях по лечению (в том числе об этапах лечения, рекомендациях по ношению очков и назначению окклюзии) и зрительному режиму для каждого ребенка и следить за их выполнением;

- соблюдать офтальмо- гигиенические требования к освещенности, наглядности, позе и осанке детей;

- проводить на занятиях гимнастику для предупреждения и снятия зрительного утомления и физкультурные паузы;

- оптимально использовать наглядные пособия;

- применять специальные методы и средства обучения.

Специальные коррекционные занятия с детьми с нарушенным зрением учитель-дефектолог (тифлопедагог) проводит ежедневно по составленным им индивидуальным коррекционно-развивающим программам.

Планирование содержания индивидуальных коррекционно-развивающих программ осуществляется с учетом уровня развития и компенсаторных возможностей, индивидуальных особенностей, структуры нарушения и степени потребности в коррекционной помощи, а не возраста ребенка.

При планировании своей работы учитель-дефектолог (тифлопедагог) руководствуется коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, использует экспериментальные и авторские материалы.

Специальные коррекционные занятия по развитию осязания и мелкой моторики проводятся только с тотально незрячими детьми, вместо занятий по развитию зрительного восприятия. С остальными детьми, имеющими нарушения зрения, развитие осязания и мелкой моторики входят, как часть занятия, в каждое из коррекционных занятий других видов

В зависимости от тяжести зрительной патологии детей, от их индивидуальных возможностей количество занятий того или иного вида может меняться.

Кроме перечисленных видов коррекционных занятий учитель-дефектолог проводит комплексные закрепляющие, обобщающие занятия, содержание которых предполагает использование детьми знаний, умений и навыков, сформированных на всех видах коррекционных занятий. Помимо этого, учитель-дефектолог может проводить совместные занятия с другими специалистами (объединяя нормально развивающихся детей и детей с нарушением зрения).

Коррекционные занятия могут проводиться в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Критериями объединения детей в подгруппу могут быть состояние зрения, этапы лечения зрения, уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, коммуникативной деятельности.

Коррекционные занятия могут проводиться в различных условиях: в специально созданных условиях кабинета, включение в общеобразовательные занятия воспитателя (учитель-дефектолог оказывает индивидуальную коррекционную помощь ребенку, испытывающему трудности на данном этапе обучения); в помещениях группы (обучение ориентировке в групповых помещениях, формирование навыков самообслуживания, включение в совместную деятельность с другими детьми и др.), на прогулке (обучение ориентировке в пространстве), в различных видах детской деятельности.

Коррекционные занятия строятся на основе дифференцированного подхода к обучению дошкольников с различной степенью тяжести зрительной патологии (незрячих, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием) с учетом особенностей познания ими окружающего мира. Методы и приемы обучения должны соответствовать специфике познавательных процессов детей каждой из названных категорий.

Основные приемы обучения, используемые учителем-дефектологом на занятиях с незрячими детьми - совместное выполнение действий, сопровождаемое подробным словесным описанием; со слабовидящими и детьми с амблиопией и косоглазием - поэтапный показ последовательности выполнения действий, сопровождаемый подробным словесным описанием и совместное выполнение некоторых элементов действий. Только после успешного выполнения и закрепления сформированного умения ребенок выполняет действие по словесной установке, самостоятельно.

С целью проверки переноса детьми в самостоятельную деятельность коррекционно-компенсаторных навыков, сформированных на коррекционных занятиях, учитель-дефектолог посещает и проводит анализ общеобразовательных занятий, прогулок, режимных моментов, наблюдает за игровой, трудовой деятельностью детей, общением, ориентировкой в пространстве.

Коррекция вторичных отклонений, обусловленных зрительной патологией и другими нарушениями центральной нервной системы, а также формирование компенсаторных способов деятельности в условиях сенсорной недостаточности будут способствовать социальной адаптации ребенка с нарушением зрения и решению задач его максимального включения в среду сверстников.

РОДИТЕЛЯМ! Что же делать, если в семье слабовидящий ребенок?

Правильное воспитание ребенка в семье должно строиться из учета общих требований к воспитанию и понимания индивидуальных особенностей развития, обусловленных слабым зрением. Это позволяет родителям оказать ребенку эффективную помощь.

При понижении зрения у ребенка в первую очередь страдают представления о предметах и явлениях окружающего мира. У детей трудно формируются зрительные образы, поэтому их зрительным восприятием нужно руководить. Это предполагает оказание помощи в обследовании предметов — выделении составных частей, цвета, формы, величины, пространственного расположения и других существенных признаков. В познавательном процессе должно участвовать не только зрение, но и слух, обоняние, осязание, вкус. Полученные впечатления необходимо обозначать точными словами. Слабовидящих детей надо учить действиям с предметами.

Такое целенаправленное взаимодействие с ребенком можно проводить путем непосредственного наблюдения (заранее запланированного или возникшего стихийно) в быту во время режимных моментов. Не забывайте, что дети очень любят играть. Поиграйте с ним в такие игры, как:

Для уточнения и закрепления представлений очень полезно загадывать детям загадки. Попросите ребенка объяснить, как он нашел отгадку, какие слова помогли ему догадаться.

Наблюдая в природе или рассматривая изображения птиц, животных, обращайте внимание ребенка на их внешний вид, существенные признаки, характерные особенности.

Все дети любят рисовать, лепить, конструировать. В этом проявляется их стремление к самовыражению, к воспроизведению полученных впечатлений. Родителям не следует пускать этот процесс на самотек. В продуктивной деятельности детей проявляется соответствие их представлений реальным предметам или явлениям. Эти представления ребенка об изображаемом либо точные, полные, либо поверхностные, а иногда и искаженные. Для рисования ребенку нужна белая бумага (не глянцевая), простые и цветные карандаши и фломастеры (желательно по цвету более контрастные относительно бумаги: красные, синие, зеленые, черные, коричневые).

Особого подхода требует подбор игрушек. Они по форме, величине и другим признакам должны соответствовать реальным пропорциями.

Иллюстрации книжек, которые вы покупаете детям, должны быть яркими, четкими, без лишних деталей. Желательно, чтобы иллюстрации были рельефными. Они позволяют ребенку ощутить контур изображений, развивают тактильно-двигательные ощущения.

При рассматривании с ребенком иллюстраций и прочих изображений обращайте его внимание на выделение характерных особенностей предметов, их пространственное расположение, на изображение мимики, позы, действий живых существ. Путем совместного внимательного наблюдения подводите детей к установлению логических связей, к осмыслению увиденного. Включайте в процесс рассматривания речь, помогайте детям в словесном оформлении увиденного. Не торопите ребенка, ему требуется времени в 2-3 раза больше, чем детям с нормальным зрением.

При чтении текста убедитесь в понимании ребенком трудных слов и выражений, побеседуйте с ним о содержании прочитанного.

• Место для игры и занятий должно быть хорошо освещено.

• Не допускайте переутомления зрения. Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени. Еще лучше глаза отдохнут, если их дополнительно прикрыть ладонями, чтобы полностью исключить свет.

• Научите детей бережно обращаться с очками и правильно ими пользоваться.

• Помогайте детям преодолевать свойственную для слабовидящих неуверенность, учите их в деле проявлять настойчивость и старательность.

Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью.

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей и воспитания культурно-гигиенических навыков в условиях детского сада.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

Наш проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье.

В проекте учитываются особенности психологического развития детей 5-6 лет, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед.

Продолжительность: 2 недели. (краткосрочный)

Тип проекта: практико-ориентирваный

Формировать представление у дошкольников о здоровом образе жизни, умение заботиться о своём здоровье.

Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в группе путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Образовательные:

- Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни.

- Научить элементарным приемам сохранения здоровья.

- Организовать благоприятные условия для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

- Повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Воспитательные:

- Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

- Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические:

- Развивать у детей потребность в активной деятельности.

- Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр во время ООД, режимных моментах и в повседневной жизни.

Ожидаемый результат:

Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт).

Приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни, что позволит снизить заболеваемость детей.

Повысится заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни своего и ребёнка.

Этапы реализации проекта.

1 этап (Подготовительный)

Изучение методической, научно- популярной и художественной литературы по теме.

Подбор мультипликационного материала, фольклора, стихов, загадок.

Подбор наглядного материала – иллюстраций, картинок о здоровом образе жизни.

Подбор дидактических, пальчиковых, малоподвижных игр и физминуток. Составление картотек: утренней гимнастики; гимнастики после сна, зрительных гимнаcтик, артикуляционных гимнастик, самомассажа, физминуток.

Привлечь родителей к совместной работе с ДОУ по воспитанию культуры здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

2 этап (Основной)

Чтение художественной литературы по данной теме.

Пальчиковые гимнастики, дыхательные упражнения, зрительные гимнастики, артикуляционные гимнастики.

Загадывание загадок. Заучивание пословиц.

Тематические встречи со стоматологом, со старшей медсестрой, с медсестрой-ортоптисткой.

Подвижные игры и эстафеты.

Целевые экскурсии в парк, на спортивную площадку, в аптеку.

3.Заключительный этап.

Работа с родителями:

Обобщение знаний детей о здоровьесберегающем и безопасном поведении в детском саду, дома и в природе.

Работа в данном направлении будет интересна не только детям, педагогам, но и родителям, так как они будут вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, что позволит им сделать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребёнка.

1. Береснева З. И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ: серия “Библиотека руководителя ДОУ” - М.: ТЦ “Сфера

2. Доскин В.А. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры – М.: Просвещение, 2006. 3. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с

4. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001

5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

6. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренинги. Занятия. [Текст]: Дошкольное воспитание / под ред. Н.И. Крылова/ - М.: Волгоград: Издательство “Учитель”, 2009. – 218 с.

7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004

Читайте также: