Как назвать уборку территории в школе

Обновлено: 05.07.2024

Каждый населённый пункт нашего района имеет свою историю. И вспомнить прошлое тем более полезное, так оно неразрывно связано с настоящим. Наша станица основана казаками в 1907 году. Знание этих событий необходимо для воспитания молодёжи в народных традициях предков, воспитание гордости за то место, где ты родился. В 2011году была заложена часовня Александра Невского в память разрушенной церкви в 1961 году Александра Невского. Наша школа является социокультурным центром станицы, где учат любить свою малую Родину. В одном из направлений Национальной образовательной стратегии – инициативы "Наша новая школа” говорится о том, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Реальная отдача получится лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. В школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни.

І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Актуальность и важность проекта . За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является проект благоустройства школьной территории, создаваемый самими учениками, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб, пришкольного участка). Чтобы выглядела школа красиво, необходимо, чтобы станица тоже была чистой. Трудовые акции по уборке территории проводятся каждый год. В станице очень много мусора, поэтому территория требует благоустройства. Одной из главных задач проекта является уборка территории и улучшение внешнего вида парка, кладбищу Героев и прилегающих улиц станицы. Ежегодно разрабатывается план мероприятий по очистке территории от мусора, по уборке школьного сада от сучьев и сухой травы, по уборке территорий у ветеранов войны, к сожалению, их в станице осталось двое: Дрокин Ф.Б., Матвейкин Н.В. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё всё прекрасно. Школьники занимаются озеленением территории школы, посадкой цветников и кустарников. Они чувствуют и понимают, что создавая эту красоту, будут радоваться не только они, но и все окружающие. Известный педагог В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: "Если ребенок вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком. Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно делать все, чтобы само помещение школы, её территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.

Наша школа размещается на территории станицы Александроневской Выселковского района. В настоящее время в станице проживает около 800 жителей. Здание школы, построено в 1913 году. Общая площадь школьной территории – 1,5 га. Поэтому проблема благоустройства территории является актуальной с первых дней её существования. Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности. Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я. На благоустройство территории школы, ремонт и создание уюта внутри школы ежегодно уделяется большое внимание. Уровень общей культуры сельского населения низок, практически отсутствует экологическая культура. Красота должна окружать человека повсюду: на улицах станицы, во взаимоотношениях с окружающим миром. Воспитанием красивых мыслей и поступков занимается, прежде всего, школа, но это должно сопровождать ребёнка и тогда, когда он выходит из стен школы. Чтобы воспитать красивую личность надо сделать красоту неотъемлемой частью жизни станицы. Таким образом, выявилось противоречие между запросами педагогического коллектива, учеников и родителей нашей школы и теми условиями, которые созданы в станице.

ІІ. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится всегда в поле зрения станичников. Коллектив школы несет большую ответственность по воспитанию у учащихся, бережного отношения к своему селу, развитию эстетического вкуса и умению ценить прекрасное. Поэтому в МБОУООШ №19 сложилась система нравственного и трудового воспитания учащихся, важной частью которой является привитие учащимся любви к природе и труду. Воспитательная система позволяет успешно решать задачи обучения школьников различным трудовым умениям и навыкам, обогащать их новыми знаниями о растениях и технологии их выращивания, производства овощей . Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы, на территории располагается пришкольный участок и школьный сад. ІІІ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Ø создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;

Ø наиболее рациональное использование школьной территории в учебном процессе и хозяйственной деятельности школы;

Ø улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счет зеленых насаждений и цветов;

Ø воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;

Ø развитие исследовательской деятельности школьников;

Ø развитие творческих способностей учащихся;

Ø формирование навыков здорового образа жизни.

Ø Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.

Ø Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.

Ø Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;

Ø Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.

Ø Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;

Ø Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.

3.1. Ключевые компетентности, которые формирует проект. В ходе разработки и реализации проекта формируются следующие компетентности обучающихся. Предметные - получение знаний о ландшафтном дизайне, об экологии растений, о свойствах почвы, об основах растениеводства.

Надпредметные: формирование навыков применять различные методы исследования (наблюдения, сравнения, определения), работать с разными источниками информации, изображать информацию в разных моделях.

Общие: Умение актуализировать проблему и предлагать разные способы её решения. Умение прогнозировать дальнейшую деятельность по реализации проекта.

1. Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режима на территории школы.

2. Создание условий для отдыха и игры учащимся начальной школы.

3. Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеучебной работе.

ІV. СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА

Летом 2009 года выполнено частичное благоустройство дворовой территории школы, асфальтированы подъезды к центральному входу.

1-зона проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием)

2-я зона – игровая (игровая площадка для школьников начальных классов); спортивная игровая площадка для игры в футбол.

3-я зона – Маленькая Атамань (кубанский дворик);

4-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной);

5-я зона – зеленая (по фасаду школы и во дворе школы)

6-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок).

7-я зона- профилактики детского дорожно-транспортного- травматизма(оборудованная транспортная площадка)

4.1. Этапы проекта. Первый этап – февраль-март:

*учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка. Второй этап – апрель – май:

*подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;

*весенняя обработка почвы;

*работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников;

*весенние посадки (реализация проектов); Третий этап – июнь – август:

*уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка;

*систематическая уборка урожая и его реализация. Четвертый этап – сентябрь-октябрь:

*уборка урожая и его реализация; сбор семян;

*осенняя обработка почвы;

*подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов;

*Праздник осени, выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.

4.2. Планы реализации проекта. Работа по благоустройству школьной территории состоит в выравнивании почвы, создании дорожек, вырубке старых деревьев и посадке новых, формировании газонов и клумб, установке урн и др. Эти задачи нам предстоит осуществить своими силами, а также школьниками и работниками школы. В большинстве случаев, не маловажной целью проекта благоустройства школьного двора является установка удобных лавочек или скамеек, а также создание мини газонов или клумб. Спортивная площадка – это важная часть школьной территории, где ученики проводят много времени. Поэтому компактное размещение на ней всех объектов (беговых дорожек, площадок для игры в волейбол или баскетбол, ) является очень важным и необходимым элементом в благоустройстве. Имеющиеся на территории школы игровые площадки, школьные сады, являются местом отдыха и развлечения. Современный проект по благоустройству школьного двора заключается в асфальтировании участка для проведения мероприятий и формировании газонов вокруг него. Профессионально выполненная работа по реализации данных проектов приводит к тому, что школа становится современным и привлекательным учебным заведением. Места для отдыха должны быть оборудованы декоративными лавочками. Примерные проекты благоустройства школьного двора

Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы будем привлекать родителей и работников школы . 4.3. Ландшафтный дизайн и озеленение. Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский проект, выполненный с учётом многих факторов. Мы все любим и ценим природу, ее красоту и свежий воздух. Многие любят проводить как можно больше времени на природе. Дизайн ландшафта — это искусство, и, так же как и любой вид искусства в нем есть свои правила и нюансы. Для создания не только красивого внешнего вида нашего участка, школа занимается озеленением. Ландшафтное озеленение — это комплекс различных работ, позволяющих улучшить экологическое состояние растений, благодаря чему они будут еще долго радовать вас своими яркими цветами, и создать атмосферу благоприятную для человека. Правильная посадка деревьев способствуют увеличению кислорода на участке, задерживанию пыли и значительному уменьшению шума. Мы понимаем, что ландшафтный дизайн должен полностью отвечать всем потребностям в комфорте и красоте, ведь отдых на природе должен приносить спокойствие и эстетическое удовольствие каждый день. Озеленение и благоустройство территории начинается с проектирования и подбора соответствующего посадочного материала и газона. Цветы – это идеальный и универсальный инструмент в ландшафтном дизайне. Они придали нашему школьному двору неповторимое очарование.

Предполагаемые расходы на благоустройство школьной территории. На благоустройство остальных дорожек – 10 тыс.руб

Лавочки – 30 тыс.руб. Забор – 120 тыс.руб .

1-зона проведения торжественных мероприятий (площадка с необходимым оборудованием) - 30тыс. руб.

2-я зона – игровая (игровая площадка для школьников начальных классов); спортивная игровая площадка для игры в футбол. - 3млн.руб.

3-я зона – Маленькая Атамань (кубанский дворик) - 10 тыс.руб.

4-я зона – хозяйственная (двор школы у газовой котельной) - 5тыс.руб.

5-я зона – зеленая (по фасаду школы и во дворе школы) - 25тыс. руб.

6-я зона – учебно-опытническая (пришкольный участок) - 2тыс.руб.

7-я зона- профилактики детского дорожно-транспортного- травматизма(оборудованная транспортная площадка) – 500руб.

Этап 2. Пути решения .

Оформление и поддержание в должном состоянии клумбы у окон кабинета директора- Лапин-Лаус В.Ю.

Моделирование дизайна и уход за посадками во внутреннем дворе школы 7 класс.

Посадка и уход за клумбами у главного входа 5 класс-Костюченко А.А.

Обрезка кустов и уход за газоном на спортплощадке 7 класс – Дробышева С.И.

Посадка цветов, обрезка и побелка деревьев перед входом в школу 6 класс – Манелова Ю.В.

Этап 3. Наши результаты ·

Об итогах реализации проектов отчитаться в первую неделю сентября.

Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем. Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему. "Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделаем всё , чтобы вид нашей школы имел эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Ценность этой работы заключается в следующем:

1. Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами.

2. Ведение последовательной и целенаправленной работы по экологическому образованию и благотворительной деятельности.

3. Изыскание моментов сотрудничества школьников с руководством при решении проблемы общественных вопросов.

4. Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Кто убирает и почему важно участвовать

В пресс-службе столичного департамента образования отмечают, что субботник — это добрая традиция. Ее цель — не только добровольная уборка территории после осенне-зимнего периода, а еще и сплочение учеников, воспитание в них экологической культуры и ответственного отношения к природе и труду.

— Ежегодно московские школы организуют общешкольные мероприятия, в которых на добровольных началах принимают участие весь коллектив школы, дети и их родители. В том числе к таким мероприятиям относятся и весенние общегородские субботники, — сообщили в департаменте.

Также в нем отметили, что уборкой помещений и территорий в московских школах занимаются подрядные клининговые организации.

— Школа, в свою очередь, осуществляет контроль за соблюдением условий контракта, — отметили в пресс-службе.

Эколог Георгий Каваносян считает, что субботники крайне важны для воспитания подрастающего поколения и изменения отношения к окружающему миру взрослых. Однако в глобальном плане для экологии и охраны окружающей среды они дают немногое.

— Для воспитания, тимбилдинга дает очень многое. Когда человек несколько раз убрал на природе, он потом не будет бросать фантик в дикую природу. Воспитательная функция. Мне нравится определяющее предложение: субботник — это когда люди, не мусорившие целый год, убираются за теми, кто целый год мусорил, — сказал эколог.

В департаменте образования отмечают, что администрация образовательной организации не имеет права принуждать детей или их родителей убирать помещения или прилегающую территорию.

Адвокат Янис Юкша, в свою очередь, добавляет, что о добровольной основе мероприятия важно помнить. Никто не может принуждать участвовать в субботнике, и отказ родителей по каким-либо причинам не должен приводить к конфликтам с образовательным учреждением.

— В Москве в каждом округе при органах власти, администрации есть соответствующие отделы и должностные лица, которые занимаются проблемами образования дошкольного, школьного и так далее. Они решают вопросы, которые выбиваются из ряда законного течения отношений между родителями и учебным заведением. Если понимание между администрацией и родителями не находится, то подобное обращение возможно, — сказал адвокат.

— Поэтому в таком случае лучше пытаться договориться. Хотя, я подчеркиваю, что принуждение к подобным вещам является незаконным. И тот путь, который мы уже назвали, вполне себе возможен, — подчеркнул Юкша.

Председатель Комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты России, (директор по стратегическому развитию Кружкового движения Национальной технологической инициативы) Наталья Кравченко также отмечает, что заставлять родителей выходить на субботник в школах и детских садах неправильно и в данном вопросе необходимо искать компромисс. Однако, по ее мнению, участие в таком мероприятии — отличная возможность интересно и весело провести выходной со своими детьми.

С другой стороны, участие ребенка в субботнике несет важную воспитательную миссию. Он по-другому начнет относиться к окружающему пространству — своей комнате, двору, городу и всей планете — если сам хоть раз примет участие в уборке.

Весело и с пользой

Директор Московского детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Дмитрий Моргун рассказывает, что субботники в центре всегда проводятся необычно: с игровыми программами, соревнованиями по уборке и благоустройству территорий, творческими конкурсами и акциями по сбору отходов или макулатуры.

— Часто субботники проводились в Международный праздник — День Земли, когда вся программа дня была связана с идеями заботы о Земле, охране природы. Так, субботники хорошо вписываются в образовательные программы с экологическим уклоном. Сама среда, атмосфера проведения их обуславливает нестандартный формат. Все субботники сопровождаются играми на свежем воздухе, квестами, викторинами, проведением акций по сбору вторсырья, — говорит Моргун.

Он отмечает, что такие субботники — не только воспитание ответственного отношения к природе, эколого-просветительский компонент для участников и проявление заботы к природе, но еще и возможность встретиться в неформальной обстановке с друзьями, единомышленниками, жителями района.

Кроме того, центр делает и дарит скворечники самым активным участникам весеннего субботника. А по итогам мероприятия создается интерактивная карта дуплянок.

— В результате соревнований по сбору пластиковых и стеклянных бытовых отходов на обширной парковой территории Центра наиболее активные участники получают сувениры и призы с символикой экологического праздника, — добавляет Моргун.

Детский и родительский взгляд

По ее словам, в центре очень интересные субботники, и их организаторы умеют мотивировать совершать полезные для города дела.

— Бывает, что хочется увильнуть — но это нужное дело, так что идем без лишних разговоров, — добавляет Наталия Колпакова.

— Я всегда буду стараться делать мир вокруг чище, уже сейчас помогаю сортировать мусор и не бросаю бумажки мимо урны, — говорит ученик Егор Трошкин.

Дети также добавляют, что хотят заботиться об окружающей среде, когда вырастут. Они хотят сажать деревья и покупать те вещи, которые можно перерабатывать.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Субботник - это прекрасный способ проявить наше желание жить в красивом мире, всем вместе пообщаться в неофициальной обстановке на открытом воздухе в осенний денёк, ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы.
И как приятно, проведя уборку, смотреть на мир, который стал ещё красивее благодаря нашим стараниям.

13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.

Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.

Денёк выдался ясным, солнечным, что способствовало отличному настроению. Вооружившись необходимым инвентарем, ребята и педагоги с удовольствием приводили в порядок территорию. Все трудились с большим душевным подъемом, Кто - то подметал листву, кто – то её сгребал в кучки, кто - то собирал в мешки и относил к мусорке. Уставшие, но с отличным настроением закончили работу. Приятно было видеть результат своего труда, каждый внес в это дело частичку своего тепла, чистая территория нашего приюта радует глаз всех окружающих, везде чисто и сказочно красиво. Субботник прошел очень воодушевленно и активно, все были полны задора и желания ухаживать за своей родной природой, ведь природа, окружающая мир — это наш дом. И мы должны поддерживать чистоту и порядок в нем. Все были довольны собой и работой, которую сделали. Все потрудились на славу! Молодцы.

Краткое описание документа:

Субботник - это прекрасный способ проявить наше желание жить в красивом мире, всем вместе пообщаться в неофициальной обстановке на открытом воздухе в осенний денёк, ведь порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы.
И как приятно, проведя уборку, смотреть на мир, который стал ещё красивее благодаря нашим стараниям.

13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.

Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.

Денёк выдался ясным, солнечным, что способствовало отличному настроению. Вооружившись необходимым инвентарем, ребята и педагоги с удовольствием приводили в порядок территорию. Все трудились с большим душевным подъемом, Кто - то подметал листву, кто – то её сгребал в кучки, кто - то собирал в мешки и относил к мусорке. Уставшие, но с отличным настроением закончили работу. Приятно было видеть результат своего труда, каждый внес в это дело частичку своего тепла, чистая территория нашего приюта радует глаз всех окружающих, везде чисто и сказочно красиво. Субботник прошел очень воодушевленно и активно, все были полны задора и желания ухаживать за своей родной природой, ведь природа, окружающая мир — это наш дом. И мы должны поддерживать чистоту и порядок в нем.Все были довольны собой и работой, которую сделали. Все потрудились на славу! Молодцы.

Генеральная уборка в классе

В школьные годы каждый ученик столкнется с уборкой класса и субботниками. Это неотъемлемая и очень важная часть школьной жизни. Если вы или ваши дети еще не понимают значимости таких занятий, то обязательно ознакомьтесь с материалом.

Уборка в классе и все о ней

Если вам кажется, что детей сильно напрягают, то не стоит делать поспешных выводов. В Японии, например, в школах полностью отсутствуют уборщики. Детей с начальных классов приучают к чистоте и заставляют делать полную уборку, в том числе туалетов. Неудивительно, что японцы очень трудолюбивые и ответственные. Во многом коллективная уборка сделана именно с этой целью.

В большинстве наших школ работники моют полы только в коридорах и холлах. Это обусловлено тем, что разные классы заканчивают учиться в разное время. Более того, уборщицам приходилось бы таскать с собой огромную связку ключей от каждого кабинета. Это неудобно, долго и в крупных зданиях даже несколько человек фактически не справятся с объемом работ.

Классная уборка – относительно простое занятие, которое выступает как легкая физическая нагрузка и помогает развивать чувство ответственности. Ученики выполняют следующий объем работ:

  • очистка доски от старых надписей мелом;
  • поливка цветов;
  • подметание класса;
  • влажная уборка;
  • вынос мусора;
  • выравнивание парт и другое.

В зависимости от школы этот список может быть больше или меньше. Часто детей разбивают на группы (звенья) по 5-6 человек. Коллективы чередуются каждый день или через неделю.

Генеральная уборка включает все вышеописанные работы и очистку окон (с внутренней стороны), плинтусов, протирку полок в мебели. Ее могут проводить всем коллективом на классном часу или после уроков.

Субботники в школе

Пришкольные территории несколько раз в год очищают силами всего учебного заведения. Не стоит расценивать субботник как сложную и надоедливую работу. В первую очередь, это возможность весело и бодро провести время со своими одноклассникам. Особенно повезет, если уборка будет проходить вместо нескольких занятий.

Каждому классу выделяется определенный участок. Из дома потребуется принести инвентарь. Минимум – рабочие перчатки и веник. Ученики, которые живут в своих домах, нередко приносят лопаты и грабли. Инструмент крайне полезный, особенно, во время осени. Если каждый усердно работает, то закончить уборку выделенного участка можно за 1-1,5 часа. Мероприятия развивают у детей готовность к самоопределению в социуме, бережное отношение к чужому труду и общественному имуществу.

Пытаемся прогулять

Самовольный прогул — это всегда опасность нарваться на проблемы. Классный руководитель не оценит вашего поступка, поэтому не удивляйтесь, если к доске вы станете ходить намного чаще. Хуже всего, если коллектив не одобрит вашего прогула и начнет издеваться или объявит бойкот.

Уборка класса и субботники не представляют ничего страшного. В большинстве случаев это хорошая разминка от постоянной учебы и шанс повеселиться с друзьями.


Введение

Актуальность данной работы связана с необходимостью формировать чувства ответственности за облик родного города и желание изменить его к лучшему [10].

Любой населенный пункт – это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой только от человека зависят чистота и порядок. Скопление во дворах строительного мусора, отсутствие экологической культуры у части населения, недопонимание значимости и важности чистоты и благоустройства речной зоны – признаки проблемы, выявленные в ходе работы. Кто-то относится к этому равнодушно, кто-то с сочувствием, кто-то при случае выходит на субботники по уборке территории. Однако проблема с каждым годом становится всё острее. Настало время подключиться к её решению.

Гипотеза проекта. Мы предполагаем, если каждый человек с детства научиться беречь и заботиться об окружающей среде, о природе родного края и о своей малой родине, приносить ей только пользу, а не вред, то экологическая обстановка улучшится.

Цель проекта: актуализировать внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения улиц, озёр, способствовать формированию экологической культуры и твёрдого убеждения в том, что мусору место на свалке, а не на улицах и задворках.

В соответствии с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

Цель и задачи настоящей работы определили выбор методов проекта:

  • Поисковый;
  • Исследовательский;
  • Аналитический;
  • Количественный приём статистического метода;
  • Анкетирование.

Территория реализации проекта: Рудничный район города Кемерово.

Практическая ценность данной работы заключается не только в акцентуализации внимания на проблеме экологии родного края, но и в возможности применения выводов и материалов исследования в быту. Жизнь обязывает нас уметь понимать природу и грамотно выходить из разных ситуаций.

Описание проекта

Реализация проекта осуществляется в рамках пяти направлений:

  • Организационные мероприятия;
  • Эколого-просветительские мероприятия;
  • Практические природоохранные мероприятия;
  • Исследовательская работа;
  • Участие в районных, городских конкурсах.

Распределение обязанностей среди участников проекта:

  • Журналисты - беседы с населением, учащимися;
  • Фотокорреспонденты - сбор материалов для стенда и для отчёта по результатам выполнения проекта;
  • Сценаристы - подбор, составление плана работы;
  • Художники - выпуск плакатов, листовок;
  • Рабочие (все) - уборка территории от мусора.

Формы работы: беседа, совместная трудовая деятельность родителей и детей, встреча, конкурс, конференция, экскурсия, сбор ТБО, трудовой десант, выставка, изготовление кормушек, скворечников, озеленение школьной территории.

План работы над проектом:

I. Подготовительный этап

II. Информационный этап

III. Практический этап

Уборка школьной территории, посадка деревьев по улице Серебряный бор, очищение береговой линии пруда Отрадный, изготовление скворечников, кормушек, благоустройство школьной территории (посадка саженцев, цветов, оформление клумб)

IV. Заключительный этап

Ожидаемые результаты:

  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
  • благоустройство школьной и близлежащей территории;
  • создание в ходе проекта стенгазет, листовок;
  • привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
  • осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.

Освещение работы школы по экологическому направлению:

Пруд Отрадный. Экологическое состояние водоёма

В рамках проведения Всемирного Дня воды на одном из заседаний школьного ученического самоуправления была поднята тема состоянию водных объектов Рудничного района. Оксана Александровна познакомила нас с водоёмом, расположенном на границе Кировского и Рудничного района. Интересна история создания данного пруда: оказывается, дедушка Оксаны Александровны, участвовал в раскопках котлована для этого озера и запускал первую рыбу в чистый водоём.

С целью выявления состояния озера была организована экскурсия.

Оказалось, летом пруд Отрадный привлекает не только окрестных жителей, на озеро приезжают отдохнуть семьями со всего города. Всем дарит оно живительную прохладу, возможность искупаться, порыбачить под сенью изящных берез и просто хорошо провести время вдали от шумной суеты людской обители. На его тихих берегах находится множество пляжей и деревья, в тени которых можно укрыться от солнца и жары: тонкие осины, пушистые ели, могучие сосны. В осенние холода красочная природа этого места согревает сердце и душу, дает волю фантазии и служит пристанищем вдохновения юных поэтов, фотографов и художников. Но как же благодарят щедрый водоем люди? [1, 316].
Из года в год глазам предстает неприятная картина, стоит только ступить на территорию озера: огромное количество бытовых отходов прибивается к берегам, горы мусора оставляют после себя отдыхающие на суше… Местные жители безответственно превратили окрестности в место повышенной опасности. Вредные вещества, содержащиеся в мусоре, попадают в воду, что очень опасно для здоровья человека и жизни братьев наших меньших, что задолго до нас облюбовали это озеро.

Не следует также забывать, что беспорядок приводит к расстройству нервной системы, влияет на психологическое состояние, а, значит, вредит здоровью не меньше, чем ядовитые вещества [9, 271].

Исследование: опрос, анкетирование, интервью.

Социальная категория: 50% - рабочие, 10% - служащие, 40% - пенсионеры

  • 10 человек ответили, что это молодежь
  • 5 человек – что это подростки
  • 15 человек – указали на взрослых

Не задумываясь выбросили бы в общественном месте:

  • 5 - пустую банку
  • 5 – обертку от жевательной резинки
  • 20 не выбрали никакие варианты. Мы считаем это показателем экологической культуры у части взрослого населения.

Главной причиной захламления окрестностей водоёма большинство опрошенных выбрали:

  • недостаточное количество контейнеров для мусора – 65%
  • низкий уровень культуры – 35%

Решение проблемы:

Мы поняли, что проблема загрязнения озера существует. Большинство жителей хотели бы видеть озеро чистым и приятным для отдыха. И мы сможем сделать его таким, если постараемся [см. приложение 1].

Когда мы приехали к месту назначения, многие из нас заметили, что в этом году мусора гораздо меньше, чем в прошлом: уже не так много вокруг валялось бутылок, фантиков, бумажек, и следов пикников почти не было видно. Может, люди стали бережней относиться к окружающей среде? А может наши ровесники или обитатели ближних улиц решили последовать нашему примеру и тоже устроили уборку территории? Но как бы там ни было, мы искренне обрадовались увиденному.

Дамба встретила нас распростертыми объятиями хрупкой осенней листвы и задорным колючим ветром. Вместе с нами работали и наши учителя, потому что только личный пример – залог успеха. В ходе акции собрано 4 м 3 пластиковых и стеклянных бутылок, алюминиевых банок, упаковок от продуктов, бумаги и прочих бытовых отходов, которые оставляют люди.

Собрав целый контейнер полиэтиленовых мешков с мусором, мы все с удовольствием взирали на плоды своих трудов. Ведь в чистоте и красоте жить приятно каждому.

Мы были безумно рады, что имели возможность участвовать в этой акции, так как она не только сплотила нас еще сильней, но и сблизила с природой [см. приложение 5].

А ещё ребята увидели, как любят озеро его жители, и совместно со взрослыми решили на следующий год обустроить берега озера, построив скамейки и стол в зоне отдыха.

Главным итогом акции мы считаем не только чистый берег, но и возрастание гражданской активности людей, формирование любви к родному краю.

У нас появилось несколько предложений для департамента по охране природы г. Кемерово:

Зачем сажать деревья?

Озеленение – один из путей улучшения городской среды.

Соберём. Сдадим. Переработаем. Раздельный сбор отходов

Больше трети всех отходов, которые образуются в наших домах, можно использовать вторично. Благодаря возвращению ценных ресурсов в цикл производства, уменьшаются объемы свалок и полигонов, экономятся сырье и энергоресурсы.

К отходам раздельного сбора относятся отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона, пластика, стекла и металла. Их сортируют и выбрасывают в маркированные контейнеры, содержимое которых забирает специальный мусоровоз. В отличие от других машин, которые перевозят мусор на полигон, мусоровоз для раздельного сбора доставляет ценные отходы на мусороперерабатывающий завод, где они сортируются по сырьевым фракциям, прессуются и пакуются в тюки. Вторичное сырье заготавливается большими партиями и отправляется на заводы по переработке [7].

Всем известно, что использованные батарейки нельзя выбрасывать вместе с обычным бытовым мусором.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!

Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др. После выбрасывания батарейки коррозируют (их металлическое покрытие разрушается), и тяжелые металлы попадают в почву и грунтовые воды. Из грунтовых вод эти металлы могут попасть в реки и озера или в артезианские воды, используемые для питьевого водоснабжения.

Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20 м 2 земли. Батарейки содержат различные тяжелые металлы, которые даже в небольших количествах могут причинить вред здоровью человека. Это цинк, марганец, кадмий, никель, ртуть и др.

Один из самых опасных металлов, ртуть, может попасть в организм человека как непосредственно из воды, так и при употреблении в пищу продуктов, приготовленных из отравленных растений или животных, поскольку этот металл имеет свойство накапливаться в тканях живых организмов.

Серьезный вред экологии наносит и полиэтиленовый пакет. Установлено, одним пакетом пользуются в среднем не более 20 минут, а на его разложение уходит более 500 лет. В природе нет бактерий, способных разлагать полимерные соединения, поэтому избавиться от пакетов можно только путем сжигания. При сгорании полимерных материалов выделяется один из самых ядовитых газов – СО (угарный). Брошенные пакеты нарушают городские коммуникации – забивают ливневые стоки. Пластиковые пакеты становятся причиной гибели животных. Срок окончательного распада полиэтилена составляет более 500 лет. При сжигании полиэтиленовые отходы выделяют вредные вещества, опасные для природы и здоровья человека. Почти каждый кусочек когда-либо произведенного пластика до сих пор существует. По данным Комитета ООН по охране природы, ежегодно пластиковые отходы становятся причиной смерти 1 миллиона птиц, 100 тысяч морских млекопитающих и неисчислимого количества рыб. Примерно 6 миллионов 300 тысяч тонн мусора, большую часть которого составляет пластик, ежегодно сбрасывается в мировой океан.

Жители нашего района ещё не готовы отказаться от пластикового пакета. Решение данной проблемы мы видим в соблюдении ежедневного правила: идти за покупками со своей сумкой.

Читайте также: