В чем состоит специфика социального познания ответ аргументируйте на основе трех оснований кратко
Обновлено: 05.07.2024
СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
О каком познании ведет речь Гете?
Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
С6. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему.
«Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца
науки. В начале XX века еще возникали новые концепции, которые
переворачивали представление о мире (квантовая механика, теория
относительности, генетика). А во второй половине XX века
ничего не произошло. Спутники, компьютеры, — это не наука, а техника.
2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке?
С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему
КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, часто оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся социального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам.
Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать систематическую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки является убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за истину.
В социальной психологии, изучающей причины социального поведения и социального мышления, чаще других используется экспериментальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие переменные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает естественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.
1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания?
Приведите пример, конкретизирующий один из них.
4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.
С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.
С9. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Истина сама по себе. – соответствие между нашей мыслью и действительностью. Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося.
Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанавливает подлинный вид вещей, когда объясняет их. Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким
образом, деятельность нашего ума определяется: 1)фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума. Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютного
(Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф.Брокгауза – И.Ефрона)
2) Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем
3) В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной
(умственной) деятельности человека, направленной на
постижение мира? Соответствуют ли эти положения
современным взглядам на роль рационального мышления в
познании? Свой вывод обоснуйте.
4) Как автор характеризует роль науки в процессе познания?
Какие методы помогают науке добывать истинное знание?
С10. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
1) Укажите любые три из приводимых в тексте определений
2) Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую
причину этих изменений они указали?
3) Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные и
проблемы, которые являются предметом междисциплинарных
исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
4) Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом
современного общества. Приведите три примера влияния
современной науки на общество.
ОТВЕТЫ
Часть 1. Уровень А
№ задания | ответ |
Часть 2. Уровень В.
№ задания | ответ |
Умения | |
Личность | |
Навыки | |
Способности | |
Талант | |
А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д | |
А;В;Б;Б;А | |
3,4,5,6 | |
Активное | |
Аналогия | |
Умозаключение | |
По аналогии | |
Ценностное | |
Сознание | |
Факты | |
А-2,3,5; Б-1,4,6 | |
Абсолютный | |
Познавательный | |
Научный | |
А)Концепция; Б)Теория | |
Интуиция | |
Формируется | |
Внутреннюю, внешнюю | |
В;Е;Д;Б;А;Г | |
Б;Е;А;Д;В;Г | |
1;2 | |
2,3,6 | |
2,3,5 | |
2,3,5 | |
ББАА |
Часть 3. Уровень С.
С1. Правильный ответ:
С2. Эмпирический и теоретический.
СЗ. Правильный ответ должен содержать следующие позиции:
- позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т.е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;
- в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей. Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысл.
С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
- ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.
Примеры могут быть приведены иные, но не искажающие смысл суждений.
С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:
1) Гете ведет речь о самопознании;
3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.
С6. Верный ответ должен содержать следующее:
1) Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных открытию квантовой механики, теории относительности, генетики.
2) Правильный ответ может содержать следующие позиции:
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития
общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития
нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и
реальностью. Или пагубно для экономики сказалось отсутствие рыночных
механизмов регулирования экономики.
Могут быть приведены другие примеры для обоснования своей точки зрения.
3) Правильный ответ может включать следующее:
Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка.
4) При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное. С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.
Могут быть приведены любые примеры, раскрывающие собственную точку
1) В ответе могут быть названы следующие виды познания, упоминаемые в тексте:
2) В ответе могут быть указаны следующие особенности научного познания:
— использование специальных методов;
— сбор систематической информации;
— проверка и перепроверка полученных данных
3) Содержание ответа должно отразить следующее:
— недостаточная доказательность ненаучного познания;
В примерах не должно быть искажения суждения.
4) В ответе должны быть указаны:
— экспериментальный метод и метод корреляции;
— в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из
изучаемых переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.
3. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте на основе трех оснований.
• позиция исследователя всегда влияет на оценку факта, т. е. исследователь — активный субъект, его оценка во многом личностна и может зависеть, например, от идеологии общества, воззрений исторической эпохи. Социальное знание всегда ценностно;
• в социальном познании методы естественных наук неприемлемы, так как общество представляет собой мир живых людей. Если естествознание ориентировано на причинно-следственное объяснение явлений, то социальное познание — на понимание смыслов и целей.
Могут быть приведены и другие основания суждения, не искажающие его смысла.
4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.
• ученик использует учебные приемы, а ученый — методы науки. Например, лабораторный эксперимент в учебной деятельности отличается от научного эксперимента.
Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысла суждений.
1) О каком познании ведет речь Гете?
2) Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?
1) Гете ведет речь о самопознании;
3) могут быть названы имена Аристотеля, И. Канта, Ф. Ницше и др.
6. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
Ученый считает, что во второй половине XX века не произошло новых теоретических открытий, равных квантовой механике, теории относительности, генетике.
2) В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Аргументируйте свой ответ с помощью двух конкретных примеров.
Главное назначение науки ученый видит в открытии законов природы мировоззренческого характера.
При несогласии: наука изучает не только законы природы, но и законы развития общества. Так, недооценка социологической науки в советский период развития нашей страны привела к разрыву между декларируемыми положениями и реальностью. На развитии экономики пагубно сказалось отсутствие рыночных механизмов ее регулирования.
Могут быть приведены другие примеры.
3) Что такое концепция в науке? Дайте определение.
Концепция — понятие многозначное, его основные значения — идея, замысел, точка зрения, система взглядов, объединенных общей логикой, руководящий принцип, трактовка.
При отрицательном ответе могут быть приведены аргументы в пользу того, что в современном мире наука стала активной производительной силой, а современное общество — постиндустриальное, техногенное.
С другой стороны, широкое внедрение компьютеров и спутников в жизнь общества может иметь отрицательные последствия.
Могут быть приведены другие примеры.
7. Правильные ответы на задания к тексту могут быть следующими.
1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?
2) Каковы, на взгляд автора, особенности научного познания? Укажите две черты.
• использование специальных методов;
• сбор систематической информации;
• проверка и перепроверка полученных данных.
3) В чем автор усматривает недостатки ненаучных методов познания? Приведите пример, конкретизирующий один из них.
• недостаточная доказательность ненаучного познания;
В примерах не должно быть искажения суждения.
4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ними. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социальных явлений.
• экспериментальный метод и метод корреляции;
• в рамках эксперимента изменения могут вноситься только в одну из изучаемых, переменных. При корреляции происходит простое наблюдение за естественными процессами.
В качестве других методов социального познания могут быть названы:
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой — это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций
Ускоренная подготовка к ЕГЭ с репетиторами Учи.Дома. Записывайтесь на бесплатное занятие!
-->
Задание 17 № 38556
Как раскрывают авторы смысл понимания в социальном познании? В чём, по мнению авторов, проявляется ценностно-смысловое воспроизведение человеческого существования в социальном познании? В чём выражается сведение социальных явлений к природному началу?
Прочитайте текст и выполните задания 21–24.
Социальное познание – это один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные (общественные) явления и процессы, общество в целом или его отдельные стороны – экономику, образование, политику, духовную сферу. Социальное познание направлено также на социальные отношения, где тесно переплетаются материальное и идеальное, объективное и субъективное, сознательное и стихийное, где люди выражают свои интересы, ставят и реализуют определенные цели. В социальном познании исключительное внимание уделяется единичному, индивидуальному. Предметом социального познания является и мир человека как автора и исполнителя своей собственной драмы, которую он же и познает.
Социальное познание – всегда ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого существования. Оно неразрывно и постоянно связано с ценностями (оценка явлений с точки зрения добра и зла, справедливого и несправедливого), которые указывают на человечески значимую и культурную роль определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения. Всё указанное входит в процесс социального исследования и неизбежно сказывается на содержании получаемых в этом процессе знаний. При исследовании социальных явлений недопустимо как сведение к природному – в частности, попытки объяснить общественные процессы только законами естествознания, так и противопоставление природного и социального вплоть до их полного разрыва. Важное значение в социальном познании имеет понимание как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.
Весьма сложным является характер взаимосвязи объекта и субъекта социального познания: связь с социальной реальностью обычно происходит через источники – исторические тексты, хроники, документы. Если естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, то социальные – на тексты, которые выражены в определённой знаковой форме.
(По Л.Я. Курочкиной и М.И. Тарасовой)
Задания Д22 C3 № 38557
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) объяснение, например: тот, кто осуществляет познавательную деятельность, источник познавательной активности (индивид, группа лиц и т. д.);
(Может быть дано другое объяснение.)
2) ответ на первый вопрос, например: человек — автор и исполнитель своей собственной драмы, которую он же и познаёт;
3) ответ на второй вопрос, например: естественные науки непосредственно нацелены на вещи, их свойства и отношения, а социальные — на тексты, которые выражены в определенной знаковой форме.
Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Читайте также: