В чем состояла специфика политического устройства японии по конституции 1889 года кратко

Обновлено: 04.07.2024

Наконец, 12 октября 1881 г. император торжественно обещал дать стране Конституцию. Для выработки проекта Конституции была создана специальная комиссия во главе с Ито Хиробуми, направленная в европейские страны и США для изучения их опыта государственного (конституционного) строительства. Наиболее подходящими для Японии комиссия сочла прусскую Конституцию 1850 г. и германскую Конституцию 1871 г. Впрочем, опыт других стран был также внимательно изучен, например, Великобритании и США, и был, в кой-то мере, даже реализован.

Работа над первой в истории Японии Конституцией завершилась к 1889 г. Подготовленный проект Конституции был обсуждён в правительственных кругах и одобрен Тайным советом. После рассмотрения императором Конституция была обнародована 11 февраля 1889 г. и вступила в действие с ноября 1890 г.

Конституция 1889 г. была октроированной, её гарантировала торжественная клятва императора. В клятве оговаривалось, что старинные прерогативы короны Конституцией не отменяются, что императорская династия вечно будет соблюдать провозглашённые принципы. С принятием Конституции Япония преобразовалась в конституционную монархию. Конституция состояла из 7 глав, включавших 76 статей.

Глава I. Об императоре. Особа императора объявлялась священной и неприкосно­венной. Как глава государства он наделялся верховной властью – объ­являл войну и мир, заключал международные договоры. В качестве верховного главнокомандующего он устанавливал структуру и численный состав вооруженных сил в мирное время, включая оклады лич­ного состава. В сфере государственного гражданского управления он определял структуру министерств, назначал, увольнял и определял оклады всех должностных лиц. Император жаловал дворянство, чины, ордена, знаки отличия. Император осуществлял законодательную власть в согласии с имперским советом, утверждал и обнародовал законы. В промежутках между сессиями парламента он мог издавать императорские указы, имеющие силу закона, но требующие дальнейшего одобрения парламентом. Император имел право амнистии, помилования и восстановления в правах.

Глава II. О правах и обязанностях подданных. Подданным японского императора предоставлялось одинаковое право доступа к военным и гражданским должностям, объявлялась свобода выбора местожительства. Провозглашалась тайна переписки, свобода слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность жилища. Собственность объявлялась неприкосновенной. Каждому японцу гарантировалась судебная защита в соответствии с законом. Однако установленные Конституцией ограничения могли быть нарушены в определенных законом случаях.

Глава III. Об имперском парламенте. Парламент (кокай) – был двухпалатным. Палата пэров (верхняя палата) – формировалась по императорским решениям, вне Конституции. В ее состав входили члены императорского дома, титулованная знать, а также лично назначенные монархом. Количественно состав палаты не был регламентирован. Палата представителей (нижняя палата) – избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию предусматривали специальные законы.

Согласно закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества свыше 15 иен в год и проживающие в определенной местности не менее полутора лет. Вводились ограничения для военнослужащих и студентов. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам, и в первые десятилетия в состав палаты представителей выбирался 381 депутат.

Правительство осуществляло контроль над палатой представителей. Из числа представленных депутатов император назначал президента и вице-президента. Правительство могло прервать заседания палаты на срок до 15 дней, потребовать слова в любое время, по требованию правительства могли быть и тайные заседания. Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и ут­верждались абсолютным большинством. Парламент был обязан оказывать предпочтение законопроектам правительства.

Депутаты получали право парламентской неприкосновенности, но только за мнение, высказанное в палате. Допускался даже арест депутатов в случае задержания на месте преступления или наказуемого деяния, связан­ного с внутренними или внешними волнениями. Для депутатов существовали и дисциплинарные наказания, вплоть до исключения из депутатов.

Глава IV. О государственных министрах в Тайном совете. Непосредственное государственное управление осуществлял каби­нет министров, возглавляемый министром-президентом. Каждый из министров обязан был давать советы императору и быть ответственным за них. Положение кабинета министров было в весьма зависимом положении от императора и его приближенных.

Тайный совет был совещательным органом по политическим вопросам. В 1890 г. компетенция совета была расширена, его совещательная роль стала обязательной в отношении законов о династии, по вопросам внешней политики, международных договоров, уголовных наказаний, а также собственной организации. В совет назначались императором 26 советников старше 40 лет (включая председателя и вице-председателя); фактически же члены совета определялись по указанию премьера, который оставался и главным действующим лицом этого органа, только в общей форме упомянутого в Конституции. Реальным важнейшим полномочием тайного совета стала организация правительства, включая взаимоотношения последнего с императорским двором.

Глава VI. О финансах. Предусматривалось, что в решении вопросов о процедуре принятия государственного бюджета, о введении новых налогов и пошлин необходимо строго следовать законам государства. Парламент должен был утверждать ежегодный бюджет, но в случае отказа его утвердить, правительство могло приме­нить бюджет предшествующего года.

Глава VII. Дополнительные постановления. В числе прочих статей специально оговаривался порядок внесения изменений в конституцию (ст. 73). С данной законодательной инициативой мог выступать император, внося соответствующий проект на обсуждение в парламент. Парламент мог обсуждать проект и принимать изменения только квалифицированным большинством (не менее ⅔ присутствующих членов в обеих палатах).

Конституция 1889 г. и последующие законы юридически закрепили принципы конституционной монархии в Японии и определили государственно-правовые основы дальнейшего раз­вития страны. Однако дальнейшей демократизации японского государства и общества не произошло, и как показала последующая история, Япония постепенно превратилась в агрессивное, милитаристское государство.

Политическая стабильность на протяжении всей эпохи Мэйдзи поддерживалась за счет компромисса между бюрократией, финансовыми и военными кругами. Принявшие активное участие в ходе реставрации императорской власти кланы Сацума и Тёсю, продолжили соперничество за политическую власть и после. В армии доминировал клан Тёсю, а на флоте – клан Сацума. Это соперничество продолжилось и в парламенте, и в бюрократической среде.

Добившись парадоксальных успехов в экономике, Япония все более и более начинает приобщаться к мировой политике. Главной функцией для нее, как впрочем и для государств Западного мира и США, становятся функции политические. Правительственная верхушка Японии мечтала сделать из страны современное национальное государство ни в чем не уступающее европейским. Учитывая, что военная функция всегда была сильна в Японии и воинский дух (бусидо) обрел в новое время новое содержание, становятся понятными милитаристские планы нового японского государства.

Позиция военных кругов все более усиливалась. В императорском обращении 1889 г. устанавливался порядок, согласно которому наиболее важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, могли докладываться императору начальниками штабов помимо кабинета министров и даже помимо военного и морского министров.

В 1895 г. был законодательно подтвержден порядок, согласно которому на посты военного и военно-морского министров могли назначаться только чины высшего воен­ного и военно-морского командования. Военные круги, таким образом, получили дополнительную возможность воздействия на правительство и парламент.

Начиная с 70-х гг. XIX в. Япония стала на путь агрессивных войн и колониальных захватов. В 1874г. она направила экспедиционный корпус на Формозу (Тайвань), устанавливает в 1880 г. суверенитет над Окинавой. Во время китайско-японской войны 1894 – 1895 гг. окончательно присоединяет эти территории.

К концу XIX в. в Японии происходит усиление политики консерватизма и национализма. Изрядно обюрократившееся правительство стало жестче контролировать прессу, все более вмешиваться в деятельность политических партий, ограничивать деятельность социалистического и рабочего движения.

Если внешнеполитический курс правительства во многом определялся деятельностью военного и морского министерств, то для реализации внутриполитического курса особое внимание правительством уделялось министерствам внутренних дел и юстиции. МВД и министерство юстиции были сформированы уже в конце 1868 г. Министром внутренних стал адмирал Сайго, а министерство юстиции возглавил граф Кёура. В начале 70-х гг. XIX в. было положено начало реформированию полиции, которая постепенно преобразовывалась по примеру европейской. Вводились офицерские и унтер-офицерские должности и новое вооружение чинов полиции. В крупных городах создавались управления и префектуры полиции. Была сформирована тайная полиция. Об особой роли, которую отводило правительство МВД в системе государственной власти, говорит тот факт, что в конце семидесятых годов XIX в. финансирование, выделяемое МВД из бюджета, составляло – 10838 млн иен, и значительно превышало расходы военного министерства – 6036 млн иен и уступало только министерству финансов – 18697 млн иен.

В 1876 г. правительство предоставило министру внутренних дел право закрывать газеты или приостанавливать их выпуск для обеспечения общественного порядка. А в 1880 г. был обнародован закон, запрещающий созыв собраний.

Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Мини­стру-президенту как представителю японского народа, Импе­ратор провозгласил целый ряд других важных государствен­ных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Им­ператорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был за­менен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апре­ля 1890 г.Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объе­диненных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.Конституция торжественно провозглашала, что "Японс­кая империя на вечные времена непрерывно управляется Им­ператором". В соответствии с Законом об Императорской фа­милии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны

Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Мини­стру-президенту как представителю японского народа, Импе­ратор провозгласил целый ряд других важных государствен­ных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Им­ператорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был за­менен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апре­ля 1890 г. Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объе­диненных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления. Конституция торжественно провозглашала, что "Японс­кая империя на вечные времена непрерывно управляется Им­ператором". В соответствии с Законом об Императорской фа­милии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны

Первая Конституция Японии явилась результатом комп­ромисса, достигнутого в ходе так называемой "революции Мэйдзи" 1867 г., создавшей условия для ликвидации феодальных отношений в стране и укрепления ее единства. В основе ком­промисса лежало признание возможности сотрудничества меж­ду основными классами общества, что предотвратило даль­нейшее столкновение между ними и кровопролитие. Вполне возможно, что истоки указанного компромисса лежат в так называемой конституции принца Сётоку, составленной, как утверждал журналист-японовед Владимир Цветов, ссылаясь на японские хроники, еще в VII в. и по сию пору поражающей глубиною рассудка: "У каждого человека есть сердце,— гла­сит одна из статей этой конституции, — а у каждого сердца есть свои наклонности. Он считает это хорошим, я — дурным. Я считаю это хорошим, он — дурным. Но я вовсе не обяза­тельно мудрец, а он вовсе не обязательно глупец. Оба мы просто обыкновенные люди". Хотя в VII в. юридического поня­тия "конституция" не существовало, но важность содержания и глубина мысли этого документа дали японским правоведам основание охарактеризовать его именно таким образом.Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Мини­стру-президенту как представителю японского народа, Импе­ратор провозгласил целый ряд других важных государствен­ных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Им­ператорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был за­менен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апре­ля 1890 г.Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объе­диненных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления. Конституция торжественно провозглашала, что "Японс­кая империя на вечные времена непрерывно управляется Им­ператором". В соответствии с Законом об Императорской фа­милии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом страны


Конституция 1889 г. была октроирована Императором, и в следующем году она вступила в действие. Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Мини­стру-президенту как представителю японского народа, Импе­ратор провозгласил целый ряд других важных государствен­ных решений. Помимо торжественного объявления японской Конституции, одновременно были обнародованы: Закон об Им­ператорской фамилии, Закон о Парламенте, Закон о Палате пэров, Закон о выборах в Палату депутатов (в 1900 г. был за­менен новым), Закон о финансах. Они вступили в силу 1 апре­ля 1890 г.Японская Конституция 1889 г. насчитывала 76 статей, объе­диненных в 7 глав: Об Императоре, О правах и обязанностях подданных, Об Имперском парламенте, О государственных министрах и Тайном совете, О судебной власти, О финансах, Дополнительные постановления.Конституция торжественно провозглашала, что "Японс­кая империя на вечные времена непрерывно управляется Им­ператором". В соответствии с Законом об Императорской фа­милии, к которому делала прямую отсылку ст. 2 Конституции, тотчас после смерти Императора наследник престола вступает в управление и в качестве внешних знаков своего достоинства берет императорские регалии: зеркало, меч и драгоценный камень яшму*. Торжества коронования происходили в Киото, бывшем до 1867 г. главным городом

Антанта и Тройственный союз – военно-политические объединения, каждое из которых преследовало свои интересы, они являлись противоборствующими силами в ходе Первой мировой войны. Антанта – политический союз двух дружественных государств – России и Франции, созданный в 1895 году.

По сравнению с другими европейскими странами развитие капитализма способствовало становлению Англии как ведущей державы. К началу XIX в. страна давала половину промышленной продукции мира. Обладая крупнейшим в мире флотом (каждые 9 из 10 судов были английскими) и господствуя на мировых морских путях, Великобритания захватила обширные и богатые колонии и к XIX в. стала первой колониальной державой. Именно обширные колониальные владения явилась главной причиной могущества Великобритании.

Великобритания усиленно занималась расширением своих колоний. Она не ставила перед собой задачу колонизировать все земли. Огромный интерес для Англии представляли территории, благодаря которым можно было бы получить геополитические выгоды. Это стремление мотивировалось желанием усилить свое влияние на мировой арене. Главными задачами своей внешней политики Великобритания считала контроль мировой торговли и поддержание баланса сил в Европе. Под контроль Англии подпадали все океаны и огромная часть суши.

В прошлом, когда такого многообразия машин, как сейчас, не было, главным инструментом мастера были его руки, а в помощь им - топор, кирка, лопата, соха.

В быту, например, с древних времен использовалась глиняная посуда. Повсеместно глину добывали с помощью железной кирки и заступа. Ее переносили и хранили во дворе, при необходимости заливали водой. Замешанную, как тесто, глину били веслами, колотили деревянными молотками, строгали специальными "стругами", сделанными из обломков кос. После этого глину раскатывали. Гончар отщипывал куски и обрабатывал их сначала на ручном, а позже на тяжелом ножном гончарном круге. Главным инструментом при оформлении посуды были пальцы гончара и ножичек - тонкая деревянная пластинка. Готовое изделие мастер срезал с круга проволокой, ставил на просушку и обжигал, затем расписывал его и покрывал эмалью.

Основные центры гончарного дела были в Краснолиманском районе (с. Ямполь, с. Малая Диброва), в Славянском районе (с. Пискуновка), в Амвросиевском районе (с. Благодатное).

Широко распространён среди населения Донецка был корзинный промысел. Кустари корзинники плели корзины различных размеров и форм, короба, мебель, ширмы и кузова для экипажей. Сырьем служили ивовые, черемуховые, вязовые прутья, а также камыш.

Не менее важным был и бондарский промысел. Он был более развит у русской части населения. По заказам промышленных предприятий, нуждавшихся в водоотливных машинах или резервуарах для воды, изготавливались чаны емкостью до 40 тысяч ведер. Оборудование бондаря было несложным: колода и топор, клепки, деревянный циркуль, верстак.

С давних времен в нашем крае были свои сельскохозяйственные орудия и приемы обработки земли. Одним из древнейших орудий пахоты были плуг и соха. Для сева использовали мешок, подвешенный у пояса сеятеля с левой стороны. В некоторых русских селах Краснолиманского района использовался короб и ручная сеялка.

Лен - один из распространенных видов растений на севере Украины. Его издавна использовали в ткачестве. А вот коноплю наши предки позаимствовали у иранцев. Обработка растений была очень трудоемким процессом: сырье вымачивали, сушили, мяли, трепали, чесали гребнями, пряли. Пряжу парили, золили, стирали, отбеливали, красили. На ткацких станках ткали полотно, из которого шили различную одежду, предметы быта.

Читайте также: