Проблемы музыкального образования в современной общеобразовательной школе научный анализ

Обновлено: 23.05.2024

Одно из главных условий обновления в области художественного образования — достижение качественно нового результата в формировании культуры школьника как неотъемлемой части духовной культуры. В настоящее время остро ставится проблема формирования духовной культуры детей и молодежи в контексте усиливающихся рисков национальной безопасности.

-В регионах следует находить пути более тесного и систематического взаимодействия учреждений образования и культуры, направленного на вовлечение возможно большего количества детей в культуротворческую деятельность.

-Требует целенаправленной научно-методической поддержки практика внедрения инновационных технологий художественной педагогики, что может быть реализовано посредством: – проведения научно-методических семинаров, мастер-классов, посвященных распространению перспективных педагогических разработок и обмену передовым педагогическим опытом; – создания информационного портала по вопросам обновления содержания и технологий художественного образования, совершенствования примерных программ по музыке, ИЗО и МХК для начальной и основной общеобразовательной школы.

высокопрофессионального подбора кадров для преподавания искусства в школе была всегда. Выпускники художественных факультетов и ВУЗов благополучно устраивали свою судьбу вне педагогической деятельности. Школы остаются без специалистов. Талантливому и творческому человеку не престижно идти в педагогику и поныне. Талант хочет быть независимым и материально обеспеченным

Самой актуальной проблемой считаю выбор образовательной программы . В настоящее время, известно всем учителям и педагогам музыки и ИЗО, что существует несколько программ по данному предмету.

История музыкальной педагогики показывает, что организовать усвоение элементарных знаний о музыке в процессе преподавания и в его контроле, конечно, гораздо проще. И здесь, обращаясь к нашему предмету в примерной основной образовательной программе начального общего образования (ФГОС – авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина; Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.), к сожалению, не сложно заметить отход от перспективных (хотя и не доведенных еще до конца) идей, заявленных педагогикой искусства и как–то не заметно отодвинутых в сторону в начале пути своего воплощения. Мы наблюдаем и излишнюю детализацию по видам деятельности, и регламентацию по освоению операционной деятельности, например, на каждом возрастном этапе жесткое следование дидактическим единицам (например, освоение интервалики во 2 кл., привязка творческой деятельности к элементарному музицированию на орфовских инструментах и относительной сольмизации), использование и изучение терминов с самого начала обучения и т.д.. Как известно, термин не должен дедуктивно предшествовать явлениям, которые он определяет, но которые еще не известны, и не всякий учитель считает продуктивной и полезной относительную сольмизацию — отсюда и возникает эффект принуждения. Особое внимание в программе уделено технологической стороне обучения, что, скорее, имеет значение для предпрофессионального образования, но никак не выявляет специфики массового, общего музыкального образования. Возникает впечатление, что примерная программа провоцируют содержание предмета на излишнюю формализацию урока. А, как известно, некоторые навыки в этом случае привить можно, но приобщить, приохотить к музыкальному искусству нельзя. Каковы же пути решения проблемы? Они видятся в составлении такой примерной программы, которая ориентирует на создание целостного урока музыки — урока искусства, призванного заинтересовать детей высокохудожественными произведениями в процессе активного взаимодействия с ними, позволяющего применять те технологии и системы музыкального развития детей, которые отвечают профессиональным предпочтениям учителя–музыканта, постоянно решающего важнейшие вопросы: во образ какой, зачем, почему идет процесс образования человека средствами музыкального искусства, его нравственного развития; как воспитать своего будущего соотечественника, гражданина, личность, умеющую созидать, любить и духовно совершенствоваться?

Сегодня идет подмена понятий и заметно, что зачастую авторитетные люди порывают с традициями, теряют основу жизненной нравственности. Нам нужно постараться продолжать укреплять традиции, на которых стоит вся мировая художественная культура!

Своё выступление хочу завершить на завершен на позитивной ноте:

Окончен вуз, сегодня ты войдешь в просторный класс.

Открытки, музыка, цветы.… И двадцать пар наивных глаз!

В смятенье ум: с чего начать, все позабыл, что знал вчера…

Как к детям ключик подобрать - терпенья, нежности, добра?

С улыбки дружеской начни, тепла, приветливого слова…

Чтобы поверили они в твою надежную основу.

Отныне и на много лет ты - этих юных душ строитель!

Нелегкий вытянут билет…

Удачи! В добрый путь, Учитель!

Семь золотых правил для педагога

1. Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов)

2. Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев)

3. Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс)

5. Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6. Никакая большая победа не возможна без маленькой победы над самим собой (Л. Леонов)

7. Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор)

Заповеди начинающему педагогу

1. Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2. Будь приветливым – и будешь смелым.

3. Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4. Умей требовать и прощать.

5. Верь в уникальные способности каждого ребенка.

6. Будь компетентен и будь уверенным.

7. Верь, что каждого ребенка можно научить, только для этого необходимо время.

8. Претворяй процесс обучения в радость.

9. Будь для ребенка не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

В статье автор анализирует влияние на качество обучения начиная от исторического момента "перестройка", модернизации до современных требований ФГОС. Изложены необходимость овладения обучающими системой универсальных и специфических учебных действий. В статье прослеживается проблема поиска нового содержания учебного процесса и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Автор полагает, что решение проблем музыкального воспитания будет способствовать духовно-нравственному росту обучающихся, их саморазвитию, развитию творческих способностей, укреплению здоровья. Статья направлена преподавателям музыки, студентам музыкально-педагогических факультетов. Она получила практическое преминение. Был "переброшен мост" между общеобразовательными школами и профессиональной музыкальной системой: музыканты-профессионалы часто выступают с лекциями-концертами "живой" музыки перед обучающими общеобразовательных школ.

ВложениеРазмер
текст 47.5 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе.

Платон называл музыкантом не того, кто владел игрой на каком- либо инструменте, но того кто достиг согласованности, гармоничности внешнего и внутреннего, мысли, слов и дел.

На сегодняшний день мы имеем лучшую в мире систему массового музыкального воспитания. Этим мы обязаны великому композитору и педагогу Д.Б. Кабалевскому. В 50- 80-х г. он смог возродить эстетическое воспитание детей в школе, создав уникальную систему музыкального воспитания, не имеющую аналогов в мире. Она успешно развивается и совершенствуется, принята как основная в 15 странах Европы и Азии.

Согласно истории, эпоха перестройки в нашей стране приходится на вторую половину 80-х г. Педагогическая наука откликнулась на перемены в социальной жизни, выдвинула личностно- ориентированный подход в воспитании и обучении детей. Модернизация общеобразовательной школы была направлена на совершенствование структуры и содержания обучения. Появилась необходимость ухода от идеологизированной, политизированной её сути к конкретной цели, находящейся в рамках музыкального искусства. Но перестройку музыкально- педагогических процессов вряд ли можно считать завершенной и в наши дни. Музыкальная педагогика пребывает в состоянии сдвигов и преобразований. Современная социокультурная ситуация выдвигает ряд важнейших проблем, определяющих цели и содержание урока музыки в общеобразовательной школе, как основной формы массового музыкального образования. Важнейшей проблемой музыкальной педагогики является проблема соотношения, сочетания или доминирования различных интонационных пластов музыки на уроке.

Федеральный государственный образовательный стандарт музыкального образования определяет учебно-познавательные и учебно-практические задачи, выполнение которых требует от учащихся овладением системой универсальных и специфических учебных действий. Они в свою очередь способствуют достижению цели урока. От учителя требуется использование педагогических технологий, которые основываются на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы, содержание и организация образовательного процесса на ступени основного общего образования направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Педагогическая мысль и деятельность поставлены перед проблемой поиска нового содержания учебного процесса, отвечающего современным требованиям и новой методологии, позволяющей формировать необходимые сегодня качества личности. Появляются новые технологии, направленные на формирование универсальных учебных действий:

- проблемно-диагностическая (постановка проблемы и поиск её решения)

- оценивание образовательных достижений;

- технология продуктивного чтения.

В основе музыкально- педагогической деятельности лежит системно- деятельный подход – знания не передаются, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности. Этот подход требует от учителя большей подготовки к уроку и творчества. Возможная проблема: диалог учителя и учеников, подводящий школьников к выводу о том, какова же тема урока, может несколько затянуться и плохо повлиять на дальнейший ход урока.

Музыка обеспечивает среду формирования духовно- нравственной культуры личности на основе культурно- исторических и национально- культурных традиций России, формирование опыта музыкально- творческой деятельности.

Известно, что хорошая организация урока – это половина успеха обучения. При подготовке к уроку учитель всегда должен отвечать на вопрос чему учить детей, какие умения и навыки развивать, для чего изучается определенный материал уроков, с какой целью необходимо использовать какие- либо виды деятельности, пользоваться определенными методами изучения.

Учитель музыки в школе – это должно быть серьезно, ответственно и престижно. Но как им стать? В общеобразовательных школах не хватает учителей музыки. Куда деваются выпускники музыкально-педагогических вузов? Необходимо усилить школьную практику студента в годы учебы в учебном заведении.

Учитель музыки должен знать, что успех обучения зависит от того, как мы вступаем в него, как поддерживаем диалог и как мы его завершаем. Профессионализм учителя также зависит от умения держать в поле зрения и внимания весь класс, живо реагировать на реплики и порывы учащихся.

Использование на уроке электронных образовательных ресурсов позволяет учиться с максимальной эффективностью. Но при этом учитель не должен перенасыщать урок многообразием информации мультимедиа, лишней теорией. На первый план необходимо выдвигать музыкально-практическую, творческую деятельность.

Среди актуальных проблем музыкального воспитания в современной общеобразовательной школе по-прежнему являются охрана голоса учителя музыки (профессиональный голос педагога-музыканта требует от него большей затраты сил и энергии, чем голос, применяемый в быту); непонимание специфики воздействия музыки на человека многими детьми, родителями, руководителями образовательных заведений; информационная перегрузка детей; недостаточное количество часов, выделяемых для изучения предмета. К сожалению, проблемой остается непонимание, недооценка того факта, что музыка обладает огромным лечебным воздействием на человека.

Серьезной проблемой является современная звуковая среда. Еще с прошлого века утрачены азы исконной культуры, подвергся изменению интонационный строй русского бытия.

Актуальной проблемой не только педагогики, но и всей нашей жизни является тот факт, что дети разучились трудиться. Ученики Павлыжской школы, в которой работал В.А.Сухомлинский, строили модели, работали на станке, управляли трактором и мотоциклом. Вокруг школы – прекрасный сад, мастерские, учебная электростанция, теплица, крольчатник, пассика. И всё выстроили и сделали сами ребята с помощью взрослых. По мнению В.А Сухомлинского интерес к учебной деятельности был в успехах детей, в их ощущении роста, достижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чём счастье! В. А Сухомлинский считал, что ленивыми ребята становятся в самой школе от того, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали почувствовать радость успеха в учении.

Для преодоления проблем музыкального образования необходимо объединить все научные музыкальные силы России для обобщения и обмена опытом.

Основные проблемы современного музыкального образования или "семь смертных грехов" педагогической практики

Основные проблемы современного музыкального образования

Чтобы понять силу, существенность изменений, происходящих в наше время (и не только в нашей стране), направленность этих изменений, пожалуй, стоит обратиться к истории. Например, в ХVI веке протестантский хорал упразднил единоначалие григорианского пения в Европе, что стало мощнейшим толчком для перехода от модальной монодии к гармоническому многоголосию. Этого требовало историческое время - время образования альтернативы по отношению к романской линии культуры. Сколько сил было затрачено (вспомним знаковую фигуру Мартина Лютера), чтобы переломить ход истории в крестьянской войне на территории Германии! ХVII век вносит новое раздвоение: светское начало для человека становится таким же важным как и религиозное (цепь буржуазных революций прокатилась по Европе). Хоровая полифония уступает лидирующее место светской музыке: Италия стала ведущим источником новой формы существования музыки – гомофонности (1600 год считается годом рождения жанра оперы). Расцветают новые – концертные - жанры (скрипичные концерты А. Вивальди). А во Франции во времена Людовика ХIV (1638 – 1715) Люлли возглавляет Королевскую академию музыки и всех поражает своим искусством в опере и балете – жанре, основанном на принципиально новой позиции, на абстрагировании, остранении танцевальных движений от попытки изобразить конкретно что-либо (как в фольклорном танце). А для домашнего музицирования появился рояль: от клавикорда до фортепиано. Это ли не очередная революция в историческом витке музыкального бытия?

Великие этапы музыкальной истории тесно связаны с этапами взросления человечества, активного изменения его потребностей. И новое всегда завоевывалось в борьбе со старым. Бах не спешил сочинять для нового инструмента – фортепиано. А в России борьба староверов с новыми петровскими реформами приобрела трагические повороты.

Что же сейчас? В начале ХХI века? Взглянем на музыкальный процесс обучения как на процесс обучения в целом. По сути мы живем в кризисное время, требующее кардинальных изменений во всем, в школьной реформе, в том числе. Наши дети завалены информацией: они учатся в школе каждый день по 6-7 (а то и больше) уроков, а потом бегут дальше – в музыкальную школу. Именно – бегут: в Санкт-Петербурге дети не успевают приехать на занятия к 16 часам 30 минутам. Никто в общеобразовательной школе не отвечает за корреляцию учебного процесса: график написания рефератов (где-то с 3-го класса) по разным предметам не регулируется и не обсуждается.

Надо отдать себе отчет в том, что кризисность сегодняшнего положения дел заключается в том, что колоссальный бум все нарастающей информацией во всех областях мы еще не научились обрабатывать и систематизировать. Не научились упорядочивать знания, потому что еще не владеем методом этого упорядочивания. Не владеем методом упорядочивания, потому что еще не научились отвечать на вопрос – зачем и почему нам это надо.

Так почему же наш подопечный не может ответить на вопрос? Начнем со второй причины: уставший за целый день от количества предложенной ему информации, от постоянно сигналящих мобильных телефонов, от жуткого шума в школе, от сутолоки на улицах и в транспорте, более того, обычно не понимающий – зачем задается тот или иной вопрос, наш ученик не в состоянии сосредоточиться и сразу, с первого раза сделать то, что от него требуется.

Обратимся к музыкальным теоретическим программам. В программе для детей дошкольного возраста, находящейся на вооружении в методическом кабинете Санкт-Петербурга, на первой странице указывается, что большие проблемы у детей с освоением тональности, в которой есть ступени, аккорды, кластеры, хроматизмы, ведущие к додекафонии и т.д. Не стоит заниматься критикой данного пособия. Стоит подумать – почему так получилось? Современная ситуация в образовании и, в частности, музыкальном сложилась критическая: традиционная, сложившаяся система пытается оправдать себя максимальной информационной загрузкой при сохранении старых методов подхода. Когда мы учились в 50-60-х годах, теория на уроках сольфеджио не занимала столько места сколько сейчас. Можно было вообще не делать домашнего задания, а только ходить на уроки и осваивать успешно предлагаемый материал прямо в группе. В конце 80-х задания по сольфеджио на подготовительном отделении уже разрослись до такой степени, что требовали ежедневного многочасового труда. А сейчас теория занимает место в виде отдельных учебников для каждого года обучения. Откуда она взялась в таком объеме?

Попробуем обозначить наиболее значимые конфликтные ситуации, существующие в музыкальном образовании сквозь призму дополнительных – так называемых теоретических предметов.

Между прочим, время от времени осуществляется реформа вербального языка – в плане его грамматических норм. В учебном музыкальном процессе давно назрела необходимость в инвентаризации классического инструментария, существующего на сегодня, реально в практике (или лучше сказать, отбор, ограничивающий ассортимент различных классических средств), а периферийно функционирующие элементы отнести к справочной литературе.

Конфликт третий – теория неверная. Как это ни странно, но даже классическая музыкальная система, не говоря уже о явлениях ХХ века, преподносится в учебном процессе в искаженном виде, с существенными отклонениями от самой ее сути. Правда, можно попытаться этот феномен объяснить именно тем, что методические огрехи в традиционном материале как раз и выступили воочию благодаря активному подключению последующих новаций в музыкальном искусстве и обозначилась научная несостоятельность в целом современного теоретического фундамента (вот и попали на одну первую страницу учебника для дошкольников кластеры и додекафония!).

Одна из самых традиционных ошибок в преподавании классической системы заключается в неверном преподнесении ее основ. Что есть тоника в мажоро-минорной системе? До сих пор встречаются учебники, в которых тоникой называют первую ступень, а доминанту – пятой, а квинту на первой ступени – объединением тоники и доминанты. А разве не рисовали наши дети беленькими кружочками устои, а черненькими – неустои? Казалось бы – как это наглядно и красиво. Но почему в доминантсептаккорде пятая ступень остается беленькой, ведь это же – доминанта, требующая перехода в тонику! Забегая вперед, стоит отметить, что представление тоники (и не только тоники) мажоро-минорной системы в виде гармонического элемента является базовым – с самого начала обучения музыке – и решает практически все проблемы. Стоит вспомнить еще один смешной пример: определение тональности по ключевым знакам (невзирая на то, что ключевые знаки в классической системе одинаковые и для мажора и для параллельного минора) и по последней ноте.

Было бы неплохо поучиться у тех, кто занимается подготовкой и размещением рекламы. В этом случае просчитываются все моменты, необходимые для активного привлечения клиента. Однако психологические возможности восприятия нынешнего ученика, кажется, никак не учитываются при составлении и оформлении той или иной учебной литературы.

До сих пор у педагогов высшего звена существует установка на то, что в училище теоретики проходят практику на базе начальной школы, а в вузе необходимо осваивать среднее звено. Объяснить, что сегодня самые квалифицированные специалисты требуются как раз в начальном звене, порой бывает очень трудно. Если заболеет ребенок, разве мы будем вызывать фельдшера? Сегодня требуется профессионализм высшего качества на всех возрастных уровнях общества и, более того, требуется установления особо тесного контакта профессионала с непрофессионалом. Если подросток пришел заниматься музыкой впервые ( сейчас это очень частое явление), а потом ушел, причем, очень быстро ушел, где-нибудь через полгода (а это – еще более частое явление), то в ответе должен быть тот профессионал, к которому пришел этот подросток. К сожалению, нет программ, по которым можно было бы обучать музыке взрослых людей, нет методического опыта в этом направлении и абсолютно непригодной оказывается та теория, которую мы – профессионалы - холим и лелеем. До сих пор действует установка: если ребенок в 7 лет не начал заниматься на рояле, то он уже опоздал! Мы не относимся с должным пиететом к занятиям музыкой с людьми взрослого поколения. Но ведь они все, что получат от нас, профессионалов, передадут потом своим детям и мы, в этом случае, гораздо в большей степени можем рассчитывать на оздоровление нашего общества, чем сейчас.

Где же ответы на все или почти все поставленные вопросы?

Не пытаясь определить, а что же такое отзывчивость, попробуем уточнить – на что отзывчивость и в каких условиях она возможна.

[1] Об этом можно прочитать в программе для дошкольников, составленной педагогами музыкальной школы при Университете им. Гнесиных на основе интенсивной теории В. Брайнина.

важнейшую задачу: приобщить ребёнк а к истокам традиционной ку льтуры .

Именно поэтому главнейше й целью начального периода муз ыкальног о

образования является интенсивное муз ыкальное воспитан ие ученика.

Что музыкальная педагогика вкладывает в понятие «музыкальное

получившей наз вание классической, изучение музыкальных правил и

истории музыки, анализ и усвоени е музыкальных традиций , освоение

приёмов игры на инструме нте, искусства пения, ансамблевого испол нения и

Муз ыкальное воспитание же подразуме вает реакцию человека на

современную музыкальную среду. С точки зрения музыкальной педагогики,

музыкальное восп итание это подготовка природных данныхученика

(физиологичес ких и интеллектуальн ых) к восприятию му зыкального

Если вначале обучения музыкальное образование превалирует над

музыкальным воспитанием, ученик теряет интерес к обучению в связи с

возникающими трудностями. Для осознания основ музыкальной грамоты

преподаватель дол жен приготовить слух, внимание , память, эмоциональное

восприятие, рит м, двиг ательные фу нкции ребёнка. Это должно стать

основой начального периода обучения, так как от первых уроков ученика в

музыкальном воспи тании з ависит ег о музыкальное образов ание.

Преподаватель должен сделать так , чтобы ребёнок осозна л необходимость

обучения музыке. А для этого нужно раз вить эмоциональ ный мир ученика,

чтобы он мог аде кватно восприним ать тот ми р, который заключён в поняти и

пространством. На п ервых ур оках важно чтобы ребёнку удавалось как можно

больше из того, что ему пр едлагается освоить. Ведь всё, с чем с талкиваешься

впервые, з апоминается особенно хорошо. П озитивный нас трой пер вых

занятий муз ыкой решает многие сложные задачи, которые ученик буде т

2.Задачи музык ального в оспитания и музыкальног о образов ания в

В н ачальный период обучения необходимо подготов ить слуховое внимание

ученика, а также освоить целый комплекс двигательных, эмо циональ ных

задач. В настоящее время многие дети с традают от мышечной зажатости,

связанной с повышенным тонусом мышц, поэтому, во - первых необх одимо

выработать свободное движ ение рук, а уже затем навыки координации. На

этом этапе важно не форсировать развитие технических навыков, а двигаться

в техническом на правлении постепе нно, наблюдая за тем пом движения

ребёнка. Лучше уделить внимание слуховой, эмоциональной работе ,

развитию слуховых восприятий и музыкальных представлений, а в

техническом плане обратится к работе над крупными движениями рук и

вопросам ориентации на инструменте . Вывод: самой главной задаче й

начального воспитания является воспитание правиль ных, свободных

При работе над умением расслабляться, владении мышечными

ощущениями н еобх одимо опиратьс я на то, что реб ёнок умее т делать. Оче нь

хорошо помогают комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие с

одной стороны освобождению мышечного аппарата, а с другой

развивающие мышечную акт ивность ученика , обращение к знакомым

образам: зайчик, птичка, бабочка, стрекоза, капелька, часы и т.д. Важно

создать у ребёнка ощущение, что он играющий музыкант уже на первых

уроках. Для этого есть мно го ансамблевого материала, в котором ребёнок

исполняет один - два звука. Музыка, исполняем ая на первых уроках , должна

быть ритмически чётко организована, для воспитания в ученике ощуще ния

равномерности пул ьсаци и (марш, полька, колыбельная ) . Одновре менно

необходимо начать работу над развит ием вокальных навыков ученика .

Первые певческие упражнения так ж е начинаем с одного прави льно

пропетого звука (примарного тона ребёнка). Приняв за точку отсчёта

примарный тон, постепенно увеличиваем диапазона голоса вверх и вниз от

него. Для развития музыкальн ого слуха ребёнка, подби раем по слуху те

песенки, которые он уже по ёт. Само е важное на первом этапе является

именно развитие слуха, направлен ное на исполнение и восприяти е звуков

(различаем высоту и силу звука, звуки отрывистые , короткие , связные,

исполняются р азличным прикоснов ением, создавая разно образные

музыкальные образы. Дальше переход им к испо лнению и восприятию двух -

и трёхзвучных мелодий штрихом legato , обязательно использовать

подтекстовку для создания определённых музыкальных образов.

Впоследствии необходимо направи ть работу по развит ию слуха ребёнка на

восприятие протяжённ ой мелодической линии, нескольки х одновременно

звучащих мелодий, различение интервалов (консонирую щих и

диссонирую щих), мажора и минора, различе ние мелодии и

Ритмическая и ме трическая развитость ученика в б ольшей мер е зависит от

природных данных ребёнка. В настоящее время всё чаще приходитс я

сталкиваться с р итмически неустойчивыми детьми. Поэтому ритмическое

воспитание следует начинать не с объяснения ритмических фигур и

графическог о изображения длительносте й, и н и в коем случае, не со счёта

вслух (как показыва ет практик а, это мало помогает: нерит мичный ребён ок и

считать будет неритмично). Необходимо начать ритмиче ское воспитание,

используя навыки, которыми ребёнок уже владеет: прежде всего, это

ритмичная ходьба под музыку. Рит мичное движение под музыку позволяет

ощутить равномерность метричес кой пульсации. Таким образом , мы

воспитываем чувство ритма на слуховом уровне, а не визуальном. Баринова

отмечает: «Только тог да, ког да раз новидности р итмических формул б удут

освоены и легко воспроиз водится на слух, можно объясня ть ребёнку правила

В дальнейшем приоритет ы педагога меняются, и он переходит от задач

музыкального воспитания к задачам музыкального образования. Постепенно

расшир яем круг знаний ученика: знакомим его с графичес ким

изображением н от, ритма, пауз, знаков альтерац ии, штр ихами,

аппликатурными принципами. В это же время необходим о закладыват ь

принципы грамотной раб оты с нотным текстом, что впоследс твии созд аст

базу для самост оятельных занятий учащегося. Часто можн о слышать жа лобы

Читайте также: