В чем состоит суть мировоззрения характерного для эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко. Это тема для данной статьи в продолжение цикла статей по философии. В статье также есть список книг по философии Возрождения и видео с кратким описанием главных представителей и главных идей философии Возрождения.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко

Примерно с 14-го века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Этапы философии эпохи Возрождения

  • Гуманистический этап — середина 14 века – 1-я половина 15 века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.
  • Неоплатонический этап – 2-я половина 15 века – 1-я половина 16 века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.
  • Натурфилософский этап – 2-я половина 16 века – 1-я половина 17 века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

  • Феодальные отношения изжили себя к 14 веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.
  • К 14 веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.
  • 14-16 века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

гуманизм философии эпохи возрождения

Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Против аскетичности и жесткого диктата церкви были выдвинуты жизнь, полная удовольствия и собственные интересы человека. Этому посвятили свои работы многие писатели и философы того времени.

Представители философии эпохи Возрождения

Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия.

Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку.

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах.

Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Можно сказать, что практически вся литература и философия того времени были сосредоточены на признании права человека на свою жизнь, на развитие и творческое самовыражение.

Философия была наполнена признанием права человека на счастье, свое самоопределение и возможности для своего развития. Человек стал важнее всего, в том числе и государства, как такового.

Философия эпохи Возрождения кратко

Основные направления философии эпохи Возрождения

  • Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв.
  • Гуманизм происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни.
  • Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку.
  • Секуляризм — утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий.

Характерные черты философии Возрождения

  • Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах.
  • Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека.
  • Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время.
  • Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум.
  • Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм.
  • Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира.

Философия Макиавелли кратко

Никколо Макиавелли был первым философом того времени, кто полностью отвергал теократию, как основу всего строя. Он считал, что нужно строить страну только по светскому принципу и согласно его мировоззрению, основой всей жизни человека является исключительно эгоизм и желание обогатиться. Чтобы обуздать дурную природу человеческой сущности нужно использовать силу, которая может быть предоставлена только государством.

Порядок в социуме может создать только юриспруденция и соответствующее мировоззрение каждого члена общества, и все это может сделать исключительно государственная машина, а не церковь с ее предрассудками. Макиавелли изучал очень много вопросов, которые касались устройства государства и власти, взаимодействия человека и власти, методов противодействия насилию и коррупции в стране и так далее.

Книги по философии эпохи Возрождения

  • Горфункель А. Философия эпохи Возрождения.
  • Перевезенцев С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения (здесь можно читать книгу онлайн)

ВИДЕО Философия эпохи Возрождения за 15 минут

Резюме

Этап философии в эпоху Возрождения можно кратко охарактеризовать, как пробуждение от непросвещенности, признание ценности каждого человека. Представители эпохи Возрождения — это философы и естествоиспытатели, такие как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник. Они в своих трудах стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным космосом и вселенной. Они устремили свои взоры в небо.

Философия эпохи Возрождения включает в себя не только натурфилософские идеи и идеи пантеизма, но и гуманистические взгляды. Философия этого периода требует от человека постоянного самосовершенствования, смелости в поиске смысла земного бытия, божественного начала во всем сущем.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

Для эпохи Возрождения характерно гуманитарное мировоззрение - т.е человек и его деятельность главное звено в цепочке мира. Человек главная производная мира, главное его творение. В эту эпоху у человека открылась жажда знаний - как появились люди? Что можно прочесть по звездам? Существует ли Бог?

Ответ:Варна кшатриев – это сословие истинных воинов в Индии. В идеале они – смелые и благородные защитники нуждающихся и творцы государства. По роду занятий и представлениям об идеальном воине они больше всего напоминают нам служивых дворян или средневековых рыцарей.

Объяснение:

Петр ll - Петр мало интересовался политикой и передоверил дела. Тем не менее, несколько указов из-под его пера все-таки вышло: важнейшие дела переносились в Верховный тайный совет; был упразднен главный магистрат; духовенству было запрещено носить мирскую одежду. Петр совершенно не интересовался делами армии и флота. Никаких серьезных перемен не происходило.

Екатерина ll - характеризуется противоречивыми стремлениями к соответствию идеям просвещённого абсолютизма с одной стороны и окончательным закрепощением крестьянства с предоставлением дворянам практически неограниченных прав — с другой.

Анна Иоанновна - Главные усилия во внутренней политике, императрица сосредоточила на закреплении позиций, завоеванных в ходе дворцового переворота 1730 г.

Ликвидация Верховного Тайного Совета. Учреждение Кабинета министров. Расширение привилегий и социальная поддержка дворянства. Отмена указа Петра I о единонаследии. Служба дворян была ограничена 25-летним сроком. Открыта балетная школа. Запрещение крестьянам заниматься предпринимательской деятельностью. Насильственная передача нищих и бродяг на казенные мануфактуры.

Кроме того, Анна Иоанновна вернула столичную функцию Петербургу и возобновила деятельность тайной канцелярии, развернувшей безудержные репрессии.

В сознании среднего человека эпоха Возрождения ассоциируется обычно с выдающимися произведениями искусства, и для этого есть основания. Однако Возрождение – более масштабное явление, оно стало результатом глобальных изменений в сознании людей и само привело к столь же существенным изменениям. В период Возрождения было создано новое мировоззрение, в котором религия и вера уже не могли быть основополагающей силой, мотивирующей все человеческие поступки.

Источники философии Возрождения

Считается, что первые проявления Возрождения появились уже во второй половине XIII века – началось так называемое Протовозрождение. На этом основании к числу культурных деятелей Возрождения относят Франческо Петрарку и Джованни Боккаччо, живших в XIV веке. Однако в основном Возрождение датируется XV-XVI веками, и ориентироваться надо на этот хронологический промежуток и предшествовавшие ему события и явления.

Изменения в мировоззрении (и философской мысли) европейцев были вызваны целым рядом факторов.

  1. Общий прогресс, развитие экономики, совершенствование способов производства увеличение объема прикладных знаний сделали человека менее уязвимым перед обстоятельствами. Люди позднего средневековья уже имели некоторые основания полагать, что располагают достаточными ресурсами и навыками, чтобы справляться с большинством своих проблем.
  2. Эпоха великих географических открытий стимулировала интерес к познавательной деятельности и развитию науки.
  3. Одновременно уменьшилось влияние церкви на среднего европейца. Люди теперь реже сталкивались с проблемами, разрешить которые могло только вмешательство свыше. Новые открытия сделали более очевидными логические несуразности многих религиозных постулатов.
  4. Влияние церкви уменьшилось и за счет укрепления светской государственной власти. Эпоха феодальной раздробленности в основном закончилась, и светские монархи уже не нуждались в покровительстве церкви для сохранения своей власти.
  5. Идеи Реформации сделали критическое, творческое отношение ко многим религиозным принципам (ранее считавшимся непререкаемыми) своего рода хорошим интеллектуальным тоном. Даже католические священнослужители позволяли себе оригинальные мысли и высказывания, далекие от догмы (к примеру, служителем церкви был Коперник).

Николай Коперник - священник, астроном, философ

Соответственно, философия Возрождения строилась на основе уважительного отношения к возможностям человека и его прикладным знаниям и умениям. Она не была атеистической, но уже не нуждалась в религии как непременной основе всех выводов и логических построений. Подобные идеи ранее были свойственны античному мировоззрению, почему Возрождение и характеризуется большим интересом к античным традициям и возвращением в культурную жизнь многих из них.

Философские сочинения эпохи Возрождения

Николай Кузанский - кардинал-философ

Гуманизм как основа философии Возрождения

В основе мировоззрения Возрождения лежал антропоцентризм – все философские построения делались вокруг человека, его личности и возможностей. Так закладывались основы гуманизма – теории о высшей ценности человека как такового. Гуманизм заменил собой средневековый теоцентризм, когда важнейшей ценностью и основой всего полагался бог.

Гуманисты Возрождения не были атеистами, но полагали, что высшие силы не вмешиваются непосредственно в человеческие судьбы, и устройство жизни человека зависит в первую очередь от него самого. Соответственно, они призывали ценить и развивать любые полезные человеческие качества.

В глазах гуманистов человек был почти равен богу, ибо был способен к самостоятельному познанию (без божественных откровений) и творчеству (аналогу божественного творения). Такая точка зрения вызвала к жизни резкий рост престижа знаний, науки, образования в эпоху Возрождения в сравнении со средними веками, а также привела к расцвету искусств.

Конечно, не все философские учения Возрождения были гуманистическими. Теория предопределения Жана Кальвина или учение Джироламо Савонаролы были далеки от гуманизма, но такая позиция перестала быть доминирующей. Еще одно направление – натурфилософия (бравшая за основу всего природу и ее явления) в целом не вступала в противоречие с гуманизмом.

Жан Кальвин - религиозный мыслитель

Познание в философии Возрождения

Признав за человеком способность устраиваться в мире самостоятельно, без помощи свыше, гуманисты признали за ним и возможность разобраться в принципах устройства окружающего. Большинство философов Возрождения были гностиками, то есть признавали мир познаваемым для человека с помощью его собственных сил.

Джордано Бруно - ученый-пантеист

При этом в эпоху Возрождения многие мыслители полагали, что человек способен познать своими силами и сущность божественного. Но бог трактовался ими не как высшая личность, а как некая основа, объединяющая мироздание в единую систему (пантеизм). Природа, как и человек, признавалась фактически богоравной. Таким образом, подвергались сомнению и критике догматы католицизма, но пока не идея божественного как таковая.

Теории общественного устройства эпохи Возрождения

Социальная философия Возрождения

Ряд философов Возрождения (Мор, Кампанелла, Макиавелли, Леонардо да Винчи, Савонарола…) сами занимались политикой в той или иной форме. Соответственно, у них был опыт в этой сфере, определяющий право судить о ней с научной точки зрения. Некоторые из них занимали твердую позицию по спорным вопросам государственного устройства своего времени и отстаивали ее до последнего (Мор, будучи лордом-канцлером Генриха VIII Тюдора, выступал против огораживаний и был казнен за споры с королем по вопросам создания англиканской церкви).

Историческое значение философии Возрождения

Философия Возрождения стала основой для дальнейшего развития гуманистического мировоззрения и прикладных знаний. В новом времени идеи гуманизма и индивидуализма утвердились в Европе почти повсеместно; они вызывали все большее недовольство феодальными порядками, оценивавшими человека не по его реальным качествам, а по сословной принадлежности. Возрождение способствовало росту общественной активности выходцев из непривилегированного сословия и, как результат, кризису феодализма.

Особенности философии Возрождения

Таким образом, Возрождение ознаменовало отказ от старого средневекового мировоззрения и начало формирования мировоззрения нового времени. Его прямым следствием стало дальнейшее развитие философии Просвещения.

Дело в том, что культура Возрождения берет свое начало из средневековой городской культуры, которая в большей степени ориентирована на человека, на его потребности, на сохранение его интимного пространства (ср.: в психологии проводится резкое различие между психологическим пространством сельского жителя и городского). Поэтому мировоззрение культуры Возрождения носит ярко выраженный светский характер.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Данте, Боккаччо, Петрарка, Шекспир и др. сделали внутренний мир человека объектом своего творческого и художественного внимания. Человек ликует на полотнах живописцев. Леонардо да Винчи проводит анатомические исследования с той целью, чтобы человек стал реальностью, живым, с сухожилиями и костями, слезами и смехом, а не некоей абстракцией, временно пребывающей на земле.

В этом заключается демократический характер Ренессанса.

Однако Возрождение имело и оборотную сторону. Сместив Бога на своем посту, человек получил право на абсолютизацию человеческого начала. Вместе с утверждением права на интимную жизнь пришла идея о вседозволенности. Этические нормы стали рассматриваться не сквозь призму Бога, а сквозь призму Человека. Культура Ренессанса стала максимально телесной, чувственной, и эта чувственность часто сметала чувствительность, эстетика стала превалировать над этикой до такой степени, что стало возможным говорить об антиэстетизме.




Человека некому было обуздывать — Церковь, которая должна была выполнять роль общественного регулятора, сама стала рассадником моральных преступлений и физических извращений.

Вместе с тем человеческая мысль искала и в то время не только основания для чувственного радостного бытия, но и принципы организации человеческого общества, поскольку социальное неравенство сохранялось. Именно к этому периоду относятся учения об утопическом социализме.

Другими реформаторами религиозного учения католицизма выступали У. Цвингли и особенно Ж. Кальвин.

Дело в том, что культура Возрождения берет свое начало из средневековой городской культуры, которая в большей степени ориентирована на человека, на его потребности, на сохранение его интимного пространства (ср.: в психологии проводится резкое различие между психологическим пространством сельского жителя и городского). Поэтому мировоззрение культуры Возрождения носит ярко выраженный светский характер.

Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, в наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Данте, Боккаччо, Петрарка, Шекспир и др. сделали внутренний мир человека объектом своего творческого и художественного внимания. Человек ликует на полотнах живописцев. Леонардо да Винчи проводит анатомические исследования с той целью, чтобы человек стал реальностью, живым, с сухожилиями и костями, слезами и смехом, а не некоей абстракцией, временно пребывающей на земле.

В этом заключается демократический характер Ренессанса.

Однако Возрождение имело и оборотную сторону. Сместив Бога на своем посту, человек получил право на абсолютизацию человеческого начала. Вместе с утверждением права на интимную жизнь пришла идея о вседозволенности. Этические нормы стали рассматриваться не сквозь призму Бога, а сквозь призму Человека. Культура Ренессанса стала максимально телесной, чувственной, и эта чувственность часто сметала чувствительность, эстетика стала превалировать над этикой до такой степени, что стало возможным говорить об антиэстетизме.

Человека некому было обуздывать — Церковь, которая должна была выполнять роль общественного регулятора, сама стала рассадником моральных преступлений и физических извращений.

Вместе с тем человеческая мысль искала и в то время не только основания для чувственного радостного бытия, но и принципы организации человеческого общества, поскольку социальное неравенство сохранялось. Именно к этому периоду относятся учения об утопическом социализме.

Другими реформаторами религиозного учения католицизма выступали У. Цвингли и особенно Ж. Кальвин.

Возрождение, или Ренессанс, — один из важнейших периодов в истории развития европейской науки, культуры и мировоззрения, пришедших на смену Средневековью. Он оказал огромное влияние на развитие и становление человечества. Философия эпохи Возрождения отражает глубокий перелом во взглядах того времени на окружающий мир, религию и роль человека в мироздании.

Натурфилософия эпохи возрождения

Исторические события

Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.

Обстановка в Европе

Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.

Философия эпохи возрождения

Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.

Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.

Философы эпохи возрождения

К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.

В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.

Предпосылки возникновения

Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:

Философия эпохи возрождения имеет следующую хронологию

  • политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
  • географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
  • научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.

По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:

Утопические учения эпохи возрождения

  • Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
  • Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
  • Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.

Философия эпохи возрождения кратко

Общие характеристики философии Ренессанса:

Пантеизм

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
  • Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.

Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.

Основные направления

С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.

Франческо Петрарка

Развитие гуманизма

Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:

Франческо Петрарка

Леонардо да Винчи

В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.

Последователи Платона и натурфилософии

Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.

Николай Кузанский

Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:

Николай Коперник

  • Николай Коперник — польский ученый, создатель космологической теории. — последователь идеи о множестве миров во Вселенной и бесконечного разнообразия природы. — изобретатель телескопа, доказавший, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  • Тихо Браге — датский астролог и алхимик, положивший начало постоянным астрономическим наблюдениям и открывшим первую сверхновую звезду.

Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.

Реформационное движение и утопические идеи

Жан Кальвин

Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).

Томмазо Кампанелла

Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.

Читайте также: