Методы психолого педагогической коррекции в доу

Обновлено: 07.07.2024

Методы (академической) психологии - это те приемы и средства, с помощью которых исследователи-психологи получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Хороший метод не заменит талантливого исследователя, но является ему важным подспорьем.

Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными - самонаблюдение, беседа, опрос и биографический метод. В последнее время все большую популярность приобретает психологическое тестирование.

Методы психологии нужно использовать системно, в комплексе - и обязательно целенаправленно, под каждую задачу конкретно.

Методы психологического консультирования

К основным методам психологического консультирования относятся: беседа, интервью, наблюдение, активное и эмпатическое слушание. Помимо базовых методов в психологическом консультировании используются специальные методы, разработанные в рамках отдельных психологических школ, опирающихся на конкретную методологию и отдельные теории личности.

  • Беседа. Профессиональная беседа строится из разного рода приемов и техник, используемых с целью достижения соответствующего эффекта. Важную роль играют техники ведения диалога, одобрения мнений клиента, стимулирования высказываний, краткость и ясность речи психолога и др. Цели и функции беседы в психологическом консультировании связаны со сбором информации о психическом состоянии субъекта, установлением контакта с клиентом. Беседа может выполнять психотерапевтические функции и способствовать снижению тревоги клиента. Консультативная беседа служит способом выхода на психологические проблемы, существующие у клиента, является фоном и сопровождением всех психотехник. Беседа может иметь структурированный характер, вестись по заранее составленному плану, программе. Такая структурированная беседа называется методом интервью.
  • Разновидности интервью:
    • стандартизированнное – имеет стойкую стратегию и четкую тактику;
    • частично стандартизированнное – опирается на стойкую стратегию и более пластичную тактику;
    • свободно управляемое диагностическое интервью – основывается на стойкой стратегии, но имеет совершенно свободную тактику, которая зависит от особенностей клиента, отношений и т.д.

    - заинтересованное отношение к собеседнику, демонстрируемое позой заинтересованного слушателя, доброжелательным взглядом, направленным на собеседника;

    - получение ответа на свой вопрос;

    точное отражение переживания, чувства, эмоции собеседника с демонстрацией их понимания и принятия.

    Важными характеристиками и средствами эффективного общения (в ходе консультации) являются:

    - эмпатия - сопереживание, понимание другого на уровне чувств, переживание тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек;

    - рефлексия (осознание того, как он воспринимается партнером по общению, способность к самоанализу психических состояний, действий, поступков),

    - идентификация (уподобление, отождествление себя с другим человеком, перенесение человеком себя на место, в ситуацию другого человека).

    Методы коррекционно-развивающей работы

    Адресатом психологической помощи является ребенок.

    Психологическая помощь организуется:

    • по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей;
    • на основании результатов психологической диагностики;
    • на основании рекомендаций ТМПК.

    Коррекционно – развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.

    Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

    В работе с "нормативными" детьми используются программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).

    Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно – развивающей программы.

    Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.

    Основные методы коррекционно – развивающей работы:

    • Элементы игровой терапии
    • Элементы арт-терапии
    • Элементы куклотерапии
    • Элементы песочная терапии
    • Психогимнастика
    • Элементы нейропсихологической коррекции
    • Релаксационные упражнения
    • Игры и упражения по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности
    • Игры и упражнения для развития познавательных процессов

    Методы профилактической работы

    Основные направления профилактической работы:

    • повышение роли семьи в воспитании детей и профилактике девиантного поведения детей (изучение основ взаимоотношений в семье, причин возникновения внутрисемейных конфликтов, возможностей предупреждения и путей преодоления, основ семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, семейного права, нормативных правовых актов, регламентирующих права и обязанности детей и родителей);
    • создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях, морально-психологического климата семьи;
    • предупреждение ошибок в семейном воспитании;
    • формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции;
    • воспитание с раннего детства волевых качеств и чувства собственного достоинства;
    • недопущение насилия над ребенком, подавляющего волю, либо, наоборот, формирующего культ силы, стимулирующего воспитание агрессивности к слабым, немощным;
    • побуждение ребенка к самовоспитанию и обучение его методике работы над собой.
    • Психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на повышение психолого-педагогической культуры родителей, ответственности родителей за воспитание детей.

    Основные методы диагностической работы:

    - свободное интервью (нерегламентированное темой и формой беседы);

    - стандартизированное интервью (по форме близкое к анкете с закрытыми вопросами);

    - фокусированное интервью (его целью является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации; участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы также заготавливаются заранее; каждый вопрос обязателен, хотя их последовательность может меняться);

    - формализированное интервью (строго регламентировано детально разработанными вопросником и инструкцией);

    - интервью с открытыми вопросами (по времени более затратная форма исследования).

    Основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования.

    Данный метод экономичен, позволяет оперативно получить фактографические данные об объекте, которые в большинстве случаев носят объективный характер.

    - по степени персонификации – на личные и безличные;

    - в зависимости от статуса документального исследования – на официальные и неофициальные;

    - по источнику информации – на первичные (включающие данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (обобщающие или описывающие первичные данные).

    Исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно само задание, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет "читать" тест, инструкцию по повторному заключению.

    Это все источники, которые дают возможность с разной степенью глубины и обобщенности выявить специфику жизненного опыта человека в процессе совместной жизнедеятельности с другими людьми, при включении его в какие-либо социальные группы.

    • Семейная биография (вариант биографического метода)

    Изучение истории конкретной семьи позволяет выявить внутренние факторы, влияющие на становление и социальное функционирование человека выделить механизмы трансляции процесса социализации (стиля, уровней, моделей поведения, ценностных ориентаций, жизненных позиций и т.п.)

    С. В. Фролова КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Цель коррекционной работы педагога-психолога - оказание своевременной психологической помощи в процессе психического, психофизиологического и личностного развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

    Коррекционная работа педагога-психолога направлена на психические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе педагог-психолог проводит диагностику по основным направлениям:

    - выявление уровня готовности детей к началу школьного обучения;

    - индивидуальная диагностика по запросам родителей;

    - индивидуальная и групповая диагностика по запросам воспитателей;

    - диагностика познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы дошкольников.

    В результате диагностики выявляются дети с нарушениями в эмоциональной сфере, отклонениями в поведении и познавательном развитии. В последнее время большинство выявляемых отклонений у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Данные отклонения препятствуют также развитию интеллектуальных функций ребенка. Поэтому необходима коррекционная работа с этими детьми, которая включает психологическое консультирование их родителей, проведение совместных клубов и мастер-классов.

    В ДОУ в течение года работает психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). По результатам диагностики специалисты консилиума делают заключение о необходимости индивидуальной или подгрупповой коррекционной работы. После чего педагог-психолог может начинать коррекционную работу с данными детьми.

    В целом система коррекционных мер, реализуемых в ДОУ, направлена:

    - на активизацию познавательной деятельности и социальную адаптацию воспитанников;

    - повышение умственного развития детей и формирование у них отдельных психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

    - овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;

    - коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.

    Необходимо отметить, что коррекционная работа с детьми осуществляется в тесном взаимодействии с родителями и педагогами, так как каждый из этих факторов действует не в отдельности, а в сочетании с другими. То есть коррекционная-развивающая программа педагога-психолога обязательно должна включать работу с родителями и работу с воспитателями. Это может проходиться в виде консультаций, мастер-классов, родительских клубов, тренингов.

    Не всегда правильно начинать индивидуальную коррекционную работу с очного обследования ребенка, поскольку первичный контакт, осуществляемый в такой форме, может повысить тревожность, страх перед оцениванием и в итоге исказить результаты диагностики. Корректнее получать первичную информацию о ребенке, особенно о его личностных характеристиках (уровне самооценки, тревожности, притязаний, агрессивности, мнительности и т. д., у воспитателя или родителей.

    Форма проведения занятий зависит от конкретных задач обучения. Практика показывает, что наиболее эффективно происходит овладение знаниями и навыками, которые имеют наглядную основу (иллюстрации, непосредственная демонстрация необходимых действий педагогом-психологом, сопровождаются вербальным материалом, комментариями специалиста и самого ребенка, а также предлагаются в игровой или практической деятельности (конструирование, рисование, моделирование и т. д.). Проведение коррекционной работы предполагает использование таких форм работы как : психогимнастика, игротерапия, занятия с элементами тренинга, релаксация, сказкотерапия; занятия с использованием арт-терапевтических элементов.

    Игра способствует созданию у детей положительного эмоционального настроения, повышает мотивацию к выполняемой деятельности, обеспечивает возможность изучать (или повторять) материал более вариативно. В начале обучения по коррекционно-развивающей программе на занятиях лучше предлагать ребенку серии тренировочных игр и упражнений с четко выраженными алгоритмами действий и правилами, что позволит ему позволит ему сформировать навык действия по инструкции.

    Структура коррекционно-развивающего занятия должна предусматривать чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмических упражнений, графических заданий, дидактических игр, проигрывание этюдов по ролям, разрешение проблемных ситуаций. Занятия обязательно должны включать технологии здоровьесбережения (разминка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки и т. д.).

    Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения различных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной в том случае, если она осуществляется в комплексе, включающем педагогическую и психологическую коррекцию, а также медицинское сопровождение воспитанников.

    На заключительном этапе коррекционной работы проводится ПМП консилиум, на котором озвучиваются результаты заключительной диагностики детей, подводятся итоги проведенной работы, делается вывод о эффективности разработанной программы. Также разрабатываются рекомендации специалистов.

    В условиях внедрения ФГОС деятельность психолога несколько видоизменяется, в будущем в ДОУ могут поступать дети с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому, и педагоги, и психолог должны владеть соответствующими компетенциями, знать, как построить коррекционную работу с такими детьми и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса.

    Алгоритм коррекционной работы

    I этап. Постановка проблемы

    Цель: выявление предмета психологического воздействия и коррекционной работы, подтверждение обоснованности/необоснованности жалоб родителей и сотрудников ДОУ.

    - индивидуальная углубленная диагностика.

    II этап. Уточнение проблемы

    разработка стратегии комплексного сопровождения ребенка :

    а) направление коррекционно-развивающего воздействия на ребенка;

    б) психологическое воздействие на социум (коррекция детско-родительских отношений, детско-воспитательских отношений и отношений со сверстниками).

    2. Составление коррекционно-развивающей программы.

    III этап. Решение проблемы

    1. Выполнение коррекционно-развивающей программы.

    Параллельно осуществляется корректирующий контроль — уточнение, дополнение, изменение средств и методов коррекционно-развивающего воздействия на ребенка и его среду.

    2. Итоговая диагностика.

    - итоги проведенной работы;

    - оценка эффективности программы;

    - выявление факторов, препятствующих эффективности программы;

    - разработка рекомендаций специалистов.

    Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: развитие эмоциональной сферы детей. Задачи: 1. Познакомить детей с умением анализировать свое внутреннее состояние и состояние других.

    Конспекты занятий педагога-психолога ДОО с детьми младшего возраста ЗАНЯТИЕ № 1 Цель: - установление положительного эмоционального настроя детей на встречу с психологом, знакомство с Игровой комнатой; активизация.

    Опыт работы педагога — психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ по развитию внимания и памяти. Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов,.

    Возможности игры в развитии детей дошкольного возраста на примере работы педагога-психолога Психологи утверждают, что дошкольное детство – важный период становления характера и личностных качеств у ребенка. Это время, когда дети.

    Подходы к проблеме коррек­ции психического развития ребенка можно условно разде­лить на две большие группы: психодинамические и пове­денческие. Критерием для такого деления является ориента­ция на ту или иную парадигму определения предмета психологии – на сознание или на поведение. В рамках психодинамического подхода выделяются игротерапия, арттерапия, детский психоанализ. Поведенческий подход связан с формированием у ре­бенка оптимальных моделей адаптивного поведения и пове­денческих навыков путем научения (жетонная программа), развития исполнительской компетентности (тренинг пове­дения), модификации поведения через изменение образа мыслей (когнитивная терапия), развитие саморегуляции (скилл-терапия).

    В отечественной психологической школе сформировался деятельностный подход, в рамках которого коррекция рас­сматривается как организация специального обучения деятельности, когда ребенок овладевает психологическими сред­ствами, позволяющими на новом уровне осуществлять кон­троль и управление внутренней и внешней активностью. Пси­хологическим механизмом психокоррекции является интериоризация (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин). В рамках этого направления была разработана методика пла­номерного формирования деятельности, игровая коррекция поведения и психогимнастика для детей.

    В рамках психодинамического подхода основными методами психологической коррекции являются игротерапия и арттерапия. Игровая терапия – этометод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игровая коррекция поведения детей основана на деятельностном подходе, на использовании детской игры в диагностических, коррекционных, развивающих целях. Игровая коррекция применяется при различных формах нарушения поведения, неврозах, страхах, школьной тревожности, нарушениях об­щения у детей. Выделяют две формы игротерапии, отличающиеся по функциям и роли психолога в игре: направленную и ненап­равленную.

    Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую. В случаях, когда проблемы концентрируются вокруг эмоциональных трудностей, более целесообразной является ин­дивидуальная терапия. Если проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, применяется групповая терапия. Большое значение для успеха коррекционной работы имеет состав группы. Подбор детей в группу должен осуществляться по принципу дополнения, в нее нужно включать детей с разнообразными синдромами, чтобы обеспе­чить идентификацию с альтернативным образцом поведения. Каждый ребенок в группе должен иметь возможность свободного самовыражения без угрозы насмешек, неуспеха и отвержения. В группе не должно быть более пяти человек, причем в одной группе нежелательно присутствие детей, контактирующих вне терапевтической ситуации. Разница в возрасте детей не должна превышать 12 месяцев.

    В игротерапии используются три основные группы игрушек:

    1) игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, посуда, куколь­ный домик, марионетки, мягкие игрушки, животные, ма­шины, техника, касса, телефон и др.);

    2) игрушки, помогаю­щие отреагировать агрессию (фигуры солдатиков, сказочных чудовищ, агрессивные животные, игрушечное оружие, танки, барабан и др.);

    3) игрушки для творческого са­мовыражения (кубики, конструктор, мозаика и др.).

    Арттерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства. При использовании арттерапии предлагаются разно­образные занятия художественно-прикладного характера (лепка, рисование, изготовление поделок), занятия музыкально-ритмического характера (танцевальная терапия, музыкотерапия), библиотерапия, сказкотерапия, цветотерапия, пескотерапия и др. В терапии искусством существует несколько направлений:

    - анализ произведений ис­кусства пациентами;

    - побуждение пациентов к самостоятельному творчеству;

    - одновременное использование арттерапии в первом и втором вариантах.

    Первый опыт применения арттерапии в практике консультирования относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем. Арттерапия для детей представляет собой специализированную форму психотера­пии, основанную на искусстве, в первую очередь изобрази­тельном, и творческой деятельности. Основная цель артте­рапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через искусство, в развитии способностей к конст­руктивным действиям с учетом реальностей окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии – одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности ребенка независимо от их содержа­ния, формы и качества. Помощь психолога включает как техническую, так и эмоциональную поддержку в форме эмпатии ребенку. Считается, что рисунки являются своеобразной проек­цией личности ребенка, выступают средством усиления чув­ства идентичности ребенка, помогают детям узнать себя и свои способности.

    Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, пережива­ний и внутреннего мира. Преобладание серых тонов или черного цвета в рисунке подчеркивает от­сутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми ребенок не может спра­виться. Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и опти­мизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштаб­ность, отсутствие предварительных набросков и последую­щих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок пока­зывают уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое вы­ражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся ли­ний. При заторможенности, беспокойстве дети рисуют мало, предпочитают другие виды деятельности. При рисовании целесообразнее всего пользоваться цветными карандашами. Если кто-то из детей отказывается рисо­вать, не следует фиксировать на этом внимание, так же как и подчеркивать успехи других.

    Рисование эффективно применяется в коррекции детских страхов. Графическое изображение страха снижает напряжение от тревожного ожи­дания его реализации, снимает аффективно-травмирующее влияние страха на психику ребенка. Рисуя свой страх, ребенок преодолевает барь­ер в своем сознании и отражает волевым, целенап­равленным усилием то, о чем он старается не думать. В рисунках страх реализуется как нечто уже происшедшее, фактически случившееся; остается меньше недосказанного и неопределенного. В коррекции страхов применяются также приемы игротерапии – проигрывание страха, разыгрывание проблемных или конфликтных ситуаций.

    На занятиях по арттерапии применяется не только рисование, но и лепка из глины или пластилина, игры с песком и водой (пескотерапия), изготовление поделок (масок, кукол), используются музыкальное сопровождение, двигательные упражнения для детей (музыкотерапия). Одним из эффективных методов работы с детьми, ис­пытывающими те или иные эмоциональные и поведенчес­кие затруднения, является сказкотерапия.

    Сказкотерапия – метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений. Он по­зволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разного возраста. Методом сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболева­ниями, энурезами и т.д. Процесс сказкотера­пии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

    Сказка особенно эффективна при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Сказка обла­дает невероятно притягательной силой, дающей ребенку возможность свободно мечтать и фантазировать. Для ребенка сказка не просто вымысел и фантазия, это еще и осо­бая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обыч­ной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чув­ствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний. У детей сильно развит меха­низм идентификации – процесса эмоционального объе­динения себя с другим человеком, персонажем и присво­ение его норм, ценностей, образцов как своих. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравни­вает себя со сказочным героем, и это позволяет ему по­чувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций.

    Программы поведенческого тренинга используются при дефиците поведенческого репертуара. Цели кор­рекции – приобретение индивидом новых поведенческих реакций, обеспечивающих успешную адаптацию в среде. Основное значение коррекции состоит в том, чтобы сфор­мировать у индивида способность успешно достигать жизненные цели в различных поведенческих ситуациях, помочь ему приобрести навыки, позволяющие контролиро­вать окружение, и тем самым увеличить свободу и индиви­дуальность поведения. Поведенческий тренинг включает четыре основные обу­чающие техники: 1) демонстрацию образцов поведения; 2) инструктирование клиента, разъяс­нение ему в различных фор­мах поведенческой реакции, которая должна быть заучена; 3) упражнения, необходимые для приобретения и упрочнения новых реакций; 4) контроль на основе обратной связи, дающей информа­цию о достигнутых результатах.

    Тренинг делового общения – вид социально-психологического тренинга, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, на коррекцию и формирование установок, необходимых для общения в условиях профессиональной деятельности. Позиция психолога на протяжении всех занятий – это позиция доброжелательного и понимающего друга, помога­ющего каждому участнику стать самим собой и создающего для этого благоприятные психологические условия. Тренинг является эффективной формой профилактики нарушений общения, коррекции и раз­вития коммуникативных способностей. Психолог отслежи­вает динамику группы и эмоциональное состояние ее учас­тников, оказывает им психологи­ческую поддержку.

    Тренинг личностного роста – вид социально-психологического тренинга, направленный на развитие способности адекватного и полного познания себя, переосмысления представлений о себе и других людях, стремления к самосовершенствованию. Главной его целью является развитие личности, он ориентирован на психо­логические задачи самоопределения подростков в трех основных сферах: половой (половая идентификация), воз­растной (чувство взрослости) и социальной (социальный статус). Через ис­пытания создаются условия для личностного роста подростков.

    На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ

    Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
    Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
    Индекс материала
    Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
    Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога
    Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
    Психологическая диагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
    Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
    Все страницы

    5 Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ


    Выделяют специфические черты психокоррекционмого процесса, отличающие его от психотерапии.
    1. Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.
    2. Коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения.
    3. В психокоррекции чаще ориентируются на настоящих и будущих клиентов.
    4. Психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной - до 15 встреч - помощи при консультировании и долгосрочной - до нескольких лет - помощи при психотерапии).
    Психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
    Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или не достаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
    Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств). Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи.
    Следует таким образом дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая - патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами.
    Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное. Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важны как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим учащимся, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.


    Основные принципы психокоррекции:
    1. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д. Б. Эльконина, И. В. Дубровиной и др. Этот принцип является основополагающим для всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы в значительной степени зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
    Названный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация коррекционноразвивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики изменений личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его чувств и переживаний в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет вовремя изменить и дополнить методы и средства психологического воздействия на клиента. Контроль динамики хода эффективности процедур, пронизывающих весь процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу необходимую информацию и обратную связь.


    5. Принцип системности развития психологической деятельности обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе, единства профилактических и развивающих задач. В силу системности строения психики, сознания и деятельности личности все аспекты ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении целей и задач коррекционноразвивающей деятельности нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами, а необходимо исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода отклонений в развитии, а тем самым и необходимости развертывания в целом системы специальных коррекционных мероприятий.
    Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в психическом развитии. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования, итогом которого становится представление системы причинно-следственных связей и иерархии отношений между симптомами и их причинами.


    7. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. Данный принцип предполагает, что какой бы успешной ни была работа с симптоматикой, она не в состоянии до конца разрешить переживаемые клиентом трудности. Поэтому приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии человека.


    8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной работе. Данный принцип ориентирует психолога на учет особенностей влияния социальной среды, особенностей межличностных отношений ребенка с близкими взрослыми и ровесниками. Поэтому в коррекционной работе необходимо, с одной стороны, обеспечивать управляемое участие других людей, значимых с точки зрения их развивающе-коррекционного потенциала на личность ребенка, с другой стороны, объектом коррекционных усилий должно становиться (при необходимости) и само ближайшее социальное окружение человека.
    Перейдем к рассмотрению специфики психокоррекционной работы с дошкольниками. Оптимальными формами ее осуществления являются детская игра, игровые занятия и основанные на них игровая коррекция и игротерапия. В коррекционной работе с дошкольниками используется широкий арсенал средств: изобразительно-графические, музыкально
    ритмические, предметно-мани-пуляционные, вербально-коммуникативные;
    она опирается на особые психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный и др. Желательно их сочетать и чередовать адекватно возрасту детей и предмету коррекции. В коррекционной работе с дошкольниками психолог руководствуется следующими правилами:
    1) он не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства;
    2) не рекомендуется использовать гипнотические, суггестивные средства воздействия, а также методы психотерапии, не адаптированные к дошкольному возрасту;
    3) коррекционные воздействия осуществляются только при наличии твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка;
    4) пространство коррекционных воздействий ограничено нормой и пограничными состояниями развития ребенка.
    Педагогу-психологу, работающему с целью сохранения психического здоровья детей, рекомендуется проводить психопрофилактические мероприятия, которые объединяются в системы типа психогимнастики и имеют традиционную направленность:
    - двигательно-расслабляющая (релаксационная) деятельность — от 5 до 10 мин в день;
    - двигательно-организующая (регуляционная) - от 5 до 10 мин;
    - имитационно-выразительная (идентификационная) - от 10 до 30 мин.
    Комплексы релаксационных упражнений могут быть использованы на
    физкультурных занятиях или в качестве пауз между разными видами деятельности. Отдельные упражнения с фиксацией на дыхании можно включать в комплексе с организующими упражнениями при обучении детей плаванию, а также использовать при подготовке детей ко сну.
    Практический материал упражнений на психомоторную организацию состоит из подвижных игр, которые способствуют удержанию психоэнергетического тонуса и служат профилактикой гиперактивности, гипоактивности, двигательной расторможенности, двигательного автоматизма у детей. Практический материал идентификационной деятельности составлен из выразительных этюдов, имитационных игр и тренингов смоделированных ситуаций. [34]


    Этапы коррекционной работы с детьми
    Выше уже говорилось о том, что процесс коррекционной работы представляет собой довольно продолжительный по времени процесс оказания психологической помощи ребенку и создания условий для оптимизации развития его личности. Интервенция и коррекция являются не изолированными практиками, а вплетённые в целостную деятельность детского практического психолога, включающую коррекцию как особый вид этой деятельности. Вместе с тем можно выделить ряд этапов коррекционной работы как относительно самостоятельного вида деятельности психолога практика. Перечисленные ниже этапы коррекционной работы намечают основные задачи, реализуемые психологом на каждом них, уточняют характер его взаимодействия с кругом лиц, заинтересованных в результатах коррекционной программы.


    Требования к составлению психокоррекционной программы:
    1. Чёткость целей коррекционной работы;
    2. Определить задачи коррекционной работы;
    3. Выбрать стратегию и тактику проведения коррекционной работы;
    4. Чётко определить формы работы (индивидуальная, групповая, смешанная);
    5. Определить общее время необходимое для реализации всей коррекционной работы;
    6. Определить частоту встреч;
    7. Определить длительность встреч;
    8. Определить чёткое содержание занятий;
    9. Планировать формы участия других лиц в работе (семьи);
    10. Подготовка материала и оборудования. [29]

    Терещенко Марина Николаевна Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с.

    Читайте также: